Ремонт сцепления автомобиля: когда необходим, как проводится

Ремонт сцепления

Ремонт сцепления состоит из следующих последовательных демонтажных, сборочно-разборочных и регулировочных операций, включающих в себя: снятия сцепления с автомобиля; проверку состояния деталей; замену или восстановительный ремонт изношенных деталей и установку сцепления на автомобиль. Необходимость снятия сцепления с автомобиля для ремонта возникает, когда восстановить его нормальную работу регулировкой привода не удается.

Снятие сцепления производится после предварительного отсоединения от картера сцепления тросового привода на переднеприводных автомобилях либо рабочего цилиндра гидравлического привода на автомобилях классической компоновки и снятия КПП вместе с картером.

После снятия картера сцепления с вилкой (валом) и подшипником его включения необходимо ослабить и отвернуть болты крепления кожуха сцепления к маховику, предварительно пометив положение кожуха сцепления с нажимным диском на маховике, чтобы при последующей сборке установить его на прежнее место, сохраняя тем самым балансировку данного узла. Отворачивать болты необходимо крест-накрест по диагонали и производя по одному обороту, чтобы избежать деформации кожуха. После отворачивания болтов снять кожух с нажимным диском в сборе и ведомый диск сцепления. При необходимости можно отъединить от вилки и снять подшипник выключения сцепления, а также отъединить от картера сцепления вилку выключения сцепления.

Контроль состояния деталей сцепления заключается в проверке картера сцепления с вилкой и подшипником выключения сцепления, а также нажимного и ведомого дисков. При проверке картера сцепления производится его тщательный осмотр для выявления трещин и следов повышенного износа отверстий.

Проверка нажимного диска с кожухом в сборе выполняется на специальном контрольном приспособлении с контролем: обеспечения необходимого усилия для надежного прижатия ведомого диска сцепления к маховику; неплоскостности рабочей поверхности нажимного диска и его биения, которое должно быть не более 0,05 и 0,35 мм соответственно. При обнаружении на рабочей поверхности нажимного диска задиров, забоин, кольцевых рисок, а также при короблении кожуха нажимной диск в сборе следует заменить.

Проверка ведомого диска состоит в тщательном осмотре, измерении износа фрикционных накладок и коробления диска. При обнаружении износа, трещин или поломки деталей ведомого диска (кроме фрикционных накладок), потере упругости пружинных пластин, износе шлицевой посадочной поверхности, вызывающем перекос диска на первичном валу, а также при короблении диска, не устранимом правкой, диск в сборе подлежит замене.

Замена фрикционных накладок ведомого диска производится при значительном их износе (когда размер от поверхности накладки до головок заклепок менее 0,2 мм), а также при обнаружении их сильного замасливания или обгорания. Замена накладок производится на ручном прессе (рис. 16.22) с использованием специальных ремонтных комплектов, включающих фрикционные накладки с просверленными отверстиями для заклепок, медных или латунных заклепок. а также оправки для развальповывания заклепок.

При текущем ремонте сцепления снятый кожух в сборе с нажимным диском устанавливают и надежно закрепляют на специальном, имитирующем маховик двигателя приспособлении с металлическим промежуточным кольцом толщиной 8,2 мм (для автомобилей ВАЗ). Закрепив проверяемое сцепление, выполняют четыре хода включения, прикладывая нагрузку (не менее 140 кгс) к упорному фланцу наружной пружины. Ходу включения 8 мм должно соответствовать перемещение нажимного диска на 1,6. 1,7 мм. Номинальное расстояние от основания приспособления до рабочей поверхности

Общий вид (а) и конструкция плунжера оправки (б) ручного пресса с оснасткой для развальцовки заклепок крепления фрикционных накладок ведомого диска сцепления

Рис. 16.22. Общий вид (а) и конструкция плунжера оправки (б) ручного пресса с оснасткой для развальцовки заклепок крепления фрикционных накладок ведомого диска сцепления:

  • 1 оправка; 2 — плунжер;
  • 3 фрикционные накладки;
  • 4 заклепки; 5 —плита;
  • 6 стальной диск

фрикционной накладки упорного фланца должно составлять 40. 43 мм, допустимое — 47 мм, при увеличении его до 48 мм кожух сцепления в сборе заменяют.

Сборка фрикционных накладок с ведомым диском сцепления производится с использованием клепочного соединения на специальном прессе (рис. 16.23, а) со штампами (рис. 16.23, б). Штамп для приклепывания фрикционных накладок диска сцепления состоит из верхней 5 и нижней 7 опорных плит. В отверстия для направляющих стержней верхней плиты 5 запрессованы втулки 1 и упоры 6, а в отверстия нижней плиты — упоры 8, центрирующая оправка 10 и направляющие стержни 2. Резиновая прокладка 9 обеспечивает плотное прилегание диска сцепления к верхней плите и предохраняет поверхность фрикционной накладки от повреждений при приклепывании. В отверстие фланца 4, закрепленного на плите 5 болтами 3, вставляют оправку, которая передает усилие от штока пресса на плиту 5. Болтами, ввернутыми в резьбовые отверстия фланца 4, оправку фиксируют в определенном положении.

Читать статью  Пятерка причин, что пора менять сцепление

Для приклепывания в отверстия диска вставляют 24 заклепки и на опорную плиту /устанавливают диск сцепления, накладывая на него фрикционную накладку. Предварительно совместив отверстия фрикционной накладки с заклепками, устанавливают верхнюю плиту 5 штампа и одновременно расклепывают 24 заклепки. Аналогичным образом приклепывают вторую фрикционную накладку диска сцепления.

После приклепки с обеих сторон фрикционных накладок ведомый диск проверяют на коробление и биение на индикаторном при-

Общий вид пресса (а) и схема штампа (б) для приклепывания заклепок фрикционных накладок ведомого диска сцепления

Рис. 16.23. Общий вид пресса (а) и схема штампа (б) для приклепывания заклепок фрикционных накладок ведомого диска сцепления:

  • 1,7 нижняя и верхняя опорные плиты; 2 — упоры; 3 — втулка;
  • 4 — направляющие стержни; 5 — болты фланца; 6 — фланец;
  • 8 фиксатор; 9— резиновая прокладка; 10— центрирующая оправка

способлении с установкой его на оправке в центрах. Допустимое биение рабочих поверхностей фрикционных накладок для большинства марок автомобилей должно быть не более 0,7. 1 мм.

Статический дисбаланс ведомого диска сцепления проверяется с помощью специальной шлицевой оправки, устанавливаемой на ножи или точные цилиндрические опоры.

Ремонт сцепления автомобиля: когда необходим, как проводится

Со временем накладки дисков сцепления и другие элементы трансмиссии, принимающие участие в передаче крутящего момента от двигателя к колесам, изнашиваются и требуют замены. Значение этих узлов автомобиля нельзя недооценивать, ведь они обеспечивают плавный ход и аккуратное торможение. Быстрый выход из строя часто связан с манерой вождения владельца машины. Любителям полихачить придется чаще обращаться в СТО для ремонта сцепления.

Как определить, что сцепление вышло из строя

О неисправности предупредят такие признаки:

  • увеличение или уменьшение хода педали;
  • появление рывков и ударов в трансмиссии при попытке плавно тронуться;
  • при нажатии на педаль возникает шум;
  • педаль западает;
  • подтекает жидкость из гидропривода сцепления;
  • присутствует запах подгоревших фрикционных прокладок;
  • транспортное средство с трудом заезжает под горку или уклон.

Опытный водитель сразу обратит внимание на пробуксовку дисков на высоких передачах. При обнаружении первых признаков неисправности сцепления нужно сразу же обратиться в сервисный центр. Если постоянно откладывать ремонт, в один прекрасный день машина просто не тронется с места и тогда без посторонней помощи не удастся добраться до СТО.

Почему сцепление выходит из строя: распространенные причины

  • Естественный износ механизмов.
  • Механическая поломка ведомого диска.
  • Частые резкие старты с «педалью в пол», длительные перегрузки машины и двигателя. Это приводит к «сжиганию» сцепления.
  • Возникновение проблем с выжимным подшипником.
  • Расслоение фрикционных накладок.
  • Ослабление демпферных пружин ведомого диска сцепления.
  • Попадание на диск сцепления моторного масла, вытекшего из-под заднего сальника коленчатого вала.

Ремонт сцепления автомобиля

  • Первый этап – демонтаж коробки передач и кожуха в сборе с дисками. Для этого приподнимают переднюю часть транспортного средства и снимают передние колеса. Затем отсоединяют устройства и механизмы, подключенные к коробке передач.
  • Если на поверхности маховика, нажимного и ведомого диска есть трещины или другие дефекты, а фрикционные накладки изношены или замаслены – их необходимо заменить. Также проверяют заклепочные соединения кожуха. Если они ослаблены и имеют явные следы износа – диск сцепления меняют в сборе с кожухом.
  • Установка коробки передач.
  • Регулировка сцепления, настройка свободного хода педали.

Любая ошибка во время самостоятельной замены узлов машины приведет к дополнительным расходам, поэтому лучше сразу обратиться в автосервис. У мастеров в наличии есть все необходимые инструменты для замены и регулировки сцепления. К тому же, автосервисы выдают гарантию на выполненные работы.

Ремонт и обслуживание автомобиля сцепление

Техническое обслуживание и ремонт сцепления

Проверка технического состояния сцепления. Исправность сцепления проверяют при работающем двигателе. При выжатой педали сцепления поочередно переключают передачи. Если включение передач затруднено и сопровождается шумом, сцепление полностью не выключается. Затем проверяют включение сцепления: затягивают стояночный тормоз, включают высшую передачу и плавно отпускают педаль сцепления, одновременно нажимая на педаль управления дроссельными заслонками. Если двигатель остановится, сцепление исправно. Работающий двигатель указывает на неполное включение (пробуксовку) сцепления. При проверке сцепления могут также обнаружиться резкое его включение, чрезмерный нагрев деталей, шумы, вибрации и рывки при включении.

Неполное выключение сцепления может быть вызвано увеличением свободного хода педали сцепления, короблением или перекосом ведомого диска, обрывом фрикционных накладок, наличием воздуха в гидравлическом приводе сцепления.

Неполное включение (пробуксовка) сцепления может быть следствием износа или замасливания фрикционных накладок дисков, отсутствием свободного хода педали сцепления, потери упругости оттяжной пружины.

Рекламные предложения на основе ваших интересов:
Дополнительные материалы по теме:

Резкое включение сцепления возможно при заедании ступицы ведомого диска на шлицах ведущего вала коробки передач, потере упругости пружинных пластин, износе или задире рабочих поверхностей нажимного диска или маховика.

Читать статью  Замена сцепления Чери Тиго (Chery Tiggo ) своими руками

Нагрев деталей, шумы, вибрации и рывки происходят из-за износа или недостаточной смазки подшипника выключения сцепления, ослабления заклепок накладок ведомого диска, увеличенного зчзора в сопряжении ступицы ведомого диска и шлицев ведущего вала коробки передач. Появление шипящего звука высокого тона свидетельствует о неисправности подшипника.

Техническое обслуживание сцепления. При ЕО проверяют действие сцепления при трогании автомобиля с места и переключение передач при движении.

При ТО-1 проверяют и при необходимости регулируют свободный ход педали сцепления, проверяют состояние и крепление оттяжной пружины, смазывают (по графику) валик педали сцепления и подшипник выжимной муфты. У автомобилей с гидравлическим приводом выключения сцепления дополнительно проверяют уровень жидкости в бачке и герметичность гидравлического привода.

При ТО-2 дополнительно к работам, выполняемым при ТО-1, проверяют полный ход педали сцепления, работу привода сцепления и крепление картера сцепления к картеру маховика.

Регулирование свободного хода педали сцепления. Для измерения свободного хода пользуются линейкой с делениями, которую упирают в пол кабины и прижимают к педали. Нажимают рукой на педаль и при появлении ощутимого сопротивления перемещению педали определяют по делениям на линейке величину свободного хода. Она должна быть в пределах 35—50 мм.

При механическом приводе выключения сцепления его регулируют следующим образом. Отвернув на несколько оборотов контргайку, изменяют длину тяги 16 путем поворота гайки. Для увеличения свободного хода гайку отвертывают, а для уменьшения — завертывают. После регулирования, удерживая гайку, завертывают до отказа контргайку.

При гидравлическом приводе выключения сцепления свободный ход педали складывается из свободных ходов механической и гидравлической частей привода.

На автомобиле КамАЭ-5320 свободный ход рычага вилки выключения сцепления устанавливают в заданных пределах путем поворота сферической гайки толкателя поршня пневмогидравлического усилителя. Зазор между поршнем и толкателем поршня главного цилиндра регулируют эксцентриковым пальцем, на котором закреплен верхний конец толкателя поршня.

На автомобиле ГАЗ -24 «Волга» зазор между поршнем и толкателем регулирования не требует. Увеличение свободного хода педали сцепления возможно из-за наличия воздуха в системе гидравлического привода. Для удаления воздуха снимают резиновый колпачок на головке клапана рабочего цилиндра и надевают шланг для прокачки воздуха. Второй конец шланга опускают в стеклянную банку с небольшим количеством тормозной жидкости. Через горловину тормозного цилиндра заполняют систему, после чего создают в ней небольшое давление, резко нажав 4—5 раз на педаль сцепления с интервалом 1—2 с. Отвернув клапан на полоборота, ждут, когда прекратится выход пузырьков воздуха из шланга, опущенного в банку. Как только жидкость пойдет из шланга ровной струей без пузырьков, клапан плотно завертывают, снимают шланг, ставят на место колпачок и доливают жидкость.

Снятие и установка коробки передач и сцепления. Для снятия сцепления необходимо предварительно снять коробку передач. Отвернув болты крепления люка кабины, снимают крышку коробки передач и сливают масло. Затем отсоединяют и отводят в сторону карданный вал и снимают оттяжную пружину. Отсоединив тягу и гибкий вал привода спидометра, отвертывают болты крепления коробки передач. Затем отводят коробку передач назад, снимают возвратную пружину, коробку передач и муфту выключения сцепления.

Для снятия сцепления отвертывают болт рычага вилки и снимают рычаг. Затем отвертывают болт крепления фланца вилки выключения сцепления и снимают вилку. Отвернув болты креплбния крышек картера сцепления и крепления кожуха сцепления к маховику, вынимают из картера сцепление в сборе.

Устанавливают коробку передач и сцепление в обратной последовательности.

Разборка и сборка сцепления. Разборку, сборку и регулирование сцепления выполняют на стенде. Сцепление фиксируют тремя прихватами и подают сжатый воздух в полость пневмоцилиндра. Шток перемещается вниз, и прижим сжимает пружины сцепления. Тройник предназначен для распределения подводимого от сети сжатого воздуха к пневмоцилиндру и к пистолету для обдува деталей.

Расшплинтовав и отвернув болты крепления пластин, снимают пластины. Затем отвертывают регулировочные гайки вилки отжимного рычага, вывертывают болты крепления кожуха сцепления и, постепенно снижая давление воздуха в нневмоцилиндре стенда, снимают кожух. Расшплинтовав и вынув пальцы рычагов и вилок, снимают рычаги и вилки.

При сборке сцеплений, осуществляемой в последовательности, обратной разборке, регулируют положение рычагов относительно рабочей поверхности нажимного диска. Вращая специальным ключом регулировочные гайки вилок, устанавливают расстояние от сферических выступов на концах рычагов 6 до рабочей поверхности нажимного диска в заданных пределах. Это расстояние измеряют устройством стрелочного типа, входящим в комплект стенда, или штангенглубиномером.

Читать статью  Как проверить сцепление без разбора коробки передач

Восстановление картера сцепления. Основными дефектами картера сцепления являются трещины и обломы, износ опорных лап по высоте, а также износы отверстий: под шейку фланца вилки выключения сцепления, под втулку и во втулке вилки выключения сцепления, в опорных лапах, под стартер, установочных и центрирующего коробку передач относительно оси коленчатого вала.

Рис. 1. Стенд для разборки и сборки сцеплений:
1 — стол, 2 — прижим, 3 — шток, 4 — сцепление, 5 — прихват, 6 — пневмоцилиндр, 7 — кожух, 8 — основание, 9 — тройник

Картер сцепления при ремонте не разукомплектовывают с блоком цилиндров, так как в противном случае потребуется растачивать центрирующие поверхности этих деталей в сборе.

Если на картере имеются трещины, проходящие через центрирующее отверстие или более чем через одно отверстие крепления коробки передач, а также трещины, захватывающие более половины периметра сечения лап, деталь бракуют. Небольшие трещины и обломы на нагруженных поверхностях устраняют дуговой сваркой, а на поверхностях, не несущих нагрузок,— синтетическими материалами.

Если износ опорных лап по высоте превышает допустимый, плоскости торцов фрезеруют на двух лапах «как чисто», цекуют отверстия в лапах и зенкуют фаску. В отверстие устанавливают втулку и приваривают ее дуговой сваркой сплошным щвом. При боль шом износе опорных лап их после фрезерования торцов наплав ляют и фрезеруют под размер рабочего чертежа.

Изношенные отверстия в опорных лапах и установочные отверстия развертывают, запрессовывают ДРД (втулку) и развертывают ее под размер рабочего чертежа.

Отверстие под шейку фланца вилки выключения сцепления восстанавливают заваркой или постановкой ДРД с последующей обработкой под размер рабочего чертежа. Втулку вилки выключения сцепления с изношенным отверстием заменяют, а изношенное отверстие под втулку в картере сцепления развертывают под ремонтный размер и запрессовывают в него ремонтную втулку, которую после запрессовки развертывают под размер рабочего чертежа.

Износ отверстия под стартер устраняют постановкой ДРД или наплавкой с последующей расточкой отверстия под размер рабочего чертежа.

При износе центрирующего отверстия картера его растачивают, протачивают выточку на глубину 2,5 мм и запрессовывают в нее гильзу, которую растачивают под размер рабочего чертежа. Базовой поверхностью при расточке служат постели под коренные вкладыши блока цилиндров.

Восстановление ведомого диска сцепления. Ведомый диск может иметь обломы и трещины на деталях, износы фрикционных накладок, отверстия под ступицу и впадин шлицев ступицы по толщине, ослабление заклепок крепления ступицы, заклепок диска и гасителя крутильных колебаний.

При ремонте ведомые диски разбирают. Изношенные фрикционные накладки удаляют, высверливая заклепки. Приклеенные накладки срезают на станке или стенде либо удаляют, нагревая диски в печах до 300—350 °С.

Детали ведомого диска дефектуют и при наличии обломов, трещин и износов выше предельных выбраковывают. Восстанавливают только отверстие в диске под ступицу. Его наплавляют и растачивают под размер рабочего чертежа. Затем проверяют форму диска и покоробленные диски правят. После замены деталей ведомый диск собирают и приклепывают или приклеивают к нему фрикционные накладки.

Перед постановкой новых накладок рабочую поверхность дисков зачищают. Новую накладку прижимают к диску струбциной, сверлят со стороны диска отверстия под заклепки и снаружи раз-зенковывают их на глубину 3—4 мм. Накладки приклепывают медными или латунными (полыми) или алюминиевыми (сплошными) заклепками. Головки заклепок должны быть утоплены на 0,5 мм от поверхности накладок.

Технологический процесс приклеивания фрикционных накладок кночает в себя очистку склеиваемых поверхностей, обезжири-Вание их ацетоном или бензином, нанесение клея ВС-10Т в три сВ10Я и выдержку при комнатной температуре первых двух слоев в течение 15 мин, а третьего —5 мин. Склеиваемые детали сжимают в приспособлениях и нагревают в сушильном шкафу до 180 ± 5 °С со скоростью повышения температуры 2—3 °С/мин, выдерживают при температуре конца нагревания в течение 1,5 ч и медленно охлаждают до комнатной температуры, после чего зачищают наплывы клея и проверяют качество склеивания на сдвиг под прессом.

После сборки диски балансируют. Дисбаланс устраняют установкой на диск грузиков (не более трех), которые крепят, отгибая усики.

Источник https://studref.com/609868/tehnika/remont_stsepleniya

Источник https://automend.ru/news/rjemont-scjepljenija-avtomobilja-kogda-njeobkhodim-kak-provoditsja/

Источник https://stroy-technics.ru/article/tekhnicheskoe-obsluzhivanie-i-remont-stsepleniya

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Похожие статьи

3.1. Трансмиссия автомобилей МАЗ. Сцепление и его привод. Устройство — «ВАЖНО ВСЕМ» — автотранспортный портал

3.1. Сцепление и его привод. Устройство. Устанавливаемое на автомобили МАЗ сцепление ЯМЗ-238Н (рис.39) двухдисковое, сухое, фрикционного типа, с периферийным расположением цилиндрических пружин находится в литом чугунном картере. Нажимной 22 и средний ведущий 26 диски сцепления имеют на наружной поверхности четыре равномерно расположенных по окружности обработанных шипа, которые входят в пазы на маховике. Это дает возможность […]

Как работает сцепление, каковы его типичные неисправности, и как их избежать — – автомобильный журнал

Устройство и принцип работы сцепления автомобиля Сцеплением называется механизм трансмиссии, передающий крутящий момент от двигателя к коробке передач за счет силы трения. Также оно позволяет кратковременно отсоединить двигатель от трансмиссии и вновь их плавно соединить. Существует достаточно много разновидностей муфт сцепления. Они различаются по количеству ведомых дисков (однодисковое, двухдисковое или многодисковое), по типу рабочей среды […]