Как проверить вариатор подержанного авто СТАТЬИ
Давайте не будем этого скрывать – автопроизводители полюбили альтернативные виды автоматических коробок передач, в том числе и вариаторы. Относительно простые, дешевые, легкие и, плюсом ко всему, экономят топливо.
Но мне, как автоподборщику, такие трансмиссии совсем не нравятся, так как надёжность большинства таких коробок – слабое место. Есть, конечно, вполне ресурсные агрегаты, но они крайне редки. Поэтому на вторичном рынке на такие машины смотрят с опаской и не зря, ведь можно нарваться на скорый и очень дорогостоящий ремонт. Сейчас и посмотрим, можно ли защититься от покупки авто с убитой трансмиссией и как проверить вариатор, прежде, чем рассчитаетесь с продавцом.
Виды вариаторов
Перед тем, как приступить к диагностике следует знать, с чем вы имеете дело, а точнее какой тип и модель вариатора устанавливается на проверяемый автомобиль, так как от этого будут зависеть дальнейшие действия . К примеру, последние модификации Jatco не имеют масляного щупа, поэтому проверить состояние жидкости и наличие стружки в масле при диагностике авто будет невозможно.
Большинство вариаторов, которые попадают под капот автомобилей, клиноременные. Тороидные как-то не прижились в автомобилестроении. Клиноременные делятся ещё на два типа: с пластинчатым ремнем и со штифтовым ремнем («цепной»).
Производителей бесступенчатых коробок также немного. Jatco – лидер по массовости, шпигует вариаторами Nissan, Renault и Mitsubishi, Aisin комплектует Toyota. Audi и Subaru вовсе самостоятельно проектируют и производят коробки.
Общая оценка
Первое, что нужно сделать при проверке вариатора подержанного авто – оценить его внешне на предмет вмешательства и повреждений. Коробки, которые уже подвергались ремонту, в зоне риска, так как хороших специалистов по восстановлению таких коробок немного и, вряд ли бывший владелец перед продажей тратился на всю катушку с заменой конусов, маслонасоса и гидротрансформатора. В общем, увидели следы снятия или разбора, разворачивайтесь и ищите дальше.
Затем следует проверить масло, а точнее его уровень и наличие стружки. Запах гари означает, что пора продолжить поиски авто. Проблема заключается в том, что далеко не все вариаторы оснащаются щупом и уровень смазки контролируется исключительно электроникой. За что, собственно, и ругают Jatco последних поколений.
После этого садимся в салон, выжимаем педаль тормоза и переключаем все режимы. Включение должно происходить быстро (менее 1 сек), без толчков и вибраций на кузов.
Поверка на ходу
А теперь самое интересное. Известный народный метод «заехать на бордюр» – это миф. На поребрик заедет даже убитая ВКПП. Единственный способ проверки вариатора, без которого вся остальная диагностика попросту бессмысленна – это «газ в пол». Выберите ровную асфальтированную дорогу. Знаю, это бывает не просто, но всё же. Затем остановитесь и с утопленной педалью газа до отказа в режиме D, наберите минимум 80 км/ч. Во время разгона ремень вариатора пройдётся по всем участкам конусов, а сами конусы в это время преодолеют весь свой потенциал хода, крутящий момент при этом будет максимальным. Если коробка отработала предельные нагрузки плавно, без дерганий и аварийного режима, то остаточный ресурс ещё имеется, но это не всё.
Звуки. Они порой говорят о многом. Разогнавшись до 80 км/ч прислушайтесь нет ли монотонного звука, как у электрички или троллейбуса. Гул в трансмиссии говорит о том, что к бесступенчатой коробке подкралась одна из распространенных «болячек» – износ подшипников конусов. Недешевое удовольствие. К тому же, всё равно дорогой ремешок придется менять.
Аккуратно остановитесь. Важно поведение автомобиля как при разгоне, так и при снижении скорости. Подёргивания при этом должны быть исключены, а обороты мотора при полной остановке не должны падать ниже «холостых». Иначе бракуйте это ведро.
Компьютерная диагностика вариатора
Компьютерную диагностику вариатора можно оставить напоследок. Сколько работаю автоподборщиком, редко, когда в ЭБУ коробки обнаруживаются ошибки и признаки износа, даже когда машина уже откровенно дергается. Тем не менее, изредка бывают и противоположные ситуации, когда, к примеру, маслонасос только начинает терять свою эффективность и периодически прописывает в ЭБУ коды неисправностей. В общем, читаем ошибки и исключаем коробки, у которых коды присутствуют, особенно по давлению масла и перегревам.
Среди автоподборщиков присутствует огромное заблуждение, якобы при компьютерной диагностике вариатора Jatco можно выявить реальный пробег по счётчику старения масла. Представляете, нет. Это косвенная характеристика состояния смазки, которая высчитывается из такого количества показателей, что пробег уходит на далекий план. Не занимайтесь самообманом. А вот моточасы узнать можно и прикинуть приблизительный километраж.
Как вы поняли, проверить вариатор перед покупкой б/у авто можно. Но если пробег автомобиля приближается к 150 ткм и коробка ещё не тронута, то велика вероятность, что в ближайшем обозримом будущем придётся раскошелиться. При этом дожидаться «первых звоночков» не рекомендуется. Причина простая. Изношенный ремень наполняет систему стружкой, от чего страдают остальные узлы трансмиссии. Это значит, что сделать ревизию сейчас на 150-ти обойдётся дешевле, чем потом искать «кота в мешке» на разборке или менять все потроха вместе с «задранным» гидроблоком целиком. Идеально, если подержанный автомобиль с вариатором будет с небольшим родным пробегом, ориентировочно до 70 000 км. Тогда у вас будет шанс и беспроблемно поездить и благополучно продать машину следующему собственнику.
Стоит ли бояться вариатора при покупке машины с пробегом?
Многие автолюбители опасаются покупать подержанную машину с вариатором, наслушавшись отзывов некоторых владельцев о ее надежности и дороговизне в ремонте. На самом же деле не все так просто и однозначно. Для начала давайте обратимся к принципу устройства подобной трансмиссии.
Вариатор или CVT (Continuously Variable Transmission, дословно – бесступенчатая трансмиссия) представляет собой сравнительно простое по принципу работы устройство. В основе его конструкции два шкива, способные изменять свой диаметр, соединенные между собой прочным металлическим ремнем. В зависимости от того, какие обороты надо получить на выходном валу, варьируется и диаметр обоих шкивов – с возрастанием скорости соединенный с двигателем маховик в поперечнике увеличивается, а ведомый – уменьшается. При торможении или сбрасывании темпа движения происходят обратные действия.
У таких коробок много преимуществ перед традиционными автоматическими коробками передач. Они компактнее и легче благодаря своей конструкции, обеспечивают автомобилю более плавный разгон, а также заметно дешевле «автоматов». Однако есть и довольно серьезные минусы. Вариаторы способны передавать ограниченный крутящий момент, что существенно сужает сферу их применения в автомобилестроении. Они отличаются не самым высоким ресурсом основных узлов – шкивов и толкающего ремня, а также довольно дороги в обслуживании и ремонте. К тому же они боятся резких стартов «на холодную» и даже непродолжительного буксования в грязи или в снегу. Именно поэтому их опасается большинство автолюбителей.
Однако при этом подобные коробки передач уже давно нашли широкое применение в мототехнике – практически все скутеры, квадроциклы и снегоходы выпускаются сегодня исключительно с вариаторами. Они прижились здесь и чувствуют себя очень комфортно. Все логично. Момент у мотоциклетных двигателей довольно скромный, поэтому и вариатор работает с определенным запасом. По крайней мере, его ресурса вполне достаточно для надежной работы в дуэте с их силовыми агрегатами.
Другое дело – автомобильные многоцилиндровые моторы, с которыми бесступенчатая трансмиссия уживается не так мирно, как с мотоциклетными. На данный момент еще не решена основная проблема – пока нет таких материалов, которые обеспечили бы достойный срок службы толкающему ремню и шкивам-маховикам. Хотя автопроизводители очень активно работают в этом направлении. Из этого списка можно выделить основных игроков на мировом рынке: это компании Audi, Nissan и Mitsubishi, а также Subaru и Honda. Хотя немецкая фирма с 2016 года уже не применяет подобную трансмиссию для своих моделей. А жаль. Ведь на легковушки «Ауди» эти коробки ставились с середины 90-х.
На сегодняшний день активно используют вариаторы в основном японские компании. Причем наибольшего успеха добились Mitsubishi и Honda. Подводя итог, можно сказать, что вариатора на подержанных машинах можно не бояться только в том случае, если автомобиль с небольшим пробегом, а диагностика выявила полную работоспособность бесступенчатой трансмиссии.
Причем приоритет здесь можно отдать легковым моделям и кроссоверам от Honda. Компания сегодня довела конструкцию своего вариатора «до ума», увеличив его ресурс до 250 000 км. Неплохие бесступенчатые трансмиссии устанавливаются также на Mitsubishi и Subaru.
Но если авто из вторых рук с CVT будет технически изношенным, да еще и с солидным пробегом, от такого предложения лучше отказаться. В данном случае вариатор будет тем котом в мешке, от которого надо вовремя откреститься.
Как проверять вариатор в подержанном автомобиле перед покупкой
Вторичный рынок предлагает много вариантов автомобилей, которые оснащены вариатором или трансмиссией CVT. При выборе не стоит опираться на слишком низкую стоимость, так как это может говорить об изношенной коробке передач. У любого покупателя есть возможность приобрести хороший автомобиль, системы которого находятся в исправном состоянии. Для этого следует прибегать к некоторым способам проверки.
Во время движения на автомобиле следует обращать внимание на качество работы вариатора. Все переключения должны проходить без постороннего шума
При подборе подержанного автомобиля с исправным вариатором нужно опираться только на диагностику — поднимать автомобиль и осматривать коробку передач снаружи. Узел должен быть сухим — если на поверхности есть масло, это может говорить об утечках. Но больше всего покупателя должен интересовать другой вопрос — вскрывалась ли коробка передач для обслуживания и ремонта? Иногда следы разборки можно заметить по сбитым меткам, которые ставятся на заводе. Если коробку передач никто не вскрывал, нужно вспомнить о пробеге автомобиля.
Даже в необслуживаемых коробках передач в процессе эксплуатации собираются продукты естественного износа трущихся деталей. Как правило, они представляют собой микрочастицы металла. Если не проводить замену масла в вариаторе каждые 60 000 км, то стружка может забить фильтр, а магниты перестают выполнять свои задачи. Абразив продолжает циркулировать по системе и начинает повреждать подшипники, поверхность конусов и цепь. Если в вариатор не заглядывали более 100 000 км, велика вероятность, что нужно будет готовить деньги на капитальный ремонт. Покупать такой автомобиль точно не стоит.
При проверке масла следует подготовить салфетку для вытирания щупа. В составе масла не должно присутствовать песчинок
Если по следам видно, что корпус коробки передач вскрывался, нужно уточнить у продавца, какие работы проводились. Если это делалось для профилактики и замены масла, то ничего плохого в этом нет. Если же узел уже подвергался ремонту, от покупки такого автомобиля следует отказаться, так как нет никакой гарантии в качестве проводимых работ. После этого можно перейти к изучению масла в коробке. Не у всех моделей предусматривается щуп для диагностики. Часто уровень смазки в системе определяет электроника. Если же щуп есть, приступаем к стандартной проверке. Первым делом следует убедиться, что уровень масла соответствует нормальному — сделать это можно по меткам. Если масло уже черное и пахнет гарью, это плохой знак. Значит техническая жидкость долго не менялась. Можно отказаться от покупки или требовать у продавца скидку. Даже если масло прозрачное, следует взять салфетку и протереть ею щуп. Если в составе будут песчинки, это и есть продукты износа, которые уже не могут улавливаться магнитом.
На последнем этапе можно приступить к ходовым испытаниям узла. Для этого следует включить режим «D», а затем «R». Во время переключения режимов не должно возникать никаких помех, а тем более дерганий. Допустим еле заметный толчок. После этого следует выбрать свободный участок дороги, полностью остановиться и нажать на газ — не в пол, но сильно. В таком режиме следует разогнаться до 100 км/ч. В процессе быстрого разгона не должно ощущаться рывков и толчков. Если они появляются, от покупки следует отказаться. После быстрого разгона нужно отпустить педаль газа и посмотреть, как автомобиль едет накатом.
Вариатор требует дорогого обслуживания в случае поломки. Если в узле уже изношены подшипники, вместе с ними придется проводить замену ремня или цепи
Во время проверки следует прислушиваться к работе вариатора. В нормальном состоянии он должен функционировать бесшумно. Если же из нижней части идет гул, можно не сомневаться, что подшипники уже пожили свое и нуждаются в замене. Вместе с ними придется менять и ремень или цепь.
Итог. Подержанные автомобили с вариатором следует проверять перед покупкой более тщательно. Важно обращать внимание на все звуки во время переключения и движения.
Источник https://autotorque.ru/stati/kak-proverit-variator-poderzhannogo-avto-otvet-avtoeksperta/
Источник https://automobili.ru/live/practice/vazhnye-melochi/276351/
Источник https://car.ru/news/automobili/116190-kak-proveryat-variator-v-poderzhannom-avtomobile-pered-pokupkoy/