Когда надо менять тормозные колодки
Замена рабочих компонентов тормоза обязана проводиться не в срок, установленный производителем автомобиля, а по мере их износа. Наиболее нагруженными и активно эксплуатируемыми узлами системы являются тормозные колодки, поэтому за ними нужно регулярно следить. Эти расходники желательно осматривать и менять каждые 30–35 тыс. км пробега машины, ведь именно от них зависит безопасность передвижения.
Что происходит при сильном износе колодок?
Хотя нынешний автомобиль представляет собой сложную инженерную конструкцию, основной ее частью по‐прежнему являются тормозные накладки. По ходу эксплуатации они истираются и теряют свои полезные свойства — фрикционный материал приходит в негодность. При сильном износе возникают более опасные проблемы:
- утечка цилиндров;
- активное разрушение дисков/барабанов;
- плохое реагирование педали тормоза (что грозит аварией)!
Периодичность замены
Для каждой машины предусмотрена собственная периодичность замены тормозных колодок — она бывает указана в техническом справочнике. Обычно срок не превышает года‐двух активной эксплуатации. Однако это паспортные данные замены не предусматривают все факторы:
- модель/марка автомобиля — у спортивных машин и внедорожников износ тормозных расходников происходит в два раза быстрее, чем у малолитражек;
- регулярное передвижения по городу — на светофорах и в пробках приходится чаще задействовать педаль тормоза;
- дорожные условия — активно разрушают фрикционный материал реагенты, грязь, вода, пыль;
- стиль вождения — резкие остановки и ускорения повышают износ;
- климат региона — перепады температур, холод и жара также оставляют свою ложку дегтя.
Сложные дорожные условия сильно изнашивают фрикционный материал колодок
Поэтому куда правильнее регулярно проверять состояние деталей, особенно во время приближения регламентных сроков. В первую очередь надо осмотреть толщину расходников — если фрикционный материал тоньше 1,5–2 мм, надо детали менять. Следует знать, что быстрее изнашиваются передние колодки — на них нагрузка в два раза выше.
Внимание! На некоторых моделях авто (премиальных) предусмотрено специальное ревизионное окошко, дающее возможность осмотра тормозных накладок.
Признаки износа
Ниже приведены самые распространенные симптомы разрушения (истирания) колодок. Каждый случай индивидуален, требует диагностики и подтверждения, что проблема связана именно с этими расходниками.
Увеличение тормозного пути
Способность транспорта останавливаться как можно быстрее, может спасти жизни людей. Поэтому любое изменение остановочного пути (в сравнении с паспортными значениями) должно насторожить водителя.
Остановочный и тормозной путь — это разные величины
Безусловно, этот признак обязательно показывает полную истертость наполнителя. С диском начинает соприкасаться уже металлическая часть расходника, поэтому показатель торможения снижается, а длина пути увеличивается. Что делать — в срочном порядке нужно менять тормозные колодки!
Нарушение прямолинейности во время торможения
Такое случается при неодинаковом износе фрикционки, что отрицательно влияет на конструкцию суппорта.
В ряде случаев изнашивается быстрее внутренняя накладка, чем наружная. В частности туда (в зазор) активнее попадает песок и пыль.
Загрязнения создают условия для абразивного изнашивания, которое может резко сократить ресурс одной детали — при этом вторая (внешняя) будет в норме.
Также могут засориться направляющие, по которым перемещаются накладки. Их чистка с заменой уплотнительных пыльников и обновлением смазки поможет эту проблему решить. Однако если на направляющих есть следы ржавчины, их надо срочно менять заодно с колодками (при условии, что они уже отработали полностью).
Еще одна причина нарушения прямолинейности движения машины авто — это загрязнение или разбухание уплотнительных манжет тормозных цилиндров.
Снижение жесткости педали
Характерный признак неисправности тормоза, который связан с износом тормозных колодок. Если педаль не возвращается на место после нажатия, это укажет на окончательное разрушение фрикционного материала.
Не стоит исключать еще один момент, если недавно проводилась замена тормозных колодок или суппорта.
Если установлены новые расходники, то им нужно время для приработки. А пока этого не произошло, эффективность торможения будет ниже стандартной — примерно несколько десятков километров. Педаль тормоза также может быть жестче обычного.
Падение уровня тормозной жидкости
При износе колодок их наполнитель становится тоньше — суппортные поршни начинают выдвигаться больше нормы. Из‐за этого теряется герметичность системы, и снижается количество DOT.
Данную неисправность легко обнаружить, если осмотреть тормозные цилиндры. Надо обратить внимание на резиновые уплотнители — если они в масле, то догадка подтвердится.
Риски на расширительном бачке
Появление биения колес при торможении
Если биение вызвано накладками, то они, вероятно, разрушились до основания. На них могут появиться трещины, сколы. Возможно такое еще из‐за загрязнения деталей, попадания на материал частичек грязи.
Особенно часто такое происходит с некачественными запчастями. Как правило, часто обращаются в сервис водители, купившие машину с вторички — предыдущий собственник автомобиля установил дешевые комплектующие. Вот что, получается, из‐за этого: материал некачественных изделий сдирается и остается на поверхности диска. Это в свою очередь утолщает диск, распределение усилия проходит неравномерно и возникает вибрация при торможении. В этом случае для начала можно попробовать пройтись по загрязнению щеткой, а если не поможет — заменить диск вместе с накладками.
Изношенные тормозная колодка и диск
Появление скрипа и скрежета
При полном истирании керамического наполнителя также возможен характерный шум. Причина в том, что металл трется об диск. В 99% пищать начинают передние колодки, так как вес машины при остановке переносится вперед. Из‐за этого фронтальные расходники подвергаются высоким нагрузкам и разрушаются раньше срока.
Также перечислим другие причины, которые становятся виновниками скрипа:
- Суппорт и направляющие. Эти механизмы, бывает, закисают и заклинивают, что становится причиной не возвращения колодок на свое место после торможения. Они остаются в сжатом положении, разогревают тормозной диск и шумят.
- Плохое качество деталей. Низкосортные модели с жестким наполнителем могут свистеть, скрипеть и издавать различные звуки во время работы. На хороших моделях с завода устанавливаются специальные элементы против скрипа.
- Диск. Он может издавать неприятные звуки, если разогрелся больше нормы. Особенно подвержены этой «болезни» старые элементы и те, на которых не предусмотрен отвод тепла.
- Скрипуны. Это те самые противоскрипные детали, о которых шла речь выше. Когда они изнашиваются, то начинается скрип.
- Ступичный подшипник. Шум в этом случае вызван люфтом подшипника, который ударяясь об ступицу, разогревает ее и сопутствующие детали — накладки, диск, суппорт.
Появление темного налета или пыли на колесных дисках
Угольная пыль (ее еще так называют) на наполнителе колодки говорит об истирании фрикционки. На некоторых современных автомобилях есть встроенные электродатчики, контролирующие состояние расходников и степень повреждения керамического наполнителя.
Датчик контроля износа тормозных колодок или в простонародье — «Пискун»
Рекомендации о замене тормозных колодок
Фрикционный наполнитель состоит из различных составляющих — каучука, графита, минеральных волокон, смол. Чтобы они прослужили долго, надо соблюдать технический регламент. На спортивных авто срок эксплуатации тормозных колодок не превышает 5–7 тыс. километров пробега.
С другой стороны, российским водителям не стоит фанатично следовать правилам регламента, так как на износ расходников влияет множество сторонних факторов:
- автомобиль часто нагружается выше нормы — чем тяжелее груз, тем активнее проходит работа тормозов, а значит, износ усиливается;
- манера езды водителя чересчур агрессивна — при таком стиле вождения, когда неизбежны частые и резкие торможения, ресурс колодок сокращается в разы быстрее;
- плохое качество дисков (барабанов) — наполнитель соприкасаются с ними постоянно, поэтому поверхности этих деталей обязаны соответствовать нормам.
- условия эксплуатации — постоянное передвижение по грунтовке и бездорожью ускоряет износ не только накладок, но и дисков с суппортом.
Отсюда вытекает реальный срок службы тормозных колодок, колеблющийся в пределах 5–40 тыс. километров. Свою лепту вносит конструкция автомобиля, модификация. На премиальных машинах расходники ходят дольше, так как сделаны из более качественного материала, снабжены пискунами и системами контроля изношенности. Кроме того, здесь предусмотрены датчики износа колодок — когда система считывает неисправность, то на приборной панели загорается лампочка.
Предупреждающая надпись на приборной панели
Напоследок, пара рекомендаций по выбору. Желательно покупать изделия с высокой прогрессией торможения, гладкой металлической подложкой и толстым наполнителем без царапин/трещин/мусора. Обратите внимание также на крепление фрикционного материала к подложке — никакого шатания быть не должно!
Выбирая новые расходники, обращайте внимание на наполнитель — то, что наносится на металлическую часть колодки. Сейчас на рынке продается много китайского, низкосортного товара по низким ценам. Покупать такие модели не стоит, так как налицо ложная экономия денег — через некоторое время запчасти придут в негодность, придется менять их снова.
Некоторые производители для продления срока службы колодок внедряют в детали специальные наполнители. Добросовестные фирмы используют для этого мягкие металлы — например, медь. Однако «левые» бренды, которым не столь важна репутация, в целях экономии добавляют различные металлические опилки, в том числе очень твердые. По этой причине портятся диски — ремонт которых, дорогое удовольствие. Поэтому старайтесь не покупать расходники с твердым наполнителем!
Таким образом, водительская манера ездить, качество покупаемых элементов и климат региона прямо влияют на состояние и «жизнь» тормозных колодок. Установка новых деталей в этом случае может понадобиться гораздо раньше намеченного срока. Важно не забывать, что накладки нуждаются в регулярном осмотре на предмет трещин, сколов и других разрушений. Поэтому не ленитесь проверять детали, а если нет времени — отвозите машину на диагностику в СТО.
Износ тормозных колодок
Износ колодок тормозной системы автомобиля зависит от интенсивности их использования, манеры вождения автовладельца, условий эксплуатации машины, качества материалов, из которых изготовлена колодка, наличия системы АБС и даже типа трансмиссии. Однако нетипичная изношенность или ее неравномерность свидетельствует о некоторых неисправностях в тормозной системе.
Контроль износа колодок необходимо проводить периодически, через каждые 2…3 тысячи километров пробега, а также при выполнении профилактических работ, например, при замене/добавлении тормозной жидкости. Степень износа тормозных колодок можно проверить двумя методами — непосредственно во время вождения автомобиля, а также при их визуальном осмотре и измерении остатка фрикционного материала.
Причины износа тормозных колодок
Тормозные колодки автомобиля, по большому счету, являются расходными материалами, и их постепенный износ — естественный и нормальный процесс. Их рабочая поверхность в процессе торможения прижимается к тормозному диску (или барабану), в результате такого воздействие от диска фрикционная часть колодки разогревается и стирается, собственно для этого и была предназначена. А вот интенсивность и равномерность такого истирания может быть вызвана различными неисправностями.
На уровень износа тормозных колодок влияют следующие факторы:
- Качество материала фрикционных накладок. Этот параметр зависит исключительно от производителя тормозных колодок и использование им технологий производства. Как правило, дешевые колодки что изнашиваются быстро, что тормозят хуже.
- Стиль вождения. Сюда относится частота и интенсивность торможения. Вполне естественно, что при частых и резких торможениях износ колодки будет происходить быстрее, но при этом на равномерности такая эксплуатация сказываться не должна.
- Условия эксплуатации машины. Легкими условиями в данном случае может быть езда машины в городе. И наоборот, например, при езде по бездорожью, где много песка, пыли и воды, приближает необходимость в замене колодок на новые.
- Исправность тормозной системы. Равномерность и интенсивность изношенности фрикционных накладок зависит от исправности рабочих цилиндров, направляющих суппортов, качества тормозной жидкости и состояния тормозных дисков. Например, при перекосе тормозных цилиндров или закисании направляющих суппорта происходит неравномерный износ тормозных колодок и/или дисков.
- Тип трансмиссии. На автомобилях, оборудованных автоматическими и роботизированными коробками передач, колодки изнашиваются гораздо быстрее, чем на машинах с «механикой». Объясняется это очень просто. Автомобиль с АКПП водитель может остановить только при помощи педали тормоза, а на механике часто производят торможение двигателем.
- Наличие системы АБС. Если машина оборудована антиблокировочной системы, то колодки у нее изнашиваются меньше. Объясняется это тем, что антиблокировочная система оптимизирует усилие, с которым колодка давит на тормозной диск.
- Жесткость колодки. Мягкие тормозные колодки изнашиваются быстрее, однако они не так пагубно влияют на тормозной диск. И наоборот, твердый фрикционный материал колодки изнашивается дольше, но «убивает» тормозной диск. Так у производителя колодок часто бывает несколько серий (спорт, комфорт, классик). Они имеют разную твердость и скорость истирания.
Также колодки будут быстрее изнашиваться при эксплуатации машины в загруженном состоянии, то есть, при перевозке тяжелых грузов либо при буксировке прицепа, не оборудованного собственной тормозной системой. Аналогичные рассуждения справедливы для эксплуатации машины в горной или холмистой местности.
Как определить что произошел износ колодок
Признаки износа тормозных колодок можно условно разделить на два типа. Первыми рассмотрим те симптомы, которые можно установить при движении автомобиля, находясь за рулем автомобиля.
- Изменение поведения педали. В частности, если при торможении педаль тормоза начала сильно проваливаться вниз, то это может указать на неисправности не только с колодками, которые безусловно нужно проверить, но и с другими элементами тормозной системы (тормозной цилиндр, уровень тормозной жидкости).
- Вибрация при торможении. При неравномерном износе тормозной колодки либо тормозного диска во время резкого торможения может происходить вибрация, которая будет ощущаться как непосредственно на педали тормоза, так и всем кузове автомобиля. В этом случае необходимо выполнить ревизию не только тормозных колодок, но и тормозных дисков.
- Свистящие или скрипящие звуки во время торможения. Писк при торможении может быть вызван тремя причинами. Первая — работа так называемого «скрипуна», который является индикатором износа колодок. Вторая — некачественная работа фрикционного слоя колодки с диском. Третья — проблемы в работе тормозной системы.
- Индикатор на панели приборов. Многие современные автомобили вместо пластинчатых индикаторов оборудованы электронной системой контроля износа колодок. Поэтому при минимально допустимом износе на приборной панели загорается лампа износа колодок. Работа системы основана на использовании датчика который начинает замыкать контакт при касании об диск.
Также всегда нужно следить за уровнем тормозной жидкости в системе. В случае, если в расширительном бачке ее стало мало, то тут возможны два варианта. Первый — утечка, и необходимо искать место где просачивается ТЖ чтобы устранить проблему. Второй вариант — значительный износ тормозных колодок. По мере износа колодок в исполнительном механизме (суппорте) требуется больше жидкости, чтобы высовывать рабочий поршень для передвижения колодки к диску. Поэтому в бачке уровень жидкости будет падать.
Такой факт является прямым признаком износа колодок. Те автовладельцы, которые этого не знают, бросаются доливать жидкость вместо того, чтобы менять колодки, а потом, при замене, не получается вдавить поршень и установить колодки, так как жидкость в бачке сильно поднимается!
Датчик износа колодок не 100% показатель
Владельцам машин, оборудованных датчиком износа тормозных колодок, следует понимать, что ждать когда активируется значок на приборной панели не стоит. Так как на многих автомобилях электронные индикаторы стоят не на всех колесах. В зависимости от схемы тормозного контура датчик стоит на одном переднем и одном заднем колесе.
А значит, если будут проблемы в работе суппортов и износ будет происходить неравномерно, то можно упустить момент когда толщина тормозной накладки окажется на пределе. Ошибка “износ колодок” не покажется и при неравномерно изнашиваются внешняя и внутренняя колодка на одном колесе. Соответственно, нужно выполнять профилактический осмотр состояния тормозных колодок визуально.
Ошибка износа тормозных колодок в памяти ЭБУ с последующей активацией лампы на приборной панели может также возникнуть по причине обрыва/замыкания провода самого датчика. Многие мастера в автосервисах отмечают, что датчик корректно работает лишь в случае, если на машине используются более-менее новые тормозные диски, то есть, их толщина достаточно велика. Если же, например, с диском используется уже третий или четвертый комплект колодок, то велика вероятность, что значок износа колодок либо не засветится вовсе, либо, наоборот, отработает ложно.
Таким образом, датчик износа является, по сути, страховочным, последним, средством, которое указывает, что колодки на машине полностью износились и надеятся на него, что он даст узнать когда нужно менять колодки не стоит!
Чтобы лучше разобраться в проблеме предлагаем рассмотреть конкретный пример относительно автомобиля LAND ROVER Discovery. Конкретные нормы износа колодок на других автомобилях будут незначительно отличаться (± 0,5-1 мм) но суть таже.
Итак, толщина накладки новой тормозной колодки составляет 12 мм. Автопроизводитель указывает, что минимально допустимый износ колодок на данной модели составляет 3 мм. Расстояние от края фрикционной накладки до чувствительного элемента датчика составляет 8,5 мм. Таким образом, датчик сработает, когда толщина накладки будет составлять порядка 3,5 мм. То есть, при загорании индикатора на панели выходит что уже нужно менять колодки, однако по сути какое то время можно еще поездить, но предельный износ не за горами и стоит планировать посещения сервиса или самому готовится к замене.
Как определить износ колодок
При техническом обслуживании автомобиля или возникновении признаков износа тормозных колодок всегда стоит самостоятельно убедится в остаточной их толщине. Однако перед тем, как выполнять соответствующую процедуру, необходимо найти в технической документации (руководстве по обслуживании и ремонту) предельно допустимый износ тормозных колодок для конкретного автомобиля.
При проверке требуется визуально оценить состояние внешней колодки, а также непосредственно тормозного диска. Если на диске имеются царапины или темные следы, то, скорее всего, колодка уже износилась. Ориентироваться на толщину одной только внешней колодки недостаточно, всегда осматривайте, а лучше вынимайте из с суппорта обе колодки с последующим замером толщины линейкой либо штангенциркулем.
