Система безопасности для грузовых автомобилей
Давайте на примере DAF немного познакомимся с этими системами.
Зачем это все надо? Ответ очевиден — чем больше у машины степеней защиты, тем меньше вероятность возникновения нештатной ситуации, которая может привести и к трагическим последствиям.
Да, на легковых автомобилях системы активной безопасности применяются повсеместно и постоянно модифицируются.
В варианте с грузовиком, а тем более — с автопоездом (тягач+полуприцеп), актуальность стабильного прогнозируемого движения становится еще более актуальной.
Итак:
EBS — электронно-пневматическая тормозная система. Система EBS позволяет получать оптимальное соотношение между тормозными силами отдельных колес, а также их разделение между тягачом и прицепом. Дополнительно повышается активная безопасность грузового автомобиля и безопасность движения за счет сокращения тормозного пути и лучшей устойчивости грузовика или автопоезда. Измерительными устройствами служат датчики перемещения педали тормоза, расположенные в тормозном кране, датчики действительного давления, размещенные непосредственно в приборах тормозного привода и датчики скорости вращения колес, расположенные в ступичном узле аналогично датчикам ABS. Электронный блок служит для управления всей системой.
Как это выглядит?
DAF сделал видео, и мы их публикуем в нашей статье.
- скорость и дистанция до впереди идущего автомобиля;
- скорость управляемого автомобиля;
- угол поворота рулевого колеса;
- боковое ускорение;
- радиус кривой.
Программное обеспечение, установленное в блоке, сравнивает фактические параметры движения с заданными, на основании которого формируются управляющие воздействия по изменению скорости движения. Своих исполнительных устройств система АСС не имеет, а используют другие электронные системы автомобиля, с которыми связывается через соответствующие блоки управления.
Принцип работы — в двух словах, чтобы совсем скучно не было — система адаптивного круиз-контроля, опираясь на внешние факторы, поддерживает постоянное движение с учетом ускорений, замедлений и даже режимов экстренного торможения.
На больших скоростях изменение скорости происходит, в основном, за счет изменения режимов работы двигателя и КПП, а на малых — активно подключается тормозная система.
Как это выглядит?
Вот так, например:
Информативно и понятно, не так ли?
VSC (Vehicle Stability Control) – это система курсовой устойчивости. Данная система работает при взаимодействии антипробуксовочной, антиблокировочной систем, а также, используя систему управления дроссельной заслонкой.
Определение наступления аварийной ситуации осуществляется путем сравнения действий водителя и параметров движения автомобиля. В случае, когда действия водителя (желаемые параметры движения) отличаются от фактических параметров движения автомобиля, система ESP распознает ситуацию как неконтролируемую и включается в работу.
Стабилизация движения автомобиля с помощью системы курсовой устойчивости может достигаться несколькими способами:
- подтормаживанием определенных колес;
- изменением крутящего момента двигателя;
- изменением угла поворота передних колес (при наличии системы активного рулевого управления);
- изменением степени демпфирования амортизаторов (при наличии адаптивной подвески) .
При недостаточной поворачиваемости система ESP предотвращает увод автомобиля наружу за пределы траектории поворота, подтормаживая заднее внутреннее колесо и изменяя крутящий момент двигателя.
При избыточной поворачиваемости занос автомобиля в повороте предотвращается подтормаживанием переднего наружного колеса и изменением крутящего момента двигателя.
Подтормаживание колес производится путем включения в работу соответствующих систем активной безопасности. Работа при этом носит циклический характер: увеличение давления, удержание давления и сброс давления в тормозной системе.
В конструкции системы курсовой устойчивости могут быть реализованы следующие дополнительные функции (подсистемы): гидравлический усилитель тормозов, предотвращения опрокидывания, предотвращения столкновения, стабилизации автопоезда, повышения эффективности тормозов при нагреве, удаления влаги с тормозных дисков и так далее.
Все перечисленные системы, в основном, не имеют своих конструктивных элементов, а являются программным расширением системы ESP.
Давайте визуально посмотрим, как это. Опять же — на примере DAF Trucks
Мы постарались наглядно рассказать всего лишь о нескольких системах активной безопасности.
В заключение хотелось бы напомнить, что какими-бы «умными» системами ни был оборудован автомобиль, ответственность за спокойствие на дороге все равно лежит на водителе.
А без понимания работы этих систем, без слаженной работы электроники и опыта того, кто сидит за рулем, невозможно повысить собственную безопасность, безопасность окружающих, а так же сохранность техники и груза.
Всему этому можно научиться.
И эффективнее всего, например, у нас. Это не только самореклама, это констатация факта. Нам доверяют крупнейшие компании, имеющие достаточно большие автопарки.
Подробнее о том, что мы можем предложить вам, можно прочесть, перейдя по этой ссылке .
И, Спасибо, что дочитали до конца.
Сделаем вместе наши дороги безопаснее!
Вас может заинтересовать
Начинающим водителям
Пришла, наконец, пора выехать на дорогу – тут-то и возникает порой панический вопрос: а что дальше? Как расписавшемуся в своей неопытности новичку справиться со всем этим внезапно навалившимся на него грузом отчаяния и страха перед и во время поездки? Ведь спокойствие за рулем – залог принятия правильного решения в критической (и не очень) ситуации.
Ремни безопасности — благо или вред?
В начале 19 века английский изобретатель Джордж Кейли изобрел первые ремни безопасности. Их функционал до сих пор актуален.
Многие до сих пор спорят, ремни — благо или вред?
Системы безопасности грузовиков DAF
Каждый производитель транспортных средств по-настоящему старается обезопасить водителей, пассажиров и других участников дорожного движения, посредством модернизации конструкции и внедрения инновационных технологий. Безопасность DAF отвечает самым высоким стандартам, что подтверждается результатами прогрессивных краш-тестов (боковых, фронтальных и фронтально-диагональных, задних, а также с участием предполагаемого пешехода) и различных испытаний.
Чтобы новая модель соответствовала высоким стандартам комфорта, надежности и безопасности, инженерам необходимо выяснить множество нюансов:
- насколько хорошо подогнаны все детали экстерьера и интерьера;
- как ТС ведет себя в экстремальных условиях;
- эффективна ли работа активных систем безопасности DAF;
- насколько велик уровень шума и вибрации при разных скоростях, а также при езде на разных покрытиях;
- насколько хорошо автомобиль управляется;
- количество вредных веществ в составе выхлопных газов;
- какие детали можно облегчить, а какие необходимо укрепить.
Любое современное транспортное средство отлично защищено от множества опасных ситуаций на дороге. Интегрированные системы безопасности на протяжении всей истории марки DAF обеспечивают надежную защиту грузовикам любого класса. Специалисты компании усердно работают над модернизацией таких систем, а также над улучшением конструкции разных моделей и внедрением новых механизмов.
Как правило, системы безопасности представлены двумя комплексами:
- Активные системы – некоторые конструкционные особенности и комплекс решений, помогающих водителю управлять грузовиком и предотвращать столкновение (радары, круиз-контроль ДАФ и многое другое).
- Пассивные системы – свойства и приспособления ТС, имеющие уникальные конструктивные и эксплуатационные отличия. Данные решения предназначаются для сохранения здоровья и жизни водителя, а также пассажиров и других участников дорожного движения в случае, если столкновения все-таки не удалось избежать.
Подробнее о системах безопасности DAF
Система пассивной безопасности (Supplementary Restraint System) состоит из множества надежных решений, включающих в себя стальной защитный каркас кабины и огнестойкие материалы отделки интерьера, аварийный размыкатель АКБ, комплект подушек и ремней безопасности с функцией напоминания и регулировкой, сиденья со специальной защитой и активными подголовниками, а также отсутствие острых углов.
Кроме того, инженеры и квалифицированные специалисты продумывают каждую деталь, чтобы минимизировать урон здоровью водителя и пассажиров. Например, наделяют бамперы и части кабины специальными элементами, которые эффективно поглощают кинетическую энергию при столкновении.
Некоторые примеры пассивной безопасности, применяемые на новых DAF XF:
- инновационное шасси Y-образной формы с дополнительной поперечиной и очень пластичными кронштейнами из чугуна;
- продуманная конструкция рулевой колонки, которая при ударе складывается в заранее запрограммированное положение, значительно снижая риск травмы грудной клетки водителя;
- в случае столкновения кабина тягача может сдвинуться на 40 сантиметров, оставаясь при этом закрепленной;
- кабина имеет специальные зоны деформации, поглощающие энергию лобового столкновения;
- приборная панель оснащена встроенной защитой коленей.
Активная безопасность многотонного грузовика представлена множеством эффективных решений. Например, крупным ветровым стеклом и окнам без стоек, камерами ДАФ, удобными зеркалами заднего вида, оснащенными защитой от вибрации, ксеноновыми фарами и брызговиками со специальным покрытием, энергопоглощающей подвеской, высокоточным двойным радаром с 16-ю антеннами дальнего и ближнего действия, а также эргономичным дизайном приборной панели.
Кроме этого, автомобили оснащаются комплексом «умных» систем:
- Адаптивный круиз-контроль грузовиков (ACC) – автоматическая регулировка скорости снимает с водителя часть нагрузки во время движения по свободным автомагистралям, а также позволяет экономить топливо и держаться на безопасном расстоянии от впереди идущего транспорта.
- Система предупреждения о фронтальном столкновении (FCW) – предупреждает водителя об опасности столкновения посредством звукового и визуального сигнала.
- Электронная тормозная система (AEBS) – автоматически снижает скорость фуры во избежание ДТП (функционирует на скорости до 80 километров в час).
- Система контроля полосы (LDWS) – информирует водителя о приближении к линии дорожной разметки с любой из сторон автопоезда, что позволяет избежать выезда на обочину или встречную полосу. При этом алгоритм не срабатывает, когда водитель намеренно перестраивает грузовую машину из одной полосы движения в другую.
- Ограничитель скорости движения на склоне – помогает избежать чрезмерного разгона и потери управления.
- Система курсовой устойчивости (VSC) – позволяет избежать опрокидывания ТС и сохранить уверенное управление во время совершения сложных маневров и крутых поворотов, а также чрезмерно быстрой езде, движению по скользким и грунтовым дорогам. Система способна в автоматическом режиме снизить подачу топлива и задействовать торможение определенными колесами.
- Система контроля давления в шинах – постоянно отслеживает температуру и давление в шинах, чтобы вовремя информировать владельца тягача о том, что в колесах избыточное или недостаточное количество воздуха.
- Мониторинг заряда АКБ – предупреждает о низком уровне заряда, предотвращает избыточную зарядку, а также гарантирует минимальное время простоя и длительный срок службы источника питания.
- Камеры заднего вида для грузовиков – помогают парковаться и предоставляют более высокую информативность, нежели парктроники.
- Система управления тормозным моментом при помощи двигателя (MSR) и антиблокировка колес (ABS) – классические решения для современного транспорта.
Для того чтобы сделать передвижение по городам еще более безопасным, DAF Trucks разработала и внедрила эффективную инновационную систему DAF City Turn Assist. Комплекс, состоящий из радиолокационных датчиков, проводки и LED-дисплея, позволяет отслеживать слепые зоны, предупреждая водителя о присутствии пешеходов, мотоциклистов или велосипедистов.
Несмотря на использование сверхмощных силовых установок (до 530 лошадиных сил), специалистам ДАФ удалось снизить уровень шума работы ДВС, добиться низкого потребления топлива и движения на крейсерской скорости всего при 1000 оборотах в минуту. Кроме того, современные двигатели соответствуют строгим требованиям экологических стандартов Euro 5/6.
Безопасности без дополнительного комфорта не бывает
Ошибочно полагать, что такие системы защищают лишь от ДТП, поскольку безопасность включает в себя и создание максимально комфортных условия для управления автомобилем ДАФ. Это необходимо в первую очередь для того, чтобы водитель при поездках на дальние расстояния мог сохранять остроту внимания и бдительность.
Факторы, утомляющие даже опытных дальнобойщиков:
- неудобные сиденья;
- вибрация подвески;
- дискомфортная посадка;
- плохая акустическая изоляция;
- неудовлетворительный микроклимат в кабине;
- плохой обзор;
- непродуманная эргономика органов управления.
Помимо комфортабельности многотонного транспортного средства на его коммерческую эффективность напрямую влияет и практичность. Фура должна регулярно совершать рейсы, а не простаивать в сервисном центре, поэтому производитель и добивается наибольшей технической эффективности и топливной экономичности.
Все это совершенствуется с учетом безопасности человека и окружающей среды, именно поэтому нидерландский производитель прогрессивных тягачей расширяет линейку электроприводных грузовых автомобилей, получая престижные призы за безопасность производства, а также создание самых безопасных грузовиков.
Безопасность современного грузовика
Так же как и в легковых автомобилях, производители современных грузовиков максимально заботятся о безопасности как водителя и пассажира, так и пешехода и других участников движения. Какими же способами достигается максимальная защита жизни людей?
1. Кабина грузовика конструируется, а материалы подбираются из расчета того, что в случае аварии необходимо будет противостоять воздействию больших сил, и поэтому проектируется специальный каркас безопасности вокруг водителя и пассажира. Сама форма кабины делается такой, чтобы в случае возможной аварии рулевое колесо или колонка гасили часть энергии от удара и оставляли максимальное пространство для выживания человека, зажатого в кабине. Особым образом подбираются и материалы, чтобы в случае удара они минимально могли поранить водителя или пассажира.
2. Ремни безопасности. С 9 мая 2006 года все грузовики должны быть оснащены ими. Более того, при перевозе детей водитель обязан использовать специальные удерживающие устройства. Сюда же можно отнести и преднатяжители ремней безопасности – в случае аварии срабатывает пиропатрон, ремень подтягивается, и человек лучше удерживается ремнями на своем сиденье. Значит, риск получения травм от руля или панели приборов уменьшается.
3. Подушка. Если в грузовике предусмотрена конструкцией подушка безопасности, то риск черепно-мозговых травм падает в несколько раз. Подушка встраивается в рулевое колесо. Однако нельзя забывать, что подушка безопасности эффективна при одновременном использовании ремня безопасности. В противном случае она тоже может нанести тяжелые травмы.
4. Система против сна водителя – специальный прибор, который через громкоговоритель в потолочной полочке издает звуковые сигналы через разные интервалы времени, что позволяет удерживать внимание водителя и не дает заснуть за рулем.
5. Автоматическая система пожаротушения подает сигнал тревоги при появлении дыма или огня в кабине водителя. Удобна тем, что работает от отдельных батарей и не зависит от общего аккумулятора грузовика. Неудобна тем, что ее надо выключать, чтобы, например, покурить в кабине.
6. Адаптивный круиз-контроль. На грузовике ставятся специальные камеры, которые оценивают расстояние до препятствия. Скорость грузовика относительно движущегося впереди транспорта регулируется путем сокращения подачи топлива и использования тормоза. Также водитель может сам применить тормоз, если система не будет справляться сама и сообщит об этом подачей звукового сигнала.
7. Система стабилизации курсовой устойчивости (ESP). По аналогии с легковыми автомобилями, эти системы стали ставить и на грузовики. Помогает водителю, прежде всего, во время поворотов на большой скорости, экстренного торможения и избегания столкновений. Она может предотвратить заносы, в частности на влажной и скользкой дороге, позволяет достичь более четкого по сравнению с традиционными тормозными системами взаимодействия тормозов тягача и прицепа, сократить тормозной путь, повысить курсовую устойчивость и сцепление с дорожным покрытием шин всего автопоезда.
8. Система контроля движения по выбранному ряду — подает звуковой сигнал тревоги, если водитель пересекает линию разметки, не включив указатель поворота, что отслеживается специальными камерами, находящимися на грузовике.
9. Передние и задние противоподкатные брусья – это пассивная безопасность для окружающих. Брусья служат для того, чтобы обычная машина не смогла «заскочить» под грузовик, так как эти аварии представляют наибольшую угрозу для жизни людей, находящихся в легковом автомобиле.
Так образом, максимально сочетая эти системы безопасности, применяемые в грузовике, можно достичь хорошего результата в случае непредвиденной ситуации.
Источник https://ddtc.ru/articles/sistemy-aktivnoy-bezopasnosti-na-gruzovikakh/
Источник https://terratruck.ru/o-daf/o-gruzovikax-daf/sistemyi-bezopasnosti-gruzovikov-daf.html
Источник https://toptruck.ru/articles/5654/