Конструктивная и эксплуатационная безопасность транспортных средств

БЕЗОПАСНОСТЬ АВТОМОБИЛЕЙ И ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

Безопасность автомобилей и транспортных средств состоит из комплекса конструктивных и эксплуатационных свойств, которые обеспечивают уменьшение вероятности возникновения ДТП, и не только. Одной из главных задач обеспечения безопасности транспортных средств является уменьшение отрицательного влияния на окружающую среду и снижение тяжести последствий.

Безопасность транспортных средств бывает нескольких видов:

1) Активная безопасность;

2) Пассивная безопасность;

3) Послеаварийная безопасность;

4) Экологическая безопасность;

Все страны-производители автомобилей обязаны разрабатывать документы и законодательные акты, которые регулируют отношения различных элементов безопасности автомобилей и транспортных средств.

Существующая Европейская Экономическая Комиссия Организации Объединенных Наций создала специальный комитет, который отвечает за урегулирование вопроса безопасности транспортных средств и автомобилей на международном уровне. В 1958 году был подписано и принято соглашение о принятии единообразных условий официального утверждения. В соответствии с этим соглашением, страны участники обязаны:

1) Разрабатывать и принимать единые рекомендации по требованиям к параметрам транспортных средств и узлам установленных на автомобиле, а также методики по испытанию безопасности транспортных средств.

2) В соответствии с установленным порядком, проводить испытания и проверки узлов, и агрегатов на автомобиле по соответствующей принятой методике, на соответствие нормативным требованиям.

3) По результатам испытаний присваивать утвержденные знаки официального утверждения (знак официального утверждения наносится на агрегаты и узлы автомобиля). Знак содержит информацию о стране, где производилось испытание, номер официального документа проведенного испытания, номер правил ЕЭК ООН.

ЧТО ТАКОЕ АКТИВНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ АВТОМОБИЛЯ ИЛИ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА?

Активная безопасность транспортного средства это свойства автомобиля или транспортного средства, которые используются для снижения вероятности возникновения ДТП (дорожно-транспортного происшествия).

Для обеспечения активной безопасности транспортное средство наделено несколькими свойствами, которые помогают водителю управлять автомобилем безопасно (разгоняться, тормозить, маневрировать без особых усилий).

Свойства активной безопасности:

— тяговые свойства автомобиля;

— тормозные свойства автомобиля;

Совокупность тяговых и тормозных свойств автомобиля называют динамическими свойствами автомобиля (динамичность автомобиля).

ЧТО ТАКОЕ ПАССИВНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ АВТОМОБИЛЯ ИЛИ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА?

Пассивная безопасность транспортного средства это свойства автомобиля или транспортного средства, которые используются для снижения тяжести последствий ДТП.

Пассивная безопасность бывает внешней и внутренней.

Требования, предъявляемые к внешней пассивной безопасности автомобиля:

1) Конструктивное выполнения сборки корпуса автомобиля и его составных частей таким образом, чтобы при возникновении ДТП вероятность повреждения человека свести к минимуму.

2) Выполнение внешних элементов конструкции автомобиля в соответствии с правилами пассивной безопасности, например: травмобезопасный бампер, утопленные ручки дверей, безопасная форма профиля капота автомобиля, уменьшение количества захватывающих элементов автомобиля до минимума, применение пластмассовых частей.

Требования, предъявляемые к внутренней пассивной безопасности автомобиля:

1) Создать условия, при которых человек спокойно может выдержать значительные перегрузки в движении.

2) Максимально исключить травмоопасные элементы в салоне автомобиля.

Анализ ДТП показал, что основное большинство погибших во время столкновения транспортных средств приходится на людей, сидящих на передних сиденьях. Поэтому при обеспечении безопасности внутри салона автомобиля основное внимание уделяется переднему пассажиру и водителю.

Для сохранения зоны жизнеобеспечения конструкция и жесткость кузова выполняются таким образом, чтобы деформация салона была минимальной.

Для обеспечения внутренней безопасности принимаются следующие меры:

Возможность перемещения рулевого колеса и рулевой колонки с поглощением удара с равномерным распределением по поверхности груди водителя.

Надежность замков дверей для исключения возможности выпадения пассажиров.

Наличие удерживающих и защитных средств (ремни безопасности, подголовники, воздушные подушки).

Отсутствие травмоопасных элементов в салоне.

Установка травмобезопасных стекол.

ЧТО ТАКОЕ ПОСЛЕАВАРИЙНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ АВТОМОБИЛЯ?

Послеаварийная безопасность автомобиля или транспортного средства — это свойства конструкции автомобиля не препятствовать эвакуации пассажиров и водителя, обеспечивая наименьшую травмоопасность.

Читать статью  ГОСТ 34350-2017 Техника пожарная. Основные пожарные автомобили. Общие технические требования. Методы испытаний - смотреть государственные стандарты в реестре

Послеаварийная безопасность состоит из:

1) Противопожарные мероприятия;

2) Эвакуация людей;

3) Аварийная сигнализация.

Наиболее страшным и тяжелым последствием ДТП является возгорание автомобиля. Возгорание происходит обычно при тяжелых ДТП. Возгорание автомобиля вызывает полное разрушение автомобиля и увеличивает вероятность гибели людей при невозможности их эвакуации.

Поэтому при конструировании транспортного средства придерживаются следующих правил:

1) Бак располагается дальше от двигателя, сзади;

2) Устанавливают автоматическое отключение источника элктричества при ДТП;

3) Обеспечивают пожаробезопасность топливных баков и топливопроводов;

4) Устанавливают устройства для аварийной эвакуации людей из автомобиля после ДТП;

5) Установка огнетушителей.

ЧТО ТАКОЕ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ АВТОМОБИЛЯ?

Экологическая безопасность автомобиля – это свойство снижать степень вредного влияния на окружающую среду.

Экологическая безопасность автомобиля состоит из следующих принципиальных частей:

Конструктивная и эксплуатационная безопасность транспортных средств

С учетом опыта экономически развитых стран Европы и разработок Европейской экономической комиссии Организации Объединенных Наций (ЕЭК ООН) в последние годы в Республике Беларусь создана нормативная и законодательно-правовая база государственного регулирования для повышения конструктивной безопасности транспортных средств. Она должна обеспечивать взаимодействие стандартизации в процессе проектирования и постановки продукции на производство, а также сертификации произведенной продукции и единство измерений на всех этапах жизненного цикла транспортного средства. При этом установлены обязательные требования к транспортным средствам, предъявляемые на стадии их проектирования, изготовления, поставки потребителям и допуска к эксплуатации, а также сформирован механизм реализации этих требований в виде системы сертификации транспортных средств.

Основные требования по конструктивной безопасности регламентированы рядом Правил ЕЭК ООН, принятых в Республике Беларусь в качестве национальных стандартов. При этом предусмотрена сертификация колесных транспортных средств при изготовлении и ввозе на территорию нашей страны. Сертификация транспортных средств стимулирует отечественных производителей к производству продукции, соответствующей по требованиям безопасности мировым стандартам. В то же время она обязывает поставщиков транспортных средств осуществлять ввоз только продукции, имеющей надлежащее качество и эксплуатационные свойства.

К основным факторам, влияющим на техническое состояние транспортных средств, которые находятся в эксплуатации, кроме естественных процессов старения и износа деталей относятся:

  • совершенство конструкции изделий и качество их изготовления
  • качество применяемых эксплуатационных материалов
  • объективные условия эксплуатации (состояние автомобильных дорог, подъездных путей, наличие внешнего воздействия на транспортные средства природно-климатических условий, агрессивных сред и т.п.)
  • субъективные условия эксплуатации (качество и навыки вождения, применяемая система технического обслуживания, ремонта и хранения)

В связи с влиянием в процессе эксплуатации указанных объективных и субъективных факторов возникает необходимость установления ряда предельных показателей, при достижении которых транспортное средство следует считать неисправным по условиям безопасности движения.

Кроме того, необходимо установить ряд требований, согласно которым можно осуществлять выходной контроль транспортных средств после выполнения ремонтных и профилактических воздействий.

В целях решения указанных задач во многих странах действуют специальные стандарты, регламентирующие требования по условиям безопасности движения к транспортным средствам, находящимся в эксплуатации. В Республике Беларусь таким стандартом является СТБ 1641-2006, в странах Евросоюза — Директива ЕС 96/96, в России — ГОСТ 51709.

Эксплуатационная безопасность транспортных средств

Характеристики отдельных элементов и транспортного средства в целом в процессе использования автомобиля могут снижаться и оказываться в области, когда у водителя снижается (теряется) способность предотвратить

ДТП, а специальные конструктивные элементы автомобиля не снижают тяжести последствий ДТП.

Поэтому значения параметров технического состояния автомобиля, влияющих на БДД, в процессе эксплуатации ТС не должны выходить за безопасные пределы.

В ряде Правил ЕЭК ООН и соответствующих нормативных предписаниях в Российской Федерации (ГОСТы, ПДД, технические регламенты) приводятся допустимые пределы изменений отдельных свойств (параметров) автомобиля в процессе эксплуатации, но наиболее комплексным документом, регламентирующим эксплуатационную безопасность ТС, является ГОСТ Р 51709—2001 «Автомобильные средства. Требования безопасности к техническому состоянию и методы проверки».

Читать статью  Краш-тесты Euro NCAP: Octavia, Tesla, Taycan и другие — Авторевю

Указанным нормативом регламентируются требования к техническому состоянию:

  • — тормозного управления;
  • — рулевого управления;
  • — внешних световых приборов и светоотражающей маркировки;
  • — стеклоочистителей и стеклоомывателей;
  • — шин и колес;
  • — двигателя и его систем;
  • — прочих элементов конструкции (в том числе требования к зеркалам заднего вида, ветровым стеклам, звуковым сигналам, буксирным устройствам, ремням безопасности и другим частям автомобиля).

Рассмотрим подробнее основные требования к техническому состоянию тормозных систем. Проверка тормозных систем в условиях эксплуатации автомобиля может осуществляться с использованием тормозных (роликовых) стендов или при проведении испытаний в дорожных условиях.

Рабочая тормозная система оценивается по показателям эффективности торможения и устойчивости АТС при торможении, а запасная, стояночная и вспомогательная тормозные системы — по показателям эффективности торможения согласно табл. 2.3 и 2.4.

Рабочая тормозная система АТС должна обеспечивать выполнение нормативов эффективности торможения на стендах согласи о табл. 2.5 либо в дорожных условиях по табл. 2.6 или 2.7. Начальная скорость торможения при проверках в дорожных условиях — 40 км/ч. Масса АТС при проверках не должна превышать разрешенной максимальной.

В дорожных условиях при торможении рабочей тормозной системой с начальной скоростью торможения 40 км/ч АТС не должно ни одной своей частью выходить из нормативного коридора движения шириной 3 м. Примечание : знак «+» означает, что соответствующий показатель должен использоваться при оценке эффективности торможения или устойчивости АТС при торможении, знак «-» — не должен использоваться.

При проверках на стендах допускается относительная разность тормозных сил колес оси (в процентах от наибольшего значения) для осей АТС с дисковыми колесными тормозными механизмами не более 20 %, а для осей с барабанными колесными тормозными механизмами — не более 25 %. Для АТС категории М, до окончания периода приработки допускается применение нормативов, установленных изготовителем в эксплуатационной документации.

Стояночная тормозная система считается работоспособной в том случае, если при приведении ее в действие достигается:

— для АТС с технически допустимой максимальной массой: или значение удельной тормозной силы не менее 0,16;

или неподвижное состояние АТС на опорной поверхности с уклоном (16±1)%;

— для АТС в снаряженном состоянии: или расчетная удельная тормозная сила, равная меньшему из двух значений: 0,15 отношения технически допустимой максимальной массы к массе АТС при проверке или 0,6 отношения снаряженной массы, приходящейся на ось (оси), на которые воздействует стояночная тормозная система, к снаряженной массе.

Использование показателей эффективности торможения и устойчивости АТС при торможении при проверках на роликовых стендах

без АБС или с АБС с порогом отключения выше скорости стенда

с АБС с порогом отключения ниже скорости стенда

Устойчивость АТС при тооможении

Устойчивость АТС при торможении

Удельная тормозная сила

Относительная разность тормозных сил колес оси

Блокирование колес АТС на роликах или автоматическое отключение стенда вследствие

проскальзывания колес по роликам

Усилие, прикладываемое к органу управления стояночной тормозной системы для приведения ее в действие, не должно превышать:

— в случае ручного органа управления: 392 Н — для АТС категории Мц 589 Н — для АТС остальных категорий.

Вспомогательная тормозная система, за исключением моторного замедлителя, при проверках в дорожных условиях в диапазоне скоростей 25.

