Тормозная система: описание,виды,устройство,фото,видео,принцип работы
Для эффективного управления движением любого механического средства – регулированием скорости на том или ином участке пути, замедлением её при выполнении маневров, наконец, для остановки в нужном месте – и в том числе экстренной – на всех грузовых и легковых автомобилях должна быть установлена соответствующая классу машины тормозная система. Для удержания машины на месте во время продолжительной стоянки, особенно на склоне, предусмотрен стояночный тормоз.
Для безопасной эксплуатации транспортного средства эта система должна быть надежна, как никакая другая. Не случайно в перечне неисправностей, при которых запрещено использование транспортного средства (приложение к Правилам дорожного движения РФ), неисправности тормозных систем вынесены на первое место.
ВИДЫ И УСТРОЙСТВО ТОРМОЗНЫХ СИСТЕМ
В современных автомобилях используют устройства тормозов двух видов – дисковые и барабанные. Название устройств видов тормозных систем пошло от используемого главного элемента, воспринимающего тормозное усилие, выполненного в виде диска или в виде барабана.
Барабанные тормоза насчитывают более ста лет, в настоящее время считаются устаревшими, обычно применяются в устройстве заднего моста автомобиля. Устройство задних барабанных тормозов достаточно простое и надежное. Ступица колеса жестко соединена с тормозным барабаном, который и воспринимает тормозящее усилие от двух тормозных колодок со специальными накладками. Пара колодок и гидравлический привод, называемый еще колесным цилиндром, смонтированы на тормозном щите, являющимся силовой деталью заднего моста. Устройство барабана таково, что удачно закрывает весь механизм от грязи и пыли, поэтому задний механизм торможения менее восприимчив к воздействию окружающей среды.
При нажатии педали тормоза давление гидравлической жидкости передается в рабочую полость колесного цилиндра и выталкивает из него два симметричных штока, прижимающих колодки к внутренней поверхности тормозного барабана. В старых моделях барабан изготавливался из специальных сортов чугуна, современные барабаны отливаются из алюминиевых сплавов с чугунными вставками, что значительно улучшает отведение тепла от трущихся поверхностей.
В конструкции барабанного механизма предусмотрено крепление троса стояночного тормоза. При выжимании рычага на определенную величину, легко контролируемую по количеству щелчков храповика фиксатора, трос натягивается и через специальный рычаг механизма тормоза с усилием прижимает колодки заднего тормоза к барабану, тем самым фиксируя колеса машины.
Преимущества устройства барабанных систем:
- общая рабочая поверхность колодок составляет не менее 400 см 2 для легкового автомобиля класса «В», что в разы больше суммарной поверхности накладок дисковых систем;
- при меньшей эффективности, значительно большее останавливающее действие;
- устройство привода позволяет легко подключить трос ручного стояночного тормоза, тогда как для дисковых систем это сделать значительно сложнее;
- накладки на колодках изнашиваются медленнее.
Важно! Контролировать, насколько выработана и изношена рабочая поверхность барабана, в силу специфики устройства достаточно сложно, поэтому следует с каждой регулировкой системы демонтировать барабан и замерять остаточную толщину стенки.
Усилие торможения может достаточно изменить траекторию движения автомобиля, поэтому в системе управления торможением первым всегда подключается привод задних колес, с небольшим опозданием подключается привод колодок передних колес. Благодаря такой последовательности обеспечивается стабильность курса движения машины без бокового заноса или разворота.
Принцип работы тормозной системы
Принцип работы тормозной системы рассмотрен на примере гидравлической рабочей системы.
При нажатии на педаль тормоза нагрузка передается к усилителю, который создает дополнительное усилие на главном тормозном цилиндре. Поршень главного тормозного цилиндра нагнетает жидкость через трубопроводы к колесным цилиндрам. При этом увеличивается давление жидкости в тормозном приводе. Поршни колесных цилиндров перемещают тормозные колодки к дискам (барабанам).
При дальнейшем нажатии на педаль увеличивается давление жидкости и происходит срабатывание тормозных механизмов, которое приводит к замедлению вращения колес и поялению тормозных сил в точке контакта шин с дорогой. Чем больше приложена сила к тормозной педали, тем быстрее и эффективнее осуществляется торможение колес. Давление жидкости при торможении может достигать 10-15 МПа.
При окончании торможения (отпускании тормозной педали), педаль под воздействием возвратной пружины перемещается в исходное положение. В исходное положение перемещается поршень главного тормозного цилиндра. Пружинные элементы отводят колодки от дисков (барабанов). Тормозная жидкость из колесных цилиндров по трубопроводам вытесняется в главный тормозной цилиндр. Давление в системе падает.
Эффективность тормозной системы значительно повышается за счет применения систем активной безопасности автомобиля.
ТОРМОЗНЫЕ МЕХАНИЗМЫ
Механизмы тормозов используются для создания противодействующего вращению колёс механического момента. В основном на всех авто применяются фрикционные механизмы, работающие на трении соприкасающихся материалов. Они устанавливаются на колесе и делятся по конструкции на дисковые и барабанные типы.
1 — колесная шпилька дисковые тормоза
2 — направляющий палец
3 — смотровое отверстие
4 — суппорт
5 — клапан
6 — рабочий цилиндр
7 — тормозной шланг
8 — тормозная колодка
9 — вентиляционное отверстие
10 — тормозной диск
11 — ступица колеса
12- грязезащитный колпачок
Дисковые механизмы могут быть с подвижным или статичным суппортом. Подвижный суппорт способствует равномерному износу трущихся накладок и, кроме того, обеспечивает постоянный зазор до поверхности диска вне зависимости от выработки накладок. Он крепится на подвеске с помощью кронштейна и имеет пазы для установки рабочих цилиндров. Диск, соединённый со ступицей колеса, имеет гладкую поверхность и отверстия для быстрого воздушного охлаждения.
Колодки с тормозящими накладками в нормальном положении прижаты к суппорту возвратными пружинами. Под давлением штока поршня исполнительных цилиндров колодки отжимаются к поверхности диска, происходит его торможение. Для индикации выработки накладок в колодках имеется датчик износа, который сигнализирует на приборную доску о критической выработке фрикционного поверхностного слоя колодок.
Барабанные механизмы имеют полукруглые колодки в виде полумесяца с фрикционными накладками с наружной стороны, нижние концы которых закреплены на неподвижной оси, а верхние концы могут раздвигаться под давлением поршней исполнительных цилиндров тормозов. Прижатые в нормальном положении друг к другу стяжными пружинами полукруглые колодки под давлением поршней раздвигаются и распирают внутреннюю поверхность вращающегося барабана. Трение поверхностей колодок и барабана приводит к торможению колеса. Для компенсации выработки трущейся поверхности имеется механизм самоподвода колодок к барабану.
По отношению к тормозам барабанного типа дисковые механизмы имеют следующие преимущества:
- температурные изменения материала не влияют на состояние поверхности, и тормозной момент не зависит от нагрева диска;
- эффективное воздушное охлаждение за счёт использования отверстий на диске и высокая температурная стойкость материала;
- меньший тормозной путь за счёт активного действия всей поверхности колодок;
- меньше вес и габариты;
- высокая чувствительность системы торможения;
- оперативность срабатывания;
- лёгкость замены колодок, не требуется обточка и подгонка накладок при замене колодок;
- до 70% инерции движения автомобиля могут гаситься на передних тормозных дисках.
О тормозных приводах
В автомобильных тормозных системах нашли применение вот эти типы тормозных приводов:
- гидравлический;
- пневматический;
- комбинированный.
- механический;
Гидравлический привод получил самое широкое распространение в рабочей тормозной системе автомобиля. В него входят:
- главный тормозной цилиндр;
- тормозная педаль;
- колесные цилиндры;
- усилитель тормозов
- шланги и трубопроводы (рабочие контура).
При усилии на тормозную педаль водителем, та передает усилие от ноги на главный тормозной цилиндр. Усилитель тормозов дополнительно создает усилие, облегчая тем самым жизнь водителя. Широкое применение на машинах приобрел вакуумный усилитель тормозов.
Главный тормозной цилиндр нагнетает тормозную жидкость к тормозным цилиндрам. Обычно над главным цилиндром стоит расширительный бачок, в нем содержится тормозная жидкость.
Колесный цилиндр прижимает тормозные колодки к тормозному барабану или диску.
Рабочий контур сейчас представляет из себя основной и вспомогательный. Например, вся система исправна, то значит работают оба, но при неисправности одного из них — другой будет работать.
Широко распространены три основные компоновки разделения рабочих контуров:
- 2 + 2 подключенных параллельно — задние + передние;
- 2 + 2 подключенных диагонально — правый передний + левый задний и так далее;
- 4 + 2 в один контур подключены два передних, а в другой тормозные механизмы всех колес.
Прогресс не стоит на месте и сейчас в состав гидравлического тормозного привода добавляются разные электронные компоненты:
- усилитель экстренного торможения
- антиблокировочная система тормозов;
- антипробуксовочная система;
- система распределения тормозных усилий;
- электронная блокировка дифференциала.
Пневматический привод применяется в тормозной системе большегрузных автомобилей.
Комбинированный тормозной привод — это комбинация разных типов привода.
Механический привод применяется в стояночной тормозной системе. Он включает в себя систему тяг и тросов, с помощью которых объединяет систему в одно целое, обычно на задние колеса имеет привод. Рычаг тормоза соединен при помощи тонкого троса с тормозными механизмами, где есть устройство, которое приводит в действие основные или стояночные колодки.
Есть автомобили, где стояночная система работает от ножной педали. Сейчас всё чаще стали применять в стояночной системе электропривод, который получил название — электромеханический стояночный тормоз.
Итак, как работает гидравлическая тормозная система
Осталось рассмотреть работу тормозной системы, что мы сделаем на примере гидравлической системы.
Когда водитель нажимает на педаль тормоза, то передается нагрузка к усилителю и тот создает усилие на главном тормозном цилиндре. А в свою очередь поршень главного тормозного цилиндра через трубопроводы нагнетает жидкость к колесным цилиндрам. Поршни колесных цилиндров от давления жидкости передвигают тормозные колодки к дискам или барабанам и происходит торможение автомобиля.
Когда водитель убирает ногу с педали тормоза, то педаль от действия возвратной пружины возвращается в начальное положение. Также, в свое положение возвращается и поршень главного тормозного цилиндра, а пружины отводят колодки от барабанов или дисков. Тормозная жидкость возвращается обратно в главный тормозной цилиндр и падает давление в системе.
УХОД ЗА ТОРМОЗНОЙ СИСТЕМОЙ АВТОМОБИЛЯ
Как один из наиболее важных узлов, тормозная система автомобиля требует постоянного внимания и ухода. Здесь буквально любая неисправность может привести к непредсказуемым последствиям на дороге.
Некоторые диагнозы можно поставить, исходя из характера поведения тормозной педали. Так увеличенный ход или «мягкая» педаль свидетельствуют, скорее всего, о попадании воздуха в систему гидропривода в результате утечки тормозной жидкости. Поэтому необходимо периодически контролировать уровень жидкости в бачке.
Её повышенный расход может быть следствием повреждения гидрошлангов и трубок, а также обыкновенного испарения со временем. Это приводит к попаданию в систему воздуха и отказу тормозов.
Пришедшие в негодность детали необходимо заменить, а систему придется прокачивать, выпуская воздух из каждого рабочего цилиндра на колесах и доливая жидкость. Процесс длительный и нудный.
Уход автомобиля при торможении в сторону говорит о возможном выходе из строя одного из рабочих цилиндров или чрезмерном износе накладок на каком-то определенном колесе. При загрязнении тормозных механизмов может возникать характерный шум при нажатии на педаль.
Все эти неисправности легко устраняются самостоятельно или обращением в сервисный центр. А чтобы свести к минимуму вышеописанные неприятности, берегите тормоза, чаще используйте торможение двигателем, особенно на крутых и затяжных спусках. Продолжительное по времени включение основной рабочей системы ведет к перегреву деталей и служит причиной различных поломок
Тормозная система автомобиля
Система торможения относится к основным устройствам обеспечения безопасности управления автомобилем. По этой причине отказы в работе тормозной системы автомобиля стоят самыми первыми в списке всех дефектов, при наличии которых запрещается эксплуатировать автомобиль.
Вот это тормоза!
Устройство тормозной системы автомобиля
Современные автомобили оборудуются тремя или четырьмя системами торможения. К ним относятся:
- основная или рабочая система;
- стояночный тормоз;
- вспомогательная система;
- дублирующий запасной тормоз.
Рабочая система — по эффективности и применению является главной. Прямое предназначение основной тормозной системы автомобиля заключается в снижении скорости машины или её остановке. Принцип работы системы основан на сжатии вращающегося диска или распорке колёсного барабана специальными металлокерамическими колодками, которые сжимаются или разжимаются педалью тормоза через усиливающую гидравлическую систему передачи давления.
Стояночный тормоз — применяется для фиксации положения автомобиля после остановки на стоянку. При отпускании педали рабочего тормоза основная тормозная система отключается, и автомобиль может свободно скатиться под уклон. Второе его назначение – начало движения на крутом подъёме. Такое часто случается, когда на подъёме глохнет машина. При этом она удерживается на склоне ручным стояночным тормозом. Для начала движения с места необходимо одновременным движением рук и ног включать сцепление, нажимать на газ и убирать стояночный тормоз. При таком синхронном движении удаётся избежать скатывания автомобиля назад под действием силы тяжести.
Дублирующая тормозная система — используется для страхования при отказе рабочей системы. Она может быть независимой от рабочей системы и охватывать все контуры основной системы торможения или дублировать только определённую её часть, например, задние тормозные цилиндры. В некоторых случаях роль запасной системы торможения может выполнять стояночный тормоз.
Вспомогательная система торможения — применяется на дальнобойных крупногабаритных машинах типа КрАЗ, МАЗ, КамАЗ и т.п. Она обеспечивает снятие чрезмерной нагрузки с основной системы торможения во время длительного затормаживания крупнотоннажной автомашины на горных и холмистых участках дороги.
Принцип работы
Схема гидравлической тормозной системы
1 — впускной трубопровод двигателя;
2 — запорный клапан;
3 и 6 — вакуумные баллоны соответственно переднего и заднего контуров;
4 — сигнализаторы недостаточной величины вакуума;
5 и 10 — гидровакуумные усилители соответственно переднего и заднего контуров;
7— тормозной механизм заднего колеса;
8 — картер заднего моста;
9 — регулятор давления;
11 — воздушный фильтр;
12 — пополнительный бачок;
13 — главный тормозной цилиндр;
14 — тормозной механизм переднего колеса;
15 — регулировочный эксцентрик;
16 — опорные оси;
17 — опорный диск;
18 — рабочий тормозной цилиндр;
19 — оттяжная пружина;
20 — эксцентриковая шайба;
21 — накладка колодки;
22 — направляющие скобы;
23 — перепускной клапан;
24 — подводящий шланг;
25 — резиновый шланг
Типовая структурная схема рабочей тормозной системы состоит из педали управления, гидравлического приводного устройства и исполнительных тормозных механизмов.
Ещё кое-что полезное для Вас:
Видео: Как работают тормоза
Принцип работы тормозной системы автомобиля заключается в следующем:
- движение педали управления механически передаётся на поршень главного гидроцилиндра;
- движение поршня внутрь основного цилиндра приводит к увеличению давления жидкости в трубопроводах, подающих тормозную жидкость на исполнительные цилиндры тормоза каждого колеса;
- возрастание давления в исполнительных цилиндрах приводит к перемещению поршня, который сжимает дисковые колодки или разжимает барабанные колодки на колесах;
- под действием трения рабочей поверхности колодок о поверхность диска или барабана происходит затормаживание колёс.
Таким образом, давление ноги на педаль усиливается гидросистемой и действует на тормозные колодки колёс. При снятии ноги с педали гидравлическое давление в системе выравнивается, и поршень в основном гидроцилиндре занимает своё исходное положение. Колодки, находящиеся под воздействием сил возвратных пружин, отпускают диски или барабаны колёс. Гидравлический привод применяется в качестве привода рабочей тормозной системы легковых и грузовых марок авто с небольшой грузоподъёмностью.
Простейший гидравлический привод состоит из следующих основных узлов и механизмов:
- педаль управления;
- основной тормозной цилиндр;
- вакуумный усилитель (может отсутствовать);
- трубопроводы;
- колесные цилиндры;
- регулятор давления.
- главный тормозной цилиндр
Схема гидропривод тормозной системы
1 — тормозные цилиндры передних колес;
2 — трубопровод передних тормозов;
3 — трубопровод задних тормозов;
4 — тормозные цилиндры задних колес;
5 — бачок главного тормозного цилиндра;
6 — главный тормозной цилиндр;
7 — поршень главного тормозного цилиндра;
8 — шток;
9 — педаль тормоза
Различные конструкции главного цилиндра имеют общий принцип работы. В них во всех в свободном положении педали тормозная магистраль имеет свободный выход в резервуар, куда заливается тормозная жидкость. Это даёт возможность производить непрерывную компенсацию:
- утечки жидкости через уплотнительные резинки цилиндров;
- расширения тормозной жидкости при нагревании;
- расширения объёма рабочих цилиндров за счёт выработки накладок на тормозных колодках.
Главный цилиндр разделяет контуры управления торможением (параллельные или диагональные), через два отверстия в два разделённых резервуара каждого контура. Такая схема позволяет сохранить общую работоспособность тормозной системы автомобиля при выходе из строя какого-либо из контуров, что поднимает надёжность и безопасность вождения.
Вакуумный усилитель
Схема ваккумного усилителя
Для увеличения гидравлического давления в системе применяется вакуумный усилитель. Он обычно выполнен в одном модуле с главным тормозныи цилиндром. Усилитель имеет круговую камеру, разделённую на две половины с помощью упругой диафрагмы. Одна половина камеры сообщается через клапан с впускным коллектором мотора, где создаётся вакуум. Вторая половина камеры имеет свободный выход в атмосферу. При нажатии на педаль её действие усиливается давлением вакуума на поршень основного гидроцилиндра. В итоге гидравлическое давление в исполнительных цилиндрах увеличивает прижимное усилие колодок дополнительно до 30-40 кг.
Регулятор давления
Регулятор предназначен для снижения давления в рабочих цилиндрах задних колёс при интенсивном торможении. Его необходимость обусловлена тем, что при торможении основная масса автомобиля по инерции переносится на передние колёса, а задние колёса получают разгрузку. Блокировка колёс может привести к заносу автомобиля, поэтому давление в задних цилиндрах ограничивается распределителем давления. Он включён в цепь обоих контуров системы торможения и распределяет жидкость в задние цилиндры колёс.
Трубопроводная схема
Схема компоновки гидропривода
1 — главный тормозной цилиндр с вакуумным усилителем;
2 — регулятор давления жидкости в задних тормозных механизмах;
3-4 — рабочие контуры.
Схема распределения и передачи тормозной жидкости рабочей системы имеет основной и дублирующий контур. Когда отсутствуют дефекты в системе, оба контура функционируют раздельно как основные. При выходе из строя одного контура (утечки жидкости) второй контур работает как дублирующий. Существует следующие три схемы разделения контуров:
- Параллельная развязка на 2 передних и 2 задних цилиндра в каждом контуре.
- Диагональная развязка цилиндров по контурам (правый задний – передний левый и наоборот).
- Дублирующее включение (первый контур включает все 4 рабочих цилиндра, второй контур включает только 2 передних цилиндра).
Отечественные автомобили с приводом на задние колёса имеют разделение контуров по первой схеме. Иномарки и ВАЗы с передними ведущими колёсами имеют устройство тормозной системы автомобиля по второй схеме.
Тормозные механизмы
Механизмы тормозов используются для создания противодействующего вращению колёс механического момента. В основном на всех авто применяются фрикционные механизмы, работающие на трении соприкасающихся материалов. Они устанавливаются на колесе и делятся по конструкции на дисковые и барабанные типы.
1 — колесная шпилька дисковые тормоза
2 — направляющий палец
3 — смотровое отверстие
4 — суппорт
5 — клапан
6 — рабочий цилиндр
7 — тормозной шланг
8 — тормозная колодка
9 — вентиляционное отверстие
10 — тормозной диск
11 — ступица колеса
12- грязезащитный колпачок
Дисковые механизмы могут быть с подвижным или статичным суппортом. Подвижный суппорт способствует равномерному износу трущихся накладок и, кроме того, обеспечивает постоянный зазор до поверхности диска вне зависимости от выработки накладок. Он крепится на подвеске с помощью кронштейна и имеет пазы для установки рабочих цилиндров. Диск, соединённый со ступицей колеса, имеет гладкую поверхность и отверстия для быстрого воздушного охлаждения.
Колодки с тормозящими накладками в нормальном положении прижаты к суппорту возвратными пружинами. Под давлением штока поршня исполнительных цилиндров колодки отжимаются к поверхности диска, происходит его торможение. Для индикации выработки накладок в колодках имеется датчик износа, который сигнализирует на приборную доску о критической выработке фрикционного поверхностного слоя колодок.
Барабанная система тормозов
Барабанные механизмы имеют полукруглые колодки в виде полумесяца с фрикционными накладками с наружной стороны, нижние концы которых закреплены на неподвижной оси, а верхние концы могут раздвигаться под давлением поршней исполнительных цилиндров тормозов. Прижатые в нормальном положении друг к другу стяжными пружинами полукруглые колодки под давлением поршней раздвигаются и распирают внутреннюю поверхность вращающегося барабана. Трение поверхностей колодок и барабана приводит к торможению колеса. Для компенсации выработки трущейся поверхности имеется механизм самоподвода колодок к барабану.
По отношению к тормозам барабанного типа дисковые механизмы имеют следующие преимущества:
Почему ломается стояночный тормоз, и как его отремонтировать
Как работает стояночный тормоз, признаки неисправности механизма, проверка работоспособности, правила ремонта. Видео о работе стояночного тормоза.
Ручной тормоз (другое название – стояночный тормоз) является важным узлом автомобиля, поскольку он предназначен для удерживания транспортного средства, если машина должна стоять на парковке на одном месте. Следовательно, это один из элементов, обеспечивающих безопасность, и поэтому стоит отнестись к нему внимательно. Поломка ручника может обернуться проблемами, если вдруг возникнет необходимость надежно удерживать машину на одном месте при парковке под уклоном.
Работоспособный стояночный тормоз будет блокировать колеса автомобиля, тем самым предотвращая его самопроизвольное движение. Даже ПДД указывают на необходимость постановки автомобиля на ручник. Будем помнить, насколько важен этот элемент управления.
Давайте рассмотрим причины, по которым ломается ручник, признаки, которые укажут на его неисправность, и выясним, можно ли его отремонтировать самостоятельно.
Как работает стояночный тормоз
Любой автомобиль имеет основную тормозную систему, но, кроме нее, предусмотрен еще дополнительный механизм для надежной эффективной фиксации, когда машина останавливается на месте парковки. Важно это и тогда, когда автомобиль находится на участке, где дорога находится под любым уклоном.
Еще одна функция стояночного тормоза – это обеспечение остановки в момент экстренного аварийного торможения, если у основной тормозной системы автомобиля внезапно произошел отказ, и затормозить обычным способом невозможно. Водители с опытом вождения иногда пользуются ручником, начиная движение с подъемом дороги, или когда транспортное средство начинает входить в резкий поворот.
Конструкция ручника включает размещаемый рядом с местом водителя рычаг, связанный приводными тонкими тросиками с задними колесами и их тормозными механизмами. Водитель поднимает рычаг и трос, соединяющий его с планкой, натягивается. Тросики приводят в движение скобы внутри барабанов, разжимание которых ведет к разведению колодок и блокировке колес.
Натяжение тросов регулируется при помощи специальных резьбовых наконечников. Длину привода можно изменять посредством вращения регулирующих гаек. Когда ручник включается, натягиваются возвратные пружины. Если машину снимают с ручного тормоза, именно пружины разводят друг от друга тормозные колодки и диски.
Какие виды стояночных (ручных) тормозов существуют:
- механический стояночный тормоз;
- электромеханический стояночный тормоз;
- гидравлический стояночный тормоз.
У ручника механизм приводится к запуску разными способами, это чаще всего осуществляется рычагом (авто с МКПП), ножной педалью (АКПП) или кнопочным управлением. По типу конструкции соединения привода и тормозного механизма можно встретить такие варианты:
- барабанный тормоз, где рычагом осуществляется натяжение троса механической системы или сдвиг поршня гидравлической системы, и это меняет положение тормозных колодок;
- винтовые системы, где винт осуществляет давление на элементы, что ведет к изменению положения поршня дисковых тормозов;
- кулачковый механизм, где работает кулачок-толкатель, его поворот закручивает винт, оказывающий механическое воздействие на поршень (это другой вид винтовой системы);
- центральный тормоз (трансмиссионный) – он блокирует карданный вал вместо тормозных дисков или барабанов колес.
Чаще всего на автомобилях устанавливается механическая тормозная ручная система, наиболее простая, и поэтому самая надежная из всех имеющихся. Водители могут оценить ее удобство, поскольку рычаг ручника механического типа всегда под рукой, а чтобы заставить его работать, нужно всего лишь до упора потянуть его на себя, либо сдвинуть вверх.
Приводной механизм тормоза гидравлического типа имеет конструкцию намного более сложную, поэтому он встречается гораздо реже. Самый прогрессивный – электромеханический привод ручника, он работает на электронной системе управления с выходом в бортовой компьютер и взаимодействует с входными датчиками, определяющими угол наклона.
Его включают, нажимая кнопку на приборной доске, и он автоматически выключается в тот момент, когда автомобиль начинает движение. Электроника сама определяет, когда транспортное средство находится на дороге с уклоном. Вычисляя, в каком положении находятся в этот момент педали, электронная система регулирует постепенное отпускание тормозов.
Как понять, что ручной тормоз неисправен
Как показывает опыт многих водителей, ручник выходит из строя довольно редко, если, конечно, автомобиль проходит регулярное техобслуживание и техосмотры, и машина эксплуатируется нормальным образом. Но все-таки этот неприятный момент случается.
На какие признаки нужно немедленно обратить внимание, чтобы не оказаться в критический момент один на один с неработающим ручным тормозом:
- Наблюдается слишком свободное движение рычага. Чтобы затормозить, приходится прилагать максимально сильное воздействие на рукоятку тормоза. Это может случиться по причине растянувшихся тросиков тяги или из-за стертых тормозных колодок.
- При работе рычага не происходит торможения машины. Это может означать механическое повреждение привода, натягивающего тросы, а также неисправные колодки или тяга могут вызвать такой же результат.
- Не происходит растормаживания. Может случиться, что тормозным колодкам не удается полностью освобождать диски, вариант – барабаны. При нормальной работе колесного механизма автомобиль не в состоянии выйти на выбранную скорость. Потребуется разобрать, почистить и отрегулировать тормозные механизмы, при этом, если ослабли возвратные пружины, их следует заменить.
Как можно проверить работоспособность ручного тормоза
Чтобы провести проверку, нужно остановить машину на дороге, где есть небольшой уклон в 25 градусов. Затяните либо включите ручник. Если при задействованном ручном тормозе автомобиль все-таки будет двигаться вниз по склону, то система стояночного тормоза явно неисправна, и придется ее либо отрегулировать, либо побыстрее приступать к ремонту.
Если вы хотите проверить, исправен ли ручник, но поблизости нет дороги под уклон, можно сделать так. Поставьте машину на ровную дорогу, ручной тормоз активируйте, после чего включайте нейтральную передачу. Выходите из машины и попытайтесь ее столкнуть с места.
Если вам не удалось сдвинуть автомобиль с той точки, где он находится, значит, тормоза удерживают машину надежно, и можно быть уверенным – тормозная система работает исправно.
Вот как еще можно определить, в каком состоянии находится стояночный тормоз – работает нормально или неисправен. Поднимите до упора рычаг тормоза, вслед за этим включайте первую передачу и далее плавно отпускайте сцепление. Увидели, что двигатель заглох – все в порядке, ручной тормоз работает исправно, и беспокоиться не о чем.
Причины отказа стояночного тормоза:
1. Самой простой причиной может оказаться плохо отрегулированный винт, и устранить недостаток проще простого – нужно просто его ослабить либо наоборот, поплотнее затянуть.
2. Тросик в оплетке может заклинить. Внутрь попадает влага, в результате начинается процесс коррозии, далее будет проявляться ухудшение работы ручного тормоза.
3. Тросики, которые от планки ведут к колесам, повреждены – возможно, полностью оборвались. Тут ремонт бессилен и детали подлежат замене.
4. Тросик может перестать работать из-за закисления. Такое может произойти, если долгое время не задействовать ручной тормоз при поездках на автомобиле.
5. Если тормозные колодки изношены, и детали начнут оповещать об этом владельца авто скрежетом в процессе остановки машины, то поврежденные колодки могут оказаться причиной неисправности ручного тормоза. Изношенные колодки нужно заменить на новые, причем обе одновременно, так как они и истираются одновременно на обоих колесах – правом и левом.
И наоборот – то, как водитель обращается с ручным тормозом, влияет на состояние колодок и способно выводить их из строя. Когда едете в автомобиле, всегда до конца опускайте рычаг стояночного тормоза.
6. Попадание на колодки разных вредных субстанций – наледи зимой или налипших реагентов и соли может вести к плохой работе стояночного тормоза. Чтобы избавиться от ненужного слоя, слегка нажмите на тормоз при езде на небольшое расстояние. Слой масла на накладках также ухудшает работу ручника – устраните неполадки, ведущие к протечкам масла, и потом очистите или замените полностью колодки.
Как можно отремонтировать ручной тормоз
Так как ручник – немаловажный элемент, отвечающий за безопасность, нельзя допускать его неисправность, но, если таковая обнаружилась, то ремонтировать стояночный тормоз нужно безотлагательно. Сначала следует поставить диагноз этому узлу и выяснить, в чем причина поломки, и почему ручной тормоз не работает должным образом.
Самостоятельно можно осмотреть механизм, чтобы выяснить, оборваны ли тросики, появилась ли ржавчина или закисление. Более детальный осмотр проведут профессионалы, для чего машину придется отправить в сервис или автомастерскую.
Если при осмотре выяснилось, что ручной тормоз перестал хорошо работать из-за появившейся ржавчины, то вполне можно самому заняться элементарным очищением данного узла. Это делают, нажимая кнопку или дергая рычаг многократно вверх-вниз, добиваясь, чтобы ржавчина откололась и рабочий элемент был очищен.
Иногда требуется смазка троса: его можно самостоятельно снять, чтобы смазать, но сделать это можно только, если в наличии у вас есть гараж с ямой.
Как подтянуть трос, который перестал удерживать механизм? Сначала затягиваем на два щелчка рычаг ручника, затем ослабляем гайку уравнителя. Регулировочную гайку поворачиваем, пока не почувствуем достаточное натяжение тросика. После этого затягиваем контргайку.
Если после всех манипуляций трос так и не натянулся, это значит, срок его службы закончился, а поэтому его нужно заменить на новый. Если вы заметите на тросе потертости или разрывы, то такой элемент тоже подлежит замене.
Если вы видите, что на панели лампочка ручного тормоза или не горит, или, напротив, постоянно горит и не выключается, то неисправность может таиться в электросистеме автомобиля. Здесь потребуется вмешательство специалиста, поскольку самостоятельно чинить электрику крайне не рекомендуется. Лампочка на панели может просто перегореть, а может быть серьезная неисправность из-за замыкания в сети, по причине чего и нарушена индикация приборной панели.
Чтобы не произошло застопоривание механизма ручного тормоза из-за закисания его тросиков, нужно время от времени запускать механизм, не допуская долгого бездействия.
Иногда водители забывают о наличии ручника и вообще им не работают, а если машина на коробке-автомат, то и необходимость в этом зачастую отсутствует. Но механизм есть механизм, он требует время от времени запуска и работы. Только тогда он будет функционировать исправно, а когда возникнет экстренная необходимость, не подведет и выполнит свою функцию.
Правила, продлевающие жизнь стояночного тормоза
Возьмите себе в привычку всякий раз, когда садитесь в машину и трогаетесь с места, проверять, в каком положении стоит ручник. Если стояночный тормоз будет постоянно включен, то начнут перегреваться диски и тормозные колодки, что ведет к их быстрому износу.
Если машина будет во время длительной стоянки находиться на ручнике, это негативно скажется на состоянии тормоза. В воздухе всегда есть влага, от которой может пойти коррозия, не говоря об осадках. Результат – ржавчина способна «приварить» колодки к барабанам или дискам. С ручным тормозом машина не должна стоять дольше двух недель.
Вредно стояночному тормозу оставление зимой машины на ручной тормозной системе. Ваша стоянка окажется совсем короткой, но этого достаточно, чтобы на колеса начал налипать снег и лед, колодки и диски примерзнут. Если вы захотите тронуться, то движение окажется невозможным, а если применить силу, то вероятны более значительные поломки.
Не игнорируйте ручной тормоз, и регулярно, не реже одного раза в месяц, проводите осмотр и проверку. Если заметите растяжение тросов, подтяните их.
Водители, которые ездят на машинах на АКПП, справятся, не используя ручник, но тут тоже следует время от времени пользоваться ручным тормозом. Поступая так, вы продлите срок службы механизму «паркинга», да и таким образом сходит на нет вероятность того, что машину может повести назад, и она стукнется о бордюр или заденет соседний автомобиль.
Если есть даже небольшая неисправность ручника, никогда не ставьте машину на уклоне. Ведь может случиться сбой, даже если у вас автомат, да и первая передача иногда не обеспечивает автомобилю полное и прочное удержание на месте.
Заключение
Следить за «здоровьем» ручника и вовремя ремонтировать, если случились неполадки – ответственность, лежащая на каждом водителе, и это очень важно. Когда ручной тормоз исправен, это всегда является дополнительной гарантией безопасности водителя и пассажиров.
Безотказная работа механизма – залог экстренного торможения, которое может понадобиться в некоторых ситуациях. А кроме того, работоспособный тормоз обеспечивает сохранность транспортного средства, оберегая автомобиль от ДТП.
Видео о работе стояночного тормоза:
Источник https://seite1.ru/xodovaya-chast/tormoznaya-sistema-opisanie-vidy-ustrojstvo-foto-video-princip-raboty/.html
Источник https://avtomotoprof.ru/obsluzhivanie-i-uhod-za-avtomobilem/tormoznaya-sistema-avtomobilya/
Источник https://fastmb.ru/soveti_auto/21956-pochemu-lomaetsya-stoyanochnyj-tormoz-i-kak-ego-otremontirovat.html