Как самостоятельно поменять сцепление – технология работ
Любой автомобиль с механической коробкой передач нуждается в регулярной замене сцепления. Замена сцепления своими руками не вызывает особых трудностей, если есть необходимое оборудование, и вы знаете порядок действий. Пробег диска составляет 70–150 тысяч километров и зависит от условий эксплуатации автомобиля. Другие детали сцепления меняют по мере необходимости. Прочитав статью, вы узнаете, как поменять сцепление, не обращаясь в автосервис.
Оборудование и инструменты, необходимые для работы
Оправка для центровки сцепления
Для работы вам потребуются:
- яма, эстакада, подъемник или домкрат;
- набор рожковых и торцовых ключей;
- монтировка;
- лебедка;
- первичный вал коробки передач (МКПП) или специальная оправка, соответствующая типу КПП;
- тормозная жидкость (для автомобилей с гидравлическим сцеплением);
- удлинитель с лампой-переноской;
- помощник.
Замена сцепления
Полная замена комплекта сцепления подразумевает следующий порядок операций:
Снятие и установка коробки
Технологии снятия и установки МКПП на автомобилях с задним и передним приводом отличаются. На заднеприводных машинах необходимо отсоединить муфту, соединяющую МКПП с карданным валом. На переднеприводных потребуется снять приводные валы, вставить на их место заглушки. После этого отсоединить тросики или кулисы устройства выбора передач, открутить гайки крепления, затем вытащить первичный вал коробки из подшипника в маховике двигателя.
Обязательно проверьте состояние сальника устройства выбора передач. Об износе сальника говорят масляные пятна в районе штока.
При установке необходимо проворачивать вал коробки, чтобы он попал в шлицы маховика. Снимая или устанавливая МКПП на автомобилях с полным приводом или большим объемом двигателя, используйте лебедку. После установки МКПП на автомобиль, необходимо отрегулировать длину штока, который выжимает вилку.
Замена диска и корзины
Замена диска сцепления проводится так. Открутите болты крепления корзины, затем снимите все детали с маховика. На маховике или поверхности ведомого диска не должно быть следов масла. Если следы есть, необходимо проверить состояние сальника коробки передач, в противном случае утечка масла будет продолжаться, из-за чего снизится ресурс диска. Капельки масла, попадая на поверхность накладки или ведомого диска повреждают их. Если состояние сальника неудовлетворительно, поменяйте его. Если поверхность ведомого диска покрыта глубокими царапинами или трещинами, поменяйте корзину.
Протрите тряпкой, затем обезжирьте бензином поверхность маховика и ведомого диска корзины. Вставьте диск в корзину, затем наденьте обе детали на первичный вал МКПП или оправку, после чего вставляйте в отверстие маховика. Когда оправка дойдет до упора, подведите по ней детали к маховику и прикрутите корзину штатными болтами. Несколько раз вытащите, затем вставьте обратно оправку, чтобы убедиться, что диск установлен ровно. Если все нормально, вставьте оправку и затяните болты с усилием 2,5–3,5 кгс-м. Более точно усилие указано в инструкции по ремонту вашей машины. На этом замена диска сцепления завершена. Замена корзины сцепления производится аналогично. Максимальный пробег корзины составляет 150–250 тысяч километров и зависит от многих факторов.
Помните, замена диска сцепления – ответственная операция, поэтому не выполняйте ее в спешке или состоянии алкогольного опьянения.
Вибрация после замены сцепления появляется из-за неправильной центровки диска или слабой затяжки корзины. Если такое произошло, необходимо снять и заново установить диск и корзину.
Замена цилиндров
- Замена главного цилиндра сцепления необходима, если установка новых уплотнительных колец не улучшила работу системы.
- Замена рабочего цилиндра сцепления необходима, если тормозная жидкость продолжает сочиться даже после установки новых манжет.
б — толкатель рабочего цилиндра
Чтобы снять рабочий цилиндр, снимите пружину, которая возвращает вилку после отпускания педали. Затем открутите 2 гайки, которые крепят рабочий цилиндр к корпусу коробки передач. Держа рабочий цилиндр на весу, открутите подходящий к нему резиновый шланг.
Чтобы избежать утечки тормозной жидкости, сразу же прикрутите к шлангу новый рабочий цилиндр. Чтобы снять главный цилиндр, выкачайте всю жидкость из бачка. Выкрутите штуцер с медной трубкой, который входит в цилиндр и закройте резиновой заглушкой, чтобы избежать вытекания тормозной жидкости. Подвиньте трубку в сторону, чтобы не мешала, затем открутите две гайки, крепящие главный цилиндр к кузову машины. Потяните на себя и расшплинтуйте шарнир, к которому подключена педаль. Вытащите штифт и отсоедините цилиндр от педали. Главный и рабочий цилиндр устанавливайте в обратном порядке. Не забудьте отрегулировать длину штока, который выжимает вилку сцепления.
Установив новые цилиндры, залейте новую тормозную жидкость в бачок и обязательно прокачайте сцепление. Для этого наденьте на клапан резиновую трубку и опустите ее в прозрачную емкость, налейте в нее тормозную жидкость, затем попросите его 4 раза плавно нажать/отпустить педаль. После этого попросите нажать педаль еще раз и не отпускать без вашей команды. Когда помощник нажмет педаль в пятый раз, открутите клапан, чтобы спустить жидкость. Затем закрутите клапан, после чего попросите помощника отпустить педаль. Прокачивать сцепление необходимо до тех пор, пока не убедитесь, что жидкость выходит без воздуха. Вовремя доливайте тормозную жидкость в бачок, чтобы цилиндр не подсосал воздуха. Если уровень тормозной жидкости упадет слишком сильно, потребуется повторная прокачка.
Замена тросика
Тросик пришел на замену гидравлическому сцеплению. Более высокая надежность, нетребовательность в обслуживании и небольшая цена сделали трос очень востребованным. Трос необходимо менять, если пробег превысил 150 тысяч километров или прошло больше 10 лет с предыдущей замены. Замена троса сцепления не вызывает затруднений даже у неопытного водителя. Освободите вилку от возвратной пружины, затем снимите тросик. После этого расшплинтуйте соединение и снимите трос с педали. Вытащите штифт, затем извлеките старый тросик через салон. Таким же образом установите новый трос. На этом замена троса сцепления завершена. Тросик необходимо менять, если на нем обнаружены даже небольшие повреждения. Если этого не сделать, трос порвется во время движения, что сделает невозможным переключение передач.
Замена выжимного подшипника
Пробег выжимного подшипника не должен превышать 150 тысяч километров. Кроме того, замена выжимного подшипника потребуется, если передачи начали включаться нечетко или появился шум при нажатии на педаль сцепления. Подробно процедура замены выжимного подшипника описана в статье замена выжимного подшипника.
Вывод
Если есть подходящее оборудование, инструменты и вы умеете аккуратно работать, то самостоятельная замена сцепления не вызывает затруднений. Теперь вы знаете, что такое замена сцепления, каков порядок действий и сможете провести эту операцию на своем автомобиле самостоятельно.
Как заменить диск сцепления
Такой вид ремонта, как замена диска сцепления, проводится не очень часто. При этом выполнить замену можно как в автосервисе, так и своими силами. В любом случае, стоит знать, что меняется и как. Это поможет повести замену самостоятельно или проконтролировать качество выполнения работ, если замена выполняется на СТО.
Как устроено и работает сцепление автомобиля
Для многих водителей «сцепление» ассоциируется исключительно с педалью под левой ногой. Между тем, это сложный механизм, от исправности которого зависит не только комфорт во время езды, но и безопасность водителя.
Как известно, колеса автомобиля вращаются благодаря работе двигателя, а точнее, вращению коленчатого вала. При этом ДВС не связан с ведущими колесами напрямую. Силовой агрегат вращает маховик (деталь выглядит, как большая шестеренка).
Маховик, в свою очередь, передает вращение на валы коробки передач. Далее через отдельные элементы трансмиссии кутящий момент передается на колеса. Сцепление связывает между собой маховик (считай, двигатель) и первичный вал коробки передач.
Что касается педали сцепления, водитель путем нажатия на нее может выключать сцепление (условно, разъединять ДВС и КПП). В двух словах, механизм сцепления состоит из трех дисков:
- ведущий (он же маховик двигателя);
- нажимной;
- ведомый.
Все это помещено в кожух и называется корзиной сцепления. Маховик (ведущий диск) передает вращение на ведомый диск исключительно за счет силы трения. Ведомый диск имеет износостойкие накладки и прижат к нему нажимным диском постоянно под воздействием мощных пружин. Когда педаль нажата, привод сцепления отодвигает нажимной диск, а ведомый, в свою очередь, отходит от маховика.
Когда речь идет о замене диска сцепления, зачастую имеется в виду именно ведомый, так как со временем его накладки изнашиваются. По сути, такой диск просто расходный материал с ограниченным сроком службы.
Когда нужно менять диск сцепления и как это сделать
О неисправностях ведомого диска свидетельствует, так называемая пробуксовка сцепления. То есть, крутящий момент от маховика к диску не передается, сцепление «проскальзывает» или буксует. Признаки этого явления следующие:
- характерный запах гари при увеличении оборотов двигателя;
- автомобиль медленно разгоняется, плохо тянет, когда дорога идет на подъем или под нагрузками;
- появляются повышенные вибрации, возможны удары в области сцепления;
- увеличивается свободный ход педали сцепления (сцепление «схватывает» уже на самом верху).
Все это свидетельствует о том, что диск плохо прижимается к маховику. И если говорить о диске, то возможны такие варианты: механическая поломка (неисправны прижимные пружины, демпферные пружины, шлицы ступицы) или износились фрикционные накладки. В первом случае, скорее всего, придется поменять диск сцепления, а во втором можно обойтись заменой фрикционных накладок.
Если говорить о фрикционных накладках, обычные фрикционные накладки изготавливаются из органических материалов. При нормальной эксплуатации автомобиля в обычных условиях (например, езда по городу и по трассе) их замена потребуется, примерно, после 80 тысяч километров пробега.
Рекомендуем также прочитать статью о том, как устроено и работает сцепление в коробке автомат. Из этой статьи вы узнаете об особенностях сцепления АКПП, а также о преимуществах и недостатках данного решения.
Однако привычка резко стартовать, повышенная нагрузка на автомобиль (например, агрессивная езда, пробуксовки в грязи, снегу, песке, буксировки прицепов и т.д.) приводят к значительному сокращению срока службы накладок.
Если же машина постоянно эксплуатируется в условиях, близких к экстремальным, стоит проверять состояние накладок уже через 20-40 тысяч километров пробега. А еще лучше будет сразу установить при замене накладки из более износоустойчивых материалов. Например, из кевларового волокна, углеродных композитных материалов или металлокерамики.
Как самому заменить диск сцепления
Замена сцепления на переднеприводных автомобилях сложнее, чем на заднеприводных, но тоже возможна в условиях гаража. Правда, перед этим стоит ознакомиться с особенностями устройства сцепления на конкретной марке и модели авто. Для проведения этого вида ремонта потребуется:
- смотровая яма или эстакада (также можно обойтись домкратом или лебедкой, чтобы поднять переднюю часть автомобиля;
- набор гаечных ключей, запасной диск сцепления;
- осветительный прибор (фонарик или лампа);
- тормозная жидкость (для тех автомобилей, где привод сцепления гидравлический).
Чтобы добраться до диска сцепления, потребуется снять коробку передач. Для этого, возможно, придется провести несколько подготовительных операций: снять стартер, карданный вал, резонатор, выпускной коллектор и т.д. (в зависимости от особенностей конструкции ТС).
Демонтировав коробку передач, механик получает доступ к корзине сцепления. Диск можно будет снять после того, как будет снята крышка корзины. Рекомендуется попутно проверить выжимной подшипник и заменить его в случае необходимости. Сборка производится в обратном порядке.
Рекомендуем также прочитать статью о том, что такое кулиса КПП. Из этой статьи вы узнаете о назначении, устройстве, а также частых неисправностях кулисы коробки передач и способах регулировки кулисы КПП.
Важно: если диск будет установлен с нарушением центрирования или плохо затянуты болты корзины, то при работе автомобиля возникнет вибрация. Чтобы ее устранить, потребуется произвести повторную разборку. После сборки нужно проверить уровень тормозной жидкости в системе и долить нужно количество при такой необходимости.
Как видно, чтобы заменить сцепление самостоятельно на МКПП, потребуется иметь необходимые инструменты и условия для работы. Что касается замены сцепления на роботизированных коробках передач, в этом случае процедура несколько усложняется.
Например, замена сцепления на DSG предполагает наличие специального дорогостоящего набора инструментов для демонтажа и монтажа, а также последующую адаптацию. Однако и в этом случае поменять сцепление на коробке робот своими рукам также вполне возможно.
Передачи включаются туго или не включаются скорости на механической коробке передач: основные причины неисправности и возможные неполадки.
Снятие коробки передач: демонтаж механической КПП и автоматической трансмиссии АКПП. Порядок действий при снятии КПП, что нужно учитывать, рекомендации.
Что такое кулиса коробки переключения передач: устройство кулисы КПП, признаки неисправностей. Регулировка кулисы переключения передач. Рекомендации.
Как выполняется регулировка привода переключения передач МКПП. В каких случаях нужна регулировка кулисы, основные признаки. Полезные советы и рекомендации.
Снятие ручки КПП, замена рычага коробки передач: в каких случаях необходима замена рычага, как снимается указанный элемент. Полезные советы и рекомендации.
Что такое тормозная лента АКПП: назначение элемента и его особенности. Признаки необходимости регулировки тормозной ленты и как ее отрегулировать.
Как поменять сцепление?
Сцепление — это механизм, с помощью которого вы можете легко переключать передачи во время движения. Он расположен между двигателем и коробкой передач.
Основными элементами, которые присутствуют в одном наборе сцепления, являются:
- фрикционный диск;
- нажимной диск;
- маховик;
- выжимной подшипник;
- пружина сжатия.
В данном обзоре особое внимание обратим на то, как понять, что сцепление нуждается в замене, и как выполнить эту процедуру.
Почему узел повреждается?
Муфта, как и все остальное механическое оборудование, подвергается большим нагрузкам, что означает, что со временем ее элементы изнашиваются и начинают плохо работать или полностью выходят из строя.
Производители установили период времени, в течение которого сцепление должно быть заменено новым. Обычно рекомендуется проводить такую замену через 60–160 тысяч км, но это не означает, что оно не может сломаться раньше срока. То, как долго будет длиться сцепление и его компоненты, зависит от стиля езды и технического обслуживания.
Как сохранить механизм и его элементы от повреждений?
Есть несколько интересных «фишек», которые применяют некоторые водители, чтобы сохранить сцепление. Вот что можно сделать, чтобы продлить жизнь трансмиссии.
Не держите педаль сцепления частично нажатой
У некоторых водителей есть привычка держать педаль частично нажатой во время езды. Нельзя такого делать. Когда вы удерживаете педаль, вы фактически держите сцепление наполовину нажатым, создавая тем самым ненужное напряжение, и его элементы изнашиваются намного быстрее.
Не стойте на светофоре с выжатым сцеплением
Это еще одна распространенная ошибка, которую обычно делают молодые водители, и это может привести к более быстрому износу сцепления. Вместо этого лучше выключить передачу.
Переключать передачи без неоправданной задержки
Вам не нужно держать педаль сцепления дольше, чем нужно для переключения передач, потому что чем дольше вы держите ее, тем больше вы загружаете ее компоненты.
Не переключайте передачи больше, чем необходимо
Если вы хорошо видите дорогу впереди, постарайтесь предвидеть препятствия, из-за которых придется переключить передачу, и сохраняйте постоянную скорость. Меняйте передачи только тогда, когда это действительно необходимо, а не каждые несколько минут.
Как узнать, нужно ли заменить сцепление?
Хитрости, которыми пользуются некоторые автомобилисты, помогут вам сохранить сцепление, но нет способа полностью защитить его от повреждений. Самое правильное и разумное решение — если у вас есть сомнения, что у механизма есть проблемы, посетите сервисный центр и попросите провести диагностику. Чтобы сохранить средства, проверить узел можно самостоятельно.
Основные признаки, указывающие на то, что сцепление нуждается в замене
Если вы заметили, что обороты коленвала повышаются, но скорость не увеличивается должным образом, скорее всего, проблема заключается в проскальзывании дисков сцепления.
Если сцепление «схватывает» поздно (почти в конце хода педали), это также означает, что у вас есть проблема с дисками сцепления.
Если вы при нажатии на педаль слышен горелый запах, это, скорее всего, связано с проскальзыванием дисков. Когда они изнашиваются, они становятся чрезмерно горячими во время работы, и их фрикционные покрытия начинают источать запах, характерный при перегреве металла.
Если вы чувствуете, что расход топлива увеличился и в то же время мощность двигателя уменьшилась — вероятность возникновения проблемы со сцеплением составляет более 50%.
Посторонний шум и дребезжание, когда отпускается педаль сцепления, вероятной проблемой является выжимной подшипник.
Если педаль слишком мягкая, слишком жесткая или тонет как масло — у вас проблема сцепления на 100%.
Как поменять сцепление?
Если был обнаружен какой-либо из этих признаков, вам необходимо заменить сцепление. Иногда автовладельцы задаются вопросом: можно ли частично менять сцепление. Это допускается, но не всегда будет практично. Дело в том, что после того, как вы замените только изношенную деталь, она будет работать вместе со старыми элементами, что значительно сократит срок ее службы.
Учитывая этот фактор, специалисты: если есть проблема со сцеплением, замена его комплекта продлит срок службы трансмиссии, а также сократит количество визитов на СТО.
Тонкости в замене узла
Прежде чем рассмотреть, как менять сцепление, стоит уточнить, что процесс довольно сложный, и если автовладелец плохо знаком с устройством автомобиля, лучше вообще это не делать самостоятельно. Замена сцепления требует очень хороших технических знаний, занимает много времени, и если вы допустите ошибку на этапах демонтажа старого и установки нового сцепления, эта ошибка может дорого стоить.
Чтобы заменить сцепление на новое, вам понадобится домкрат или другое подъемное устройство, набор отверток и гаечных ключей, смазка, новое сцепление, новый маховик, новый трос или новый насос (если в вашем автомобиле используется гидравлическая муфта).
Поднимите машину
Приготовьтесь снять коробку передач. Чтобы добраться до сцепления, вы должны сначала снять коробку передач. Для этого необходимо сначала отсоединить заземляющий кабель (если в автомобиле он фиксируется на коробке), а затем подготовить коробку передач к снятию.
Откручиваем опору двигателя
Снимите болт, удерживающий опору, чтобы добраться до вала трансмиссии и отсоедините его от двигателя.
Отсоединяем коробку
Снимите маховик и внимательно осмотрите его. Если нет признаков износа, очистите его хорошо, но если вы заметите изъян, лучше заменить его на новый. Перед этим обязательно удалите грязь и мусор, которые прилипли к фланцу коленчатого вала.
Устанавливается новое сцепление и надежно фиксируется.
Ставим обратно коробку передач
Для этого вам понадобится помощник, так как повторная сборка это довольно медленный и сложный процесс, и вам понадобится как минимум еще две руки.
Отрегулируйте сцепление и проверьте его работу. Вы можете сделать это, нажав педаль и переключая передачи. Если все хорошо, опустите машину на землю и испытайте ее на дороге.
Как заменить трос сцепления?
Теперь уделим особое внимание замене троса, потому что благодаря ему усилия передаются от нажатия педали на механизм управления сцеплением, и вы можете без проблем переключать передачи. К сожалению, хотя трос и достаточно прочный (его жилы изготовлены из стальной проволоки), он подвергается очень высоким нагрузкам, постепенно изнашивается и может даже сломаться.
Если трос порвется, то начать движение (чтобы хотя бы доехать до магазина) окажется практически невозможным. Проблема заключается в том, что даже если вы нажмете педаль, сцепление не будет работать, а при включении передачи колеса сразу начинают вращаться. В лучшем случае двигатель просто заглохнет, а в худшем — попытки начать движение закончатся поломкой коробки передач.
Симптомы, указывающие на наличие проблем с тросом сцепления — трудности при нажатии на педаль, если вы слышите необычные шумы при нажатии на педаль, и многое другое.
Чтобы заменить трос, вы должны сначала снять его крепление с педали, а затем с коробки передач. В зависимости от модели автомобиля, вам может потребоваться разобрать часть приборной панели, чтобы достать трос и снять его. Установка новой детали производится в обратном порядке и обязательно требует регулировки.
Важно! На некоторых моделях автомобилей трос имеет саморегулирующийся механизм, позволяющий регулировать его натяжение. Если ваша модель автомобиля оснащена данной системой, рекомендуется заменить механизм вместе с тросом.
В заключение…
Сцепление является чрезвычайно важным механизмом для плавного переключения передач, и его хорошее состояние определяет, насколько эффективно будет работать ваш автомобиль. При первых признаках того, что сцепление не работает должным образом, примите меры и замените изношенные детали или весь комплект сцепления.
Если вы не совсем уверены, что можете выполнить замену самостоятельно, лучшим решением будет воспользоваться услугами механикам вашего сервиса.
Замена сцепления, в отличие от некоторых других видов более легкого ремонта автомобиля довольно сложна, требует очень хороших знаний и опыта. Доверяя специалистам, вы избавите себя от ошибок, из-за которых элемент будет установлен неправильно.
Сервисный центр имеет необходимое оборудование, очень хорошо знает процесс замены сцепления и выполнит работу с необходимыми регулировками.
Вопросы и ответы:
Сколько по времени менять сцепление? Это трудоемкая процедура. Потраченное время зависит от сложности конструкции трансмиссии авто и от опыта мастера. Опытному мастеру для этого нужно 3-5 часов.
Как часто нужно менять сцепление? Это зависит от стиля вождения и дорожных условий (как часто нужно нагружать сцепление). Сцепление нужно заменить, если машина резко стартует даже при плавном отпускании педали.
Источник https://autolirika.ru/remont/kak-samostoyatelno-pomenyat-sceplenie.html
Источник http://krutimotor.ru/zamena-diska-stsepleniya/
Источник https://avtotachki.com/kak-pomenyat-sczeplenie/