Техника безопасности на автотранспортном предприятии

Инструкция по охране труда при работах по ремонту и техническому обслуживанию автотранспорта

1.1 К самостоятельной работе по ремонту и техническому обслуживанию автотранспорта допускаются лица, имеющие соответствующую квалификацию, прошедшие медицинское освидетельствование, вводный инструктаж, первичный инструктаж, обучение и стажировку на рабочем месте, проверку знаний требований охраны труда, требований по управлению грузоподъемными механизмами.
1.2 При работах по ремонту и техническому обслуживанию автотранспорта работник обязан:
1.2.1 Выполнять только ту работу, которая определена рабочей инструкцией;
1.2.2 Выполнять правила внутреннего трудового распорядка;
1.2.3 Правильно применять средства индивидуальной и коллективной защиты;
1.2.4 Соблюдать требования охраны труда;
1.2.5 Немедленно извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае, происшедшем на производстве, или об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о проявлении признаков острого профессионального заболевания (отравления);
1.2.6 Проходить обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, инструктаж по охране труда, проверку знаний требований охраны труда;
1.2.7 Проходить обязательные периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры (обследования), а также проходить внеочередные медицинские осмотры (обследования) по направлению работодателя в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом и иными федеральными законами.
1.2.8 Уметь оказывать первую доврачебную помощь пострадавшим от электрического тока и при других несчастных случаях;
1.2.9 Уметь применять средства первичного пожаротушения;
1.3 При работах по ремонту и техническому обслуживанию автотранспорта следующих опасных и вредных производственных факторов:
— движущиеся машины и механизмы;
— падение вывешенного автомобиля или снимаемых с него узлов и деталей;
— повышенное значение напряжения в электрической цепи, замыкание которой может произойти через тело человека;
— повышенная или пониженная температура воздуха рабочей зоны;
— острые кромки, заусенцы и шероховатость на поверхностях заготовок, инструментов и оборудования;
— недостаточная или избыточная освещенность рабочих мест;
этилированный бензин;
— появление в зоне работы взрывоопасных, пожароопасных сред;
— вредные вещества (этилированный бензин, вызывающий отравления при вдыхании его паров, загрязнении им тела, одежды, попадание в организм с пищей или питьевой водой).
1.4 При работах по ремонту и техническому обслуживанию автотранспорта работник должен быть обеспечен спецодеждой, спецобувью и другими средствами индивидуальной защиты в соответствии с Типовыми отраслевыми нормами бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты и Коллективным договором.
1.10 В случаях травмирования или недомогания необходимо прекратить работу, известить об этом руководителя работ и обратиться в медицинское учреждение.
1.11 За невыполнение данной инструкции виновные привлекаются к ответственности согласно законодательства Российской Федерации.

2.1 Привести в порядок рабочую одежду: застегнуть обшлага рукавов; заправить одежду так, чтобы не было свисающих концов; убрать волосы под плотно облегающий головной убор.
При ремонте автомобилей, работающих на этилированном бензине, надеть резиновые сапоги, нарукавники, резиновые перчатки.
Работать в лёгкой обуви (тапочках, сандалиях и т.п.) запрещается.
2.2 Проверить наличие и исправность ручного инструмента, приспособлений и средств индивидуальной защиты, а именно:
— гаечные ключи должны соответствовать размерам гаек и не иметь трещин и забоин, губки ключей должны быть строго параллельны и не закатаны;
— раздвижные ключи не должны быть ослаблены в подвижных частях;
— класть подкладки между губками ключей и головкой болта, а также удлинять рукоятки ключей с помощью труб и болтов или других предметов запрещается;
— слесарные молотки и кувалды должны иметь слегка выпуклую, не косую и не сбитую, без трещин поверхность бойка, должны быть надежно закреплены на рукоятках путём расклинивания завершенными клиньями;
— рукоятки молотков и кувалд должны иметь гладкую поверхность и быть сделаны из древесины твёрдых и вязких пород;
— ударные инструменты (зубила, крейцмейсели, бородки, просечки, кернеры и др.) не должны иметь трещин, заусенцев и наклепа. Зубила должны иметь длину не менее 150 мм;
— напильники, стамески и прочие инструменты не должны иметь заостренную нерабочую поверхность, должны быть надежно закреплены на деревянной ручке с металлическим концом на ней;
— электроинструмент должен иметь исправную изоляцию токоведущих частей и надежное заземление.
2.3 Внимательно осмотреть рабочее место, привести его в надлежащий порядок. Убрать все мешающие работе посторонние предметы. Проверить состояние пола на рабочем месте. Пол должен быть сухим и чистым. Если пол мокрый или скользкий, вытереть его или посыпать опилками.
2.4 Убедиться в том, что рабочее место достаточно освещено и свет не слепит глаза.
2.5 Приготовить подстилку для работы под автомобилем (лежаки или специальные тележки).
2.6 Не допускать к своему рабочему месту посторонних лиц.
2.7 Приступая к ремонту автомобиля, убедиться что бензобаки и бензопроводы освобождены от остатков бензина.
2.8 Перед использованием переносного светильника проверить, есть ли на лампе защитная сетка, исправны ли шнур и изоляционная резиновая трубка. Переносные светильники должны включаться в электросеть с напряжением не выше 42 В.

3.1. Во время работы по ремонту и техническому обслуживанию автотранспорта работник должен:
3.1.1. Все виды технического обслуживания и ремонта автомобилей на территории предприятия выполнять только на специально предназначенных для этой цели местах (постах).
3.1.2. Приступать к техническому обслуживанию и ремонту автомобиля только после того, как он будет очищен от грязи, снега и вымыт.
3.1.3. После постановки автомобиля на пост технического обслуживания или ремонта обязательно проверить, заторможен ли он стояночным тормозом, выключено ли зажигание (перекрыта ли подача топлива в автомобиле с дизельным двигателем), установлен ли рычаг переключения передач (контроллера) в нейтральное положение, перекрыты ли расходные и магистральный вентили на газобаллонных автомобилях, подложены ли специальные противооткатные упоры (башмаки) (не менее двух) под колеса. В случае невыполнения указанных мер безопасности сделать это самому.
На рулевое колесо повесить табличку «Двигатель не пускать — работают люди!». На автомобиле, имеющем дублирующее устройство для пуска двигателя, повесить аналогичную табличку у этого устройства.
3.1.4. После подъема автомобиля подъемником на пульте управления подъемником повесить табличку «Не трогать — под автомобилем работают люди!», а при подъеме гидравлическим подъемником после его поднятия зафиксировать подъемник упором от самопроизвольного опускания.
3.1.5. Ремонт автомобиля снизу вне осмотровой канавы, эстакады или подъемника производить только на лежаке.
3.1.6. Для безопасного перехода через осмотровые канавы, а также для работы спереди и сзади автомобиля пользоваться переходными мостиками, а для спуска в осмотровую канаву — специально установленными для этой цели лестницами.
3.1.7. Снимать или ставить колесо вместе с тормозным барабаном при помощи специальной тележки. Если снятие ступиц затруднено, применять для их снятия специальные съемники.
3.1.8. Все работы по техническому обслуживанию и ремонту автомобиля производить при неработающем двигателе, за исключением работ, технология проведения которых требует пуска двигателя. Такие работы проводить на специальных постах, где предусмотрен отсос отработавших газов.
3.1.9. Для пуска двигателя и передвижения автомобиля обратиться к водителю, перегонщику, бригадиру или слесарю, назначенным приказом для выполнения этой работы.
3.1.10. Перед пуском двигателя убедиться, что рычаг переключения передач (контроллера) находится в нейтральном положении и что под автомобилем и вблизи вращающихся частей двигателя нет людей.
Осмотр автомобиля снизу производить только при неработающем двигателе.
3.1.11. Перед проворачиванием карданного вала проверить, выключено ли зажигание, а для дизельного двигателя — отсутствие подачи топлива. Рычаг переключения передач установить в нейтральное положение, а стояночный тормоз освободить. После выполнения необходимых работ снова затянуть стояночный тормоз.
Проворачивать карданный вал только с помощью специального приспособления.
3.1.12. Снимать двигатель с автомобиля и устанавливать на него только тогда, когда автомобиль находится на колесах или на специальных подставках — козелках.
3.1.13. Перед снятием колес подставить под вывешенную часть автомобиля, прицепа, полуприцепа козелки соответствующей грузоподъемности и опустить на них вывешенную часть, а под неподнимаемые колеса установить специальные противооткатные упоры (башмаки) в количестве не менее двух.
3.1.14. Для перегонки автомобиля на стоянку внутри предприятия и проверки тормозов на ходу вызвать дежурного или закрепленного водителя.
3.1.15. При разборочно-сборочных и других крепежных операциях, требующих больших физических усилий, применять съемники, гайковерты и т.п. Трудноотворачиваемые гайки при необходимости предварительно смачивать керосином или специальным составом («Унисма», ВТВ и т.п.).
3.1.16. Перед началом работы с грузоподъемным механизмом убедиться в его исправности и соответствии веса поднимаемого агрегата грузоподъемности, указанной на трафарете грузоподъемного механизма, не просрочен ли срок его испытания, а на съемных грузозахватных приспособлениях проверить наличие бирок с указанием допустимой массы поднимаемого груза.
3.1.17. Для снятия и установки узлов и агрегатов весом 20 кг и более (для женщин 10 кг) пользоваться подъемными механизмами, оборудованными специальными приспособлениями (захватами), другими вспомогательными средствами механизации.
3.1.18. При перемещении деталей вручную соблюдать осторожность, так как деталь (агрегат) может мешать обзору пути движения, отвлекать от наблюдения за движением и создавать неустойчивое положение тела.
3.1.19. Перед снятием узлов и агрегатов, связанных с системами питания, охлаждения и смазки, когда возможно вытекание жидкости, сначала слить из них топливо, масло или охлаждающую жидкость в специальную тару.
3.1.20. Перед снятием газовой аппаратуры, баллонов или подтягиванием гаек соединений убедиться в отсутствии в них газа.
3.1.21. Перед снятием рессоры обязательно разгрузить ее от веса автомобиля путем поднятия передней или задней части автомобиля с последующей установкой рамы на козелки.
3.1.22. При работе на поворотном стенде-опрокидывателе надежно укрепить автомобиль, предварительно слив топливо и охлаждающую жидкость, закрыть плотно маслозаливную горловину и снять аккумуляторную батарею.
3.1.23. При ремонте и обслуживании автобусов и грузовых автомобилей с высокими кузовами пользоваться подмостями или лестницами-стремянками.
3.1.24. Для проведения работ под поднятым кузовом автомобиля-самосвала или самосвального прицепа и при работах по замене или ремонту подъемного механизма или его агрегатов предварительно освободить кузов от груза, обязательно установить дополнительное инвентарное приспособление (упор, фиксатор, штангу).
3.1.25. Перед ремонтом автомобили-цистерны для перевозки легковоспламеняющихся, взрывоопасных, токсичных и т.п. грузов, а также резервуары для их хранения полностью очистить от остатков вышеуказанных продуктов.
3.1.26. Производить очистку или ремонт внутри цистерны или резервуара из-под этилированного бензина, легковоспламеняющихся и ядовитых жидкостей в специальной одежде, со шланговым противогазом, спасательным поясом с веревкой; вне резервуара должен находиться специально проинструктированный помощник.
Шланг противогаза должен быть выведен наружу через люк (лаз) и закреплен с наветренной стороны.
К поясу рабочего внутри резервуара прикрепляется прочная веревка, свободный конец которой должен быть выведен через люк (лаз) наружу и надежно закреплен. Помощник, находящийся наверху, должен наблюдать за работающим, держать за веревку, страхуя работающего в резервуаре.
3.1.27. Ремонтировать топливные баки только после полного удаления остатков топлива и обезвреживания.
3.1.28. Перед проведением работ по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей, работающих на газовом топливе, предварительно поднять капот для проветривания подкапотного пространства.
3.1.29. Слить (выпустить) газ из баллонов автомобиля, на котором должны проводиться работы, связанные с устранением неисправностей газовой системы питания или ее снятием, на специально отведенном месте (посту), а баллоны продуть сжатым воздухом, азотом или другим инертным газом.
3.1.30. Работы по снятию, установке и ремонту газовой аппаратуры выполнять только с помощью специальных приспособлений, инструмента и оборудования.
3.1.31. Проверить герметичность газовой системы сжатым воздухом, азотом или иными инертными газами при закрытых расходных и открытом магистральном вентилях.
3.1.32. Шланги на штуцерах крепить хомутиками.
3.1.33. Удалять разлитое масло или топливо с помощью песка или опилок, которые после использования следует ссыпать в металлические ящики с крышками, устанавливаемые вне помещения.
3.1.34. Во время работы располагать инструмент так, чтобы не возникала необходимость тянуться за ним.
3.1.35. Правильно подбирать размер гаечного ключа, преимущественно пользоваться накидными и торцевыми ключами, а в труднодоступных местах — ключами с трещотками или с шарнирной головкой.
3.1.36. Правильно накладывать ключ на гайку, не поджимать гайку рывком.
3.1.37. При работе зубилом или другим рубящим инструментом пользоваться защитными очками для предохранения глаз от поражения металлическими частицами, а также надевать на зубило защитную шайбу для защиты рук.
3.1.38. Выпрессовывать туго сидящие пальцы и втулки только с помощью специальных приспособлений.
3.1.39. Снятые с автомобиля узлы и агрегаты складывать на специальные устойчивые подставки, а длинные детали класть только горизонтально.
3.1.40. Проверять соосность отверстий конусной оправкой.
3.1.41. При работе на сверлильных станках устанавливать мелкие детали в тиски или специальные приспособления.
4.1.42. Удалять стружку из просверленных отверстий только после отвода инструмента и остановки станка.
3.1.43. При работе на заточном станке следует стоять сбоку, а не против вращающегося абразивного круга, при этом использовать защитные очки или экраны. Зазор между подручником и абразивным кругом не должен превышать 3 мм.
3.1.44. При работе электроинструментом напряжением более 42 В пользоваться защитными средствами (диэлектрическими резиновыми перчатками, калошами, ковриками), выдаваемыми совместно с электроинструментом.
3.1.45. Подключать электроинструмент к сети только при наличии исправного штепсельного разъема.
3.1.46. При прекращении подачи электроэнергии или перерыве в работе отсоединять электроинструмент от электросети.
3.1.47. Удалять пыль и стружку с верстака, оборудования или детали щеткой-сметкой или металлическим крючком.
3.1.48. Использованный обтирочный материал убирать в специально установленные для этой цели металлические ящики и закрывать крышкой.
3.1.49. Если на тело и средства индивидуальной защиты попал бензин или другая легковоспламеняющаяся жидкость, не подходить к источнику открытого огня, не курить и не зажигать спички.
3.1.50. При работе с этилированным бензином или деталями двигателя, работающего на этилированном бензине, соблюдать следующие требования:
обезвредить детали керосином;
немедленно удалять пролитый бензин, а это место обезвреживать раствором хлорной извести;
перелить этилированный бензин с помощью специального приспособления.
3.1.51. Перемещать вывешенные на подъемно-транспортных механизмах агрегаты с помощью крюков и расчалок.
3.2. Работнику запрещается:
— выполнять работы под автомобилем или агрегатом, вывешенным только на подъемном механизме (кроме стационарных электроподъемников) без подставки козелков или других страхующих устройств;
— поднимать агрегаты при косом натяжении троса или цепи подъемного механизма, а также зачаливать агрегаты стропом, проволокой и т.п.;
— работать под поднятым кузовом автомобиля-самосвала, самосвального прицепа без специального инвентарного фиксирующего приспособления;
— использовать случайные подставки и подкладки вместо специального дополнительного упора;
— работать с поврежденными или неправильно установленными упорами;
— выполнять какие-либо работы на газовой аппаратуре или баллонах, находящихся под давлением;
— переносить электрический инструмент, держа его за кабель, а также касаться рукой вращающихся частей до их остановки;
— сдувать пыль и стружку сжатым воздухом, направлять струю воздуха на стоящих рядом людей или на себя;
— хранить на рабочем месте промасленные обтирочные материалы и хранить чистые обтирочные материалы вместе с использованными;
— применять этилированный бензин для мытья деталей, рук и т.д.;
— засасывать бензин ртом через шланг;
— мыть агрегаты, узлы и детали и тому подобное легковоспламеняющимися жидкостями;
— загромождать проходы между стеллажами и выходы из помещений материалами, оборудованием, тарой, снятыми агрегатами и т.п.;
— хранить отработанное масло, порожнюю тару из-под топлива и смазочных материалов;
— выносить специальную одежду, загрязненную этилированным бензином, с предприятия, а также входить в ней в столовую и служебные помещения;
— применять приставные лестницы;
— выпускать сжатый газ в атмосферу или сливать сжиженный газ на землю;
— при открывании и закрывании магистрального и расходного вентилей применять дополнительные рычаги;
— использовать для крепления шлангов проволоку или иные предметы;
— скручивать, сплющивать и перегибать шланги и трубки, использовать замасленные шланги;
— использовать гайки и болты со смятыми гранями;
— держать мелкие детали руками при их сверлении;
— устанавливать прокладки между зевом ключа и гранями гаек, болтов, а также наращивать ключи трубами или другими предметами;
— применять сухую хлорную известь для обезвреживания листа, облитого этилированным бензином;
— вывешенные на подъемных механизмах агрегаты толкать или тянуть руками;
— работать при получении сигнала о перемещении конвейера.

Читать статью  Пожарная безопасность при обслуживании и ремонте автомобиля — Студопедия

4.1 При возникновении аварий и ситуаций, которые могут привести к авариям и несчастным случаям, необходимо:
4.1.1 Немедленно прекратить работы и известить руководителя работ.
4.1.2 Под руководством руководителя работ оперативно принять меры по устранению причин аварий или ситуаций, которые могут привести к авариям или несчастным случаям.
4.2 При возникновении пожара, задымлении:
4.2.1 Немедленно сообщить по телефону «01» в пожарную охрану, оповестить работающих, поставить в известность руководителя подразделения, сообщить о возгорании на пост охраны.
4.2.2 Открыть запасные выходы из здания, обесточить электропитание, закрыть окна и прикрыть двери.
4.2.3 Приступить к тушению пожара первичными средствами пожаротушения, если это не сопряжено с риском для жизни.
4.2.4 Организовать встречу пожарной команды.
4.2.5 Покинуть здание и находиться в зоне эвакуации.
4.3 При несчастном случае:
4.3.1 Немедленно организовать первую помощь пострадавшему и при необходимости доставку его в медицинскую организацию.
4.3.2 Принять неотложные меры по предотвращению развития аварийной или иной чрезвычайной ситуации и воздействия травмирующих факторов на других лиц.
4.3.3 Сохранить до начала расследования несчастного случая обстановку, какой она была на момент происшествия, если это не угрожает жизни и здоровью других лиц и не ведет к катастрофе, аварии или возникновению иных чрезвычайных обстоятельств, а в случае невозможности ее сохранения – зафиксировать сложившуюся обстановку (составить схемы, провести другие мероприятия).

По окончании работы работник обязан:
5.1.1 Отключить от электросети электрооборудование, выключить местную вентиляцию.
5.1.2 Привести в порядок рабочее место. Убрать приспособления, инструмент в отведенное для них место.
5.1.3 Если автомобиль остается на специальных подставках (козелках), проверить надежность его установки. Запрещается оставлять автомобиль, агрегат вывешенным только подъемным механизмом.
5.1.4 Снять средства индивидуальной защиты и убрать их в предназначенное для них место.
5.1.5 Вымыть руки с мылом, а после работы с деталями и узлами двигателя, работающего на этилированном бензине, необходимо предварительно мыть руки керосином.
5.1.6 Обо всех недостатках, обнаруженных во время работы, известить своего непосредственного руководителя.

Техника безопасности на автотранспортном предприятии

Работающие на автотранспортных предприятиях подвергаются повышенной опасности в связи с большим количеством самодвижущихся средств, использованием сложного оборудования, приспособлений и инструментов при техническом обслуживании и ремонте автомобилей, применением огнеопасных и взрывоопасных материалов, наличием выделений вредных газов.

Ответственность за руководство работой по охране труда и технике безопасности , проведение мероприятий по снижению и предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний возлагается на руководителя автотранспортного предприятия.

Для непосредственного ведения работ по охране труда, технике безопасности и производственной санитарии предусматривается должность инженера (старшего инженера) по технике безопасности, подчиненного главному инженеру автотранспортного предприятия.

Местные (заводские) профсоюзные комитеты контролируют соблюдение законодательства о труде, требований охраны труда и производственной санитарии, разрешают трудовые споры.

Для улучшения работы по охране труда и технике безопасности профсоюзные комитеты создают на предприятиях комиссии охраны труда и выделяют общественных инспекторов по охране труда.

Общими производственными мероприятиями по технике безопасности являются: повышение культуры производства, инструктаж рабочих по безопасным приемам работы, контроль за соблюдением правил техники безопасности, привлечение общественности к решению вопросов охраны труда, соблюдение технологического процесса, исправность оборудования, приспособлений и инструментов, достаточная ширина проходов и проездов, сохранность защитных ограждений, обеспеченность работающих спецодеждой.

  • При осмотровых, крепежных и регулировочных работах несчастные случаи часто происходят оттого, что рабочие пользуются неисправными, загрязненными и замасленными инструментами.
  • Пуск двигателя должен производиться стартером. Перед пуском автомобиль нужно затормозить, а рычаг коробки передач поставить в нейтральное положение.

При использовании пусковой рукоятки (в исключительных случаях) не следует брать рукоятку в обхват, поворачивать рукоятку снизу вверх, не применять рычаги и усилители.

В двигателях с ручной регулировкой опережения зажигания перед пуском необходимо установить позднее зажигание. Запрещается пуск двигателей буксировкой автомобилей (после ремонта, ночной стоянки и т. д.)

  • При техническом обслуживании аккумуляторной батареи на автомобиле нужно пользоваться переносной лампой напряжением 36 в; нельзя пользоваться источником света с открытым пламенем.

Необходимо следить за чистотой вентиляционных отверстий в пробках, так как при их засорении сильно повышается давление газов и возможен разрыв бака аккумуляторной батареи.

Провода должны быть надежно прекреплены к зажимам батареи. При снятии и переносе батарей следует пользоваться захватами, а для транспортирования — тележками или носилками.

В помещениях для ремонта и заряда аккумуляторных батарей запрещается курить, зажигать спички, работать с открытым огнем.

Нельзя проверять напряжение батареи коротким замыканием; следует пользоваться нагрузочной вилкой, остерегаясь при этом касаться рукой сильно нагревающегося сопротивления нагрузочной вилки.

  • Монтаж-демонтаж шин надо производить на стенде или на чистом полу (помосте), а в пути — на разостланном брезенте.

Накачивать шины воздухом следует в огражденном месте или с применением устройств, предохраняющих рабочих от несчастных случаев при выскакивании замочного кольца или разрыве покрышки.

При накачивании следить, чтобы давление воздуха в шине не превышало установленную норму.

  • Перед самовытаскиванием застрявшего автоомобиля трос лебедки надежно закрепляют за столб, пень, дгреио или анкеры, вкопанные в землю, расчищают землю под передним и задним мостами автомобиля. Затем включают передачу для наматывания троса в коробке отбора мощности и подтягивают автомобиль при 1000—1100 об/мин коленчатого вала двигателя.

Для вытаскивания другого автомобиля используют блок и цепь блика лебедки. Автомобиль с лебедкой устанавливают на твердом основании и затормаживают. Под колеса подкладывают упоры и закрепляют автомобиль тросом за какой-либо предмет на местности.

Затем включают только коробку отбора мощности, а рычаг коробки передач ставят в нейтральное положение.

Заправлять автомобили можно лишь на газонаполнительных станциях при неработающем двигателе. При заправке баллонов сжиженным газом надо остерегаться обмораживания. В сроки, установленные Госгортехнадзором, баллоны подвергают испытаниям.

Эксплуатация газобаллонных автомобилей с неисправным газовым оборудованием и утечкой газа воспрещается. Когда не удается устранить утечку газа, газ выпускают в атмосферу (вдали от людей и источников огня).

При длительной стоянке автомобиля вентили баллонов должны быть закрыты, газ из магистрали выработан, магистральный вентиль закрыт.

Перед тем как подтягивать гайки газовой аппаратуры и проверять, или исправлять приборы электрооборудования, надо закрыть все вентили и убедиться в отсутствии газа под капотом двигателя.

Нельзя регулировать газобаллонный автомобиль в закрытом помещении и ремонтировать газовую аппаратуру, находящуюся под давлением, а также при работающем двигателе.

К вождению и ремонту газобаллонных автомобилей допускаются лица, прошедшие соответствующую подготовку и сдавшие экзамены по техминимуму и правилам техники безопасности.

  • На основании «Правил техники безопасности для предприятий автомобильного транспорта» , администрация автотранспортного предприятия разрабатывает инструкции по технике безопасности для отдельных профессий и работ применительно к местным условиям.

В инструкциях указывают мероприятия, предупреждающие производственный травматизм и профессиональные заболевания.

Инструкции должны точно соответствовать действующим нормам, правилам и ГОСТам по технике безопасности и производственной санитарии.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ В АВТОМОБИЛЕСТРОЕНИИ

КЛЮЧЕВЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОНСТРУКЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ АВТОМОБИЛЬНОЙ ТЕХНИКИ

Исходя из основных направлений развития отечественной автомобилестроительной отрасли, ее стратегической задачей является обеспечение соответствия продукции современному уровню требований. Среди них все более важное значение в последние годы приобретают требования к безопасности автомобилей.

Широко применяемое специалистами в области автомобилестроения понятие «безопасность автомобиля» включает в себя комплекс его конструктивных и эксплуатационных свойств, обеспечивающих безопасность движения, то есть предупреждение дорожно-транспортных происшествий (ДТП), снижение тяжести их последствий, а также снижение вредного влияния автомобиля на окружающую среду. [58, с. 161]

Классификация всех направлений, обеспечивающих безопасность автомобилей, приведенная на рисунке 2.1, показывает, что в автомобилестроении можно выделить два основных направления, по которым предъявляются требования к обеспечению безопасности автомобилей:

  • • конструкционно-техническая безопасность;
  • • экологическая безопасность.

Вопросам обеспечения конструкционно-технической безопасности автомобильной техники всегда, на протяжении всей истории развития мирового автомобилестроения, уделялось достаточно много внимания. Данный вид безопасности имеет свою собственную классификацию, обусловленную порядком срабатывания защитных средств автомобиля в условиях возникновения возможности или непосредственно совершения ДТП. Для недопущения ДТП автомобиль оснащается средствами активной безопасности, пассивная безопасность обеспечивает возможность снижения повреждения водителя и пассажиров в случае попадания в ДТП, а средства послеаварийной безопасности позволяют смягчить последствия ДТП для его участников и окружающей среды.

Рассмотрим эти три вида конструкционно-технической безопасности автотранспортных средств более подробно.

Под активной безопасностью автомобиля в специальной литературе принято понимать совокупность таких эксплуатационных свойств автомобиля, которые не допускают его аварийное столкновение с подвижным или неподвижным препятствием, а также опрокидывание транспортного средства. [191, с. 7] Они обеспечивают надежность работы машины и направлены на предотвращение возникновения ДТП.

Структура безопасности автомобиля

Рис. 2.1. Структура безопасности автомобиля

Ее уровень определяется рядом параметров, характеризующих эксплуатационную надежность АТС и удобство водителя. Так, эксплуатационные свойства автомобиля могут обеспечиваться за счет ряда параметров.

  • • Надежность элементов конструкции.
  • • Тягово-скоростные.
  • • Тормозные.
  • • Устойчивость.
  • • Управляемость.
  • • Информативность.
  • • Весовые и габаритные параметры.

Активная безопасность рабочего мета водителя определяется несколько иными параметрами, основными среди которых являются следующие.

  • • Микроклимат.
  • • Эргономические параметры.
  • • Шум и вибрации.
  • • Загазованность.

В целом, обеспечение данных характеристик достигается за счет включения в конструкцию автомобиля таких наиболее известных и востребованных систем безопасности, как антиблокировочная система тормозов, антипробуксовочная система, система курсовой устойчивости, система распределения тормозных усилий, система экстренного торможения, и электронная блокировка дифференциала. На наиболее сложных моделях устанавливаются также вспомогательные системы активной безопасности (ассистенты), предназначенные для помощи водителю в трудных с точки зрения вождения ситуациях. К таким системам относятся парктроник, круиз-контроль, адаптивный круиз-контроль, ассистент движения на спуске, ассистент трогания на подъеме, электромеханический стояночный тормоз, автоматический стояночный тормоз и другие.

Способность конструкции автомобиля обеспечивать защиту человека от травмирования или смертельного исхода при ДТП и других внешних воздействиях, а также обеспечивать возможность восстанавливаемости автомобиля после повреждения, принято называть пассивной безопасностью. Принцип действия средств пассивной безопасности в основном состоит в уменьшении физической нагрузки на тело человека в процессе столкновения автомобиля с препятствием или его опрокидывания. Для обеспечения пассивной безопасности учитываются такие факторы, как ограничение перемещения людей внутри кузова, допустимое уменьшение внутренних размеров автомобиля, возможность уменьшения травмоопас- ности деталей, контактирующих с человеком.

Все средства пассивной безопасности автомобиля можно разделить на внешние и внутренние. К внешним средствам обеспечения безопасности относят форму и ударопрочностные свойства кузова автомобиля, бампер и травмобезопасные внешние элементы. Среди внутренних средств пассивной безопасности можно назвать травмобезопасную рулевую колонку, ремни безопасности, сиденья и их крепления, элементы интерьера, подголовники, стекла и многое другое. Средства пассивной безопасности входят в конструкцию автомобиля и срабатывают автоматически в момент наступления ДТП или при каком-либо другом внешнем воздействии.

Под послеаварийной безопасностью автомобиля подразумеваются его конструктивные свойства, направленные на предотвращение усугубляющих последствий ДТП и других внешних воздействий, наиболее тяжелым из которых является возгорание автомобиля. Поэтому наиболее важным элементом послеаварийной безопасности АТС является обеспечение возможности быстрой эвакуации людей из автомобиля.

Вторым комплексным элементом безопасности автомобиля, как видно из рисунка 2.1, является экологическая безопасность. Проблемы ее обеспечения в соответствии с ужесточающимися международными и национальными требованиями в последние годы становятся все более острыми и сложными. Данный элемент автобезопасности будет подробно рассмотрен в п. 2.2 настоящей монографии.

Все виды безопасности автомобиля тесно взаимосвязаны. В критических ситуациях первоначально в работу должны вступить элементы активной безопасности автомобиля и предотвратить ДТП или повреждение. Если они по какой-то причине не срабатывают, то включаются элементы пассивной безопасности и снижают степень травмирования людей, находящихся внутри автомобиля. Затем вступают в работу элементы послеа- варийной безопасности, при помощи которых обеспечивается эвакуация людей, предотвращаются возгорания и возможность взрыва автомобиля.

Следует отметить, что в отношении требований к конструкционнотехнической безопасности имеет место существенное временное запаздывание в применении отечественными предприятиями соответствующих нормативов по сравнению с ведущими европейскими автопроизводителями. Отечественные автомобили, в отличие от иномарок той же ценовой категории, в своих стандартных заводских комплектациях зачастую не имеют минимального набора необходимого сейчас оборудования (кондиционера, подушек безопасности и т.п.), что стало нормой для зарубежных автопроизводителей. Причем, даже самые многофункциональные модели еще не оснащаются такими важными элементами активной безопасности, как круиз-контроль, антипробуксовочная система, система курсовой устойчивости, система экстренного торможения и др. Несоответствие конструкций Правилам ЕЭК ООН ограничивает возможности экспорта российских автомобилей. Сейчас даже развивающиеся страны требуют, чтобы импортируемый автомобиль был на уровне ведущих производителей.

В процессе гарантийной и даже постгарантийной эксплуатации новых моделей или отдельных модификаций автомобиля могут быть выявлены скрытые заводские дефекты, обнаружение которых в период разработки и производства АТС не всегда оказывается возможным. В таких ситуациях в порядке вещей за рубежом применяется отзыв дефектных автомобилей.

Отзыв (recall) — это процедура, по которой изготовитель либо заменяет дефектный элемент конструкции, либо ремонтирует его за свой счет, либо, что является достаточно редким, заменяет сам автомобиль как дефектный продукт. Чаще всего, как правило, проводится замена дефектного узла на вновь изготовленный, в котором устранены обнаруженные в эксплуатации конструктивные недостатки. Это, по сути, представляет собой способ уменьшения вероятных потерь автомобильной компании, поскольку стоимость замены дефектных узлов можно оценить достаточно точно, а вероятные потери от того, что дальнейшая эксплуатация дефектных автомобилей может вызвать летальный исход или тяжелые телесные повреждения, заранее неизвестны и могут оказаться слишком высокими.

Мировая практика показывает, что автопроизводители отзывают свои автомобили по самым разнообразным причинам. С одной стороны, это могут быть ошибки разработчиков, а с другой — низкое качество комплектующих. Но эти причины имеют и тесную взаимосвязь между собой. Так, например, ошибка конструкторов может привести к изготовлению по заказу автомобильной компании таких комплектующих, которые не прослужат достаточное для обеспечения безопасности автомобиля время. И, наоборот, сборка автомобиля из некачественно изготовленных комплектующих может привести в нерабочее состояние даже идеально разработанный конструкторами узел. Основными причинами отзыва обычно называются временное снижение качества компонентов или временная проблема при изготовлении автомобилей. Чтобы предупредить возникновение причин отзывов, необходимо совершенствовать менеджмент качества не только производственного процесса, но и всех других процессов организации, проводить всесторонние тестовые испытания конструкции автомобиля и активно инвестировать в НИОКР.

Вместе с тем, полностью исключить риск возникновения отзывных сервисных кампаний не может ни один автопроизводитель. Применение процедуры «рекол» предусматривает, что владельцам автомобилей, попавших в группу риска, передаются уведомления о необходимости посетить сервис. Так, Mercedes еще в 1999 г. отозвал 60 тыс. грузовиков из-за возможного дефекта тормозной системы. В тот же период компания Honda отозвала около миллиона автомобилей Civic выпуска 1996-1998 гг. для замены коврика под ногами водителя, который может помешать нажатию на педаль тормоза. Такая практика имеет место и в настоящее время, несмотря на прогрессивные изменения современных конструкций автомобилей иностранного производства. Например, в октябре 2009 г. Nissan начала масштабный отзыв автомобилей Nissan Dualis в связи с браком в системе рулевого управления. Сотрудниками производителя была обнаружена оплошность в сборке, которая могла привести к отказу рулевого механизма. Несмотря на то, что на начало применения процедуры «рекол» не было зарегистрировано ни одного случая обращения клиентов в Nissan в связи с указанным браком, на сервисных станциях Nissan Dualis большинство автовладельцев прошли легкое обслуживание. Тогда под отзыв попали 25 342 автомобиля, которые были выпущены в конкретный период 2007 г. [210]. Еще один пример — из-за проблем, связанных с ухудшением работы тормозов в холодную погоду, компания General Motors в конце 2009 г. объявила об отзыве 10 119 автомобилей Pontiac Vibe конкретного варианта исполнения и комплектации. Данные автомобили были уже проданы и находились почти в двадцати государствах с суровым зимним климатом. Кампания по отзыву оказалась обусловленной тем, что очень низкая температура может способствовать заморозке вакуумных компонентов тормозов. Хотя они могут работать, их эффективность снижается, а тормозной путь увеличивается, что может привести к ДТП. Отзывная кампания распространилась и на все отозванные автомобили, зарегистрированные в других государствах. [212]

Самый масштабный и имеющий огромный международный общественный резонанс отзыв в истории мировой автоиндустрии провела фирма Toyota в начале 2010 г., когда по причине «залипания» педали газа в сервисные центры были отправлены более 10,5 млн автомобилей 10

моделей. Из них 7,7 млн машин были отозваны в США, 1,8 млн — в Европе, 750 тыс. — в Китае. В России сервисная компания коснулась порядка 160 тыс. автомобилей разных моделей фирмы Toyota.

Национальное управление по дорожной безопасности США провело исследование, в результате которого выявилось, что General Motors является безусловным лидером по отзывам дефектных автомобилей, второе место занимает компания Ford, третье место досталось Toyota. [68] Справедливым будет уточнить, что в 1964 г. в США вступил в силу закон об обязательном устранении заводских дефектов, обнаруженных после продажи автомобиля. И чаще всего именно по данной причине американские компании, производящие автомобили, отзывают свой товар в случае обнаружения неисправностей. Какой именно брак необходимо ликвидировать решает либо сам производитель, либо Национальное управление по дорожной безопасности США. В случае, если производитель отказывается принимать отозванный по причине дефекта автомобиль, на него может быть наложен высокий штраф.

Другим вариантом разрешения проблем дефектности отдельных конструкционных элементов автомобилей в эксплуатационный период является увеличение гарантийного срока их использования. По этому пути пошла компания Volvo, продлившая гарантию на дроссели, которые могут подвергнуться коррозии и вызвать сбой в работе двигателя, с 7 до 10 лет или до 320 тыс. км. Кроме того, компания также дала обещание вернуть деньги тем владельцам, которые уже потратили по 1 тыс. долл, на замену дросселей. [214]

Примечательно, что рекорд по количеству отзывов автомобилей на внеплановое техническое обслуживание был установлен в Германии еще в 2006 г. Автопроизводители отзывали для ремонта дефектные автомобили 167 раз, а средний возраст автомобилей, отозванных в мастерские, составил 3,3 года. [11]

Относительно российского опыта применения отзывных кампаний, следует отметить, что достаточно долго в истории отечественного автостроения публичного отзыва автомобилей не было, хотя известно, что еще в начале 1990-х гг. ОАО «КамАЗ» массово заменило на автомобилях одной из моделей элементы рулевого управления; ОАО «ГАЗ» на первой партии полноприводных «Газелей» — передние мосты; ОАО «УАЗ» практикует принудительную замену бригадами специалистов завода дефектных узлов и деталей; ОАО «АВТОВАЗ» направляет в свои спецавто- центры предписания по поиску и отзыву автомобилей для устранения возможного дефекта. Таким образом, практически все отечественные автозаводы применяют процедуру «рекол», но делают это неофициально — публичная практика отзыва машин до недавнего времени была у российских автопроизводителей крайне непопулярна, и только сравнительно недавно заводы стали открыто отзывать дефектные машины.

Как уже отмечено, отзыв автомобилей с возможными неисправностями — обычная практика в цивилизованных странах. В России же сервисные кампании потребители воспринимают как показатель ненадежности автомобилей конкретной марки. Поэтому даже иностранные автопроизводители зачастую предпочитают не придавать огласке информацию об отзыве своих автомобилей российской сборки. Однако в последнее время ситуация стала позитивно меняться, и не последнюю роль в этом сыграл крупнейший российский автопроизводитель ОАО «АВТОВАЗ», который стал открыто проводить силами предприятий фирменной сервисносбытовой сети отзывы своих машин для выявления и устранения возможных дефектов.

Впервые ОАО «АВТОВАЗ» объявил об отзыве конкретной партии автомобилей для проведения бесплатного ремонта в феврале 2002 г. Под первый отзыв попали около тысячи внедорожников «Нива», выпущенные в конце декабря 2001 г. Данная партия имела существенный дефект гидроусилителя руля, проявление которого могло привести к полной потере управляемости автомобиля. Крупнейшим отзывом АВТОВАЗа стала сервисная кампания в апреле 2012 г., когда для исключения потенциального дефекта топливной системы в сервисные центры были приглашены владельцы 70 тыс. автомобилей LADA Kalina и 24 тыс. LADA Granta. Всего за свою длительную историю существования ОАО «АВТОВАЗ» открыто отозвал более 170 тыс. автомобилей различных моделей.

Ульяновский автомобильный завод в последние годы также проводит отзывные кампании. Так, в ноябре 2013 г. он объявил об отзыве автомобилей для замены реле обогрева ветрового стекла. Отзыв затронул автомобили UAZ Patriot, выпущенные в период с июля по сентябрь 2013 г. Пресс-служба автозавода объяснила, что неисправность в работе механизма обогрева лобового стекла дает дополнительную нагрузку на аккумулятор и может привести к его преждевременной разрядке. Данный дефект никак не влияет на систему безопасности, но в целях обеспечения наиболее комфортного владения автомобилем владельцев UAZ Patriot попросили обратиться в официальный дилерский центр марки для проведения необходимых работ. [182, с. 2]

Однако стоит отметить, что и до настоящего времени, в отличие от зарубежных автопроизводителей, отзывающих свои автомобили даже по незначительному поводу, российские автомобильные компании не спешат вводить в свою практику отзывы автомобилей из-за несущественных дефектов. Они применяют данную процедуру только относительно дефектов, имеющих явную опасность для эксплуатации автомобилей.

Восприятие потребителями отзывов во многом зависит от того, каким образом автопроизводитель в каждом конкретном случае будет позиционировать причину отзыва своих автомобилей. Немаловажную роль играет также фактор своевременности. Если автомобилестроительная компания ведет активную работу по постоянному контролю качества продукции на различных этапах ее жизненного цикла, то возможный дефект выявляется еще до его проявления в реальных условиях эксплуатации или же до момента поступления массовых жалоб на отказы элементов автомобилей. В данном случае отзыв воспринимается вполне адекватно, как проявление заботы автозавода о безопасности своего потребителя. Впечатление потребителей относительно такого отзыва будет позитивным. Если же автомобильная компания процедуру отзыва дефектных автомобилей стремится реализовать неофициально, то в случае получения огласки она может серьезно навредить имиджу своей марки.

Обеспечение конструкционно-технической безопасности АТС осуществляется также в рамках реализации разнообразных государственных мер по обновлению парка эксплуатирующейся техники. Это обусловлено тем, что новые, более совершенные модели автомобилей обладают дополнительными опциями, которые позволяют повышать уровень безопасности при их эксплуатации и в случаях возникновения ДТП. Для России это направление обеспечения безопасности АТС особенно актуально, поскольку по оценкам аналитических агентств, в настоящее время порядка 50% российского автомобильного парка имеет срок технической эксплуатации более 10 лет. [102]

Сравнительный анализ российской ситуации с показателями Герма- нии (как одной из самых автомобилезированных стран Европы) по показателям ДТП позволяет говорить о чрезвычайной актуальности проблемы разработки средств активной и пассивной безопасности отечественных автомобилей.

Так, анализ статистики ДТП показывает, что в Российской Федерации автомобилей значительно меньше, чем в Германии, но количество погибших на дорогах в 6,4 раза выше. [191, с. 5] Количество ДТП в России, по данным таблицы 2.1, в 1,6 раза меньше, чем в Германии, однако количество погибших, как уже было отмечено, значительно превосходит немецкий показатель.

Сравнительная характеристика ДТП в Российской Федерации и Германии в 2010 г.

Источник https://ohranatruda.ru/ot_biblio/instructions/166/147858/

Источник http://www.avtokeb.ru/tehbez.html

Источник https://studref.com/644494/ekonomika/obespechenie_bezopasnosti_avtomobilestroenii

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: