Безопасность при ремонте автомобиля

Содержание

Инструкция по охране труда при работах по ремонту и техническому обслуживанию автотранспорта

1.1 К самостоятельной работе по ремонту и техническому обслуживанию автотранспорта допускаются лица, имеющие соответствующую квалификацию, прошедшие медицинское освидетельствование, вводный инструктаж, первичный инструктаж, обучение и стажировку на рабочем месте, проверку знаний требований охраны труда, требований по управлению грузоподъемными механизмами.
1.2 При работах по ремонту и техническому обслуживанию автотранспорта работник обязан:
1.2.1 Выполнять только ту работу, которая определена рабочей инструкцией;
1.2.2 Выполнять правила внутреннего трудового распорядка;
1.2.3 Правильно применять средства индивидуальной и коллективной защиты;
1.2.4 Соблюдать требования охраны труда;
1.2.5 Немедленно извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае, происшедшем на производстве, или об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о проявлении признаков острого профессионального заболевания (отравления);
1.2.6 Проходить обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, инструктаж по охране труда, проверку знаний требований охраны труда;
1.2.7 Проходить обязательные периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры (обследования), а также проходить внеочередные медицинские осмотры (обследования) по направлению работодателя в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом и иными федеральными законами.
1.2.8 Уметь оказывать первую доврачебную помощь пострадавшим от электрического тока и при других несчастных случаях;
1.2.9 Уметь применять средства первичного пожаротушения;
1.3 При работах по ремонту и техническому обслуживанию автотранспорта следующих опасных и вредных производственных факторов:
— движущиеся машины и механизмы;
— падение вывешенного автомобиля или снимаемых с него узлов и деталей;
— повышенное значение напряжения в электрической цепи, замыкание которой может произойти через тело человека;
— повышенная или пониженная температура воздуха рабочей зоны;
— острые кромки, заусенцы и шероховатость на поверхностях заготовок, инструментов и оборудования;
— недостаточная или избыточная освещенность рабочих мест;
этилированный бензин;
— появление в зоне работы взрывоопасных, пожароопасных сред;
— вредные вещества (этилированный бензин, вызывающий отравления при вдыхании его паров, загрязнении им тела, одежды, попадание в организм с пищей или питьевой водой).
1.4 При работах по ремонту и техническому обслуживанию автотранспорта работник должен быть обеспечен спецодеждой, спецобувью и другими средствами индивидуальной защиты в соответствии с Типовыми отраслевыми нормами бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты и Коллективным договором.
1.10 В случаях травмирования или недомогания необходимо прекратить работу, известить об этом руководителя работ и обратиться в медицинское учреждение.
1.11 За невыполнение данной инструкции виновные привлекаются к ответственности согласно законодательства Российской Федерации.

2.1 Привести в порядок рабочую одежду: застегнуть обшлага рукавов; заправить одежду так, чтобы не было свисающих концов; убрать волосы под плотно облегающий головной убор.
При ремонте автомобилей, работающих на этилированном бензине, надеть резиновые сапоги, нарукавники, резиновые перчатки.
Работать в лёгкой обуви (тапочках, сандалиях и т.п.) запрещается.
2.2 Проверить наличие и исправность ручного инструмента, приспособлений и средств индивидуальной защиты, а именно:
— гаечные ключи должны соответствовать размерам гаек и не иметь трещин и забоин, губки ключей должны быть строго параллельны и не закатаны;
— раздвижные ключи не должны быть ослаблены в подвижных частях;
— класть подкладки между губками ключей и головкой болта, а также удлинять рукоятки ключей с помощью труб и болтов или других предметов запрещается;
— слесарные молотки и кувалды должны иметь слегка выпуклую, не косую и не сбитую, без трещин поверхность бойка, должны быть надежно закреплены на рукоятках путём расклинивания завершенными клиньями;
— рукоятки молотков и кувалд должны иметь гладкую поверхность и быть сделаны из древесины твёрдых и вязких пород;
— ударные инструменты (зубила, крейцмейсели, бородки, просечки, кернеры и др.) не должны иметь трещин, заусенцев и наклепа. Зубила должны иметь длину не менее 150 мм;
— напильники, стамески и прочие инструменты не должны иметь заостренную нерабочую поверхность, должны быть надежно закреплены на деревянной ручке с металлическим концом на ней;
— электроинструмент должен иметь исправную изоляцию токоведущих частей и надежное заземление.
2.3 Внимательно осмотреть рабочее место, привести его в надлежащий порядок. Убрать все мешающие работе посторонние предметы. Проверить состояние пола на рабочем месте. Пол должен быть сухим и чистым. Если пол мокрый или скользкий, вытереть его или посыпать опилками.
2.4 Убедиться в том, что рабочее место достаточно освещено и свет не слепит глаза.
2.5 Приготовить подстилку для работы под автомобилем (лежаки или специальные тележки).
2.6 Не допускать к своему рабочему месту посторонних лиц.
2.7 Приступая к ремонту автомобиля, убедиться что бензобаки и бензопроводы освобождены от остатков бензина.
2.8 Перед использованием переносного светильника проверить, есть ли на лампе защитная сетка, исправны ли шнур и изоляционная резиновая трубка. Переносные светильники должны включаться в электросеть с напряжением не выше 42 В.

3.1. Во время работы по ремонту и техническому обслуживанию автотранспорта работник должен:
3.1.1. Все виды технического обслуживания и ремонта автомобилей на территории предприятия выполнять только на специально предназначенных для этой цели местах (постах).
3.1.2. Приступать к техническому обслуживанию и ремонту автомобиля только после того, как он будет очищен от грязи, снега и вымыт.
3.1.3. После постановки автомобиля на пост технического обслуживания или ремонта обязательно проверить, заторможен ли он стояночным тормозом, выключено ли зажигание (перекрыта ли подача топлива в автомобиле с дизельным двигателем), установлен ли рычаг переключения передач (контроллера) в нейтральное положение, перекрыты ли расходные и магистральный вентили на газобаллонных автомобилях, подложены ли специальные противооткатные упоры (башмаки) (не менее двух) под колеса. В случае невыполнения указанных мер безопасности сделать это самому.
На рулевое колесо повесить табличку «Двигатель не пускать — работают люди!». На автомобиле, имеющем дублирующее устройство для пуска двигателя, повесить аналогичную табличку у этого устройства.
3.1.4. После подъема автомобиля подъемником на пульте управления подъемником повесить табличку «Не трогать — под автомобилем работают люди!», а при подъеме гидравлическим подъемником после его поднятия зафиксировать подъемник упором от самопроизвольного опускания.
3.1.5. Ремонт автомобиля снизу вне осмотровой канавы, эстакады или подъемника производить только на лежаке.
3.1.6. Для безопасного перехода через осмотровые канавы, а также для работы спереди и сзади автомобиля пользоваться переходными мостиками, а для спуска в осмотровую канаву — специально установленными для этой цели лестницами.
3.1.7. Снимать или ставить колесо вместе с тормозным барабаном при помощи специальной тележки. Если снятие ступиц затруднено, применять для их снятия специальные съемники.
3.1.8. Все работы по техническому обслуживанию и ремонту автомобиля производить при неработающем двигателе, за исключением работ, технология проведения которых требует пуска двигателя. Такие работы проводить на специальных постах, где предусмотрен отсос отработавших газов.
3.1.9. Для пуска двигателя и передвижения автомобиля обратиться к водителю, перегонщику, бригадиру или слесарю, назначенным приказом для выполнения этой работы.
3.1.10. Перед пуском двигателя убедиться, что рычаг переключения передач (контроллера) находится в нейтральном положении и что под автомобилем и вблизи вращающихся частей двигателя нет людей.
Осмотр автомобиля снизу производить только при неработающем двигателе.
3.1.11. Перед проворачиванием карданного вала проверить, выключено ли зажигание, а для дизельного двигателя — отсутствие подачи топлива. Рычаг переключения передач установить в нейтральное положение, а стояночный тормоз освободить. После выполнения необходимых работ снова затянуть стояночный тормоз.
Проворачивать карданный вал только с помощью специального приспособления.
3.1.12. Снимать двигатель с автомобиля и устанавливать на него только тогда, когда автомобиль находится на колесах или на специальных подставках — козелках.
3.1.13. Перед снятием колес подставить под вывешенную часть автомобиля, прицепа, полуприцепа козелки соответствующей грузоподъемности и опустить на них вывешенную часть, а под неподнимаемые колеса установить специальные противооткатные упоры (башмаки) в количестве не менее двух.
3.1.14. Для перегонки автомобиля на стоянку внутри предприятия и проверки тормозов на ходу вызвать дежурного или закрепленного водителя.
3.1.15. При разборочно-сборочных и других крепежных операциях, требующих больших физических усилий, применять съемники, гайковерты и т.п. Трудноотворачиваемые гайки при необходимости предварительно смачивать керосином или специальным составом («Унисма», ВТВ и т.п.).
3.1.16. Перед началом работы с грузоподъемным механизмом убедиться в его исправности и соответствии веса поднимаемого агрегата грузоподъемности, указанной на трафарете грузоподъемного механизма, не просрочен ли срок его испытания, а на съемных грузозахватных приспособлениях проверить наличие бирок с указанием допустимой массы поднимаемого груза.
3.1.17. Для снятия и установки узлов и агрегатов весом 20 кг и более (для женщин 10 кг) пользоваться подъемными механизмами, оборудованными специальными приспособлениями (захватами), другими вспомогательными средствами механизации.
3.1.18. При перемещении деталей вручную соблюдать осторожность, так как деталь (агрегат) может мешать обзору пути движения, отвлекать от наблюдения за движением и создавать неустойчивое положение тела.
3.1.19. Перед снятием узлов и агрегатов, связанных с системами питания, охлаждения и смазки, когда возможно вытекание жидкости, сначала слить из них топливо, масло или охлаждающую жидкость в специальную тару.
3.1.20. Перед снятием газовой аппаратуры, баллонов или подтягиванием гаек соединений убедиться в отсутствии в них газа.
3.1.21. Перед снятием рессоры обязательно разгрузить ее от веса автомобиля путем поднятия передней или задней части автомобиля с последующей установкой рамы на козелки.
3.1.22. При работе на поворотном стенде-опрокидывателе надежно укрепить автомобиль, предварительно слив топливо и охлаждающую жидкость, закрыть плотно маслозаливную горловину и снять аккумуляторную батарею.
3.1.23. При ремонте и обслуживании автобусов и грузовых автомобилей с высокими кузовами пользоваться подмостями или лестницами-стремянками.
3.1.24. Для проведения работ под поднятым кузовом автомобиля-самосвала или самосвального прицепа и при работах по замене или ремонту подъемного механизма или его агрегатов предварительно освободить кузов от груза, обязательно установить дополнительное инвентарное приспособление (упор, фиксатор, штангу).
3.1.25. Перед ремонтом автомобили-цистерны для перевозки легковоспламеняющихся, взрывоопасных, токсичных и т.п. грузов, а также резервуары для их хранения полностью очистить от остатков вышеуказанных продуктов.
3.1.26. Производить очистку или ремонт внутри цистерны или резервуара из-под этилированного бензина, легковоспламеняющихся и ядовитых жидкостей в специальной одежде, со шланговым противогазом, спасательным поясом с веревкой; вне резервуара должен находиться специально проинструктированный помощник.
Шланг противогаза должен быть выведен наружу через люк (лаз) и закреплен с наветренной стороны.
К поясу рабочего внутри резервуара прикрепляется прочная веревка, свободный конец которой должен быть выведен через люк (лаз) наружу и надежно закреплен. Помощник, находящийся наверху, должен наблюдать за работающим, держать за веревку, страхуя работающего в резервуаре.
3.1.27. Ремонтировать топливные баки только после полного удаления остатков топлива и обезвреживания.
3.1.28. Перед проведением работ по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей, работающих на газовом топливе, предварительно поднять капот для проветривания подкапотного пространства.
3.1.29. Слить (выпустить) газ из баллонов автомобиля, на котором должны проводиться работы, связанные с устранением неисправностей газовой системы питания или ее снятием, на специально отведенном месте (посту), а баллоны продуть сжатым воздухом, азотом или другим инертным газом.
3.1.30. Работы по снятию, установке и ремонту газовой аппаратуры выполнять только с помощью специальных приспособлений, инструмента и оборудования.
3.1.31. Проверить герметичность газовой системы сжатым воздухом, азотом или иными инертными газами при закрытых расходных и открытом магистральном вентилях.
3.1.32. Шланги на штуцерах крепить хомутиками.
3.1.33. Удалять разлитое масло или топливо с помощью песка или опилок, которые после использования следует ссыпать в металлические ящики с крышками, устанавливаемые вне помещения.
3.1.34. Во время работы располагать инструмент так, чтобы не возникала необходимость тянуться за ним.
3.1.35. Правильно подбирать размер гаечного ключа, преимущественно пользоваться накидными и торцевыми ключами, а в труднодоступных местах — ключами с трещотками или с шарнирной головкой.
3.1.36. Правильно накладывать ключ на гайку, не поджимать гайку рывком.
3.1.37. При работе зубилом или другим рубящим инструментом пользоваться защитными очками для предохранения глаз от поражения металлическими частицами, а также надевать на зубило защитную шайбу для защиты рук.
3.1.38. Выпрессовывать туго сидящие пальцы и втулки только с помощью специальных приспособлений.
3.1.39. Снятые с автомобиля узлы и агрегаты складывать на специальные устойчивые подставки, а длинные детали класть только горизонтально.
3.1.40. Проверять соосность отверстий конусной оправкой.
3.1.41. При работе на сверлильных станках устанавливать мелкие детали в тиски или специальные приспособления.
4.1.42. Удалять стружку из просверленных отверстий только после отвода инструмента и остановки станка.
3.1.43. При работе на заточном станке следует стоять сбоку, а не против вращающегося абразивного круга, при этом использовать защитные очки или экраны. Зазор между подручником и абразивным кругом не должен превышать 3 мм.
3.1.44. При работе электроинструментом напряжением более 42 В пользоваться защитными средствами (диэлектрическими резиновыми перчатками, калошами, ковриками), выдаваемыми совместно с электроинструментом.
3.1.45. Подключать электроинструмент к сети только при наличии исправного штепсельного разъема.
3.1.46. При прекращении подачи электроэнергии или перерыве в работе отсоединять электроинструмент от электросети.
3.1.47. Удалять пыль и стружку с верстака, оборудования или детали щеткой-сметкой или металлическим крючком.
3.1.48. Использованный обтирочный материал убирать в специально установленные для этой цели металлические ящики и закрывать крышкой.
3.1.49. Если на тело и средства индивидуальной защиты попал бензин или другая легковоспламеняющаяся жидкость, не подходить к источнику открытого огня, не курить и не зажигать спички.
3.1.50. При работе с этилированным бензином или деталями двигателя, работающего на этилированном бензине, соблюдать следующие требования:
обезвредить детали керосином;
немедленно удалять пролитый бензин, а это место обезвреживать раствором хлорной извести;
перелить этилированный бензин с помощью специального приспособления.
3.1.51. Перемещать вывешенные на подъемно-транспортных механизмах агрегаты с помощью крюков и расчалок.
3.2. Работнику запрещается:
— выполнять работы под автомобилем или агрегатом, вывешенным только на подъемном механизме (кроме стационарных электроподъемников) без подставки козелков или других страхующих устройств;
— поднимать агрегаты при косом натяжении троса или цепи подъемного механизма, а также зачаливать агрегаты стропом, проволокой и т.п.;
— работать под поднятым кузовом автомобиля-самосвала, самосвального прицепа без специального инвентарного фиксирующего приспособления;
— использовать случайные подставки и подкладки вместо специального дополнительного упора;
— работать с поврежденными или неправильно установленными упорами;
— выполнять какие-либо работы на газовой аппаратуре или баллонах, находящихся под давлением;
— переносить электрический инструмент, держа его за кабель, а также касаться рукой вращающихся частей до их остановки;
— сдувать пыль и стружку сжатым воздухом, направлять струю воздуха на стоящих рядом людей или на себя;
— хранить на рабочем месте промасленные обтирочные материалы и хранить чистые обтирочные материалы вместе с использованными;
— применять этилированный бензин для мытья деталей, рук и т.д.;
— засасывать бензин ртом через шланг;
— мыть агрегаты, узлы и детали и тому подобное легковоспламеняющимися жидкостями;
— загромождать проходы между стеллажами и выходы из помещений материалами, оборудованием, тарой, снятыми агрегатами и т.п.;
— хранить отработанное масло, порожнюю тару из-под топлива и смазочных материалов;
— выносить специальную одежду, загрязненную этилированным бензином, с предприятия, а также входить в ней в столовую и служебные помещения;
— применять приставные лестницы;
— выпускать сжатый газ в атмосферу или сливать сжиженный газ на землю;
— при открывании и закрывании магистрального и расходного вентилей применять дополнительные рычаги;
— использовать для крепления шлангов проволоку или иные предметы;
— скручивать, сплющивать и перегибать шланги и трубки, использовать замасленные шланги;
— использовать гайки и болты со смятыми гранями;
— держать мелкие детали руками при их сверлении;
— устанавливать прокладки между зевом ключа и гранями гаек, болтов, а также наращивать ключи трубами или другими предметами;
— применять сухую хлорную известь для обезвреживания листа, облитого этилированным бензином;
— вывешенные на подъемных механизмах агрегаты толкать или тянуть руками;
— работать при получении сигнала о перемещении конвейера.

Читать статью  ПАМЯТКИ РОДИТЕЛЯМ | ОТДЕЛ ГИБДД УМВД РОССИИ ПО ГОРОДУ БРЯНСКУ

4.1 При возникновении аварий и ситуаций, которые могут привести к авариям и несчастным случаям, необходимо:
4.1.1 Немедленно прекратить работы и известить руководителя работ.
4.1.2 Под руководством руководителя работ оперативно принять меры по устранению причин аварий или ситуаций, которые могут привести к авариям или несчастным случаям.
4.2 При возникновении пожара, задымлении:
4.2.1 Немедленно сообщить по телефону «01» в пожарную охрану, оповестить работающих, поставить в известность руководителя подразделения, сообщить о возгорании на пост охраны.
4.2.2 Открыть запасные выходы из здания, обесточить электропитание, закрыть окна и прикрыть двери.
4.2.3 Приступить к тушению пожара первичными средствами пожаротушения, если это не сопряжено с риском для жизни.
4.2.4 Организовать встречу пожарной команды.
4.2.5 Покинуть здание и находиться в зоне эвакуации.
4.3 При несчастном случае:
4.3.1 Немедленно организовать первую помощь пострадавшему и при необходимости доставку его в медицинскую организацию.
4.3.2 Принять неотложные меры по предотвращению развития аварийной или иной чрезвычайной ситуации и воздействия травмирующих факторов на других лиц.
4.3.3 Сохранить до начала расследования несчастного случая обстановку, какой она была на момент происшествия, если это не угрожает жизни и здоровью других лиц и не ведет к катастрофе, аварии или возникновению иных чрезвычайных обстоятельств, а в случае невозможности ее сохранения – зафиксировать сложившуюся обстановку (составить схемы, провести другие мероприятия).

По окончании работы работник обязан:
5.1.1 Отключить от электросети электрооборудование, выключить местную вентиляцию.
5.1.2 Привести в порядок рабочее место. Убрать приспособления, инструмент в отведенное для них место.
5.1.3 Если автомобиль остается на специальных подставках (козелках), проверить надежность его установки. Запрещается оставлять автомобиль, агрегат вывешенным только подъемным механизмом.
5.1.4 Снять средства индивидуальной защиты и убрать их в предназначенное для них место.
5.1.5 Вымыть руки с мылом, а после работы с деталями и узлами двигателя, работающего на этилированном бензине, необходимо предварительно мыть руки керосином.
5.1.6 Обо всех недостатках, обнаруженных во время работы, известить своего непосредственного руководителя.

Безопасность при ремонте автомобиля

Техника безопасности при техническом обслуживании автомобиля.

За последние 10-15 лет автомобили стали в техническом плане намного сложнее, это факт, от которого уже не уйдешь. К бодьшому сожалению все новые и современные автотранспортные средства сегодня стало ремонтировать и обслуживать на много тяжелей. Но это не означает то, что в современном мире стало меньшее число людей, которые готовы на постоянной основе самостоятельно проводить такое техническое обслуживание своих автомобилей или их ремонтировать. Так же в нашей стране всвязи с существенным ростом автопарка, повсюду стали появляться как грибы различные автосервисные конторы, начиная например от простых гаражных сервисов и заканчивая самыми крупными автостанциями техобслуживания.

Но вот что интересно, в нашей стране к большому конечно сожалению, мало кто знает правила безопасности обслуживания автомобилей, которые должны соблюдаться при авторемонте. Спросите любого автослесаря, который допустим еще недавно приступил к работе по ркмонту машин в автомастерской и, он обязательно приведет вам пару примеров о случаях связанных с травмами, полученными гражданами при обслуживании своего автомобиля. Но каждый из этих автослесарей или владельцев автомобилей предпочитающих ремонтировать свою машину самостоятельно, может естественным образом избежать такой опасности получения непредвиденых травм, если он начнет соблюдать и выполнять простые и общие правила техники безопасности при ремонте автомашины.

Наше издание 1GAI.RU предлагает каждому из вас уникальный и поучительный сборник простых советов и правил, которые, мы надеемся помогут вам (каждому автолюбителю) соблюдать технику безопасности при ремонте автотранспортных средств.

Как мы многие знаем из той же практики, существует огромное количество опасностей при техническом обслуживании автомобилей, которые многим из нас (вас) могут показаться довольно пугающими на первый их взгляд. И неважно, кто вы, автомастер, работающий на большом автосервисе или непосредственно сам владелец автомобиля, который предпочитает лично, без посторонней помощи проводить техническое обслуживание или ремонт своей машины, вы должны каждый раз перед работами с автотранспортным средством знать заранее, а именно, что вам необходимо сделать при работе с автомобилем в самую первую очередь, также, обязаны для себя выяснить, как именно и каким образом при ремонте вы хотите достичь этой вашей цели и еще, должны четко знать (наизусть по памяти), какие именно инструменты вы будете использовать при ремонте машины, а если таковые отсутствуют (не имеются) в наличии, то обязательно их приобрести не тратя при этом слишком много денег.

Конечно на фоне всего нами перечисленного вопросы о вашей безопасности при ремонте машины, безусловно все только усложняют. Но соблюдать технику безопасности при авторемонте считаем, надо обязательно, если конечно вы сами не желаете, чтобы такое техническое обслуживание машины для вас стало опасным. Но соблюдая наши советы, собраные для вас в одну общую статью, вы сможете сделать сам процесс ремонта автомобилей для себя таким же безопасным, как любое свое хобби.

Какие детали автомобиля наиболее опасны?

Прежде чем мы с вами перейдем к фактическим советам по технике безопасности, давайте сначала поговорим об опасных в той или иной мере авточастях содержащихся (находящихся) в автомобиле, то есть о тех вещах и автомобильных частях, на которые следует ориентироваться и обращать свое внимание во время авторемонта.

Наиболее явная и подстерегающая каждого автовладельца опасность при работе с машиной, непосредственно связана с поднятием определенных тяжелых ее компонентов. Почему? Отвечаем. Во-первых, при поднятии всего автомобиля на подъемнике существует определенный риск его падения. Не удивительно, что когда вы находитесь во время ремонта под самой машиной, то нужно быть всегда очень осторожным, так как в приподнятом состоянии любой автомобиль становится действительно опасен.

Также, вы обязательно должны знать и помнить, что большинство автомашин (особенно старых) изготовленны из стальных деталей, которые могут быть гораздо тяжелее, чем они на самом деле выглядят. Поэтому помните, что откручивая под машиной какие-либо детали, вы должны быть максимум предельно осторожными, так как при падении такой стальной запчасти вы можете получить довольно тяжелую травму.

Также, существуют и опасные сами по себе детали, которые двигаются. Вот например, тот же вентилятор под капотом машины, который вращается вместе с двигателем. Как вы понимаете его лопасти уже представляют серьезную опасность для человека, как опасного режущего инструмента. Не стоит забывать и о цепи ГРМ, которая может зацепить рукав вашей рубашки и превратить вашу руку в сплошной фарш.

Кроме вскго прочего, в машине есть энергоаккумулирующие детали, например такие, как пружины подвески или работающие под давлением емкости (шланги, трубки и т. п. детали), которые могут для вас (автолюбителя) представлять серьезную опасность.

Не стоит также забывать и о том, что в любом автомобиле существует множество металлических острых частей (деталей) о которые можно пораниться. А это уже не шутка. Ведь таким именно образом можно занести себе в кровь нежелательную инфекцию (например, как столбняк). А дело тут как раз в том, что многие автодетали машины в процессе своей эксплуатации подвергаются агрессивному воздействию от внешней среды (ржавчина, дорожные реагенты, грязь, песок и т.п.) и соответственно далеко не стерильны.

Читать статью  Конструктивная безопасность, Активная безопасность транспортных средств - Системный анализ проблем обеспечения безопасности дорожного движения автотранспорта

Ну и естественно не стоит забывать и о самих жидкостях содержащихся в автомобиле, которые возможно представляют еще большую опасность лля человека, чем большие автометаллические детали. Например, сегодня точно доказано, что отработанное масло является сильнейшим канцерогеном, которое следует держать от вашей кожи (от кожи человека) как можно дальше. Этиленгликоль (антифриз) и тормозная жидкость тоже являются опасными ядами, которые вызывают (могут вызвать) у человека почечную недостаточность, когда таковые попадают (попадут) непосредственно в желудок. Не стоит забывать и об омывающей жидкости лобового стекла (так называемая незамерзайка). Особенно в том случае если учитывать, что 80 процентов всей незамерзающей жидкости в нашей стране производится с нарушением всех правил технологий, где недобросовестные производители жидкости используют запрещенный во всем мире — метанол, который может вызвать серьезные проблемы со здоровьем у человека даже при одном лишь попадании паров этой жидкости в дыхательные пути как водителя, так и его пассажиров (начиная от нервных заболеваний и заканчивая диабетом).

Надо помнить и не забывать еще об одном опасном веществе, как об окиси углерода, который содержится в выхлопных газах вашего двигателя, а также о самом бензине (легко воспламеняющаяся жидкость) и об хладагенте находящегося в кондиционере, который при своей утечке может вызвать серьезное повреждение как самих легких, так и мозга.

Плюс ко всему надо помнить и о серной кислоте содержащейся в аккумуляторе вашей машины, которая не должна ни при каких обстоятельствах попадать на вашу кожу или глаза, иначе вы рискуете получить очень опасный ожег.

Таким образом получается, узнав о том, что любой автомобиль может вас просто раздавить или обрезать, отравить или сжечь а вместе с тем задушить и обездвижеть (т.д. и т.п.), многие новички ремонтники (особенно те, которые только начали учиться на автослесарей) будут от этого просто в шоке.

Но это еще не все уважаемые наши читатели. А знаете ли вы о том, что сам автомобиль может ударить вас током? Нет, не знаете? Это печально. Да, конечно многим из вас понятно, что из-за высокого сопротивления вашего (человеческого) тела прикасаясь даже влажными руками к металлическим деталям машины, вы естественно будете в безопасности и вас не ударит током. Но это все не означает, что 12-вольтовая батарея в автомобиле совсем уж безопасна ( т.е не опасна).

Надо все равно помните, что любой из автомобилей является потенциальным и существенным источником напряжения.

Как обеспечить свою безопасность

И так, прочитав в статье обо всем этом вы подумали (наверное) о том, что вам необходимо носить шлем и быть в бронированной защите, чтобы при ремонте ваш любимый автомобиль вас не повредил. Но на самом же деле все не так, оставаться в безопасности при ремонте своего и любого автомобиля довольно просто.

Теперь вы уже знаете на какие вещи при авторемонте нужно обращать внимание. Предлагаем вам некоторые советы и рекомендации, которые непременно помогут вам держать себя в безопасности во время проведения ремонтных работ с автомобилем. Имейте здесь в виду, что это не исчерпывающий перечень (список) таких рекомендаций, а лишь малая их часть, которая поможет вам оставаться в безопасности при техническом обслуживании автотранспортного средства. Особенно такие советы помогут тем, кто только начинает приобретать свой первый опыт в ремонте автотранспортных средств передвижения.

Надевайте перчатки с длинными рукавами или раструбами и, не одевайте свободную и свисающую спец.одежду

Самый простой способ защитить себя от попадания на кожу масла, охлаждающей жидкости или топлива, это надеть перчатки. Для этого подходят одноразовые латексные перчатки. Но такие перчатки подходят только для замены жидкостей, они не защитят вас от порезов или от ушибов. Вот почему нужно использовать нейлоновые или кожаные перчатки, которые хотя и не полностью водонепроницаемы, но все равно легко помогают защитить руки человека (ремонтника) от автомобильных жидкостей и от повреждений (от травм).

Также, необходимо использовать специальный комбинезон, который задержит жидкость от попадания на кожу, будет хорошо защищать все тело и при этом сохранит в чистоте одежду.

Обращаем ваше внимание, что при ремонте машины носить свободную одежду крайне рискованно, поскольку она в любой может зацепиться за детали самого автомобиля (например, об звено цепи ГРМ или за другую движущуюся часть машины). Поэтой причине старайтесь надевать на себя одежду, которая не будет свисать.

Всегда используйте Джек-стенды

Ваш кузов машины наверняка оснащен специальным гнездом для домкрата, которое необходимо для того, чтобы автомобиль надежно держался на подъемном механизме. Но если посмотреть, то можно увидеть следующее, во всем мире ежедневно происходит немало несчастных случаев связанных с тем, когда автомобиль соскакивает с домкрата и повреждает самого мастера. Для более надежного удержания машины на весу необходимо использовать компактные Джек-стенды. Правда прежде чем устанавливать подобные устройства вы должны убедиться, что таковые способны выдерживать вес машины.

Также, для дополнительной уверенности в том, что автомобиль не упадет можно вместе с джек-стендами использовать еще и домкрат, который послужит в качестве вторичной меры безопасности. Он будет дополнительной гарантией, что автомобиль не опрокинется и не упадет прямо на вас.

Дайте машине остыть перед ремонтом или перед обслуживанием

Одна из самых распространенных классических ошибок по безопасности ремонтных работ у неопытных или у совсем юных мастеров заключена в следующем, например, в откручивании крышки-клапана радиатора на горячем двигателе. Помните, что это очень опасно. После выключения двигателя вы должны изначально и прежде всего избавиться от основного источника тепла, дождавшись тем самым пока мотор остынет. Надо помнить о том, пока двигатель горячий то и охлаждающая жидкость в нем тоже остается горячей, что она еще длительное время может представлять для вас определенную опасность.

Дело здесь вот в чем, сама система охлаждения двигателя пока он в горячем состоянии все еще находится под высоким давлением, и будет находиться до тех пор, пока сам силовой агрегат полностью не остынет. Если вы в горячем состоянии откроете крышку радиатора или расширительного бачка, то антифриз моментально может выстрелить под существующем давлением, что причинит вам серьезный вред. Горячая охлаждающая жидкость может вызвать у вас сильнейший ожог кожи и глаз.

Также, не забывайте пожалуйста и о том, что при горячем двигателе нельзя проводить любые ремонтные работы и под капотом и под самой машиной, так как кроме двигателя обычно сильно нагреваются еще и многие компоненты автомобиля, например, начиная от каталитического нейтрализатора и заканчивая той самой коробкой передач.

Поэтому надо помнить, если даже вам и не терпится поскорее начать ремонт машины, то лучше все-же потерпеть и выждать какое-то определенное время до того момента, пока автомобиль не остынет и не сравняется с температурой вашего гаечного ключа.

Отсоедините отрицательный ( минусовой) кабель аккумулятора при проведении работ под капотом

Мы уже выше вас предупреждали, что сам по себе автомобиль является опасным источником высокого напряжения. Поэтому, во избежании любого замыкания или электрического разряда перед началом работ под капотом необходимо, обязательно отсоединить отрицательную (минусовую) клемму от самого аккумулятора.

Это позволит вам в дальнейшем не опасаться за то, что вы получите разряд током, который, взаимодействуя с вашим например обручальным кольцом или печаткой (пкрстнем) надетым на руку, может вызвать ожог пальцев.

Если вам нужна помощь, то проконсультируйтесь с опытными мастерами

Если вы собираетесь откручивать тяжелые детали на втомобиле, то должны себе представлять, сколько они конкретно весят. Если вы не знаете, сколько весит деталь, то найдите подобную информацию на форумах в сети. Иначе вы не дооцените вес данной детали, которая неожиданно может упасть и свалиться прямо на вас, то это может быть для вас опасным и может привести к тяжёлой травме. Например, не редко случается такое, когда снимается с автомобиля стартер и сам мастер залезет под машину. Вы должны знать и помнить, что в большинстве случаев этот стартер весит не мало и поэтому, перед тем, как залезть под машину вы должны быть уже готовы к тому, что стартер может неожиданно свалиться и упасть, что ваша голова должна находиться в этот момент в стороне. Во всяеом случае на многих форумах сегодня об этом предупреждают. Так же используйте и Интернет, чтобы не допустить в будующем и многих других ошибок. С умом используйте знания других людей (автослесарей, автомобилистов). Но лучше всего при таком демонтаже или установке тяжелых деталей машины использовать конечно помощника. Это главное и основное правило безопасности при ремонте автомашины. Никогда не отказывайтесь от такой помощи, особенно, если она вам крайне необходима. Не стесняйтесь попросить других вам помочь, поскольку от этого зависит ваша безопасность и в первую очередь здоровье.

Надевайте защитные очки

Если вам приходится работать под машиной, никогда не забывайте одеть защиту для глаз. И не имеет значения, какой автомобиль вы в данный момент ремонтируете (старый или новый). Даже в том случае, если под автомобилем отсутствует и не обнаруживается ржавчина, грязь или копоть, то все равно при демонтаже какой-нибудь детали эта грязь или частицы металла могут случайно попасть вам прямо в глаза.

Нельзя также работать без очков, когда вы используете электроинструмент, особенно такой инструмент, который режет или шлифует металл, в этом случае вся эта грязь (отходы) будут разлетаться везде в округе. Всегда помните, что попадание даже этих мелких частиц грязи вам в глаза, может в дальнейшем привести к непоправимому вреду вашему здоровью .

И еще помните, в любом случае при работе под машиной вы часто будете использовать (применять) различные химические очистители, которые могут по неосторожности попасть вам в глаза и причинить резкую боль. Да, это понятно, что можно конечно после этого сразу промыть свои глаза, но, зачем рисковать, лучше заранее одеть защитные очки и тем самым избежать в дальнейшем подобных проблем.

Используйте специальные длинные ключи

Перчатки являются отличным (хорошим) способом, чтобы сохранить ваши руки от травм. Но лучше всего используйте при ремонтных работах длинные ключи-рычаги, которые позволяют откручивать любые соединения не напрягаясь и без какого-то особого риска для себя получить травму.

Как вы наверное знаете, чтобы открутить любой болт для этого требуется сила и достаточный крутящий момент. И естественно, чем короче ваш инструмент, тем больше усилий вам необходимо приложить, чтобы открутить болт. Но если ваш инструмент будет в достаточной степени длинным, то вы затратите уже куда меньше на это усилий и без каких-либо проблем открутите нужные крепежные элементы.

Наведите порядок в гараже

Помните пожалуйста что захламленный гараж это главный путь (рецепт) к катастрофе. Ведь может так случиться, что в самый неподходящий момент под рукой не окажется нужного инструмента, или например, при съеме той же головки блока которая весит немало вы можете просто нечаянно подскользнуться на том же оставленном на полу ключе и что тогда. (?)

Вы должны держать свои инструменты всегда в доступном для вас месте. Эти инструменты обязательно должны быть сгруппированны друг с другом в нужном порядке. Во время работы не кладите пожалуйста инструмент на крышу автомобиля или не оставляйте его под капотом, иначе, если вы забудете про инструмент при проведении работ под машиной, один из ключей может просто упасть и свалиться вам на голову.

Используйте упоры для колес

Вы всегда должны быть уверены в том, что ваш автомобиль во время проведения ремонта не скатится с места. Если вы думаете, что машина, стоящая на стояночном тормозе (ручнике) не может ни при каких обстоятельствах сдвинуться с места, то в данном случае вы можете ошибаться и, если автомобиль имеет задний привод то единственным, что сможет удержать ее на месте от движения с места, будут являться его задние колеса и все. И если вдруг, в этот самый момент вы поднимите домкратом ее задние колеса , то машина легко может начать скатываться со своего места. Особенно это может произойти тогда, когда вы проиводите ремонтные работы на неровной и наклонной поверхности.

Читать статью  Адаптер для ремней безопасности: можно ли использовать, ответ ГИБДД - – автомобильный журнал

Чтобы предотвратить такое скатывания автомобиля используйте упоры для передних колес (можно использовать обычные деревянные бруски).

Возьмите себе за правило, при проведении технических работ с автомобилем всегда подкладывать под колеса упоры.

Комплектуйте ваш гараж аварийным оборудованием

Если вы только учитесь ремонту автомобилей вы обязательно должны знать, что ваше место работы должно быть оборудовано противопожарным оборудованием (песок, огнетушитель и т.п.). Дело в том, что место ремонта автомобилей не самое безопасное от пожаров место. Время от времени в нашей стране полностью сгорают целые автосервисы, которые пренебрегали мерами противопожарной безопасности.

Так что надо помнить, если вы являетесь даже простым автолюбитель, который только учиться автослесарной науке для своих личных целей, то все равно в таком обязательном случае надо оборудовать свой гараж всем первым необходимым для подавления пожара оборудованием.

Так же советуем начинающим ремонтникам купить прибор, которым вы будете замерять уровень угарного газа в помещении. Помните, что во время ремонтных работ вы частенько будете вынуждены заводить мотор машины прямо в гараже, что обязательно вызовет накопление угарного газа в помещении гаража. Надо помнить, что даже если вы и выведите из данного гаража на улицу специальную трубу, которая будет отводить газы из выхлопной системы, то всегда может произойти какая-то утечка, а это уже станет очень опасным. Поэтому мы вам и советуем в данном случае приобрести для себя этот самый сигнализатор уровня угарных газов.

Кроме всего этого на рабочем месте вы должны иметь еще и аптечку с необходимыми медикаментами, по оказанию первой мкдицинской помощи нуждающемуся. Вы спросите, зачем это? Отвечаем на ваш вопрос своим вопросом: «А зачем вы держите подобный набор медикаментов у себя дома? Ведь дома наверное намного безопаснее, чем в том же гараже». Это просто необходимо сделать, именно на тот всякий непредвиденный случай.

Будьте осторожны с огнем и топливом

Если вы проводите ремонтные работы в машине с топливной системой, то будьте внимательны и очень осторожны. Всегда помните, что топливо является легковоспламеняющимся веществом, которое может загореться м воспламениться даже от самой мелкой и незначительной искры.

Если вы проводите работы рядом с баком и хотите что-либо выбить при помощи металлического инструмента, то запомните, что любая сталь может с легкостью создать мелкую искру, которая по неосторожности может попасть в топливный бак автомобиля. Вы сами должны понимать, что данная искра с взаимодействием с топливом моментально приведет к возгоранию.

Если вы проводите работы с газовой горелкой или с автогеном, то держите источник огня подальше от бензина, от моторного масла, от тормозной жидкости и тем более от той же трансмиссионной жидкости. Не все эти жидкости конечно так уж взрывоопасны, но все равно могут легко привести к возгоранию.

И ради бога и пожалуйста никогда не курите рядом с автомобилем.

Будьте осторожны с некоторыми (определенными) проводами в машине

Если вам приходится работать с гибридным или полностью электрическим автомобилем то, будьте всегда предельно осторожны с оранжевого цвета трубопроводами и с соединительными линиями высокого напряжения. Старайтесь держаться от них подальше, так как сила тока в них может просто легко вас убить.

Также надо запомнить и быть всегда осторожными с желтого цвета трубопроводами, которые питают электричеством подушки безопасности в самом автомобиле. Вы же наверное не хотите (не желаете), чтобы в салоне вашей машины случайным образом отключились подушки безопасности.(?)

Используйте респиратор и хорошо проветривайте помещение гаража

Никогда не распыляйте различные жидкости а также специальные средства внутри закрытого гаража. Помните, что пары химических веществ поднимаются как правило с низу в верх. Эти самые пары как раз могут стать причиной вашего отравления. Даже если вы захотели обработать ржавую гайку средством WD-40, мы советуем вам делать это только в хорошо проектируемом помещении.

Если же вы планируете работать с автомобильными красками, растворителями и т.п. амульгаторами, ну а также проводить еще работы и по металлу, то всегда используйте для таких работ респиратор, который защитит вашу дыхательную систему от попадания в нее агрессивных веществ.

Оставьте некоторые работы экспертам и специалистам

Есть некоторые и определенные вещи, которые вы при любых обстоятельствах во время ремонта автомобиля и тем-более если вы чего-то не знаете или в чем-то не уверенны, никогда и ни вкоем случае не должны производить и делать сами. И особенно тогда, когда вам не хватает определенного оборудования для самостоятельного ремонта. Самое главное не переживайте, если чего-то не сможете сделать самостоятельно.

Хорошим примером для всех автомобилистов и ремонтников являются работы с высоковольтными проводами в гибридных автомобилях, или те же работы проводящиеся с системой подушек безопасности. Также еще и многие дизельные автомобили имеют на сегодня такую топливную систему, которая находится под очень высоким давлением, и в случае ее повреждения вас может серьезно ранить.

Таким образом просто запомните, если вы недостаточно опытны, то вам для более опасных и сложных работ необходимо пригласить (позвать) лучше профессионала, либо отогнать машину в специализированный технический автоцентр.

Самый важный совет: понять, как все это работает

Самый лучший способ содержать себя во время проведения ремонта и технического обслуживания автомобиля в безопасности, это изначально понять, как ваш автомобиль все-таки работает. То есть, заранее понять все его основные процессы, которые происходят тогда, когда автомобиль заведен и движется по дороге.

Не пугайтесь пожалуйста, если вы пока не знаете и полностью не понимаете, как все работает в машине. Изучить основные знания по устройству автомобиля довольно не простое занятие. Для этого потребуется время. Но если вы будете изучать все последовательно и закреплять эти знания на практике, то вы в самые кратчайшие сроки обязательно поймете и запомните, как именно устроен автомобиль и как в нем все работает.

Очень важно, чтобы вы на этапе изучения для себя запонимали, как в машине все между собой взаимосвязано. Вы должны знать, что может произойти, если например вы не закрутите последний болт в самой подвеске. Или следующее, если вы забудете например подсоединить какой-нибудь провод. Зная устройство автомобиля и все происходящие процессы во время работы двигателя, вы точно будете знать, к чему может привести та или иная ошибка в ремонте. Это в будущем обязательно поможет вам быстро и легко диагностировать автомобиль и находить причину его неисправности.

И кроме всего этого необходимо еще понимание того, как конкретно работают и взаимодействуют друг с другом все компоненты автомобиля, что поможет вам в дальнейшем лучшим образом и несомненно при необходимости держаться во время ремонта транспортного автосредства подальше от тех же неприятностей.

Этот (данный) список советов безопасности по ремонту автомобилей не является окончательным и исчерпывающим. По факту все советы в этой нашей статье предназначены для тех мастеров и автолюбителей, которые используют в своей работе в основном ручной инструмент.

В мире существует еще масса рекомендаций, различных правил и советов по автослесарным работам, которые непосредственно связаны с использованием того же электроинструмента, того же сварочного аппарата, того же компрессора ну и другого похожего специального оборудования.

Не стесняйтесь предлагать нам в своих комментариях различные и меры этой безопасности, которые должны выполняться во время проведения работ по ремонту автотранспортных средств.

Правила техники безопасности при техническом обслуживании и ремонте автомобилей

ТО и ТР автомобилей необходимо выполнять в соответствии с общими требованиями Положения о техническом обслуживании и текущем ремонте подвижного состава автомобильного транспорта.

Производство работ исполнителем осуществляется в соответствии с инструкцией по охране труда, доводимой до исполнителя.

Участие водителей, работников других специальностей в техническом обслуживании и ремонте подвижного состава допускается при соответствии их квалификации и квалификационной характеристики выполняемых работ; в противном случае привлечение работников к этим работам возможно только после профессионального обучения. В связи с изменением условий труда с работниками обязательно проводится инструктирование по охране труда на рабочем месте. ТО и ТР автомобилей производится в специально отведенных местах (постах), оснащенных необходимыми приборами и приспособлениями, инвентарем, оборудованием и инструментом, в том числе специализированным, предусмотренными определенным видом работ.

техническое обслуживание и ремонте автомобилей

На посты ТО и ТР автомобили должны подаваться чистыми и в сухом состоянии.

Постановка автомобилей на посты ТО и ТР осуществляется под руководством мастера (механика) или начальника участка.

Не допускается въезжать в помещения стоянки, производственные зоны ТО и ТР на автомобиле, габариты которого превышают указанные над въездными воротами.

Автомобиль, установленный на напольный пост ТО и ТР, необходимо надежно закрепить путем установки не менее двух упоров под колеса, затормозить стояночным тормозом, при этом рычаг коробки переменных передач должен быть установлен в нейтральное положение, на автомобилях с бензиновыми двигателями следует выключить зажигание, а на автомобилях с дизельными двигателями перекрыть подачу топлива. Во всех случаях кнопка массы автомобиля должна быть выключена.

На рулевое колесо должна быть вывешена табличка с надписью «Двигатель не запускать! Работают люди!».

табличка с надписью «Двигатель не запускать! Работают люди!»

На автомобилях, имеющих дублирующее устройство для пуска двигателя, аналогичная табличка должна вывешиваться у этого устройства.

Перемещение автомобилей с помощью подъемников необходимо производить в соответствии с требованиями паспортов-инструкций подъемников.

При обслуживании автомобиля на подъемнике (гидравлическом, электромеханическом) на пульте управления подъемником должна быть вывешена табличка с надписью «Не трогать — под автомобилем работают люди!».

Перед вывешиванием подвижного состава с помощью грузоподъемных машин и механизмов все другие работы на нем должны быть прекращены, а исполнители этих работ должны быть удалены на безопасное расстояние.

В рабочем или поднятом положении плунжер гидравлического подъемника должен надежно фиксироваться упором или штангой, гарантирующим невозможность самопроизвольного опускания подъемника.

Посты ТО на поточных линиях с принудительным передвижением автомобилей должны быть оборудованы:

  • сигнализацией (световой, звуковой), предупреждающей работающих на линии обслуживания о начале передвижения автомобиля с поста на пост
  • устройством, обеспечивающим остановку передвижения с любого поста

Передвижение автомобилей с поста на пост разрешается только после получения сигналов со всех постов об окончании работы и подачи на все посты сигнала, предупреждающего о начале передвижения.

При работе с высоко расположенными деталями или агрегатами автомобилей следует применять устойчивые специальные подставки.

Не допускается пуск двигателя автомобиля на постах технического обслуживания и ремонта ремонтным рабочим, кроме водителя-перегонщика, а также бригадира или слесаря, назначаемых приказом по организации и инструктируемых каждый квартал.

Перед проведением работ, связанных с проворачиванием коленчатого и карданного валов, необходимо дополнительно проверить выключение зажигания (перекрытие подачи топлива для дизельных автомобилей), нейтральное положение рычага переключения передач, освободить рычаг стояночного тормоза. После выполнения необходимых работ автомобиль следует затормозить стояночным тормозом.

Не допускается проворачивать карданный вал при помощи лома или монтажной лопатки.

Рабочие, производящие обслуживание и ремонт автомобилей, должны обеспечиваться соответствующими исправными инструментами и приспособлениями.

При необходимости выполнения работ под автомобилем, находящимся вне осмотровой канавы, подъемника, эстакады, рабочие должны обеспечиваться лежаками.

Работать лежа на полу или земле без лежака не допускается.

При вывешивании части автомобиля, прицепа, полуприцепа подъемными механизмами (домкратами, талями и тому подобным), кроме стационарных, необходимо вначале подставить под неподнимаемые колеса противооткатные упоры, вывесить автомобиль, подставить под вывешенную часть козелки и опустить на них автомобиль. Перед вывешиванием задней оси расцепленного двухосного прицепа необходимо его поворотный круг зафиксировать стопорным устройством.

Источник https://ohranatruda.ru/ot_biblio/instructions/166/147858/

Источник https://1gai.ru/baza-znaniy/sovety/516920-bezopasnost-pri-remonte-avtomobilya.html

Источник https://extxe.com/16264/pravila-tehniki-bezopasnosti-pri-tehnicheskom-obsluzhivanii-i-remonte-avtomobilej/

X
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: