Подвеска легкового автомобиля ВАЗ, Назначение, устройство и принцип работы передней подвески автомобиля ВАЗ — Подвеска легкового автомобиля ВАЗ

Из чего состоит передняя подвеска ваз 2107

Именно передняя подвеска чаще всего «принимает удары судьбы» на себя, являясь самой нагруженным узлом ходовой части автомобиля. Именно поэтому уход и своевременная проверка основных её узлов, их ремонт и замена будет залогом успешного вождения ВАЗ 2107.

Вся передняя подвеска «классики» более надёжна, чем последующие переднеприводные модификации ВАЗ, так как машина с приводом на задние колёса имеет меньшее число деталей в подвеске спереди, её устройство более «экономично».

Конструкция передней подвески имеет важные составные части, без которых плавный ход автомобиля невозможен.

Опишем устройство передней подвески на автомобиле ВАЗ 2107:

  • подвеска двухрычажная, существуют верхний и нижний рычаги, которые существуют независимо; верхний – закреплён через стойку брызговика длинным болтом, нижний – закреплён болтами к поперечине подвески, которая, в свою очередь, соединена с передними лонжеронами.
  • сайлент – блоки, или резинометаллические шарниры тихого хода. Они нужны, чтобы рычаги поворачивались. При износе требуется замена.
  • шаровые шарниры, или просто «шаровые» — к ним через систему поворотного кулака с цапфой в конечном итоге устанавливается ступица колеса.
  • устройство амортизации включает в себя пружину, установленную в чашках, и амортизатор гидравлического типа, установленный внутри пружины.
  • завершает перечень основных устройств штанга (стабилизатор) поперечной устойчивости.

Устройство и наиболее важные детали подвески ВАЗ 2107:

5 — цапфа кулака; 9 — шаровой палец верхней опоры; 10 — поворотный кулак; 13, 36 — верхний и нижний рычаги; 17 — опорный стакан; 18 — подушки крепления амортизатора; 21 — верхняя опорная чашка пружины; 22 — ось верхнего рычага; 29 — кронштейн крепления поперечины к лонжерону; 30 — поперечина передней подвески; 33 — штанга стабилизатора; 34 — лонжерон кузова; 37 — болты крепления оси нижнего рычага; 40 — амортизатор;

Так выглядит подвеска снизу. Все конструктивные элементы хорошо заметны (рычаги, пружина, амортизатор, штанга устойчивости, шаровые и др.).

Какие неисправности могут быть у подвески?

  • Усыхание и простой износ от времени резиновых частей, пыльников, вкладышей, уплотнителей, приход в негодность шаровых опор, износ подушек штанги устойчивости;
  • «Усталость» металла, при котором возможна поломка пружин и амортизаторов.

Передней подвеске, в отличие от двигателя, повезло больше, так как легче провести ремонт в условиях домашнего гаража, да и конструктивная схема подвески открытая. Для этого нужна эстакада или обычная смотровая яма.



Что можно определить при осмотре подвески?

  • Состояние износа, раскрошенности, сухости всех деталей из резины;
  • Определяется, насколько сух амортизатор и нет ли подтекания масла из него, а так же оценить его работу. Схема проверки проста: нужно резко нажать на поверхность крыла автомобиля и снять нагрузку, то есть «резко отпустить». Исправный амортизатор возвращает крыло вверх за один проход, без дополнительного колебания.
  • Целостность всех витков пружин с правой и левой стороны;
  • Определяется зазор в шаровых опорах.


проверка технического состояния передней подвески автомобиля ваз 2107

Периодически на автомобиле ваз 2107 следует проверять состояние передней подвески (см. «Периодическое техническое обслуживание автомобиля ваз 2107»).

Работы, связанные с проверкой или ремонтом элементов передней подвески на автомобиле ваз 2107, удобнее выполнять на смотровой яме или эстакаде с помощником.

Оцениваем состояние сайлентблоков, защитных чехлов шаровых опор, подушек стабилизатора поперечной устойчивости, наличие деформаций рычагов и их осей. Шаровые опоры передней подвески автомобиля ваз 2107 с порванными защитными чехлами рекомендуется заменить в сборе (см. «Шаровые опоры автомобиля ваз 2107 — замена»). Порванные, потрескавшиеся или имеющие разбитые отверстия подушки стабилизатора, следует также заменить (см. «Подушки и штанга стабилизатора поперечной устойчивости автомобиля ваз 2107 — замена»). Проверяем на автомобиле ваз 2107 состояние амортизаторов и пружин, а также затяжку резьбовых соединений деталей передней подвески.

Проверка технического состояния сайлентблоков рычагов передней подвески автомобиля ваз 2107

При одностороннем износе или разрыве сайлентблоки необходимо заменить. Износ сайлентблоков передней подвески на автомобиле ваз 2107 является одной из причин, из-за которой невозможно произвести регулировку угла развала колес, когда из-под оси нижнего рычага удалены все шайбы.

1. Подготавливаем автомобиль ваз 2107 к выполнению операций (см. «Подготовка автомобиля ваз 2107 к техническому обслуживанию и ремонту»).

2. Измеряем радиальное смещение А упорной шайбы сайлентблока относительно торца наружной втулки и расстояние Б между внутренними торцами упорной шайбы и наружной втулки.

Размер А не должен превышать 2,5 мм для обоих рычагов передней подвески, а размер Б — 3-7,5 мм (для нижнего рычага передней подвески) и 1,5-5 мм (для верхнего рычага передней подвески). Если размер Б не соответствует указанному выше допуску, то необходимо проверить правильность запрессовки сайлентблоков в рычаг передней подвески.

Проверка технического состояния верхней шаровой опоры автомобиля ваз 2107

Для выполнения работы по проверке технического состояния верхней шаровой опоры на автомобиле ваз 2107 потребуется помощник.

1. Помощник нажимает педаль тормоза и удерживает ее во время проверки для того, чтобы исключить возможное влияние зазора в подшипниках ступицы.

2. Резкими движениями покачиваем колесо за верхнюю часть в плоскости, перпендикулярной продольной оси автомобиля ваз 2107.

Техническое состояние шаровой опоры на автомобиле ваз 2107 можно проверить и другим способом.

1. Монтажной лопаткой поочередно вверх — вниз качаем верхний рычаг передней подвески и проверяем наличие люфта между пальцем и корпусом шаровой опоры.

2. При обнаружении люфта верхнюю шаровую опору необходимо заменить (см. «Шаровые опоры автомобиля ваз 2107 — замена»).

Проверка технического состояния нижней шаровой опоры автомобиля ваз 2107

1. Очищаем нижнюю часть шаровой опоры от грязи и ключом на 7 мм отворачиваем пробку.

2. Если проверка шаровой опоры автомобиля ваз 2107 проводится на смотровой яме или эстакаде, то замеряем глубиномером штангенциркуля расстояние от нижнего торца шаровой опоры до сферической поверхности шарового пальца.

3. Если техническое состояние нижней шаровой опоры автомобиля ваз 2107 проверяется на ровной горизонтальной площадке и воспользоваться штангенциркулем невозможно из-за его длины, то, отвернув пробку, вставляем в шаровую опору отрезок проволоки и наносим на ней риску вровень с торцом шаровой опоры.

4. Штангенциркулем измеряем расстояние от верхнего конца проволоки до риски.

5. Если это расстояние больше 11,8 мм — шаровую опору на автомобиле ваз 2107 следует заменить.

6. Для смазки шарнира вворачиваем в шаровую опору масленку и нагнетателем подаем смазку в полость шаровой опоры, следя за тем, чтобы защитный чехол шаровой опоры не раздувался.

7. Проверяем наличие осевого люфта в подшипниках ступицы переднего колеса. Вывесив у автомобиля ваз 2107 колесо и взявшись за него в вертикальной плоскости, поочередно резкими движениями верхней части колеса на себя, а нижней — от себя определяем наличие люфта в подшипниках ступицы.

При ощутимом люфте регулируем зазор в подшипниках ступицы (см. «Подшипники ступицы переднего колеса автомобиля ваз 2107 — регулировка»).

Проверка технического состояния амортизаторов и пружин автомобиля ваз 2107

1. Поочередно энергично прикладываем усилие сверху вниз к передним крыльям автомобиля ваз 2107. Кузов автомобиля ваз 2107 должен вернуться в исходное положение, совершив только одно движение вверх. В противном случае оба амортизатора подлежат замене. При наличии подтеканий жидкости, износе или растрескивании сайлентблоков, деформации штока — амортизаторы необходимо заменить, причем оба одновременно.

Замена шаровых опор

Схема работы (как и все прочие) начинаются с очистки деталей от присохшей грязи. Нужно взять за правило очищать все элементы внизу машины, перед началом диагностики и ремонта. Удобнее всего это делать вначале струей воды из сопла переносной автомойки, а затем высушить сжатым воздухом.

Для замены шаровых опор вначале снимаем колеса ВАЗ 2107.

Домкрата для нагрузки нижней части подвески упирают в нижний рычаг, имитируя «нагрузку» на подвеску.

  • Выворачивают гайку пальца шаровой (например, верхней).
  • Специальным выпрессовывателем разъединяют поворотный кулак и палец опоры;
  • Выворачивают шаровую опору и извлекают её в защитном чехле.
  • Ставится новая опора, и сборка происходит в обратном порядке.

Так же происходит замена нижней опоры. После этого поддомкрачивают автомобиль с другой стороны и производят замену шаровых на другой стороне подвески.

После этого необходимо провести регулировку развала-схождения колёс, это надо проделать на станции техобслуживания на специальном стенде.

Напомним, что сайлент-блок – это соединительный элемент в подвеске ВАЗ 2107, да и любой другой «классики», имеющий упругий вкладыш из полиуретана или резины для того, чтобы смягчать толчки подвески и колебания. Эти детали воспринимают на себя большие ударные нагрузки.

На рисунке показана схема крепления сайлент-блока нижнего рычага.

Из – за этого сайлент-блоки способны к износу, в результате чего расстраивается развал – схождение. Менять сайлент – блоки желательно через каждые 50-100 тысяч км. Пробега.

Конструкция задней подвески семерки

Устройство задней подвески ВАЗ 2107 является достаточно простым, чему обязывает наличие заднего моста. Именно за счет присутствия заднего моста происходит жесткое соединение задних колес между собой. Балка заднего моста подвешена к кузову при помощи реактивных тяг, которых в конструкции всего 5 — четыре продольные тяги и одна поперечная.

Главное назначение продольных тяг заключается в том, чтобы предотвратить и предупредить смещение балки в двух направлениях — вперед и назад. Поперечная тяга нужна для того, чтобы исключить смещение балки, когда происходит воздействие боковых нагрузок. Знать все детали подвески нужно для того, чтобы выявить неисправности и произвести правильный ремонт.

Это интересно! Чтобы объединить тяги с кузовной частью и балкой, используются специальные шарниры, которые изготовлены из резинового материала, и называются сайлентблоками.

Продолжаем изучать устройство задней подвески семерки, и стоит выделить еще один важный элемент — это пружины. Нижняя часть пружин соприкасается с чашей на балке моста. Для смягчения соприкосновения и исключения возникновения скрипов, между пружиной и чашей располагается прокладка из плотной резины. Верхняя часть пружин также упирается в чаши кузова через изоляционную прокладку.

Колебания автомобиля гасятся при помощи пары телескопических амортизаторов. Нагрузка, которая формируется при передвижении ТС по неровным дорогам, снижается за счет наличия в конструкции задней подвески семерки трех резиновых уплотнителей сжатия. Два уплотнителя расположены в конструкции пружин, а третий находится на днище над картером заднего моста. Для удобства понимания всего вышеописанного, ниже представлена схема задней подвески семерки.

Читать статью  Установка рессор на прицеп автомобиля — правила, обслуживание

  • пружины;
  • амортизаторы телескопического типа;
  • штанга или поперечная тяга;
  • балка моста, соединяющая колеса;
  • продольные верхние штанги или тяги;
  • продольные нижние штанги.

Как проверить состояние элементов задней подвески ВАЗ 2107

Мнение о том, что подвеска семерки обладает повышенной прочностью и износостойкостью вовсе не повод для того, чтобы не контролировать ее состояние. Особенно нуждается в проверке состояния подвески автомобиль, который эксплуатируется в условиях бездорожья или по дорогам с плохим покрытием (их в странах постсоветского пространства осталось еще большое количество).

Самый простой и эффективный способ проверки состояния задней подвески семерки — это визуальное обследование. Для этого машину нужно загнать на эстакаду или поставить над смотровой ямой. Особое внимание следует обратить на такие элементы подвески, как:

  • Сайлентблоки — это резиновые втулки, которые предназначены для сглаживания колебаний, принимая большие нагрузки. Заменять сайлентблоки нужно сразу, как только появляются вибрации и колебания.
  • Амортизаторы — наличие следов потеков говорит о том, что устройства нуждаются в замене или ремонте. Выявить неисправность амортизаторов можно легко, если сесть на заднее сидение и проехать на машине. В нормальном режиме амортизаторы сглаживают колебания, а при их неисправности, наблюдаются жесткие удары в области колес.
  • Отсутствие люфта в области закрепления реактивных штанг и амортизаторов. Наличие люфта означает, что изношены резиновые втулки тяг, которые следует заменить.
  • Появление зазоров между деталями подвески.
  • Проседание пружин, а также износ прорезиненных прокладок, в которые они упираются.

После проведения проверочных манипуляций можно сделать соответствующий вывод о том, нуждается ли задняя подвеска в ремонте или нет. Если нуждается, тогда переходим к следующему пункту, и выясняем алгоритм ремонта задней подвески ВАЗ-2107.

Ремонт задней подвески семерки

Сделав вывод о том, что нужен ремонт задней подвески ВАЗ 2107, необходимо приступать к кардинальным действиям. Перед тем, как разбирать подвеску, нужно съездить и купить необходимые запчасти. Какие запчасти покупать, зависит от состояния задней подвески, а точнее от того, какие элементы подвески неисправны.

Рекомендуем откручивать и менять продольные тяги по очереди, а не все сразу. Если открутить одновременно хотя бы две тяги – то мост перекосит, и будет очень сложно поставить тяги обратно.

Алгоритм проведения ремонта имеет следующий вид:

  • Семерку нужно поднять на подъемнике, если ремонт проводится на станции или поставить на смотровую яму. Выжать ручной тормоз, включить первую скорость и подложить под передние колеса упоры.
  • Места соединения деталей, которые планируется демонтировать, следует очистить металлической щеткой и обработать жидкостью WD-40.
  • Запастись необходимым набором гаечных ключей, а лучше торцевыми головками с воротком и трещоткой, что упростит и ускорит процесс демонтажа и ремонта.
  • Если нужно выполнить замену реактивной или продольных тяг , то первоначально ослабляем болты крепления. Чтобы демонтировать поперечную тягу, понадобится выкрутить нижнее крепление амортизатора. Это выполнения так: откручивается гайка, и вынимается болт, после чего извлекается распорная втулка, которая держит амортизатор. Теперь нужно выкрутить второе крепление тяги, и снять ее.
  • Втулки тяг рекомендуется заменять комплектом, чтобы через месяц не пришлось проводить процедуру повторно. Для начала нужно демонтировать резиновые втулки, для чего применяется специальная оправка или самодельное сооружение из длинного болта с шайбами и гайками. Старые втулки можно также разрезать, чтобы не тратить время на их выпрессовывание.
  • Внутреннюю часть тяги следует тщательно очистить от коррозии и заусенцев, после чего приступать к монтажу новых резинок. Чтобы упростить процесс запрессовывания резинок во втулку, следует перед этим обработать их мыльным раствором. Мыльный раствор уменьшит трение и ускорит процесс запрессовывания резинки во втулку.
  • Если планируется замена резиновых втулок амортизаторов, то демонтировать их легко, для этого нужно поддеть их отверткой, и вынуть (они состоят из двух частей).
  • Если нужен ремонт или замена амортизатора, то его придется извлечь полностью, открутив еще и верхнее крепления устройства.

Замена амортизаторов

Амортизатор – неразборная парная деталь. То есть, если вышел из строя один из них, то меняются оба.

Для того, чтобы заменить амортизатор, нужно провести следующие шаги:

  • Отворачиваем гайку крепления на штоке;
  • Снимаем шайбы вместе с верхней подушкой, сделанной из резины;
  • Отворачиваем кронштейн, с помощью которого амортизатор соединён с нижним рычагом;
  • Сквозь прорезь в корпусе рычага можно вынуть сломанный амортизатор;
  • Снимается кронштейн с амортизатора и в обратном порядке устанавливается новый амортизатор.

Спортивная подвеска

Устройство подвески ВАЗ-2107 позволяет установить более качественные компоненты, которые улучшат пользование автомобилем. Можно внести такие изменения:

  1. Смонтировать газомасляные амортизационные стойки.
  2. Ограничить ход штока и уменьшить длину пружин.
  3. Установить специальные типы подвески с регулировкой дорожного просвета при помощи выносных камер или винтов.
  4. Монтировать на автомобиле специальные конструкции нижних и верхних рычагов подвески, при помощи которых можно изменить кастор.

Кастор — это наклон оси в продольном направлении при поворачивании колеса. Угол измеряется только в продольной плоскости, между центральной линией поворота колеса и вертикалью. Чем больше кастор, тем лучше управляемость автомобилем. Но при этом вращать руль намного труднее. Поэтому при тюнинге лучше установить электрический усилитель руля. Увеличение кастора можно осуществить при помощи монтажа рычагов треугольной формы или верхних опор, имеющих смещение.

Замена поломанной пружины

Для замены пружины (которая также не подлежит ремонту) нужно снять амортизатор, отсоединить её от штанги поперечной устойчивости. После этого нужно ослабить винты нижнего рычага, после этого он поддомкрачивается, далее с помощью специального съёмника извлекаем палец шаровой.

Теперь можно медленно отпускать домкрат, вследствие этого пружина ослабляется и легко извлекается из чашки.

Внимание! Новую пружину можно поставить в опорную чашу, только предварительно стянув её специальной стяжкой.

После этого точно так же поджимают нижний рычаг, тогда его шаровая опора вошла в поворотный кулак. Затем можно освободить пружину от стяжки . Показана схема сжатия пружины с помощью стяжки.

В заключение нужно сказать, что следить за исправностью подвески вполне по силам и начинающему автомобилисту, главное, чтобы в его распоряжении была эстакада или яма.

Подвеска легкового автомобиля ВАЗ

Назначение, устройство и принцип работы передней подвески автомобиля ВАЗ

Подвеской автомобиля называется совокупность устройств, обеспечивающих упругую связь между несущей системой и мостами или колёсами автомобиля, уменьшение динамических нагрузок на несущую систему и колёса, и затухание их колебаний, а также регулирование положения кузова автомобиля во время движения. Подвеска, являясь промежуточным звеном между кузовом автомобиля и дорогой, должна быть лёгкой и наряду с высокой комфортабельностью обеспечивать максимальную безопасность движения. Для этого необходимы точная кинематика колёс, высокая информативность управления (не только рулевого), а также изоляция кузова от дорожных шумов и жесткого качения радиальных шин (особенно с низким профилем). Кроме того, надо учитывать, что подвеска передаёт на кузов силы, возникающие в контакте колеса с дорогой, поэтому она должна быть прочной и долговечной. Применяемые шарниры должны легко поворачиваться, быть мало податливыми и вместе с тем обеспечивать шумоизоляцию кузова. Рычаги должны передавать силы практически во всех направлениях, а также тяговые и тормозные моменты, и быть при этом не слишком тяжелыми. Упругие элементы при эффективном использовании материалов должны быть простыми и компактными, и допускать достаточный ход подвески.

Основными требованиями, предъявляемыми к подвеске, являются следующие:

упругая характеристика подвески должна обеспечивать высокую плавность хода и отсутствие ударов в ограничители хода, противодействовать кренам при повороте, «клевкам» при торможении и разгоне автомобиля;

кинематическая схема должна создать условия для возможного малого изменения колеи и углов установки колёс, соответствие кинематики колес кинематике рулевого привода, исключающее колебания управляемых колес, вокруг оси поворота;

оптимальная величина затухания колебаний кузова и колес;

надежная передача от колес кузову или раме продольных и поперечных усилий и моментов;

малая масса элементов подвески и особенно неподрессоренных частей;

достаточная прочность и долговечность деталей подвески и особенно упругих элементов, относящихся к числу наиболее нагруженных частей подвески.

На автомобилях ВАЗ 2109 применена принципиально новая подвеска передних колес типа «качающаяся свеча», называемая также по имени изобретателя подвеской «Макферсон». Пружина в такой подвеске расположена фактически над осью поворотного устройства и нагружена меньше, чем в подвеске двух- рычажного типа. В подвеске есть только один рычаг нижний. Подвеска компактна, имеет малую массу, большой ход колес и более эластична. Плечо обката передней подвески отрицательное, так как точка пересечения оси поворота колеса с полотном дороги лежит за пределами наружной части автомобиля. Это способствует повышению устойчивости автомобиля при торможении, когда левое и правое колеса имеют разное сцепление с полотном дороги, а также уменьшает влияние тяговых сил на рулевое управление.

Подвеска передних колес хорошо согласуется с задней подвеской из двух качающихся в продольной плоскости рычагов, соединенных между собой поперечиной, играющей роль стабилизатора. Упругим элементом в задней подвеске так же, как и в передней, являются винтовые пружины.

С поперечным расположением силового агрегата и подвеской передних колес типа «Макферсон» хорошо компонуется рулевое управление с реечным рулевым механизмом. Оно не требует промежуточных рычагов, компактно и просто по конструкции. Рулевые тяги присоединяются к центральной части рулевого механизма, что позволило упростить конструкцию рулевого привода, так как применяются только два шаровых шарнира. Этот тип рулевого управления обеспечивает небольшое усилие на рулевом колесе (9-12 кгс).

Передняя подвеска состоит из направляющего устройства, упругих и гасящих элементов. Направляющее устройство подвески определяет перемещение колес относительно кузова, а также передает силы и моменты от колес на кузов. К направляющему устройству относятся нижний рычаг 22 подвески и телескопическая стойка 9, соединенные между собой поворотным кулаком 13. Телескопическая стойка дополнительно выполняет функции гасящего элемента. К направляющему устройству относится также штанга стабилизатора поперечной устойчивости, выполняющая одновременно и роль растяжки рычага подвески. Нижний рычаг 22 подвески откован из стали. Он крепится к кронштейну 28 кузова болтом с гайкой и пружинной шайбой. В головку рычага, через которую проходит болт крепления, запрессован резинометаллический шарнир, состоящий из резиновой 31 и металлической 32 втулок. При качании рычага происходит упругая деформация резиновой втулки. Проворачивание втулок 31 и 32 относительно друг друга или резинометаллического шарнира на головке рычага и относительно болта крепления не допускается. Для стабилизации рычага подвески он с одной стороны распирается растяжкой 29, а с другой штангой 25 стабилизатора поперечной устойчивости. Растяжка соединяется с рычагом через два резинометаллических шарнира, запрессованных в отверстия рычага. Резиновая втулка 44 шарнира запрессована между двумя металлическими втулками, и оба шарнира зажаты в отверстии рычага самоконтрящейся гайкой между двумя шайбами 42. Другой конец растяжки соединяется с кронштейном 30, который крепится к кузову тремя болтами. В кронштейне растяжки запрессован резинометаллический шарнир, состоящий из резиновой 41 и металлической 40 втулок. Шарнир зажимается на растяжке самоконтрящейся гайкой между шайбами 42. С обеих сторон растяжки установлены регулировочные шайбы 23, которыми регулируется продольный угол наклона оси поворота. На растяжке с одной стороны выполнен шестигранник, с другой лыски под ключ для удержания растяжки при повороте гаек растяжки. Штанга 25 стабилизатора поперечной устойчивости соединяется с рычагом подвески при помощи короткой стойки 24, имеющей две головки. В нижнюю головку запрессован резинометаллический шарнир, через который проходит болт крепления стойки к рычагу подвески. В другую головку запрессована резиновая втулка, через которую проходит конец штанги стабилизатора. Средняя (торсионная) часть ее крепится к лонжеронам кузова двумя кронштейнами 27, в которых расположены подушки 26. Отверстия в кронштейнах под болты крепления выполнены овальными, что облегчает установку штанги на автомобиль. Наружный конец рычага подвески соединяется через шаровой шарнир 21 с поворотным кулаком 13. Палец шарнира заходит в коническое отверстие рычага и крепится самоконтрящейся гайкой. Шаровой шарнир состоит из неразъемного корпуса 45, в котором залит специальной смолой подшипник 46, изготовленный из низкофрикционной тефлоновой ткани. Он охватывает шаровую головку пальца 47. Внутренняя полость шарнира герметизируется защитным армированным чехлом 48. При сборке шарнира в чехол закладывается смазка ШРБ -4, рассчитанная на весь срок службы шарнира при условии сохранения герметичности чехла. Корпус шарнира крепится снизу болтами к поворотному кулаку 13. Верхняя часть поворотного кулака крепится к кронштейну 12 телескопической стойки двумя болтами. Верхний болт 11 имеет эксцентриковый поясок и лыску, на которую устанавливается эксцентриковая шайба 10. Оба эксцентрика упираются в отбортовку щек кронштейна, а цилиндрическая часть болта проходит через отверстия кронштейна и поворотного кулака. Такое крепление обеспечивает перемещение поворотного кулака относительно кронштейна стойки при повороте верхнего болта. Этим самым рещлируется развал передних колес. В полости поворотного кулака устанавливается двухрядный шариковый подшипник 20 закрытого типа с «вечной» смазкой. Он фиксируется в поворотном кулаке двумя стопорными кольцами 16. На подшипнике вращается ступица переднего колеса, которая при помощи шлиц соединяется с хвостовиком 18 корпуса шарнира привода колеса. Крепится ступица гайкой, под которую устанавливается упорная шайба. Снаружи полость ступицы закрывается колпаком 17. Изнутри полость кулака защищена от загрязнения грязеотражательными кольцами, одно из которых приварено к корпусу шарнира, а другое к поворотному кулаку. За счет перекрытия колец образуется лабиринтное уплотнение. К приливам кулака крепится болтами защитный кожух 14 тормозного диска 15. Диск соединяется со ступицей двумя установочными штифтами 19. Телескопическая гидравлическая стойка 9 верхней частью соединяется эластично с кузовом, а нижней с поворотным кулаком. На телескопической стойке установлены: пружина 5, пенополиуретановый буфер 3 хода сжатия и верхняя опора 1 в сборе с болтами крепления. Пружина устанавливается между верхней 2 и нижней 6 опорными чашками. Нижняя чашка приварена к стойке подвески, верхняя крепится вместе с опорой 1 на штоке стойки. Буфер 3 устанавливается на штоке в сборе с защитным кожухом, который предохраняет шток от механических повреждений. Верхняя опора 1 обеспечивает эластичную связь стойки с кузовом и является одной из точек, относительно которой происходит поворот оси колеса. Опора состоит из наружного 34 и внутреннего 35 корпусов, между которыми зажата износостойкая резина 37. Во внутренний корпус опоры запрессован упорный шариковый подшипник 36. Верхняя опора в сборе с ограничителем 38 крепится на штоке самоконтрящейся гайкой.

Читать статью  Феномен Bose: почему лучшая в мире подвеска до сих пор не стала серийной - – автомобильный журнал

Передняя подвеска автомобиля ВАЗ-2109

Рис. 1. Передняя подвеска автомобиля ВАЗ-2109

На рисунке: 1. Верхняя опора телескопической стойки; 2. Верхняя опорная чашка пружины подвески; 3. Буфер хода сжатия в сборе с защитным кожухом; 4. Опора буфера сжатия; 5. Пружина подвески; 6. Нижняя опорная чашка пружины подвески; 7. Шаровой шарнир рулевой тяги; 8. Поворотный рычаг; 9. Телескопическая стойка; 10. Эксцентриковая шайба; 11. Регулировочный болт; 12. Кронштейн стойки; 13. Поворотный кулак; 14. Защитный кожух диска; 15. Диск тормозного механизма; 16. Стопорные кольца; 17. Колпак ступицы; 18. Шлицевой хвостовик корпуса наружного шарнира привода колеса; 19. Направляющий штифт; 20. Подшипник ступицы колеса; 21. Шаровой шарнир рычага подвески; 22. Рычаг подвески; 23. Регулировочные шайбы; 24. Стойка стабилизатора поперечной устойчивости; 25. Штанга стабилизатора поперечной устойчивости; 26. Подушка штанги стабилизатора; 27. Кронштейн крепления штанги стабилизатора; 28. Кронштейн кузова для крепления рычага подвески; 29. Растяжка рычага подвески; 30. Кронштейн крепления растяжки; 31. Резиновая втулка шарнира рычага подвески; 32. Распорная втулка шарнира рычага подвески; 33. Шток стойки; 34. Наружный корпус верхней опоры стойки; 35. Внутренний корпус верхней опоры стойки; 36. Подшипник верхней опоры; 37. Резиновый элемент верхней опоры; 38. Ограничитель хода верхней опоры стойки; 39. Защитный колпак верхней опоры стойки: 40. Втулка переднего шарнира растяжки: 41. Подушка переднего шарнира растяжки; 42. Шайбы; 43. Шарнир стойки стабилизатора; 44. Задний шарнир растяжки: 45. Корпус шарового шарнира; 46. Подшипник шарового шарнира; 47. Шаровой палец; 48. Защитный чехол шарового пальца.

Подвеска автомобиля ВАЗ 2109-2115: устройство, модификации, неисправности и их устранение

Вся конструкция поворачивается на двух точках – шаровой опоре и опорном подшипнике, а вал шарнира равных угловых скоростей (ШРУС) проходит через отверстие в поворотном кулаке.

Передняя подвеска автомобиля ВАЗ

Подвеска автомобиля ВАЗ 2110 по своей конструкции и принципу работы идентична тем, что установлены на подавляющем большинстве бюджетных переднеприводных машин. Она обеспечивает неплохую управляемость и устойчивость транспортного средства, достаточную для спокойной езды, а также обходится гораздо дешевле, чем многорычажные схемы.

История появления и назначение

История автомобильной подвески начинается с изобретения первой телеги, ведь оси подвешивали кузов над землей, отчего произошло название этой системы. Однако такое подвесное устройство хоть приподнимало телегу над землей, но передавало ей все удары, возникающие во время движения колес по дороге, из-за чего транспортное средство с тягой в одну лошадиную силу получилось невероятно тряским. Затем, по мере развития металлургии и металлообработки, появились рессоры, которые превратили это недоразумение в что-то, хоть отдаленно напоминающее подвеску автомобиля ВАЗ 2110.

Схема подвески авто

Схема подвески авто

Такая телега была гораздо мягче, поэтому рессоры начали устанавливать в первую очередь на пассажирские варианты, то есть различные двуколки или дилижансы. Несмотря на то, что резкие удары на транспортных средствах с рессорами исчезли, до комфорта современных автомобилей им было далеко.

Ведь рессора не гасила колебания, возникающие при проезде колеса через любую неровность, а лишь делала их более плавными, иными словами, она не снижала амплитуду колебаний, но замедляла их, превращая удар в плавный толчок.

Скачок в развитии различных технологий, произошедший в конце IXX – начале XX веков привел к появлению первых амортизаторов, то есть устройств, гасящих импульс удара.

В результате энергия, выделенная колесом в результате удара о препятствие, превращалась в плавно нарастающий импульс заметно меньшей интенсивности, то есть кузов едва заметно приподнимался над дорогой, затем плавно возвращался на свое место. Сочетание рессоры с амортизатором привело к резкому росту комфортности езды на автомобилях, заметно отличая их по этому параметру от любых телег, в том числе самых дорогих карет.

По мере увеличения максимальной скорости движения автомобилей возможностей такой подвески стало уже недостаточно, ведь чем выше скорость движения и больше угол поворота, тем сильней воздействие центробежной силы.

Когда машина поворачивает, центробежная сила стремится выкинуть авто в сторону, противоположную направлению поворота, именно так действует центробежная сила. Поэтому подвеска должна была компенсировать это воздействие, для чего в ее состав включили различные поперечные тяги, перераспределяющие усилие центробежной силы.

Поэтому назначение подвески автомобиля ВАЗ 2110 или любого другого транспортного средства заключается в следующем:

  • удерживать кузов на определенной высоте относительно земли;
  • сглаживать удары, возникающие во время езды через любые неровности;
  • снижать боковой крен, возникающий при прохождении поворотов.

Исправная подвеска автомобилей ВАЗ 2108–2115, а также всех современных моделей, эффективно справляется со стоящими перед ней задачами.

Как устроена и работает

Передняя подвеска автомобиля ВАЗ 2112, доставшаяся ей от легендарных 2108–2109, не претерпела никаких серьезных изменений, а десятилетия эксплуатации показали, что возможностей этой системы с избытком хватает для машины с мощностью двигателя до 150 л. с..

Стойка МакФерсона

Основу передней подвески этих машин составляет стойка МакФерсона, известная также под названием «Качающаяся свеча». Она состоит из:

  • стойки амортизатора;
  • пружины;
  • поворотного кулака.

Все детали объединены в одну конструкцию, которую сверху держит опорный подшипник, принимающий на себя вес машины, а снизу рычаг с шаровой опорой, обеспечивающей вращение стойки вокруг своей оси. Эксцентриковые болты, крепящие поворотный кулак к амортизационной стойке определяют угол развала колес, поворачивая эксцентрик, регулируют этот параметр.

Вся конструкция поворачивается на двух точках – шаровой опоре и опорном подшипнике, а вал шарнира равных угловых скоростей (ШРУС) проходит через отверстие в поворотном кулаке. Такое устройство передней подвески автомобиля ВАЗ 2109 решает главную проблему переднеприводных машин – совмещения нормальной работы пружины и амортизатора с возможностью поворота вала, вращающего колеса.

Квалифицированный ремонт ходовой части

Квалифицированный ремонт ходовой части

До изобретения «качающейся свечи» основным типом передней подвески была схема с двумя продольными рычагами, между которыми на шкворнях или шаровых опорах располагался поворотный кулак.

Преимущество этой схемы было в высокой надежности и эффективности, однако провести через нее вал для превращения автомобиля в переднеприводный, было крайне сложно, рычаги часто сталкивались с ним и могли погнуть. На внедорожниках с ведущей передней осью использовали мост с установленными по краям ШРУСами, при этом пружину или рессору, а также амортизатор крепили к стальному/чугунному корпусу (чулку) моста. Эта схема хорошо показала себя на армейской технике, но из-за высокой металлоемкости и дороговизны не нашла применения даже на легендарной «Ниве».

Именно поэтому стойка МакФерсона стала идеальным решением, ведь она защищала ведущий вал, а также обеспечивала поворот кулака на необходимый угол, а ее производство обходилось гораздо дешевле изготовления других схем.

Остальные элементы

Помимо стойки МакФерсона, в состав передней подвески входят:

  • рычаги;
  • шаровые опоры;
  • растяжки с кронштейнами;
  • стабилизаторы поперечной устойчивости;
  • штанги стабилизатора;
  • подушки;
  • сайлентблоки.

Рычаг с шаровой опорой и распоркой создают треугольник, две стороны которого (задняя часть рычага и передняя часть опоры) прикреплены к кузову с помощью кронштейнов. В задней и средней частях рычага установлены сайлентблоки, то есть резиновые или полиуретановые втулки, обеспечивающие свободное вращение вставленных в них деталей. Задняя часть рычага вставлена в кронштейн и зафиксирована болтом, поэтому рычаг свободно поднимается вверх-вниз, но не покидает своего места.

Читать статью  Передняя подвеска автобуса «Латвия» РАФ-2203, РАФ-22031

Растяжка спереди зафиксирована кронштейном, который болтами прикручен к кузову, а задней частью вставлена в ближнее к переднему краю отверстие средней части рычага через сайлентблок. Такая конструкция позволяет регулировать кастор, то есть угол наклона стойки относительно вертикальной оси.

К дальнему от шаровой опоры отверстию рычага, также оснащенному сайлентблоком, прикреплена штанга стабилизатора поперечной устойчивости. В верхнюю часть штанги, оснащенной сайлентблоком, вставлен край стабилизатора, а его середина, через амортизирующие подушки прикручена к кузову.

Работают эти элементы следующим образом – шаровая опора соединяет рычаг со стойкой, благодаря чему последняя принимает на себя вес машины и свободно поворачивается вокруг своей оси. Сопротивление движению вверх-вниз зависит только от жесткости стойки, то есть пары амортизатор-пружина.

Когда оба колеса одновременно поднимаются или опускаются, работает только стойка МакФерсона, если же высота колес различна, то стабилизатор испытывает крутящее воздействие, поэтому выступает в роли торсиона.

То есть, чем больше разница высот между колесами, тем сильней скручивает стабилизатор, из-за чего возрастает его сопротивление крутящему воздействию. Его жесткости достаточно не только для спокойно езды, но и для поворотов на высоких скоростях, ведь чем сильней центробежная сила отклоняет кузов, тем сильней стабилизатор противостоит этому, снижая угол крена. Так работает передняя подвеска автомобиля ВАЗ 2115, а также всех других переднеприводных автомобилей от АвтоВАЗ.

Задняя подвеска

Устройство задней подвески автомобиля ВАЗ 2114, а также остальных автомобилей ВАЗ 2108–2115 и их потомков, гораздо проще, хотя общий принцип работы тот же. Ее основу составляет балка, которая выполняет сразу несколько функций:

  • связывает между собой колеса и пружины с амортизаторами (стойки);
  • удерживает колеса на определенном месте, благодаря чему они не цепляют колесные арки;
  • снижает боковой крен во время поворотов.

Эта деталь изготовлена из относительно тонкого, по сравнению со стабилизатором поперечной устойчивости, металла, однако благодаря своей форме с ребрами жесткости, превращается в торсион с не очень высокой упругостью. Когда задние колеса одновременно поднимаются или опускаются, то балка выполняет только функцию рычага, образующего с кузовом и стойками треугольник, в котором:

  • одна вершина – кронштейн с сайлентблоком, соединяющий балку с кузовом;
  • вторая вершина – фланец, к которому крепят как ось ступицы колеса, так и нижнюю часть задней стойки;
  • третья вершина – место крепления верхней части стойки к кузову.

Когда Lada проезжает через препятствие, колесо поднимается и сжимает пружину стойки, передавая через нее энергию удара кузову. По мере поднятия колеса возрастает сопротивление пружины, благодаря чему даже резкий удар превращается в плавный подъем, а амортизатор сопротивляется любому движению, однако наиболее сильно при опускании колеса. Это не дает колесу сильно разогнаться и, ударившись о землю, отскочить от него снова.

Типы подвесок

При проезде через препятствие меняется длина одной из сторон треугольника и угол между двумя другими сторонами, когда же колеса поднимаются на разную высоту, заднюю балку скручивает. Благодаря ее упругости сопротивление изгибу возрастает по мере увеличения разницы высот, что снижает боковой крен в поворотах, однако ее эффективность гораздо ниже, чем у установленного спереди стабилизатора.

Неисправности

Вот основные неисправности:

  • растрескивание или разрыв сайлентблоков и подушек;
  • протекание или потеря жесткости амортизатора;
  • продавливание (потеря жесткости) или поломка пружин;
  • износ шаровой опоры;
  • износ опорных подшипников;
  • отрыв кронштейнов от кузова;
  • плохая затяжка резьбовых соединений;
  • неправильные углы кастора и развала;
  • деформация рычагов, растяжек и балки.

Растрескивание резинового наполнителя сайлентблока приводит к тому, что он уже не может удерживать фиксирующий болт на своем месте и рычаг или балка смещаются, что приводит к смещению колеса. На низких скоростях это не опасно, ведь водитель может рулем компенсировать поворот, вызванный смещением колеса, а на высоких скоростях такое нередко приводит к аварии.

Потерявший жесткость амортизатор не гасит движения подвески, как должен, из-за чего возникает эффект мячика, то есть колесо после проезда препятствия несколько раз подпрыгивает, лишаясь на время подъема сцепления с дорогой, что может привести к заносу.

Продавливание или поломка пружин снижает грузоподъемность машины и ее клиренс, в тяжелых случаях автомобиль задевает коробкой или защитой двигателя даже небольшие кочки.

Износ шаровой опоры приводит не только к самопроизвольному повороту колеса, но и может стать причиной, по которой стойка оторвется от рычага и, машина этой стороной упадет на землю.

Поврежденные опорные подшипники ускоряют износ покрышек, а также разбивают посадочное место в кузове (чашку). Отрыв кронштейнов от кузова лишает подвеску работоспособности и ездить на такой машине невозможно.

Плохая затяжка резьбовых соединений приводит к откручиванию гайки, после чего болт вываливается из своего места и треугольник подвески нарушается, поэтому передвигать такое авто получится только эвакуатором.

Неправильные углы кастора и развала, а также деформация рычагов, растяжек и балки меняют поведение машины в повороте, что не слишком опасно на очень низких скоростях, но хотя бы на средней (60–90 км/ч) представляет серьезную угрозу.

Диагностика

Если вы знаете, что входит в подвеску автомобиля ВАЗ 2114 и как она работает, то сможете провести диагностику самостоятельно. Чтобы сделать ее правильно, придерживайтесь следующего алгоритма:

  1. Во время поездки по ровной и грунтовой дороге внимательно слушайте, какие звуки издает подвеска автомобиля – стуки, скрип и другие посторонние звуки говорят о каких-то дефектах.
  2. Оцените, насколько быстро колеса теряют протектор – если за год или 3–5 тысяч км он заметно стерся по всей поверхности или в каком-то одном участке, с подвеской что-то не то.
  3. Посетите ближайший пункт регулировки развала-схождения и попросите измерить развал и кастор, если они отличаются от оптимальных для этой модели, машина нуждается в ремонте.
  4. Закатите автомобиль на яму в своем гараже, если ямы нет, то на твердую ровную площадку. Обязательно в ближайшем автомагазине купите страховочные подставки и противооткатные башмаки.
  5. Заберитесь под машину (если у вас нет ямы, то вывесьте поочередно перед и зад, сначала поднимая домкратом, затем устанавливая на страховочные подставки, а колеса подоприте башмаками).
  6. Внимательно осмотрите все резиновые подушки и сайлентблоки, если хотя бы одна деталь потрескалась или порвалась, все они требуют замены.
  7. Вставьте между рычагом и поворотным кулаком монтировку и несколько раз со средней силой нажмите на нее, если ощутим люфт, шаровую опору нужно менять.
  8. Вставьте монтировку между рычагом и распоркой, затем сильно давите на нее, если есть люфт, меняйте передние сайлентблоки.
  9. Вставьте монтировку между балкой и кузовом (если у вас нет ямы, то вывесьте заднюю часть машины), затем сильно давите. Если есть люфт, меняйте задние сайлентблоки.
  10. Парой ключей проверьте затяжку всех резьбовых соединений.
  11. Осмотрите все пружины, если какая-то сломана, замените комплектом.
  12. Снимите машину со страховочных подставок, затем всем весом резко нажимайте на кузов в районе амортизаторов и сразу отпускайте. Если машина поднимается и хотя бы раз, пусть даже совсем чуть-чуть опускается и снова поднимается, меняйте амортизаторы.

Такая диагностика подвески автомобиля ВАЗ 2110 применима и ко всем остальным переднеприводным «Ладам» и является частью регулярного техобслуживания транспортного средства.

Ремонт

Ремонт подвески заключается в замене поврежденных деталей и выставлении правильных углов кастора и развала. К примеру, если в результате аварии деформирован один из рычагов, то:

  • разберите переднюю подвеску;
  • снимите погнутый рычаг;
  • установите на место новый рычаг (он идет уже с сайлентблоками);
  • соберите подвеску;
  • выставьте углы кастора и развала.

Для такого ремонта потребуются самые обычные инструменты, которые есть в ближайшем автомагазине. Помимо домкрата и страховочных подпорок с противооткатными упорами вам потребуются:

  • набор рожковых ключей;
  • лом или монтировка;
  • съемник шаровой опоры.

Эти инструменты есть у большинства владельцев старых автомобилей, если же их нет, то купите, пусть будут, ведь техническое обслуживание подвески автомобиля ВАЗ 2110, равно как и других машин, необходимо проводить с периодичностью 10–30 тысяч км.

Если же вы хотите самостоятельно менять сайлентблоки, то вам потребуется специальный съемник-запрессовщик, который доступен во всех автомагазинах. Кроме того, размеры сайлентблоков автомобиля ВАЗ 2110 зависят от их места их установки и спереди взаимозаменяемы для всех моделей 2108–2115.

Тюнинг подвески в авто

Тюнинг подвески в авто

Сайлентблоки задней балки выбирайте только по модели автомобиля, ведь каждое поколение оснащали собственной балкой, поэтому и резинометаллические шарниры, предназначенные для машин одного семейства, не подходят на другое. Поэтому то, что подходит для 2108–21099, не подойдет для 2110–2112 или 2113–2115.

Собираясь ремонтировать свою «Ладу», не забывайте, что форма и размеры сайлентблоков автомобиля ВАЗ 2110 зависят от места их установки, а также модели машины, если же у вас установлена задняя балка от другой модели, то выбирайте шарниры с учетом этой модификации.

Тюнинг

Штатная подвеска всех переднеприводных автомобилей ВАЗ подходит только для спокойной неагрессивной езды, а для изменения ее жесткости и высоты клиренса необходимо менять стойки в сборе. Поэтому часть владельцев таких машин пытается как-то исправить ситуацию, но без кардинального изменения типа подвески сделать что-то серьезное невозможно. Получится только изменить клиренс или жесткость машины, причем заменой стоек и монтажом проставок.

Бывают и более серьезные модификации, например, установка на машину ВАЗ 2110 пневмоподвески от какой-нибудь иномарки. Проблема в том, что такую систему ставят только на автомобили бизнес-класса, поэтому ее стоимость, даже при покупке на разборке, нередко превышает цену «Лады».

Кроме того, законно провести такой апгрейд невозможно, потому что это будет внесением изменений в конструкцию транспортного средства и ему отменят регистрацию. Обращение во всякие проектные бюро и тюнинговые ателье поможет решить проблему, но стоимость их услуг вместе с покупкой пневмоподвески и работами по ее установке, будет сопоставима с ценой новой бюджетной иномарки.

Заключение

Подвеска автомобиля ВАЗ 2110, равно как и любой другой переднеприводной «Лады» – это сложная система, одновременно выполняющая несколько функций. Поэтому от ее технического состояния и настройки зависит безопасность езды, причем, чем выше скорость, тем сильней подвеска влияет на поведение транспортного средства.

Источник https://avtostandart-m24.ru/avtomobili-drugoe/ustrojstvo-perednej-podveski-vaz-2107.html

Источник https://studbooks.net/2445399/tehnika/podveska_legkovogo_avtomobilya

Источник https://avtoshark.com/lada/other-lada/podveska-avtomobilya-vaz-2108-2115/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: