Как правильно парковаться на машине с АКПП?
Машины с АКПП, несомненно, требуют более бережной эксплуатации, чем «механика», да и особого стиля вождения. Конечно, если вы будете проходить обучение вождению автомобиля с автоматической коробкой или с вами отработает несколько уроков автоинструктор на «автомате», то вы будете знать много «тонкостей», необходимых в обращении с автомобилем. Но некоторые можно узнать и самостоятельно, например, как правильно парковаться на машине с автоматической коробкой.
В машинах с автоматикой вроде бы все понятно, для парковки есть специальное положение рычага в коробке с буквой Р. Однако, это положение требует определенных подготовительных действий практически при любой остановке.
Ни в коем случае не перемещайтесь в положение «паркинг» во время движения, даже медленного. Для машины это означает резкую блокировку механизмов движения, а значит, вы можете что-то сжечь, поломать, да и вообще попасть в аварию, если это случилось на дороге.
Прежде всего, такая машина не очень терпит длительные перегрузки, значит на автомобиле с АКПП категорически запрещено парковаться на любом уклоне или спуске. Если же парковка все-таки необходима, то выполняют ее по следующей схеме: « выжмите тормоз — переведите в нейтральное положение рычаг КПП — отпускаем тормоз — ставим машину на ручник — снова выжимаем тормоз и переводим рычаг на Р». В этом случае нагрузка на системы автомобиля практически исключена. Однако этот вариант не подойдет для длительной стоянки в холодное время года, при включенном ручном тормозе могут замерзнуть тормозные колодки, утром вы просто не тронетесь с места.
Когда вы собираетесь тронуться, а паркинг при этом на уклоне, то при начале движения вы непременно услышите металлический неприятный звук. Чтобы избежать нагрузки на парковочную систему машины с коробкой автомат, прежде всего, требуется сначала выжать тормоз и сняться с ручника, а только потом вывести рычаг из положения «паркинг». Кроме того, положением «Р» не стоит пользоваться при кратковременных стоянках или остановках ненадолго, на светофоре, например, достаточно держать педаль тормоза и рычаг коробки в положении «D».
В общем-то, в остальном автомобили с коробкой автомат паркуются так же, как и все остальные. Соблюдайте дистанцию; рассчитывайте угол открывания дверей не только своих, но и соседа по паркингу; не мешайте остальным автолюбителям, — и ваша парковка станет идеальной для всех.
Парковка машины с «автоматом» на уклоне: нужно ли ставить на «ручник»
Когда в коробке есть режим, не дающий машине произвольно катиться, то стоит ли пользоваться «ручником», совершая лишние движения, если можно просто включить селектор на «Р»? К тому же «ручник» может замерзнуть и не отключиться, не дав вращаться колесам, да и просто не работать, механически выйдя из строя. В общем, вопрос не так прост, как кажется на первый взгляд.
Как показал наш мониторинг сетевых автофорумов, по поводу того, чтоб ставить или не ставить «автомат» на ручной тормоз при парковке на уклоне, интернет-сообщество практически единодушно, предпочитая пользоваться не только «паркингом» но и «ручником». Как, кстати, рекомендуют и руководства по эксплуатации автомобилей.
Хотя немало и весьма лихих мнений вроде: «Про «ручник» я давно забыл и на любой горке оставляю свой «Гелик» на «паркинге». Этот механизм очень надежен, и никакой «ручник» тут не нужен».
Что блокирует «паркинг»?
Впрочем, давайте вспомним, что собой представляет механизм «паркинга» на автоматических коробках передач. Основными его элементами являются крупнозубая шестерня и коромысло (также называемое мастерами «собачка», «крючок» и т. п.), на котором имеется шип, входящий между зубьями шестерни и не дающий ей вращаться.
Таким образом механизм блокирует выходной вал коробки и, соответственно, не позволяет крутиться колесам. Приводится блокиратор в действие либо непосредственно механической тягой от селектора, либо через электрический сервопривод.
Именно на шип с шестерней и ложится вся нагрузка от массы автомобиля, стоящего на склоне. Способен ли данный узел долго выдерживать ее? Обратимся за консультацией в профильный сервис, где ремонтируют коробки-«автоматы».
Что будет, если все время ставить машину на «паркинг» на уклоне?
Как утверждает мастер по ремонту АКПП компании Trans Gear Леонид Хенталов, система «паркинга» в АКПП любого типа достаточно проста и надежна, однако вечного ничего нет. В условиях постоянной нагрузки, которая возникает при установке машины в режиме «паркинкг» без стояночного тормоза, детали механизма постепенно подвергаются деформации.
Это и шип, и шестерня, и механический привод блокиратора. Отсюда возникают такие проблемы, как трудность включения и отключения режима «паркинга» даже на ровной поверхности. Многие могли замечать, что если машина стоит на уклоне и отпустить тормоз раньше, чем выключен режим «паркинга», то он выключается с характерным щелчком, а если механизм изношен, то и вообще с заметным усилием.
Как правильно парковать автомобиль с АКПП на уклоне?
Ставя машину на горку, лучше всего применять такой порядок действий: держим ножной тормоз — затягиваем «ручник» — переводим селектор в режим «паркинга». При отъезде: выжимаем ножной тормоз — выключаем «паркинг» — держим ножной тормоз — снимаем «ручник».
И, кстати, «ручник» нужен еще и потому, что при установке селектора на «паркинг», при отпускании ножного тормоза, машина может еще немного катиться (мастера говорят, что бывают случаи отката до полутора метров). Это нормально и происходит потому, что шестерня успевает повернуться на небольшой угол, прежде чем ее заблокирует шип. И этот момент важно учитывать при плотной парковке, чтоб случайно не въехать в соседа или ограждение.
Если же уклона нет и место ровное, то на ручной тормоз ставить необязательно. Поэтому, когда при остановке и отпускании ножного тормоза автомобиль никуда не едет и остается на месте, «ручник» можно не затягивать и ограничиться «паркингом». Единственный момент, если в этом случае кто-нибудь въедет на скорости в ваш автомобиль и сдвинет его с места, то механизм паркинга, скорее всего, выйдет из строя и коробку придется ремонтировать.
Хотя, в принципе, со сломанным механизмом «паркинга» ездить все-таки можно — на работоспособность коробки и переключение передач он никак не влияет.
И еще предостережение специально для любителей поремонтировать автомобиль самому: надо иметь в виду, что «паркинг» блокирует только коробку, но шестерни межколесного дифференциала продолжают вращаться.
Немало случаев, когда просто ставят машину на «паркинг» и затем, подняв на домкрате, начинают «шевелить» колесо, желая определить там какую-либо неисправность, узнать причину стука и так далее. Крутанул посильней, и — вуаля! — второе колесо тоже закрутилось в обратную сторону, машина с домкрата упала. И хорошо, если никого в это время под ней не было.
Что в итоге?
Только в крайних случаях ставим на «паркинг» без «ручника» — например, когда очень велик риск «мертвого» замерзания суппортов и тросов. А так соблюдаем предписания заводов-изготовителей, бережем коробку, слушаем советы мастеров-практиков. И почаще пользуемся «ручником», даже при парковке на ровной местности — чтоб не «закисал». Зимняя мойка машины — только с тщательной просушкой. Ну и надеемся на погоду, чтоб в ночь не ударяли морозы после оттепели.
Ежедневные ошибки водителей. Как пользоваться режимом «P» в автомате?
Автоматическая трансмиссия не настолько надежна, как ручная коробка переключения передач, и при ее эксплуатации лучше соблюдать несложные правила, обеспечивающие высокий ресурс узла. Если производитель автомобиля пишет, что при установке машины на стоянку необходимо комбинировать режим «паркинга» в коробке с ручным тормозом, то так это и нужно делать. Однако даже в этом случае неправильная активация ручника может причинить вред. Как же ставить автомат в режим «P»?
Как работает режим «P»
Все дело в том, что режим «Р-паркинг» блокирует валы автомата и не терпит сильных воздействий. Выходной вал соединен специальной шестерней, и при переводе селектора в «P» специальный рычаг коромыслом ложится на ее зубья, фактически запирая колеса и не давая им вращаться. Автомат работает при этом на нейтральной скорости и не принимает крутящего момента от двигателя.
Несмотря на прочность и надежность механизма «паркинга», избыточные нагрузки ему противопоказаны. Зуб коромысла, запирающий шестерню, по размерам меньше 1 см, и если автомобиль останавливается под уклоном, то нагрузка на фиксатор возрастает. Если такие парковки достаточно часты, то зубья могут выкрашиваться, изнашиваться, «слизываться» с образованием частичек стружки. Металлическая пыль попадает в масло и циркулирует по системе смазки, нанося колоссальный вред рабочим механизмам.
Повреждения зубьев
Иногда при долгой стоянке в режиме «P» автомобиль может подвергнуться внешнему воздействию. Его могут тащить на эвакуаторе или просто пододвинуть немного бампером в сторону. Не исключено и прямое столкновение с грейдером или с другим автомобилем, паркующимся неаккуратно. Тогда нагрузка от колес передается на вал коробки, и запорный фиксатор рискует проскочить через зубья блокирующего устройства.
В этот момент наблюдается самый высокий износ зубьев. Они хуже держат машину. Проскакивание изношенных зубьев также происходит при долгом стоянии автомобиля на крутых уклонах. Количество продуктов износа металлических деталей увеличивается.
В общем, изношенные зубья блокирующей шестерни могут привести к повреждениям всей трансмиссии. Поэтому при постановке машины с гидромеханической автоматической коробкой на стоянку необходимо придерживаться простых правил, обеспечивающих работоспособность техники.
Ручной тормоз в помощь
Производители рекомендуют после перевода селектора коробки в «P» не отпускать педали тормоза, пока не будет крепко затянут ручник.
Подавляющее большинство водителей при парковке не выполняют эту простую операцию и дергают ручник, когда автомобиль уже «повис» на зубьях блокирующей шестерни. В этом случае водитель ощущает, как машина немного скатывается и с усилием упирается в фиксатор коробки. Нагрузка на вал не снимается.
Поутру при запуске мотора и при последующем переводе селектора из «P» в режим «D» для начала движения будет ощущаться рывок. Подобные нагрузки постепенно, день за днем и месяц за месяцем приводят к повреждению коробки.
Тем самым затягивать ручник нужно еще в режиме «D» и только потом переводить рычаг в «P».
Если использовать режим «P» правильно и фиксировать машину ручником раньше, то коробка не будет испытывать лишних нагрузок, а усилия пойдут не на фиксатор, а на тормозные задние колодки, удерживающие машину от скатывания.
Противооткатные опоры
Оставлять автомобиль также можно и без фиксатора в режиме «N» или «D». Правда, в этом случае он будет подвижен и рискует укатиться с места парковки, если ручник будет затянут несильно или его тросик ослабнет в результате длительного простоя под уклон.
Поэтому лучше всего комбинировать «паркинг» не только с ручным тормозом, но для пущей надежности при длительном стоянии под уклон еще и применять противооткатные колесные упоры. Они продаются в любом магазине запчастей и пригодятся автомобилистам еще и при поддомкрачивании легковой машины.
Источник https://avtoinstruktor199.ru/articles/kak-pravilno-parkovatsya-na-mashine-s-akpp/
Источник https://www.kolesa.ru/article/parkovka-mashiny-s-avtomatom-na-uklone-nuzhno-li-stavit-na-ruchnik-2015-02-04
Источник https://aif.ru/auto/about/ezhednevnye_oshibki_voditeley_kak_polzovatsya_rezhimom_p_v_avtomate