35 км/ч должна обеспечивать установившееся замедление не менее 0,5 м/с 2 — для АТС разрешенной максимальной массы и 0,8 м/с 2 — для АТС в снаряженном состоянии с учетом массы водителя.

Использование показателей эффективности торможения и устойчивости АТС при торможении при проверках в дорожных условиях

Читать статью  Пассивная безопасность автомобиля: элементы и принцип работы

Устойчивость АТС при торможении

Устойчивость АТС при торможении

Установившее ся замедление

Уклон дороги, на котором АТС

Прямолинейн ость движения АТС при торможении

Нормативы эффективности торможения АТС при помощи рабочей тормозной

системы при проверках на роликовых стендах

Усилие на органе управления РП

Удельная тормозная сила ут, не менее

Пассажирские и грузопассажирские автомобили

Прицепы с двумя и более осями

Прицепы с центральной осью и полуприцепы

Нормативы эффективности торможения АТС при помощи рабочей тормозной системы в дорожных условиях с использованием прибора для проверки

Усилие на органе управления РП

Тормозной путь АТС ST, м, не более

Пассажирские и грузопассажирские автомобили

Легковые автомобили с прицепом без тормозов

Нормативы эффективности торможения АТС при помощи рабочей тормозной

системы в дорожных условиях с регистрацией параметров торможения

Усилие на органе управления Рп Н

jycx, м/с 2 , не менее

Время срабатывания тормозной системы тср, с, не более

Пассажирские и грузопассажирские автомобили

Легковые автомобили с прицепом без тормозов

Нормативы эффективности торможения АТС при помощи запасной тормозной

системы при проверках на стендах

Усилие на органе управления Pn, Н

Удельная тормозная сила ут, не менее

Пассажирские и грузопассажирские автомобили

Нормативы эффективности торможения АТС при помощи запасной тормозной системы в дорожных условиях с использованием прибора для проверки

Усилие на органе управления Рп, Н

Тормозной путь АТС ST, м, не более

Пассажирские и грузопассажирские автомобили

Запасная тормозная система, снабженная независимым от других тормозных систем органом управления, должна обеспечивать соответствие нормативам показателей эффективности торможения АТС на стенде согласно табл. 2.8 либо в дорожных условиях — согласно табл. 2.9 или 2.10. Начальная скорость торможения при проверках в дорожных условиях — 40 км/ч.

Расчет показателей эффективности торможения и устойчивости АТС при торможении в условиях стендовых испытаний производится следующим образом.

Удельную тормозную силу ут рассчитывают по результатам проверок тормозных сил Рт на колесах АТС раздельно для тягача и прицепа (полуприцепа) по формуле:

где Ц Рт — сумма тормозных сил Рт на колесах тягача или прицепа (полуприцепа), Н; т — масса тягача или прицепа (полуприцепа) при выполнении проверки, равная частному от деления суммы всех реакций опорной поверхности на колеса АТС в неподвижном состоянии на ускорение свободного падения, кг; g — ускорение свободного падения, м/с 2 .

Относительную разность F, %, тормозных сил колес оси рассчитывают для каждой оси АТС по результатам проверки тормозных сил Рт на колесах по формуле

где Рт.пр, Ртлев» тормозные силы на правом и левом колесах проверяемой оси АТС, измеренные одновременно в момент достижения максимального значения тормозной силы первым из этих колес, Н; Рттах — наибольшая из указанных тормозных сил.

При проведении дорожных испытаний допускается вычисление тормозного пути ST, м, для начальной скорости торможения г0по результатам проверок показателей замедления АТС при торможении по формуле

где г0— начальная скорость торможения АТС, км/ч; тс— время запаздывания тормозной системы, с;тн — время нарастания замедления, с; jyCT — установившееся замедление, м/с 2 .

Нормативы эффективности торможения АТС при помощи запасной тормозной системы при проверках в дорожных условиях с регистрацией параметров

Источник https://www.autoezda.com/ekspluation/849bezopasnostautomobileu.html

Источник https://ustroistvo-avtomobilya.ru/teoriya/konstruktivnaya-i-e-kspluatatsionnaya-bezopasnost-transportny-h-sredstv/

Источник https://studref.com/521427/tehnika/ekspluatatsionnaya_bezopasnost_transportnyh_sredstv

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: