Кузова и шасси пожарного автомобиля
Устройство, назначения и классификация базовых шасси и кузова современных пожарных автомобилей и спасательной техники. Размещение и крепление оборудования в кабинах. Требования к трансмиссии и рулевому управлению. Скоростные и тяговые характеристики.
Рубрика | Транспорт |
Вид | контрольная работа |
Язык | русский |
Дата добавления | 08.10.2017 |
Размер файла | 23,2 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
1. Кузова и шасси пожарного автомобиля
Решение сложнейших задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций невозможно без наличия на вооружении подразделений МЧС широкого набора специальной техники, оборудования и инструмента. Это в первую очередь разнообразные пожарные аварийно-спасательные автомобили, инженерная техника, оснащенная многофункциональным аварийно-спасательным оборудованием, средства пожаротушения, разборки и вскрытия конструкций, освещения места работ, оборудование для зараженной техники и территории, средства связи и оказания медицинской помощи, а также многое другое.
В каждом конкретном случае необходимо применять технические средства, дающий наибольший эффект ликвидации чрезвычайной ситуации.
Можно выделить три основных направления в создании пожарных автомобилей:
1) установка на базовое шасси специального кузова с оборудованием и средствами тушения (пожарной надстройки). В этом случае пожарный автомобиль рассматривается как система, состоящая из двух взаимно связанных подсистем — шасси и надстройки;
2) доработка кузова базового шасси с целью приспособления его для пожаротушения или для специальных работ на месте пожара. Пожарная надстройка в этом случае отсутствует, в стандартном кузове устанавливают агрегаты и механизмы.
3) использование агрегатов, узлов и механизмов ряда базовых шасси (или специально созданных) для создания специального шасси с новыми свойствами и параметрами, отсутствующими у базовых моделей или их модификаций. На специальных шасси устанавливают, как правило, пожарные надстройки с более высокими по сравнению со стандартными образцами тактико-техническими показателями.
Все три направления имеют место в мировой практике пожарного машиностроения, однако значимость их неодинакова. Наибольшее распространение получило первое направление в создании пожарных автомобилей, наиболее технически и экономически обоснованное, а именно использование стандартных шасси. В этом случае в качестве базовых шасси используют преимущественно шасси грузовых автомобилей, подвергающиеся лишь незначительной доработке.
Второе направление применяется при создании легких пожарных автомобилей и автомобилей специального назначения (штабные, авто-лаборатории, автомобили связи и освещения и т. п.). При этом значительной доработке подвергается лишь внутренняя компоновка кузова, внешний же вид автомобиля не претерпевает существенных изменений. О функциональной принадлежности таких автомобилей судят в основном по окраске и специальной световой и звуковой сигнализации. В качестве базы для создания таких автомобилей используют микроавтобусы, легковые автомобили, а в последнее время — автобусы среднего и большого классов.
Третье направление — создание специальных шасси — применяется в экономически обоснованных случаях, когда параметры существующих стандартных шасси не обеспечивают выполнение компоновочных, скоростных и иных требований, предъявляемых к определенным категориям пожарных автомобилей.
Применяют специальные шасси при создании аэродромных автомобилей с повышенными динамическими качествами при высокой грузоподъемности, а также коленчатых подъемников и автолестниц с повышенной высотой подъема (максимум 88 м., что практически означает предел технологических возможностей). В последнее время специальные шасси используют также при создании городских пожарных автомобилей, в основном автомобилей первой помощиБогатырев А.В. Автомобили: учебное пособие / А. В. Богатырев [и др.]; ред. А.В. Богатырев. — М.: КолосС, 2008. — 592 с. .
Цель контрольной работы — рассмотреть и проанализировать кузова и шасси пожарного автомобиля.
Для поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
— умение анализировать требования ГОСТов к базовым шасси пожарного автомобиля;
— знать технические возможности базовых шасси для решения вопросов организации тушения пожаров и проведения АСР.
1. Кузова и шасси пожарного автомобиля
К кузову пожарного автомобиля относятся: пожарная надстройка, кабина и оперение.
Пожарная надстройка предназначена для размещения в ней цистерн и баков для огнетушащих веществ, пожарного оборудования, оборудования для спецагрегатов, инструмента и т. д.
Пожарная надстройка крепится на раме автотранспортного средства вместо платформы под груз. В ней размещаются цистерны и бак для огнетушащих веществ, пожарные напорные рукава, пожарные насосы и водопенные коммуникации. Значительное место отводится в отсеках для размещения гидравлического оборудования, приборов и аппаратов для получения воздушно-механической пены, аварийно-спасательного оборудования и инструмента.
Часть оборудования (всасывающие рукава, лестницы и т. д.) размещаются на крыше кузова. В их креплении предусматриваются направляющие, облегчающие снятие, лестница и подножка для доступа к ним.
На крыше оборудуются полосы для перемещения по ним личного состава. Эти полосы не должны иметь уклона. По периметру на крыше кузова предусматривается ограждение высотой не менее 100 мм. Снаружи кузова предусматривается размещение желобков для отвода воды.
В специальном отсеке кузова размещается насосная установка. Для обеспечения ее эксплуатации при низких температурах предусматривается ее обогрев.
Кабины ПА предназначены для размещения в них водителя и пожарного караула. По посадочной формуле они разделяются на две группы.
К первой группе относятся ПА с кабиной базового шасси. Их обозначают 1+1 или 1+2 (один водитель и один или два пожарных). Это кабины неполноприводных ПА с колесной формулой 4?2 для специальных пожарных автомобилей (например, ПНР и АР). Большинство ПА имеют дополнительные кабины с одним рядом сидений (1+6) или двумя рядами сидений (1+8). Кабины водителя и расчета пожарных образуют общий салон.
Кабины водителя и личного состава пожарных должны обеспечивать:
— оперативную и безопасную посадку и высадку пожарных;
— удобство размещения пожарных и необходимого штатного оборудования;
— жизнеобеспечение и сохранение жизненного пространства при опрокидывании ПА, лобовых столкновениях или наездах с любой стороны Теребнев В.В., Ульянов Н.И., Грачев В.А. Пожарная техника Книга 1 Пожарно — техническое вооружение. Устройство и применение Книга 2 Пожарные машины. Устройство и применение. — М.: Центр Пропаганды, 2007. .
Реализация первых двух требований осуществляется с учетом размера человеческого тела. Основным его размером является рост.
Для удобства посадки и высадки высота расположения ручки для открывания двери кабины, поручня для удобства посадки и высота расположения подножки, ее расстояние от пола кабины рассчитываются для пожарных самого низкого роста. Высота и ширина открытого дверного проема рассчитываются для пожарных самого высокого роста.
Основные показатели, характеризующие сиденья, устанавливаются на основании анализа размещения пожарных различного роста.
Двери кабин оснащаются запирающими устройствами с наружными и внутренними ручками управления для предотвращения самопроизвольного их открытия.
Кабины оснащены необходимой световой и звуковой сигнализацией. Они оборудуются отопителями, обеспечивающими в зимнее время температуру воздуха не ниже +15 °С. В них предусматривается место для огнетушителей, одной или нескольких аптечек, а также место для хранения инструмента и запасных деталей.
Конструкция кабин должна обеспечивать сохранение жизненного пространства при опрокидывании ПА, лобовом столкновении или наездах с любой стороны. Размещение и крепление оборудования в кабинах должно быть таким, чтобы отсутствовала возможность травмирования личного состава в транспортном режиме ПА. Герметизация кабин должна исключать загрязнение воздуха в кабине как при движении ПА, так и на стоянке при работающем двигателе.
Двери кабин оборудуются самосрабатывающимися запорными устройствами, удерживающими их в закрытом положении, и фиксаторами открытого положения.
Проемы дверей и люков должны иметь уплотнения, предотвращающие попадание в кузов влаги, пыли, грязи. Полки для пожарного оборудования должны иметь отверстия для слива скапливающейся на них влаги.
По устойчивости к климатическим воздействиям ПА приспособлены для работы при температуре от +40 до -40 °С. При размещении пожарных насосов (ПН) должна быть обеспечена защита его коммуникаций от замерзания во всем диапазоне условий эксплуатации. Необходимо поддерживать положительную температуру пенообразователяВахламов В.К. Автомобили: Основы конструкции: учебник / В.К.Вахламов. — 3-е изд., стер. — М.: Академия, 2007. — 528 с .
Шасси пожарных автомобилей
Шасси автомобиля может иметь различные типы подвески:
а) зависимые: на продольных рессорах; с направляющими парными рычагами; с двумя продольными рычагами; с дышлом;
б) независимые: подвески оснащаются рычагами, прокладками, амортизаторами и рессорами.
Основное предназначение этого узла автомобиля — поглощение вибраций и колебаний во время движения. Передняя и задняя подвески отличаются, так как конструкция управляемых колес требует применения более сложных узлов.
Требования к шасси пожарного автомобиля
1. Для изготовления ПА используются, как правило, стандартные автомобильные шасси в исполнении, соответствующем требованиям действующих норм. В случае необходимости использования специального шасси (модификации базового шасси, ранее не выпускавшейся) требования к нему согласовываются с изготовителем шасси и устанавливаются в нормативно-технической документации на данное шасси.
2. Для создания ПА используются неполноприводные и полноприводные шасси. Скоростные и тяговые характеристики неполноприводных базовых шасси — по ГОСТ 21398. Скоростные характеристики полноприводных базовых шасси — по нормативно технической документации на конкретную модель шасси.
На полноприводные шасси должны устанавливаться шины, допускающие движение автомобиля как по грунтовым дорогам, так и по дорогам с твердым покрытием. Конструкция шасси должна допускать возможность установки цепей противоскольжения на ведущих колесах, в том числе на каждое колесо при двухскатной ошиновке.
3. Величина полной массы ПА не должна превышать 95 % от величины максимальной массы, установленной для базового шасси. Для ПА, технические условия на которые утверждены до введения настоящих норм, допускается использование полной массы по согласованию с изготовителем базового шасси. При определении массы боевого расчета исходят из массы одного человека (75 кг), включая водителя, плюс 10 кг персонального снаряжения на каждого члена боевого расчета.
4. Габаритные размеры автомобиля — по ГОСТ 22748 и нормативно-технической документации на конкретную модель.
5. На шасси может устанавливаться поршневой (бензиновый или дизельный) двигатель или двигатель другого типа (газотурбинный, роторно-поршневой и др.), имеющий ресурс не менее ресурса поршневого двигателя.
6. Отношение номинальной мощности двигателя к полной массе ПА (удельная мощность) должно быть не менее 11кВт/т (15 л.с/т). Для ПА, технические условия на которые утверждены до введения настоящих норм, допускаются иные значения удельной мощности, но не менее 8,8 кВт/т (12л.с./т).
8. В конструкции шасси должна быть предусмотрена возможность установки механизма отбора мощности для привода специальных агрегатов ПА. Системы двигателя и шасси в целом должны обеспечивать работу на месте с отбором до 70 % номинальной мощности и при необходимости в движении до 20 %.
9. Двигатель и компоновка шасси должны обеспечивать возможность установки дополнительного подогревателя для обогрева салона боевого расчета, а также кондиционера и приточно-вытяжной вентиляции.
10. На шасси с передней кабиной должна быть обеспечена возможность проверки уровня охлаждающей жидкости и масла двигателя без подъема кабины.
11. Вместимость топливного бака гарантирует запас хода автомобиля не менее 400 км (запас хода определяется по ГОСТ 20306 контрольным расходом топлива при скорости 60 км/ч).
12. Расположение и конструкция наливной горловины топливного бака должны обеспечивать возможность его заправки как механизированным способом, так и вручную из канистры.
13. Конструкция топливного бака должна предусматривать возможность пломбирования сливной пробки и пробки каминной горловины.
14. При стационарном отборе мощности на привод пожарного насоса двигатель и дополнительная трансмиссия автомобиля дают возможность непрерывно работать насосу при номинальном режиме в течение 6 часов во всем диапазоне эксплуатационных условий. При этом температура масла в двигателе и коробке передач, а также охлаждающей жидкости в системе охлаждения двигателя должна соответствовать значениям, установленным в нормативно-технической документации на конкретную модель шасси.
При длительной стационарной работе двигателя должен быть исключен опасный нагрев агрегатов, элементов кабины и кузова, электропроводки.
15. Требования к трансмиссии и рулевому управлению — по ГОСТ 21398.
16. Тормозные характеристики шасси должны соответствовать требованиям ГОСТ 22895. На шасси, оборудованных пневматической тормозной системой и стояночным тормозом с пружинным аккумулятором энергии, должно быть предусмотрено устройство, обеспечивающее возможность поддержания рабочего давления в тормозной системе в режиме ожидания (или указано место подключения и конструкция такого устройства). Падение давления в пневматической тормозной системе, превышающее 60 % от номинального за сутки, не допускается.
17. Электрооборудование, внешнее освещение и сигнальное оборудование шасси должны соответствовать требованиям ГОСТ 3940, ГОСТ 6964, ГОСТ 8769, ГОСТ 10984, ГОСТ 20961. В системе электрооборудования устанавливается выключатель аккумуляторных батарей (или предусмотрено место для его установки). Уровень радиопомех — по ГОСТ 17822.
18. Места расположения аккумуляторных батарей необходимо защитить от попадания грязи, обеспечивать возможность утепления, а также контроль уровня и плотности электролита в каждом аккумуляторе.
В электрооборудовании предусматривается возможность для подсоединения зарядного устройства без снятия аккумуляторной батареи с шасси.
19. Источники питания (аккумуляторные батареи, генератор) должны иметь запас мощности, достаточный для подключения дополнительных потребителей электроэнергии (маяки, прожекторы, фары-искатели, радиостанции и т. п.). Номенклатура и мощность дополнительных потребителей определяются заказчиком.
20. На шасси, имеющих напряжение бортовой сети 24 В, должен быть обеспечен вывод (двухконтактная розетка) напряжения 12 В (или предусмотрена возможность такого вывода) для питания специальных потребителей (радиостанции и др.). Допускается установка дополнительных розеток вне кабины.
21. Схема включения указателей поворота должна гарантировать возможность их включения в аварийном (мигающем) режиме независимо от включения зажигания или положения ключа выключателя приборов электрооборудования и стартера.
22. Спидометр и его привод должны быть опломбированы. Размещение пломбы должно обеспечивать ее визуальный контроль.
23. Компоновочная схема шасси (по типу кабины) — по ГОСТ 4.332. Параметры и технические требования к кабине и рабочему месту водителя по ГОСТ 21398 и нормативно-технической документации. Остекление кабины — травмобезопасное по ГОСТ 5727. В кабине должны быть размещены необходимые таблички и (или) схемы, поясняющие порядок пользования органами управления шасси.
24. Экологические свойства шасси должны соответствовать требованиям: — по создаваемому шуму — ГОСТ 27435 и ГОСТ 27436; — по содержанию окиси углерода в отработавших газах шасси с бензиновыми двигателями — ГОСТ 17.2.2.03; 14- по дымности отработавших газов шасси с дизельными двигателями — ГОСТ 21393.
Выбрасывание и вытекание топлива, охлаждающей, тормозной и других жидкостей из любого агрегата, узла или через соединения не допускаются.
25. Основные показатели технического уровня (контрольный расход топлива, ресурс, наработка на отказ) — по нормативно-технической документации на конкретную модель шасси. Эксплуатационная технологичность, трудоемкость технического обслуживания и текущего ремонта — по ГОСТ 21624. Методы определения эксплуатационной технологичности — по ГОСТ 21758. Гарантийные обязательства предприятия-изготовителя должны быть указаны в сопроводительной документации на конкретную модель шасси.
26. Шасси должны быть оборудованы тягово-сцепными и буксирными устройствами по ГОСТ 2349. На шасси должен быть установлен задний буфер безопасности.
27. Лакокрасочные покрытия наружных поверхностей шасси должны допускать нанесение на них информативной окраски ПА в соответствии с требованиями ГОСТ Р 50574.
28. Конструкцией шасси должна быть предусмотрена возможность перевозки их средствами наземного транспорта. Шасси должны иметь места для надежного их крепления при транспортировании, а также возможность установки специальных приспособлений для обеспечения погрузки (разгрузки) на платформы. На торцевых поверхностях должен быть нанесен манипуляционный знак по ГОСТ 14192 «Центр тяжести» шасси в состоянии поставки.
29. Шасси должны быть укомплектованы:
— комплектом водительского инструмента и принадлежностей;
— одиночным комплектом запасных частей (по согласованию с заказчиком);
— знаком аварийной остановки по ГОСТ 24333 или красным фонарем, работающим в проблесковом режиме (90 ± 30 проблесков в минуту);
— футляром медицинской аптечки;
По согласованию с потребителем огнетушитель, знак аварийной установки и противооткатные упоры могут не прилагаться.
30. Шасси, поставляемые для изготовления пожарных автомобилей, должны быть сертифицированы и иметь «Одобрение типа транспортного средства» с маркировкой изделия и сопроводительную документацию Геленов А.А. Автомобильные эксплуатационные материалы: учебное пособие для среднего проф. образования; рек. ФИРО / А.А. Геленов, Т.И. Сочевко, В.Г. Спиркин. — 2-е изд., перераб. — М.: Академия, 2012. — 304с. .
Сведения о выдаче «Одобрения» должны быть занесены в паспорт шасси, выдаваемый потребителю.
К шасси должна прилагаться другая сопроводительная документация в соответствии с ТУ на конкретную модель шасси.
В работе рассмотрены устройства, назначения и классификаций базовых шасси, также кузова современных пожарных автомобилей и спасательной техники.
Рассматривая перспективы создания российского шасси для отечественных пожарных автомобилей и спасательной техники можно отметить, что будущий ПА — это активный элемент системы пожарной безопасности страны, поэтому технический уровень его важнейшей подсистемы — базового шасси — должен быть адекватен требованиям времени.
К числу таких требований, которые в основном сформулированы в НПБ 163-97, можно отнести следующие:
— обеспечение удельной мощности не ниже 15 л.с./т, при нормах двигателя токсичности не ниже Евро-2;
— поставка шасси с двухрядной (для боевого расчета 1+5) или трехрядной (1+8) кабиной салонного типа, с системой обеспечения параметров микроклимата;
— применение антиблокировочной (АБС) и противобуксовочной (ПБС) систем, а также системы экстренного растормаживания тормозного контура;
— модернизация подвески применительно к условиям эксплуатации (стабилизаторы поперечной устойчивости, малолистовые параболические рессоры);
— поставка шасси изготовителям ПА с системой отбора мощности для привода спецагрегатов;
— применение «двойной» рамы с подрессоренным надрамником для установки пожарной надстройки;
— применение более мощных систем охлаждения и бортового электрообеспечения, адаптированных к условиям эксплуатации ПА.
К числу перспективных требований следует отнести применение на ряде моделей автоматической трансмиссии, создание специального шасси в «северном» исполнении (для регионов с холодным и очень холодным климатом).
Можно надеется, что успешная работа над этими проектами российских автомобилестроительных предприятий позволит создать ПА действительно нового поколения, отвечающие требованиям структурной реконструкции парка пожарных автомобилей в свете новых задач, поставленных перед пожарной охраной страны.
кузов пожарный автомобиль шасси
1. НПБ-180-99 Пожарная техника. Автомобили пожарные. Разработка и постановка на производство.
2. Богатырев А.В. Автомобили: учебное пособие / А. В. Богатырев [и др.]; ред. А.В. Богатырев. — М.: КолосС, 2008. — 592 с.
3. Вахламов В.К. Автомобили: Основы конструкции: учебник / В.К.Вахламов. — 3-е изд., стер. — М.: Академия, 2007. — 528 с
4. Геленов А.А. Автомобильные эксплуатационные материалы: учебное пособие для среднего проф. образования; рек. ФИРО / А.А. Геленов, Т.И. Сочевко, В.Г. Спиркин. — 2-е изд., перераб. — М.: Академия, 2012. — 304с.
5. Иванов А.М. Автомобили. Теория эксплуатационных свойств: учебник для студ. вузов по напр. подг. бакалавров «Эксплуатация транспортно- технологических машин и комплексов» (профили подготовки «Автомобили и автомобильное хозяйство» и «Автомобильный сервис»); доп. УМО / ред. А.М. Иванов. — М.: Академия, 2013. — 176 с.
6. Теребнев В.В., Ульянов Н.И., Грачев В.А. Пожарная техника Книга 1 Пожарно — техническое вооружение. Устройство и применение Книга 2 Пожарные машины. Устройство и применение. — М.: Центр Пропаганды, 2007.
7. Малкин В.С. Техническая эксплуатация автомобилей. Теоретические и практические аспекты: учебное пособие / В.С. Малкин. — М.: Академия, 2007.
Размещено на Allbest.ur
Подобные документы
Конструкции подвесок без поперечного смещения кузова. Модернизация задней подвески автомобиля ВАЗ 2123, с целью устранения поперечных перемещений кузова при движении по неровным дорогам. Конструкции шарниров подвески. Расчет оси поворотного рычага.
курсовая работа [3,8 M], добавлен 02.10.2013
Технические характеристики автомобилей семейства ваз 2108, устройство сцепления и коробки передач. Дифференциалы трансмиссии автомобиля, ее силовые приводы, валы и полуоси. Устройство ходовой части шасси, подвески, колеса и шины, тормозная система.
курсовая работа [6,2 M], добавлен 15.01.2011
Назначение и область применения пожарной насосной станции. Выбор шасси, силового агрегата и надстройки. Компоновочный и тягово-динамический расчет пожарной насосной станции. Коэффициент обтекаемости и площадь Миделя. Расчет параметров трансмиссии.
курсовая работа [77,0 K], добавлен 11.10.2012
Технические характеристики автомобилей семейства ВАЗ 2105. Анализ и оценка конструкции коробки передач и сцепления. Дифференциалы трансмиссии автомобиля. Силовые приводы, валы и полуоси трансмиссии автомобиля. Ходовая часть, шасси и схемы подвесок.
курсовая работа [4,5 M], добавлен 22.01.2011
Технологическая последовательность выполнения операций по восстановлению кузова. Подбор инструмента, оборудования и приспособлений, необходимых для процесса. Техника безопасности и экологические требования при проведении работ по ремонту автомобилей.
курсовая работа [2,2 M], добавлен 24.12.2014
Моделирование конструкций конечными элементами. Нагрузочные режимы на кузов машины. Особенности конструкции кузова автомобиля ВАЗ 2108, применяемые материалы и характеристики сварных соединений. Построение модели кузова автомобиля, проверка на прочность.
курсовая работа [2,9 M], добавлен 11.03.2011
Классификация автомобилей6 легковые, грузовые, автобусы. Автомобиль и его основные части: двигатель, шасси, кузов с кабиной. Ходовая часть автомобиля и ее элементы. Карбюраторный четырехтактный двигатель и дизельные двигатели и их рабочий процесс.
УСТРОЙСТВО БАЗОВЫХ ШАССИ ПОЖАРНЫХ АВТОМОБИЛЕЙ И СПАСАТЕЛЬНОЙ ТЕХНИКИ
Независимо от особенностей конструкции автомобиль состоит из:
Рис. 1 Конструкция легкового автомобиля
Двигатель — источник механической энергии, необходимый для движения автомобиля. В двигателе внутреннего сгорания тепловая энергия, получаемая при сгорании топлива в его цилиндрах, преобразуется в механическую работу.
На автомобилях применяются двигатели внутреннего сгорания с искровым зажиганием и с самовоспламенением, а также электрические.
Кузов — часть автомобиля, предназначенная для размещения груза или для размещения водителя и пассажиров. Кузов состоит из кабины 1 и грузовой платформы 2. К нему относят также капот, облицовку и крылья.
Шасси — опорное устройство, необходимое для передвижения автомобиля. В шасси входят все механизмы и агрегаты, предназначенные для передачи усилия от двигателя на ведущие колеса, а также для управления и передвижения автомобиля.
Шасси включает в себя:
- • трансмиссию
- • ходовую часть
- • рулевое управление
Рис. 2 Составные части грузового автомобиля: 1 — кабина; 2 — грузовая платформа; 3 — сцепление; 4 — коробка передач; 5 — карданная передача; 6 — ведущий
Трансмиссия представляет собой совокупность механизмов, передающих вращающий момент от коленчатого вала двигателя к ведущим колесам, а также изменяющих вращающий момент и частоту вращения ведущих колес по величине и направлению.
Трансмиссия состоит из:
- • сцепления 3
- • коробки передач 4
- • карданной передачи 5
- • ведущего моста 6
Сцепление необходимо для кратковременного разъединения двигателя и трансмиссии при переключении передач и для плавного их соединения при трогании с места.
Коробка передач (КП) предназначена для изменения вращающего момента на ведущих колесах, скорости и направления движения автомобиля путем ввода в зацепление различных пар шестерен.
Карданная передача служит для передачи вращения от вала коробки передач к ведущему мосту под некоторым углом.
Ведущий мост состоит из механизмов, с помощью которых происходит увеличение вращающего момента и вращение валов передается к ведущим колесам под прямым углом.
Ходовая часть предназначена для передвижения автомобиля. Вращательное движение ведущих колес при их сцеплении с поверхностью грунта преобразуется в поступательное движение автомобиля.
Рулевое управление необходимо для изменения направления движения автомобиля.
Тормозная система служит для замедления скорости движения и остановки автомобиля.
Шасси пожарных автомобилей
Пожарные машины
Шасси пожарного автомобиля относится к первому уровню базовых подсистем общего комплекса механизмов, которые определяют функциональность и назначение машины. Условно шасси автомобилей включает в себя три больших узла: ходовую часть, трансмиссию и механизмы управления. При разработке ПА за основу берутся базы грузовых автомобилей.
Основные требования к базовым шасси пожарных автомобилей
Противопожарная техника разрабатывается на базе грузовых автомобилей. Исключение составляют машины, эксплуатируемые в нестандартных условиях. В таком случае под заказ создают новые модификации. Пожарные автомобили разрабатывают на полноприводных или неполноприводных шасси. Скоростные и тяговые требования к последним прописаны в ГОСТе 21398-89. Регламент полноприводных систем основан на нормативно-технической документации конкретной модели ПА. Обязательное условие для них – комплектация шинами для передвижения по грунтовым дорогам. В число основных требований входит также и наличие на ведущих колесах системы подсоединения противоскользящих цепей (при двускатной ошиновке крепления цепи ставятся на каждое колесо).
От базы зависит величина общей массы ПА. Она не должна превышать 95% от максимально предусмотренной общей массы для данного типа конструкции. При этом если автомобили были разработаны до вступления в силу ГОСТа 21398-89, допускается использование полной массы, но только по согласованию с изготовителем шасси. Отдельно просчитывается количество мест боевого расчета. Нагрузка при этом берется из расчета массы человека 75 кг плюс дополнительно 10 кг специального снаряжения.
Одна из ключевых систем шасси пожарного автомобиля – двигатель. Как правило, в эксплуатацию ГПС поступают машины с бензиновым или дизельным поршневым мотором. Реже в комплектацию входит газотурбинный двигатель, но только при условии, что его ресурс не меньше поршневого. Объем топливного бака рассчитывается исходя из необходимости обеспечения непрерывного пробега автомобиля минимум 400 км.
К базовому шасси ПА предъявляют требования по установке механизма отбора мощности, благодаря которому работает насос. Компоновка должна предусматривать использование системы обогрева кабины боевого расчета и кузова с размещенным на нем оборудованием. При отборе мощности на привод насоса двигатель и трансмиссия должны обеспечивать непрерывную работу спецсистем в течение минимум 6 часов с поддержанием температуры масла и уровня охлаждающей жидкости в установленных технической документацией пределах.
Тормозная система, используемая при оборудовании пожарных машин, должна соответствовать ГОСТу 22895. При пневматической системе со стояночным тормозом, работающим на пружинном аккумуляторе энергии, обязательно наличие устройства, которое обеспечивает рабочее давление в этой системе в режиме ожидания. Недопустимо падение более 60% от номинального показателя в течение суток.
Система электрооборудования базового шасси для пожарных автомобилей разрабатывается с учетом требований ГОСТов 3940; 6964; 8769; 10984 и 20961. Одно из условий – установка выключателя аккумуляторных батарей. Сами же аккумуляторные батареи устанавливают только в защищенных от попадания грязи местах с возможностью дополнительного утепления. В систему электрооборудования должно входить устройство для подключения зарядного устройства для подзарядки аккумулятора в стационарном положении.
Источник питания базового шасси пожарного автомобиля должен обеспечивать работу дополнительных электропотребляющих систем, таких как маяки, прожекторы, радиостанции. В таких случаях предусматривается отдельный вывод (розетка) напряжения 12 В. Дополнительные розетки могут быть установлены вне кабины.
Шасси оборудуются тягово-сцепными и буксирными устройствами, а также задним буфером безопасности. Наружное покрытие частей шасси, используемого для производства пожарных автомобилей, должно совмещаться с информативной окраской, принятой для маркировки ПА.
В комплектацию шасси также входит: запасное колесо, комплект инструментов для проведения текущего ремонта, комплект запасных частей в зависимости от типа ПА, огнетушитель, аптечка, противооткатные упоры.
Особенности шасси КамАЗ для пожарных автомобилей
Шасси, разрабатываемые инженерами Камского автомобильного завода, считаются одними из лучших баз для производства пожарной техники. Они надежны и полностью адаптированы для эксплуатации в различных регионах страны с большим диапазоном рабочих температур. На сегодняшний день КамАЗ предлагает варианты базовых платформ, которые совместимы с техническими условиями техники системы ГПС.
Самой популярной базой КамАЗ для пожарных автомобилей стало шасси 43118. Наиболее востребовано оно для производства автоцистерн. Это различные модификации автомобилей типа АЦ с емкостью для воды объемом 3-12 тонн. Расширенный модельный ряд ПА стал возможен благодаря вариантам колесной формулы. Это полноприводные шасси 8х8, 6х6 и 4х4. Востребованными при производстве пожарной техники являются и комбинированные базы 8х4, 6х4 и 4х2.
Одним из преимуществ шасси КамАЗ считается увеличенная грузоподъемность в диапазоне 7-30 тонн, благодаря чему появляется возможность установки дополнительного оборудования и аксессуаров. Плюсом является и длинная несущая рама (410-870 см), что позволяет значительно расширить потенциальные возможности противопожарной техники.
Кроме общих технических параметров КамАЗ выигрывает перед конкурентами за счет установки мощных силовых агрегатов. Минимальная мощность современных двигателей – 185 л.с. При этом моторы соответствуют критериям экологичности по нормам ЕВРО-4.
Источник https://otherreferats.allbest.ru/transport/00833677_0.html
Источник https://studref.com/549136/bzhd/ustroystvo_bazovyh_shassi_pozharnyh_avtomobiley_spasatelnoy_tehniki
Источник https://www.pozhmashina.ru/articles/articles-pozharnye-mashiny/shassi-pozharnyh-avtomobilej.html