Бортовой компьютер автомобиля — что это такое и зачем он нужен

Содержание

Что такое бортовой компьютер в автомобиле и для чего он нужен?

Безопасность, динамичность, экономичность, комфорт, экологичность. Разрабатывая новые модели автомобилей, автопроизводители стремятся довести свою продукцию до идеального соотношения всех этих параметров. Благодаря этому на авторынке появляется большое разнообразие моделей с маленьким двигателем, но большой мощностью (пример такого мотора – Ecoboost от Ford, о котором рассказывается отдельно).

Все перечисленные параметры невозможно контролировать при помощи механических устройств. Более точно параметры автомобиля настраиваются электроникой. Чтобы контролировать переход на разные режимы функционирования, каждая система получает несколько электронных датчиков. Для подстройки агрегатов и систем под нужный режим используются разные механизмы.

Все эти механизмы и системы контролируются и подстраиваются электронным элементом, который называется бортовый компьютер (онбордер или карпьютер). Рассмотрим, в чем особенность такого устройства, по какому принципу оно работает, как подобрать бортовик на свой автомобиль.

Что такое бортовой компьютер

Под бортовым компьютером подразумевается электронное устройство с микропроцессором, выполненное по принципу домашнего ПК. Это устройство позволяет совместить разное оборудование, которое может использоваться в автомобиле. В этот перечень входит и навигационная система, и мультимедийный комплекс, и парктоник, и главный ЭБУ и т.д.

Что такое бортовой компьютер и зачем он нужен?

На сегодняшний день существует большое разнообразие таких элементов, но работать они будут по одному принципу. Помимо управления системами комфорта и безопасности современные онбордеры позволяют даже контролировать состояние транспортного средства. Все датчики, расположенные в системах и агрегатах машины, передают свои данные на блок управления, а бортовик считывает некоторые из этих параметров. Сам онбордер не участвует в изменении режимов работы мотора или определенных систем авто. За эту функцию отвечает ЭБУ. Но при совместимости этих устройств водитель может самостоятельно перенастраивать некоторые параметры своего автомобиля.

Электронный блок управления прошивается на заводе-изготовителе. Программное обеспечение это набор алгоритмов и всевозможных переменных, которые позволяют ему посылать правильные команды на исполнительные механизмы. Карпьютер подключается к ЭБУ через сервисный разъем и позволяет не только следить за системами транспорта, но и в более дорогих автомобилях управлять режимами ДВС, подвески и трансмиссии.

Плюсы и минусы бортовых компьютеров

Устройство имеет положительные и отрицательные стороны. К достоинствам бортового компьютера можно отнести получение некоторых возможностей:

  • проверку степени опасности поломки в автомобиле;
  • определение качества залитого топлива;
  • проверку количества топлива;
  • способность просчета маршрута;
  • информирование водителя о надобности использования ремня безопасности;
  • совместную работу с камерой заднего вида.

Бортовые компьютеры для автомобилей имеют и некоторые недоработки производителей, которые можно отнести к недостаткам. Среди часто встречающихся минусов можно выделить:

  • недостаточную освещенность дисплея;
  • плохой шрифт текста;
  • порой некорректную работу прибора;
  • сложность настройки.



Для чего нужен

Особенностью данного прибора является наличие большого разнообразия настроек и опций, которые дают возможность контролировать состояние автомобиля и создавать необходимые команды для исполнительных механизмов. Чтобы водитель был вовремя предупрежден о неисправности или переходе на другой режим, на экране ЭБУ появляется соответствующий сигнал. Некоторые модели устройств оснащены голосовым оповещением.

Основная задача бортового компьютера – выполнять диагностику машины. Когда перестает работать какой-то датчик или сенсор фиксирует неисправность в агрегате/системе, на экране загорается предупреждающий сигнал об ошибке. В памяти современных компьютеров заложены коды неисправностей. Когда возникает определенная неисправность, микропроцессор за доли секунды распознает характер поломки и выдает конкретное оповещение в виде кода.

Что такое бортовой компьютер и зачем он нужен?

Каждый блок управления имеет сервисный разъем, к которому можно подключить диагностическое оборудование и расшифровать код. Некоторые модели позволяют провести подобную диагностику в домашних условиях. В отдельном обзоре рассматривается пример такой диагностики. В некоторых случаях ошибка может быть результатом небольшого сбоя в электронике. Чаще такие ошибки возникают при выходе из строя определенных датчиков. Иногда бывает так, что бортовий компьютер переходит на другой режим работы, не сообщая об ошибке. По этой причине необходимо проводить профилактичекую диагностику электрооборудования авто.

Современная машина может оснащаться блоком управления с диагностическим оборудованием, однако такие транспортные средства дорого стоят. Внешний бортовик подключается к сервисному разъему авто и способен выполнить часть стандартной диагностики. С его помощью автовладелец может также сбросить код ошибки, если точно уверен, в чем проблема. Цена такой процедуры на сервисном центре зависит от типа автомобиля и сложности самой диагностики. Установка БК позволит владельцу транспорта немного сэкономить средства.

Эволюция бортовых компьютеров

Первый автомобильный компьютер появился в 1981-м году. Американская компания IBM разработала электронное устройство, которое впоследствии было установлено на некоторые модели BMW. Спустя 16 лет корпорация Microsoft создала аналог первого устройства – Apollo. Однако эта разработка замерла на стадии прототипа.

Первый серийный онбордер появился в 2000-м году. Его выпустила фирма Tracer (Америка). Штатный компьютер получил популярность благодаря универсальности, а также экономии пространства на центральной консоли авто.

Карпьютеры развиваются в трех основных направлениях. Первое это диагностическое оборудование, второе – маршрутное, а третье – управляющее. Вот их особенности:

Что такое и как работает бортовой компьютер автомобиля

Не так давно бортовой компьютер автомобиля считался роскошью. Сейчас это привычный и незаменимый атрибут любого современного авто. Он предупреждает водителя о различных неполадках, информирует о рабочих параметрах и многом другом.

Читать статью  Новости по тегу автомобильная электроника, страница 1 из 66

Функции бортового компьютера

Современный автомобиль «нашпигован» различной электроникой, системами и датчиками. Уследить за всем водителю самостоятельно трудно. Именно в этом и заключается основная роль бортового компьютера (БК) – контролировать работу основных систем в автомобиле и вовремя сообщать необходимую информацию водителю. Как правило, результаты отображаются на мониторе.

Штатный бортовой компьютер обычно устанавливается на приборной панели или на передней консоли. В бюджетных вариантах это небольшой, монохромный экран, в более дорогих версиях используется цветной ЖК-дисплей.

фото 1

Управление бортовым компьютером может осуществляться либо через собственный блок, либо оно может быть интегрировано с информационно-развлекательной системой.

Возможности БК во многом зависят от модели. Компьютер может представлять следующие данные:

  • текущий расход топлива, а также средний расход и запас хода в километрах;
  • время в пути, общий и текущий пробег;
  • управление режимами и настройками движения, если такая функция предусмотрена производителем;
  • заданный маршрут поездки (навигатор);
  • неисправности различных систем автомобиля.

При какой-либо неисправности простой штатный контролер обычно показывает сигнал «check engine» и выдает код ошибки. Расшифровку кода ошибки нужно искать в руководстве по эксплуатации или обращаться в сервисный центр для диагностики. В любом случае, игнорировать такие сообщения от БК не стоит.

фото 2

В более дорогих версиях возможности БК куда шире. Он может запоминать индивидуальные параметры водителя. Например, положение сидений, стиль вождения. Также БК выдает рекомендации по оптимальному стилю вождения на определенном участке маршрута для экономии топлива.

Виды БК

БК разделяют по назначению и функциональности. Учитывается направленность предоставленной информации. Таким образом, их можно разделить на следующие виды:

  • универсальные;
  • маршрутные;
  • сервисные;
  • управляющие.

Универсальный

Отличие универсального БК – это многофункциональность. Такие компьютеры приобретаются отдельно и подключаются в диагностический разъем автомобиля. Управление происходит через сенсорный дисплей или пульт. В функционал может входить следующее:

  • навигация через спутник;
  • развлекательная система (телевизор, DVD, вся мультимедиа);
  • предоставление информации о параметрах поездки (расход топлива и т.д.);
  • расшифровка кодов ошибок от системного бортового компьютера;
  • контроль работы парктроников и других датчиков, камера заднего вида.

Маршрутный

Маршрутный компьютер может устанавливаться как отдельно, так и быть штатной системой. Его основная задача – это показывать данные о поездке:

  • скорость;
  • расход топлива;
  • маршрут (навигатор);
  • продолжительность пути и другое.

Сервисный

Сервисный БК также называется «диагностическим». Этот вид автокомпьютера относится к штатным и позволяет диагностировать и выявлять различные неполадки. В его функции входит:

  • диагностирование работы двигателя;
  • состояние масла в двигателе и других системах (давление, температура);
  • состояние тормозной системы (износ тормозных колодок, тормозная жидкость);
  • проверка электрической цепи авто (заряд АКБ, короткое замыкание).

Коды ошибок хранятся в памяти компьютера. Для их считывания в сервисных центрах производится диагностика специальным устройством.

Управляющий

Управляющий автокомпьютер устанавливается на автомобилях с инжекторными и дизельными моторами. Это основной блок в системном управлении автомобиля. Имеет сложный функционал и может управлять следующими системами:

  • зажиганием; ;
  • настройкой автоматической коробки передач;
  • режимами движения (спорт, эко, стандарт и другие);
  • климат-контролем;
  • напряжением в электрической цепи.

Как считает расхода топлива

Многих водителей интересует работа БК в автомобиле и точность предоставляемых им данных. При исправных системах прибор показывает достаточно точные данные.

Расход топлива вычисляется по интервалу открытия и закрытия форсунок. Это микросекунды. При нажатии на газ интервал увеличивается и подается больше горючего. Компьютер берет в расчет пропускную способность форсунок, которая точно известна. Также важно состояние бензонасоса и фильтра. Исходя из этих данных, БК показывает средний и текущий расход при заданной скорости. Зная объем топлива в бензобаке и его расход, компьютер без труда определяет оставшееся расстояние поездки. По похожему принципу рассчитываются и многие другие параметры (масло, давление). Данные могут не совпадать, если какая-то из систем неисправна. Например, забиты форсунки или сбились настройки. Даже использование нестандартной резины может существенно повлиять на результат.

Как «обнулить» бортовой компьютер автомобиля

Иногда необходимо стереть данные о прошлых ошибках и обновить работу БК. «Обнуление мозгов» приводит компьютер в нормальный режим работы. Сделать это несложно. Нужно снять минусовую клемму с аккумулятора и подождать 3-5 минут. Затем снова подключить батарею. Далее «обнуленный» БК должен собрать рабочую информацию о состоянии авто. Рекомендуется также совершить поездку в разных стилях вождения. Так БК будет работать более корректно.

Бортовой компьютер – это полезная и необходимая вещь в современном автомобиле. Он помогает водителю выбрать оптимальный стиль вождения, предупреждает о поломках и ошибках. Это не только сэкономит время и деньги на возможный ремонт, но и повысит безопасность водителя и пассажиров.

Автомобильная электроника
в тч Бортовые компьютеры автомобилей

В 2021 году продажи автомобильных камер в мире достигли $6,8 млрд. Данные представила ResearchAndMarkets в конце февраля 2022 года.

В исследовании отмечается, что технологические разработки в автомобильной промышленности свидетельствуют о переходе от производительности и эффективности транспортных средств к безопасности и удобству. Растущая осведомленность потребителей и увеличение государственных мандатов, связанных с активной безопасностью, стимулируют спрос на приложения для помощи водителю, такие как предупреждение о сходе с полосы движения (LDW), система удержания полосы движения (LKA), система помощи при парковке сзади и система обнаружения слепых зон (BSD). Таким образом, растущее внедрение приложений на основе камер в транспортных средствах, вероятно, повысит спрос на автомобильные камеры к 2026 году.

Большая зависимость от тяжелого коммерческого транспорта побудила законодателей создать более безопасные и менее утомляющие условия вождения путем стандартизации большего количества функций на основе камер. Например, Европейский союз (ЕС) обязал обнаруживать и предупреждать уязвимых участников дорожного движения, особенно для грузовиков и автобусов. Аварии с участием грузовиков могут быть смертельными и привести к гибели людей, а также нанести экономический ущерб, если они происходят в значительных масштабах. Эти транспортные средства играют ключевую роль в поддержании экономической деятельности. Интеллектуальная система помощи при наборе скорости станет стандартом для всех транспортных средств, включая грузовики, в Европе с 2022 года.

Азиатско-Тихоокеанский рынок автомобильных камер, как ожидается, будет расти самыми высокими темпами в течение прогнозного периода. Растущее население и государственная политика, способствующая промышленному росту, сделали Азиатско-Тихоокеанский регион идеальным местом для размещения своих предприятий производителями автомобилей. Эти факторы помогли сделать Азиатско-Тихоокеанский регион крупнейшим автомобильным рынком с растущим объемом продаж и производства. Рост в регионе можно объяснить высоким уровнем производства автомобилей и увеличением использования передовой электроники в Японии, Южной Корее и Китае.

Драйверы рынка автомобильных камер:

  • Правительственные инициативы по внедрению средств обеспечения безопасности автомобилей в экономически развитых странах;
  • Увеличение спроса на функции безопасности и комфорта вождения;
  • Проникновение удобных функций на основе камер в роскошных автомобилях.
  • Высокая стоимость внедрения многокамерных систем;
  • Невозможность передачи захваченных данных.
  • Более активное развитие автономных систем;
  • Рост спроса на электромобили;
  • Более широкое использование камер OEM-производителями для новых приложений.
  • Ограничения в обработке изображений в режиме реального времени в системах кругового обзора;
  • Недостаток вспомогательных технологий в развивающихся странах.

НИИ электронной техники вышел на рынок разработки чипов для автомобилей

В июле 2021 года Научно-исследовательский институт электронной техники сообщил о выходе на рынок разработки чипов для автомобильной промышленности. Для этого учреждение получило соответствующий сертификат на соответствие изделий международным стандартам качества, который распространяется на микроконтроллеры. При этом в будущем планируется сертификация и других изделий. Подробнее здесь.

Российским производителям модулей «Эра-Глонасс» остро не хватает чипов

В начале марта 2021 года стало известно об остром дефиците чипов, с которым столкнулись российские производители модулей «Эра-Глонасс». Аналогичная нехватка наблюдается в части поставок микросхем для тахографов, панелей управления приборами, блоков управления двигателем, кузовной электроникой и мультимедийных систем, сообщил глава комитета Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) по автокомпонентам Алексей Беляев. Подробнее здесь.

Данные из «умных» автомобилей все чаще используются в качестве улик в уголовных делах

Данные из «умных» автомобилей все чаще используются в качестве улик в уголовных делах. Об этом стало известно 29 декабря 2020 года.

Нестрогие стандарты безопасности данных автомобилей являются настоящей сокровищницей для правоохранительных органов.

26 июня 2017 года на кукурузном поле в округе Каламазу, штат Мичиган, было обнаружено тело пожилого автомеханика Рональда Френча (Ronald French), убитого с особой жестокостью. Более двух лет полиция не могла собрать достаточно улик для установления личности подозреваемого, пока один из ведших следствие детективов не узнал о набирающей популярность области криминалистики – сборе и анализе данных, хранящихся на бортовых компьютерах автомобилей.

Как сообщают журналисты NBC News, которым удалось ознакомиться с полицейскими документами, следователи извлекли данные из компьютерной системы принадлежащего Френчу черного пикапа Chevrolet Silverado 2016 года и обнаружили в них аудиозапись чужого голоса. Как показали временные метки аудиозаписи, в предполагаемое время убийства неизвестный воспользовался системой голосового управления для того, чтобы включить радио.

Впоследствии было установлено, что голос принадлежал помощнику Френча Джошуа Уэсселу (Joshua Wessel) – его опознали родственники подозреваемого, в том числе жена. Таким образом аудиозапись стала ключевой уликой, позволившей воссоздать передвижения Уэссела и последние часы жизни Френча. В итоге подозреваемый был арестован.

За последние несколько лет криминалисты осознали, что автомобили, в особенности последние модели, представляют собой настоящий кладезь цифровых улик. Их бортовые компьютеры генерируют и хранят данные, по которым можно с легкостью определить, где был автомобиль и что делали пассажиры. Установить можно все, начиная от местоположения, скорости и разгона, и заканчивая временим открывания и закрывания дверей. Кроме того, если смартфон был подключен к информационно-развлекательной системе автомобиля, можно определить, осуществлялись ли звонки и отправлялись ли текстовые сообщения, а также узнать историю поиска в интернете и голосовые команды.

В ходе расследования с использованием данных, полученных из автомобилей, правоохранителей интересуют два источника. Первый – телематическая система или так называемый «черный ящик», в которой хранятся навигационные данные, сведения о скорости, разгоне и замедлении, а также более подробные улики, такие как время включения фар, открывания дверей, использования поясов безопасности и воздушных подушек.

Второй источник данных – информационно-развлекательная система, записывающая недавние пункты назначения, журналы вызовов, списки контактов, текстовые сообщения, электронные письма, изображения, видео, историю поиска в интернете, голосовые команды и социальные сети. Она также может отслеживать телефоны, подключенные к автомобилю через USB-кабель или Bluetooth, и все установленные на устройстве приложения.

Совокупность этих данных позволяет следователям воссоздать поездку транспортного средства и получить картину поведения водителя и пассажиров. В уголовном расследовании последовательность открывания дверей и пристегивания ремней безопасности может указать, например, на наличие у подозреваемого сообщника.

Однако правозащитники не разделяют радости криминалистов. По их мнению, недостаточная защита данных представляет угрозу безопасности пользователей. По словам основателя некоммерческой организации Privacy4Cars Андреа Амико (Andrea Amico), сбор данных из автомобилей может быть полезен не только для раскрытия преступлений, но и для их совершения. В качестве примера Амико рассказал случай в Австралии, когда мужчина преследовал свою бывшую девушку с помощью приложения, подключенного к ее высокотехнологичному Land Rover и отправлявшего ему оперативную информацию о ее передвижениях. Приложение также позволяло мужчине удаленно запускать и останавливать автомобиль, открывать и закрывать окна и пр [1] .

Volkswagen заявила об острой нехватке чипов для автомобилей

В середине декабря 2020 года Volkswagen предупредила о нарушении цепочки поставок электронных запчастей для автомобилей. Немецкий автопроизводитель сообщил, что столкнулся с замедлением увеличения производства из-за масштабного дефицита поставок, который вызван нехваткой полупроводниковых компонентов для автомобильной электроники. Это связано с восстановлением мировых автомобильных рынков после спада продаж во время пандемии коронавируса COVID-19.

В Volkswagen заявили, что производители полупроводников переориентировали производство на бытовую электронику во время наихудшего спада продаж из-за пандемии.

В заявлении компании говорится:

Предполагается, что нехватка полупроводников окажет влияние на производство на заводах в Китае, Европе, а также Северной Америке в первом квартале 2021 года. Корректировка производства окажет влияние на выпуск моделей Volkswagen, Audi, Skoda и Seat на базе платформы MQB VW Group. Завод Volkswagen в немецком городе Вольфсбург входит в число заводов группы, наиболее пострадавших от дефицита.

Руководитель отдела закупок Volkswagen Мурат Аксель отметил, что компания делает все возможное, чтобы свести к минимуму потери производства и гарантировать, что нормальные поставки клиентам можно будет возобновить как можно быстрее.

Резкий спад продажи автомобилей начал наблюдаться во время первой волны ограничений на фоне распространения COVID-19. Продажи автомобилей в Европе за первые 11 месяцев 2020 года сократились на 25,5% по сравнению с тем же периодом в 2019 году. [2]

На электронику приходится 40% расходов на производство автомобиля (Deloitte)

В конце апреля 2020 года Deloitte опубликовала результаты исследования полупроводникового рынка. Одним из направлений этой работы стало изучение ситуации в сегменте автомобильных чипов и электроники.

По оценкам экспертов, в 2020 году на электронику приходится примерно 40% расходов на производство транспортных средств против 27% в 2010 году и 18% в 2000-м. При этом суммарная стоимость полупроводниковых компонентов (микроконтроллеры, сенсоры, камеры, модули памяти и т. п.), используемых в одной машине, в 2020 году достигла $475 против $150 в начале XXI века.

Доля электроники в суммарных расходах на производство автомобилей и затраты на полупроводниковые компоненты

Растущему внедрению электроники и чипов в автомобилях способствуют масштабная электрификация (гибриды плюс чистые электромобили) силовых установок и создание более продвинутых систем автономного движения, а также расширение коммуникационных возможностей машин за счет связи технологий V2X и 5G.

Системы беспилотного управления уровня 2.0 и 2.5 используют в среднем около шести датчиков. К ним относятся ультразвуковые сенсоры, радары и камеры кругового обзора. Для реализации третьего уровня, то есть с пробочным автопилотом, как, например, на Audi A8, необходимы порядка 13 датчиков; четвертого — 29, а максимального пятого — 32 датчика. В их числе тепловые камеры, оптические дальномеры и лазерные инерциальные навигационные системы.

Кроме того, растущее использование электроники в автомобилях связано с совершенствованием информационно-развлекательных систем и технологий безопасности. В первую очередь это касается так называемых подключенных машин (Connected Car), которые получают новые функции по беспроводной интернет-связи и обмениваются данными через облачные сервисы, указано в отчете.

Аналитики также приводят статистику, согласно которой в 2004 году менее 20% автомобилей в мире оснащались системой стабилизации и около 1% — датчиками давления в шинах. К 2017-му ситуация кардинально изменилась и показатели стали следующие: 100% и более 80% соответственно. Доля авто с подушками безопасности за это время выросла с 20% до 90%, с датчиками контроля «слепых» зон в зеркалах — с 0% до 40%.

К 2020 году автомобили имеют гораздо более сложные системы на борту. К ним относятся адаптивный круиз-контроль, автоматически затемняющиеся зеркала, развлекательные системы и бесключевой доступ. Кроме того, более распространенными стали функции, позволяющие экономить топливо: деактивация цилиндров, системы старт-стоп, а также гибридные или полностью электрические силовые установки, отмечают исследователи.

Еще один фактор, влияющий на увеличение количества чипов и электронных систем в автомобилях, связан с безопасностью. Все чаще можно слышать, что машины могут подвергаться хакерским взломам. Автопроизводители знают об этом, поэтому стремятся защищать свои продукты при помощи более совершенных программных и аппаратных систем. Ситуация осложняется отсутствием единой политики в этом направлении и стандартов кибербезопасности, считают в Deloitte.

В 2020 году на рынке автомобильных полупроводниковых решений появился новый лидер благодаря закрытию в апреле сделки по слиянию Infineon Technologies и Cypress Semiconductor. В 2018 году Infineon продала чипы для автомобильной электроники на сумму $4,2 млрд, что соответствует 9,9% в общем объеме рынка. Это второй показатель после NXP, которая заработала $4,5 млрд (10,8%).

Cypress заняла 14-е место в этом рейтинге с годовыми доходами в $808 млн и рыночной долей в размере 1,9%. Таким образом, сложив доли Infineon и Cypress, получается 11,8%, что превосходит результат Infineon. [3]

2017: Объем рынка автомобильных чипов — $35,7 млрд (Digitimes Research)

29 марта 2018 года аналитическая компания Digitimes Research обнародовала результаты исследования глобального рынка автомобильных полупроводниковых решений. Их продажи в 2017 году выросли до $35,7 млрд c $32,2 млрд годом ранее.

По данным экспертов, большая часть продаж чипов, используемых в автомобилях в 2017 году, пришлась на продукцию четырех компаний: NXP Semiconductors (Голландия), Renesas Electronics (Япония), Infineon Technologies (Германия) и STMicroelectronics (Франция). Они сделали акцент на нескольких сегментах, таких как автомобильные коммуникации и сенсоры, а также системы электропитания.

В категории решений для коммуникаций аналитики отмечают сотрудничество NXP Semiconductors и STMicroelectronics, которые совместными усилиями развивают технологии V2X (vehicle-to-everything) на базе выделенных сетей малого радиуса действия (Dedicated Short-Range Communications, DSRC). Концепция V2X предполагает сетевое взаимодействие транспортного средства с чем-либо — с другими машинами, объектами дорожной инфраструктуры или пешеходами.

В сегменте датчиков производители сделали акцент на радарные сенсоры с частотой 77 ГГц, чтобы расширять возможности систем помощи водителям ADAS (Advanced Driver Assistance Systems).

Что касается энергетических систем, то постепенный отказ автопроизводителей от двигателей внутреннего сгорания в пользу электромоторов будет сопровождаться увеличением выходной мощности и сложности систем питания. Это, в свою очередь, приведет к переменам в области полупроводниковых материалов и архитектур чипсетов, говорится в исследовании Digitimes Research.

По прогнозам аналитиков, в 2018 году объем мирового рынка микросхем, предназначенных для автомобильной электроники, вырастет до $40 млрд, то есть на 11% относительно 2017-го. [4]

Источник https://toyota-chr2.ru/ino-avto/chto-pokazyvaet-bortovoj-kompyuter.html

Источник https://techautoport.ru/elektrooborudovanie-i-elektronika/kuzovnaya-elektrika/bortovoy-kompyuter.html

Источник https://www.tadviser.ru/index.php/%D0%A1%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D1%8F:%D0%90%D0%B2%D1%82%D0%BE%D0%BC%D0%BE%D0%B1%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D1%8D%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B0_(%D0%91%D0%BE%D1%80%D1%82%D0%BE%D0%B2%D1%8B%D0%B5_%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D0%BF%D1%8C%D1%8E%D1%82%D0%B5%D1%80%D1%8B_%D0%B0%D0%B2%D1%82%D0%BE%D0%BC%D0%BE%D0%B1%D0%B8%D0%BB%D0%B5%D0%B9)

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: