Безопасность при перевозке грузов автотранспортом
Автомобильные грузоперевозки – наиболее востребованный способ перемещения товаров, и одновременно, сопряжен с большими рисками. При их организации стоит уделить особое внимание страховке и технике безопасности в пути.
Компания ТАЙСУ-ТБ предоставляет все виды экспедиторских услуг при перевозке грузов автомобильным транспортом.
Основные требования и этапы грузоперевозки
Перевозка груза при помощи автомобильного транспорта подчиняется определенным правилам, вне зависимости от его вида. К ним можно отнести:
- габариты груза и его предел соответствует вместимости ТС;
- более тяжелый груз или его части перевозятся «в голове» кузова;
- более легкий груз или его части находятся вверху кузова;
- соблюдение скоростного режима.
Безопасность водителя
Безопасность водителя автотранспорта играет важнейшую роль в обеспечении грузоперевозки.
До поездки водитель обязан проверить:
- исправность работы транспортного средства;
- состояние собственного здоровья;
- наличие документов, необходимых для вождения (водительские права, допуск к управлению транспортом, маршрутный лист);
- наличие документов на перевозимый груз.
Во время поездки водитель обязан:
- соблюдать ПДД;
- соблюдать технику безопасности;
- соблюдать меры контроля действий в пути.
Согласно трудовому кодексу рабочая смена не должна превышать 12-ти часов в день и 40-а часов в неделю. Поэтому есть специальные требования, которые касаются время работы водителя в пути:
- рейс в пределах нормы рабочей смены обслуживает один человек;
- на рейсе больше 12-ти часов или более 250 км работают два человека;
- перевозки на дальние расстояния обслуживают несколько водителей.
Безопасность транспортного средства
Безопасность транспортного средства во время рейса не менее важна, чем безопасность водителя. В его обязанности входит проверка автомобиля перед поездкой и устранение возможных неполадок. В процессе проверки ТС проходит, как визуальный осмотр целостности пломб, движущихся частей и наличие смазки в местах соединений.
Сроки годности огнетушителей и медицинских препаратов должны быть действительными.
Погрузка и разгрузка
Перед погрузкой товаров в кузов автомобиля необходимо выполнить грузовой расчет, который помогает грамотно распределить их вес в кузове и гарантировать надежность укладки. Погрузка товаров не может проходить без расчета.
К общим требованиям безопасности погрузочно-разгрузочных работ относится следующее:
- погрузка начинается от кабины к задней части, разгрузка с задней части к кабине;
- дистанция между транспортным средством и жилыми зданиями – 150 метров;
- расстояние между машинами – 1 метр.
Погрузка товаров может проходить, как с использованием специальной техники, так и вручную. Если применяется второй вариант грузчики должны руководствоваться следующими мерами безопасности:
- острые предметы должны переносится в специальных защитных чехлах;
- руки должны быть защищены перчатками;
- если упаковка товара повреждена, а из места повреждения торчат острые предметы, их переноска повреждена;
- стекло должно грузиться на специальных поставках;
- при погрузке досок используется специальные подпорки.
Что делать в случае аварии
Несмотря на все принятые меры предосторожности вероятность аварии в пути никогда не равно нулю. Если перевозчик попал в ДТП он при возможности должен принять меры.
Что запрещено делать в рейсе
По мимо очевидных правил дорожного движения перевозчик в рейсе обязан соблюдать и другие требования безопасности в пути. При управление ТС нельзя:
Требования безопасности при производстве работ по перемещению грузов кранами
Разгрузка и загрузка полувагонов крюковыми кранами должна производиться по технологии, утвержденной владельцем крана, с указанием необходимых мер для безопасного производства работ и под непосредственным руководством лица, ответственного за безопасное производство работ кранами. В местах постоянной погрузки (выгрузки) полувагонов должны быть устроены стационарные эстакады или навесные площадки для стропальщиков. Для подъема (спуска) в полувагон предусматриваются приставные лестницы.
Схема загрузки полувагона краном КС-557Кр
Нахождение людей в полувагонах при разгрузке и загрузке их кранами не допускается.
Укладка груза в полувагоны, на платформы должна производиться в соответствии с нормами МПС России по согласованию с грузополучателем. Погрузка груза должна производиться с учетом возможности удобной и безопасной строповки при разгрузке.
Основными причинами несчастных случаев при разгрузке (погрузке) полувагонов являются:
- отсутствие средств подъема в полувагон;
- нахождение стропальщиков в полувагоне в момент перемещения груза;
- машинист крана начинает перемещение грузового крюка со съемными грузозахватными приспособлениями, не подняв их из полувагона. Нередко при этом происходит зацепление стропов за груз или борта полувагона, что может привести к падению груза и даже к опрокидыванию крана;
- неправильная погрузка груза, что может привести к травмированию стропальщиков при выгрузке.
Для повышения безопасности и удобства производства работ в местах постоянной нагрузки и разгрузки полувагонов и автотранспортных средств устраивают эстакады с настилом, расположенным на уровне (или немного ниже) борта транспортного средства. Доступ с него в полувагоны обеспечивается с помощью инвентарных лестниц. Стропальщик во время подъема, перемещения и опускания груза находится на эстакаде, в безопасном месте. Для безопасной работы стропальщиков могут применять навесные люльки и лестницы или, приставные вышки.
Работы следует производить в соответствии с «Правилами техники безопасности и производственной санитарии при погрузочно-разгрузочных работах на железнодорожном транспорте»
На рис. показан пример установки автомобильного крана для погрузки (разгрузки) из полувагона сортового металлопроката. Сортовой металл в полувагоне уложен в один штабель по длине полувагона, по три пачки по ширине, в два яруса по высоте на подкладки и прокладки. Каждая пачка металла увязана поперечными обвязками из проволоки в две нити в трех местах. При весе пачек металла больше грузоподъемности крана необходимо пачки развязать и выгрузку производить по частям. Массу пачек определяют по бирке прикрепленной на пачке металла. При отсутствии бирки массу груза определяет лицо, ответственное за безопасное производство работ кранами.
Последовательность технологических операций.
1. Стропальщики С1 и С2 по приставной вышке поднимаются в полувагон. Стропальщик С1 дает крановщику сигнал подать в полувагон крюк крана.
2. Стропальщики С1 и С2 стропят пакет в соответствии со схемой строповки, используя для протаскивания универсального стропа между пачками вспомогательные приспособления (багорики, крючья, проволоку).
3. По сигналу С1 машинист крана поднимает пакет металла на высоту 0,2 м. Убедившись, что груз закреплен надежно и правильно, стропальщик С1 дает крановщику сигнал на дальнейший подъем груза и перемещение его к месту складирования.
4. Крановщик поднимает груз на высоту не менее 0,5 м выше бортов полувагона и перемещает его к месту складирования.
5. Над местом складирования крановщик опускает груз на высоту 0,5 м от поверхности складирования или верха кассет.
6. Стропальщики С3 и С4 из безопасной зоны подходят к грузу и с помощью багров производят установку груза на предназначенное место складирования.
7. По команде стропальщика С3 крановщик опускает груз на место складирования.
Разгрузка и погрузка автотранспорта
Площадки, постоянно используемые для выгрузки (погрузки) автомашин, должны быть оборудованы эстакадами для стропальщиков. Площадки, временно используемые для выгрузки (погрузки) автотранспортных средств, должны обеспечиваться приставными лестницами.
Запрещается влезать в кузов через борта автомашины или прыгать из кузова на землю.
Груз при погрузке должен быть размещен, а при необходимости закреплен на транспортном средстве так, чтобы он:
- не подвергал опасности водителя и окружающих;
- не ограничивал водителю обзорности;
- не нарушал устойчивости транспортного средства;
- обеспечивал удобную и безопасную строповку при разгрузке;
- не закрывал световые и сигнальные приборы, а также номерные знаки.
Для обеспечения безопасности рабочих при погрузке (разгрузки) автотранспортных средств работ следует вести с соблюдением следующих правил:
а) во всех случаях не допускается нахождение людей в кузове автомашин во время подъема или опускания груза;
б) после зацепки груза в кузове машины стропальщики после проверки правильности и надежности строповки, должны выйти из кузова на эстакаду (спуститься по лестнице на землю) и выйти из опасной зоны;
в) груз следует поднять на высоту не менее 0,5 м выше кузова и перемещать в зону складирования с дальнейшим подъемом и опусканием на ранее подготовленную площадку.
г) погрузка автомашины производиться в обратном порядке.
Запрещается погрузка или разгрузка автомашин при нахождении в её кабине людей, подъем груза неизвестной массы, подъем и перемещение груза при неисправных приборах безопасности и тормозах крана.
Меры безопасности при монтаже технологического оборудования
Монтаж технологического оборудования (аппаратов, станков, трубопроводов и т.п.) с применением кранов должен производиться в соответствии с проектами производства работ или технологическими картами.
В зависимости от массы и формы технологического оборудования применяют различные способы его строповки и перемещения кранами. Для подъема вертикального оборудования цилиндрической формы применяют плоскостные или пространственные траверсы.
Подъем крупногабаритного оборудования большой массы в ряде случаев осуществляют двумя кранами с использованием специальных траверс.
При оснащении груза рымами цапфами, петлями и другими устройствами для застроповки следует использовать стропы.
Снижение производственного травматизма при производстве монтажных работ может быть достигнуто: при строгом соблюдении требований ППР или технологических карт; применением устройств для дистанционной или автоматической расстроповки грузозахватных приспособлений; обеспечением рабочих мест и стропальщиков средствами коллективной и индивидуальной защиты (лесами, ограждениями, предохранительными поясами и т.д.); применением укрупненной сборки конструкций и оборудования на земле; поддержанием рабочего места на высоте в надлежащем виде (отсутствие льда, мусора, посторонних деталей и пр.).
Порядок производства погрузочно-разгрузочных работ с опасными грузами
К опасным грузам относятся любые вещества, материалы, отходы производственной деятельности, которые в силу присущих им свойств и особенностей могут создавать угрозу для жизни и здоровья людей, нанести вред окружающей природной среде, привести к повреждению или уничтожению материальных ценностей.
Рабочие, допущенные к погрузке (разгрузке) опасных и особо опасных грузов, должны проходить специальное обучение безопасности труда с последующей аттестацией.
При производстве погрузочно-разгрузочных работ текущий инструктаж следует проводить перед началом работы. В программу инструктажа должны быть включены сведения о свойствах опасных грузов, правила работы с ними, меры оказания первой до врачебной помощи пострадавшим.
Погрузку, разгрузку и перемещение опасных грузов следует производить в соответствии с требованиями безопасности, содержащимися в документации на эти вещества (грузы).
Погрузочно-разгрузочные работы и перемещение опасных грузов должны производиться по наряду-допуску в специально отведенных местах.
Не допускается выполнять работы с опасными грузами при обнаружении несоответствия тары требованиям безопасности труда, неисправности тары, а также при отсутствии маркировки и предупредительных надписей на ней.
Опасный груз должен снабжаться информационной карточкой и таблицей. Информационные таблицы устанавливают на транспортное средство спереди и сзади. Они содержат информацию о виде опасного груза, способах тушения при его возгорании, способах защиты рабочих.
Места производства работ, средства их транспортирования, грузоподъемное оборудование и т.п., загрязненные ядовитыми (токсичными) веществами, должны быть подвергнуты тщательной очистке, мойке и обезвреживанию.
Меры безопасности при погрузке (выгрузке) леса и пиломатериалов
Безопасное производство погрузочно-разгрузочных работ лесоматериалов регламентируется технологическими картами, правилами техники безопасности, производственной санитарии и другими нормативными документами.
Бревна и пиломатериалы стропят различными грузозахватными приспособлениями. Самыми простыми и надежными считаются универсальные стропы. Недостаток этого способа заключается в длительности зацепки и расстроповки груза.
Для строповки бревен и пиломатериалов можно использовать строп со свободным крюком, легко передвигающимся по канату в зависимости от размера поднимаемого груза. После опускания и укладки груза петля стропа быстро снимается с подвижного крюка и легко вытаскивается из-под груза.
Полужесткие стропы для строповки пиломатериалов
При погрузке и выгрузке бревен пакетами целесообразно применять специальный захват-траверсу (см. приложение) с двумя длинными облегченными стропами.
Поштучную транспортировку бревен большого диаметра выполняют с помощью клещевых захватов.
Для перегрузки короткомерного леса применяют специальные траверсы, контейнеры и специальные полужесткие стропы (рис.9.2).
При погрузке (выгрузке) леса и пиломатериалов необходимо выполнять следующие правила безопасности:
- при подъеме пакетов пиломатериалов отходить к стороне, противоположной его перемещению, на расстояние не менее 3 м;
- направлять пакет с помощью крючков, рукоятка которых не менее 1 м;
- вытаскивать вручную из-под пакета стропы, чтобы не развалить его;
- не становиться на край штабеля или на концы прокладок;
- не производить одновременно погрузочные и разгрузочные работы с одним штабелем;
- перед выгрузкой (погрузкой) обледенелого леса и пиломатериала он должен быть очищен ото льда и снега в местах застроповки;
- застроповка круглого леса должна производиться не ближе 0,5 м от конца бревен;
- для подъема на штабель стропальщики должны использовать переносные лестницы
Площадки для складирования лесоматериалов должны быть очищены от сухой травы, коры, бурьяна и покрыты слоем песка, земли или гравия толщиной не менее 15 см.
Грузоподъемные и транспортные работы должны производиться с соблюдением требований пожарной безопасности путем:
а) исключения пролива топлива и других легковоспламеняющихся и горючих жидкостей;
б) исключения открытого выделения паров легковоспламеняющихся и горючих жидкостей;
Меры безопасности при разгрузке автомобилей
V. Требования охраны труда при погрузке и разгрузке грузов
34. Производство погрузочно-разгрузочных работ допускается при соблюдении предельно допустимых норм разового подъема тяжестей (без перемещения): мужчинами — не более 50 кг; женщинами — не более 15 кг.
35. Погрузка и разгрузка грузов массой от 50 кг до 500 кг должна производиться с применением грузоподъемного оборудования и устройств (тельферов, лебедок, талей, блоков). Ручная погрузка и разгрузка таких грузов допускается под руководством лица, назначенного работодателем ответственным за безопасное производство работ, и при условии, что нагрузка на одного работника не будет превышать 50 кг.
Погрузка и разгрузка грузов массой более 500 кг должна производиться с применением грузоподъемных машин.
36. При производстве погрузочно-разгрузочных работ несколькими работниками необходимо каждому из них следить за тем, чтобы не причинить друг другу травмы инструментами или грузами.
37. Строповка грузов производится в соответствии со схемами строповки.
Схемы строповки, графическое изображение способов строповки и зацепки грузов выдаются работникам или вывешиваются в местах производства работ.
Погрузка и разгрузка грузов, на которые не разработаны схемы строповки, производятся под руководством лица, ответственного за безопасное производство работ.
При этом применяются съемные грузозахватные приспособления, тара и другие вспомогательные средства, указанные в документации на транспортирование грузов.
38. При строповке грузов необходимо руководствоваться следующим:
1) масса и центр тяжести изделий заводской продукции указываются в технической документации завода-изготовителя;
2) масса станков, машин, механизмов и другого оборудования указывается на заводской табличке, прикрепленной к станине или раме станка или машины;
3) масса, центр тяжести и места строповки упакованного груза указываются на обшивке груза;
4) строповка крупногабаритных грузов производится за специальные устройства, строповочные узлы или обозначенные на грузе места в зависимости от положения его центра тяжести.
39. После строповки груза для проверки ее надежности груз должен быть поднят на высоту 200 — 300 мм от уровня пола (площадки). Только убедившись в надежности строповки работник, застропивший груз, дает команду на дальнейший подъем и перемещение груза.
40. Перемещать груз над рабочими местами при нахождении людей в зоне перемещения груза запрещается.
41. При погрузке и разгрузке грузов, имеющих острые и режущие кромки и углы, применяются подкладки и прокладки, предотвращающие повреждение грузозахватных устройств.
42. При погрузке и разгрузке грузов с применением конвейера необходимо соблюдать следующие требования:
1) укладка грузов обеспечивает равномерную загрузку рабочего органа конвейера и устойчивое положение груза;
2) подача и снятие груза с рабочего органа конвейера производится при помощи специальных подающих и приемных устройств.
43. При погрузке и разгрузке сыпучих грузов соблюдаются следующие требования:
1) погрузка и разгрузка сыпучих грузов производятся механизированным способом, исключающим, по возможности, загрязнение воздуха рабочей зоны. При невозможности исключения загрязнения воздуха рабочей зоны работники обеспечиваются средствами индивидуальной защиты органов дыхания фильтрующего типа;
2) при погрузке сыпучих грузов из штабеля не допускается производство работ подкопом с образованием козырька с угрозой его обрушения;
3) при разгрузке сыпучих грузов из полувагонов люки открываются специальными приспособлениями, позволяющими работникам находиться на безопасном расстоянии от разгружаемого груза;
4) при разгрузке сыпучих грузов из полувагонов на путях, расположенных на высоте более 2,5 м (на эстакадах), открытие люков производится со специальных мостков;
5) при разгрузке бункеров, башен и других емкостей с сыпучими материалами в верхней части емкостей предусматриваются специальные устройства (решетки, люки, ограждения), исключающие возможность падения работников в емкости.
44. Перед открытием дверей крытых вагонов необходимо осмотреть их и убедиться в исправности их закрепления. Неисправные двери открываются под руководством лица, ответственного за безопасное производство работ, в присутствии осмотрщика вагонов.
При открытии дверей крытых вагонов запрещается находиться напротив дверей.
При открытии двери вагона работники находятся сбоку и открывают дверь на себя, держась за ее поручни.
При закрытии двери крытого вагона работники также находятся сбоку и двигают дверь за поручни от себя.
Открывать двери крытых вагонов на эстакадах, не имеющих ходовых настилов, запрещается.
45. При открытии борта железнодорожной платформы работники находятся со стороны торцов борта во избежание удара падающим бортом.
Открытие и закрытие неисправных бортов железнодорожной платформы производятся под руководством лица, ответственного за безопасное производство работ.
46. При открытии люков хопперов и полувагонов работники находятся сбоку от люков.
Открывать люки, находясь под вагоном, запрещается.
47. Открытие люков хопперов производится двумя работниками.
48. При открытии люков хопперов и полувагонов не допускается нахождение работников в вагоне.
Открывать люки хопперов и полувагонов на эстакаде разрешается при свободных от материалов предыдущей разгрузки ходовых настилах.
При открытии люков работники используют защитные очки.
49. При разгрузке хопперов и полувагонов на эстакадах запрещается открывать люки, если под эстакадой или вблизи эстакады находятся люди, машины, механизмы.
50. После разгрузки крышки люков хопперов и полувагонов закрываются до фиксированного положения. Запрещается оставлять транспортные средства с открытыми люками.
51. Закрытие люков хопперов и полувагонов производится непосредственно на месте разгрузки с применением специальных ломиков двумя работниками.
52. Для перехода работников по сыпучему грузу, имеющему большую текучесть и способность засасывания, устанавливаются трапы или настилы с перилами по всему пути передвижения и применяется удерживающая или страховочная привязь.
53. При разгрузке сыпучих грузов с автомобилей-самосвалов, установленных на насыпях, а также при засыпке котлованов и траншей грунтом автомобили-самосвалы устанавливаются на расстоянии не менее 1 м от бровки естественного откоса.
54. Очистку поднятого кузова автомобиля-самосвала от остатков груза следует производить специальными скребками или лопатами с удлиненными ручками, находясь на разгрузочной площадке.
Очищать кузов от остатков груза, находясь в кузове или на колесе автомобиля-самосвала, наносить удары по кузову, а также встряхивать кузов гидросистемой подъемника кузова для удаления остатков груза запрещается.
55. Погрузка груза в кузов транспортного средства производится по направлению от кабины к заднему борту, разгрузка — в обратном порядке.
56. При погрузке груза в кузов транспортного средства необходимо соблюдать следующие требования:
1) при погрузке навалом груз располагается равномерно по всей площади пола кузова и не должен возвышаться над бортами кузова (стандартными или наращенными);
2) штучные грузы, возвышающиеся над бортом кузова транспортного средства, увязываются такелажем (канатами и другими обвязочными материалами в соответствии с технической документацией завода-изготовителя). Работники, увязывающие грузы, находятся на погрузочно-разгрузочной площадке;
3) ящичные, бочковые и другие штучные грузы укладываются плотно и без промежутков так, чтобы при движении транспортного средства они не могли перемещаться по полу кузова. Промежутки между грузами заполняются прокладками и распорками;
4) при погрузке грузов в бочковой таре в несколько рядов их накатывают по слегам или покатам боковой поверхностью. Бочки с жидким грузом устанавливаются пробками вверх. Каждый ряд бочек устанавливается на прокладках из досок и все крайние ряды подклиниваются клиньями. Применение вместо клиньев других предметов не допускается;
5) стеклянная тара с жидкостями в обрешетках устанавливается стоя;
6) запрещается устанавливать груз в стеклянной таре в обрешетках друг на друга (в два яруса) без прокладок, предохраняющих нижний ряд от разрушения во время транспортировки;
7) каждый груз в отдельности должен быть укреплен в кузове транспортного средства, чтобы во время движения он не мог переместиться или опрокинуться.
57. Безопасность при выполнении погрузочно-разгрузочных работ и размещении груза в таре обеспечивается содержанием тары в исправном состоянии и правильным ее использованием.
На таре, за исключением специальной технологической, указываются ее номер, назначение, собственная масса, максимальная масса груза, для транспортировки и перемещения которого она предназначена.
Емкость тары должна исключать возможность перегрузки грузоподъемной машины.
При производстве погрузочно-разгрузочных работ запрещается применять тару, имеющую дефекты, обнаруженные при внешнем осмотре.
58. При погрузке, разгрузке и размещении груза в таре необходимо соблюдать следующие требования:
1) тара загружается не более номинальной массы брутто;
2) способы погрузки или разгрузки исключают появление остаточных деформаций тары;
3) груз, уложенный в тару, находится ниже уровня ее бортов;
4) открывающиеся стенки тары, уложенной в штабель, находятся в закрытом положении;
5) перемещение тары волоком и кантованием не допускается.
59. Грузы в бочках, барабанах, рулонах (катно-бочковые грузы) допускается грузить вручную путем перекатывания или кантования при условии, что пол складского помещения находится на одном уровне с полом вагона или кузова транспортного средства.
Если пол складского помещения расположен ниже уровня пола вагона или кузова транспортного средства, погрузка и разгрузка катно-бочковых грузов вручную при кантовании допускается по слегам или покатам двумя работниками при массе одной единицы груза не более 80 кг, а при массе более 80 кг необходимо применять канаты или погрузочные машины.
Запрещается находиться перед скатываемыми грузами или сзади накатываемых по слегам (покатам) катно-бочковых грузов.
60. Погрузка и разгрузка вручную грузов, превышающих длину кузова транспортного средства на 2 м и более (далее — длинномерные грузы), требует обязательного применения канатов. Эта работа выполняется не менее чем двумя работниками.
61. При погрузке длинномерных грузов на прицепы-роспуски необходимо оставлять зазор между задней стенкой кабины транспортного средства и грузом с таким расчетом, чтобы прицеп-роспуск мог свободно поворачиваться по отношению к транспортному средству на 90° в каждую сторону.
62. При погрузке и разгрузке длинномерных грузов, вес которых с учетом массы транспортного средства превышает установленные на территории Российской Федерации вес транспортного средства или нагрузку на ось транспортного средства (далее — длинномерные тяжеловесные грузы), применяют страховку груза канатами с соблюдением мер безопасности:
1) при накатывании тяжеловесного длинномерного груза запрещается находиться с противоположной стороны его движения;
2) при укладке тяжеловесного длинномерного груза в кузове транспортного средства нельзя находиться на торцовой стороне длинномера со стороны кабины транспортного средства.
Укладка тяжеловесного длинномерного груза в кузове транспортного средства выполняется с применением лома или ваги.
63. При погрузке груза неправильной формы и сложной конфигурации (кроме грузов, которые не допускается кантовать) груз располагается на транспортном средстве таким образом, чтобы центр тяжести занимал возможно низкое положение.
64. Погрузка груза в полувагон или на платформу производится в соответствии с нормами его перевозки железнодорожным транспортом.
65. Погрузка груза в транспортные средства производится таким образом, чтобы обеспечивалась возможность удобной и безопасной строповки его при разгрузке.
66. При погрузке сортовой стали в транспортное средство отдельные ее пачки укладываются параллельно друг другу без перекашивания.
Каждая пачка сортовой стали размером профиля до 180 мм увязывается обвязками из проволоки диаметром не менее 6 мм в две нити: при длине пачки металла до 6 м — в двух местах; при большей длине пачки металла — в трех местах.
Каждая пачка сортовой стали размером профиля более 180 мм увязывается обвязками из проволоки диаметром не менее 6 мм в две нити: при длине пачки металла до 9 м — в двух местах; при большей длине пачки металла — в трех местах.
Запрещается поднимать пачки сортовой стали за обвязки.
67. При погрузке грузов на подвижной состав тележки вагонов загружаются равномерно. Разница в загрузке тележек вагонов не должна превышать:
1) для четырехосных вагонов — 10 т;
2) для шестиосных вагонов — 15 т;
3) для восьмиосных вагонов — 20 т.
При этом нагрузка, приходящаяся на каждую тележку, не должна превышать половины грузоподъемности данного типа вагона, а поперечное смещение общего центра тяжести груза от вертикальной плоскости продольной оси вагона не должно превышать 100 мм.
Грузы укладываются на подкладки, расстояние между осями которых составляет не менее 700 мм.
При необходимости транспортировки грузов на платформе с откинутыми бортами откинутые борта платформы закрепляются за кольца, имеющиеся на продольных балках, а при их отсутствии — увязываются проволокой диаметром не менее 4 мм с ухватом боковых и хребтовых балок.
Перед погрузкой пол вагона, опорные поверхности груза, подкладки, прокладки, бруски и поверхности груза под обвязками очищаются от снега, льда и грязи. В зимнее время полы вагонов и поверхности подкладок в местах опирания груза посыпаются тонким слоем чистого сухого песка.
Каждая растяжка закрепляется одним концом за детали груза, другим — за детали вагонов, используемые для крепления грузов.
68. При погрузке и разгрузке платформ и полувагонов запрещается:
1) выгружать грузы грейферами, имеющими зубья, и опускать грейферы с ударом об пол платформы или полувагона; ударять грейфером о борта платформ, обшивку и верхнюю обвязку кузова полувагона;
2) при погрузке с помощью лебедки касаться тросами верхней обвязки кузова полувагона;
3) грузить грузы с температурой выше 100° C;
4) грузить и выгружать сыпучие грузы гидравлическим способом;
5) грузить на четырехосные платформы с деревянными бортами навалочные грузы без установки стоек в торцевые и боковые наружные стоечные скобы;
6) грузить железобетонные плиты, конструкции и другие подобные грузы в наклонном положении с опорой на стенки кузова полувагона;
7) грузить кусковые или смерзшиеся руды, камень и другие навалочные грузы, массой отдельных кусков более 100 кг с раскрыванием грейфера, бункера или ковша на высоте более 2,3 м от пола вагона или поверхности груза;
грузить грузы электромагнитными кранами с выключением электромагнита и сбрасыванием груза с высоты более 0,5 м от пола вагона или поверхности груза. Тяжеловесные грузы (слитки, болванки, балки) при погрузке укладываются без сбрасывания;
9) крепить грузы к металлическим частям вагонов с помощью сварки и сверления;
10) пиломатериал и бревна грузить на платформы выше стоек;
11) снимать борта платформ и двери полувагонов.
69. При погрузке и разгрузке из транспортного средства металлопроката необходимо соблюдать следующие требования:
1) при разгрузке металлопроката в виде стержней круглого или квадратного сечения металла в пачках применяются стропы с крюками и пакетирующие стропы. При этом пачка или стержни крепятся «на удавку». После поднятия пачки металла или стержней на высоту не более 1 м стропальщик должен убедиться в правильной строповке и отойти в безопасное место, определенное планом производства работ или технологической картой, и с этого места подать сигнал на подъем груза. Такой порядок соблюдается до окончания работы;
2) при разгрузке металлопроката в виде листового металла необходимо:
подвести вспомогательный строп (подстропник) под груз, количество которого не должно превышать номинальную грузоподъемность крана, надеть петли стропа на крюк крана и слегка их натянуть подъемом крюка. Стропальщики при этом отходят в безопасное место, определенное планом производства работ или технологической картой;
по сигналу старшего стропальщика машинист крана приподнимает захваченный груз на высоту не более 0,5 м и в образовавшийся зазор стропальщики подводят основные стропы, после чего груз опускается на место, а вспомогательный строп снимается с крюка и на него навешиваются основные стропы. Стропальщики отходят в безопасное место, после чего по сигналу старшего стропальщика машинист крана может переместить груз на место укладки. Укладка производится на подкладки или прокладки. Такой порядок соблюдается до окончания работы;
3) при разгрузке листового металла краном с магнитной шайбой необходимо:
указать машинисту крана место опускания магнитной шайбы на груз, после чего стропальщик должен отойти в безопасное, видимое машинисту крана место, и дать команду на подъем груза;
груз поднимается выше борта полувагона на высоту не менее 0,5 м, перемещается и опускается над местом укладки на 1 м и с поправкой положения при помощи подручных средств (багра, оттяжки) груз укладывается в штабель. Такой порядок должен соблюдаться до окончания работы.
70. При погрузке и разгрузке лесоматериалов и пиломатериалов необходимо соблюдать следующие требования:
1) лесоматериалы и пиломатериалы грузить в транспортные средства с учетом возможного увеличения массы груза за счет изменения влажности древесины;
2) при погрузке в подвижный состав лесоматериалов и пиломатериалов кранами с использованием строп следует применять стропы, оборудованные саморасцепляющимися приспособлениями, исключающими необходимость нахождения стропальщика на подвижном составе;
3) при разгрузке лесоматериалов и пиломатериалов из подвижного состава необходимо соблюдать следующие требования:
до начала разгрузки подвижного состава необходимо убедиться в исправности и целостности замков, стоек, прокладок;
при открытии стоечных замков следует находиться с противоположной стороны разгрузки;
необходимо соблюдать безопасный разрыв между разгружаемыми соседними платформами (вагонами), равный не менее одной длины платформы;
4) при разгрузке леса из воды элеваторами необходимо обеспечивать равномерную (без перекосов) насадку бревен на крючья поперечного конвейера, не допуская насадки на крюк по два бревна и более, бревен с двойной кривизной и крупных бревен, диаметр которых превышает размер зева крюка.
При прекращении работы оставлять бревна на цепях конвейера (элеватора) запрещается.
71. Разгрузка сыпучих и мелкокусковых материалов из транспортных средств производится гравитационным способом, черпанием или сталкиванием груза:
1) гравитационная разгрузка используется при разгрузке автомобилей-самосвалов, думпкаров и бункерных вагонов, полувагонов-гондол в приемный бункер или на повышенных путях (эстакадах);
2) разгрузка с применением черпающих устройств (ковшово-элеваторных разгрузчиков, кранов с грейферами) применяется при разгрузке полувагонов;
3) разгрузка сталкиванием производится с применением разгрузочных машин скребкового типа при разгрузке железнодорожных платформ, перемещаемых над приемным бункером маневровыми устройствами.
72. Запрещается наполнять ковш погрузчика путем врезания в штабель сыпучих и мелкокусковых материалов с разгона.
73. Смерзшиеся грузы для восстановления сыпучести и обеспечения разгрузки подвергаются рыхлению.
Такие грузы в зимний период следует защищать от смерзания.
74. Откалывание крупных глыб смерзшегося груза должно производиться с помощью специального инструмента и приспособлений. Запрещается использовать подручные материалы.
1) находиться в приемном устройстве и в кузове подвижного состава во время работы разгрузочных машин всех типов.
2) находиться в зоне работы маневровых устройств при передвижении железнодорожных вагонов на погрузочно-разгрузочной площадке.
76. При разгрузке вагонов со смерзшимся грузом с применением кирок, клиньев и отбойных молотков работники в вагоне располагаются так, чтобы исключалась опасность травмирования работающего рядом, опасность травмирования работников от обрушения висящих смерзшихся глыб и разлетающихся при этом кусков груза.
77. Запрещается производить разгрузку вагонов со смерзшимся грузом киркованием груза вдоль борта вагона. Киркование производится равномерно по всей ширине вагона.
78. Зависший в процессе разгрузки порошкообразный материал надлежит удалять при помощи вибраторов или специальными лопатами (шуровками) с удлиненными ручками.
79. Ручные работы по разгрузке цемента при его температуре +40 °C и выше не допускаются.
80. Открывать верхний люк вагона-цементовоза с пневморазгрузкой и автоцементовозов всех типов разрешается только после проверки отсутствия давления в емкости.
81. Ставить цистерну с порошкообразными материалами на опорные стойки разрешается на ровной поверхности с твердым грунтом или с применением специальных прокладок.
82. Деревянные бочки с пластичными смазками емкостью 200 л грузятся в транспортное средство в два яруса, меньшей емкости — допускается в три яруса. Бочки первого и второго ярусов устанавливаются на торец пробками вверх, а третий ярус из бочек меньшего объема — в накат.
При погрузке в транспортное средство бочки с пластичными смазками устанавливаются на торец пробками вверх и закрепляются для исключения перемещений при транспортировке.
Между ярусами бочек с пластичными смазками укладывается настил из досок, а бочки, уложенные в накат, закрепляются прокладками.
83. Ручная погрузка бочек с нефтепродуктами на транспортное средство разрешается при массе бочек не более 100 кг и при накате по слегам с наклоном не более 30°.
84. При разгрузке бункерных вагонов с нефтебитумом запрещается нахождение работников в зоне опрокидывания бункера.
85. При погрузке железобетонных конструкций необходимо соблюдать следующие требования:
1) при погрузке железобетонной конструкции ее положение на транспортном средстве должно соответствовать или быть близким к ее рабочему положению в строящемся сооружении, за исключением колонн, свай и других длинномерных изделий, которые на грузовой площадке транспортного средства располагаются в горизонтальном положении;
2) при погрузке на транспортное средство железобетонных конструкций их укладка производится на две поперечные деревянные подкладки из досок сечением не менее 40 x 100 мм;
3) при многоярусной погрузке железобетонных конструкций подкладки и прокладки располагаются строго по одной вертикали всего штабеля. Подкладки и прокладки изготавливаются шириной не менее 25 мм и толщиной больше высоты захватных петель и других выступающих частей транспортируемых изделий;
4) крепление железобетонных конструкций на грузовой платформе транспортного средства исключает их продольное и поперечное смещение, а также их взаимное столкновение или перемещение в процессе транспортировки;
5) погрузка сборных железобетонных конструкций на транспортное средство производится на подкладки, равные толщине пола транспортного средства и обеспечивающие возможность расстроповки и застроповки груза.
86. При погрузке и разгрузке мелкоштучных стеновых материалов необходимо соблюдать следующие требования:
1) пакеты мелкоштучных стеновых материалов запрещается поднимать на поддонах к рабочим местам грузозахватными приспособлениями без ограждающих устройств, а также разгружать и поднимать на рабочие места стропами;
2) при подъеме пакетов мелкоштучных стеновых материалов на поддонах трехстоечными подхватами-футлярами угол наклона задней стенки относительно вертикали должен составлять не менее 12°. После подъема груза на высоту не более 1 м надлежит осмотреть открытую сторону пакета и убрать неустойчиво лежащие кирпичи и их обломки;
3) при подъеме пакетов мелкоштучных стеновых материалов без поддонов с помощью самозатягивающихся захватов необходимо исключить опасность выпадения кирпичей при сомкнутых челюстях предохранительного устройства. Если челюсти не сомкнуты, захват с грузом опускается на площадку и до устранения неисправности работа прекращается;
4) разгрузка кирпича вручную производиться на заранее подготовленные ровные площадки, очищенные в зимнее время от снега и льда.
87. При погрузке и разгрузке продукции растениеводства необходимо соблюдать следующие требования:
1) работы с продукцией растениеводства на склонах запрещаются при влажности почвы, приводящей к сползанию транспортных средств, а также при густом тумане (видимость менее 50 м), при наличии снежного покрова, при мерзлой почве, в темное время суток;
2) продукция растениеводства, погруженная на транспортное средство навалом, располагаться равномерно по всей площади кузова транспортного средства и не должна возвышаться над его бортами;
3) погрузка тюков с продукцией растениеводства в скирды, сенные сараи или в кузов транспортных средств осуществляется в перевязку. При этом тюки подаются согласованно, а работники не приближаются к краю скирды (кузова) на расстояние менее 1,5 м;
4) при погрузке незатаренной продукции растениеводства навалом вручную работникам надлежит находиться по одну сторону кузова транспортного средства.
88. При ручной разборке скирд (стогов) не допускается образование нависших козырьков.
Источник https://taisu-tb.ru/info/bezopasnost-pri-perevozke-gruzov-avtotransportom/
Источник https://ch4gaz.ru/ekspluataciya-gruzopodemnyx-kranov/trebovaniya-bezopasnosti-pri-proizvodstve-rabot-po-peremeshheniyu-gruzov-kranami/
Источник http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_370924/ad1dc57942269ca2c26ba410d6c4d03ba00cdfd8/