Семейство шестицилиндровых V-образных двигателей ГАЗ и ЗМЗ — ГАЗ 24, 4.7 л, 1987 года на DRIVE2

ГАЗ-61 – «Эмка» с полным приводом

В 30-е годы прошлого столетия ведущие автомобильные компании стали создавать версии автомашин, оснащенные приводом на 2 или 3 моста. Причиной популярности таких конструкций стало появление шарниров, обеспечивающих передачу крутящего момента на передние управляемые колеса.

Не остались в стороне и заводы на территории СССР, которые разработали несколько оригинальных моделей грузовых и легковых автомашин. Но если московский грузовик ЗиС-32, базировавшийся на узлах «трехтонки» ЗиС-5, так и остался опытной машиной, то легковой автомобиль ГАЗ-61 выпускался в пусть небольшой, но серии.

История создания

У истоков создания внедорожной машины ГАЗ-61, по сути, являющегося вариантным исполнением фаэтона ГАЗ-11-40 с приводом на оба моста, лежит американская конструкция компании Marmon Herrington. Эта небольшая фирма занималась в 30-е годы доработкой серийной продукции Ford, превращая коммерческие легковые и грузовые автомобили в модификации с полным приводом. В числе доработанных машин оказался и прообраз «эмки» — легковой автомобиль V8. Также имелось несколько версий грузовиков различного тоннажа с приводом на 2 или 3 оси.

Седан ГАЗ-61

Поскольку завод ГАЗ продолжал контактировать с компанией Ford, то о разработках стало известно В.А. Грачеву, который занимался созданием аналогичной продукции отечественного образца.

В 1938 году при содействии тогдашнего наркома обороны СССР К.Е. Ворошилова были приобретены несколько образцов продукции Marmon Herrington, которые стали использоваться в качестве образца для создания оригинальных автомобилей ГАЗ. Именно тогда началась разработка перспективного грузового автомобиля ГАЗ-63, который массово использовался в вооруженных силах СССР после войны.

Но в зону ответственности В.А. Грачева попал легковой вариант внедорожника, получивший внутризаводской индекс ГАЗ-61.

Поскольку в конструкции автомобиля Marmon Herrington были обнаружены недостатки (малый клиренс, подвеска переднего моста на одной поперечной рессоре и т.д.), то о прямом копировании машины речи не шло. Для создания опытного образца был взят один из прототипов фаэтона ГАЗ-11-40.

Машину предполагалось дооснастить ведущим передним мостом и раздаточным редуктором с возможностью отключения привода на переднюю ось. Проблема заключалась в том, что в СССР не велось серийное производство указанных узлов. Также требовалось создание новых карданных валов и доработка подвески будущего автомобиля ГАЗ-61, позволяющей нарастить дорожный просвет.

Изображение ГАЗ-61

В конце 30-х годов привод на передние колеса был новинкой, а монополия на производство шарниров, выбранных для установки на машинах ГАЗ-61, принадлежала американской компании Bendix-Weiss, которая не горела желанием сотрудничать с советским правительством. Но поскольку готовую продукцию можно было купить свободно, то специалисты ГАЗ пошли по пути копирования конструкции. Работы заняли несколько месяцев, но в итоге удалось создать технологию механической обработки деталей на стандартных зуборезных станках.

На автомобиле ГАЗ-61 установили 4-ступенчатую коробку передач от грузовика ГАЗ-ММ, не имевшую синхронизаторов. В сочетании с 6-цилиндровым двигателем трансмиссия обеспечивала повышенную проходимость без применения пониженного ряда.

Это позволило применить на машине простой 1-скоростной раздаточный редуктор, а растянутые передаточные числа позволяли минимизировать переключение передач. Этот параметр позволил улучшить проходимость ГАЗ-61 на слабых грунтах, поскольку при смене скорости происходит разрыв потока мощности, приводящий к началу пробуксовки ведущих колес.

Дополнительно улучшило проходимость автомобиля ГАЗ-61 использование специальных шин с увеличенным профилем и установка рессор с измененной стрелой изгиба.

Все мероприятия позволили довести дорожный просвет машины до 230 мм. При этом самыми низкими точками явились картеры ведущих мостов. Расстояние от грунта до нижней кромки корпуса раздаточного редуктора достигало 320 мм. Значительный клиренс позволял использовать внедорожники ГАЗ-61 на грунтовых проселках наравне с грузовыми автомобилями и колесными бронемашинами.

Первые тесты опытного автомобиля ГАЗ-61-40 состоялись летом 1939 года и подтвердили расчеты конструкторов. Для ускорения испытаний был создан второй прототип машины, также переоборудованный из фаэтона. В ходе пробных пробегов автомобили двигались по различным видам дорог и полному бездорожью. Так, в ходе пробных заездов, прототип преодолел травянистый склон с углом 37⁰, а несколько позже успешно форсировал заболоченную реку (с предварительно снятым ремнем привода вспомогательных агрегатов).

Для демонстрации характеристик внедорожников были выполнены показательные заезды ГАЗ-61 по лестницам, ведущим в здание Речного вокзала в Москве и в одну из баз отдыха под Горьким.

Описание конструкции

В основе шасси автомобиля ГАЗ-61 находится рама, изготовленная из штампованных элементов. Для производства деталей применялась углеродистая сталь толщиной 3 мм. Мосты машины установлены на рессорах с дополнительными амортизаторами.

Рулевой механизм автомобиля ГАЗ-61 состоит из червяка с глобоидальной канавкой и двойного ролика. Передаточное отношение составляет 16,6, не зависит от положения рулевого колеса. Силовой агрегат установлен на плавающих опорах. Закрытый кузов машины ГАЗ-61 рассчитан на 4 человек, система отопления конструкцией не предусмотрена. Вентиляция салона ГАЗ-61 осуществляется через откидные ветровые стекла и опускающиеся и поворотные элементы в дверях.

Передний диван регулируется по расстоянию от педалей.

На машинах ГАЗ-61 использовался 6-цилиндровый нижнеклапанный двигатель ГАЗ-11, оснащенный алюминиевой головкой блока, обеспечивавшей повышение степени сжатия до 6,5. Агрегат развивал мощность 85 л.с. На открытых автомобилях мог устанавливаться оригинальный DodgeD-5, который и послужил прототипом для ГАЗ-11. Американский мотор отличался несколько увеличенным объемом и габаритами деталей, соответствующими дюймовой системе измерения. Заокеанский собрат развивал мощность 87 л.с.

Газ-61 двигатель

Вместе с двигателем был скопирован и карбюратор «Стромберг», оснащенный ускорительным насосом и экономайзером. Советская версия агрегата получила обозначение К-23, узел использовался на всех построенных машинах ГАЗ-61.

Технические параметры и аналоги

Помимо американских внедорожных автомобилей Marmon Herrington, которые были малоизвестны в Европе, выпускались штабные машины на платформе Horch-901 Typ 40. Автомобили имели 4-местные открытые цельнометаллические кузова, для улучшения геометрической проходимости использовались покрышки с внедорожным рисунком протектора, одетые на диски диаметром 18″.

ГАЗ-61 Horch-901 Typ 40 Cabrio
Длина, мм 4800 4740
Ширина, мм 1770 1850
Высота, мм 2080 2050
Снаряженный вес, кг 1540-1650 2500-3400
Максимальная скорость, км/ч 105 95

Отличием германской техники от ГАЗ-61 является 8-цилиндровый V-образный бензиновый двигатель, развивающий 80-90 л.с. (в зависимости от года выпуска) при объеме цилиндров 3,8 л. В трансмиссии используется 4-ступенчатая основная коробка и полноценная раздаточная коробка с дополнительной пониженной передачей. Дополнительным плюсом автомобиля стал блокируемый межосевой дифференциал.

Автомобиль ГАЗ 61

Электрическая система имела напряжение 12В, что также было плюсом конструкции. Модификация проходила по документации как Kfz.21, всего до 1942 года собрали 50 экземпляров. Армейская версия машины с утилитарным кузовом строилась в куда больших объемах – до момента прекращения производства в 1943 году свет увидело более 14,9 тыс. машин Horch-901.

Часть представительских автомобилей Horch-901 имела пуленепробиваемые стекла и дополнительные металлические листы, размещенные в панелях дверей, багажнике и моторном отсеке. Также имелись стальные листы, на задней части складного верха, которые при необходимости сдвигались. Работы по переоборудованию велись фирмой «Глэзер».

Модификации и применение

Показанные фаэтонами ГАЗ-61 результаты заинтересовали армейское командование РККА, которые предполагали использовать автомобили для выполнения различных разведывательных и боевых задач.

Также планировалось применять машину для перевозки грузов и командного состава, что предопределило постройку машин с кузовами пикап и седан.

Но завод ГАЗ, работавший с большой перегрузкой, смог собрать до июня 1941 года всего 5 прототипов ГАЗ-61-40, которые использовались как служебный транспорт высшим командованием РККА.

Одна из машин ГАЗ-61-40, оснащенная кузовом синего цвета (предположительно), имела доработанную облицовку радиатора, которая не устроила И.В. Сталина на показе техники, состоявшемся осенью 1938 года. Позднее решетку поменяли на стандартный узел от автомобиля М-1, одновременно было заменено и шасси. Характерной особенностью машины стала лобовая рамка, которая позволяла откидывать стекло для дополнительной вентиляции салона.

ГАЗ-61-40

Этот автомобиль попал на испытания под Кубинку, после которых поступил в распоряжение К.Е. Ворошилова. Летом 1941 года автомобиль ГАЗ-61 стал служебным транспортом Д.Г. Павлова, от которого перейдет сначала к маршалу С.К. Тимошенко, а затем к генерал-полковнику И.С. Коневу. Через год автомобиль ГАЗ-61 сменил кузов на закрытый вариант, работы были выполнены на Московском танкоремонтном заводе. Эта машина сохранилась до наших дней в ходовом виде.

Наибольший интерес представляет судьба первого опытного автомобиля ГАЗ-61-40, который еще осенью 1939 года получает закрытый кузов седан от машины ГАЗ-11-73. При этом снятый открытый кузов фаэтон переустановили на новое шасси, которое в этом же году демонстрировалось в Горьком на параде в честь годовщины Октябрьской революции.

Позднее фаэтон обновят (в соответствии с «рестайлингом» 1940 года) и заново окрасят, а затем смонтируют на стандартном шасси от машины М-11 для показа на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке 1940 года.

И именно этот автомобиль, временно ставший ГАЗ-11-40, будет использован при съемках кинофильма «Светлый путь». После этого кузов машины вновь перекрашивается, ставится на шасси с приводом на все колеса и передается вместе в распоряжение Наркомата обороны. В середине 1941 года фаэтон ГАЗ-61-40 становится служебным автомобилем Г.К. Жукова, который будет пользоваться автомобилем до весны 1942 года. При этом осенью предыдущего года открытый кузов ГАЗ-61 меняется на закрытый вариант от «эмки».

Читать статью  Цилиндры и блок-картеры автомобильных двигателей — DRIVE2

Серийный выпуск машин ГАЗ-61-73 с закрытыми 4-дверными кузовами начался в июне 1941 года, за несколько недель до начала войны. Более-менее активное производство ГАЗ-61 шло до конца года, всего завод отгрузил 158 товарных автомобилей, которые пошли в действующую армию и использовались как штабной транспорт. За последующие военные годы из задела деталей были изготовлены еще 13 экземпляров ГАЗ-61-73, которые также ушли в армию. Причем последние 2 машины ГАЗ собрал уже в 1945 году.

ГАЗ-61-73 выпуска 1942 года

В 1940 году завод собрал единичный экземпляр пикапа ГАЗ-61-415 с 2-местной 2-дверной кабиной и бортовой платформой, рассчитанной на 750 кг груза. По бортам кузова машины имелись откидные лавки, позволявшие разместить 6 человек. Дальнейшего развития проект автомобиля не получил из-за перегруженности завода и начавшейся войны.

Последней серийной версией машины ГАЗ-61 стал специальный артиллерийский пикап ГАЗ-61-416, который представлял собой упрощенный 61-415 без боковых дверей и крыши. На автомобиле применили откидную рамку лобового стекла, позаимствованную у внедорожного ГАЗ-64, а также буксировочный прибор, размещенный на задней части рамы.

Машина создавалась специально для буксировки противотанкового орудия ЗиС-2 калибром 57 мм. Ранее в роли тягача выступал гусеничный «Комсомолец», который не обеспечивал должной мобильности системы. Разработка модификации началась в конце весны 1941 года.

Первый прототип ГАЗ-61-416 поступил на испытания через 3 дня после начала войны.

Проведенные тесты показали, что перспективный колесный тягач имеет грузоподъемность 1650 кг и по проходимости идентичен машинам «Комсомолец». При этом максимальная скорость машины с орудием оказалась в 2 раза выше, чему у гусеничного конкурента.

Для размещения боевого расчета на автомобиле ГАЗ-61-416 использовались скамья, расположенная вдоль продольной оси кузова. Под сиденьем располагался пенал с выдвижными ящиками, предназначенный для перевозки 30 унитарных патронов. Поскольку скамья имела только 5 мест для людей, то предполагалось сократить расчет ЗиС-2 на 1 человека (по штату в состав расчета входили 6 военнослужащих).

ГАЗ-61-416

Поскольку ГАЗ-61-416 предполагалось выпускать массово, то планировалось создать отдельные батареи, в состав которых входили 6 орудий и 7 тягачей. Дополнительная автомашина предназначалась для доставки дополнительного боекомплекта и запасных частей к орудиям.

Небольшие партии автомобилей собирались до середины осени 1941 года, причем все они обозначаются как ГАЗ-61-416. Используемый в ряде публикаций индекс ГАЗ-61-417 заводом не применялся. Часть автомобилей отличалась упрощенной конструкцией с приводом только на задний мост, при этом они не выделялись как отдельная модификация.

Все построенные машины поставлялись в Сормово, где комплектовались артиллерийской системой, а затем шли в бой.

Некоторое количество ГАЗ-61-416 использовалось в боях под Москвой, вся техника была утрачена уже к весне 1942 года. Дольше других прожил единственный экземпляр машины, использовавшийся заводом для буксировки застрявших или поломанных бронеавтомобилей БА-64, которые осваивались на ГАЗ. Этот вездеход ГАЗ-61-416 был в строю, по крайней мере, до лета 1948 года.

Стремительное наступление немецкой армии в 1941 году перечеркнуло планы по производству автомобилей ГАЗ-61, фронту требовались другая техника и вооружение. Из-за этого резко сократился выпуск 6-цилиндровых моторов с алюминиевой головкой, которые использовались на машинах ГАЗ-61.

ГАЗ-61 в армии

Дополнительной проблемой стал нарастающий дефицит тонкого стального листа, необходимого для штамповки панелей кузова. Из-за этого сборку машин прекратили, перенаправив все усилия на совершенствование утилитарного ГАЗ-64 и бронеавтомобиля БА-64, построенного на его базе.

Создание ГАЗ-61 позволило конструкторам Горьковского автозавода получить опыт, оказавшийся бесценным при разработке последующих моделей машин с приводом на все колеса.

Сама концепция автомобиля впоследствии получила развитие на внедорожных машинах ГАЗ М72 и Москвич-410, которые имели стандартные легковые кузова и привод на оба моста. Но популярности эти модели не получили, поскольку отличались плохой боковой остойчивостью и не подходили для службы в вооруженных силах. Поэтому их сборку в СССР свернули, сосредоточившись на производстве утилитарных внедорожников ГАЗ/УАЗ-69 и УАЗ-469.

Семейство шестицилиндровых V-образных двигателей ГАЗ и ЗМЗ

В 60-е годы в НАМИ и ГАЗе разрабатывалось семейство шестицилиндровых V-образных двигателей с развалом 60° и 90°. Силовые агрегаты разработаны на базе восьмицилиндрового двигателя ГАЗ 13.
Семейство двигателей V-6х90° имело рабочий объем 3,77л и 4,15л. Двигатель имел трехколенный коленчатый вал с углом между кривошипами 120°. Силовой агрегат имеет существенный конструктивный недостаток — неравномерность чередования рабочих ходов, что приводит к неравномерности крутящего момента, повышенному уровню вибрации и шума.
Работы на ГАЗе были направлены на создание семейства двигателей V6х60°. В следствии сравнения результатов по оценке вибрационных характеристик V-образных двигателей с углом развала 60°(ГАЗ) и 90°(НАМИ) предпочтительным признан двигатель V-6х60°.

Семейство предусматривало три модели различного объема и назначения.

Техническим заданием предусмотрено применение чугунного блока цилиндров с мокрыми сменными гильзами.
Для грузовых двигателей предусматривалась конструкция с нижним распределительным валом, а для форсированных легковых двигателей — с расположением распределительных валов в головках блока с приводом цепью или зубчатым ремнем.
Однако ввиду некоторых объективных причин производство двигателя на ГАЗе так и не было начато.
В начале 70-х руководством ЗМЗ было принято решение проработать возможность производства двигателей V-6х60°.

Силовой агрегат конструировался применительно к условиям Заволжского моторного завода. Двигатель получил алюминиевый блок цилиндров и верхнее расположение распределительных валов с цепным приводом.
В 1972 г. была разработана конструкторская документация на двигатели ЗМЗ-401 для грузовых автомобилей и ЗМЗ-402 для легковых автомобилей.

Показатели опытных образцов двигателей :

Оба двигателя испытания на безотказность не выдержали.
После долгого времени отведенного на выявления и устранения выявленных дефектов и доводку, в серию силовые агрегаты так и не пошли .
В 78г. получено указание министра: работы по V-6 приостановить. На ЗМЗ все работы были прекращены.

ГАЗ 3309 расход топлива дизель на 100 км

Российский грузовой автомобиль ГАЗ-3309 позиционируется как среднетоннажный, отличается наличием достаточно экономичного дизельного двигателя, обладающего турбонаддувом. Автомашина относится к четвёртому поколению грузовиков Горьковского автомобильного завода и сохраняется в его модельном ряду вплоть до настоящего времени. С момента появления на отечественном рынке в середине 1990-х годов автомобили ГАЗ-3309 и их модификации смогли занять довольно прочное место в структуре транспортных перевозок благодаря хорошему соотношению своей цены и характеристик. Эти грузовики успешно применяются для перевозки самых разнообразных грузов по дорогам всех технических категорий и видов покрытий, в том числе и по грунтовым.

Инструкция по эксплуатации

Учитывая общность конструкции ГАЗ-3307 и ГАЗ-3309, Руководство по эксплуатации составлено сразу для обеих моделей этих автомобилей. Данная инструкция отмечает их основное различие — в типе двигателя: у ГАЗ-3307 он карбюраторный бензиновый, у ГАЗ-3309 — дизельный. Внешнее дизельный грузовик отличает наличие шнорхеля-воздухозаборника, расположенного со стороны водителя.

Этот тип среднетоннажных грузовиков в базовой версии предназначен для перевозки грузов, причём использование прицепов для них не предусмотрено. В то же время инструкция по эксплуатации указывает, что на шасси автомобилей ГАЗ-3309 могут изготовляться самые разные специализированные автомобили (самосвалы, автоцистерны, автофургоны и другие).

Особое внимание руководство для ГАЗ-3309 обращает на температурные режимы эксплуатации автомашины, которые в целом рассчитаны на их применение в условиях относительно умеренного российского климата. Параметры эксплуатации грузовиков в целом находятся в диапазоне погодных условий от минус 45 до плюс 45 градусов Цельсия.

При температуре окружающего воздуха 5°С и ниже, на решётку оперения ГАЗ-3309 рекомендуется надеть утеплительный чехол. Система гидроусилителя руля автомобиля при температуре ниже минус 35°С нуждается в заправке специальной рабочей жидкостью. Как свойственно дизельным машинам с турбокомпрессором, остановку двигателя «Газона» рекомендуется производить только после его работы на холостом ходу не менее трёх минут.

История создания и развития

Среднетоннажный грузовик нового поколения, призванного заменить ГАЗ-53А, начал разрабатываться конструкторским бюро Горьковского автозавода ещё с конца 1960-х годов, но первые опытные образцы новых машин с индексом ГАЗ-53-11 было решено в серию не пускать, а создавать автомобиль с более глубоким обновлением конструкции. Прототип будущего ГАЗ-3309 появился к исходу 1970-х годов, причём именно в его конструкции впервые в СССР был применён гидроусилитель руля.

Тем не менее, проблема с разработкой достаточно эффективного отечественного дизельного мотора с воздушным охлаждением долгое время оставалась нерешённой. В итоге в серию с 1986 года пошёл грузовик ГАЗ-3307 с бензиновым двигателем, который уже скоро, с распадом СССР и возникшими в связи с этим новыми экономическими реалиями, оказался слишком неэкономичным. Переоснастить грузовики четвёртого поколения на дизельные моторы Горьковскому автозаводу удалось к 1994 году.

Первые версии дизельных грузовиков ГАЗ-3309 были выпущены совсем небольшой партией в оснащении японским 136-сильным дизелем «Хино». В дальнейшем же вполне разумная ставка на силовые агрегаты отечественного производства оправдалась далеко не сразу. Турбированный 4-цилиндровый двигатель собственной разработки ГАЗ-5441.10 мощностью 122 л.с. ставился на грузовики в течение трёх лет, но в итоге был всё же признан неудачным. В серийном производстве «Газонов», возобновлённом с 2001 года, его сменил минский мотор Д-245.7 с турбонаддувом и немного меньшей мощностью в 117 л.с.

Дальнейшее развитие модели ГАЗ-3309 было связано в основном с совершенствованием двигателя: версия Евро-2 появилась в 2006 году, Евро-3 — два года спустя. С 2013 года и вплоть до настоящего времени «Газоны» комплектуются более экономичными, производительными и малошумными дизельными двигателями Ярославского моторного завода ЯМЗ-53442-10, соответствующими экологическим стандартам Евро-4.

Ограниченные партии грузовиков выходили также с китайскими моторами Cummins ISF 3,8L, а совсем небольшая часть машин комплектовалась 6-цилиндровыми дизельными двигателями ГАЗ-562.10, которые представляли собой лицензионную копию австрийских моторов Steyr M-16.

ГАЗ-3309 с тентом

Универсальный грузовик ГАЗ 3309 для коммерческого использования.

ГАЗ 3309 — грузовая модель, выпускаемая Горьковским заводом, используется для транспортировки грузов средней тяжести по любым дорогам, включая грунтовые и просёлочные.

Читать статью  Двигатели Урал | Какие моторы стоят, масло, характеристики

Машина имеет цельнометаллическую двухместную кабину с капотной компоновкой. Штатные вентиляционная и отопительная системы автомобиля ГАЗ 3309 показывают себя с лучшей стороны даже в суровых метеорологических условиях.

Рациональное расположение всех органов управления полностью соответствует признанным мировым стандартам, подверглась изменениям и приборная панель. Сидения регулируются по нескольким параметрам и снабжены ремнями безопасности, есть возможность самостоятельной установки высоких бортов и тента.

Три низких откидных борта, которыми изначально укомплектован продающийся в ООО « автомобиль ГАЗ 3309, ускоряют и облегчают процесс его загрузки и разгрузки, высота пола на уровне 1365 мм не затрудняет манипуляции с тяжёлыми предметами.

На машину устанавливается либо 4-цилиндровый дизельный двигатель, либо немного устаревший бензиновый 8-цилиндровый V-образный, на выбор. Популярность дизеля обеспечивает высокий крутящий момент и соответствие стандарту Евро-3, именно поэтому мы и предлагаем данный вариант.

Транспортное средство, снабжённое бензиновым агрегатом, не относится к стандартам экологичности выхлопа, крутящий момент его практически в два раза меньше чем у дизельных моделей.

Технические особенности грузового автомобиля ГАЗ 3309

Пятиступенчатая механическая КПП имеет синхронизатор на всех передачах, управление машиной очень комфортное за счёт предустановленного гидроусилителя. На обеих осях — подвеска рессорного типа, которая спереди дополнена телескопическими гидравлическими амортизаторами двустороннего действия, смягчающими удары и не допускающими раскачки бортов.

Нужно отметить хорошие динамические показатели автомобиля ГАЗ 3309, выделяющие его из аналогов своего класса. Максимальная скорость 95 км/ч более чем достаточна для движения по грунтовым дорогам и городскому асфальту, количество топлива, расходуемого в спокойном темпе движения, составляет 14 — 19 л/100км, что является следствием слабой аэродинамики. Грузоподъёмность в 4,5 тонны позволяет установить на шасси огромное количество различного оборудования:

Технические характеристики ГАЗ 3309

Характеристики Значение
Общее число мест 6
Габаритные размеры, мм:
Длина 6435/6330
Ширина 2180
Высота 2350(2905)
Колёсная база (мм) 3770
Допустимая полная масса (кг) 8180
Снаряженная масса, кг) 3530/3200
Двигатель:
Модель ММЗ Д-245.7
Описание Рядный, 4-х цилиндровый, 4-х тактный дизельный двигатель с жидкостным охлаждением, с турбонаддувом и охладителем надувочного воздуха, с непосредственным впрыском топлива.
Рабочий объем, л 4,75
Мощность, л.с. (кВт)/об/мин 117,2 (86,2)/2400
Макс. крутящий момент, кГс*м (Н*м)/об/мин 42,1 (413)/1500
Шасси
Колеса, (ширина) 6,ОБ-20(2,25 R20)
Трансмиссия Пятиступенчатая, механическая, синхронизированная
Объем топливного бака, л 105

Технические характеристики

Параметры Значения
без тента с тентом
Длина 6435 мм
Ширина (по зеркалам) 2700 мм
Высота (по кабине без нагрузки) 2350 мм 2905 мм
База 3770 мм
Дорожный просвет (с полной нагрузкой) 265 мм
Погрузочная высота платформы 1365 мм
Грузоподъёмность 4500 кг 4350 кг
Масса в снаряженном состоянии 3530 кг 3680 кг
Полная масса 8180 кг

Длина и ширина погрузочной платформы ГАЗ-3309 по внутренним сторонам составляет соответственно 3490 и 2170 мм. Высота бортов платформы — 510 мм.

Заправочный бак «Газона» вмещает 105 литров дизельного топлива. Заявленный производителем расход дизтоплива на 100 километров (сопровождаемый оговоркой, что этот показатель «не является нормой, а служит лишь для определения технического состояния автомобиля») составляет 14,5 литра при движении со скоростью 60 км/ч и 19,3 литра — на скорости 80 км/ч.

Максимальная скорость с полной нагрузкой на горизонтальных участках ровного шоссе для грузовика установлена в 95 км/ч. В числе основных технических характеристик ГАЗ-3309 следует отметить наибольший угол преодолеваемого автомобилем подъёма с полной нагрузкой, который составляет 25% (14 градусов).

Дизель ЯМЗ-53442-10

Основные технические характеристики ГАЗ 3309

  • Грузоподъемность — 4500 кг;
  • Максимальная масса — 7800 кг;
  • Сухая масса — около 3200 кг;
  • Запас топлива — 100 л;
  • Двигатель — 150 л.с. Дизель объемом 4,67 л;
  • Расход топлива ГАЗ 3309 — 210-250 г/кВт. (Вписывается в самые строгие мировые стандарты);
  • Средний расход топлива с полной загрузкой — 25 л/100 км;
  • Размеры 6550х2380х2350 мм;
  • Габариты грузовой платформы.

Коммерческие автомобили, участвующие в рейсовых регулярных перевозках, наматывают пробег очень быстро. Производитель обещает ресурс двигателя от 250 000 км пробега. Для модификации оснащенной турбодизелем Cummins ресурс увеличен до рекордных 500 000 км.

ГАЗ 3309 дизель

В конструкции основной упор сделан на простоту и надежность. В концепции изначально не заложено излишнее усложнение, переоснащение электроникой, что свойственно многим импортным грузовикам аналогичного класса. Конструкция — классическая рамная. Расположение двигателя — продольное с КПП и карданным валом посередине машины. Ошиновка заднего моста — двухскатная. Рулевое управление — с гидроусилителем, причем гидроусилитель ГАЗ 3309 питается от общего насоса с приводом от двигателя. В случае, если требуется ГАЗ 3309 самосвал или кран-манипулятор, то ставится второй гидронасос намного большей мощности с приводом от коробки передач.

Устройство и конструкция

ГАЗ-3309 представляет собой двухосный грузовой автомобиль с приводом на заднюю ось. Стандартным для данной машины является дизельный двигатель ЯМЗ-53442-10 с турбонаддувом рабочим объёмом 4,43 литра и номинальной мощностью 134,5 лошадиных сил. Мотор агрегирован с 5-ступенчатой механической коробкой передач (КПП) с постоянным зацеплением шестерён, которая полностью синхронизирована.

Сцепление однодисковое, сухое, фрикционное, с демпфером крутильных колебаний на ведомом диске; с диафрагменной нажимной пружиной. Привод механизма сцепления — гидравлического типа. Карданная передача включает в себя два вала открытого типа с промежуточной опорой и три карданных шарнира на игольчатых подшипниках.

Кабина грузовика ГАЗ-3309 относится к общепринятому стандарту для моделей среднетоннажного семейства машин Горьковского автозавода. Она цельнометаллическая, двухместная, с простым и лаконичным дизайном как внешнего вида, так и интерьера, в котором определяющими являются прямые контуры с резкими гранями. Кабина снабжена дверями с широким проёмом, крупным остеклением с высокой обзорностью; двумя большими боковыми зеркалами заднего вида с ручной регулировкой.

Крупный капот «аллигаторного» типа обеспечивает водителю надлежащую безопасность и предоставляет удобный доступ в моторный отсек с трёх сторон. Сиденья водителя и пассажира в двухместной кабине раздельные, с высокой спинкой, имитацией боковой поддержки. Они оборудованы трёхточечными ремнями безопасности. Водительское кресло регулируется в горизонтальном и вертикальном направлениях. ГАЗ-3309 оснащён достаточно мощным жидкостным отопителем с радиатором, включённым в систему охлаждения двигателя.

Основой ходовой части ГАЗ-3309 служит штампованная клёпаная рама. Колёса — дисковые, с ободом и разрезным бортовым кольцом. Шины — пневматические, радиальные, размером 8,25 R20 (240R508). Ведущий задний мост снабжен коническим шестеренчатым дифференциалом. Элементы подвески включают в себя четыре продольные полуэллиптические рессоры, дополнительно усиленные в задней подвеске. Гидравлические, телескопические амортизаторы двустороннего действия установлены на передней оси автомобиля. Показатель угла свеса (с полной нагрузкой), в градусах составляет: 38 градусов – передний, и 25 градусов – задний.

Внутренний вид кабины ГАЗ-3309

Рулевой механизм оборудован гидроусилителем руля. Рабочая тормозная система — с пневмогидравлическим приводом. Запасная тормозная система дублирует каждый контур рабочей. Тормозные механизмы — колодочные, барабанного типа, с вакуумным насосом и автоматической регулировкой зазора между накладкой и барабаном. Стояночный тормоз имеет механический тросовый привод к задним колёсным тормозным механизмам.

В электрооборудовании грузовика использована однопроводная система проводки, отрицательные выводы соединены с корпусом автомобиля. Номинальное напряжение в сети составляет 24 Вольта. Генератор переменного тока имеет регулировку «Зима /Лето». Аккумуляторы автомобиля состоят из четырёх батарей марки 6СТ-55А либо 6СТ-55АЗ.

Технические характеристики и устройство ГАЗ 3309

Модель автомобиля ГАЗ-3309 (с двигателем Д-245.7 ЕЗ)
Тип автомобиля Двухосный, грузовой, с приводом на заднюю ось или полным приводом всех колес 4х4

Грузоподъемность ГАЗ 3309, кг

с платформой без тента 4500
с платформой и с тентом 4350
Полная масса автомобиля, кг 8180

Вес ГАЗ 3309 в снаряженном состоянии, кг:

с платформой без тента 3530
с платформой и тентом 3680
Габаритные размеры, мм:
длина 6436
ширина (по зеркалам) 2700
высота (по кабине без нагрузки) 2350
высота (по тенту без нагрузки) 2905
База, мм 3770
Колея передних колес, мм 1630
Колея задних колес (между серединами двойных скатов), мм 1690
Дорожный просвет автомобиля с полной нагрузкой, мм 265
Радиус поворота автомобиля по оси следа переднего внешнего колеса, м 8
Наибольшая скорость с полной нагрузкой, без прицепа, на горизонтальных участках ровного шоссе, км/ч 95
Расход топлива при движении с постоянной скоростью, л/100 км
60 км/ч 14,5
80 км/ч 19,3
Угол свеса (с полной нагрузкой), градусов
передний 38
задний 25
Наибольший угол преодолеваемого автомобилем подъема с полной нагрузкой, % (градусов) 25 (14)
Погрузочная высота платформы, мм 1365

Двигатель на ГАЗ 3309 и его системы

Модель Д-245.7 у3
Тип Дизельный, 4-тактный, с турбонаддувом, охлаждением наддувочного воздуха, жидкостного охлаждения
Число и расположение цилиндров 4, вертикальное в ряд
Порядок работы цилиндров 1-3-4-2
Направление вращения коленчатого вала Правое
Диаметр цилиндра и ход поршня, мм 110х125
Рабочий объем, л 4,75
Степень сжатия 17
Номинальная мощность нетто, кВт (л.с.), не менее
при частоте вращения коленчатого вала 2400 мин-1 87,5(119)
при частоте вращения коленчатого вала 3200 мин-1
Максимальный крутящий момент нетто, Н×м (кгс×м)
при частоте вращения коленчатого вала 1300-1600 мин-1 413(42)
при частоте вращения коленчатого вала 2000-2500 мин-1
Минимальная устойчивая частота вращения коленчатого вала на холостом ходу, мин-1 800
Система вентиляции Закрытая
Топливный насос высокого давления (ТНВД) СРЗ (CRS-Bosch) или рядный 4-плунжерный 833.1111005.01 (ЯЗДА) с подкачивающим насосом
Топливоподкачивающий насос Плунжерного типа для ручной (с ТНВД «833») и автоматической подкачки топлива
Форсунки В 445 121 481 (CRS-Bosch),
455.1112010-73 (ЯЗДА) (форс.), 355-1112110-121 (ЯЗДА) (расп.) или 455.1112010-74 (ЯЗДА) (форс.), DLLA 140P-(Bosch) (расп.).
Давление начала впрыска:
СРЗ.З — переменное, запрограммировано в электронном блоке управления
833.1111005.01 — 27,0+1,2 МПа
Карбюратор
Ограничитель частоты вращения
Подогрев рабочей смеси
Топливные фильтры:
грубой очистки Фильтр-отстойник с сетчатым фильтрующим элементом
тонкой очистки Со сменным бумажным фильтрующим элементом
Воздушный фильтр Сухого типа, с бумажным сменным фильтрующим адамантом, сигнализатором предельной засоренности
Система смазки Комбинированная; под давлением и разбрызгиванием
Масляный радиатор Встроен в двигатель
Масляный фильтр Не разборный с бумажным фильтрующим элементом
Система охлаждения Жидкостная, закрытая, с принудительной циркуляцией охлаждающей жидкости, с расширительным бачком
Антитоксичные системы:
система рециркуляции отработавших газов С управлением от электронного блока (для двигателей с ТНВД ЯЗДА «833»)
система вентиляции масляного картера Закрытая
Система наддува Газотурбинная, с одним трубокомпрессором С14-179-01 или ТКР 6.1., с радиальной центростремительной турбиной, центробежным компрессором и воздушным охладителем наддувочного воздуха трубчато-пластинчатого типа
Свечи накаливания 11720720 ф. АЕТ, Словения или СН-07-23 Уфа
Читать статью  Головки цилиндров (ГБЦ) — DRIVE2

Трансмиссия

Сцепление Однодисковое, сухое, фрикционное, с демпфером крутильных колебаний на ведомом диске. Привод сцепления — гидравлический
С диафрагменной нажимной пружиной
Коробка передач Механическая, 5-ступенчатая, с постоянным зацеплением шестерен, полностью синхронизированная
Передаточные числа:
I передача 6,55
II передача 3,933
III передача 2,376
IV передача 1,442
V передача 1
Задний ход 5,735
Карданная передача Два вала открытого типа с промежуточной опорой, три карданных шарнира на игольчатых подшипниках
Главная передача: Коническая, гипоидного типа
передаточное число 4,556
Дифференциал Конический, шестеренчатый
Полуоси Полностью разгруженные

Ходовая часть

Рама Штампованная, клепаная
Колеса Дисковые, с ободом 152Б-508 (6,0Б 20) с разрезным бортовым кольцом
Шины Пневматические, радиальные, размером 8,25 R20(240R508)
Параметры установки передних колес:
угол развала колес
угол бокового наклона шкворня
угол наклона нижнего конца шкворня вперед 2°30′
схождение колес 0-3 мм
Рессоры Четыре, продольные, полуэллиптические с дополнительными рессорами в задней подвеске
Амортизаторы Гидравлические, телескопические, двустороннего действия. Установлены на передней оси автомобиля

Рулевое управление

Тип рулевого механизма, Винт-шариковая гайка
передаточное число 23,09 (и в среднем положении)
Усилитель рулевого привода Гидравлический с раздельным расположением силового цилиндра и распределителя. Насос гидроусилителя руля — шестеренчатый, с переливным клапаном

Тормозное управление

Рабочая тормозная система С пневмогидравлическим приводом. Тормозные механизмы — колодочные, барабанного типа с автоматической регулировкой зазора между накладкой и барабаном
Запасная тормозная система Каждый контур рабочей тормозной системы
Стояночная тормозная система С механическим тросовым приводом к задним колесным тормозным механизмам

Электрооборудование

Система проводки Однопроводная, отрицательные выводы соединены с корпусом автомобиля
Номинальное напряжение в сети, В 24
Генератор Переменного тока, со встроенным регулятором напряжения и выпрямительным блоком, с регулировкой «Зима-Лето»,
51.3701-01 или ГГ273В1-3
Регулятор напряжения
Аккумуляторная батарея Четыре (6СТ-55А или 6СТ-55АЗ)
Стартер 7402.3708 или AZJ/3381 «Искра»
Свечи накаливания 11720720
Фары 62.3711-19
Указатели поворота 511.3726-10
Передние фонари ПФ130АБ—01
Передние габаритные фонари 264.3712
Задние фонари 355.3716—левый, 354.3716—правый
Задние габаритные фонари 441.3712
Задний противотуманный фонарь 2462.3716
Фонарь боковой габаритный 4802.3731-03
Фонарь заднего хода ФП135-3716-Г или 2112.3711-02
Электромеханический корректор фар ЭМКФ04-01
Выключатель приборов и стартера 1902.3704000
Стеклоочиститель 711.5205100
Стеклоомыватель 123.5208000
Блок управления двигателем
Датчик абсолютного давления
Реле
Датчик кислорода
Блок управления двигателем (система управления ф. «Bosch») 0281В04121

Кабина и платформа

Кабина Металлическая, двухместная, двухдверная
Отопитель Жидкостный, с радиатором, включенным в систему охлаждения двигателя
Сиденья Раздельные — водителя и пассажира
Оперение Металлическое, с капотом аллигаторного типа
Платформа С металлическими бортами, задний и оба боковые — откидные, с деревометаллическим основанием
Размеры платформы (внутренние), мм:
длина 3490
ширина 2170
высота бортов 510

Заводские испытания

Заводские испытания
Грузовик ГАЗ 3309 оснащен металлической рамой с некоторым усилением. Спереди находятся гидравлические телескопические амортизаторы, имеющие действие на две стороны, а сзади добавлены продольные рессоры. Машина имеет привод на заднюю ось и зависимую переднюю и заднюю подвески. По спецзаказу выпускаются ГАЗ 3309 с полным приводом.

Смотрите также статью Спорные территории Арктики и их правовой статус

Тормозная система машины с двумя контурами, с гидравлическим приводом, с вакуумным усилителем для каждого контура. В дальнейшем, устройство ГАЗ 3309 модернизировалось, автомобиль дооборудовался антиблокировочной системой ABS, позволяющей улучшить качество торможения. В случае выхода из строя одного контура всегда имеется второй запасной контур.

Грузовик оснащен пятиступенчатой механической коробкой передач.

Машина оснащена раздельным гидроусилителем, дающий возможность водителю спокойно контролировать движение автомобиля.

Машина оборудована продолговатым капотом, фирменным газовским стальным бампером и круглыми фарами. Салон грузовика дополнился множеством пластиковых элементов. А в остальном, практически все части кабины повторяют ГАЗ-3307.

Однако есть и некоторые отличия, например, двери, обшиты тканевой обивкой, кресла для водителя и пассажиров стали более удобными и комфортными, с ремнями безопасности для каждого пассажира.

Чертеж ГАЗ 3309

Модификации

В перечень основных модификаций семейства дизельных грузовиков ГАЗ-3309 входят:

  • ГАЗ-33090 — базовое шасси с турбодизелем ММЗ Д-245.7 (Евро-2);
  • ГАЗ-33091 — удлинённая на 1,4 метра версия с тем же мотором;
  • ГАЗ-33092 — вариант с двойной кабиной, способной вместить семь человек, применялась для установки на этом шасси разнообразных специальных надстроек, в том числе: пожарных машин, передвижных ремонтных мастерских и т.п.;
  • ГАЗ-33094 — удлинённый вариант, использованные в качестве базы для автобуса КАвЗ-397650;
  • ГАЗ-33096 — бортовое шасси с мотором Cummins-ISF 3.8L;
  • ГАЗ-33098 — бортовое шасси с турбодизелем ЯМЗ-53442-10;
  • ГАЗ-3309 «Добрыня» — удлинённая до 7,9 метров версия с кабиной, оснащённой спальным местом, пластиковым аэродинамическим оперением и спойлерами.

Автомашины на базе ГАЗ-3309 успешно применяются в качестве спецтехники

Использование в коммерческих целях

Среднетоннажные грузовые автомашины ГАЗ-3309 широко и успешно применяются для перевозки самых разнообразных грузов по дорогам всех технических категорий и видов покрытий (в том числе и по грунтовым). В базовой версии грузовика использована платформа с металлическими бортами, из которых задний и оба боковые — откидные, с деревянно-металлическим основанием. Кроме того, завод-производитель на основе базового шасси предлагает внушительный ассортимент спецтранспорта — самосвалов, обычных и изотермических автофургонов, автоцистерн, манипуляторов, топливозаправщиков, мусоровозов и т.д.

С 2000-х годов модель ГАЗ-3309 стала весьма активно использоваться многими компаниями и организациями в качестве базы для создания разнообразных версий с удлинённой рамой. Такие длинные фургоны, автомобили-эвакуаторы, краны-манипуляторы, грузовые платформы широкого назначения обладают грузоподъёмностью 4 тонны, при этом возможности перевозки объёмных, нестандартных или длинномерных грузов у них значительно возрастают.

Версии автомашины с кабиной, оборудованной спальным местом, стала довольно часто использоваться для междугородных грузоперевозок. К числу довольно распространённых специализированных модификаций на шасси ГАЗ-3309 относятся самосвалы ГАЗ-САЗ-35071 (объём кузова 5 кубометров, с надставными бортами — 10 кубометров) и ГАЗ-САЗ-35072-10 (объём кузова 4,5 кубометра).

Достаточно известна и популярна бортовая платформа ГАЗ-3309 «Егерь-2» с тентом, рассчитанная на 5 мест. Этот грузовик повышенной проходимости обладает полным приводом на все колёса и может комплектоваться лебедкой.

Самосвал на базе ГАЗ-3309

Достоинства и недостатки

Грузовой автомобиль ГАЗ-3309 считается оптимально подходящим для отечественных дорог. К числу его проверенных достоинств относят:

  • Небольшой расход топлива;
  • Достаточную мощность мотора;
  • Надёжность ходовой части, двигателя и КПП;
  • Хорошую обзорность кабины;
  • Высокую степень ремонтопригодности.

К основным недостаткам «Газона» причисляют:

  • Избыточную шумность и вибрацию минского двигателя;
  • Недостаточную манёвренность;
  • Не всегда достаточное утепление кабины;
  • Ограниченную ёмкость топливного бака.

Двигатель — сердце автомобиля

Изначально при проектировании автомобиль газ 3309 оснащался карбюраторным двигателем. Индекс модели — ГАЗ 3307. 3309, это дизельная версия 07-го. Довольно абсурдные при сегодняшних ценах на топливо грузовики были нормой для того времени, вспомнить хотя бы легендарный ЗИЛ-130. Кстати, именно для его замены данный грузовик и предназначался. Сейчас бензиновые версии можно встретить в переоборудованном на газ виде. Кроме двигателя, по всем остальным конструкционным элементам они идентичны современным ГАЗ 3309.

Двигатель газ 3309 (не путать с 3307) — всегда дизельный. Это классическая конструкция с рядным расположением цилиндров. Изготовитель — крупнейший отечественный производитель моторов Ярославский Моторный Завод. Грузовику достался хорошо себя зарекомендовавший и вполне современный ЯМЗ-534 (Из семейства ЯМЗ-530). Поскольку грузовик выпускается на конвейере почти 30 лет, то сейчас на него ставятся самые новые версии этого мотора. Топливный насос высокого давления в них дополнен электронным блоком управления. Это добавляет экономичности, а главное — продлевает мотор-ресурс двигателя. Электронный блок управления не дает эксплуатировать двигатель в неправильных режимах.

Нужно отметить, что моторы семейства ЯМЗ-530 ставятся на самые перспективные грузовые автомобили, например, «Газон Next». Устройство газ 3309 предусматривает установку и других двигателей вместо штатного:

  • Экологический класс Евро-4;
  • Число цилиндров — 4. Чугунный блок, рядное расположение по классической схеме;
  • Рабочий объем — 4430 куб см. Степень сжатия — 17,7;
  • Частота вращения при максимальном крутящем моменте — 1300-1600 об/мин;
  • Топливная система, ТНВД — CommonRail (завод в Ярославле);
  • Рециркуляция отработавших газов;
  • Каталитический нейтрализатор, сменные картриджи фильтра;
  • Многофазийный впрыск топлива.

Всего в линейке ЯМЗ-530 десять модификаций с различными доработками и степенью формировки. Диапазон мощности — 130-190 л.с. В этой линейке есть и весьма необычные варианты, например ЯМЗ-534 CNG, который работает на природном газе.

Источник https://warbook.club/voennaya-tehnika/boevye-mashiny/gaz-61/

Источник https://www.drive2.ru/l/455957027751986296/

Источник https://xn--b1ac1aqnee.xn--p1ai/avto/gaz-3309-ves.html

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Похожие статьи

Количество и расположение цилиндров. — DRIVE2

Количество и расположение цилиндров. V1-V16Увеличение количества цилиндров — способ поднять мощность двигателя. На всем протяжении истории автомобилестроения инженеры преследовали единственную главную цель – получить от двигателя максимальную отдачу. Стараясь достигнуть ее, инженеры экспериментировали с двигателями с разным количеством цилиндров – от 1 до 16. Любой двигатель характеризуется эксплуатационными свойствами. Полный объем цилиндра равен сумме рабочего […]

Типы двигателей: V-образный, оппозитный, рядный: отличия и тонкости — DRIVE2

Типы двигателей: V-образный, оппозитный, рядный: отличия и тонкости рост мощностей, оборотов и ожесточенная борьба за снижение себестоимости все расставили по местам. Простейший одноцилиндровый мотор для автомобилестроителей остался в далеком прошлом. Средний объем цилиндра двигателя обычного автомобиля сейчас — от трехсот до шестисот кубических сантиметров (плюс-минус сто «кубиков» в исключительных случаях вроде трехцилиндровой мотоколяски Smart или […]