Пожарная безопасность при заправке автомобиля топливом

III. Требования пожарной безопасности

на пунктах заправки горючим

13. Для предупреждения возникновения пожара на пунктах заправки горючим категорически запрещается:

устанавливать заправляемые машины на расстоянии ближе 2 м от заправочной колонки;

двигаться на машинах со скоростью более 5 км/ч;

заправлять технику с работающими двигателями, а также с личным составом в кузове;

производить регулировочные работы, ремонтировать машины, подавать звуковые и световые сигналы;

курить, применять открытый огонь, фонари и светильники во взрывонезащищенном исполнении;

наливать горючее в резервуар свободно падающей струей;

сливать горючее из автоцистерн, эксплуатировать резервуары, заправочные колонки и трубопроводы без их заземления;

эксплуатировать пункт заправки, не оборудованный молниезащитой;

запускать двигатель машины до удаления с ее поверхности пролитого горючего;

Правила пожарной безопасности на территории АЗС

Правила пожарной безопасности на территории АЗС

Пожарная безопасность

Территория АЗС относится к взрывоопасным зонам, для которых установлены особые правила пожарной безопасности. В соответствии с ними подбирается технологическое оборудование, а также обустраивается сама заправочная станция.

Правила и нормативы

Требования пожарной безопасности к АЗС изложены в разделе XVII Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации № 1479 от 16.09.2020 года.

Работа АЗС

Согласно этому документу, руководители станций на время работы объекта и проведения на нем ремонтных работ должны принять меры:

  • при заполнении резервуаров заполнять их не более чем на 95% исключительно закрытым способом;
  • отвод паров нефтепродуктов осуществлять через деаэрационные трубопроводы резервуаров, а также через клапаны топливоцистерн;
  • не перекрывать деаэрационные трубопроводы резервуаров для хранения топлива во время операций заполнения и слива;
  • соблюдать требования к оборудованию АЗС и использовать на территории станции технологические установки для работы с пожароопасными углеводородными материалами;
  • сервисное обслуживание и ремонтные работы проводить только при концентрации паров нефтепродуктов не более 20% нижней границы распространения огня с постоянным контролем газовоздушной среды.

Средства огнетушения на АЗС

Организация работы на автозаправочных станциях осуществляется также согласно следующим документам:

  • Федеральному закону № 69-ФЗ от 21.12.1994 г. «О пожарной безопасности» (ст. 37, 38). Определяется участие и ответственность руководителей пожароопасных предприятий при создании комплексных мер защиты от возгораний;
  • Федеральному закону № 123-ФЗ от 22.07.2008 г. «Технический регламент о требованиях ПБ» (ст. 71). Определяется расстояние от наружных стен объектов на территории АЗС, наземных частей подземных резервуаров, стенок очистных сооружений, площадок стоянки автотранспорта до границ соседних объектов;
  • своду правил СП 156.13130.2014, в котором изложены детальные нормативы для автозаправочных станций.

Требования к территории

Общие требования пожарной безопасности на АЗС предполагают соблюдение норм к постройке зданий, ограждению территории, высадке растений, а также использованию дополнительного оборудования. На месте размещения автозаправочной станции должны быть:

  • одноэтажные или двухэтажные здания площадью до 150 м 2 без складских помещений для легковоспламеняющихся материалов;
  • автоматические установки пожаротушения;
  • установки автоматической пожарной сигнализации.

Установка пожарной сигнализации

Особое внимание уделяется эвакуации — безопасные выходы направляют в противоположную сторону от площадки для автоцистерн, ТРК и резервуаров с нефтепродуктами.

Расстояния от заправок до различных объектов определяются по таблице 15 в ФЗ № 123:

Взрывоопасные зоны на АЗС должны содержаться в чистоте. На их территории не должно быть травы. При общей планировке станции допустима закладка зеленых насаждений, но только на определенном расстоянии от резервуаров (согласно таблице). Обязательное условие – освещение территории в темное время суток.

Озеленение АЗС

Для сбора мусора и обтирочного материала используются металлические ящики с крышкой искробезопасного исполнения. Для сбора песка с пропиткой нефтепродуктами применяют ящики вне территории станции. Маршруты въезда и выезда прокладываются без их пересечения друг с другом.

Территория должна быть ограждена продуваемыми заборами из негорючих материалов. Отдельно предусматривают площадку для цистерн с отбортовкой 15 см. От этого места прокладывают трубопровод, который при разгерметизации АЦ принимает нефтепродукты, поступающие самотеком в подземную емкость. Объем внутреннего резервуара должен быть не менее 1,1 от объема автоцистерны. Расстояние от конца сбросового трубопровода до дна подземной емкости – до 10 см. Въезд и выезд АЦ на площадку оборудуют пандусом.

Запреты на АЗС

На территории АЗС предусмотрены места для курения. Как правило, их отводят в зданиях и помещениях комплекса сервисного обслуживания. Обязательное условие – наличие схем эвакуации и размещения средств пожаротушения и сигнализации.

Для обогрева объектов АЗС используют установки и устройства водяного (парового) отопления и бытовые масляные обогреватели. Теплогенерирующие установки и приборы с применением открытого пламени под запретом.

На территории и объектах станции должны быть:

  • знаки ПБ;
  • знаки ограничения скорости до 20 км/ч;
  • таблички остановки мототранспорта: по требованиям ПБ на АЗС они ставятся за 15 м до ТРК;
  • знаки «Обязательная высадка пассажиров»;
  • таблички «Движение транспортных средств с опасными грузами запрещено».

«Движение транспортных средств с опасными грузами запрещено».

Средства пожаротушения на автозаправках

На станциях заправки автотранспорта используют передвижные и ручные воздушно-пенные огнетушители. Их количество определяется общей площадью и вместимостью резервуаров — пена должна полностью покрывать проливы бензина.

Станции, на которые могут заезжать АЦ без донного клапана, оборудуют передвижными ВПО объемом более 100 л. Их количество должно быть не менее 2 шт. для покрытия всей площадки.

Расчет средств пожаротушения для заправочных островков АЗС:

  • до 4 ТРК – 1 воздушно-пенный (10 л) и 1 порошковый (5 л) огнетушитель;
  • на 4-8 ТРК – 2 воздушно-пенных (по 10 л) и 2 порошковых (5 л) огнетушителя.

Средства огнетушения на АЗС

Размещение первичных средств тушения должно быть непосредственно на островках. Если расстояние между такими участками не более 6 м, то возможно использование 1 комплекта на 2 зоны.

На автозаправках для грузовиков, автобусов и крупногабаритной передвижной техники:

  • 2 передвижных порошковых огнетушителя более 50 л каждый;
  • ручные воздушно-пенные баллоны в количестве в зависимости от размещенных ТРК.
Читать статью  7 супернадежных автомобилей, которые не подведут спустя и 20 лет езды

Каждая площадка для АЦ комплектуется двумя передвижными порошковыми огнетушителями объемом от 50 л. Резервуары хранения топлива оснащаются ВПО на 10 л.

Требования к передвижным АЗС

Согласно правилам ПБ, передвижные заправочные станции по технологическому наполнению приравниваются к комплексам с наземными резервуарами:

  • нельзя использовать одновременно одностенные и двустенные емкости;
  • можно не дублировать устройства системы предупреждения перелива при наполнении резервуаров;
  • обязательное обеспечение работоспособности системы контроля за герметичностью межстенного пространства емкостей ПАЗС во время движения и остановки;
  • защита предохранительных мембран резервуаров от повреждения при опрокидывании ПАЗС обязательна;
  • необходима установка дыхательного клапана над резервуаром для проветривания окружающего пространства;
  • верхний срез трубопровода деаэрации емкости должен быть не менее 2,5 м (регламентируется уровнем проезда транспортных средств).

Передвижные АЗС

Размещать ПАЗС внутри населенных пунктов допустимо только на территории стационарных автозаправок при проведении на них регламентных работ без использования открытого огня. При размещении передвижных станций вне населенных пунктов используется специальная площадка, оборудование которой согласовывается с территориальным подразделением ГПС. Общие требования:

Пожарная безопасность на автозаправочной станции

Автозаправочная станция или сокращенно АЗС – для всех людей это привычное и знакомое место, где ежедневно миллионы людей осуществляют заправку своего автомобиля, пьют кофе или останавливаются на перекус в специально предусмотренных комплексах при АЗС. Никто и не задумывается о том, что АЗС это место повышенной опасности. В нашей статье мы хотим рассказать о возможных нештатных ситуациях, которые могут возникнуть при заправке автомобиля и как предостеречь себя от внезапного пожара.

Правила пожарной безопасности

Изложены в разделе XVII «ППР в РФ» о требованиях к автозаправочным станциям:

  • Перед проведением ремонтных работ на технологическом оборудовании – резервуарах, емкостях, трубопроводах, колонках для раздачи ГСМ должна быть проведена очистка от следов нефтепродуктов, их паров, для исключения возникновения возгорания при проведении огневых работ, включая газовую, электрическую сварку металлических конструкций.
  • При проведении ремонтно-восстановительных работ на АЗС ее руководитель, ответственный за ПБ должны обеспечить необходимые противопожарные меры.
  • Запрещается устанавливать технологическое оборудование, предназначенное для работы со взрывопожароопасными углеводородными материалами, не соответствующее используемой на АЗС технологической системе, технико-эксплуатационным, конструкторским документам.
  • При заполнении наземных, подземных резервуаров жидкими нефтепродуктами запрещено использовать больше 95% их внутреннего объема хранения, при этом работы по наполнению должны производиться исключительно закрытым способом.
  • Запрещено перекрывать деаэрационные трубопроводы резервуаров хранения моторного топлива при операциях слива-налива.
  • Выходы паров нефтепродуктов в атмосферу должны осуществляться только через деаэрационные трубопроводы резервуаров хранения ГСМ или дыхательные клапаны цистерн автотранспорта, перевозящих топливо.
  • Работы по техническому сервису, ремонту внутри резервуаров допускается производить только в тех случаях, когда концентрация паров нефтепродуктов составляет не больше 20% нижней концентрации предела распространения огня; проводя непрерывный контроль газовоздушной среды.

В период заправки автотранспорта необходимо соблюдать такие требования:

  • Мотоциклы, мопеды подаются к колонкам, раздающим топливо, с заглушенными двигателями, останавливаемыми и запускаемыми не ближе 15 м от колонок; автомашины – собственным ходом.
  • Следует соблюдать расстояние не меньше 1 м между стоящими в очереди к топливораздаточной колонке автомобилями, чтобы обеспечить им возможность маневра, выезда с территории АЗС в случае возникновения пожара, аварийной ситуации.
  • Проливы нефтепродуктов следует засыпать песком, удалять специальными адсорбирующими веществами, удаляя их, а также обтирочные материалы, загрязненные ГСМ, в плотно закрывающиеся ящики из металла, вывозя их с территории по окончании рабочих смен.
  • Заправлять любой автотранспорт с не заглушенным двигателем.
  • Движение автотранспорта над подземными резервуарами, кроме случаев, предусмотренных технико-эксплуатационным регламентом.
  • Сливо-наливные работы на резервуарах хранения, заправка автотранспорта как в период грозы, так и при ее приближении.
  • Допускать к работе дежурный персонал, сотрудников подрядных организаций в спецодежде, загрязненной ГСМ; обуви, способной вызвать искры.
  • Заправку грузовых автомашин, любой специальной техники с пассажирами в кабинах.
  • Заправлять автотранспорт, перевозящий различные виды опасных грузов – от сжатых, сжиженных горючих газов, ЛВЖ до взрывчатых, ядовитых веществ, радиоактивных материалов, который необходимо заправлять на специальных АЗС.
  • Въезд на территорию тракторов, не имеющих на выхлопных трубах искрогасителей, во время проведения сливо-наливных работ, выдачи бензина.

Довольно много противопожарных мероприятий регламентирует РД 153-39.2-080-01 – о правилах технической эксплуатации автозаправочных станций, в частности:

  • АЗС должны быть обеспечены молниезащитой зданий, сооружений, оборудования, коммуникаций.
  • Запас ЛВЖ в мелкой таре не должен превышать 5 суточный объем торговли, при этом в операторной, торговом зале АЗС не должно находиться больше 20 единиц тары технических жидкостей для автомобилей.
  • На всех АЗС должны разрабатываться, утверждаться «Планы ликвидации аварий, пожаров».

Нормативные документы и нормы

Хотя необходимые противопожарные мероприятия на АЗС, расположенных как вдоль автомобильных трасс, так и в черте поселений, несопоставимы с комплексом мер по обеспечению пожарной безопасности на складах нефти, нефтепродуктов городского, регионального значения, но к ним также предъявляются весьма жесткие требования норм. Они изложены в следующих официальных документах:

  • В статьях 37, 38 ФЗ-69 «О ПБ» – о непосредственном участии руководителей организаций в создании системы комплексной пожарной безопасности на подведомственных объектах, их персональной ответственности за несоблюдение противопожарных требований норм, сводов правил, что в полной мере относится к таким пожароопасным предприятиям, как автозаправочные станции.
  • В статье 71 ФЗ-123 «Технического регламента о требованиях ПБ» – о противопожарных расстояниях от наружных стен строительных объектов АЗС с наличием ГСМ, их паров; корпусов наземных, дыхательных устройств подземных резервуаров нефтепродуктов; стенок оборудования очистных сооружений; площадок стоянки автотранспорта, включая цистерны для перевозки нефтепродуктов, до границ соседних объектов населенных пунктов.
  • Минимальные значения противопожарных разрывов от АЗС, реализующих дизельное топливо, различные товарные марки бензинов, следует принимать по данным таблицы 15, где они указаны для различных групп объектов защиты.
  • Расстояния от станций с подземными резервуарами до границ территорий детских садов, яслей, образовательных заведений, включая школы-интернаты, медицинских стационаров от колонок для раздачи топлива, корпусов подземных резервуаров с нефтепродуктами должны составлять не меньше 50 м.
  • При размещении АЗС около полей с сельскохозяйственными культурами, рядом с границами лесных массивов, вдоль их границ должны быть выполнены наземные покрытия из негорючих материалов шириной не меньше 5 м или противопожарные минерализованные полосы из вспаханной земли.
Читать статью  Пожарная безопасность закрытых паркингов и подземных автостоянок

Детальные требования пожарной безопасности к АЗС изложены в СП 156.13130.2014.

Виды АЗС

В настоящее время в эксплуатации на территории России находится несколько видов автозаправочных станций (АЗС):

  • традиционные АЗС – с подземными резервуарами;
  • блочные АЗС – с подземными резервуарами и топливно-раздаточными колонками (ТРК) над ними;
  • модульные АЗС – с надземными резервуарами, от которых разнесены топливно-раздаточные колонки на сравнительно ограниченной территории;
  • контейнерные АЗС – с наземными резервуарами, где в контейнере находятся и топливно-раздаточные колонки;
  • топливно – раздаточные пункты АЗС – располагаются на территории предприятия для заправки автомобильной техники этого предприятия;
  • передвижные АЗС – автомобили, прицепы или полуприцепы.

Большую пожарную опасность представляют и автомобили – бензовозы, в емкостях которых перевозятся и пропан, и бутан.

За последние годы в г. Москве были случаи, когда в результате дорожно-транспортного происшествия (ДТП) с участием автомобиля, перевозившего бензин, происходил разлив топлива с последующим его воспламенением. В результате чего, полностью уничтожались автомобили, находившиеся рядом с ДТП, и были жертвы среди людей.

Устройство автозаправочной станции (АЗС)

Устройство автозаправочной станции (АЗС)

Высокая пожаровзрывоопасность СУГ, в основном, объясняется низким концентрационным пределом распространения пламени (1,6% объемных) и высокой плотностью по отношению к воздуху (1,5). Это говорит о том, что для образования горючей среды достаточно даже небольшой утечки газа и маломощного источника зажигания. Зона загазованности представляет собой стелющееся по земле облако, толщина которого достигает нескольких метров, а длина и ширина могут достигать несколько сот метров. Этот газ может скапливаться в подвалах зданий, технологических колодцах и в низких местах на местности, вблизи дорог и др.

Возможная обстановка при пожаре

Для прогнозирования возможной обстановки на пожаре необходимо иметь следующие расчетные модели:

  • площадь разлива продукта при неконтролируемом выходе СУГ или бензина;
  • интенсивность испарения разлитого нефтепродукта;
  • возможность образования и величины зоны взрывоопасных концентраций;
  • ударная волна при взрывании СУГ с воздухом, её последствия;
  • воздействие пожара в районе горения и взрыва на окружающие объекты и людей.

Тушение пожара на АЗС

Тушение пожара на АЗС

Многочисленными исследованиями установлено, что для оценки разрушения при возможных взрывах газо-воздушного облака СУГ следует принимать от 2 до 10% энергии сгорания от всей массы выбрасываемой из аварийной системы парогазовой среды. Температура горения шара на оболочке газового облака может достигать 1000 0 С, при этом величина теплового излучения от шарового выброса пламени может быть в 1,5 и более раза больше чем от обычных пожаров нефтепродуктов.

Дополнительно ознакомьтесь с материалом из энциклопедии:

При разливе и горении под автомобилем перевозимого СУГ, воздействие тепловых потоков на емкость увеличивается быстро. Угол в течении 7-12 минут, в зависимости от степени заполнения емкости цистерны, наступает предельно – допустимая температура для стенок цистерны (около 600 0 С).

Следовательно, требуется как можно быстрее поводить охлаждение стенки цистерны водой или раствором пенообразователя от пожарных автомобилей или стационарных устройств.

Для стационарных АЗС можно рекомендовать для быстрого рассеивания СУГ (пропана) водяные завесы. Они могут быть как стационарно – устроенными на АЗС, так и приводимым и создаваемыми с помощью пожарных автомобилей. Для этого используются щелевые и водные распылители: с различным расходом воды, её дисперсности и величинам защищаемой площади. Давление в этих приборах 50 – 60 м, а общие расходы воды зависят от размеров резервуаров. Эта система наиболее эффективна, если она выполнена стационарно на АЗС и находится в постоянном дежурном режиме.

Специалистами МЧС РФ достаточно хорошо изучены и разработаны подобные специальные системы защиты и уже применяются на практике как при защите промышленных установок так и пожарной техники при тушении пожаров. Доказано экспериментально. Что наиболее эффективна защита горящих и схожих с ним резервуаров орошением водой ручными, лафетными стволами или различными стационарными веерными распылителями (типа РВ – 12) с требуемой интенсивностью не менее 0,1 а/м 2 с.

Более подробно об устройстве резервуаров и их тушении Вы можете прочитать в материале:

Первичные средства пожаротушения

Первичные средства, которые могут находится на АЗС примерно такие:

  • ящик с песком;
  • углекислотные огнетушители ручные;
  • порошковые огнетушители ручные и передвижные;
  • хладоновые огнетушители;
  • воздушно – пенные огнетушители.

Виды огнетушителей на АЗС

Основные виды огнетушителей на АЗС

Углекислотные огнетушители достаточно эффективно тушат электрические провода даже под напряжением, но на небольшом их протяжении. Если применить, например, огнетушитель ОУ-5, то он тушит сжиженный газ на площади около 0,2 м 2 , что чрезвычайно мало.

Чтобы потушить возникшее горение СУГ углекислотным огнетушителем, находящимся на АЗС, необходимы идеальные условия:

  • человек с ОУ-5 должен находиться в нужном месте мгновенно;
  • площадь горения не должна быть больше возможной площади тушения.

Если учесть, что скорость растекания СУГ по бетону 6 м/мин, а одним ОУ-5 можно потушить только 0,2 м 2 , это очевидно, что вероятность успешной ликвидации горения чрезвычайно мала.

Наиболее эффективны для тушения разлитого СУГ различные порошковые составы, применяемые в пожарной охране. Однако, здесь существенное влияние на эффективность тушения пожара имеют такие факторы, как направление и скорость ветра, а также наличие и размеры различных препятствий. На практике установлено, что при наличии ветра и препятствия в зоне горения, интенсивность подачи порошка должна быть увеличена в 2-2,5 раза по сравнению с его нормативными значениями. Однако, надо иметь ввиду, что после тушения пламени вокруг очага горения сохраняется определенная вероятность повторного воспламенения паров сжиженного газа.

Правила пожарной безопасности на АЗС

Правила пожарной безопасности на АЗС

Автозаправочные станции оснащаются первичными средствами пожаротушения

Заправочный островок для заправки только легковых автомобилей, имеющий от 1 до 4 топливораздаточных колонок, оснащается не менее чем 2 огнетушителями (с учетом климатических условий эксплуатации) либо одним покрывалом (для изоляции очага возгорания) и 1 огнетушителем (с учетом климатических условий эксплуатации), а заправочный островок, имеющий от 5 до 8 топливораздаточных колонок, оснащается не менее чем 4 огнетушителями (с учетом климатических условий эксплуатации) либо 2 покрывалами (для изоляции очага возгорания) и 2 огнетушителями (с учетом климатических условий эксплуатации).

Читать статью  Техника безопасности при ремонте автомобиля

Заправочный островок для заправки в том числе грузовых автомобилей, автобусов, крупногабаритной строительной и сельскохозяйственной техники оснащается не менее чем 2 передвижными огнетушителями (с учетом климатических условий эксплуатации) либо 4 покрывалами (для изоляции очага возгорания) и 1 огнетушителем (с учетом климатических условий эксплуатации).

Площадка для автоцистерны оснащается не менее чем 2 передвижными огнетушителями (с учетом климатических условий эксплуатации огнетушителей) либо 1 покрывалом (для изоляции очага возгорания) и 1 огнетушителем (с учетом климатических условий эксплуатации). Размещение огнетушителей и покрывал для изоляции очага возгорания на заправочных островках предусматривается в легкодоступных местах, защищенных от атмосферных осадков.

Постановление Правительства РФ № 947 от 20.09.2016

Резюмируя вышесказанное по тушению СУГ огнетушащими порошковыми средствами, можно дать следующие рекомендации:

  • тушение разлитого СУГ огнетушащим порошковым составом целесообразно осуществлять передвижными огнетушителями и/или лафетными и ручными стволами от автомобиля порошкового комбинированного тушения;
  • требуемую интенсивность подачи огнетушащего порошка целесообразно принимать в пределах 0,6-0,75 кг/(с·м 2 );
  • струи из лафетных и ручных порошковых стволов подавать на очаг горения с наветренной стороны, по возможности, сразу охватывая поверхность всей горящей площади;
  • общий объем огнетушащего порошка, вывозимого к месту пожара должен быть исходя из двухразовой расчетной порошковой атаки продолжительностью одна минута каждая.

План эвакуации

План эвакуации на АЗС

План эвакуации на АЗС

Исследования тушения пропилена воздушно-механической пеной показали, что при попадании на горящую поверхность происходит её замерзание в виде пористой массы, которая удерживается на поверхности. При этом горение газо-воздушной смеси пропилена продолжается через не плотности в замерзшей пене даже почти без снижения интенсивности выгорания.

Полезно было бы провести исследования по тушению горящего разлитого пропана комбинированной подачей воздушно-механической пены и огнетушащего порошкового состава. При одновременной подаче этих двух огнетушащих веществ произошло бы частичное сложение их эффективных огнетушащих механизмов, что несомненно привело бы к более успешному тушению таких пожаров.

Следует особо отметить, что успешное прекращение процесса горения, сжиженных газов на объектах ещё не означает полной ликвидации аварийной ситуации, так как возможно сохранится опасность загазованности прилегающей территории, особенно для случая разлива СУГ на большой площади, когда пары СУГ тяжелее воздуха могут распространиться на сотни метров в подвалы здания, на территории заводов, жилых домов, где вызвать вторичное загорание, которое по масштабам может быть даже не меньше первого пожара.

Поэтому противопожарная система АЗС или объектов СУГ должна проектироваться в комплексе с системами, ограничивающими потенциально опасную зону распространения взрывоопасных концентраций и обеспечить рассеивание их в атмосфере до безопасных значений с помощью распылителя РВ-12; РВ-20; НРТ Б, (10), и т.д.

План пожаротушения

В нем должны быть отработаны следующие вопросы:

Схема расстановки сил и средств

Схема расстановки сил и средств

  • прогнозирование поражения людей и объектов о теплового излучения “огненного шара”;
  • прогнозирование поражения людей при взрыве емкости находящейся в очаге пожара;
  • прогнозирование размеров зон ВОК при проливах СУГ;
  • тепловая защита горящих и негорящих резервуаров и зданий передвижными средствами;
  • количество сил и средств подразделений пожарной охраны УГПС МВД РФ для тушения различных видов(вариантов) пожаров на АЗС;
  • количество сил и средств для осаждения газо-воздушного облака, после ликвидации основного пожара.

Таким образом, рассматриваемый вопрос тушения пожаров СУГ на АЗС требует дополнительной научной проработки по иным вопросам связанным, как с прогнозированием, так и с выявлением наиболее целесообразных средств и способов тушения; методов расчета требуемого количества сил и средств по возможным вариантам возникновения пожаров.

Практика показывает, что в зарубежных странах площади разлива СУГ составляют следующие величины:

  • истечение из насоса 450 – 800 м 2 ;
  • истечение из вентиля или уплотнения 250 – 700 м 2 ;
  • истечение из трубы 1000 – 2500 м 2 ;
  • истечение из автоцистерны топливозаправщика – до 10000 м 2 .

В практике были катастрофические пожары СУГ, где погибли десятки людей и огромное количество разлитого пропана, пропилена, бутана и т.п.

АЗС представляет собой сложную пожаровзрывоопасную систему, которая чаще всего расположена вблизи зданий, объектов, лесов и требует серьезного и быстрого её изучения.

Действия персонала при возникновении пожара

Рассмотрим некоторые пункты инструкции о действиях персонала при возникновении пожара:

  • прекратить отпуск топлива;
  • перекрыть подачу;
  • сообщить в пожарную охрану о происходящем;
  • оповестить руководителя;
  • эвакуировать клиентов на безопасное расстояние;
  • по возможности приступить к тушению доступными средствами пожаротушения;
  • встретить прибывающие пожарные подразделения.

Согласно Федеральному закону РФ от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» заправочные станции в обязательном порядке должны иметь на территории противопожарный щит и ящик с песком в несгораемом корпусе.

Порошковый огнетушитель на АЗС

Порошковый огнетушитель на АЗС

Щит располагается на прилегающей территории к заправке или на корпусе здания в его состав входят:

  • лопата штыковая и совковая (предназначена для забора песка из специальной емкости);
  • металлическое ведро в форме острого конуса (предназначено для забора воды из емкости, конус в зимний период позволяет разбивать небольшой слой льда);
  • лом металлический тяжелый (для вскрытия дверей или разбора конструкций);
  • багор металлический (предназначен для вскрытия легких конструкций или кровли).

Пожарный щит на АЗС

Пожарный щит на АЗС

Предлагаем Вам ознакомиться с полезным видео

Так же заправочных станциях существуют определенные правила, которые как правило водители упускают из вида:

  • заправку автомобиля необходимо осуществлять со стороны бензобака
  • при заправке необходимо заглушить двигатель автомобиля
  • категорически запрещено курить и пользоваться открытым огнем
  • запрещено сливать бензин в стеклянную тару

Пожарная безопасность на АЗС

Пожарная безопасность на АЗС водителям

Соблюдая эти правила Вы значительно снизите шансы возникновения загорания.

Те же самые правила распространяются и на топливозаправщиков иными словами операторов заправки.

В свою очередь руководители заправки должны контролировать выполнение данных требований и обеспечивать необходимые условия для работы.

Для соблюдения пожарной безопасности заправка должна отвечать требованиям пожарной безопасности, комплекс должен быть оборудован средствами пожаротушения, пожарной сигнализацией и системой оповещения о пожаре.

При возникновении пожароопасной ситуации оператор заправочной станции должен действовать согласно инструкции.

Источник http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_72806/f803b7b9f2509cb685a395c116083988127eb239/

Источник https://www.pozhmashina.ru/articles/articles-pozharnaya-bezopasnost/pravila-pozharnoj-bezopasnosti-na-territorii-azs.html

Источник https://fireman.club/statyi-polzovateley/pozharnaya-bezopasnost-na-azs/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: