Как Прокачать Тормоза (3 Главные Ошибки Прокачки Тормозов)

Содержание

Как прокачать тормоза

Знание как прокачать тормоза пригодится любому водителю, поскольку процедура не шибко сложная, а выполнять ее приходится после многих манипуляций, связанных с тормозной системой. Так зачем же лишний раз тратить нелишние деньги, отдавая авто в сервис, когда прокачать тормоза можно одному?

Придерживаясь указаний и не допуская описанных ниже ошибок, вполне можно выгнать воздух из тормозов самостоятельно, с АБС они или без нее. Прокачка тормозов с АБС отнюдь не сложнее, но все же — это отдельная тема, достойная собственной статьи.

Стоит лишь отметить, что если имеется антиблокировочная система с модулями ESP и SBC, то путь лежит на сервис, где есть нужное оборудование.

Порядок прокачки тормозов

Тормоза можно прокачивать самому, а можно с помощником, задача которого нажимать педаль тормоза по команде. Порядок прокачки тормозов нужно смотреть в мануале по конкретному автомобилю.

Порядок прокачки тормозов (схема)

Если схема не указана, то тогда прокачка делается в виде буквы Z. Это значит, что нужно прокачивать в таком порядке: правое заднее — левое заднее – правое переднее – левое переднее колесо.

Чтобы прокачать тормоза, понадобится емкость для тормозной жидкости и прозрачный резиновый шланг.

Как прокачать тормоза

Для начала нужно получить удобный доступ к штуцерам прокачки тормозной системы. Для этого можно поставить авто на подъемник или площадку, и снять все колеса. Не забудьте очистить от грязи штуцеры возле каждого колеса и налить в приготовленную емкость немного «тормозухи».

Инструкция:

  1. Залейте новую тормозную жидкость в бачок главного тормозного цилиндра.
  2. Подсоедините шланг к штуцеру, а второй конец опустите в тару с тормозной жидкостью.
  3. Скомандуйте помощнику несколько раз нажать на педаль и удержать ее выжатой, чтобы пошла жидкость.
  4. Отверните штуцер, и жидкость побежит в подготовленную вами емкость. Внимательно следите за уровнем жидкости в бачке, доливайте по необходимости.
  5. Повторяйте предыдущие 2 пункты, пока не пойдет чистая «тормозуха» без пузырьков воздуха, и заверните штуцер.
  6. Ту же процедуру повторить на остальных колесах.

Штуцер прокачки тормозов автомобиля

Штуцер прокачки на тормозном суппорте. На него надевается шланг

Когда нужно прокачивать тормоза

Тормоза прокачивают когда нужно удалить воздух из тормозной системы. Зачастую это происходит при замене тормозной жидкости, что делается примерно каждые 50-60 тыс. км. пробега или раз в 2 года.

Прокачивать тормоза также надо после ремонта тормозной системы: замены главного тормозного цилиндра или вакуумного усилителя тормозов. Необходимость в прокачке возникает и тогда, когда случается разгерметизация из-за повреждений шлангов, или когда жидкость в расширительном бачке падает ниже минимальной отметки.

О том, что требуется прокачать тормоза подскажет педаль – она станет мягкой, начнет западать. Да и сами тормоза станут более вялыми. Впрочем, это также может свидетельствовать о более серьезной проблеме, связанной с тормозным диском или колодками. Так что, если прокачка не помогла, возможно, стоит все же обратиться к специалисту – с тормозами не шутят!

Зачем прокачивать тормоза после замены колодок

Как правило, процесс замены колодок не является причиной появления воздуха в системе. Но, в некоторых случаях воздух может попасть при работе с тормозными цилиндрами и шлангами. В результате придется прокачать тормоза на автомобиле, тем самым выгнать воздух из системы.

Также дополнительная прокачка тормозов поможет штокам тормозного цилиндра занять оптимальное положение. Поэтому важно понять, что значит прокачать тормоза. Это означает заполнить систему тормозной жидкостью и вернуть штоки цилиндра в рабочее положение после того, как они были разведены при демонтаже колодок.

Как прокачать тормоза без помощника

Как делается прокачка тормозов с напарником уже было описано выше. А что делать, если такого поблизости нет, а прокачать тормоза надо? Можно выйти из положения несколькими способами:

Прокачка тормозной системы: пошаговая инструкция

Узнайте, как прокачать тормозную систему на автомобиле своими рукам правильно. Пошаговая инструкция «для молодых» автолюбителей. Полезные советы и ответы на вопросы: как обнаружить воздух и как часто менять тормозную жидкость в машине.

Прокачка тормозной системы: пошаговая инструкция

Узнайте, как прокачать тормозную систему на автомобиле своими рукам правильно. Пошаговая инструкция «для молодых» автолюбителей. Полезные советы и ответы на вопросы: как обнаружить воздух и как часто менять тормозную жидкость в машине.

Для начала немного теории. Прокачивать тормозную систему на автомобиле нужно для избавления от воздуха, что со временем образуется в ней. Также могут быть и другие причины появления воздуха в тормозной системе, например:

    при ремонте самой тормозной системы (к примеру: замена вакуумного усилителя тормозов или главного тормозного цилиндра, любой тюнинг и прочее вмешательство в работу тормозов);

Как обнаружить образовавшийся воздух в тормозной системе? Это всё можно заметить при торможении (тормозной ход увеличится, не плавная остановка) и при нажатии на саму педаль будет обнаружен увеличенный её ход и мягкость нажатия. На самом деле это очень важный узел в машине – ведь от его налаженной работы зависит жизнь, как самих пассажиров, так и тех, кто находится вне транспорта. Так что налаженная работа тормозов должна быть на первом месте.

Читать статью  Прокачка тормозной системы: пошаговая инструкция

Как часто нужно менять тормозную жидкость? Процедура по замене этой жидкости должна проводиться раз в два-три года, в зависимости от того, как часто вы эксплуатируете ваш автомобиль. Если ездите очень часто, то по «накатки» 50-60 тысяч километров – следует также делать её замену.

Процедуру по прокачке тормозной системе следует научиться делать самому – своими руками, это на самом деле не сложно. Зачем лишний раз обращаться в автосервис и платить деньги, когда всё сделать можно самому.

Советы перед прокачкой тормозов:

    Всю процедуру нужно проводить с помощником, его задача будет состоять в нажатиях на педаль тормоза.

Последовательность прокачки тормозных механизмов проводится в строго заданном порядке:

Вся процедура проводилась на автомобиле ВАЗ 2110. Можно её применять на любой другой марки машины. Но для начала стоит ознакомиться с технической документацией автомобиля и узнать возможные некоторые тонкости прокачки тормозов, если они есть.

Поэтапная процедура прокачки тормозной системы:

1. Проверить уровень тормозной жидкости в бачке и при необходимости долить её до отметки «MAX».

Прокачка тормозной системы шаг 2

2. При вывешенных задних колёсах нужно предварительно разблокировать регулятор давления задних тормозных механизмов. Для этого достаточно вставить между пластиной и поршнем обычную отвёртку. По окончанию работ отвёртку вынимайте.

3. На каждом колесе (тормозном механизме) нужно очистить от грязи клапан выпуска воздуха.

Прокачка тормозной системы шаг 5

4. С клапана выпуска воздуха необходимо снять защитный колпачок и надеть на него шланг, другой конец шланга опустить в резервуар с немного наполненной тормозной жидкостью (можно в бутылку любую, желательно прозрачную). Шланг должен быть погружен в жидкость!

5. Теперь помощник должен нажимать на педаль тормоза примерно от 3х до 5 раз с интервалом 1-2 секунды. В последнем нажатии нужно зафиксировать педаль тормоза в надавленном положении и так держать.

Прокачка тормозной системы шаг 6

6. Теперь нужно немного (на 1/2–3/4) отвернуть клапан воздуха. В выходящей из шланга тормозной жидкости будут замечены пузырьки воздуха. Как вытекать жидкость прекратится, обратно закрутите клапан выпуска воздуха. Теперь педаль тормоза можно отпустить.

7. Эту процедуру следует повторять примерно от четырёх до шести раз, пока в вытекающей жидкости не исчезнет воздух. Но после каждой процедуры нужно проверять количество тормозной жидкости в главном бачке, при необходимости доливайте её, она не должна опускаться ниже пометки «MIN».

8. Как воздух закончится, снимите шланг, протрите штуцер клапана и наденьте на него защитный колпак. В такой последовательности действий следует прокачать остальные три колеса (тормозных механизмов).ВАЗ

Как прокачать тормозную систему правильно различными способами

Улучшить качество торможения, предотвратить создание аварийной ситуации на дороге поможет прокачка тормозов. Как это сделать, когда необходима эта операция, и зачем она нужна вообще, расскажет наша статья. В ней мы также расскажем о том, как можно прокачать тормозную систему своими силами, не прибегая к дорогостоящим услугам автомобильных сервисов. Также ответим на часто встречающиеся вопросы по данной теме.

kak prokachat tormoza

Содержание:

Порядок прокачки тормозов

Такую процедуру необходимо выполнять во время эксплуатации машины. О том, когда её делать и как узнать, что система торможения нуждается в прокачке, мы расскажем далее в статье.

Подобное обслуживание можно выполнять в техническом центре по обслуживанию автомобилей. Там эту операцию работники сервиса сделают при помощи специальных приспособлений оперативно и качественно.

Однако любители самостоятельного обслуживания «железного коня» вполне могут выполнить такую процедуру своими силами.

Наличие помощника, который будет осуществлять несложные действия: нажимать и отпускать педаль тормоза, желательно. Это позволит упростить процесс.

Перед тем, как приступить к обслуживанию по прокачиванию тормозной системы, следует узнать порядок выполнения операции.

Она может быть различна в зависимости от марки авто. Схема прокачки, обычно, указывается в руководстве по эксплуатации автомобиля. Если такая информация отсутствует в сервисной книжке, процедура проводится универсальным методом.

По схеме: правое заднее колесо → левое заднее → правое переднее → левое переднее.

Принцип прокачки тормозной системы

Порядок прокачки тормозной системы.

Начинать обслуживание следует с колеса, наиболее удалённого от главного тормозного цилиндра.

Укажем порядок выполнения прокачки колёс универсальным способом:

  • Начинают с правого заднего колеса.
  • Затем прокачивается левое заднее.
  • Правое переднее.
  • Левое переднее.

Порядок выполнения работ по удалению воздушных пробок из тормозной системы машин, в которых рулевое колесо находится справа, следующий:

  • Переднее правое.
  • Переднее левое.
  • Заднее левое.
  • Заднее правое колесо.

Чтобы оперативно выполнить эту операцию, нужно подготовить инструменты.

Инструменты необходимые для прокачки тормозов

Нужно приготовить:

  1. Баллонный ключ, для демонтажа колёс.
  2. Ключ рожковый для работы со штуцерами.
  3. Два пустых и чистых резервуара для свежей тормозной жидкости и продукта отработки.
  4. Сухие, чистые ветоши.
  5. Шланг для прокачивания системы.

В качестве шланга можно использовать медицинский прозрачный шланг. Объём ёмкостей – около 0,5 л, например, подойдут бутылки из пластика, у которых следует отрезать горловину.

Как прокачать тормоза

Подготовив инструментарий, можно приступать к работе. В одну из пластиковых ёмкостей необходимо налить небольшое количество свежей тормозной жидкости.

Автомобиль нужно поставить над смотровой ямой. Другой вариант – снять колесо, с которого начнётся обслуживание.

Перед процессом следует выполнить очистку от загрязнений штуцера каждого из колёс.

Рассмотрим алгоритм выполнения прокачки:

  1. Снять крышку расширительного бачка.
  2. Открутить штуцер, предназначенный для прокачки системы торможения.
  3. Один конец приготовленного шланга надеть на штуцер первого колеса, другой – опустить в бачок со свежей тормозной жидкостью. В результате: шланг заполнится «тормозухой», что позволит избежать появления воздуха в цилиндре.
  4. Попросить помощника нажимать на педаль тормоза до тех пор, пока она не упрётся в пол машины. Во время этого процесса тормозная жидкость будет через шланг в подготовленную ёмкость. Необходимо во избежание появления воздушных пробелов периодически выполнять доливку технической жидкости.
  5. Если пузырьки воздуха перестанут выходить, вытекать будет только чистая «тормозуха», можно завершить операцию. Следует закрутить штуцер на обратном ходе педали, это исключит попадание воздуха в систему.
  6. Ту же манипуляцию произвести на остальных колесах.

По окончании работы нужно дополнительно нажать на педаль тормоза три – пять раз, полностью убрать возможные воздушные остатки. В нормальном рабочем состоянии ход педали равен трети от всего хода.

Прокачка тормозов

Также следует выполнить дозаправку технической жидкости в бачке до максимально указанного уровня, указанного на внешней стороне резервуара.

Читать статью  Барабанные и дисковые тормоза для грузовых автомобилей: конструкция и принцип работы |

Завершив работу с прокачкой на одном колесе, можно переходить согласно схеме на другое. Все процедуры выполняются идентично.

Прокачка системы торможения на автомобилях с ABS

Этот вид обслуживания также не отличается особой сложностью. Антиблокировочная система машины может иметь различное техническое исполнение.

Предоставляем алгоритм работ по прокачке тормозной системы с ABS в стандартном виде.

Операцию начинают на передних колёсах, заканчивают на задних (правое затем левое):

  1. Первое обязательное действие – сброс давления в системах с АБС. Оно здесь может быть высоким, достигать 180 Атм. Это сделать нужно так: повернуть ключ в замке зажигания в положение «Выкл.», нажать, примерно раз двадцать на педаль тормоза.
  2. Следующий шаг – отсоединить разъёмы от расширительного бачка.
  3. Изъять из блока предохранителей вставку, защищающую в электросхему с ABS.
  4. Демонтировать первое колесо, открыть штуцер, выполнить прокачку при нажатой педали.
  5. Включить зажигание, запустить в работу насос (появляется индикатор ABS).
  6. Выпустить воздух из системы.
  7. После того как последние пузырьки вышли, закрыть штуцер, освободить тормозную педаль.

В результате индикационный сигнал на панели приборов АБС исчезнет. Если это произошло, значит операция прошла успешно.

Когда нужно прокачивать тормоза

Рекомендуется прокачивать систему торможения по мере замены «тормозухи».

Это должно производиться один раз в два года или через 60 000 км пройденного пути.

Однако на практике такую процедуру приходится иногда выполнять раньше названного срока.

Перечислим случаи, когда эта операция делается раньше срока:

  1. После замены ГТЦ, главного тормозного цилиндра.
  2. При разгерметизации системы торможения, возникающей по причине неисправности шлангов, ослабления соединительных хомутов, падения уровня жидкости в бачке ниже минимальной отметки.
  3. Педаль торможения при нажатии вначале твёрдая, а потом начинает проваливаться.
  4. Колёса машины неравномерно затормаживаются, машину при торможении уводит в сторону.
  5. После замены вакуумного усилителя системы.
  6. Работа педали становится мягкой, торможение малоэффективным.

Также рекомендуется делать прокачку после замены тормозных дисков, колодок. Однако в этом случае не всегда удаётся устранить неисправность по причине выхода из строя этих деталей тормозной системы.

Зачем прокачивать тормоза

При обнаружении перечисленных признаков следует незамедлительно заняться прокачиванием тормозной системы.

Движение на автомобиле с неисправными тормозами чревато созданием аварийной ситуации на автомагистрали, угрозой жизни участникам дорожного движения.

Рассмотрим случай, когда прокачка делается после замены дисков или колодок.

Отметим, что сама процедура установки новых деталей системы торможения не затрагивает механизм, воздух в систему проникнуть не может.

Однако есть вероятность ослабления соединения со шлангом, также может случайно во время механического контакта получить повреждение сам трубопровод с тормозной жидкостью и т. д.

Во время работы случается всякое, и излишняя осторожность в этом деле не помешает – прокачка гарантирует сохранения нормального рабочего режима механизма.

Также эта процедура даст возможность штокам конструкции цилиндра торможения принять исходное положение.

При заполнении технической жидкостью системы они вернутся в рабочее состояние из разведённого, в котором они оказались при снятии колодок.

Как прокачать тормоза самостоятельно

Можно ли прокачать тормоза одному без привлечения помощника? Народные умельцы отвечают на этот вопрос положительно, да, вполне возможно.

Они приспособились к выполнению подобной операции и знают несколько способов удаления воздушных пробок из системы торможения автомобиля.

Назовём наиболее популярные варианты:

  1. С помощью шприца.
  2. Газового упора.
  3. Спринцовки в сочетании с прозрачной трубки подходящего размера.

Также можно выполнить эту процедуру, имея в своём арсенале автомобильный сканер Ваг Ком, оснащённый специальной программой.

Рассмотрим подробнее эти варианты.

Как прокачать тормоза через программу Ваг Ком

Меню программы Ваг Ком

При помощи программы VAG-COM владелец автомобиля может:

  1. Удалить воздушные пробки из трубопроводов системы торможения.
  2. Вернуть заводскую настройку положения педали системы торможения.

Для работы следует подготовить четыре пустые ёмкости для слива «тормозухи» и такое же количество трубок.

Расскажем об этапах подобной операции:

  1. Автосканер необходимо подключить через диагностический разъём OBD-II к CAN-шине машины.
  2. Демонтировать все колёса.
  3. На штуцера системы торможения одеть шланги, другие концы опустить в приготовленные ёмкости.
  4. Снять крышку расширительного бачка, долить техжидкости до максимального уровня. Во время процедуры нужно контролировать уровень, он не должен опускаться ниже отметки «минимум». По необходимости следует подливать тормозную жидкость в бачок.
  5. Включив автосканер, нужно выбрать позицию «Блок тормозной системы» (03) – «Базовые параметры» (04) – группа 001. При отсутствии кода необходимо написать его показатель.
  6. Раскрыть передние штуцера, на компьютерном устройстве выбрать позицию «Вкл./Выкл./Далее». При этом начинает гудеть насос.
  7. Сканер потребует нажатия педаль тормоза десять раз. Следует выполнить эту команду, после которой насос перестаёт гудеть.
  8. На экране появляется надпись «закрыть штуцера» – выполнить эту команду.
  9. Выбрать позицию «Вкл./Выкл./Далее».
  10. Раскрыть штуцера задних колёс, надеть на них трубки, свободные концы опустить в ёмкости.
  11. Выбрать «Вкл./Выкл./Далее» – гудит насос.
  12. Нажать на педаль тормоза 10 раз, насос перестаёт гудеть.
  13. Закрыть задние штуцера, выбрать «Вкл./Выкл./Далее».
  14. На мониторе должно появиться сообщение «Частичная прокачка завершена».

Важный нюанс – во время работы не следует забывать о добавке жидкости в бачок. По завершении процедуры нужно несколько раз нажать на педаль тормоза.

Как прокачать тормоза с помощью приспособления для прокачки

Для прокачки с помощи шприца следует иметь при себе сам шприц, крышку от бачка расширения и резервуар для «тормозухи».

Читать статью  Описание Порядка Прокачки Тормозной Системы Автомобиля: Фото И Видео

Прокачка тормозов при помощи приспособления

Процедура проходит так:

  1. Шприц вставляется в центр крышки, фиксируется в ней герметиком.
  2. Затем в него набирается тормозная жидкость, самодельная конструкция закручивается на бачок.
  3. Колесо, на котором проводится процедура, снимается.
  4. Ослабляется штуцер, под него ставится резервуар, в который потечёт «тормозуха».
  5. Шприцом создаётся давление в системе.
  6. После того как струйка технической жидкости более – менее равномерно потекла в ёмкость, следует закрыть штуцер.
  7. В расширительный бачок добавляется тормозная жидкость до предельного уровня.
  8. Основным моментом этого метода является прочность фиксации шприца в крышке бачка и качественная герметизация герметиком.
  9. Прокачка с газовым упором. В ходе работ нужен будет газовый упор, устанавливаемый от капота машины или задней двери.

Ход выполнения:

  1. Заполнить тормозной жидкостью бачок до максимального уровня.
  2. После нажатия на педаль торможения (7 – 10 раз), убрать ногу, заменив её на газовый упор. Педаль при этом фиксируется в крайнем нижнем положении. Второй конец упора можно установить под сиденье переднего кресла.
  3. Поддомкратить заднее правое колесо, демонтировать его.
  4. Ослабить ключом штуцер, надеть на него трубку.
  5. Стравить воздух и излишки технической жидкости.

В этом случае ключевым моментом в работе будет надёжность установки газового упора, а также добавка техжидкости в бачок.

Удаление воздушных пробок спринцовкой. Для проведения операции потребуется спринцовка, она же резиновая груша, она же клизма и прозрачная медицинская трубка, подходящего диаметра.

Рассмотрим алгоритм работы:

  1. Прозрачную трубку с одной стороны надеть на штуцер, с другой – на грушу, сжимая при этом её рукой.
  2. Одновременно открыть штуцер и медленно разжать спринцовку. При этом по прозрачному шлангу пойдёт «тормозуха» и пузырьки воздуха.
  3. После того как резиновая груша примет своё первоначальное положение, нужно закрыть штуцер.
  4. В месте соединения шланга и груши сделать загиб трубки.
  5. Снять согнутый шланг, из спринцовки выпустить остатки воздуха.
  6. Затем следует ещё раз повторить процедуру.

Выполняя этот метод прокачивания, следует помнить о доливке жидкости торможения в расширительный бачок. Также необходимо хорошо перегнуть трубку. Момент, что воздушные пузырьки в системе закончились, можно увидеть по прозрачному шлангу.

Ошибки при прокачке тормозов

Не всегда автолюбителям удаётся качественно прокачать систему торможения. Во многом причина кроется в ошибочных действиях, которые они совершают.

Обозначим типичные ошибки:

  1. При любом методе прокачки нельзя допускать падения уровня техжидкости в расширительном бачке ниже указанного на его корпусе минимальной отметки. Если это произойдёт, то в систему попадёт воздух, вся выполненная работа пойдёт насмарку. Также такая небрежность чревата выходом из строя насоса, который будет в данном случае работать «на сухую».
  2. При доливке или смене тормозной жидкости не следует смешивать разные по техническим характеристикам «тормозухи». К примеру, во время смешивания гликолевой и минеральной техжидкости образуется соединение, которое может вывести из строя резинотехнические изделия системы, застопорит её загущенным веществом. Также нельзя соединять разные по классу вещества. Тормозные жидкости классов DOT5, DOT4, DOT3 обладают различными параметрами, в частности температурой кипения. Это может снизить эффективность вещества.
  3. Не нужно во время процедуры создавать давление в расширительном бачке выше нормы – 0,8 Атм. Повышенный показатель может привести к повреждению стенок корпуса, вытеканию «тормозухи».

Также необходимо после окончания подобного обслуживания произвести контрольное нажатие педали тормоза несколько раз. Её ход должен стать плотным, рабочим. Иначе водителя будут ждать неприятности в начале движения при попытках остановиться.

Часто задаваемые вопросы по прокачке тормозной системы

Автовладельцы задают вопросы по особенностям прокачки тормозной системы. Ответим на часто встречающиеся из них.

Какой правильный порядок прокачки тормозов?

Как мы уже выше указывали в статье, прокачку начинают с колеса, находящемся на самом дальнем расстоянии от главного тормозного цилиндра (ГТЦ).

Для машин в стандартном исполнении с левым рулём схема прокачки такая:

правое заднее колесо → левое заднее → правое переднее → левое переднее.

Узнать также о порядке прокачки на конкретном авто можно из мануального руководства на машину.

Как выпустить воздух без прокачки?

Для того чтобы не применять «народных» средств по прокачиванию тормозной системы, можно использовать автодиагностический сканер и программу VAG-COM. Такая методика работы изложена выше в нашей статье.

Как правильно прокачивать с заглушенным или заведенным двигателем?

Тормозную систему следует прокачивать на машине с выключенным силовым агрегатом. Так советуют мастера сервисов по ремонту автомобилей.

Нужно ли прокачивать тормоза при замене тормозных колодок?

Ответ на этот вопрос также был дан в нашей статье. Повторим, что сам ход операции по смене колодок торможения не влияет на механизмы. Однако во время работы могут произойти случайные повреждения: мест соединения, тормозных шлангов и т. д. Поэтому во избежание негативных последствий рекомендуется выполнить прокачку системы.

Нужно ли прокачивать тормоза при замене одного суппорта?

Любое вмешательство в конструкцию тормозной системы требует последующей прокачки тормозов. Поэтому при замене одного суппорта следует выполнять данную операцию.

Источник https://etlib.ru/blog/242-chto-nuzhno-znat-pered-tem-kak-prokachat-tormoza

Источник https://fastmb.ru/autoremont/20-prokachka-tormoznoy-sistemy-poshagovaya-instrukciya.html

Источник https://znaiauto.ru/uhod-za-avtomobilem/kak-prokachat-tormoza

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: