Tata Motors: как был создан самый дешевый автомобиль XXI века?
На чем ездят в Индии? На слонах? И на них тоже. А еще на мотороллерах, велосипедах, на телегах и много на чем еще. А вот по числу автомобилей Индия занимает одно из последних мест в мире (7 машин на тысячу жителей). И не мудрено — огромное число индийцев живут за чертой бедности, автомобиль для них — непозволительная роскошь.
Но ведь любому дельцу понятно, что эта южноазиатская страна — великолепный рынок для высокотехнологичных товаров. Миллионы молодых людей жаждут жить «не хуже, чем в Америке». Надо только сделать технику максимально доступной по цене…
Так рассуждали производители мобильных телефонов, объявляя конкурсы на проекты самых дешевых «трубок» (китайцы, говорят, сделали телефон стоимостью один доллар). Подобная мысль посетила и руководство фирмы Tata Motors, которая в 2008 году представила самый дешевый в мире автомобиль — Tata Nano. Его цена составляет всего две с половиной тысячи долларов! Вполне возможно, что Nano станет самым массовым автомобилем в Индии. Что же это за фирма, которая сумела первой в XXI веке реализовать проект «народного автомобиля», опередив ведущие мировые бренды?
Вообще-то, Tata Motors — это не самостоятельная компания, а часть большого индийского концерна под названием Tata Group. В него входят и сталелитейное предприятие, и чайная фирма, и многие другие производства. Основан этот промышленный гигант был еще в XIX веке и принадлежит семейству Тата.
Транспортные средства компания начала производить сразу после Второй мировой войны. Братья Тата, предвидя быстрое развитие железных дорог в Индии, основали предприятие, выпускавшее локомотивы. Расчет оказался верным: поезда и сегодня являются самым популярным у индусов видом транспорта.
В середине пятидесятых Tata занялась производством грузовиков. Начали с копирования тяжелых Daimler-ов, они шли, в основном, на экспорт. Немного позже стали выпускать и среднетоннажные машины, которые покорили внутренний рынок. Сегодня большая часть коммерческого автотранспорта Индии производится именно на заводах Tata. Более того, компания входит в число десяти крупнейших мировых производителей тяжелых грузовиков!
Новейшая история компании связана с именем Ратана Тата, который возглавил Tata Group в 1991 году. В это время концерн представлял собой некое подобие старой азиатской империи, в которой главы отдельных подразделений весьма неохотно подчинялись высшему руководству. Ратан Тата решил, что так больше продолжаться не может, и стал проводить весьма радикальные реформы. Он укрепил, как теперь говорят, «вертикаль власти» и избавился от нескольких неэффективных предприятий. Кроме того, именно Ратаном было принято судьбоносное для компании решение — выйти на рынок легковых автомобилей.
Ставка была сделана не на «отверточную» сборку западных или японских машин, а на выпуск своих моделей. Первые же изделия Tata — авто с патриотичными названиями Indica и Indigo — имели огромный успех в стране и даже продавались в Европе. Следует отметить, что в Индии существуют очень жесткие требования к экологичности двигателей, поэтому с продажами машин в западных странах проблем не возникает.
Руководство Tata решило не останавливаться на достигнутом и прилагает большие усилия, чтобы вывести свой брэнд на мировой уровень. Причем весьма успешно. Прибыли, полученные от продаж первых легковушек, позволили индийскому автопроизводителю купить производство грузовиков Daewoo. Компания без устали создает все новые и новые совместные предприятия — с Fiat, с бразильской Marcopolo, с иранской Kerman Khodro… Благодаря такой активности, Tata завоевывает автомобильные рынки по всему миру. Ее сборочные линии появились и в России, в частности, на заводах в Нижнем Новгороде и Волгограде. А недавно была заключена сделка с Ford по приобретению сразу двух знаменитых марок — Jaguar и Land Rover!
Но по-настоящему громкая слава к фирме пришла после показа на автосалоне 2008 года в Женеве сверхдешевого Tata Nano. О нем написали, наверное, все существующие автожурналы и автосайты. Отзывы были, в основном, иронические — вон какую яркую жестянку индусы привезли. Но факт остается фактом — спрос на новую машину превзошел все ожидания. А ведь о своем желании сделать массовый автомобиль заявляли и Nissan, и Toyota, и многие другие известные производители. Но неуверенность в успехе не позволила им довести дело до конца (пока, по крайней мере), и индийцы оказались первыми.
Развитие Tata напоминает мощную поступь слона, прокладывающего себе путь в джунглях. Сразу видно, что компании всегда везло на дальновидных и решительных руководителей. Одним из них был Шуманд Мулгаокар, которого называют творцом Tata Motors. О своем принципе управления фирмой он говорил так: «Рассчитывай на наилучший результат, требуй его от подчиненных, иди к нему неотступно, и ты его получишь».
А вот нам с вами остается только позавидовать индусам. Отечественный автопром о таких головокружительных успехах может только мечтать. Некоторые горячие головы даже предлагают закрыть все предприятия отрасли, поскольку «мы не умеем делать автомобили». А может, стоит поучиться у индусов? Ведь они умеют…
Грузовик ТАТА-613
Грузовик ТАТА-613 принадлежит к классу среднетоннажной специальной грузовой техники и не оборудуется капотом. Индийская машина пользуется высоким спросом у россиян благодаря большому количеству достоинств. Он надежен, практичен, оборудован мощной силовой установкой, может использоваться в черте города.
Производителем данной машины является индийская фирма Tata Motors, которая за время своего существования смогла разработать и запустить в производство целую линейку грузовых авто, способных конкурировать с именитыми европейскими брендами не только по цене, но и по качеству техники.
Особенности и преимущества
Конструктивные решения позволяют отнести машину к классу низкорамных. Сборка производится крупными блоками, что сокращает количество соединений и повышает прочность техники. Опционально на грузовик ТАТА-613 можно установить на нее различные виды фургона:
- эвакуатор;
- хлебный;
- изотермический;
- промтоварный;
- тентовая или бортовая платформа;
- термический.
Это повышает универсальность грузовика и гарантирует возможность его использования в городском, сельском и коммунальном хозяйстве.
Tata 613 может оборудоваться рефрижератором, который используется в развозке пищевых продуктов с малым сроком годности и лекарственных препаратов со специальными условиями хранения.
К основным достоинствам техники относятся:
- небольшие габариты, позволяющие работать в городской черте;
- рефрижераторы, оборудованные специальным покрытием, простым в уходе и санитарной обработке;
- экономичность, обусловленная установкой дизельного двигателя.
К недостаткам машины относятся небольшая грузоподъемность и малая вместимость.
Модификации
Среди модификаций машины можно выделить следующие модели:
- Tata 613 — базовая модель грузовика;
- Tata 613 Ex — первая расширенная версия базовой модели оснащена улучшенным двигателем, внутренним интерьером;
- Tata 613 Ex2 — вторая расширенная версия базовой модели, которая унаследовала улучшения первой расширенной модели и имеет большую грузоподъемность, повышенную плавность хода. В версии фургон объем фургонного блока увеличен на 20%.
Технические характеристики и габариты
К техническим характеристикам Тата 613 принадлежат:
коробка переключения передач | механическая; |
привод | 4х2; |
тип подвески | рессорная; |
вес | 7,5 т; |
грузоподъемность | 4 т; |
ширина колеи | 1,58 м сзади и 1,65 м спереди; |
колесная база | 3,8 м. |
площадь грузовой платформы | 10,2 м 2 . |
Габариты грузовика: 5,4 м х 2,3 м х 2,2 м. .
Двигатель
Устанавливается силовой агрегат собственного производства, хорошо зарекомендовавший себя при работе в сложных условиях. Шестицилиндровая рядная модель 697 NA оснащена системой турбированного наддува, установленной около оператора. Объем двигателя Тата 613 равен 5,7 л, а мощность 130 лошадиным силам, крутящий момент – 416 Нм, частота вращения – 1700 оборотов в минуту.
Двигатель Тата 613
Коробка переключения передач механического типа синхронизирована с мотором, она насчитывает пять ступеней. Система подачи топлива Mico Bosch обеспечивает сокращение потребления дизельного горючего. Сцепление устанавливается фрикционное, 1-дисковое, сухое. Система охлаждения – водяная.
Двигатель | Tata 697 NA |
Мощность | 130 лс |
Топливо | дизель |
Цилиндров | 6 |
Крутящий момент | 416 Нм |
Объем движка | 5,7 л |
Объем бака | 120 л |
Мотор проверен на большом количестве машин, со временем все его недостатки были устранены, что гарантирует продолжительную безотказную работу. Пробег до капремонта силовой установки – 750 тыс. км.
Расход топлива
В среднем расход топлива Тата 613 составляет 16-18 л на 100 км.
Устройство
В базовую комплектацию грузовика входят следующие компоненты:
- ветровики;
- моющиеся коврики из поливинилхлорида;
- формованные конструкции для крыши;
- IRVM;
- усилитель привода сцепления;
- гидроусилитель рулевого колеса;
- механическая подвеска кресла машиниста.
Фургон Tata 613 Ex2
Основная несущая конструкция – лестничная, в качестве лонжеронов выступают швеллеры, соединенные с помощью заклепок и болтов. В качестве опции выступает установка фургона из профлиста белого цвета. Двери устанавливаются двухстворчатые, крепятся они с помощью 6 петель. Ширина – 2,14 м, высота – 1,07 м.
Внутри фургона автомобиля ТАТА-613 устанавливается пара осветительных приборов, провода закрыты пластиковым коробом или гофрированными нишами, что обеспечивает их безопасность. Для вентиляции в передней стенке устраиваются отверстия. Износостойкость напольного покрытия обеспечивается свойствами материала, из которого оно изготовлено. Это бакелит мощностью 4 мм.
Для безопасности при ночной езде предусмотрена установка по периметру авто габаритных огней. Опционально в салон может устанавливаться кондиционер.
Шасси
В передней и задней частях предусмотрена установка зависимых подвесок на продольных полуэллиптических рессорах. Гидравлический усилитель производится компанией ZF, характеризуется долговечностью и большим ресурсом.
Автомобиль Тата 613 Ех2
Трансмиссия
Двигатель автомобиля ТАТА-613 взаимодействует с КПП. Трансмиссия включает в свой состав синхронизирующие элементы и скользящее зацепление для перемещения назад.
Кабина водителя
Салон рассчитан на троих пассажиров, он характеризуется комфортом и эргономичностью. Кабина изготавливается из цельного металлического листа и может иметь семь различных цветов исполнения. Для обеспечения комфорта водителя предусмотрена дверь шириной 0,9 м, поручни и низкая подножка. Большие окна предназначены для обеспечения безопасности при движении по дорогам общего пользования, а также территории складов. Боковые стойки отличаются маленькой шириной, а зеркала – большой площадью.
Кресло имеет возможность регулировки по четырем параметрам. Ручки для его настройки расположены в торце подушки. В стандартную комплектацию авто ТАТА-613 входит маячок, который срабатывает, если водитель начал движение и не пристегнул ремень безопасности. Пассажирские сидения такой функцией не оборудованы.
К преимуществам салона стоит отнести высокую звукоизоляционную способность. Это обеспечивается обивкой, на полу она представлена ковролином серого цвета. На дверях устанавливаются резиновые уплотнители. Панель приборов позволяет легко отслеживать состояние машины, она не загромождена излишними датчиками и индикаторами. По центру расположен спидометр, вокруг которого расположены цветовые датчики. На циферблатах указываются уровни давления в тормозных контурах. К недостаткам приборной панели относится отсутствие тахометра.
Пластик характеризуется высоким качеством, как и замки на бардачках. Подсветка приборной панели не яркая, позволяет различить, какие индикаторы активированы. Рулевое колесо изготовлено из не скользкого пластика.
Рулевое управление
Рулевое колесо ТАТА-613 расположено таким образом, чтобы не закрывать видимость основных показателей машины. На нем имеются две спицы, а размеры подобраны оптимально для любого водителя, но оно не имеет возможности регулировки.
Удобство эксплуатации и обслуживания
Необходимость ремонта силовой установки должна быть четко обоснована, основными предпосылками для его проведения служат:
- механические повреждения;
- низкое давление масла;
- большой расход масла;
- снижение мощностных характеристик.
Сервисные центры используют масло, рекомендованное производителем грузовика – всесезонное полусинтетическое.
Цена нового и б/у
Купить Тата 613 без пробега можно за 1,6-1,9 млн. руб. Авто 10/12 года выпуска можно приобрести за 800-950 тыс. руб. Цены отличаются в зависимости от состояния машины, года выпуска, пробега и ряда других параметров.
Арендовать грузовик на смену можно за 3700 руб. При этом стоит учесть стоимость доставки.
К основным преимуществам авто относятся: умеренная цена, надежность, низкие борта, простота обслуживания, длительный срок безотказной работы, мощность и производительность.
Аналоги
В качестве аналогичной модели можно привести грузовой автомобиль Mercedes 813, который послужил прототипом при разработке этой модели.
МегаОбзор. Суперзавод для самого дешевого автомобиля Tata Nano
Новый автомобиль по цене мотоцикла, причем не нового, разве такое возможно? Конечно, если речь идет о самом дешевым в мире автомобилем Tata Nano. В 2007 году президент индийского конгломерата TATA Group — Ратан Тата, изучив ситуацию с доступностью личного транспорта в своей собственной стране, пришел в шок о того, что на 1000 жителей приходится лишь 15 семейных автомобилей, удел остальных мотороллеры, мотоциклы или вовсе пешком. Кроме того, из-за отсутствия доступного личного транспорта, многие модернизируют эти мотоциклы таким образом, чтобы на них могли ехать по меньшей мере четыре человека. От этого и смертность на дорогах Индии такая большая (помимо прочих причин).
Спустя 3 года Ратан презентовал народный индийский автомобиль, стоимостью чуть больше одной тысячи долларов. Это самый дешевый серийно выпускаемый автомобиль за всю историю автомобилестроения и для этого он соорудил отдельный мегазавод. Разберем по подробнее, каковы особенности нового завода и почему удалось сделать недорогой автомобиль.
Завод TATA
Заводы и предприятия интернациональной компании-конгломерата ТАТА раскиданы по всей стране, а штаб квартира находится в Мумбаи (прежний Бомбей). В соседней от штаб-квартиры провинции, в городе Сананд и расположился новый мегазавод, для производства Нано. Самое интересное, что промышленная площадка, что была выделена под производство ранее находилась на 2000 км севернее, но из-за конфликта с местными фермерами ее решено было перенести в Сананд.
Площадь нового завода составила 450 гектар, на которых трудятся 2300 рабочих разного уровня подготовки. Весь завод разделен на 5 участков, которые соединены надземными переходами для рабочих и транспортными тоннелями для техники, продукции и запчастей:
- Кузнечно-прессовый цех (изготовление кузовных панелей);
- Сварочный цех (сборка кузова);
- Покрасочный цех;
- Участок производства и сборки силовых агрегатов (ДВС и трансмиссии);
- Цех отделки и окончательной сборки.
Разработка проекта Нано
Производство автомобиля Тата Нано начинается в городе Pune, где расположено проектно-исследовательский центр Тата, там же и завод по производству легковых автомобилей, насчитывающий 20000 работников. Задача для разработчиков была поставлена четкая — необходим дешевый, комфортный, безопасный и эстетически красивый автомобиль. Конструкторы отказались от идеи пластикового кузова в пользу стального, по причине непригодности первого к ремонту. Президент корпорации ясно дал понять, что автомобиль должен быть не только дешевом при покупке, но и прежде всего при его обслуживании, а с пластиковым кузовом цена на ремонт резко возрастает. Ибо, при малейшем повреждении меняется вся кузовная панель, в то время как стальную придется лишь отремонтировать.
Готовый проект отправляется на участок изготовления кузовных панелей, где штампованные стальные листы в огромных пресс-формах, превращаются в готовые изделия. Скорость изготовления — 14 панелей в минуту. Далее детали проходят контроль качества и отправляются в сварочный цех, где их соединяют в готовый корпус автомобиля. После того, как кузов собран производится дополнительная проверка на зазоры, стыки и работоспособность подвижных частей кузова, а также на дефекты поверхности. Белый кузов (голый металл) отправляется в покрасочный цех на участок подготовки поверхности, где его очистят, обезжирят, фосфатируют и загрунтуют. Процесс подготовки кузова проходит точно такие же этапы, как и у производителей самых дорогих в мире автомобилей, только гораздо быстрее. Точно так же как и Роллс-Ройс, кузов Нано окунается в ванну с отрицательно заряженным раствором, который проникает вглубь металла, уберегая ее от коррозии и способствует отличному взаимодействию с положительно заряженным грунтом и краской.
Подготовленный кузов проходит проверку и отправляется в цех окраски. Автомобили Тата Нано окрашиваются несколькими слоями краски и лака в два этапа. На первом этапе идет ручное окрашивание внутренней части и труднодоступных мест. На втором этапе окраска внешней поверхности высокотехнологичными роботами. Полностью окрашенный автомобиль отправляется в камеру просушки, где за мгновение краска спекается и автомобиль готов к дальнейшей сборки.
Чтобы автомобиль получился дешевым, его необходимо продавать в больших количествах, а что бы его много продать, необходимо быстро и много производить. Так скорость производства кузова составляет 1 минуту, столько же тратится на окраску, а суммарная мощность завода составляет 250 тысяч единиц автомобилей в год. Общее время сборки Тата Нано составляет 6 часов, в основном благодаря автоматизации сборочной линии (70% всех процессов выполняют роботы). Не все японские заводы могут этим похвастаться.
Двигатель
На Тата Нано установлен 0,6 литровый 2-х цилиндровый двигатель мощностью 38 л.с., которого достаточно для того, чтобы автомобиль непринужденно перевозил четырех человек и небольшой багаж. От 2-х цилиндровых двигателей автопроизводители отказались в середине прошлого века из-за их сильной вибрации и высокого уровня шума. В Тата благополучно решили эту проблему, установив по 2 противовеса на поршень и один уравновешивающий вал. Двигатель решили расположить с задней части автомобиля непосредственно под задними пассажирскими сиденьями. Данный факт положительно сказался на уровне шума, расходе топлива, управляемости и безопасности.
Финишная сборка
Параллельно со сборкой ДВС идет окончательная сборка автомобиля. Кузова подвозятся к станциям на подвесном конвейере и первым делом устанавливается топливный бак, магистрали и электропроводка. На время сборки автомобиля, двери снимаются, чтобы облегчить доступ роботизированной техники в салон. Далее устанавливается салон и стекла. Потом собирают двери и навешивают их на автомобиль. Последним этапом идет женитьба двигателя с кузовом и навешивание колес. Автомобиль готов к прохождению дорожных испытаний. Тестирование проходит на заводском треке, где смоделированы дорожные условия среднестатистического города в Индии и только потом, автомобиль отправляется к дилеру.
Цена Тата Нано
Стоимость Тата Нано составляет 100 тысяч рупий или примерно 80 тысяч рублей. Такой цены удалось добиться благодаря полной автоматизацией производства, грамотно подобранными сырьем и материалами, а также эффективному менеджменту. Каждая деталь, которая поставлялась на завод должна была быть максимально дешевой, без потери ее основных функций и качества. Если узел состоял из нескольких элементов, то заводчане старались удешевить каждый из них. Даже колесные диски прикручиваются к ступице на 3 болта (достаточно для динамики данного автомобиля).
В 2015 году вышел рестайлинг под названием GenX Nano, стоимость которого в максимальной комплектации составила 3,5 тысячи долларов, а в минимальной 2000$. Автомобиль стал вместительнее (для пяти пассажиров), безопаснее (усиленный кузов) и гораздо симпатичнее (новые бамперы, тонированная оптика). Кроме того был увеличен топливный бак, установлен электроусилитель руля и роботизированная пятиступенчатая КПП.
Tata Nano — автомобиль, который сделан для внутреннего рынка Индии с учетом потребностей жителей страны. По причине несоответствия международным стандартам, автомобиль не поставляется в Европу и на другие мировые площадки в том числе и в Россию. Хотя скорее всего по причине его цены, так как она обрушит многих местных автопроизводителей.
Источник https://www.shkolazhizni.ru/auto/articles/30176/
Источник http://justdepot.ru/articles/gruzovaya-texnika/3416_gruzovik-tata-613/
Источник https://autoburum.com/blog/530-megaobzor-superzavod-dla-samogo-deshevogo-avtomobila-tata-nano