Причины стука подвески и как проверить все самому
Автомобилисты периодически сталкиваются с тем, что стучит подвеска на мелких кочках. Эта проблема преследует каждый автомобиль. Причин, которые приводят к таким последствиям, – огромное множество. Это могут быть:
- неисправности в ходовой, рулевом управлении;
- неправильное эксплуатирование автомобиля;
- халатное отношение к технике;
- отсутствие профилактики.
Важно правильно проверять машину и своевременно устранять все недостатки, чтобы избежать более серьезных последствий и дорогостоящего ремонта.
Потенциальные причины и характерные звуки
Причин, из-за которых появляется глухой стук во время езды, достаточно. Его может издавать любой из элементов передней подвески. К самым распространенным вариантам можно отнести:
- изношенные наконечники рулевых тяг;
- неисправные амортизаторы;
- шаровые опоры, имеющие выработку;
- поврежденные резинометаллические шарниры;
- деформированные опоры стоек амортизаторов;
- изношенные опоры и рычаги подвески;
- ослабленные гайки и болты креплений;
- выработку в ступичных подшипниках;
- отсутствие балансировки колес или деформированные колесные диски;
- просевшие или сломанные пружины подвески.
Задавшись вопросом, почему стучит передняя подвеска, обязательно необходимо знать, как проверить шаровую опору без подъемника. На старых отечественных авто эта проблема является достаточно распространенной.
Неисправность рычагов подвески – еще одна из причин, которая дополнительно сопровождается ухудшением управляемости автомобиля. Амортизатор дает стук в местах крепления сверху и снизу. Это могут быть как раскрутившиеся болты, так и увеличенный люфт в отверстиях для установки крепежа.
Приводим рычаги подвески в порядок
Стук, появляющийся на неровностях, может быть вызван с проблемами в рулевом управлении. Он чем-то схож со звуками неисправных амортизаторов. Однако дополнительным фактором, указывающим именно на рулевое управление, можно считать появление стука и вибрации при езде даже на небольшой скорости по неровной дороге.
Нехарактерный звук появляется из-за связи рейки и подвижных механизмов в ней. По мере износа и выработки дают о себе знать люфты с трущимися элементами.
Опасность поломки ШРУСа
Неприятные звуки могут быть слышны при повороте колеса влево или вправо. Это указывает на неисправность шарнира равных угловых скоростей. Этот узел не подлежит ремонту и требует полной замены.
Как проверить самому?
Не зная, почему стучит передняя и задняя подвеска на мелких кочках, необходимо произвести диагностику. Для этого вовсе не обязательно ехать на станцию технического обслуживания. Процедуру можно осуществить самостоятельно, используя подручные средства.
Диагностика подвески сайлентблоки
Для проверки целостности сайлентблоков требуется монтировка. Она используется как плечо и помогает определить наличие люфтов. Если они будут выявлены, устранить проблему можно исключительно заменой резинотехнических изделий на новые. Осуществить эту процедуру можно на прессе или в тисках, предварительно очистив и смазав посадочное место, чтобы снизить трение.
Проверяем рулевые наконечники в домашних условиях
Далеко не все автомобилисты знают, как проверить шаровую и рулевой наконечник. Для этого необходимо:
- Вывесить колесо автомобиля, из-под которого издается стук.
- Без вращения диска попробовать расшатать его в разные стороны, осуществляя проверку в двух плоскостях. Для этого следует взять колесо с двух противоположных сторон и попытаться сдвинуть его вдоль продольной оси.
- При неисправности опор и наконечников будет обнажен ощутимый люфт.
Изношенные передние и задние пружины обнаружить достаточно просто. На это указывает уровень посадки машины. Просевшие пружины даже при малейшей нагрузке садятся еще ниже. Сломанный элемент подвески при движении издает соответствующий звук.
Уровень посадки автомобиля показывает на просевшие пружины
Очень часто стук дают амортизаторы. Особенно на неровной дороге, когда колесо попадает в яму. Для определения этого достаточно надавить всем весом на капот или крыло в районе стойки.
На ухабах амортизаторы стучат
Если амортизатор исправен, то автомобиль без посторонних звуков вернется в верхнее положение. Если есть какой-то дефект, будет слышен скрип и движение рывками.
Стопорная гайка, которая раскрутилась – это еще одна причина постороннего звука в подвеске. На это указывает раскачивание автомобиля при движении и ухудшение управляемости. Ее сложно выявить, так как посторонние звуки возникают хаотически. Гайки амортизатора следует протянуть, иначе это может стать причиной потери контроля над автомобилем.
Последствия
Если не обращать внимания на посторонние звуки в подвеске, это может обернуться для водителя самыми негативными последствиями. Все хоть раз в жизни видели автомобиль на дороге с вырванным колесом. Причиной этому является изношенная шаровая опора.
Критический износ пыльника шаровой
Это узел сначала издает характерный звук, а затем палец вырывает из посадочного места. Кроме того, любой люфт в подвеске приводит к преждевременному износу остальных элементов.
Если устранить проблему в начале ее развития, то можно избежать сложного и дорогостоящего ремонта, а также необходимости менять многие узлы подвески машины. Своевременная диагностика позволит избежать многих проблем в будущем. От этого зависит комфорт и безопасность эксплуатации транспортного средства.
Заключение
Стук в подвеске – это то, с чем сталкивался каждый автомобилист. Он может быть вызван:
- выработкой в шарнирных элементах подвески и рулевого управления;
- просевшими или сломанными пружинами;
- незакрученными болтами в ходовой части;
- износом резинотехнических изделий.
Правильная диагностика позволит точно определить причину стука и устранить ее минимальными усилиями и финансовыми затратами.
А вы проводили самостоятельную диагностику подвески при появлении стуков или обращались сразу на СТО?
Стук в автомобильной подвеске
Стук в подвеске рано или поздно возникает на любой машине.
Причин его возникновения может быть очень много — проблемы с ходовой, неправильная эксплуатация машины, легкомысленное отношение к профилактике и так далее.
Как выявить причину поломки и что делать в этом случае, более подробно читайте в данной статье.
Стук в передней подвеске
К сожалению, на слух невозможно определить, что на самом деле стучит. Поэтому при выполнении самостоятельной диагностики нужно осмотреть амортизаторы, наконечники рулевых тяг, штангу стабилизатора поперечной устойчивости, рычаг передней подвески, поворотный кулак, сайлентблоки, шаровые опоры. Частой причиной стука является выход из строя резиновых уплотнителей. Все резиновые детали не должны иметь трещин или повреждений. Если вы заметили дефект, необходимо сразу же провести их замену.
Возможные причины стука и их диагностика
Причиной стука может быть любая деталь, входящая в состав подвески. Наиболее распространенными причинами стучащей передней подвески являются:
Проведение диагностики подвески автомобиля самостоятельно
- износ наконечника рулевых тяг; ;
- износ шаровых опор;
- повреждение резинометаллических шарниров;
- деформация опор стоек амортизаторов;
- изношенность опор и рычагов подвески;
- ослабление гаек и болтов креплений узлов системы;
- износ подушки и резинометаллических шарниров штанги;
- выработка подшипников ступиц;
- большой дисбаланс колес или деформация колесных дисков;
- осадка или поломка пружины подвески.
Далее разберем эти и другие причины возникновения стука более детально. Начать самостоятельную диагностику стоит с проверки состояния пыльников и резиновых уплотнительных деталей. Если на них есть повреждения — их обязательно следует заменить. Также обратите внимание на следы утечки масла из амортизаторов.
Неисправности в работе рычагов подвески
Возможная причина стука подвески — неисправность ее рычагов. Обычно это сопровождается плохой управляемостью машины. Проверьте работу сайлентблоков. Для этого воспользуйтесь монтировкой в качестве плеча для прогибания рычагов. При неисправности вы увидите существенный люфт.
Для ремонта необходимо будет провести замену сайлентблоков. Для этого нужно снять рычаги и выпрессовать старые сайлентблоки из отверстия. Перед установкой новых сайлентблоков смажьте посадочное место для снижения трения. За одно очистите его от пыли и грязи.
Неисправности амортизатора
Амортизатор может стучать в месте верхнего или нижнего крепления. Причина этого может заключаться в раскручивании крепящих болтов или увеличение люфта в крепежных отверстиях. Визуально износ или поломку пружин можно определить по уровню посадки автомобиля. Если пружина сильно осела или поломалась — это будет видно по посадке кузова. При езде сломанная пружина будет издавать характерный звук.
Чтобы сберечь амортизаторы рекомендуется заливать в них масло той вязкости, которая указана производителем (при условии, что амортизаторы являются разборными). Зимой никогда резко не стартуйте на непрогретой машине. Вы можете повредить не только двигатель, но и амортизаторы, поскольку масло в них также не разогрелось. Так вы позаботитесь об амортизаторных стойках и увеличите срок их службы.
Нередко стойка может быть причиной стука. Особенно, при езде по неровной дороге (стук на кочках, неровностях) или при попадании колеса в яму. Чтобы проверить стойку, нужно вертикально надавить на крыло или капот. При исправной стойке автомобиль плавно возвращается в исходное положение. В противном случае вы услышите скрип и резкое движение.
Возможной причиной стука в стойке может быть раскрутившаяся стопорная гайка. Эту неисправность можно определить по раскачиванию машины во время движения и снижению управляемости. При этом шумы возникают бессистемно. Гайку обязательно нужно затянуть, иначе вы рискуете потерять контроль за машиной на дороге.
Проблемы с рулевым управлением
Диагностика рулевых тяг на автомобилях ВАЗ
Стук, вызванный рулевым управлением, похож на тот, который издают неисправные амортизаторы. Косвенным признаком, подтверждающим, что причина стука заключается в рулевом управлении, является вибрация руля и жесткий стук на кочках, неровностях.
Стук спереди, в данном случае, является результатом взаимодействия рейки и перемещающейся по ней шестерни. В процессе эксплуатации системы рулевого управления контактный зазор и выработка между рейкой и шестерней со временем увеличивается. Зазор чувствуется при прямолинейном расположении руля, при легком покачивании рулевого колеса в стороны. В месте соприкосновения возникает стук. Чтобы диагностировать эту поломку, достаточно поддомкратить машину с одной из передних сторон и пошатать рулевые тяги. Если при этом вы ощутили люфт, то скорее всего, глухой стук исходит от изношенных втулок. В любом автомагазине вы сможете найти новые для замены.
Во время ремонта гаражные мастера рекомендуют сделать пометку на рулевом валу в месте, где он соприкасается с зубчатой рейкой. Делать это нужно для того, чтобы при обратной сборке механизма установить вал, провернув его на 180 градусов, так рейка еще может нормально функционировать некоторое время.
Опора для стойки
Глухой «резиновый» звук при езде по неровной дороге может возникнуть по причине некорректной работы верхней части передней подвески. Такой звук можно назвать еще “бубнящим”. Часто опора может издавать поскрипывающий звук, а жесткий, резиновый стук в основном слышен, когда появляются проблемы с резиновым уплотнителем. Чтобы его проверить, один человек должен раскачивать кузов, а второй должен взяться рукой за стойку стабилизатора.
Она имеет резиновую основу, которая является естественным демпферным гасителем ударов. Однако резина со временем изнашивается и “деревенеет”. Из-за этого теряется ее гибкость и амортизационная способность. К сожалению, конструкции многих автомобилей не позволяют добраться до этого узла и замерить зазор между ограничителем и опорой. Однако, если в вашем автомобиле это можно сделать, то знайте, что расстояние должно быть около 10 мм.
Обычно стук в подвеске возникает лишь с одной стороны, поскольку маловероятна одновременная выработка опор с двух сторон в одно и то же время.
Опорный подшипник
Изношенный опорный подшипник
Звук, который издает изношенный опорный подшипник, схож с тем, который издает демпфер, однако является более звонким. Чтобы обнаружить поломку, необходимо демонтировать переднюю стойку. Особенность его выработки заключается в неравномерности износа по периметру корпуса. Самая большая выработка происходит при движении автомобиля прямо. Поэтому и стук возможен при прямолинейном движении. Если поворачивать вправо или влево, стук прекращается. Если у вас сложилась такая ситуация — значит, у машины вышел из строя опорный подшипник.
Проверить его можно также, подняв домкратом одно колесо и подставив под него подставку, чтобы не повредить ногу. Между подставкой и колесом нужно положить палку, на которую необходимо нажимать, чтобы проверить состояние опорного подшипника. После этого засовываем палец между гайкой и внутренней частью опоры, чтобы при раскачивании колеса почувствовать люфт. Если заметен легкий ход штока по отношению внутренней части опоры, то внутри разбито посадочное место, либо вышел из строя опорный подшипник (будет слышен металлический стук).
Также есть вероятность того, что просто открутилась гайка на штоке. Если стук глухой, то проблема скорее всего именно в демпфере, на котором могут быть видны трещины.
Шаровые опоры
На стареньких заднеприводных автомобилях (например, ВАЗах) проблемы с шаровыми опорами считаются классической причиной возникновения стука в подвеске. Проверку необходимо начинать с подвешивания на амортизаторе машины над тем колесом, откуда доносится стук. Предварительно рекомендуется зафиксировать рулевое колесо, чтобы оно оставалось в прямом положении во время проверки!
Не вращая диск, нужно попытаться пошатать его противоположные части на себя и от себя. Процедуру нужно проводить в двух плоскостях, взявшись за левую и правую часть колеса, затем за верхнюю и нижнюю. При неисправных опорах вы ощутите люфт преимущественно во втором случае — расшатывая колесо за верхнюю и нижнюю части.
Люфт возникает по причине постепенного увеличения выработки в нижней части шаровой опоры, первым признаком которого является скрип на повороте, или на кочках. Смазка постепенно исчезает, затем выработка передается на боковые части опоры, что приводит к попаданию воды внутрь шаровой. Это можно определить путем покачивания колеса в стороны одной рукой, а другой проверяя люфт на самой шаровой опоре. Последний этап выработки, когда во время проверки с помощью монтировки, шар начинает ходить вверх вниз.
Шарнир равных угловых скоростей (ШРУС)
Если неисправен ШРУС, то время езды он издает характерное потрескивание, особенно на повороте. При поломке ШРУС приходится менять, поскольку он не подлежит ремонту.
Время от времени необходимо проверять состояние пыльника ШРУСа. Если он сухой, то проблем с шарниром нет, а вот если пыльник промасленный и в пыли, то лучше его заменить. Ведь когда на пыльнике появляется смазка, это может говорить о нарушении его герметичности, что приведет к попаданию воды и грязи внутрь. Рекомендуется либо подтянуть хомуты, либо заменить пыльник на новый, поскольку в старом скорее всего появились трещины.
Нехарактерные причины поломки
Еще одной причиной стука может быть раскрученный тормозной суппорт. Это достаточно редкая причина, поскольку, как правило, крепление суппорта очень надежное с использованием контргаек. Но если крепящие болты все же раскрутились, звук суппорта, особенно при торможении машины, будет очень громким, поэтому спутать его ни с чем невозможно. Иногда, особенно если тормозные колодки некачественные, они могут издавать мелкий и глухой звук. В некоторых случаях может произойти отслоение их рабочей поверхности.
Проверить целостность направляющих суппорта можно, слегка нажав на педаль тормоза во время езды. Тормоз будет подтягивать суппорта, не давая направляющим дребезжать. В отпущенном состоянии стук в направляющих снова появится.
Причиной стуков в передней подвеске также может встречаться и кронштейн стабилизатора устойчивости. Он имеет в своей конструкции втулки с резиновыми элементами. Нужно проверить их целостность.
Еще одной причиной возникновения стука может быть ситуация, когда лопаются подушки двигателя. Из-за этого возникает стук, внешне схожий со звуком из ходовой системы автомобиля. Поэтому проверьте и такой вариант. Также стоит проверить, закручены ли все гайки и крепежные элементы под капотом. Особенно это актуально при покупке подержанного автомобиля. Незафиксированные части могут дребезжать, издавая звук, похожий на стук подвески.
Подробнее о неисправностях, которые приводят к стуку в передней подвеске, рассмотрено в таблице ниже:
Характер стука | Причина неисправности | Способ устранения |
---|---|---|
Глухой стук | Ослабилось крепление к кузову стабилизатора поперечной устойчивости, а также его стоек к нижнему рычагу подвески | Подтянуть ослабленные резьбовые соединения |
Износились резиновые втулки стабилизатора, а также его стоек | Проверить наличие люфта и заменить втулки | |
Стук резины (глуховатый) | Износился резиновый демпфер опоры для стойки | Заменить верхнюю опору стойки |
Жесткий (металлический) стук | Вышла из строя шаровая опора | Заменить шаровую опору |
Жесткий стук | Износилась рулевая тяга | Под замену тягу |
Разбит подшипник ступицы передних колес, либо ослаблена гайка ступицы | Заменить подшипник, подтянуть гайку | |
Хруст, или металлический звук в нижней части кузова | Обломалась пружина, кузов просел на одну сторону | Срочно заменить пружину |
Хруст при повороте руля во время езды | Вышел из строя ШРУС | Требуется незамедлительная замена шарнира |
Стук в задней подвеске
Диагностика задней подвески проводится быстрее, поскольку ее конструкция проще. Причин стука может быть несколько — изношенные втулки реактивных тяг (если они есть), отпущенные болты крепления колеса, отпущенное или поломанное крепление выхлопной трубы, сломанный виток пружины подвески, ослабление крепления кронштейна крепления коротких реактивных штанг, клапан отдачи в амортизаторе, втулки задних амортизаторов, отпущенная полуось, распорная планка колодок. Также причиной неизвестных звуков могут причины, не связанные непосредственно с подвеской. Например, предметы в багажнике, открутившаяся “запаска” и так далее.
Также рекомендуется проверить крепление выхлопной трубы и ее общее состояние. Ведь прогоревший глушитель издает посторонние звуки, которые автолюбитель может принять за стук в задней подвеске. Кроме этого, необходимо проверить все элементы крепления трубы. Если она закреплена ненадежно, то на неровной дороге может издавать мелкий и глухой стук, который водитель может принять за проблемы с подвеской.
При самостоятельной диагностике необходимо проверить следующие узлы (некоторые из них могут отсутствовать на некоторых моделях автомобилей):
- направляющая конструкция задней подвески;
- рычаги (поперечный, продольный);
- стабилизатор поперечной устойчивости;
- задние амортизаторы;
- амортизационные пружины;
- чашки и кронштейны крепления амортизатора;
- резиновые втулки;
- балка задней оси;
- буфер сжатия;
- подшипники.
Диагностика направляющей конструкции
В процессе выполнения диагностики необходимо выполнить следующие действия:
- Проверить усилие и состояние балки, а также рычагов (при их наличии). Удостовериться в отсутствии деформации на этих деталях.
- Проверить шарниры. На них могут появиться трещины в силу износа. Это также приводит к деформации.
Стоит проверить резьбовые соединения фланцев в местах их крепления. В зависимости от марки и модели машины их можно отремонтировать или придется покупать и устанавливать новые. Выполнять перечисленные работы необходимо в автосервисе или в гараже со смотровой ямой.
Диагностика пружин подвески
Несмотря на то, что сталь, из которой сделаны пружины, отличается крепостью, со временем они могут выйти из строя. Их отдельные витки ломаются, поэтому пружина перестает нормально работать. Для ее диагностики пружины достаточно провести визуальный осмотр. При этом стоит обратить внимание на отсутствие дефектов на витках пружины, а также целостность резиновых вкладок, которые находятся в местах их установки. При выходе пружины из строя ее необходимо заменить, она не подлежит ремонту.
Задние амортизаторы
Пыльники амортизатора б/у
Как и в случае с передними амортизаторами, необходимо провести диагностику пыльников. При необходимости заменить их. осматривая амортизаторы также стоит обратить внимание на отсутствие течи масла из его корпуса. Если амортизатор разборной, имеет смысл демонтировать его и разобрать, чтобы убедиться в исправности внутренних элементов. При этом стоит проверить находящиеся внутри резиновые втулки, которые часто выходят из строя.
Для выполнения проверки вам понадобится помощник. Нужно раскачивать заднюю часть кузова и посмотреть имеется ли люфт втулок и характерный ход амортизатора вверх вниз. Если люфт есть, то скорее всего втулки уже выработаны в форме овала — их под замену.
Дополнительные причины
Если вы проверили перечисленные выше части, а стук сзади все же остался, стоит обратить внимание на следующие вещи:
- Тормозной суппорт. Здесь поступают, как и в случае с передней подвеской. При его перекосе суппорт будет издавать громкий звук, поэтому диагностика этой неисправности не составляет труда.
- Подшипник ступицы. Нужно поддомкратить машину полностью или только то колесо, которое вы хотите проверить. При свободном вращении подшипник не должен издавать шумов, стуков или скрипов. При проверке возможно затирание о диск тормозной колодки, звук которого очень похож на скрип. Поэтому при диагностике будьте внимательны.
В таблице ниже представлены основные причины шума в задней подвеске:
Характер стука | Причина неисправности | Способ устранения |
---|---|---|
Глухой стук при попадании в ямы или на кочки | Вышли из строя задние амортизаторы | Отремонтировать амортизаторы, если не поддаются восстановлению — замените на новые |
Постоянный глухой стук при езде по прямой | Ослаблено крепление амортизатора, износ втулок в проушинах задних амортизаторов | Затянуть болт и гайку амортизатора, заменить втулки в которых уже появилась выработка |
Глухой стук при раскачивании кузова во время езды по неровной дороге | Повреждены втулки в рычагах задней подвески | Все резиновые втулки под замену |
Металлические стуки, и провисание одной стороны кузова | Села или обломалась пружина | Заменить пружину на новую |
Глухой, сильный стук (пробой) в задней части подвески | Разрушился буфер, увеличился пробой задней подвески | Необходимо заменить порванный или изношенный буфер |
Заключение
Стук в передней или задней подвеске говорит автовладельцу, что необходимо провести диагностику. Поэтому проведите ее как можно быстрее дабы невинный стук, казалось бы, какой-нибудь втулки не превратился в ремонт разбитой подвески. А чтобы сталкиваться с мелким и глухим стуком в подвеске как можно реже, рекомендуем вам выбирать правильный режим езды, особенно по неровностях проселочных и плохих асфальтовых дорогах. Так вы убережете автомобиль от ремонтов, а свой кошелек от дополнительных растрат. Более подробно о диагностике стуков в подвеске автомобиля можете посмотреть в видео ниже.
Почему стучит передняя подвеска?
Ходовая часть автомобиля изнашивается даже при самой бережной эксплуатации. Один из первых признаков появившейся проблемы – стук в подвеске. Характерный звук можно услышать при проезде по дорожным неровностям, поперечных стыках бетонных плит или трещинах в асфальтовом покрытии. Из-за повышенной нагрузки чаще всего можно наблюдать стук в передней подвеске, здесь обычно из строя выходят такие элементы:
- стабилизатор поперечной устойчивости;
- опоры передних колес;
- направляющие тормозных суппортов;
- шаровые соединения и пыльники;
- рулевая рейка;
- рулевые тяги;
- шаровые опоры.
Стабилизатор поперечной устойчивости
При выходе из строя втулок стабилизатора поперечной устойчивости звук слышится при езде по неровной дороге, когда колеса ходят вразнобой. В этом случае стук от втулок будет глухим – «бубнящим» и проявится при движении на кочках и других неровностях. А вот при переезде лежачего полицейского, когда колеса вращаются одинаково, никаких лишних звуков слышно не будет.
Чтобы определить износ резиновых втулок стабилизатора поперечной устойчивости, недостаточно услышать стук в подвеске на кочках, требуется провести несложную диагностику. Для этого один человек начинает раскачивать автомобиль с максимально возможной амплитудой, а второй кладет руку на втулку, а затем на стойку стабилизатора поперечной устойчивости. Если в этих местах есть люфт, требуется замена резиновых втулок.
Опоры передних колес
Жесткий стук при езде по неровной поверхности или поскрипывание часто являются признаком выработки механизмов опоры переднего колеса. При выработке резинового демпфера опоры звук будет глуше.
Чтобы определить, какой из элементов опоры переднего колеса вышел из строя, его нужно поднять на домкрате и закрепить автомобиль в таком положении, чтобы избежать возможной травмы. Снимается резиновая крышка опоры, под колесо подставляется брусок и длинная палка, чтобы получился рычаг, которым можно будет имитировать вибрации при движении по неровной дороге.
Для определения люфта нужно засунуть палец между гайкой и внутренней частью опоры. После этого рычагом качаем колесо вверх-вниз. Если ход штока по отношению к внутренней части опоры очевиден – разбилось посадочное место, открутилась гайка, при резком металлическом стуке – вышел из строя опорный подшипник. При глухом звуке необходимо проверить состояние резинового демпфера. При появлении на нем трещин, демпфер подлежит замене.
Направляющие тормозных суппортов
При появлении постороннего звука на дорожных неровностях есть смысл проверить направляющие тормозных суппортов. Для этого при движении потихоньку нажимаем на педаль тормоза, при этом суппорта подтягиваются, люфт и стук прекращаются. Если прижимные пластины сработались, то при движении начинают вибрировать тормозные колодки, тогда они подлежат замене.
Видео: КАК НАЙТИ СТУК в подвеске. ЧТО КАК стучит?
Шаровые соединения и пыльники
Распространенные причины стука в передней части подвески – проблемы с шаровыми соединениями. При диагностике ходовой части всегда нужно обращать внимание на пыльники таких элементов. Если пыльник растрескался и потерял герметичность, потребуется замена всего шарового соединения, поскольку оно нарушает свою целостность под воздействием попадающего в него абразива и влаги.
Еще один признак того, что шаровое соединение не исправно – промасленность пыльника, который становится темным и на него налипает грязь. Такое состояние означает, что из-за утраты герметичности смазка выдавилась наружу, а вовнутрь попала вода, нарушая целостность соединения. Идеальный пыльник должен быть сухим и иметь налет серого цвета, как и все окружающие его детали. Важно знать, что при несвоевременной замене пыльника придется менять ШРУСы и привода, что обойдется очень дорого.
Рулевая рейка
При неисправности рулевой рейки будет слышен жесткий стук, который может исходить из разных узлов. Поскольку при езде по неровной дороге колеса вибрируют вдоль горизонтальной оси вправо-влево, через наконечники и тяги передавая ее непосредственно на рейку. Ее вал ходит по зубцам клапанного механизма. В этом случае в среднем положении руля механизм начинает вырабатываться и постукивать.
Проблема решается достаточно просто: нужно при ремонте рейки клапанный механизм развернуть на 180 градусов, чтобы в среднем положении он стоял не выработанной стороной и стук прекратится. Простое подтягивание рейки может привести к тому, что в крайних положениях она будет закусываться.
Вторая причина появления стука в рулевом управлении – выработка кардана вала, соединяющего его с клапанным механизмом. Причина та же – горизонтальная вибрация колес при езде по неровной дороге. Для проверки целостности кардана понадобится два человека, один качает рулевое колесо, второй берется рукой за кардан и пытается выявить люфт.
Рулевая тяга
Нередко стук в подвеске исходит от рулевой тяги, причем внешний осмотр не дает никакого результата. Для выявления неисправности нужно интенсивно пошевелить рулем, чтобы колеса начали ходить из стороны в сторону. При этом появится характерный глухой стук.
На следующем этапе поднимаем переднюю часть автомобиля на домкратах или при помощи подъемника и фиксируем руль в прямом положении колес. После этого проверяется люфт передних колес в вертикальном и горизонтальном направлении.
При вертикальном люфте – проблема в ступичном подшипнике или шаровой опоре. При горизонтальном люфте – вышла из строя рулевая тяга, и именно от нее исходит стук. Дополнительно можно положить руку на пыльник рулевой тяги, при этом можно будет почувствовать стук, раскачивая колесо вправо-влево.
Чтобы убедиться, что стук исходит от рулевой тяги, а не от рейки, нужно повернуть колесо в одно из крайних положений вправо или влево. При этом червяк рулевой тяги выйдет на невыработанную область. Если при раскачивании люфт и стук остались , его причина – рулевая тяга. Кроме того, если из строя вышла только одна тяга, стучать будет только с одной стороны, второе колесо люфтить не будет.
Шаровая опора
Как любое шаровое соединение, шаровая опора закрыта пыльником, поэтому при подозрительном стуке нужно тщательно проверить ее целостность. Но есть и другие моменты, указывающие на выход из строя этого важного узла.
Если из шаровой опоры вышла смазка, она начинает скрипеть, особенно на поворотах и кочках, что является первым признаком проблемы. Шар вырабатывается с боков и на него попадает влага, при этом стандартный тест при помощи монтировки не покажет никакого люфта, а колесо будет люфтить вправо-влево.
В случае, когда разъедается низ шара и закрывающего его пластикового сухаря, при закладывании монтировки между кулаком и рычагом покажет явный люфт шаровой опоры, что и будет являться причиной жесткого стука. Важно при тестировании не испортить пыльник, чтобы не испортить шаровую опору.
Заключение
Найти стук в подвеске можно самостоятельно в гараже, для этого не потребуется глубоких знаний и сложного оборудования. Автовладельцу достаточно провести несколько простых тестов. При этом необходимо как можно раньше устранить выявленную неисправность, поскольку это может привести к выходу из строя ШРУСа, рулевой рейки и других крупных узлов приведет к дорогостоящему ремонту и возможной аварийной ситуации на дороге.
Источник https://mycary.ru/how/repair/stuk-podveski-prichina.html
Источник https://etlib.ru/blog/29-stuk-v-avtomobilnoj-podveske
Источник https://avtocity365.ru/ustrojstvo-i-ekspluatatsiya-avtomobilya/kak-opredelit-i-diagnostirovat-stuk-v-podveske/