Как проверить износ передних колодок
Чтобы узнать износ колодок на дисковом тормозе автомобиля необходимо демонтировать колесо, поднять суппорт и оценивать толщину колодок (можно и не поднимать). Попутно обязательно проверяйте направляющие суппорта и, подняв пыльник, внейший вид рабочего поршня. При потребности используется смазка суппорта и направляющих.
Хорошим ориентиром будет прорезь (продольная/диагональная) по фрикционной накладке что предназначена для отвода тормозной пыли. Если она еще есть, то колодка в нормальном состоянии.
Как посмотреть износ барабанных колодок
Колодки барабанного тормоза имеют более длительный срок эксплуатации так как на них идет значительно меньшая нагрузка поэтому они отхаживают 2-3 замены передних дисковых. Такая закономерность уже может стать показателем износа, однако чтобы точно узнать необходимо посмотреть на них наглядно.
Контроль износа колодок в барабане часто непростая задача. Проще всего узнать износ задних колодок в барабане — посмотреть в смотровое окошко. Оно может быть как спереди барабана, так и сзади (под резиновой заглушкой). Поэтому часто это не совсем удобно, так как приходится либо ставить авто на смотровую яму, либо подлезать под машину.
Через окошко можно увидеть лишь износ одной колодки в то время как другая может изношена больше или и вовсе плохо прижиматься. Кстати минимально допустимой толщиной фрикционных накладок в барабанах считается 1,5 мм.
Лучше всего для визуальной оценки состояния задних барабанных колодок снять барабан. Так можно оценить еще работу механизма что разводит накладки, поршня и износ внутри барабана. При проверке необходимо обращать внимание на внутреннюю поверхность барабана. Если является блестящей и в меру изношенной, то, скорее всего, колодки работают.
Если визуально колодка износилась на половину, то это фактически не 50%, а 70% износа! Естественно, что это в идеальном варианте, когда колодка изнашивается равномерно по всей своей рабочей площади.
Диагностика причины по износу
Как правило, на всех автомобилях тормозные колодки на разных колесах изнашиваются неравномерно. В первую очередь необходимо указать, что на передней оси колодки всегда изнашиваются быстрее, чем на задней. Объясняется это достаточно просто. Дело в том, что в процессе торможения перед кузова автомобиля опускается вниз, и соответственно, задняя часть поднимется вверх (автомобиль как бы «клюет носом»). Поэтому на передние колодки будет оказываться большее усилие, чем на задние. И чем более резким будет торможение (угол наклона машины будет больше) — тем усилие на передние колодки будет больше.
По статистике, приблизительно на одну замену задних тормозных колодок приходится около трех замен передних комплектов колодок.
На многих современных автомобилях установлена система курсовой стабилизации (сокращенно ESP). Ее задача заключается в сохранении курсовой устойчивости автомобиля на дороге при резких маневрах, то есть, предотвращение заносов. На практике работа системы реализуется в подтормаживании одного или нескольких колес в критических ситуациях. Естественно, что работа системы ESP будет сказываться и на износе тормозных колодок. Соответственно, чем чаще вступает в работу система стабилизации — тем будет выше износ колодок. Причем изнашиваться будут колодки на разных колесах неравномерно!
В остальном же, отдельный вид неравномерного износа колодок может быть также вызван причинами что отображены в таблице.
- неправильная установка колодки;
- некачественный материал фрикционной накладки;
- работа тормозной системы с несколькими суппортами;
- не дотянут крепежный болт на направляющие (скобе суппорта);
- погнутая направляющая суппорта (при несоблюдении моментов затяжки);
- люфт ступичного подшипника;
- гнутая ось подшипника на стойке;
- закисли направляющие.
- мягкий либо некачественный материал фрикционной накладки;
- резкий стиль вождения;
- использование в машине системы курсовой устойчивости;
- изношенный тормозной диск (барабан);
- постоянно прижатая к диску колодка (проблемы с работой тормозного суппорта).
- закисший поршень;
- сухие и/или поврежденные направляющие суппорта;
- механическое повреждение суппорта.
- закисшие направляющие суппорта;
- износ поверхности направляющих либо отсутствие на них смазки;
- погнутый суппорт.
- неисправности в работе главного тормозного цилиндра;
- частое использование стояночного тормоза;
- некачественный или разный по жесткости материал на различных колодках;
- искривленный (поврежденный) тормозной диск.
- некачественный или бракованный материал фрикционной накладки на одной из колодок в комплекте;
- закисание поршней суппортов.
Клиновидный износ
Первая причина появления косого износа — неправильная (кривая) установка самой колодки. В этом случае колодка будет прилегать не всей площадью к тормозному диску, и соответственно, изнашиваться будет лишь ее часть. Вторая причина может заключаться в некачественном материале колодки (брак). Третья — актуальна для автомобилей, у которых тормозная система оборудована несколькими суппортами. В этом случае в момент торможения они выходят из своих посадочных мест не одновременно, а по очереди. И первым выходит суппорт, находящийся первым по ходу движения автомобиля. Соответственно, и колодка будет больше изнашиваться в том же месте. Износ будет тем меньше, чем дальше от первого суппорта находится покрытие.
Еще одна причина клиновидного износа колодок (обычно внешних) заключается в том, что может быть немного не дотянут крепежный болт на одной из направляющих либо на скобе суппорта. Клиновидный износ также возможен при:
- гнутая направляющая суппорта (например, в результате аварии либо после неправильного ремонта);
- люфт ступичного подшипника (из-за этого тормозной диск может стоять немного криво, хотя это очень редкая причина);
- гнутая ось подшипника на автомобильной стойке (также достаточно редкая причина);
- направляющие пальцы суппортов закисли в своих посадочных местах (при этом чаще всего будет сильнее изнашиваться внешняя колодка, причем немного косо).
Быстрый износ колодок
То, что быстрый износ колодок на одной оси автомобиля будет у того автовладельца, который имеет очень агрессивный стиль вождения — это не удивительно. Однако если колодки изнашиваются быстрее чем предыдущий комплект при стандартной эксплуатации, то стоит обратить свое внимание на такие факторы:
- Материал фрикционной накладки. Он может быть качественный и не очень, а также мягким или твердым. В первом случае понятно, что некачественная колодка в любом случае проходит мало. Что же касается жесткости, то мягкие колодки изнашиваются быстрее, однако они имеют пару преимуществ. Во-первых, они не так сильно изнашивают тормозные диски. А во-вторых, они “работают” мягче, то есть, тормозят плавнее. И наоборот, жесткие колодки быстрее изнашивают тормозные диски и обеспечивают более резкий тормоз. Если колодки пылят, то скорее всего фрикционный материал является не качественным либо колодки и вовсе поддельные!
- Тип трансмиссии. Как указывалось выше, у машин, оборудованных коробкой-автоматом, тормозных колодки изнашиваются быстрее, поскольку торможение у них обеспечивается исключительно с помощью системы торможения автомобиля.
- Колодка постоянно прижата к диску (барабану). Эта проблема связана с неправильной работой тормозного суппорта. Например, отсутствует смазка на направляющих, износ поверхности направляющих, погнут суппорт, произошло закисание (коррозия) направляющих либо суппорта. В случае, если какая-либо из колодок будет постоянно прижата к диску, то у машины упадут динамические свойства, она будет хуже разгоняться, а количество потребляемого топлива увеличится.
- Изношенный тормозной диск (барабан). Если диск находится в плохом состоянии (например, погнут, на нем есть ржавчина или выбоины), то это также приведет к быстрому износу тормозных колодок. Изношенный либо бракованный диск нужно поменять на новый.
Износ внутренней колодки
Внутренние колодки на дисковых тормозах заведомо изнашиваются быстрее, чем внешние. Поэтому по такому факту нельзя просто визуально оценивать состояние тормозов. Больший износ внутренних колодок обусловлен тем, что суппорт в первую очередь давит именно на внутреннюю колодку, то есть, она прижимается к диску первая. А внешняя колодка прижимается чуть позже. И наоборот, во время отпускания педали тормоза первой отходит в исходное положение внешняя колодка, а потом уже внутренняя.
Но, когда происходит ускоренный износ внутренней колодки, то нужно смотреть на величину разницы и проверить состояние суппорта. Могут быть определенные причины не типично большого износа именно внутренней колодки.
Зачастую внутренние колодки на дисковых тормозах сильно изнашиваются по причине проблем с закисшим поршнем. В частности, в случае, если отсутствует смазка на направляющих (либо они повреждены), либо закис поршень (на нем много грязи либо ржавчины), то внутренняя колодка не может нормально вернуться в свое исходное положение при отпущенной педали тормоза. Поэтому она находится в прижатом положении к диску, пускай и с не таким большим усилием, как при нажатой педали. При этом машина теряет динамику, расходует больше топлива, а тормозной диск при длительной езде может значительно разогреться. Если на его поверхности образуются очаги перегрева, то такой диск лучше заменить на новый.
Разный износ колодок
Тормозные колодки могут изнашиваться неравномерно даже на одной оси автомобиля. Причиной этому могут быть:
- Неравномерные усилия в тормозной системе. При использовании параллельной либо диагональной системы может иметь место неравномерный износ в случае некорректной работы главного тормозного цилиндра. В первом случае будет наблюдаться неравномерный износ на колодках на одной оси, во втором случае (диагональная система) будет наблюдаться неравномерный износ колодок по диагонали (переднее левое колесо — заднее правое, и переднее правое — заднее левое).
- Неправильно отрегулирован ручной тормоз. Задние колодки могут чрезмерно изнашиваться по причине неправильной регулировке стояночного тормоза, либо его заклинивания. Как правило, при этом чрезмерно изнашиваются обе пары колодок на задней оси.
- Некачественный материал колодок. В редких случаях неравномерный износ может быть спровоцирован тем, что одна из колодок в паре сделана с браком или либо из другого, некачественного, материала.
- Искривленный (деформированный) тормозной диск. Если один из дисков будет поврежден, то велика вероятность, что и соответствующая пара колодок (или одна колодка) также будет быстро выходить из строя. Обычно диски не ремонтируют (не протачивают), а меняют на новые. Причем желательно менять их комплектом на одной оси.
Что же касается неравномерного износа колодок на одном колесе, то тут существует всего две основные причины:
- Некачественный материал одной из колодок в комплекте. В идеале обе колодки должны быть сделаны из одинакового материала (с одинаковой жесткостью).
- Закисание поршней суппортов. В этом случае на дисковых тормозах обычно быстрее изнашивается внутренняя тормозная колодка, поскольку она даже при отжатой педали тормоза будет прижата к тормозному диску. У барабанных тормозов ситуация аналогичная, только у них иногда закисает рабочий тормозной поршень (это происходит когда повреждается либо слетает резиновый пыльник).
Когда менять колодки
Замена колодок производится в двух случаях — либо при их значительном (критическом) износе, либо в соответствии с регламентным техобслуживанием (по истечению определенного срока либо при наступлении указанного производителем пробега). Чаще всего менять колодки приходится при критическом износе, однако не забывайте, что если вы автомобилем пользуетесь очень редко и они у вас ходят по 3-4 года, то лучше тоже задуматься о замене так как время не идет им на пользу.
В большинстве случаев значение пробега, при котором нужно менять колодки, составляет, в среднем, от 30 до 50 тысяч километров пробега. Однако, если автолюбитель не отмечает проблем с колодками даже после 50 и выше тысяч километров, то это означает, что истирается уже не колодка, а стирается тормозной диск (барабан). Это обусловлено тем, что фрикционная накладка на колодке со временем твердеет (либо изначально очень твердая, как спортивная) и изнашивает барабан. Поэтому лучше при большом пробеге заменить колодку на новую, даже, если она находится в более-менее нормальном состоянии. Это обойдется дешевле, чем замена тормозного диска.
Допустимый износ колодок
Независимо от марки автомобиля рекомендации по сроку замены, как правило, одинаковы. Так, если толщина фрикционной накладки на колодке составляет около 2…3 мм, то, соответственно, колодка подлежит замене. При этом чем больше масса автомобиля — тем толщина накладки должна быть больше. То есть, если это кроссовер либо джип, то минимально допустимый износ составляет 3-3,5 мм, а у городской малолитражки оно может составлять порядка 2 мм.
Колодки барабанных тормозов эксплуатируются гораздо дольше дисковых. Приблизительный их пробег на автомобиле составляет порядка 100…150 тысяч километров. Поэтому обычно меняют 3…4 комплекта передних дисковых колодок и один комплект задних барабанных.
Причина долгой их службы в том, что, во-первых, в процессе торможения по инерции масса автомобиля перемещается вперед, и соответственно, усилие на передние тормоза возрастает, а во-вторых на современных автомобилях, часто стоят отдельно задние дисковые, что работают при торможении и отдельно барабанные, которые используются лишь при установке автомобиля на стояночный тормоз.
Обратите внимание, что замена тормозных колодок выполняется всегда парно в не зависимости от их износа. Комплект состоит из 4-х штук, а значит менять необходимо на обоих колесах одной оси!
Заключение
Необходимо регулярно следить за состоянием тормозных колодок и проверять их в соответствии с рекомендациями завода изготовителя. Если машина оборудована датчиком и индикатором состояния колодок, то это не гарантирует что при его срабатывании пришло время срочно менять колодки. Желательно убедиться в величине износа наглядно, а также не доводить до минимальной толщины фрикционного материала — эффективность срабатывния снижается а тормозной путь увеличивается, особенно если тормозной диск значительно нагревается в результате интенсивного торможения.
Средний допустимый износ колодки составляет около 2. 3 миллиметров остатка фрикционной накладки, и соответствует расстоянию, на которое «утоплен» тормозной диск по сравнению с его бортиком. В любом случае помните, что ездить с изношенными колодками не только некомфортно, но и попросту опасно, соответственно, менять их нужно своевременно!
Как часто нужно менять тормозные колодки
04.05.2018
С последствиями несвоевременной замены тормозных колодок автовладельцы сталкиваются довольно часто. В лучшем случае на рабочей поверхности дисков или барабанов остаются борозды от трения металлической пластины с истершимся фрикционным слоем. В худшем — приходится менять поврежденные элементы. Попробуем разобраться, как часто надо менять тормозные колодки и что влияет на пробег между очередными заменами.
Содержание:
Факторы, влияющие на скорость износа тормозных колодок
Срок службы тормозных колодок для каждого отдельно взятого автомобиля, стиля вождения и условий эксплуатации может существенно различаться. Кроме того, менять задние тормозные колодки так часто, как передние, в большинстве случаев не нужно.
, задние тормоза обычно барабанного типа, а в них ресурс колодок выше. , при одинаковой конструкции тормозов на всех четырех колесах передняя ось системы испытывает большие нагрузки и чаще нуждается в техническом обслуживании.
Рассмотрим основные факторы, влияющие на скорость износа тормозных колодок:
- Конструкция колодок. Многое зависит от формы колодки, площади контакта с диском или барабаном, а также от толщины фрикционного слоя. Массивные колодки с большой площадью контакта долговечнее.
- Материал, используемый при изготовлении фрикционной накладки. Долговечнее других считаются керамические колодки; самый малый ресурс у органики. Металлические варианты удерживают промежуточную позицию.
- Стиль вождения. Агрессивные ускорения и резкие торможения значительно снижают ресурс фрикционных накладок.
- Условия эксплуатации. Преимущественная езда в городе, горных районах или других условиях, где часто используются тормоза, снижает срок службы колодок. Также негативно сказывается экстремально низкая или высокая температура окружающего воздуха.
- Тип КПП. На механической коробке, водитель которой грамотно использует торможение двигателем или использует «нейтралку», колодки прослужат дольше, чем у водителя с , который лишен данных возможностей.
Как выбрать тормозные колодки из всего имеющегося многообразия предложений с максимальным ресурсом и по невысокой цене? Однозначного ответа здесь нет. Многое в этом вопросе зависит от внешних факторов.
Как часто нужно менять тормозные колодки: общие рекомендации
Многие производители рекомендуют при каждом очередном ТО тщательно осматривать передние тормозные колодки: некоторые из них далеко не всегда после 10 тысяч км пробега вырабатывают даже половину ресурса, а на барабанных износ за тот же пробег может составить всего 5–10%.
Но как часто нужно менять передние тормозные колодки? Точных указаний по срокам замены здесь нет и быть не может. Все зависит от факторов, перечисленных в первой части статьи. Однако существует ряд общих рекомендаций, следование которым позволит выбрать более подходящий момент для замены:
- Обязательно проверяйте состояние тормозных колодок при каждом ТО. Чаще всего дисковых колодок хватает на 1–3 цикла, или 10–30 тысяч км пробега. Барабанные служат до 5 раз дольше.
- Обращайте внимание как на наружную, так и на внутреннюю колодку. Износ обычно бывает неравномерным, поэтому ориентируйтесь на более изношенную накладку. Остаточная толщина фрикционной накладки должна быть не менее 2 мм.
- При появлении посторонних звуков (писка, скрежета), вибрации или субъективного ощущения, что тормоза стали менее эффективны, обязательно проверьте состояние колодок.
- Если на авто установлены датчики износа тормозных колодок, следите за приборной панелью. Или прислушивайтесь к звукам при торможении, если в колодке есть механический датчик, который издает характерный писк при критическом износе.
Не доводите выработку тормозных колодок до металлических пластин. Лучше замените их заранее при ТО, если судя по остаточному ресурсу накладки и динамике износа, есть вероятность, что колодки не дотянут до следующего планового обслуживания. Это позволит сохранить в исправном состоянии диски и барабаны, которые стоят довольно дорого.
TopDetal.ru реализует только качественные тормозные колодки. Хотите чувствовать уверенность при каждом нажатии на педаль тормоза? Заказывайте тормозные колодки от ведущих мировых производителей у нас!
Источник https://ddcar.ru/blog/tehnicheskoe-obsluzhivanie/kogda-menyat-tormoznye-kolodki
Источник https://etlib.ru/blog/1216-iznos-tormoznyh-kolodok
Источник https://topdetal.ru/stati/kak_chasto_nuzhno_menyat_tormoznye_kolodki/