Находим и устраняем просачивание воды и воздуха
Вы допиваете свой утренний кофе, одновременно ожидая прогноз погоды. И вот то, чего вы ужасно боитесь, – дождь. Для большинства людей дождь во время часа пик означает только дополнительное раздражение, так как повышает риск во время поездки и увеличивает время в пути. Но для вас езда в дождь означает скверную мокрую поездку, испорченный костюм и, возможно, также испорченную обувь, если только вы не примете меры и не наденете заранее непромокаемую одежду. Вы, как и многие другие водители на дороге, имеете автомобиль, который страдает от просачивания воды.
Вы все слишком хорошо знакомы с холодной дождевой водой, капающей из-под щитка и стекающей по вашей левой ноге. Свистящий звук, исходящий из места течи, раздражает еще больше.
Сначала вы собираетесь позвонить на работу и сказаться больным, но потом собираетесь с силами. Вы решили, что обязательно найдете источник этих течей и уничтожите их раз и навсегда – даже если для этого вам придется разобрать автомобиль на кусочки.
Свист ветра
Во время движения воздух, окружающий автомобиль, производит разницу давления снаружи кузова и внутри его. Самый большой перепад давления получается вдоль боков автомобиля между крышей и поточной линией, где давление снаружи кузова намного ниже, чем давление в салоне.
Уплотнители окон и прокладки предназначены для того, чтобы сохранять воздух в салоне и не пропускать воздух снаружи. Однако когда они повреждены, появляется свист, шипение и другие раздражающие звуки.
Таким образом, место, где сначала нужно искать пропускание воздуха, – оконные уплотнители. Порванные, отвалившиеся или деформированные участки – возможные источники течей, которые приводят к свисту ветра. Также следует осмотреть уплотнители дверей на наличие шишек, бугров или других недостатков, которые мешают уплотнителям плотно прилегать к поверхности.
Замените порванные или отвалившиеся уплотнители, но не используйте стандартные уплотнители, предназначенные для наружных дверей, чтобы заменить фирменные резиновые прокладки (если только вы не в отчаянии). Дилерская фирма должна иметь возможность заказать для вас необходимую деталь, либо вы можете подобрать максимально подходящую деталь на кладбище поломанных автомобилей. Также возможно починить разорванные участки уплотнителей с помощью силиконового герметика или сильного быстросохнущего клея. Но сначала протрите куски спиртом или растворителем лака. Не бойтесь соединять короткие кусочки.
Кроме того, многие фирмы производят запасные уплотнители для старых автомобилей по очень умеренным ценам – хотя вам, возможно, придется покупать целый ремонтный набор. J.C. Witney и другие компании также продают уплотнители в большом количестве и разнообразных профилей.
Деформированные участки часто можно починить, просто нагрев их с помощью термопистолета или фена для волос, а затем придать им форму руками.
Быстрый способ проверить наличие течи – потереть мелом поверхность уплотнителя. Когда вы закрываете дверь, пыль от мела переместится с уплотнителя на дверь на тех участках, которые хорошо прилегают. Вы также можете проверить наличие течи на маленьких участках, поместив долларовую банкноту между уплотнителем стекла и дверью. Закройте дверь и потяните доллар. Если он двигается слишком легко, вы обнаружили зазор.
Уплотнительная прокладка, через которую можно протянуть долларовую банкноту, может пропускать воду и воздух на большой скорости. Тяните сильно, но не порвите доллар.
Пропускание воздуха также может появляться, если дверь неровно установлена или износились дверные петли, из-за чего дверь провисает. Чтобы проверить установку двери, убедитесь, что зазоры между закрытой дверью и кузовом равные по всему периметру. Внешняя сторона двери также должна быть заподлицо с окружающими панелями кузова. Чтобы проверить, не износились ли петли, откройте дверь и подвигайте ее вверх-вниз. Если дверь двигается на петлях, их нужно заменить.
Не хватает давления
Вы можете смоделировать разницу давлений внутри/ снаружи кузова в стоящем автомобиле, воспользовавшись вентилятором печки или кондиционера, чтобы поднять давление в салоне, пока вы ищете течи.
Чтобы сделать это, начните с того, что закройте все внутренние вентиляционные отверстия (их обычно можно найти на задних стойках) с помощью клейкой ленты. Также убедитесь, что все вентиляционные отверстия, встроенные в приборную панель, закрыты. Затем запустите двигатель, чтобы все механизмы управления вентиляцией, приводимые в действие вакуумом, начали работать. Затем поставьте управление системой вентиляции, обогрева и кондиционирования в режим втягивания наружного воздуха на максимальную мощность. Заглушите двигатель, поверните ключ в положение, при котором нагнетатель будет продолжать работать, а затем закройте двери.
Через короткое время в салоне поднимется давление. Найдите просачивание воздуха, медленно проведя ладонью вокруг лобового стекла и уплотнителей, чтобы почувствовать движение воздуха. Отметьте подозрительные места клейкой лентой, чтобы вы могли заняться ими позже.
Для того чтобы почувствовать утечку воздуха, вы можете прислушаться, воспользовавшись стетоскопом, или прижать один конец трубы малого диаметра к уплотнителю, а второй конец к уху.
Устраните небольшие зазоры между кузовом и уплотнителями, заполнив их лентой из виниловой пены. На дверях с рамами течи могут появляться вокруг уплотнений стекла. Если уплотнение порвано или его нет, вы часто можете отрегулировать ход стекла за дверной панелью таким образом, чтобы стекло более тесно прилегало к уплотнению.
Ветер может проходить под отделкой и свистеть. Используйте изоленту, чтобы найти источник проблемы, затем герметизируйте слабое место с помощью специального клея или силиконового герметика.
Свист ветра также может возникать в результате разболтавшихся водосточных желобков по периметру крыши, молдингов (декоративных накладок), решетки и внешних приспособлений. Если вы подозреваете, что шум идет от одного из перечисленных участков, накройте его или измените его форму с помощью изоленты, чтобы проверить, не исчезнет ли шум. Если шум исчез, вы установили проблему.
Просачивание воды
Вы можете не чувствовать, но, когда идет дождь, вода может течь внутри по всему кузову автомобиля. В зависимости от устройства автомобиля вода может стекать внутри задних стоек кузова, внутри дверей и сквозь капот. К счастью, автомобили также имеют системы, которые направляют воду в сливные отверстия. Если сливные отверстия забились, вода накапливается и, до того как вы об этом узнаете, оказывается внутри автомобиля. Чтобы предотвратить это, убедитесь, что экраны (щитки) капота и багажника, а также герметизация капота на месте и в хорошем состоянии. Также вы должны периодически осматривать сливные отверстия панелей дверей и порогов, чтобы убедиться, что в них нет грязи, иначе вода не будет свободно стекать.
Кроме того, что вода может просачиваться сквозь уплотнители окон и дверей, она также может просачиваться сквозь сварные швы кузова, стыки, крошечные отверстия, заглушки и другие места, в которых есть зазоры или отверстия.
Просачивание воды в кузове трудно обнаружить, потому что вода стекает и собирается в углублениях, которые находятся далеко от источника течи.
В отличие от воздуха на воду действует сила притяжения, поэтому не важно, где начинается течь, вода в конечном итоге стекает в нижнюю часть транспортного средства. Вода может пройти очень длинный путь от того места, через которое она попадает внутрь. Например, нередко вода попадает внутрь около линии крыши кузова и стекает вниз внутри салона между отделкой и кузовом. Заметите ли вы ее до того, как она потечет по полу салона, зависит от ее направления.
Как вы сможете определить, начинает ли вода течь у соединительного шва днища кузова или из прозрачного люка в крыше? Включите здравый смысл: если пол кузова становится мокрым только тогда, когда вы проезжаете через глубокую лужу, можно предположить, что вода проникает через коррозионное отверстие, утерянную заглушку в кузове, пропускающий шов кузова или любое другое отверстие внизу. Пол кузова, ниши крыльев и нижняя часть перегородки двигателя – участки, в которых течи появляются в первую очередь. Если пол влажный, когда идет дождь, но вы не ездили на автомобиле, можно предположить, что вода попадает внутрь в верхней точке, например через люк в крыше, стойку крыши или уплотнения окна. Капание воды из-под приборной панели может привести вас к участку капота ниже ветрового стекла.
Боритесь с водой с помощью воды
Неудивительно, что вы можете использовать воду, чтобы найти протечку воды. Самый лучший способ определить место течи – попросить помощника понаблюдать, откуда течет, сидя внутри автомобиля, пока вы поливаете подозрительные участки несильной струей воды из поливочного шланга.
Вам нужен помощник и поливочный шланг, чтобы проследить, откуда вытекает поток воды. Возможно, вам придется снять некоторую отделку, чтобы обнаружить источник.
Чтобы точно определить, откуда течет, вам может понадобиться снять внутреннюю обшивку с двери, стоек крыши или даже с пола. Когда вы передвигаете поток воды по кузову снизу вверх, попросите помощника посветить фонариком на участки, которые соответствуют местам, которые вы поливаете.
Протечку в уретановом уплотнении вокруг ветрового стекла или заднего окна может быть особенно трудно обнаружить. Если вы подозреваете эти участки, нанесите мыльную воду с пеной на внешнюю поверхность, затем попросите помощника продуть сжатым воздухом эти места. Если вода начнет пузыриться снаружи, вы нашли место протечки.
Помните, что ветровые и задние стекла на автомобилях последних моделей имеют уретановые уплотнители. Поскольку они влияют на конструктивную целостность крыши, только профессионалы по ремонту стекол или кузова должны устранять подобные протечки.
Ремонтные работы
Вы, безусловно, захотите устранить или заменить дефектные прокладки, уплотнители стекол и приспособления для предохранения от дождя. Есть множество разнообразных материалов для заполнения и герметизации протечек кузова. Проконсультируйтесь со специалистами, чтобы определить, какой материал наиболее подходит для устранения течи.
Иногда устранить течи так же просто, как установить заново неправильно установленную резиновую прокладку. В магазине автозапчастей должен быть подходящий клей для отделки. Сначала счистите весь старый клей с дверной рамы и уплотнителя.
Если вы хотите, чтобы протечку устранил профессионал, отвезите автомобиль к технику, который имеет сертификат, выданный межотраслевой конференцией по ремонту автомобилей после аварии (I-CAR). Такой сертификат означает, что мастера прошли курс подготовки по применению методов герметизации кузова.
Как правильно убирать подтеки автомобильной краски на кузове
От подтеков автомобильной краски никто не застрахован. Однако, как правило, большие подтеки характерны для начинающих мастеров: более того, покраска автомобиля своими руками без многолетнего опыта очень часто сопровождается подтеками. Поэтому важно научиться не только идеально красить, но и уметь убирать подтеки, если уж они образуются. Что для этого пригодится?
Наждачная бумага: Р-600, Р-1000, Р-1500, Р-2500;
Резиновый или силиконовый брусок;
Обычный автомобильный дворник;
Мыло или мыльная вода;
Чтобы успешно убрать подтек, его нужно высушить. Если краска не досохнет, то велика вероятность отрыва подтека с захватом глубинных слоев. Основная проблема больших подтеков в том, что необходимо прикладывать много усилий для их устранения, а в самом конце может ждать сюрприз: на месте устраненного подтека могут остаться миниатюрные раковинки и пузырьки.
Итак, чтобы убрать большой подтек необходимо, по возможности, срезать его выступающую часть лезвием (особенно капельки). Затем обернуть брусок наждаком Р-600, макнуть его в мыльную воду (мыльная вода обеспечивает скольжение и не дает оторваться краске) и затереть оставшуюся часть. Когда начнут подтираться края подтека, можно перейти на более мелкий наждак Р-1000, далее, на Р-1500, и в конце пройти Р-2500, чтобы полировка автомобиля своими руками прошла максимально быстро.
Для сравнения можно попробовать второй вариант (хорошо работает, даже если подтек полностью не высох). Смысл заключается в том, чтобы прошпаклевать подтеки тонким слоем универсальной шпаклевкой. Затем дать подсохнуть минут 10-15 и начать затирать наждаком, как описано выше. Важно помнить, что чем сильнее подсыхает шпаклевка, тем сложнее она будет стираться, поэтому нужно спешить. Через минут 45 она уже станет крепче по своей структуре, чем краска, и та начнет протираться по бокам вплоть до грунта.
Как убрать подтек на краске, если он минимальный?
С маленькими подтеками все намного проще. Если подтек сделан несколько минут назад, то можно просто развернуть, или приподнять деталь, чтобы он полностью растекся. Если же подтек не полностью разошелся за несколько часов, то можно добавить еще один слой краски, чтобы скрыть дефект окончательно.
Высохший подтек небольшого размера можно убрать так же, как и большой, но начать можно с наждака Р-1500 и закончить Р-2500
Как убрать подтек на грунтовке?
Подготовка автомобиля к покраске не всегда бывает удачной, ведь подтеки могут срываться и на грунтовке, если ее развести слишком жидко. Если такое случилось, то не спешите расстраиваться, так как грунтовка затирается еще проще, чем краска. Поскольку грунтовка более грубая, то использовать для затирки лучше наждак Р-240 и Р-400.
Чтобы не было подтеков при полной покраске кузова, желательно соблюдать правильный порядок покраски автомобиля.
Технология покраски автомобиляпредполагает покраску без всяких дефектов, но, к сожалению, далеко не всегда удается все сделать по технологии. Например, покраска автомобиля переходом большинству мастеров дается не легко. Именно поэтому при разгонке растворителем для перехода на середине детали остаются маленькие подтеки. На первый взгляд все выглядит ужасающе, но стоит их затереть наждаком Р-2000 и отполировать, как поверхность становится безупречной.
8 лучших шовных герметиков для кузова автомобиля и секреты их применения
Основной функцией любого герметика является изоляция и герметизация различных стыков и поверхностей. При ремонте кузова автомобиля подобные средства незаменимы: они помогают склеить детали и надежно защищают швы от попадания влаги, грязи.
Чаще всего при кузовных работах используют шовный герметик, имеющий подходящие технические характеристики и удобную форму выпуска.
Критерии выбора герметика
В автомобильных магазинах реализуются разнообразные герметики: для люков, кузовов, трубных соединений. Они различаются показателями термостойкости, эластичности, сроками службы. Самыми качественными, но дорогими являются профессиональные средства, которые продаются в большой таре и обычно применяются в автомастерских.
Для домашнего пользования покупают герметики в тубах подходящего объема (40-200 г). Если решено отдать предпочтение последнему варианту, лучше приобретать материал в алюминиевой тубе: он полностью сохраняет свойства в течение всего срока годности. Более дешевые средства представлены в пластиковых тубах, но при покупке следует обязательно проверить остаточный срок хранения: он должен составлять не менее 6 месяцев.
Некоторые герметики имеют удобный наконечник-дозатор: их можно без труда наносить даже на поверхности в труднодоступных участках. Кузовной герметик в картридже требует дополнительной покупки клеевого пистолета, без которого пользоваться средством не получится.
Виды шовных герметиков
Любой шовный герметик для авто имеет надежный состав, иначе он не сможет обеспечить должный уровень герметизации соединений. И все-таки материалы неодинаковы по основе, поэтому различаются свойствами и характеристиками.
Смеси на основе акрила
Акриловые герметики готовятся на основе полимерных композиций. Они обладают хорошим сцеплением с поверхностью, но при сильной вибрации или ударных нагрузках могут отслоиться из-за средней эластичности. Лучше всего применять такие средства для пористых материалов и стабильных узлов, швов. Любые герметики с акрилом можно окрашивать, лакировать.
Анаэробные герметики
Подобные средства легко отличить от остальных: они имеют жидкую текстуру, благодаря которой получили название «жидкая прокладка». Герметик распределяется внутри полостей и самых мелких трещинок, а застывает только после прекращения контакта с кислородом. Обычно анаэробные составы используются для ремонта небольших участков, в противном случае есть риск появления недостаточно прочных швов. Чаще всего составы применяются профессионалами, ведь их нужно правильно наносить и строго соблюдать инструкцию.
Силиконовые герметики
Считаются оптимальным вариантом для домашнего ремонта металлических изделий. Такие герметики легко наносятся, быстро застывают, сохраняют прочность и эластичность в течение долгого времени. Силикон непроницаем для влаги даже при повышенном давлении, не боится перепадов температур. При значительной влажности воздуха он застывает очень быстро – за 10-15 минут. Обычно средства наносятся из тубы с длинной насадкой. Ими можно заполнить неровности глубиной до 6 мм.
Полиуретановые составы
Данные герметики являются самыми популярными на рынке, выпускаются в огромном ассортименте. Они бывают напыляемыми, пастообразными под кистевое нанесение. Отличительными чертами полиуретановых герметиков являются:
- легкость применения,
- отсутствие растекания с вертикальных оснований,
- высокая гибкость, эластичность, термостойкость, влагостойкость,
- выдерживание больших механических нагрузок.
Битумные смеси
Представлены в виде составов на основе битума с добавлением модификаторов, наполнителей, ускорителей адгезии. На вид выглядят как паста темного цвета. Не требуют тщательной подготовки поверхности, подходят для большинства материалов, в том числе, для любых металлов. Могут использоваться во влажной среде и хорошо переносят прямой контакт с водой.
Типы кузовных герметиков по способу нанесения
Определить, как именно наносится герметик, можно по его текстуре и типу упаковки. Также метод нанесения всегда указывается в инструкции по применению состава.
Распыляемый влагоотверждаемый герметик
Обычно в основе таких средств присутствуют современные полимеры. Составы являются однокомпонентными, содержат большое количество сухих веществ, поэтому быстро застывают на воздухе под действием влажности и формируют очень прочный шов. Распыляемые герметики наносят специальным распылителем-пистолетом. Особенно удобно работать с ними в области днища, моторного отсека, багажника автомобиля.
Герметик с кистевым нанесением
Такие составы делают на основе силикона, нитрорезины, они поступают в продажу в банках по 1 кг или большего объема. Герметиками можно заделать стыковочные и сварные швы, приклеить перемычки, ароматизаторы, поддоны, загерметизировать багажник, колесные ниши. Обычно средства выпускаются в белом, сером, черном цветах. Они наносятся кисточкой, сохнут буквально за 10 минут и сразу могут подвергаться окрашиванию.
Лента-герметик
Нанесение герметика на авто нередко требует большой сноровки, иначе шов не получится идеально ровным. Если уверенности в собственном умении нет, применяется лента, которая очень проста в использовании. Ленточный герметик не надо смазывать клеем – он уже имеет клеевую основу. Гибкость позволяет применять материал в любых местах во время кузовного ремонта. Сразу после приклеивания ленту можно окрашивать – сушки она не требует.
Выдавливаемые герметики
Такие составы реализуются в тубах и картриджах. Чтобы заделать стыки, швы, материал нужно выдавить на соединяемые детали вручную или с помощью пистолета. Шов будет наиболее равномерным при применении пневматического пистолета. Обычно подобные средства используют для герметизации швов капота, внутренних частей дверей, моторного отсека, багажника.
Популярные продукты
Чтобы выбрать хороший автомобильный герметик для швов, стоит обратить внимание на самые известные и качественные товары, представленные на рынке.
Merbenit XS55
Представляет собой высокопрочный герметик для капота, днища и иных частей кузова на модифицированной кремниевой основе. Имеет огромную прочность на разрыв (4 Н/кв. мм), отличную адгезию к металлу, пластику. Кроме герметизации швов, может использоваться при монтаже климатической техники, вентиляции. В заводских условиях применяется в автомобилестроении, вагоностроении, при производстве полимеров. Достоинства герметика несомненны:
- идеальное заполнение даже мельчайших трещин,
- возможность покраски готового шва,
- отсутствие вредных растворителей и неприятного запаха,
- стойкость к действию воды, соли, масел, растворов щелочей и кислот,
- переносимость вибрации, ударов, атмосферного влияния.
BODY 999
Герметик Body 999 можно отыскать в любом автомобильном магазине. Он считается одним из самых распространенных и реализуется в тубах по 150 мл, картриджах по 300 мл, банках по 1000 мл. Средство на полиуретановой основе применяется для заполнения пустот, обработки сварных швов машины с целью защиты от воды и пагубного действия атмосферных факторов. Герметик отлично подходит к металлу, пластику, окрашенным поверхностям, но его нельзя наносить на участки, подверженные действию ультрафиолета.
Преимущества материала таковы:
- сохраняет эластичность в течение длительного срока,
- не дает усадки,
- не течет по вертикальным поверхностям,
- может наноситься даже толстым слоем и не трескаться,
- имеет высокую степень адгезии к поверхностям,
- готов к использованию, не требует разведения,
- после высыхания может окрашиваться.
3M 08537
Шовный автомобильный герметик 3M тоже производится на основе полиуретана. Это однокомпонентный состав, выпускаемый в черном и белом цветах, считающийся универсальным и подходящим для:
- соединения панелей,
- герметизации сварочных швов,
- обработки арок, порогов, дверей,
- уплотнения днища, стыков внутри багажника,
- крепления амортизаторов,
- упрочнения болтовых соединений.
Средство имеет кистевой способ нанесения, является жидким и выпускается в металлических банках. Оно устойчиво к действию масел, нефтехимии, высокоэластичное, не боится воды, не дает усадки, сохраняя структуру в течение нескольких лет, быстро сохнет. После окончательной полимеризации шов будет твердым, но достаточно эластичным. Спустя 50 минут после нанесения его уже можно окрашивать любыми красками.
Terostat 9320
Герметик линии Teroson («Теросон») Terostat 9320 считается универсальным средством «4 в 1». Это распыляемый однокомпонентный состав на основе современных модифицированных полимеров, который застывает под действием влаги из воздуха. Он выпускается в черном, сером цветах и оттенке охры.
После полимеризации клей-герметик «Теростат» формирует эластичный, стойкий к истиранию шов, который на вид не будет отличаться от заводского. Материал имеет высокую степень адгезии к металлам, совместим с любыми красками, грунтовками и праймерами, стоек к действию УФ-излучения, усадке, провисанию, старению, быстро застывает на воздухе.
Novol Gravit 630
Герметик Novol Gravit 630 – однокомпонентный полиуретановый продукт, применяющийся для уплотнения сварных соединений, спаиваемых мест. Он создает эластичную и очень прочную оболочку, которая со временем не усаживается, не трескается, не сморщивается. Герметик «Новол» обладает хорошей адгезией с металлом, а также с лакированной жестью. Готовый шов можно покрывать акриловыми красками. Средство наносится специальным пистолетом. Единственным его минусом можно назвать низкую устойчивость к действию ультрафиолета.
Reoflex Brush Sealant
Герметик под кисть марки Reoflex предназначен для герметизации любых швов на металле, бетоне, дереве, широко применяется в кузовном ремонте. Он обладает высокими антикоррозионными, звукоизолирующими свойствами, легко наносится, быстро сохнет. После полимеризации герметик образует эластичный шов, внешне приближенный к заводскому.
Полиуретановый клей-герметик марки Bool выпускается в картриджах под пистолет объемом 310 мл. Он широко используется для укрепления швов между люками, держателями фар, металлическими деталями, сточными желобами. Готовый шов можно красить всеми видами лаков. Средство реализуется в белом, бежевом, черном цветах.
APP PU50
Данный материал является однокомпонентным, выполнен на основе полиуретана. АПП обладает высокой степенью адгезии к грунтованному, окрашенному металлу, нержавеющей стали, стеклу, всем видам пластика, бетону и алюминию. В кузовном ремонте используется для герметизации сварных соединений. Способ нанесения у материала особенный: нужно вначале положить его на шов в виде валика, потом распределить шпателем, кистью.
Как правильно использовать герметик
Нанесение автогерметиков имеет свои нюансы, и для получения качественного результата нужно строго соблюдать такие правила:
- поверхность перед работой тщательно очистить, удалить ржавчину, обезжирить,
- для усиления адгезии зачистить основания красным скотч-брайтом,
- провести грунтование специальными грунтами по металлу, если эта мера указана в инструкции к герметику.
Для заделки швов нужно подготовить состав: при необходимости развести либо распечатать тубу, вставить картридж в пистолет, открыть упаковку с лентой. Также для работы может потребоваться шпатель, кисть. После надо нанести состав на область будущего шва, действуя с одинаковой скоростью по всей его длине – это поможет сделать стык ровным, наподобие заводского.
Излишки герметика следует сразу убрать шпателем, пальцами. Если состав при этом сильно липнет, можно немного сбрызнуть его водой. В дальнейшем разрешается произвести окрашивание шва, но только по истечении времени, которое указано производителем. Обычно это становится возможным после полной полимеризации герметика.
Как правильно удалить герметик
При неправильном нанесении состава или наличии старого герметика шов нужно убрать и выполнить работу заново. Для очищения скрытых швов используют механический способ – убирают слой материала острым шпателем, ножом, пемзой, наждачной бумагой. Чтобы наверняка не поцарапать основание, можно применять химический метод – смачивать герметик уайт-спиритом, а затем отделять ножиком размягчившийся состав. После подготовки основания можно наносить новый слой герметизирующего средства, соблюдая инструкцию производителя.
Источник https://automend.ru/articles/nahodim-i-ustranjaem-prosachivanie-vody-i-vozduha/
Источник https://www.drive2.ru/b/487494044893577265/
Источник https://pechistroy.ru/stroymaterialy/8-luchshih-shovnyh-germetikov-dlya-kuzova-avtomobilya-i-sekrety-ih-primeneniya.html