Плюсы и минусы подушек безопасности в автомобиле
Александр Никоненко
Все автоконцерны стараются поддерживать свой престиж, и стремятся, чтобы их автомобили были не только надёжными и комфортными, но и максимально безопасными. Поэтому уже несколько десятилетий в комплектацию каждого авто в мире входит набор подушек безопасности. Несмотря на это, вокруг этих приспособлений до сих пор ведутся споры: чего от них больше, плюсов или минусов.
Причём спорящими сторонами приводятся веские доводы как за, так и против подушек безопасности. Давайте попробуем разобраться, кто же их них на самом деле прав. В этой статье мы рассмотрим реальные плюсы и минусы подушек безопасности – когда они полезны, и в каких случаях могут стать опасными.
Польза подушек безопасности для водителя и пассажиров авто
В зависимости от марки и года выпуска авто, в его салоне может быть установлено разное количество подушек безопасности. Как минимум, одна – водительская, есть в каждом автомобиле. Чем продвинутее и новее модель, тем большим числом Airbag она укомплектована.
Чем оправданы такие меры, и какие плюсы имеют такие устройства:
- Подушки безопасности расположены в самых опасных для находящихся в салоне людей местах. Раскрываясь во время удара, они мгновенно возникают между человеком и твёрдой поверхностью, сводя к минимуму возможность серьёзных повреждений.
- В спящем состоянии устройства надёжно «замаскированы», и их присутствие в салоне совершенно незаметно.
- Они срабатывают автоматически, активизируясь в считанные доли секунды после толчка значительной силы. То есть их не нужно включать специально, и даже если вы растеряетесь во время ДТП, подушки безопасности всё равно успеют прийти вам на помощь.
- Датчики чётко следят за направлением полученного удара. Они включают только подушки безопасности, находящиеся с нужной стороны. Остальные устройства не раскрываются, и не занимают места в салоне. При их значительном объёме это тоже является плюсом – после ДТП вы сможете быстрее покинуть автомобиль.
- Система не требует особого ухода, и это тоже её плюс. Вам достаточно следить за датчиками на панели управления, и обращаться в сервис в случае обнаружения неполадок, а также по истечению срока годности (для авто до 1992 года выпуска).
По данным статистики, с появлением в автомобилях подушек безопасности, число смертельных исходов при ДТП снизилось почти на 30%. То есть тысячи людей во всём мире остались живы только благодаря их своевременному срабатыванию. Это является огромным плюсом, и говорит о несомненной полезности устройства.
В чём выражаются недостатки подушек безопасности
Несмотря на все свои преимущества и явные плюсы, минусы у подушек безопасности тоже есть. А в некоторых случаях они могут быть действительно опасны, но чаще всего – именно по вине водителя.
К незначительным недостаткам можно отнести высокий уровень шума при их срабатывании. Но длится он очень недолго, и вызывает только кратковременный дискомфорт, не причиняя никакого вреда здоровью людей.
Более серьёзные минусы подушек безопасности таковы:
- Самопроизвольное срабатывание. Очень редко, но случается, что подушки безопасности могут выстрелить без всякой видимой причины. На самом деле, таких причин 2:
- Производственный брак. Если это произошло по вине производителя, и не позже, чем через 10 лет после приобретения автомобиля, бракованное авто бесплатно заменяется на новое. Такие инциденты производителям не нужны, поэтому за качеством подушек безопасности следят очень строго, практически исключая такой вариант.
- Резкий толчок. Случайное попадание колесом в глубокую яму на дороге или наезд на препятствие (камень или бордюр) на скорости система безопасности может принять за ДТП, и дать сигнал для раскрытия подушек.
- Не пристёгнут ремень безопасности. Водитель должен не только пристёгиваться сам, но и требовать этого от каждого пассажира. В противном случае «встреча» с воздушной подушкой на огромной скорости только усилит вероятность повреждений.
- Отсутствие детского кресла. Хрупкий детский организм может не выдержать, если во время ДТП ребёнка резко бросит навстречу довольно твёрдой подушке безопасности. Чтобы избежать серьёзных травм и смертельных исходов, обязательно надёжно фиксируйте ребёнка в специализированном кресле.
- Неправильное положение руля. Проводя тюнинг салона, некоторые водители изменяют угол наклона руля или приближают его к себе. Этого нельзя делать ни в коем случае: такая «красота» — минус для вашей безопасности. Если подушка выстрелит с расстояния ближе, чем 25 см., и под углом, не предусмотренным производителем, она может нанести вам значительные увечья.
Как видите, сделать так, чтобы получать от подушек безопасности только плюсы, и исключить минусы, в большинстве случаев вполне в ваших силах. Водите автомобиль аккуратно, соблюдайте правила безопасности, и устройство станет вашей страховкой на случай опасности, а не её источником.
Какими бывают системы безопасности в автомобилях, и какие машины самые защищенные
Дорога — источник повышенной опасности, требующая к себе особого внимания. Автопроизводители ежегодно улучшают свои автомобили, регулярно модернизируя конструкции и внедряя все новые технологии безопасности.
В данной статье мы расскажем от чего зависит безопасность машины, кто и как ее проверяет, рассмотрим функционал наиболее популярных систем, а также назовем несколько самых безопасных популярных у нас машин.
Посмотреть все машины с высокими показателями безопасности можно у нас на сайте — в разделе безопасные автомобили.
От чего зависит безопасность авто?
Безопасность автомобиля — важнейшая из характеристик, определяемая эффективностью систем безопасного вождения. Они помогают водителю, предупреждая аварийные ситуации (активные) и снижая тяжесть их потенциальных последствий (пассивные).
Какими бывают системы активной безопасности?
- Антиблокировочная. Дозирует торможение, разбивая его на несколько фрагментов, предотвращая полную блокировку колес и срыв автомобиля в юз. Позволяет достигнуть максимальной эффективности и безопасности торможения.
- Антипробуксовочная. Предотвращает проскальзывание ведущих колес при недостаточном сцеплении с дорогой
- Распределения тормозных усилий. Как правило, использует конструктивные элементы антиблокировочной системы. Позволяет распределять тормозные усилия между осями и/или колесами, помогая сохранить траекторию движения, снизить вероятность заноса при торможении на неоднородном дорожном покрытии и в поворотах.
- Помощи при экстренном торможении. Распознает экстренное торможение, как правило, по усилию и скорости нажатия на педаль тормоза. При необходимости, мгновенно увеличивает до максимума давление в тормозной системе, обеспечивая торможению максимальную эффективность.
- Электронной блокировки дифференциала. Активируется при пробуксовке одного из колес ведущей оси, подтормаживает его, обеспечивая увеличение на нем крутящего момента. Базируется на ABS.
- Динамической стабилизации. Включает в себя ранее перечисленные системы. Функция системы курсовой устойчивости: стабилизация движения при риске или потере управляемости.
Зачем нужны вспомогательные системы?
Современные автомобили оснащаются и массой вспомогательных систем, предназначенных для облегчения управления в потенциально сложных или опасных ситуациях. Самыми распространенными системами подобного типа являются:
- Парковочный ассистент. Помогает в парковке, подавая звуковые сигналы при угрозе столкновения. Система может быть оснащена камерой заднего вида или же камерами кругового обзора, выводящими изображение на дисплей в салоне.
- Адаптивный круиз-контроль. В отличие от стандартного круиз-контроля, система при помощи датчиков принимает информацию о скорости впереди идущего ТС и расстоянии до него, что позволяет авто без участия водителя изменять режим движения в зависимости от ранее указанных переменных.
- Система помощи движения по полосе. Следит за дорожной разметкой и предупреждает водителя, если он выполняет опасный маневр.
- Также применяются системы распознавания дорожных знаков, контроля состояния водителя, мониторинга «мертвых» зон, помощи при спуске с горы и помощи при трогании на подъеме.
Что такое системы безопасности превентивного действия?
На многих современных автомобилях некоторые из перечисленных активных и ассистирующих систем при помощи специального программного обеспечения объединяются в масштабные технические системы так называемой интеллектуальной превентивной безопасности.
Их задача заключается в предупреждении столкновения, предварительной подготовке тормозной системы к торможению, подготовке к активации некоторых систем пассивной безопасности, а также в автоматическом изменении скорости движения вплоть до полной остановки. К таким электронным помощникам относятся Collision Warning with Brake Support от Ford, Collision Warning with Auto Brake и City Safety от Volvo, Front Assist от Volkswagen и т.д.
Что включает в себя перечень устройств и механизмов пассивной безопасности?
Итак, мы рассмотрели системы, которые прямо или косвенно предупреждают столкновение, а далее расскажем об устройствах, механизмах и конструктивных особенностях, отвечающих за пассивную безопасность в авто. То есть об элементах, обеспечивающих защиту от получения травм непосредственно при столкновении.
- Подушки безопасности (грудные, фронтальные, коленные, центральные, пешеходные);
- Шторки безопасности (головные подушки);
- Ремни безопасности;
- Детские сиденья или крепления для них, специальные ремни;
- Подголовники (обычные или активные);
- Безопасные стекла;
- Травмобезопасный педальный узел.
Весомым критерием пассивной безопасности также является особая конструкция кузова, предполагающая поглощение энергии столкновения путем смятия передней части или кормы автомобиля. В случае фронтального удара двигатель и другие агрегаты, узлы и механизмы, расположенные в подкапотном пространстве, уводятся под днище машины. Это позволяет снизить риск получения водителем и передним пассажиром травм высокой степени тяжести. Несмотря на сравнительно легко деформирующиеся переднюю и заднюю части, каркас салона (стойки, каркас крыши, пороги) имеет высокую прочность и жесткость. Это также положительно влияет на надежность защиты людей, находящихся в автомобиле.
Важно понимать, что при всей технологичности главная «система безопасности» автомобиля — это внимательный, собранный и ответственный водитель, а все остальное лишь помощники и страховка.
Что такое краш-тесты и кто их проводит?
Краш-тест — это мероприятие, при котором умышленно воспроизводится ДТП в условиях специально оборудованных полигонов. Сегодня подобные испытания проводит множество организаций: от самих автопроизводителей до независимых институтов безопасности дорожного движения. Разумеется, у каждого из них своя система.
Стоит отметить, что перечисленные организации предъявляют суровые требования к безопасности автомобилей, что позволяет не сомневаться в беспристрастности проводимых испытаний.
Рейтинг безопасных автомобилей от FAVORIT MOTORS
Volkswagen Passat (по версии IIHS в 2016). Современный городской седан, завоевавший 5* по уровню безопасности, в дополнение к которому прилагаются солидный внешний вид и выдающиеся ходовые качества.
Volkswagen Tiguan (по версии Euro NCAP в 2016). Кроссовер, который может похвастать не только высоким уровнем безопасности, но и образцовым салоном — эталоном современной автомобильной эргономики. Новое поколение оставило при себе все эти качества.
Volvo XC90 (по версиям IIHS и Euro NCAP в 2016). Внедорожник, тестировавшийся два года подряд и с такой же периодичностью получавший высшую отметку безопасности. Комфортный, эффектный, обученный специальным манерам — настоящий аристократ.
Ford Mondeo (по версии Euro NCAP в 2014). Автомобиль, выросший из «среднего» класса в полноценный представительский. Солидный и одновременно агрессивный дизайн, экономичность и прекрасные динамические качества, надежность и качество, сравнительно невысокая стоимость и 5 звезд безопасности.
KIA Optima (по версии Euro NCAP в 2015). Безопасный бизнес-класс по доступной цене.
Системы активной безопасности автомобиля, мифы и реальность
Сегодня мы поговорим про системы активной безопасности автомобилей, так как практические уже каждое современное авто обладает такими системами, но не многие покупатели автомобилей про них знают.
В такт с развитием электронной техники и цифровых технологий до неузнаваемости изменился и автомобиль.
И если всего каких-то 20-30 лет назад антипробуксовочная система была непременным атрибутом автомобилей премиум-класса, то сегодня она идет уже в минимальной комплектации на многих марках бюджетных автомобилей.
Сегодня львиная доля электронных систем в автомобиле так или иначе входит в набор так называемой, активной безопасности.
Эти электронные системы помогут неопытному водителю удержать автомобиль на своей траектории, преодолеть крутые спуски и подъемы, осуществить безаварийную парковку и даже объехать препятствие без заноса при экстренном торможении.
Более того, многие современные электронные системы «научились» следить за «мертвой зоной», боковым интервалом и дистанцией, они могут распознавать разметку, дорожные знаки и даже пешеходов, пересекающих дорожное полотно.
Мы уже частично затрагивали эту тему в статье современные системы автопилота.
Но и это далеко не исчерпывающий список вспомогательных электронных систем. Для комфортабельного движения по загородным дорогам многие автомобили оснащены системами адаптивного круиз-контроля.
Именно благодаря им водитель может взять своеобразный тайм-аут и следить лишь за дорогой, а все остальное, включая соблюдение дистанции, траекторию движения и управление дроссельной заслонкой будет делать электроника.
А если водитель слишком расслабился или даже задремал, его разбудит электронная система, следящая за поведением водителя.
Похоже, что будущее, когда автомобиль станет еще и авто-управляемым, совсем близко? Может быть.
Но, пока у электронных систем есть не только почитатели, но и противники.
Они утверждают, что обилие электронных систем лишь мешает водителю проявить себя, а в ряде случаев электроника даже усугубляет положение.
Прежде, чем вставать на сторону тех или других, следует сначала разобраться как работают электронные системы безопасности, каких неприятностей они помогают избежать и в каких случаях они бывают «бессильны».
ABS (Anti-block Braking System)
Антиблокировочная система торможения.
Именно под этой аббревиатурой принято скрывать ту самую антиблокировочную систему, которая не только стала первым электронным помощником водителя, но и послужила основой для создания на ее базе многих других электронных систем активной безопасности.
Сама антиблокировочная система препятствует полной блокировке колес при торможении и оставляет автомобиль управляемым даже на скользком покрытии.
Впервые подобная система была установлена на автомобили Mercedes-Benz еще в начале 70-х годов прошлого века.
Современная антиблокировочная система существенно сокращает тормозной путь при срочном торможении на скользком дорожном покрытии.
Принцип работы современной системы ABS заключается в циклах сброса и подъема давления тормозной жидкости в контурах, ведущих к исполнительным механизмам колес.
Электроника управляет клапанами, получая информацию от датчиков вращения колес.
При прекращении вращения какого-либо из колес, электронные импульсы от датчика перестают передаваться на центральный процессор.
Сразу же в действие включаются электромагнитные клапаны, сбрасывающие давление, заблокированное колесо растормаживается, после чего клапаны снова закрываются, поднимая давление в тормозных контурах.
Этот процесс проходит циклически, с частотой около 8 — 12 циклов подъема и сброса давления в секунду, пока водитель удерживает педаль тормоза.
Водитель ощущает работу АБС по пульсирующему биению тормозной педали.
Современные антиблокировочные системы позволяют не только осуществлять так называемое прерывистое торможение, но и управлять тормозными усилиями колес на каждой оси в зависимости от их проскальзывания. Эта система называется EBD, но о ней мы поговорим позже.
Недостатки АБС.
Но, у каждой медали имеется еще и обратная сторона.
Главная проблема любой АБС заключается в том, что электроника практически полностью заменяет водителя в управлении торможением, оставляя ему лишь пассивно нажимать на педаль.
Система включается в работу с некоторым запаздыванием, поскольку для оценки тормозных усилий и состояния дорожного покрытия процессору нужно время.
Обычно это доли секунды, но как показывает практика, очень часто их хватает на то, чтобы автомобиль вошел в занос.
Также АБС может сыграть с водителем еще одну злую шутку на скользком покрытии. Все дело в том, что на скоростях движения меньше 10 км/ч АБС автоматически отключается.
Это означает, что, если водитель успел сбросить скорость до значения ниже порога отключения системы в условиях очень скользкой дороги, а впереди него препятствие в виде столба, отбойника или стоящий автомобиль, вероятнее всего, водитель будет удерживать педаль тормоза нажатой.
А это легко может обернуться в условиях гололедицы мелким дорожно-транспортным происшествием.
Именно в момент отключения вспомогательной системы водитель должен брать на себя полное управление торможением.
Также непросто прокачать тормоза с АБС, здесь нужны определенная сноровка и знания.
EBD (Electronic Brake Force Distribution)
Электронная система распределения тормозных усилий.
По сути, она является усовершенствованной антиблокировочной системой активной безопасности.
В отличие от АБС, которая в циклическом режиме сбрасывает и поднимает давление в тормозных контурах, система EBD способна управлять тормозными усилиями на задней оси, поскольку при торможении центр тяжести автомобиля смещается на переднюю.
Задняя ось при этом остается практически разгруженной. Для сохранения управляемости автомобиля колеса передней оси должным блокироваться раньше, чем задней.
Работа системы EBD практически ничем не отличается от ABS. Единственное отличие — это удержание системой рабочего давления в тормозных контурах задних колес заведомо ниже, чем в передних.
При блокировке задних колес клапаны сбрасывают давление до еще более низкого значения.
При повышении скорости вращения задних колес клапаны закрываются и давление вновь нарастает.
Система работает в сочетании с ABS и является ее дополняющей частью.
Она пришла на замену знаменитому «колдуну» — механическому регулятору тормозных сил, отключающего тормозные контуры задних колес в зависимости от наклона кузова автомобиля.
ASR (Automatic Slip Regulation)
Антипробуксовочная система.
Эта электронная система активной безопасности предназначена для недопущения пробуксовки ведущих колес автомобиля.
В настоящее время она устанавливается на многие современные автомобили, включая полноприводные кроссоверы и внедорожники.
У многих автопроизводителей антипробуксовочная система может иметь разные названия. Но принцип работы практически одинаков и основывается на работе антиблокировочной системы торможения.
Также ASR включает в себя системы управления электронной блокировкой дифференциала и регулированием тяги двигателя.
Принцип ее работы базируется на кратковременной блокировке буксующего колеса и перебрасывания крутящего момента на другое колесо на этой же оси на низких скоростях движения.
На высокой (свыше 80 км/ч) скорости движения, пробуксовка регулируется при помощи регулировки угла открытия дроссельной заслонки.
В отличие от ABS и EBD система ASR при считывании показаний датчиков скорости вращения колес сравнивает не только стоящее и вращающееся колесо, но также и разницу угловых скоростей, ведущих и ведомых.
Управление кратковременной блокировкой ведущих колес осуществляется по аналогичному циклическому принципу.
В зависимости от марки и модели автомобиля, система ASR способна управлять тяговым усилием двигателя при помощи изменения угла открытия дроссельной заслонки, блокирования впрыска топлива, изменения угла опережения впрыска топлива в дизеле или угла опережения зажигания, а также управление программной алгоритма переключения передач роботизированной или автоматической коробки передач.
Недостатки ASR.
Одним из существенных недостатков этой системы является постоянное задействование тормозных накладок при пробуксовке ведущих колес.Это означает, что они будут изнашиваться намного быстрее, чем тормозные накладки обычного автомобиля, не оборудованного ASR.
Поэтому, владелец автомобиля, часто использующий антипробуксовочную систему должен гораздо тщательнее следить за толщиной рабочего слоя на тормозных накладках.
Система курсовой стабилизации (Electronic Stability Program)
Электронная система курсовой устойчивости (стабилизации).
В настоящее время у многих автопроизводителей эта система называется по-разному.
Одни автопроизводители называют ее «системой стабилизации движения». Другие — «системой курсовой устойчивости». Но суть ее работы от этого практически не меняется.
Как следует из ее названия, эта электронная система активной безопасности предназначена для сохранения управляемости и стабилизации движения автомобиля в случае отклонения от прямолинейной траектории движения.
С некоторого времени оснащение автомобилей системой ESP наряду с ABS является обязательным в США, а также в Европе.
Система способна стабилизировать траекторию движения автомобиля при его разгоне, торможении, а также маневрировании.
Собственно, ESP является «интеллектуальной» электронной системой, обеспечивающей безопасность на более высоком уровне.
Она включает в себя все другие электронные системы (ABS, EBD, ASR и др.) и следит за наиболее эффективной и слаженной их работой.
«Глазами» ESP являются не только датчики скорости вращения колес, но также датчики величины давления в главном тормозном цилиндре, датчики поворота вала рулевого колеса и датчики фронтального и бокового ускорения автомобиля.
роме этого, ESP управляет тягой двигателя и автоматической трансмиссией. Система сама определяет наступление критической ситуации, следя за адекватностью действий водителя и траекторией движения автомобиля.
В ситуации, когда действия водителя (нажатие педалей, вращение рулевого колеса) отличаются от траектории движения автомобиля (благодаря наличию датчиков), система включается в работу.
В зависимости от вида аварийной ситуации, ESP будет стабилизировать движение при помощи притормаживания колес, управления оборотами двигателя и даже углом поворота передних колес и жесткостью амортизаторов (при наличии систем активного подруливания и управления подвеской).
Подтормаживая колеса, ESP препятствует возникновению заноса и увода автомобиля в сторону при прохождении крутых поворотов.
Например, при неадекватной траектории движения при прохождении поворота с малым радиусом, ESP подтормаживает внутреннее заднее колесо, изменяя при этом обороты двигателя, что способствует удержанию автомобиля на заданной траектории.
Крутящий момент двигателя регулирует система ASR.
В полноприводных автомобилях крутящий момент в трансмиссии регулируется при помощи межосевого дифференциала.
Современная система ESP может опираться на работу других систем: управления экстренным торможением (Brake Assistant), системы предотвращения столкновения (Braking Guard), а также электронной блокировки дифференциала (EDS).
При эксплуатации автомобиля, оборудованного интеллектуальной электронной системой курсовой устойчивости владельцу автомобиля необходимо помнить о более интенсивном износе тормозных дисков и накладок.
А также о психологическом моменте — фальшивом чувстве безопасности, которое заключается в том, что все ошибки водителя при выборе скорости движения, недооценке скользкого покрытия или дистанции до движущегося впереди автомобиля ESP способна своевременно устранить.
Ведь несмотря на все более совершенствующиеся электронные системы активной безопасности водительское мастерство и ответственность за собственную жизнь и жизни пассажиров пока еще никто не отменял.,
Будьте внимательны Друзья !
19 октября 2015 Метки: mercedes benz , amg , mbenz , benzclub , с180 , w205 , безопасность , abs , esp
Источник https://airbag-service.com.ua/stati/plyusyi-i-minusyi-podushek-bezopasnosti-v-avtomobile/
Источник https://favorit-motors.ru/articles/vybor-avtomobilya/samye-bezopasnye-avto/
Источник https://www.drive2.ru/c/2418113/