Как безопасно ездить зимой: 10 правил, которые должен знать каждый водитель
Управление транспортным средством в зимний период очень сильно отличается от вождения в другие сезоны. Знание необходимых правил управления автомобилем зимой позволит сохранить не только транспортное средство, но и жизнь.
Очень многие водители несерьёзно относятся к вождению в зимний период, а зря. Количество ДТП зимой значительно возрастает, а с ними растёт и количество травм и смертей. Существуют несложные правила, которые обезопасят вождение автомобиля зимой.
1. Необходимо заранее подготовить автомобиль к зимней погоде. Важно сменить летнюю резину на зимнюю, удостоверившись, что она ещё пригодна для вождения в сложных погодных условиях. Также не стоит забывать о заливке морозостойкой жидкости в бачок стеклоомывателя. Следует проверить аккумуляторную батарею и зарядить её, если надо.
2. Перед поездкой важно тщательно очистить автомобиль от снега и льда. Стекла и боковые зеркала надо освободить от зимних осадков в первую очередь, так как сниженный обзор зимой напрямую влияет на безопасность. Снежный покров на крыше автомобиля при резком торможении тоже может закрыть обзор, съехав на лобовое стекло. Поэтому запаситесь скребками и щётками для очистки автомобиля.
3. Нельзя резко тормозить на зимней скользкой трассе. Это вызывает блокировку колес и утрату над управляемостью автомобиля. Антиблокировочная система во время срабатывания зимой значительно удлиняет тормозной путь, поэтому не стоит ей злоупотреблять. Для безопасного вождения надо нажимать на педаль тормоза плавно, без рывков. Если произошла блокировка колёс, то необходимо отпустить тормоз и дальше давить на педаль только прерывистыми нажатиями.
4. Соблюдайте скоростной режим. Никакие зимние шины с самыми мощными шипами не уберегут водителя, если он не будет придерживаться безопасного скоростного режима. Скорость надо всегда выбирать в соответствии с погодными и климатическими условиями. Не стоит полагаться только на зимние колёса, полный привод или какие-тот другие технические характеристики автомобиля. Водитель должен управлять автомобилем в каждый момент и при любом изменении дорожной обстановки.
5. Не совершайте резких маневров, при которых возникает опасность потери контроля над автомобилем. Например, резко увернувшись от ямки на трассе, можно оказаться за её пределами, улетев в кювет. Поэтому всегда будьте бдительны. Особенно при езде по мостам и эстакадам. Лёд на этих участках образуется намного раньше, чем на других, поэтому важно не делать резких ускорений, которые могут привести к заносу автомобиля.
6. На обледенелой трассе не стоит обгонять другие транспортные средства. Особенно, если левые полосы движения загрязнены зимними осадками из снега и льда. Попав в такую колею можно навсегда потерять контроль над автомобилем и уйти в опасный занос. Очень внимательно надо подходить к обгону длинномерных транспортных средств на зимней трассе, так как они создают дополнительные трудности в виде опасных воздушных потоков.
7. Всегда будьте внимательны при движении на подъёмах. Исходя из загрязнённости дороги и крутизны подъёма надо заранее выбирать необходимую скорость. Это важно сделать для того, чтобы не переключаться во время самого движения по подъёму, так как это может вызвать пробуксовку колёс и потерю сцепления автомобиля с дорогой.
8. При движении на спусках не стоит давить на педаль тормоза, а следует применять торможение с помощью двигателя, выбрав пониженную передачу. Это надо сделать заранее, ещё перед самим спуском. Почему это важно? Потому что во время движения по спуску не следует переключать передачи и пользоваться тормозной системой, все эти меры могут спровоцировать потерю контроля над автомобилем.
9. В условиях сниженной видимости: сильного снегопада или метели, важно выделить свой автомобиль в потоке. То есть надо всегда ехать с включенными фарами и противотуманными фонарями. Это позволит не только другим водителям заметить ваш автомобиль, но и более безопасно двигаться вам, получая необходимое освещение дороги. При вынужденных остановках не стоит забывать об аварийной световой сигнализации.
10. Будьте внимательны к пешеходам. На скользкой или заснеженной дороге человек, идущий по пешеходному переходу может внезапно поскользнуться и упасть. Важно быть готовым к такой экстремальной ситуации. Поэтому надо всегда снижать скорость при приближении к пешеходным переходам, детским учреждениям и другим потенциально опасным участкам.
Каждое из этих правил является важным само по себе, так как в них заложены основы безопасного движения в зимних условиях. Этими несложными правилами не стоит пренебрегать ни новичку, ни опытному автолюбителю. Всем водителям можно пожелать безопасной езды и счастливого пути!
10 советов безопасного управления автомобилем зимой
Современные автомобили провоцируют полностью расслабиться и опереться на надежное плечо электронных помощников. Однако ни самая современная электроника, ни хорошие шины, ни полный привод, который порой кажется всемогущим, не обеспечивают стопроцентной безопасности и не избавляют водителя от ответственности. Поэтому за рулем следует сохранять предельную концентрацию — особенно в зимнее время, когда асфальт в городе покрыт снежной кашей и скользкой реагентной пленкой, а загородные дороги припорошены снегом.
Ниже — десять правил, соблюдение которых сделает ваше вождение зимой максимально безопасным.
1. Не стоит забывать о на первый взгляд очевидных вещах, которыми, увы, пренебрегает большинство водителей. Руление в зимний период — только плавное, нежное, деликатное, лед под колесами не простит вам резкого обращения с баранкой. Объемной теплой одежде, обуви на толстой подошве и мягким подстилкам на сиденье «для тепла» — однозначное нет.
2. Чтобы избежать пробуксовки при трогании с места на скользком покрытии, нужно крайне уважительно обращаться с педалью газа, не топтать ее в пол — и строго следить за углом поворота колес: они должны стоять строго прямо.
3. Зимой на дороге хороший водитель должен постоянно на шаг опережать события и учиться видеть не только происходящее перед собственным капотом, но и на несколько машин вперед (помним об увеличенной дистанции и ограниченной свободе маневра). Основа «правильного» водительского зрения — смотреть не туда, куда едешь, а туда, где хочешь оказаться: не на вход в поворот, а на выход из него, не на само препятствие, а на его объезд.
4. Как понять, какое покрытие под колесами, и спрогнозировать поведение машины? Можно на пустом отрезке дороги (чтобы не напугать других водителей) несколько раз коротко и уверенно нажать на педаль тормоза. Юз шин на автомобиле без АБС или вибрация педали на машине с антиблокировочной системой предупредят вас о том, что под колесами скользкое покрытие.
5. Если автомобиль ушел в занос, ни в коем случае нельзя резко бросать педаль газа или лихорадочно жать на тормоз. Чтобы побороть скольжение, следует быстро повернуть руль в сторону заноса и сразу же вернуть его в исходное положение.
6. На ледовом покрытии старайтесь направлять колеса туда, где сцепление с дорогой потенциально максимальное в данных условиях. Асфальтовые проплешины, снежные островки, старый шершавый лед позволяют шинам лучше цепляться за дорогу и стабилизировать автомобиль в начальной фазе скольжений.
7. В снежной каше лучше придерживаться проторенной «первопроходцами» дороги. Если же это по каким-то причинам невозможно, рулить надо резкими короткими движениями и крепко держаться за баранку, чтобы не давать автомобилю «гулять». А лучший способ проехать по глубокой колее — это двигаться, прижавшись колесом к ее краю.
8. Любые, даже самые полезные навыки, освоенные исключительно в теории, ничем не помогут вам в экстренной ситуации. Поэтому все движения надо отработать до автоматизма. Лучше потренироваться где-нибудь на безлюдной площадке за городом или взять несколько уроков в школе контраварийного вождения. Чтобы эффективно бороться со скольжениями, нужно научиться их не бояться — а этого возможно добиться только практикой.
9. Не забывайте о подготовке автомобиля к зиме. Помимо желательной обработки «автохимией» кузова, дверных уплотнитетелей и петель, будет нелишней замена салонного фильтра: в противном случае из-за плохой циркуляции воздуха стекла быстро запотеют. А с изношенными щетками стеклоочистителя на зимнюю дорогу лучше и не выезжать.
10. И, наконец, немаловажная составляющая безопасной езды зимой — зимние шины. Шипованные или фрикционные — выбирайте по своему вкусу и своим потребностям, но помните о некоторых особенностях: фрикционные покрышки менее шумные и чаще лучше ведут себя на мокром асфальте и снегу, зато шипованные позволяют чувствовать себя уверенно на льду. Впрочем, в сильный мороз фрикционные шины получают преимущество за счет более эластичного протектора, в то время как шипы не могут уцепиться за затвердевший лед и пасуют в снегу. Вдобавок стоит внимательно следить за остаточной глубиной протектора: если для летних шин достаточно 1,6 мм, то для зимних покрышек лучше оставлять не менее 4 мм. Однако помните, что состояние протектора не стопроцентный залог успеха: резина имеет свойство стареть и становиться менее эластичной, потому совсем уж старые покрышки следует заменить на новые.
Зимнее вождение автомобиля – советы от автоинструктора
Никому не секрет, что поведение машины летом будет кардинально отличаться от зимнего вождения автомобиля. Есть много причин для этого, которые мы разберем сегодня. Кроме этого, дадим основные уроки езды зимой. Разберём все возможные ситуации на зимней дороге.
Данные рекомендации будут полезными тем, у кого это первая зима, особенно, если вы начинаете первый раз ездить при минусовой температуре. Если не было практики вождения летом и осенью, то эти уроки будут полезными для вас.
Подготовка к зимнему периоду
Покрышки
Как бы это банально не звучало, но ездить зимой нужно только на зимней резине. Потому что состав зимней покрышки сильно отличается от летнего типа. При плюс пять на улице, она «дубеет». То есть, теряется эластичность покрышки. При минусовой температуре, летняя покрышка становится пластмассовой. Так вы почувствуете себя «коровой на льду».
Химический состав зимней резины подобран так, что при низких температурах она остается эластичной. Это дает возможность не терять контроль над автомобилем, вождение зимой становиться безопасным.
Всесезонка – как много надежд на неё возлагают автомобилисты. Но как невозможно «съесть рыбку и не потолстеть», так невозможно найти идеальный баланс в химическом составе резинового покрытия покрышки. Она не будет одинаково хорошо работать в жару и при минусовых температурах. Тем более, такой тип колес быстрее изнашивается. Поэтому, для зимнего вождения глубины протектора может не хватить.
Не стоит экономить на своей безопасности. Устанавливайте на свой автомобиль покрышки по сезону. Летом – летние, для езды зимой – зимние колеса.
Обувь
Это тоже покажется странным, но обувь для безопасного зимнего вождения играет немаловажную роль. Так какие ботинки нужны?
- Вам должно быть в них комфортно управлять машиной зимой.
- Они не должны скользить по педалям и полу.
- Несильно толстая подошва.
- Надежный каблук.
Зимняя обувь не должна вызывать дискомфорт во время управления автомобилем. Это касается не только зимнего вождения, но и езду летом. Чем удобнее ботинки, тем выше реакция при работе с педалями.
Подбирая обувь для вождения зимой, стоит помнить – она не должна скользить по педалям. При нажатии на тормоз, нога может соскочить с него и тогда ДТП не избежать.
Рекомендуется покупать ботинки с мягкой подошвой, чтобы она не «дубела» при минусовых температурах. Теряя эластичность, возрастает шанс соскальзывания ноги с педалей.
Совет от автоинструкторов. Даже если у вас очень большой протектор и мягкая подошва, то рекомендуется в снежную погоду струшивать снег с обуви перед посадкой в салон. Перед нажатием на педали, нужно тщательно вытереть подошву об коврик. Потому что снег и грязь может остаться на обуви, а на педалях может остаться влага после последней поездки. Всё это в куче приведет к соскальзыванию ноги в самый ответственный момент.
Толстая подошва приведет к тому, что вы плохо будете чувствовать педаль. Из-за этого не сможете контролировать степень нажатия на неё. Это может привести к чрезмерному «газу» или торможению в самый неудачный момент. Как следствие – занос или разворот.
Надежный каблук нужен для хорошей фиксации пятки на полу. Если пятка будет висеть в воздухе, то нога будет скользить по педали. Точного нажатия тоже не будет. Это увеличивает время реакции на дорожную ситуацию. Кроме этого, быстро устанут ноги.
Помните, если у вас огромные зимние ботинки, то есть шанс случайно нажать одновременно на две педали. Также можно перепутать газ с тормозом.
Чтобы не замерзли замки и двери
Особенностью зимней эксплуатации автомобиля – примерзание резиновых уплотнителей дверей. Бывает, что утром невозможно открыть замок двери. Я не раз был свидетелем, как водители зимой забирались в салон через пассажирскую дверь. А всё потому, что открылась только одна из четырех, другие замерзли.
Этот случай касается, когда машина храниться на улице. Перепад температур, мороз и автомобиль не открыть.
Можно дождаться весны и всё оттает. Или залезть в салон, каким-то образом и прогреть машину изнутри. Тогда всё откроется. Но это не вариант, нужно готовиться к зимнему периоду заранее.
Для предотвращения примерзания, используют силиконовую смазку. Ей обрабатывают резиновые уплотнители дверей. Её заливают в замочные скважины. Чтобы силикон точно попал в замок, лучше облить ключ и им смазать замок. Достаточно несколько раз вставить, вытащить и повернуть его в замочной скважине двери.
Так же обрабатывают щётки дворников. Они покрываются жирной пленкой, отталкивающей воду. Так они не примерзнут к лобовому стеклу.
Важно. Нельзя поднимать дворники, как это делали наши деды. Так растягиваются пружины, которые прижимают щётки к стеклу. Находясь всю ночь в натянутом положении, они теряют упругость. В результате не могут эффективно прижимать стеклоочистители к «лобовику».
Начинаем движение на скользкой дороге
В независимости от дорожного покрытия: снег, снежная каша или лёд, – зимой трогаться нужно плавно, в натяг. Так вы не дадите ведущим колёсам буксовать. Чем дольше вы буксуете, тем сильнее зарывается машина.
Если колеса пробуксовывают, нужно выжать сцепление. Легким нажатием на газ, поднять обороты двигателя и зафиксировать ногу в таком положении. Плавно отпускаем сцепление до момента его схватывания. Чуть-чуть добавляем газу и приподнимаем ногу на сцеплении. Автомобиль должен начать движение.
Если его колеса не могут преодолеть снежную преграду перед ними, то чуть больше отпускаем педаль сцепления. При необходимости слегка добавляем газу. Играя этими двумя педалями, вытаскиваем машину из снежного плена.
Рекомендуется при гололеде или глубоком снеге начинать движение со второй передачи. Так меньше будет крутящего момента передаваться на ведущие колеса. И проще контролировать пробуксовку.
Как безопасно проезжать перекрестки зимой
Обычно на перекрестках лежит укатанный снег. Это самое скользкое место на дороге, так как многие на нём тормозят, буксуют, утрамбовывая снежную кашу. На этом участке нужно быть предельно внимательным.
Подъезжая к перекресткам в гололед нельзя снижать скорость автомобиля педалью тормоза. Во время зимней поездки шанс заблокировать колеса при торможении выше, чем летом. Даже незначительное нажатие на тормоз может вызвать блокировку передних колес.
Если колеса заблокировались, то их вращение никак не повлияет на траекторию движения машины. Особенно это опасно на перекрестках. Можно выехать на его середину, где оживленное движение. А это чревато ДТП.
Чтобы избежать этого и эффективно замедлиться, забудьте о педали тормоза. Тормозить нужно двигателем. Автоматические коробки передач тоже умеют это делать. Подъезжая к перекрестку нужно:
- Заблаговременно снизить скорость. В отличие от летнего периода, при вождении зимой интервал торможения нужно увеличивать в два раза. То есть, если летом замедлялись за 2 секунды до перекрестка, то зимой – за 4-5 секунд.
- Плавно отпускаем педаль газа, не выключая передачу. Вы начинаете тормозить двигателем.
- Подъезжая к стоп-линии перекрестка, слегка нажимаем тормоз. Нажатия должны быть плавными. Педаль сильно жать нельзя, усилие должно быть в два раза меньше, чем летом. Передачу не выключаем, сцепление не выжимаем.
- Снизив значительно скорость, можно выключить передачу и окончательно нажать педаль тормоза. Автомобиль должен полностью остановиться.
Рекомендуется прерывистое использование педали тормоза, имитируя работу АБС. То есть, слегка нажали на педаль до момента схватывания колодок и отпустили её. Затем вновь повторили нажатие. И так несколько раз пока машине не замедлиться.
Как поворачивать в гололёд
Здесь принцип такой же, как и при проезде перекрестков. Только полностью останавливаться не нужно. Поступаем также, тормозим двигателем, не трогаем педаль тормоза.
Подъехав к повороту, плавно поворачиваем руль. В этот момент нельзя жать на тормоз. Колеса могут заблокироваться, и машина поедет своей дорогой, куда вам не нужно.
Важно рассчитать скорость, с которой вы должны подъехать к повороту, чтобы не использовать тормоз во время маневра. Заблаговременно снижаем скорость, используя коробку передач и мотор. При необходимости используем прерывистое торможение педалью. Но только до поворота.
Пройдя половину траектории поворота, нежно нажимаем на газ. Выходя из поворота, плавно возвращаем руль в нулевое положение.
Важно знать. При езде на автомобиле зимой нужно избегать резких движений рулем и сильных нажатий на педали. Это касается как газа, так и тормоза. При обгонах и опережениях на трассе, используем это же правило.
Подведем итог
При вождении автомобиля по зимней дороге соблюдаем такие правила:
- Сокращаем среднюю скорость. Она должна быть в 2-2,5 раза меньше, чем в летний период.
- Увеличиваем дистанцию до впереди едущей машины в 1,5-2 раза. Так вы сможете вовремя среагировать, если спереди будет аварийная ситуация.
- Стараемся тормозить двигателем, забываем о педали тормоза. При необходимости переключаемся на пониженные передачи при снижении скорости. Особенно это важно для начинающих, у которых это первая зима.
- Никаких резких движений рулём при поворотах и обгонах. Всё делаем плавно. Это касается и педалей. Не важно, управляете зимой авто на автомате или механике.
- Вы и транспортное средство должны быть подготовленными к особенностям зимнего вождения – резина, обувь и т.д.
Помните, машина на зимней дороге ведёт себя абсолютно не так, как в теплое время года. Большинство ваших летних навыков не пригодится, нужно вовремя перестроиться, чтобы безопасно управлять машиной в зимних условиях.
Видео, как водить автомобиль в городе в зимних условиях:
Источник https://www.drive2.ru/b/491237057352434010/
Источник https://autoreview.ru/special/10-sovetov-zimoy
Источник https://avtoyoutube.ru/zimnee-vozhdenie-avtomobilya.php