Признаки неисправности ходовой
Наши дороги не славятся высоким качеством, потому езда по ним часто приносит не мало неприятностей, может повредиться ходовая часть и подвеска машины. Ходовая часть состоит из комплекса деталей, которые обеспечивают вам безопасность и комфортабельность, а также хорошую управляемость при передвижении.
Износ или повреждение хотя бы одного из ее элементов приведет к нарушению в работе. Это повлечет за собой различные постукивания во время езды и даже трудности в управлении машины. Рассмотрим основные симптомы данной проблемы.
Если вы замечаете, что на скорости вашу машину постоянно тянет в одну и ту же сторону — первым делом проверьте давление в шинах колес. Обычно такое происходит, когда одно колесо накачано сильнее, чем второе. Если колеса накачаны правильно или проблема от этого не решилась, то причина может находиться глубже. В таком случае лучше проводить полную диагностику ходовой вашего авто. Поводом этого могут оказаться:
- Деформированные рычаги передней подвески
- Неверно отрегулированные углы установки колес
- Разная жесткость пружин
- Износ тормозной системы колеса (колесо постоянно притормаживает)
- Износ ступичного подшипника
Но бывают и другие симптомы. Один из частых случаев, когда происходят раскачивания при совершении торможения и/или при повороте. Поводом этому могут послужить изношенные амортизаторы или втулки стабилизатора устойчивости. Также при езде может происходить вибрация, чаще всего это симптом:
- слабо накаченных колес
- Изношенных или зажатых подшипников ступицы
- Изношенных шарниров на руле
- Разбалансированных колес
- Искажение колесного диска
- Ослабления крепежных гаек на колесе
Бывают случаи, когда во время движения в автомобиле становятся слышны различные стуки и непонятный шум. Такой симптом может указывать на:
- Ослабление креплений штанги или стойки стабилизатора
- Перелом амортизатора
- Износ шаровой опоры
- Неисправность рулевой рейки
- Износ сайлентблока рычагов
Одним из неприятных случаев может быть издаваемый автомобилем скрип при совершении поворота. Такое обычно случается, когда разбиваются втулки стабилизаторов поперечной устойчивости или выходят из строя амортизаторы. А если у вашей машины начали стучать амортизаторы, то тут больше причин:
При обнаружении симптомов пробивания подвески возможно у вас:
Конечно, это только основной и далеко не весь список симптомов и причин, но он поможет вам вовремя заметить, что с ходовой что-то не так. А чтобы неисправности вашего четырехколесного друга не застали вас врасплох, необходимо регулярно посещать станции технического обслуживания.
Неисправности подвески автомобиля – как найти, устранение
При наличии следов деформации замене подлежит большинство деталей: ось, втулки и верхние/нижние рычаги, шаровые опоры, сайлентблоки, шины, пружины, пыльники, шарниры, листы торсионов, клапан сжатия, сальники штока.
При обнаружении неисправности подвески автомобиля необходимо срочно провести полную диагностику транспортного средства. Только своевременный ремонт износившихся деталей может гарантировать комфортную и безаварийную езду.
Почему ломается подвеска в машине
Элементы ходовой состоит из тяги стабилизаторов, амортизаторов, сайлентблоков, пружин и шарниров. Все эти механизмы объединяют кузов и колеса в общую платформу, обеспечивая автомобилю устойчивость и плавный ход на дороге. Во время движения эти узлы ходовой подвергаются агрессивному воздействию внешней среды и ударным нагрузкам, что приводит их к быстрому износу.
Средний срок службы подвески узла 60-60 тыс. км пробега. Этот показатель можно увеличить в 3 раза, если ездить по идеально ровным трассам, избегать ям и ухабов. Отсюда вывод, что основная причина поломки данного узла — это частые поездки по дорогам с плохим состоянием полотна. Среди других факторов, влияющих на срок эксплуатации элементов ходовой можно отметить следующие:
- качество сборки деталей;
- особенности конструкции машины;
- стиль вождения шофера.
Производители оснащают машины многорычажной системой, эластокинематикой, регулируемые амортизаторами и другими технологиями. Но запас прочности этих сложных механизмов порой ниже чем у простых моделей 90-х годов. Связано это тем, что сейчас инженеры делают акцент на повышение управляемости авто, а не на прочности ходовой. Поэтому в машинах часто применяются материалы из легких сплавов для снижения неподрессоренной массы или устанавливаются крупные шины с низким профилем.
Многое зависит от бережной эксплуатации авто. Например, если не очищать от грязи пружины, не обновлять им слой антикоррозийного покрытия, то эти детали быстро заржавеют и могут лопнуть. А любители «дрифтовать», резко тормозить и поворачивать руль при попадании в выбоину, ускоряют износ стабилизаторов поперечной стойкости. На этот элемент также негативно влияет парковка под большим боковым углом.
Что такое передняя подвеска автомобиля
Признаки поломки подвески
В большинстве случаев о проблеме ходового узла можно судить по посторонним звукам во время движения по неровной поверхности. Кроме того, у водителя возникают проблемы с рулевым управлением. Некоторые проблемы можно выявить лишь при полном осмотре автомобиля (например, порванный пыльник шаровой опоры).
Основные симптомы неполадок с подвеской:
- потеря траектории движения машины при входе в поворот;
- частое и необоснованное срабатывание системы защиты от заносов;
- сильный крен и потеря устойчивости при маневрировании;
- длительные колебания кузова после преодоления кочки или резкого торможения;
- «пробой» подвески;
- вибрации, стуки и скрипы при езде по шероховатой дороге и на поворотах;
- автомобиль уводит в «влево» или «вправо» при прямолинейном движении;
- значительно уменьшился дорожный просвет при загрузке авто;
- неравномерный износ протектора шины;
- на месте парковки подтеки от смазочного материала.
При обнаружении одного или нескольких из этих признаков следует незамедлительно обратиться в сервисный центр. Там проведут полную диагностику машины и заменят неисправные детали.
Причины поломки
В основном, все узлы ходовой быстро выходит из строя из-за частых поездок по неровной поверхности и агрессивного стиля вождения. Особенно, если автолюбитель влетает в яму при сильно вывернутом руле или отжатой педали тормоза.
Список «болячек» для каждого компонента подвески:
- Стойки стабилизаторов выходят из строя из-за наездов на бордюры и другие препятствия.
- Амортизаторы боятся грязи. Она, попав через порванные резиновые пыльники, усиливает трение и износ движущихся элементов.
- На сайлентблоки разрушительное воздействие оказывает холод, жара и химические реагенты.
- Ресурсов шарниров снижают жесткие удары от кочек и использование резины с низким профилем.
- Пружины чувствительны к загрузке авто и появлению ржавчины от грязи.
К другим причинам поломки подвески можно отметить:
- низкое качество сборки или конструкционный брак;
- нарушение углов установки покрышек при техобслуживании;
- «тюнинг» не по регламенту.
Важно учитывать, что повредить подвеску могут другие неисправные узлы автомобиля (например, система трансмиссии, тормозов, кузова, рулевого управления).
Как определить неисправность
Для полной диагностики подвески и выявления причины неполадки автомобиль надо загнать на «яму». Затем посмотреть все резиновые уплотнения, чехлы, сайлентблоки, шаровые опоры, крепежи, наконечники рулевых тяг. При наличии на них повреждений детали надо менять.
О проблемах с амортизатором будут свидетельствовать маслянистые подтеки и длительные колебания кузова при боковой раскачке авто.
Если клиренс стал ниже, чем положено, то значит «просели» пружины.
Сайлентблоки проверяют по движению. Если нет скрипа, люфта и резиновый уплотнитель без повреждений, то все в порядке.
О состоянии подшипников легко судить после раскачки кузова авто вверх-вниз. Если машина колеблется больше 2 раз, то деталь надо менять.
Выявить неисправность с направляющей втулкой и наконечниками можно по отворотам и пошатываниям в стороны реечного руля.
Если во время движения слышен равномерный шум, то следует проверить состояние ступичного подшипника. Он не должен люфтить при раскручивании покрышки.
Способы устранения поломки
При наличии следов деформации замене подлежит большинство деталей: ось, втулки и верхние/нижние рычаги, шаровые опоры, сайлентблоки, шины, пружины, пыльники, шарниры, листы торсионов, клапан сжатия, сальники штока.
Подвеска заднеприводного авто
Но, некоторые части ходовой можно самостоятельно починить без установки новых запчастей:
- При недостатке смазки в шарнирах стойки — смазать элементы.
- Если ослаблен крепеж амортизатора и поршня, то затянуть гайки.
- Погнулся кронштейн, лонжерон рамы и стойка кузова — выпрямить.
- Неправильный зазор в подшипниках — отрегулировать.
- Дисбаланс покрышек — произвести правильную регулировку.
- Неравномерный износ протектора — накачать давление в шины до нормы.
Важно учитывать, что из-за маленькой неисправности подвески автомобиля увеличивается нагрузка на все узлы ходовой. Если затягивать с ремонтом, то это может привести к аварийной ситуации на дороге.
Я твой подвеска рычаг шатал: как проводят диагностику ходовой части
Многие автосервисы прямо-таки зазывают к себе клиентов сделать диагностику ходовой. Деньги за это просят разные, в гаражах сделают и за сто рублей. Действительно, никакого дорогого оборудования для этого не надо (проверку углов развала и схождения в диагностику обычно не включают). Нужны только подъёмник, монтажка, немного сил в руках и внимательность. То есть ничего сложного в этой процедуре нет, а так как проводить её периодически просто необходимо, расскажем, как это делают в сервисе, и можно ли сделать её самостоятельно.
Зачем нужна диагностика?
Начнём с простого вопроса: почему иногда нужно проверять подвеску?
П ервый случай – хрестоматийный. То есть что-то внизу стучит, лязгает, щёлкает, а иногда – грохочет и отдаёт в руль и пятую точку. Это – особо запущенный случай, когда менять надо уже обычно не копеечный сайлентблок, а сразу несколько элементов. В этом случае проведение диагностики поможет выявить все неисправные детали, тут всё очевидно.
Вторая ситуация – плановая диагностика, и она, разумеется, предпочтительнее первого случая, потому как своевременный ремонт обычно на порядок дешевле ремонта «аварийного».
Ну, и третий вариант – подержанное авто. В случае покупки автомобиля с пробегом даже незначительные дефекты в ходовой части могут быть поводом для торга, а иногда – отказа от покупки. Многие эту процедуру при покупке доверяют специалистам сервиса, но покупает машину не мастер (которому в общем и целом плевать, что вы там себе купите), а вы – тот самый человек, которому потом придётся этот автомобиль содержать. Именно поэтому желательно осматривать машину снизу вместе со специалистом СТО – так шансы найти «косяки» в ходовой могут существенно увеличиться.
Про рычаги и стойки
Приношу свои извинения владельцам премиальных автомобилей с пневматическими подвесками или сложными многорычажками. О диагностике таких подвесок мы поговорим в следующий раз, сегодня же речь пойдёт о самых простых типах подвесок: передней МакФерсон и задней полузависимой балке. Это – самые распространённые конструкции на бюджетных автомобилях. Начнём с передней.
История независимой подвески МакФерсон довольно долгая: в следующем году можно будет смело сдвинуть бокалы за её семидесятилетие. В 1948 году подвеску инженера GM Эрла Макферсона использовали на автомобиле Ford Vedette. Впрочем, есть мнение, что хитрый американец идею независимой подвески украл у чуть менее удачливого итальянца Гвидо Форнака, который предлагал её Фиату. Даже если это хотя бы отчасти правда, Макферсон значительно переработал идею Форнака и довёл её до ума.
Так же было бы несправедливо считать, что всё, что сделал Макферсон, – это убрал верхний рычаг с шаровой опорой в двухрычажной подвеске и придумал, как крепить амортизатор к крылу с помощью чашек и опорных подшипников. Подвеска получилась более лёгкой, дешёвой и отлично подходила для массового производства в недорогих серийных автомобилях. За идею ухватился Форд (массово и недорого – то, что нужно!), и уже на более поздних Ford Zephyr 1950 года и Ford Consul 1951 года подвеска типа МакФерсон использовалась безоговорочно (в ситуации с Vedette о серийном производстве говорить, наверное, рано – французское подразделение Ford France SA за шесть лет выпустило их не слишком большим тиражом, и про автомобиль бы забыли, если бы он не стал первым с МакФерсоном). Итак, что же придумал американский изобретатель?
Основным отличием новой подвески было то, что она стала независимой, но не намного дороже распространённой в то время балки. Основные элементы конструкции – подрамник, нижние рычаги, амортизационные стойки с пружинами, поворотный кулак и стабилизатор поперечной устойчивости. Есть, конечно, и более мелкие детали (шаровые опоры, стойки стабилизатора, сайлентблоки и прочее), но вряд ли их можно назвать основными частями подвески. Тем не менее, как раз их неисправности встречаются чаще всего.
В целом же подвеска получилась очень надёжной, хотя вначале механики не были в восторге от конструкции. Им, например, не нравилась довольно сложная процедура замены амортизатора, а способ крепления верхней части стойки к кузову через опорный подшипник вызывал их опасения за ресурс кузова (к тому же несущий кузов тогда сам по себе был штукой новой и не вполне оценённой, хотя именно подвеска Макферсона стала первой независимой передней подвеской на автомобиле с таким типом кузова).
Нельзя сказать, что подвеска МакФерсон имеет очевидные слабые места, отличающиеся пониженным ресурсом. Многое зависит от особенностей подвески этого типа в конкретном автомобиле (например, Мерседес W124 не мог похвастаться долговечностью стоек стабилизатора из листовой стали, а про слабые шаровые опоры нашей вазовской «классики» знают, наверное, все). Не менее важную роль играют условия эксплуатации (например, езда по асфальту с ямами скорее убьёт шаровые опоры, а частые выезды на просёлок с большими перепадами без ударных нагрузок – амортизаторы).
О том, что такое полузависимая задняя подвеска, мы уже говорили. Там стучать в принципе нечему, а если что-то стучит, то нет слов, чтобы описать степень запущенности автомобиля. Это либо полностью сухие амортизаторы, либо драные в клочья сайлентблоки балки, либо сломанная пружина. Но это не значит, что осматривать там нечего. Например, банальный износ сайлентбоков балки значительно снижает управляемость, что особенно заметно будет в колее. Ну, а про езду с сухими амортизаторами даже говорить не буду – как весело прыгает такая машина, знают многие.
На этом теоретическую часть позвольте считать законченной, давайте смотреть автомобиль во всей его красе (или безобразии – диагностика скажет точно).
Передняя подвеска
Диагностика передней подвески начинается с… поднятия крышки капота. Да, пока машина стоит на земле (это важно, подвеска должна быть под нагрузкой), осматриваем верхние опоры стоек. Нас в первую очередь интересует зазор между чашкой и кузовом (брызговиком). На фотографии видно, что в зазор проходит отвёртка.
Пока ничего страшного в этом нет, но если зазор приблизится к полутора сантиметрам – верный признак неизбежности замены верхних подушек. Ну, и заодно пытаемся раскачать машину: если она делает более двух качаний после окончания раскачки – амортизаторы пора менять (по-моему, это первое, что делает любой потенциальный покупатель средней степени грамотности, это классика жанра). Теперь машину можно поднять на домкрат (лучше все же на гидроподъемник) и посмотреть на амортизаторы сбоку: никаких подтёков быть не должно. Если же они есть, то задумываемся о новых амортизаторах.
Теперь пришла пора взять машину за колёса, точнее, за одно. Колесо качаем в обоих направлениях, и вправо-влево, и вверх-вниз. В первом случае можно услышать стуки рулевой тяги или (что бывает чаще) наконечника тяги. Если такой обнаруживается, то придётся позвать помощника, и пока один будет дёргать колесо, второй сможет определить причину звука точнее. Для этого надо будет хорошенько ухватиться за тягу и посмотреть, где появляется люфт – в рейке или в наконечнике.
Посторонний звук при раскачке вверх-вниз говорит об износе шаровой опоры. Впрочем, если никакого звука или люфта нет, это ещё не значит, что она в порядке, её будет необходимо проверить ещё раз уже с помощью монтировки (об этом чуть ниже).
Теперь просто раскручиваем колесо. Наша задача – оценить состояние ступичного подшипника. Если слышен гул или скрежет – ему пора на помойку прямо сейчас. Теперь ещё раз раскручиваем колесо и одной рукой хватаемся за пружину. Если подшипник только собирается отдать богу ролики, то на пружине будет ощущаться характерная вибрация. Если она чувствуется, то скоро появятся и гул, скрежет и, может быть, новый подшипник.
Берём в руки монтажку и лезем под машину. Вот тут точно уже никакой домкрат не поможет – нужен подъемник, так что без автосервиса не обойтись.
Сначала проверяем сайлентблоки рычагов. Их надо будет двигать как в продольном, так и в поперечном направлениях, используя в качестве опоры подрамник. Небольшой люфт будет обязательно (резина не может не деформироваться), но и он заметен только после приложения существенного усилия. Сайлентблоков четыре (по два на рычаг), и если какой-то из них люфтит больше остальных, это будет сразу заметно.
Теперь возвращаемся к шаровой опоре. Сильный износ будет заметен, если обеими руками покачать рычаг около шаровой вверх-вниз. Сомневаетесь в своих силах – монтажка вам в помощь. Вставляем её между кулаком и рычагом и качаем – тут люфта быть не должно вообще.
Рулевая рейка не относится к подвеске, но её существенный износ можно также диагностировать руками: берёмся за тягу и шатаем её вверх-вниз. Никакого люфта или стука быть не должно. Впрочем, их отсутствие – условие необходимое, но не достаточное, как говорят математики. То есть если ничего не стучит, это ещё не говорит об идеальном состоянии рейки, там подводных камней может быть много. Зато если люфт есть, её точно нужно будет ремонтировать или менять.
Теперь проверяем стабилизатор поперечной устойчивости. Сам стабилизатор сломать невозможно (можно, конечно, погнуть, но для этого нужен талант), поэтому смотрим сначала втулки. Просовываем монтажку между подрамником и стабилизатором около втулки и качаем, желательно – сильно. Если втулка от возраста стала овальной, то стабилизатор будет в ней «гулять». Затем проверяем его крепления в рычагах. Тут способ один: попытаться монтажкой раскачать болты, если люфтят – надо будет заменить резинки.
И последними смотрим стойки стабилизатора. Худший случай – это если сломалась сама стойка, такое бывает, тем более что на наших дорогах их вообще можно считать расходным материалом. На некоторых машинах можно увидеть дефект на резиновых частях, но это не наш случай.
Итак, спереди осмотрено почти всё, остаётся проверить нижнюю подушку двигателя (и/или КПП, тут всё зависит от модели автомобиля), которая никак не входит в ходовую часть, но призывно торчит снизу, а иногда требует слишком частого осмотра (привет, любители Пежо!). Качаем так же монтажкой – руками и глазами тут ничего не сделаешь. Зато с помощью монтажки дефект обнаружить несложно, разрыв подушки обычно виден сразу.
Теперь переходим назад
Задняя подвеска
Начинаем процедуру с колёс – так же, как и спереди. Но сзади нет шаровых опор, поэтому проверяем пока только подшипники ступиц. Так же крутим, слушая звук, затем кладём руку на пружину. Если ничего подозрительного нет (люфта, звука или вибрации), то подшипник можно считать исправным. Лезем под машину.
Смотрим амортизаторы. Сначала ищем следы подтёков, затем с помощью монтажки проверяем сайлентблоки внизу амортизаторов. Идеально было бы заметить расслоение сайлентблока, но вряд ли получится увидеть его без опыта.
Зато отслоение резины от втулок на сайлентблоке балки не заметить невозможно: тут и зацепиться монтажкой проще, и деталь крупнее. Правда, я как-то видел машину, где износ этого сайлентблока был виден невооружённым глазом: он был просто порван, и балка висела на болту в кронштейне. Хотя в этом случае стук будет хорошо слышен на ходу, а вот в случае возрастного износа звуков балка издавать не будет, хотя отчасти дефект будет заметен на глаз (неправильный развал заметить можно). И, наконец, смотрим на пружины. То, что они просели ещё при Советской власти, заметить можно не всегда, а вот если пружина сломана – это видно.
Вообще задняя полузависимая подвеска достаточно «молчалива» в силу простоты конструкции. Подержанный автомобиль скажет о необходимости её ремонта очень неважной управляемостью, не более. Это, конечно, опасно, но вряд ли там возможен дорогой ремонт, если не придётся менять балку на старом премиальном классе (было время, когда и там сзади не было многорычажек), ремонт такой подвески не будет слишком дорогим. Хотя изношенная в край подвеска заставит задуматься о том, что владелец за машиной не следил вообще, и если в планах есть покупка такого автомобиля, лучше десять раз подумать.
Тут отдельной строкой можно упомянуть торсионные балки машин концерна Peugeot-Citroen с подшипниками в рычагах – они к дешевым никак относиться не могут, полный ребилд конструкции тянет на 50-60 тысяч. Но поскольку тема специфическая, мы вернемся к ней отдельно.
Вместо заключения
Как видите, «пошатать» подвеску не так сложно. Делать это нужно периодически, особенно если условия эксплуатации автомобиля тяжёлые, а всё ТО уже давно перешло от дилера в гараж и ограничено самостоятельной заменой масла и воздушного фильтра. Не стоит забывать, что вырванная шаровая опора, заклинивший ступичный подшипник, да и просто вытекшие амортизаторы или изношенные сайлентблоки могут привести к очень печальным последствиям, виноват в которых будет только владелец автомобиля и никто больше.
За помощь в подготовке материала благодарим сеть специализированных магазинов и автосервисов «Логан-Шоп» (СПб, ул. Возрождения, д. 33, тел.: 928-32-12)
Источник https://car.ru/news/automobili/74746-priznaki-neispravnosti-hodovoy/
Источник https://avtoshark.com/article/repairs/chassis-repairs/priznaki-polomki-podveski-avtomobilya/
Источник https://www.kolesa.ru/article/ya-tvoj-podveska-rychag-shatal-kak-provodyat-diagnostiku-hodovoj-chasti