Двигатели ЯМЗ 536 / 5361 / 5362 / 5363 / 5364 Книга по ремонту и техническому обслуживанию
Ярославский завод создан как предприятие по выпуску автомобилей в 1916 году русским инженером и промышленником В. А. Лебедевым. Происходившие в тот период события не позволили приступить к выпуску автомашин, и завод первоначально занимался только ремонтом. В 1926 году организован Ярославский автомобильный завод, который после масштабной реконструкции приступил к выпуску первых отечественных большегрузных самосвалов. В дальнейшем кроме грузовых автомашин грузоподъемностью до 8 тонн автозавод выпускал троллейбусы, автобусы и шасси.
В послевоенный период предприятие освоило выпуск дизельных двигателей серии ЯАЗ моделей 204 и 206 (110-220 л. с.) и изготовление трехосных мощных грузовиков ЯАЗ-210 (6Х4) грузоподъемностью до 12 тонн. Очередные изменения на заводе произошли в 1951 году. Именно тогда он был полностью перепрофилирован для изготовления дизельных силовых агрегатов различного применения, сцеплений и коробок передач для агрегатирования с выпускаемыми двигателями. Предприятие получило наименование «Ярославский моторный завод».
В настоящее время ЯМЗ («Автодизель») входит в автомобилестроительное объединение «Группа ГАЗ».
Схема расположения узлов двигателя
Схема двигателя ЯМЗ-536. Вид справа
1
. смотровой лючок механизма проворота коленчатого вала;
2
. датчик частоты вращения коленчатого вала;
3
. датчик давления и температуры масла;
4
. управление заслонкой рециркуляции отработавших газов EGR;
5
. датчик температуры охлаждающей жидкости;
6
. система вентиляции картера;
7
. турбокомпрессор;
8
. датчик давления и температуры наддувочного воздуха;
9
. пневмоклапан управления заслонкой EGR;
10
. фильтр масляный;
11
. пневмоклапан управления заслонкой моторного тормоза;
12
. стартер.
Схема двигателя ЯМЗ-536. Вид спереди
1
. крышка маслозаливная;
2
. датчик давления и температуры наддувочного воздуха;
3
. вязкостная муфта включения вентилятора;
4
. фильтр тонкой очистки топлива.
Схема двигателя ЯМЗ-536. Вид слева
1
. датчик давления и температуры топлива;
2
. место установки заводской таблички;
3
. гаситель крутильных колебаний;
4
. генератор;
5
. компрессор кондиционера;
6
. реле предпускового подогревателя;
7
. топливные трубки высокого давления;
8
. рампа;
9
. электронный блок управления;
10
. насос топливный высокого давления;
11
. датчик частоты вращения распределительного вала;
12
. компрессор пневмотормозов;
13
. насос гидроусилителя руля (НГУР);
14
. картер масляный;
15
. фильтр тонкой очистки топлива.
Особенности конструкции
Для достижения экологического уровня Евро-4 применена система EGR (рециркуляции отработавших газов) и каталитический нейтрализатор со сменным фильтром.
Система топливоподачи
Топливная система аккумуляторного типа (ECRS) производства фирмы R. Bosch. Система обеспечивает давление впрыска 1800 бар, включает в себя:
• насос высокого давления с модулем дозирования, • топливопровод-накопитель (рампа), • форсунки.
Система управления
Электронный блок управления (ЭБУ) EDC 7. Датчики системы управления и устройство коммутации:
• датчик частоты вращения, • датчик фазы, • датчик давления топлива, • датчик температуры топлива, • датчик температуры наддувочного воздуха, • датчик давления наддувочного воздуха, • датчик температуры охлаждающей жидкости, • датчик давления масла. Блок цилиндров, головка цилиндров, коленчатый вал, шатун, подшипники рассчитаны на давление сгорания 210 бар. Системы охлаждения и смазки спроектированы из условия обеспечения 40 кВт/л и имеют высокий потенциал дальнейшей форсировки. Шестеренчатый привод агрегатов расположен со стороны маховика и обеспечивает низкий уровень крутильных колебаний и шума не более 93 дБ (А). Закрытая система вентиляции картерных газов интегрирована в крышке головки цилиндров. Не требует обслуживания.
Опции
Предусмотрена возможность установки:
• компрессора пневмотормозов производительностью до 350 л/мин и до 500 л/мин; • насоса гидроусилителя рулевого управления; • компрессора кондиционера; • подсоединение предпускового подогревателя и отопителя кабины; • подсоединение системы охлаждения ретардера. Двигатель имеет возможность комплектования сцеплениями и коробками передач — по стандартам SAE 2, 3.
Развитие производства дизелей
В первое время после создания моторный завод продолжил выпуск двухтактных двигателей моделей 204 и 206. Одновременно с этим шла разработка новых перспективных дизельных агрегатов. Результатом такой работы стала серия двигателей ЯМЗ-236, 238, 240.
Новые моторы на начало выпуска считались современными и обладали высокими техническими характеристиками, которые обеспечили широкое применение указанным агрегатам. Они устанавливались на грузовики МАЗ, КРАЗ, ЗИЛ, УРАЛ, на бульдозеры, трактора, военную и строительную технику.
Главной особенностью указанных моторов считалось возрастание мощности за счет увеличения количества цилиндров. При этом существовала значительная унификация двигателей, обеспечивающая высокую ремонтопригодность указанных силовых агрегатов. В настоящее время после большого количества модернизаций предприятие продолжает выпуск данных двигателей практически в трехстах вариантах комплектации.
В начале семидесятых годов на предприятии было разработано и выпускалось семейство сверхмощных двигателей серии ЯМЗ-840 для автомобилей БЕЛАЗ, МоАЗ и спецтехники. В дальнейшем производство этих моторов было передано на Тутаевский завод.
Создание 530-й серии дизельных моторов
В начале двухтысячных годов компания приступила к разработке новых перспективных дизельных двигателей серии ЯМЗ-530, в рамках совместного проекта с австрийской группой AVL List. После успешных испытаний опытных образцов в 2012 году началось серийное производство двигателей ЯМЗ-534 и ЯМЗ-536.
За короткий период завод освоил свыше двухсот различных модификаций, а также комплектаций указанных моторов, что обеспечило их обширное использование. Новые силовые агрегаты обладали, в том числе и ЯМЗ-536, техническими характеристиками аналогичными, а иногда и превосходящими лучшие мировые моторы по следующим параметрам:
- наработка (ресурс);
- экологические стандарты (Евро-4; Евро-5);
- экономичность.
Особенностью устройства моторов является их адаптированность для эксплуатации в различных климатических условиях, в том числе многообразных отечественных. Кроме того, традиционно увеличенная унификация, несмотря на большое количество вариантов выпускаемых рядных двигателей ЯМЗ-536 (6 цилиндров) и 534 (4 цилиндра), удешевляет производство, а также повышает ремонтопригодность.
Надежность, проблемы и ремонт ЯМЗ-536
Новый современный 6-ти цилиндровый рядный двигатель начали выпускать в Ярославле в 2012 году и ставят его вместо ЯМЗ-656. Это совместная разработка Автодизеля и австрийской компании AVL List. Данный двигатель использует чугунный блок цилиндров с мокрыми гильзами из чугуна и с масляными форсунками. В блоке стоит коленчатый вал из стали с ходом поршня 128 мм (коренные шейки — 88 мм, шатунные шейки — 76 мм), стальные шатуны и поршни диаметром 105 мм. Это обеспечивает рабочий объем 6.65 литров.
На блоке установлена 16-клапанная чугунная головка. Впускные клапаны имеют диаметр 36 мм, а выпускные 34 мм. Распредвал по-прежнему установлен в блоке и вращается с помощью двух шестеренок. Регулировать клапаны нужно каждые 30 тыс. км, если это необходимо.Зазоры клапанов: впускные 0.3-0.4 мм, выпускные 0.4-0.5 мм.
Эти движки оснащаются впрыском Common rail с насосом Bosch СР3.3 NH-MD, давление впрыска — 1800 бар.Давление масла (прогретый двигатель): 4.1-6.5 кгс/см2.Данный мотор оснащается турбокомпрессором ТКР-80.05.12.
На 536-ом моторе стоит блок управления Bosch EDC7 UC31.
Ярославский 6-ти цилиндровый рядник имеет близкого родственника — ЯМЗ-534.
Модификации ЯМЗ 536 и их отличия
1. ЯМЗ-536 — базовый мотор под Евро-4 мощностью 312 л.с. при 2300 об/мин, крутящий момент 1226 Нм при 1300-1600 об/мин. Устанавливают на МАЗ-5363, 5440, 5550, 6312, 6501; Урал-6370, ЛиАЗ-5256, 6212, 6213. — ЯМЗ-53601 — аналог 536 с EOBD II. Устанавливается на МАЗ-5363, 5440, 5550, 6312, 6501; ЛиАЗ-5256, 6212, 6213. — ЯМЗ-53602 — версия 536-го с турбиной ТКР 80.05.13, без EGR, с другим впускным трактом и настройкой ЭБУ. Это версия под 4-й экологический класс (правила 96-02). Встречается на Урал-NEXT, 4320, 4420, 5557; катерах КС-162, 164, 165, 169, 950, 951, Флагман, Амета. — ЯМЗ-53603 — версия под Евро-5 с SCR-катализатором и EOBD II. Мощность возросла до 330 л.с. при 2300 об/мин, момент 1275 Нм при 1300-1600 об/мин. — ЯМЗ-53604 — аналог 536 для работы на газе. 2. ЯМЗ-5361 — такой же 536, но мощность снижена до 270 л.с. при 2300 об/мин, момент 1166 Нм при 1300-1600 об/мин. Устанавливается двигатель на МАЗ-5363, 5440, 5550, 6312 — ЯМЗ-53611 — тот же 5361, но с EOBD II. Шел движок на МАЗ-5363, 5440, 5550, 6312. — ЯМЗ-536111 — аналог 53611 для ЛиАЗ-5292 и 5293. — ЯМЗ-53613 — аналог ЯМЗ-536, но под нормы Евро-5. Модель оснащается SCR-катализатором и EOBD II. Стоит этот двс на ЛиАЗ-5256, 6212, 6213. 3. ЯМЗ-5362 — версия для Урал мощностью 240 л.с. при 2300 об/мин, момент 900 Нм при 1300-1600 об/мин. Мотор устанавливается на ЛиАЗ-5256, 5292, 5293; ЧСДМ ДЗ-98. — ЯМЗ-53621 — тот же 5362 с EOBD. — ЯМЗ-53622 — аналог 5362 с турбокомпрессором ТКР 80.05.13, измененным впуском и без клапана EGR. Делался двигатель под экологический класс 4 (правила 96-02). Устанавливается на Урал Next, 3255, 4320, 5557, 5831. — ЯМЗ-53623 — Евро-5 версия на 275 л.с. при 2300 об/мин и с моментом в 1177 Нм при 1300-1600 об/мин. — ЯМЗ-53624 — аналог 5362, работающий на газе и имеющий мощность 287 л.с. 4. ЯМЗ-5363 — версия для МАЗ и КрАЗ, ее отдача 240 л.с. при 2300 об/мин, крутящий момент 1049 Нм при 1300-1600 об/мин. Устанавливается на МАЗ-5363, 5550. — ЯМЗ-53631 — такой же 5363 с EOBD II. — ЯМЗ-53633 — Евро-5 модель на 276 л.с. для ЛиАЗ-5292. 5. ЯМЗ-5364 — мотор развивает 285 л.с. при 2300 об/мин, момент 1130 Нм при 1300-1600 об/мин. Встретить его можно на ЛиАЗ-6212 и 6213. — ЯМЗ-53642 — аналог 5364 без EGR, с ТКР 80.05.13 и с другим впуском. Заточен мотор под эко класс 4 и установлен на Урал-4320, 4420, 5551, 5831, 5557. — ЯМЗ-53644 — газовая версия на 260 л.с. — ЯМЗ-53645 — тракторный и комбайновый аналог 53642. — ЯМЗ-53646 — такой же 53642, но мощность снижена до 202 л.с. Предназначен для RM-Terex WX 200 и TX 270. 6. ЯМЗ-5366 — тракторная модель под экологический класс 4 (нормы 96-02) мощностью 262 л.с. Устанавливают на RM-Terex TG 200. — ЯМЗ-53662 — модификация 5366 на 219 л.с. для RM-Terex TG 180. — ЯМЗ-53663 — модель на 246 л.с. под Евро-5 для ЛиАЗ-5262, 5292, 5293. 7. ЯМЗ-5368 — версия для дизель-генераторов.
Неисправности ЯМЗ-536
Здесь нужно следить за состоянием ЕГР, где скапливается нагар и клапан клинит. Это решают или регулярной чисткой или заглушкой EGR и прошивкой ЭБУ под работу без этого клапана. Также мотор может расходовать масло. В этом случае проверяйте направляющие клапанов, они могут износиться, и через них будет поступать масло. Турбина служит примерно 250-300 тыс. км плюс-минус. К этому пробегу нужно контролировать ее состояние, чтобы мертвая турбина на потянула за собой другие расходы. В случае выхода турбокомпрессора из строя, желательно ставить аналог BorgWarner B2G. Бывают случаи поломки турбины даже до 50 тыс. км пробега. В целом мотор имеет не слишком положительную репутацию, он менее надежен, чем старший брат ЯМЗ-650 и требует к себе более внимательного отношения во всем. Делайте все возможное от себя: лейте только качественное топливо, качественное масло, регулярно обслуживайте, не экономьте, и возможно проблемы вас обойдут стороной. Автодизель говорит, что замена масла требуется после каждых 30 тыс. км, но если содержание серы в топливе превышает 0.2%, тогда менять масло нужно в 2 раза чаще.
Номер двигателя ЯМЗ-536
Номер выбит блоке цилиндров слева под генератором.
Особенности модели дизеля 536
Современная конструкция рядного дизельного двигателя ЯМЗ-536 позволила создать более 35 модификаций шестицилиндрового рядного силового агрегата для самого разнообразного применения. Высокие показатели по экологическому уровню мотора достигнуты с помощью использования современного механизма по рециркуляции выхлопных газов (комплекс EGR) совместно с установкой специального каталитического нейтрализатора, обладающего особым сменным элементом фильтрации.
Хороших показателей по топливной эффективности позволяет достигать использование на ЯМЗ-536 специальной аккумуляторной системы топливоподачи. Такая система осуществляет поддержку постоянного давления при впрыске топлива вне зависимости от оборотов двигателя, что гарантирует качественный процесс горения топлива на малых оборотах и на холостом ходу. Кроме того, рабочий цикл двигателя поддерживается электронным блоком управления с программным модулем EDC 7 производства компании Bosch.
Высокие свойства по экологии и экономичности обеспечили использование двигателя ЯМЗ-536 и его модификаций на городских автобусах.
Двигатели ЯМЗ 536 / 5361 / 5362 / 5363 / 5364 Книга по ремонту и техническому обслуживанию
нига двигатели ЯМЗ 536, 5361, 5362, 5363, 5364. Руководство по ремонту и эксплуатации. Диагностика и устранение неисправностей. Коды. Устройство. Двигатели ЯМЗ 536 предназначены для эксплуатации в составе автомобилей, седельных тягачей, шасси, магистральных автопоездов, автобусов и самосвалов: Лиаз, МАЗ, Урал и других.
Книга предназначена для широкого круга читателей – водителей, специалистов и техников, работающих в области авторемонта; также может использоваться в качестве учебного пособия для персонала автосервисов, автомастерских и станций технического обслуживания.
Содержание книги
ПРИМЕНЯЕМОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ КОМПЛЕКТАЦИИ ДВИГАТЕЛЕЙ ТЕХНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УСТРОЙСТВО И РАБОТА ДВИГАТЕЛЯ МАРКИРОВАНИЕ ДВИГАТЕЛЯ ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ МАТЕРИАЛЫ Рекомендуемые марки топлива Рекомендуемые марки масел Рекомендуемые охлаждающие жидкости ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПУСК, РАБОТА И ОСТАНОВКА ДВИГАТЕЛЯ Подготовка к пуску нового двигателя Подготовка к пуску при ежедневной эксплуатации Пуск двигателя Пуск двигателя в холодное время года Контроль за работой двигателя Остановка двигателя Обкатка нового двигателя Особенности зимней эксплуатация ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ Общие указания по техническому обслуживанию Ежедневное техническое обслуживание Первое техническое обслуживание (ТО-1) Второе техническое обслуживание (ТО-2) Сезонное техническое обслуживание Разовые операции технического обслуживания ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ СИСТЕМЫ СМАЗКИ Проверка уровня масла в двигателе Смена масла в двигателе Замена сменного фильтра для масла
ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ СИСТЕМЫ ПИТАНИЯ ТОПЛИВОМ
Техническое обслуживание топливной аппаратуры Обслуживание фильтра грубой очистки топлива Слив воды с фильтра грубой очистки топлива Замена водосборного отстойника Замена сменного фильтра грубой очистки топлива Монтаж подогревателя топлива Обслуживание фильтра тонкой очистки топлива Замена сменных фильтров для топлива ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ СИСТЕМЫ ОХЛАЖДЕНИЯ РЕГУЛИРОВКА ЗАЗОРОВ В КЛАПАННОМ МЕХАНИЗМЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ПРИВОДА АГРЕГАТОВ ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ СИСТЕМЫ ОЧИСТКИ ВОЗДУХА Проверка герметичности системы впуска и выпуска ДИАГНОСТИКА ЭЛЕКТРОННОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ГЕРМЕТИЗИРУЮЩИЕ СОСТАВЫ КОНСЕРВАЦИЯ И РАСКОНСЕРВАЦИЯ ДВИГАТЕЛЕЙ ГАРАНТИИ ЗАВОДА И ПОРЯДОК ПРЕДЪЯВЛЕНИЯ РЕКЛАМАЦИЙ УТИЛИЗАЦИЯ ПРИЛОЖЕНИЯ Приложение 1. Моменты затяжки основных резьбовых соединений Приложение 2. Комплект поставки двигателя, идущего на комплектацию изделия Приложение 3. Сервисные центры Бош Дизель Сервис
ДИАГНОСТИКА ВВЕДЕНИЕ Сокращения, принятые в тексте 1 УСТРОЙСТВО ЭЛЕКТРОННОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ДВИГАТЕЛЕМ (ЭСУД) 1.1 ОБЩЕЕ ОПИСАНИЕ 1.1.1 Общее устройство и принцип работы ЭСУД 1.2 ЭЛЕКТРОННЫЙ БЛОК УПРАВЛЕНИЯ (ЭБУ) 1.2.1 Устройство и характеристика 1.3 ИНТЕРФЕЙСЫ СВЯЗИ 1.4 ДАТЧИКИ КОНТРОЛЯ ПАРАМЕТРОВ РАБОТЫ ДВИГАТЕЛЯ 1.4.1 Место установки датчиков 1.4.2 Отказы датчиков 1.4.3 Схема прокладки жгутов 1.4.4 Датчики частоты вращения двигателя DG6 1.4.4.1 Устройство и принцип работы датчика частоты вращения двигателя 1.4.4.2 Датчик частоты вращения коленчатого вала 1.4.4.2.1 Характеристика датчика 1.4.4.2.2 Конфигурация разъёма 1.4.4.3 Датчик частоты вращения распределительного вала 1.4.4.3.1 Конфигурация разъёма 1.4.4.4 Отказ датчиков частоты вращения двигателя 1.4.5 Датчик давления и температуры наддувочного воздуха 1.4.5.1 Характеристика датчика 1.4.5.2 Конфигурация разъёма 1.4.5.3 Отказ датчика давления и температуры наддувочного воздуха 1.4.6 Датчик давления и температуры масла 1.4.6.1 Характеристика датчика 1.4.6.2 Конфигурация разъёма 1.4.6.3 Отказ датчика давления и температуры масла в двигателе 1.4.7 Датчик давления и температуры топлива 1.4.7.1 Конфигурация разъёма 1.4.7.2 Отказ датчика давления и температуры топлива в двигателе 1.4.8 Датчик температуры охлаждающей жидкости 1.4.8.1 Характеристика датчика 1.4.8.2 Конфигурация разъёма 1.4.8.3 Отказ датчика температуры охлаждающей жидкости 1.4.9 Датчик давления топлива в рампе 1.4.9.1 Характеристика датчика 1.4.9.2 Конфигурация разъёма 1.4.9.3 Отказ датчика давления в рампе 1.4.10 Дозирующее устройство с электромагнитным клапаном 1.4.10.1 Характеристика дозирующего устройства (MProp) 1.4.10.2 Конфигурация разъёма 1.4.10.3 Отказ дозирующего устройства 1.4.11 Система рециркуляции отработавших газов (РОГ) 1.4.11.1 Заслонка отработавших газов 1.4.11.1.1 Характеристика датчика положения заслонки EGR 1.4.11.1.2 Конфигурация разъёма 1.4.11.1.3 Отказ датчика положения заслонки EGR 1.4.11.2 Клапан заслонки EGR 1.4.11.2.1 Характеристика клапана заслонки EGR 1.4.11.2.2 Конфигурация разъёма 1.4.11.2.3 Отказ клапана заслонки EGR 1.4.12 Датчик положения педали акселератора (электронная педаль) 1.4.12.1 Устройство и принцип действия 1.4.12.2 Характеристика электронной педали 1.4.12.3 Конфигурация разъёма 1.4.12.4 Отказ датчика положения педали акселератора 1.5 СИСТЕМА БОРТОВОЙ ДИАГНОСТИКИ (БД) 1.5.1 Описание системы бортовой диагностики двигателей семейства ЯМЗ-530 1.5.2 Перечень компонентов электронной системы управления, контролируемых системой БД 1.5.2.1 Системы и компоненты двигателя 1.5.2.2 Топливная система 1.5.2.3 Система ограничения оксидов азота 1.5.2.4 Система ограничения выбросов «твердых» частиц 1.5.3 Описание принципов работы системы БД 1.5.3.1 Контроль системы ограничения оксидов азота 1.5.3.2 Контроль системы ограничения вредных частиц 1.5.3.3 Контроль системы топливоподачи 1.5.3.4 Использование расчетного метода (алгоритма) для определения выбросов оксидов азота 1.5.4 Ограничитель крутящего момента 1.5.4.1 Описание ограничений по внешней скоростной характеристике 1.5.5 Лампа сигнализации неисправностей в системе БД 1.5.6 Датчики для контроля вредных веществ в отработавших газах системы БД 1.5.7 Датчик температуры воздуха (система БД) 1.5.7.1 Характеристика датчика температуры воздуха 1.5.7.2 Конфигурация разъёма 1.5.7.3 Отказ датчика 1.5.8 Датчик дифференциального давления (система БД) 1.5.8.1 Характеристика датчика дифференциального давления 1.5.8.2 Конфигурация разъёма 1.5.8.3 Отказ датчика 2 ДИАГНОСТИКА ДВИГАТЕЛЯ 2.1 САМОКОНТРОЛЬ ЭСУД ВО ВРЕМЯ ЭКСПЛУАТАЦИИ ТС (СИСТЕМА БОРТОВОЙ ДИАГНОСТИКИ) 2.2 УСТРОЙСТВА ДЛЯ ОПОВЕЩЕНИЯ О ПОЯВЛЕНИИ НЕИСПРАВНОСТИ 2.2.1 Диагностическая лампа 2.2.2 Просмотр диагностических блинк-кодов 2.2.3 Лампа сигнализации неисправностей системы БД 2.3 РЕГИСТРАЦИЯ КОДОВ НЕИСПРАВНОСТЕЙ 2.3.1 Обнаружение и устранение ошибок и неисправностей 2.3.2 Работа двигателя при наличии активных диагностических кодов 2.3.3 Работа двигателя с периодически возникающими диагностическими кодами 2.4 КОМПЬЮТЕРНАЯ ДИАГНОСТИКА ДВИГАТЕЛЯ 2.4.1 Порядок проведения компьютерной диагностики 2.4.2 Коды неисправностей 2.5 ПОИСК И УСТРАНЕНИЕ НЕИСПРАВНОСТЕЙ 2.5.1 Диагностика исполнительных механизмов Приложение А Рисунок А1 — Схема электрическая принципиальная двигателя ЯМЗ-53601 с системой бортовой диагностики Приложение Б Таблица Б1 – Коды неисправностей для двигателей без системы бортовой диагностики Таблица 2Б – Коды неисправностей для двигателей с системой бортовой диагностики
Технические параметры двигателя
Кроме указанных выше качеств распространению мотора способствуют технические показатели, достигаемые за счет конструкции. Технические характеристики ЯМЗ-536 в базовом исполнении следующие:
- тип – дизельный;
- рабочий процесс – четырехтактный;
- исполнение – с турбонаддувом;
- объем – 6,7 л;
- расположение цилиндров – рядное (L);
- количество цилиндров – 6;
- мощность – 312,0 л. с.;
- охлаждение – жидкостное;
- степень сжатия – 17,5;
- число оборотов – 2300 об/мин;
- диаметр цилиндра (ход поршня) – 10,5 (12,8) см;
- размеры; длина – 1,30 м; ширина – 0,76 м; высота – 0,97 м;
- масса – 0,64 т;
- вариант смесеобразования – непосредственный впрыск;
- расход топлива – 165 г/л. с. ч.;
- ресурс до капремонта – 1000000 км.
Характеристики ЯМЗ-536
Производство | «Автодизель» Ярославский моторный завод |
Марка двигателя | 536 |
Годы выпуска | 2012-н.в. |
Материал блока цилиндров | чугун |
Тип двигателя | дизельный |
Конфигурация | рядный |
Количество цилиндров | 6 |
Клапанов на цилиндр | 4 |
Ход поршня, мм | 128 |
Диаметр цилиндра, мм | 105 |
Степень сжатия | 17.5 |
Объем двигателя, куб.см | 6650 |
Мощность двигателя, л.с./об.мин | 202/1900 219/1900 240/2300 240/2300 262/1900 270/2300 275/2300 285/2300 312/2300 330/2300 |
Крутящий момент, Нм/об.мин | 935/1100-1400 985/1200-1500 900/1300-1600 1049/1300-1600 1100/1200-1500 1166/1300-1600 1177/1300-1600 1130/1300-1600 1226/1300-1600 1275/1300-1600 |
Экологические нормы | Евро 4 Евро 5 |
Турбокомпрессор | ТКР 80 |
Вес двигателя, кг | 640 |
Расход топлива при скорости 60 км/ч, л/100 км (для МАЗ-6501) | 30 |
Расход масла, % к расходу топлива, до | 0.1 0.2 (5362, 5364) |
Масло в двигатель | 5W-40 10W-40 15W-40 |
Сколько масла в двигателе, л | 22.5 |
Замена масла проводится, км | 15000 (1-й раз) 30000 |
Размеры, мм: — длина — ширина — высота | 1298 759 972 |
Ресурс двигателя, км — по данным завода — на практике | 1 000 000 — |
Тюнинг, л.с. — потенциал — без потери ресурса | 300+ — |
Двигатель устанавливался | МАЗ-5363, 5440, 5550, 6312, 6501 ЛиАЗ-5256, 5292, 5293, 6212, 6213 Урал-NEXT, 3255, 4320, 4420, 5551, 5557, 5831, 6370 Катера КС-162, 164, 165, 169, 950, 951 Катера Флагман, Амета ЧСДМ ДЗ-98 RM-Terex WX200, TX270, TG200, TG180 |
Эксплуатация и обслуживание двигателя
Для поддержания технических характеристик при эксплуатации двигателя, надежной и длительной работы необходимо соблюдать установленные производителем правила и нормы обслуживания силового агрегата. Документом, регламентирующим данные работы, является руководство ЯМЗ-536 по эксплуатации. Его можно разделить на следующие крупные разделы, которые описывают:
- Технические характеристики мотора.
- Принципы работы и основное устройство двигателя.
- Применяемые технологические материалы и жидкости.
- Правила выполнения рабочих процессов при эксплуатации ЯМЗ-536 (пуск, работа, остановка).
- Требования по ТО и периодичность его проведения.
- Порядок выполнения диагностики неисправностей и способы их устранения.
- Различную справочную информацию.
Знание и выполнение требований завода-изготовителя гарантирует надежную эксплуатацию двигателя.
Применение двигателя ЯМЗ-536
Технические параметры, прежде всего мощность и особенности конструкции, обеспечили семейству дизельных моторов большое распространение. Основные модификации применяются на следующих автомобилях:
- базовый двигатель ЯМЗ-536; МАЗ (шасси, бортовые, самосвалы, тягачи);
- версия 536-40 – автобусы ЛиАЗ (городские, пригородные).
Кроме того, моторами семейства комплектуются техника следующая производителей:
- комбайны – «Ростсельмаш», «Гомсельмаш»;
- автогрейдеры – «Брянский арсенал»;
- экскаваторы – «ТВЭКС»;
- катера – «Костромской судомеханический завод».
Для комплектации автотранспорта наиболее распространены двигатели ЯМЗ-536 на «Уралы». Для разнообразных грузовиков этой марки предназначено более 100 модификаций и вариантов оснащения дизельных силовых агрегатов 530-й серии.
Когда менять масло
Период замены масла в двигателе ЯМЗ 536 составляет раз в год или каждые 10-15 тыс. км. Наиболее точный регламент замены зависит от состояния смазочного материала через определенное количество пробега. Иными словами, рекомендуется своевременная проверка уровня масла и его состояния на предмет наличия продуктов износа в виде осадка. Из других признаков ухудшения качества жидкости можно выделить помутнение, недостаточный уровень масла, запах гари, изменения цвета и грязевые отложения. На неспособность масла эффективно охлаждать и смазывать детали ДВС также указывает перегрев мотора, внезапное падение его мощности и тяги, особенно на подъемах.
Отзывы о применении дизеля
Двигатель 536 обладает рядным расположением цилиндров. Такое устройство силового агрегата по сравнению с V-образным исполнением традиционно обладает следующими преимуществами:
- более простой конструкций;
- уменьшенными затратами на изготовление;
- меньшей массой;
- высокой уравновешенностью.
Владельцы и водители автомобилей выделяют в своих отзывах о ЯМЗ-536 следующие достоинства дизеля при эксплуатации:
- возможность использования отечественных расходных материалов;
- хорошую ремонтопригодность и легкость обслуживания;
- качественные технические характеристики;
- плавную и тихую работу;
- высокую надежность;
- уверенную работу в зимний период.
Кроме того, необходимо отметить низкую стоимость мотора по сравнению с зарубежными аналогами.
Дизельные двигатели ЯМЗ-536 по своим конструкционным особенностям и техническим характеристикам являются современными силовыми агрегатами для использования на различных транспортных средствах, а также на промышленном оборудовании.
Двигатели для автомобиля урал 6 цилиндров
Урал — автомобильный завод, который был создан в 1941 году в городе Миасс, что, как ни странно, находится на Урале. Данная компания специализируется на выпуске бортовых автомобилей, полноприводных грузовиков, тягачей, самосвалов, военной техники и прочих изделий. Эти автомобили могут иметь различные колесные формулы вплоть до 8х8.
С 1993 года работает совместное предприятие УралАЗ-Ивеко или как оно называется официально — Ивеко-АМТ. Здесь собираются грузовики Iveco Trakker, Eurocargo, Stralis и коммерческая техника Iveco Daily.
Далее рассмотрим двигатели Урал. На последних моделях, вроде Урал-Некст, ставится рядный 6-цилиндровый ЯМЗ-536 в самых разных модификациях. Такой же мотор ставят в серию Урал-М. Для 6370 идет более крупная рядная шестерка ЯМЗ-653.
В современной линейке есть модификация Урал-CNG, которая оснащается ЯМЗ-536, адаптированным для работы на газе.
Самые известные Урал-4320 оснащались несколькими различными ДВС: ЯМЗ-236, 238, 536, 656 и 7601; Камаз-740.
Камазовский движок ставился и на болотоходы.
Предшественники этой модели — Урал-375 и Урал-377, оснащались 7-литровым V8 двигателем ЗИЛ-375.
На базе вышеописанных модификаций был разработан Урал-5323 с колесной формулой 8х8. Здесь стоят моторы ЯМЗ-238, 7601, Камаз-7403, Deutz F8L 413, Урал-745.
Полноприводные бескапотные Урал-6370 используют Рено двигатель — ЯМЗ-652.
Бескапотные Урал-6563 оснащаются Евро-2 моторами ЯМЗ-7511. На Урал-5557 стоит 6-цилиндровые ЯМЗ-236. Такой же мотор устанавливали на Урал-4528. Модели 5831, 6368, 6551 оснащались ЯМЗ-7511 и -7601.
Выберите свою модель в списке ниже, и вы узнаете все характеристики двигателей Урал, какие моторы ставили на Уралы, их марки, чем они отличаются друг от друга, их главные проблемы, неисправности (стук, перегрев и др.) и что требует ремонта в каждом отдельном случае. А также, какое масло заливать, сколько масла потребуется для этого, как часто его менять, где находится номер двигателя, какой ресурс мотора, их тюнинг и другое.
Русский дизель для русского вездехода
С той поры, когда в 1961 году начали выпускать легендарный «Урал 375», миасские вездеходы неоднократно модернизировались, но так получилось, что главные моменты в современной истории автозавода связаны, в первую очередь, с заменой двигателей
В 1977-м вместо бензиновой «восьмерки» ЗИЛ‑375 мощностью 180 л. с. моментом 465 Н.м начали устанавливать дизель КАМАЗ‑740 210 л. с. моментом 637 Н.м. Тогда появился индекс 4320, а с увеличением мощности грузоподъемность выросла с 5 до 6 тонн. С 1993 года, после пожара на моторном производстве «КАМАЗа», на «Уралы» стали устанавливать дизели ЯМЗ: в основном V8, реже V6, мощностью от 180 до 250 л. с.
Те, кто не первый год работает с вездеходами «Урал», не дадут соврать: лучшая проходимость была у «Урала‑375» с бензиновым мотором мощностью 180 л. с. и моментом 465 Н.м. Объяснялось это вовсе не характеристиками двигателя, а тем, что по сравнению с дизелями, он был самым легким мотором, и меньше загружал переднюю ось. Более всего это ощущалось на слабых грунтах и на пустой или частично загруженной машине.
536-й и другие
Из всех дизелей, устанавливаемых ранее на серийные «Уралы‑4320», нынешняя рядная «шестерка» ЯМЗ‑536 объемом 6,65 л является лучшим по мощности и моменту мотором. Он самый экономичный, удельный расход топлива при номинальной мощности составляет 140 г/кВт.ч. Кроме того, он в выигрыше и по габаритам, и по массе. Бензиновый двигатель ЗИЛ‑375 весил 510, а дизель V6 ЯМЗ‑236-995 – 1050 кг, КАМАЗ‑740 был легче – 770 кг, мотор-воздушник Deutz F8L 413 – 790, а ЯМЗ‑536 – 640 килограммов. Последний как раз и создавали для замены V-образных ярославских моторов на трехосных «Уралах» с их «родными» мостами, и для легких версий миасских дорожных автомобилей, а также для грузовиков МАЗ, КрАЗ и автобусов ЛИАЗ, КАвЗ, Голицинского автобусного завода. Кроме того, это может быть дизель промышленного назначения, для строительной техники и стационарных установок.
Семейство моторов ЯМЗ‑530, куда входят «четверки» и «шестерки», ярославские специалисты разрабатывали в сотрудничестве с австрийской инжиниринговой фирмой AVL List Gmbh. В Европе AVL не менее авторитетна, чем английская Recardo. В Интернете можно найти «рассказы» о том, что серия 530 – это Steyr. На самом деле, над этими моторами начали работать в Ярославле в середине 90-х, когда о сотрудничестве с AVL даже не помышляли. А в результате Россия теперь имеет современный многоцелевой дизель, сопоставимый по характеристикам с лучшими европейскими двигателями объемом литр на цилиндр: MAN D08, Mercedes-Benz OM906 и ОЛМ926, Cummins ISB 6.7. Размерность литр на цилиндр оптимальна для среднетоннажных грузовиков и автобусов средней вместимости, подобные моторы выпускают практически все производители транспортных дизелей.
У двигателя ЯМЗ‑536 размерность 105х128 мм, рабочий объем 6,65 л, предельная настройка мощности 330 л. с. при 2300 об/мин, а максимальный крутящий момент 1275 Н.м. Другие, более слабые настройки мощности: 240, 270, 285 и 312 л. с., момент от 900 Н.м при 1300-1600 об/мин. Между тем, есть и форсированные версии этого мотора – там уже кривая на графике мощности переваливает за 400 «лошадей». Вообще, для более легкой версии «Урал Next» 4х4 вполне подошел бы и четырехцилиндровый ЯМЗ‑534, в линейке этих двигателей есть 210-сильный вариант. На спортивных «Садко Next» команды «ГАЗ Рейд Спорт», которые созданы на базе серийных ГАЗ, ярославская «четверка» вообще выдает до 300 л. с. при 2600 об/мин и крутящий момент до 1000 Н·м при 1800-2400 об/мин. На этих машинах уже который год успешно выступают на ралли-рейдах, вплоть до «Шелкового пути». Однако с точки зрения надежности, ресурса мотора и трансмиссии для двухосного ««Урал Next» все же оставили шестицилиндровый двигатель, причем с весьма средними настройками мощности. Для поставок на экспорт и в силовые структуры идут моторы Евро‑4 мощностью 240 л. с. при 2300 об/мин, с моментом 900 Н.м при 1300-1600 об/мин. Для внутреннего рынка поставляют более мощные двигатели Евро‑5 – 285 л. с., 1130 Н.м.
Особенности конструкции
Из особенностей конструкции ЯМЗ‑536 – чугунный блок и головка блока, привод ГРМ со стороны маховика, что уменьшает уровень шума и позволяет производить отбор мощности для привода вспомогательных агрегатов до 136 л. с., а это важно для шасси, ориентированного под монтаж спецтехники. Головка блока сделана общей, естественно, в ней четыре клапана на цилиндр. Топливная система Common Rail производства Bosch. Сейчас давление распыла составляет 1800 бар, а для достижения норм Евро‑5 его увеличили до 2000 бар. В нормы Евро‑3 и Евро‑4 моторы вгоняли с помощью самого современного варианта системы EGR, с жидкостным охлаждением подмешиваемых к свежему заряду воздуха отработавших газов. Кроме того, система EGR может быть дополнена сажевым фильтром. Раствор мочевины AdBlue на своих новых рядных двигателях ярославские инженеры первоначально решили не применять, но на моторах Евро‑5 пришлось использовать технологию SCR. Напомним, что для внедорожной техники, к которой, безусловно, относятся и полноприводные «Уралы», применяются Правила ЕЭК ООН № 96-02, № 24-03, что позволяет не использовать ни рециркуляцию ОГ, ни AdBlue. И, конечно же, в Ярославле уже готовятся к выпуску двигателей ЯМЗ‑536 и ЯМЗ‑534 уровня Евро‑6.
При подготовке к запуску в производство серии ЯМЗ‑534/ЯМЗ‑536 проводили серьезные стендовые испытания. По их результатам выяснилось, что системы смазки и охлаждения у ЯМЗ‑530 очень эффективны, и должны обеспечить не только работу двигателей нынешнего поколения, но и выдержать дальнейшую форсировку. Применен проток охлаждающей жидкости «сверху вниз», то есть из головки в блок, что предотвращает возникновение трещин в самых термически нагруженных зонах – у перемычек седел клапанов. Гильзы – мокрые, с двойными уплотнительными резиновыми кольцами – устанавливают в канавки нижней части блока, что устраняет возможность коробления гильзы при перегреве. Кроме того, сменные гильзы удобны в ремонте: не надо растачивать или гильзовать блок, как приходится делать на некоторых современных дизелях-иномарках. В приводе вентилятора используют поликлиновый ремень, а также вязкостную или электромагнитную муфту, ускоряющую прогрев двигателя зимой. Масляный насос увеличенной производительности, один фильтр полнопоточный, другой – более грубой дисперсностью очистки: фильтрует то масло, которое идет в магистраль при открытом перепускном клапане основного фильтра. За стабильность вязкостно-температурных характеристик масла отвечает водомасляный теплообменник. Он установлен в едином блоке с масляным фильтром и термостатом системы охлаждения.
Сначала для ЯМЗ‑536 был осторожно заявлен ресурс до капремонта 700 000 км, что более чем достаточно и для самосвала, и для вездехода. Однако после нескольких лет эксплуатации первых моторов, заявленный ресурс увеличили до миллиона километров. Теперь у перевозчиков появится возможность экономить и на техобслуживании – периодичность замены моторного масла до 30 тысяч километров.
Еще одна особенность этого семейства двигателей – с 2016 года выпускают моторы, работающие на сжатом природном газе. Это конвертированный дизель ЯМЗ‑536 CNG мощностью 260 л. с. У метановой версии «шестерки» есть и свечи зажигания, и высоковольтные катушки. На «Урале Next» 6х6 применены баллоны общей емкостью 1150 л. При расходе газа в среднем 40 м 3 /100 км, газобаллонный вездеход обладает запасом хода в 650 км. А метан дешевле солярки почти в 2,5 раза! И еще есть субсидии на приобретение газового автомобиля. Такой набор достоинств, объединенных в одном автомобиле, делают его незаменимым для городских коммунальных служб. Однако пока заявок на производство газобаллонных версий «Урал Next» 4х4 не поступало.
Под производство двигателей семейства ЯМЗ‑530 в Ярославле построили новый завод, в 40 минутах езды от прежнего. Первоначально в моторах было много импортных деталей, в частности, пришлось закупать за границей отливки блока и головки, но сразу же освоили всю мехобработку важнейших деталей. Сейчас эти отливки производят на литейном заводе «Группы ГАЗ» в Нижнем Новгороде. Поршневую группу поставляет костромской завод «Мотордеталь». Поковку коленвала освоил КАМАЗ, маховик, распредвал, шестерни ГРМ делают на ЯМЗ. Топливную аппаратуру предоставляет ОАО «ЯЗДА», турбину – фирма «Турбокомплект», бывшая «Турботехника» из подмосковного Протвино.
Источник https://vmyatynnet.ru/inomarka/yamz-536-rukovodstvo-po-remontu.html
Источник http://wikimotors.ru/ural/
Источник https://reis.zr.ru/article/avtobaza/uzly-i-agregaty/russkij_dizel_dlja_russkogo_vezdehoda/