Содержание

Приказ Минтранса России №440 заменит Приказ №36 с 01 января 2021 года

27 ноября 2020 года Министерством Юстиции Российской Федерации зарегистрирован приказ Минтранса России № 440 от 28 октября 2020 года «Об утверждении требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, категорий и видов транспортных средств, оснащаемых тахографами, правил использования, обслуживания и контроля работы тахографов, установленных на транспортных средствах» (далее по тексту Приказ № 440).

Приказ № 440 пришел на смену утрачивающему силу приказу Минтранса России № 36 от 13 февраля 2013 года, вступает в силу с 01 января 2021 года.

Приказ № 440 сохранил основные требования и структуру своего предшественника и состоит из текста самого приказа и пяти приложений к нему:

  • Приложение № 1. Требования к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства.
  • Приложение № 2. Категории и виды транспортных средств, оснащаемых тахографами.
  • Приложение № 3. Правила использования тахографов, установленных на транспортные средства.
  • Приложение № 4. Правила обслуживания тахографов, установленных на транспортные средства.
  • Приложение № 5. Правила контроля работы тахографов, установленных на транспортные средства.

Вместе с тем, в Приказ 440 внесен ряд изменений. В частности:

  • Приложение № 2 дополнено категорией транспортных средств, которые не подлежат оснащению тахографами: «транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров и грузов в пределах границ территории предприятия, не выезжающие на дороги общего пользования».
  • Приложением № 3 закреплена обязанность ФБУ «Росавтотранс» по предоставлению сведений об экземпляре тахографа, блока СКЗИ тахографа, карты, переданном, активизированном, утилизированном организациями-изготовителями тахографов, блоков СКЗИ тахографа, карты должны предоставляться владельцу соответствующих сведений на основании заявления.

Кроме того из приложения № 3 исключена норма, позволяющая водителю вносить в распечатку тахографа сведения, заверенные подписью.

Также исключен порядок действий водителя в случае повреждения карты водителя, неправильного ее функционирования, а также в случае ее потери или кражи.

  • Из приложения № 4 исключена норма обязывающая мастерскую при замене СКЗИ тахографа «уничтожить ключевую информацию, содержащуюся в блоке СКЗИ тахографа, при этом сертификат открытого ключа должен быть сохранен в составе блока СКЗИ тахографа».

При этом уточнено, что работы по выводу из эксплуатации тахографа, блока СКЗИ тахографа осуществляется в соответствии с требованиями технической документации организаций — изготовителей тахографов и (или) блоков СКЗИ тахографа и требованиями Положения о разработке, производстве, реализации и эксплуатации шифровальных (криптографических) средств защиты информации (Положение ПКЗ-2005).

  • Кроме того, нормами принятых 438 и 440 приказов Минтранса России определен срок оснащения тахографами следующих категорий транспортных средств:
    • грузовые автомобили, разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 килограммов, и автобусы, эксплуатируемые физическими лицами;
    • транспортные средства категорий N2 и N3, эксплуатируемые юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями;
    • транспортные средства категорий М2 и М3, (за исключением транспортных средств, осуществляющих регулярные перевозки пассажиров), эксплуатируемые юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.

    Вышеназванные транспортные средства должны быть оснащены тахографами не позднее 01 января 2021 года.

    Сроки оснащения транспортных средств категорий М2 и М3, осуществляющих регулярные перевозки пассажиров, будут определены соответствующим Постановлением Правительства РФ в соответствии с требованиями ст. 20 Федерального закона № 196-ФЗ от 10 декабря 1995 года «О безопасности дорожного движения»

    Правила перевозки грузов: что изменилось в 2021 году?

    Правила перевозки грузов: что изменилось в 2021 году?

    2021 год щедр на нововведения и изменения. Требования к перевозчикам и перечень правил, которые им необходимо соблюдать, традиционно растут. Одни из самых глобальных – это отмена ЕНВД и последующая смена налогового режима, изменение правил заполнения путевого листа, изменение правил расчета рабочего времени водителя. Не стоит забывать и про новый порядок техосмотра, который начнет действовать с 1 октября 2021 года, и про закрытие МКАДа для транзитных грузовиков. Но и это ещё не все.

    С 1 января 2021 года вступила в силу новая редакция Правил перевозки грузов автомобильным транспортом. В работе перевозчиков этот документ – основополагающий. Ati.su разобрали ключевые перемены, с которыми придётся столкнуться перевозчикам. По мнению авторов, эти нововведения облегчат работу водителей, логистов и… внезапно, налоговых инспекторов. На этот вывод их натолкнула пояснительная записка к опубликованному прошлым летом законопроекту, где отмечалось, что новые правила регламентируют электронный документооборот, смягчат требования к отдельным документам и помогут в реализации так называемой «регуляторной гильотины».

    Какие главные изменения в “Правилах перевозки грузов автомобильным транспортом”?

    1. Электронный документооборот

    Вопрос о переходе на электронную систему оборота документов в сфере грузовых и пассажирских перевозок поднимался уже несколько лет, но так и не находил разрешения. Обещания официально ввести электронные транспортные накладные перевозчики слушали уже не в первые, но в 2020 году ситуация, наконец, начала меняться. Тестирование нового формата электронного документооборота было проведено в октябре прошлого года (с 1 по 30 число). По отзывам участников эксперимента, всё прошло довольно неплохо: на заполнение накладной уходила буквально пара минут, а в систему документ отправлялся практически мгновенно.

    По итогам теста с 1 января 2021 года новая редакция Правил допускает оформление важных документов в цифровом виде, а именно: транспортной накладной, сопроводительной ведомости и заказ-нарядов. Стоит отметить, что бумажные физические экземпляры этих документов из тиража не выходят и сохраняют свою силу.

    Ожидается, что система начнет работу в 2022 году. Она будет собирать информацию из электронных документов. Для этого будет создан институт операторов электронного документооборота. Иными словами: оформлять «цифровые» документы можно будет только через разрешенные платформы, которые получили специальный допуск. Операторы, в свою очередь, должны будут направлять эти документы в Единую информационную систему электронных накладных.

    2. Дополнительные поля в транспортной накладной

    Перемены коснулись и самой формы транспортных накладных. Это изменение уже вступило в силу, а значит перевозчики уже сегодня перевозчики заполняют документ по новым правилам.

    • Добавлен раздел «Клиент», в котором необходимо указать сведения о заказчике перевозки;
    • В разделе «Груз» отныне необходимо указывать стоимость грузов;
    • В разделе «Транспортное средство» нужно указать тип владения ТС (собственность, аренда или лизинг);
    • Если грузоотправитель является экспедитором, он должен поставить отметку в соответствующем поле.

    Эти изменения вызвали неоднозначную реакцию у перевозчиков. Посыпался ряд вопросов и уточнений, на которые следует ответить самому Минфину и Минтрансу. Однако, как пишет Ati.su, по состоянию на апрель ведомства так и не отреагировали на запросы профессионального сообщества.

    Читайте также: Без ЭРА-ГЛОНАСС нельзя зарегистрировать привезенную из-за границы машину. Разбираемся, в чем проблема

    Как цифровые документы отразятся на перевозчиках?

    Введение электронного документооборота, безусловно, одно из ожидаемых событий в сфере перевозок. Традиционный “бумажный” способ передачи документов в реалиях современного мира “высоких скоростей” уже устарел. “Цифра” сэкономит не только бумагу, но и время:

    • У перевозчиков теперь есть возможность внести необходимую информацию в накладную с помощью смартфона прямо в транспорте, что значительно ускорит оформление перевозки.
    • Как правило, участники сферы грузоперевозок оплату за свои услуги получают с отсрочкой. Ее отсчет берет начало с момента получения полного комплекта перевозочных документов, бумажный экземпляр которых должен быть отправлен по почте. Срок доставки может составлять неделю и больше. В то время как электронные экземпляры “долетят” в течение нескольких секунд.

    Однако некоторые перевозчики и юристы выразили опасения, что новые правила оформления документации на перевозку грузов созданы с целью ужесточения контроля со стороны налоговой инспекции. ФНС в принципе заинтересована в отслеживании доходов предпринимателей и физических лиц, и введение электронных накладных, безусловно, облегчит их работу. Например, ФНС станет проще вычислить цепочки посредников, созданные для оптимизации налогообложения. То есть отрасль автоперевозок станет более прозрачной и “белой”, к чему в последние годы очень стремится государство.

    Поэтому стоит еще раз отметить, что бумажные документы останутся в строю. И, если перевозчикам комфортней оформлять накладные традиционным способом, то никто запретить это не в праве. По крайней мере пока.

    3. Введение понятия “водитель”

    Возможно, предложение “в Правила перевозки грузов введено понятие «водитель»” покажется забавным. Но с точки зрения законодательства, формулировка должна быть исчерпывающей и точной. И новая редакция документа это определение предусматривает.

    Итак, согласно пункту 6 главы I, водитель – это физическое лицо, осуществляющее управление ТС, состоящее в трудовых или гражданско-правовых отношениях с перевозчиком.

    Таким образом, теперь водитель должен иметь правоотношения с перевозчиком – работать на него официально или по договору.

    4. Новый перечень реквизитов

    Также новая редакция “Правил перевозок автомобильным транспортом” ввела перечень реквизитов, которые должны быть указаны в заявке на грузоперевозку. Теперь дополнительно к стандартным данным о контрагентах и адресам пунктов забора и приема грузов, в заявке на перевозку грузов нужно указать следующую информацию:

    • о количестве грузовых мест
    • о параметрах ТС (тип, марка, грузоподъемность и вместимость)
    • данные о грузах (сроки хранения и температурный режим)
    • указания необходимые для соблюдения фитосанитарных, карантинных и иных требований
    • + отгрузочное наименование на каждый груз и информация о его состоянии
    • + если перевозимый груз относится к классу опасных: в заявке на автомобильную перевозку опасного груза необходимо указать информацию о каждом опасном веществе, изделии или материале – как это регламентирует соглашение о ДОПОГ.

    Оставьте заявку нашим специалистам!
    Мы подберем для Вас лучшее решение!

    Новые исключения при оснащении транспортных средств тахографами с 1 января 2021 года

    Установка тахографов с 1 января 2021 года

    С 1 января 2021 года начинают одновременно действовать несколько новых документов, связанных с автомобильным законодательством. Информация о них доступна в разделе «Альманах» сайта pddmaster.ru.

    В этой статье речь пойдет о новых документах, связанных с эксплуатацией тахографов. Напомню, что тахограф это специальное устройство, необходимое для контроля соблюдения водителем режима управления транспортным средством. В настоящее время тахографы устанавливаются на грузовики и автобусы.

    Так вот, с 1 января вводятся 2 новых документа, связанных с тахографами, и именно о них речь пойдет сегодня:

    Новые категории и виды транспортных средств, оснащаемых тахографами с 1 января 2021 года

    Первый документ, о котором пойдет речь в данной статье, — это Категории и виды транспортных средств, оснащаемых тахографами. Он приходит на смену документу с аналогичным названием.

    На какие автомобили нужен тахограф?

    Тахографами оснащаются следующие категории и виды транспортных средств, выпускаемые в обращение и находящиеся в эксплуатации на территории Российской Федерации:

    • транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, максимальная масса которых не превышает 5 тонн (категория M2);
    • транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, максимальная масса которых превышает 5 тонн (категория M3);
    • транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие максимальную массу свыше 3,5 тонны, но не более 12 тонн (категория N2);
    • транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие максимальную массу более 12 тонн (категория N3);
    • транспортные средства, осуществляющие регулярные перевозки пассажиров, определенные постановлением Правительства Российской Федерации от 30 марта 2019 г. N 382 «О категориях оснащаемых тахографами транспортных средств, осуществляющих регулярные перевозки пассажиров, а также видах сообщения, в которых осуществляются такие перевозки транспортными средствами указанных категорий» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2019, N 15, ст. 1753);

    1. Оснащению тахографами подлежат:

    • грузовые автомобили, разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 килограммов, и автобусы, эксплуатируемые физическими лицами;
    • транспортные средства категорий N2 1 и N3 1 , эксплуатируемые юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями;
    • транспортные средства категорий M2 1 и M3 1 (за исключением транспортных средств, осуществляющих регулярные перевозки пассажиров), эксплуатируемые юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями;
    • транспортные средства категорий M2 1 и M3 1 , осуществляющие регулярные перевозки пассажиров, определенные Правительством Российской Федерации в соответствии со статьей 20 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» 2 .

    При беглом изучении данного пункта кажется, что изменения затронули только его формулировку, а сам перечень транспортных средств, подлежащих оснащению тахографами, не изменился. И в него входят:

    • Все автобусы.
    • Все грузовики категории С.

    На самом деле это не так. В обновленный перечень входят:

    • Все автобусы.
    • Все автомобили категории С, принадлежащие юридическим лицам.
    • Только грузовые автомобили категории С, принадлежащие физическим лицам.

    Тут нужно обратить внимание, что грузовой автомобиль категории С и автомобиль категории С это не одно и то же. К категории С относятся не только грузовые автомобили.

    Например, самосвал категории С является грузовым автомобилем и на него нужно установить тахограф и физическому, и юридическому лицу.

    То же самое относится и к грузовым фургонам категории С, и к бортовым грузовикам категории С.

    Если же рассмотреть автомобиль с КМУ (манипулятор) категории С, то в свидетельстве о регистрации такого автомобиля фраза «грузовой автомобиль» отсутствует. В графу «тип ТС» внесена фраза «кран-манипулятор». То есть такой автомобиль грузовым не является. И физическое лицо не обязано устанавливать на него тахограф. Если то же самое транспортное средство принадлежит юридическому лицу, то тахограф является обязательным.

    Исключения, когда тахограф не требуется

    Рассматриваемый документ содержит также и перечень исключений, при которых устанавливать тахограф не требуется. И в данный перечень внесено довольно много изменений.

    Отмена исключений для физических лиц

    2. Не подлежат обязательному оснащению тахографами следующие виды транспортных средств, эксплуатируемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями:

    В старой версии документа, которая действует до 31 декабря 2020 года, фраза «за исключением» относится абсолютно ко всем перечисленным транспортным средствам, в том числе к грузовикам и автобусам физических лиц.

    В новом документе прямо говорится о том, что исключения распространяются только на юридические лица и ИП, то есть исключения для автомобилей физических лиц отменяются.

    Однако это хорошо согласуется с рассмотренным выше изменением, требующим от физических лиц устанавливать тахографы только на грузовые автомобили. А в перечень исключений входят транспортные средства, которые в свидетельстве о регистрации имеют другое значение в поле «тип ТС» (автобетононасосы, молоковозы и т.д.).

    Изменения, внесенные в перечень исключений

    Рассмотрим изменения, которые внесены в перечень транспортных средств, на которые не требуется установка тахографов, в виде таблицы:

    до 31 декабря 2020 года с 1 января 2021 года
    транспортные средства для аварийно-спасательных служб и полиции
    скотовозы
    машины для перевозки птицы
    машины для перевозки живых животных
    машины для перевозки пчел
    специальные транспортные средства
    передвижные библиотеки
    передвижные автосцены
    транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров и грузов в пределах границ территории предприятия, не выезжающие на дороги общего пользования

    Данная таблица позволяет понять, что перечень исключений стал шире.

    Единственная категория транспортных средств, которая удалена из списка, — это специальные транспортные средства. Хотя нужно прямо сказать, что эта категория вызывала больше проблем, чем пользы. Ведь формулировка не позволяет понять, что подразумевается под фразой «специальные ТС», поэтому многие владельцы грузовиков пытались «подогнать» под нее свое транспортное средство.

    Увеличение минимального возраста для «раритетных» автомобилей

    транспортных средств, включенных в перечень видов и категорий колесных транспортных средств и шасси, с года выпуска которых прошло 30 и более лет, которые не предназначены для коммерческих перевозок пассажиров и грузов, имеют оригинальный двигатель, кузов и раму (при наличии), сохранены или отреставрированы до оригинального состояния и в отношении которых утилизационный сбор в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2013 г. N 1291 «Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств и шасси и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» 2 не уплачивается;

    транспортные средства, не предназначенные для коммерческих перевозок пассажиров и грузов, с даты выпуска которых прошло 50 и более лет, с оригинальными двигателем, кузовом и при наличии — рамой, сохраненные или отреставрированные до оригинального состояния;

    Еще одно серьезное изменение затронуло группу «старых» транспортных средств, на которые разрешается не устанавливать тахограф. До 31 декабря 2020 года в эту группу входят автомобили в возрасте от 30 лет, а с 1 января 2021 года в ней останутся только транспортные средства старше 50 лет.

    То есть, в новогоднюю ночь автомобили в возрасте от 30 до 50 лет «выпадут» из списка исключений. И с 2021 года эксплуатировать их можно будет только при наличии тахографа.

    В качестве примера рассмотрим самосвал категории С, выпущенный в 1969 году и не используемый для перевозки грузов (музейный экспонат). Автомобилю больше 50 лет, то есть с 1 января 2021 года он останется в списке исключений, а владеющее им юридическое лицо не должно будет устанавливать тахограф.

    Если тот же самый самосвал из музея принадлежит физическому лицу, то на него перечень исключений не распространяется, и с 1 января 2021 года на машину нужно установить тахограф.

    Новый порядок оснащения транспортных средств тахографами

    Второй документ, о котором пойдет речь сегодня, — это Порядок оснащения транспортных средств тахографами:

    Отмена сроков на установку тахографов для различных категории ТС

    В целом порядок оснащения транспортных средств тахогрфами остался прежним, однако есть и одно очень важное изменение, на которое нужно обязательно обратить внимание. Речь идет о том, что из данного документа исключен пункт номер 3.

    Напомню, что в нем речь идет о сроках установки тахографов на различные группы транспортных средств. Причем большая часть сроков уже прошла, так что их удаление из текста не принесет абсолютно никаких проблем. Однако есть пара абзацев, которая пока что остается актуальной:

    • транспортных средств категории N2, экологические характеристики которых соответствуют требованиям экологического класса 3 или ниже, эксплуатируемых физическими лицами, — до 1 марта 2021 г.;
    • транспортных средств категории N2, экологические характеристики которых соответствуют требованиям экологического класса 4 или выше, эксплуатируемых физическими лицами, — до 1 июня 2021 г.;
    • .
    • транспортных средств категории M2, экологические характеристики которых соответствуют требованиям экологического класса 4 или выше, эксплуатируемых физическими лицами, — до 1 февраля 2021 г.;
    • транспортных средств категорий M2, принадлежащих многодетным родителям, которые используются ими для перевозки членов своей многодетной семьи, — до 1 января 2022 г.

    Так вот, приведенные выше абзацы говорят о том, что определены следующие сроки на установку тахографов:

    • 1 февраля 2021 года — на автобусы физических лиц с разрешенной максимальной массой до 5 тонн, имеющие экологический класс 4 или выше.
    • 1 марта 2021 года — на грузовики физических лиц с разрешенной максимальной массой от 3,5 до 12 тонн, имеющие экологический класс 3 или ниже.
    • 1 июня 2021 года — на грузовики физических лиц с разрешенной максимальной массой от 3,5 до 12 тонн, имеющие экологический класс 4 или выше.
    • 1 января 2022 года — на автобусы многодетных родителей с разрешенной максимальной массой до 5 тонн.

    Отмена указанных пунктов приводит к тому, что с 1 января 2021 года тахографы становятся обязательными абсолютно для всех автобусов и грузовиков категории С, принадлежащих физическим лицам. И это станет довольно неожиданным для автовладельцев. Особенно для тех, кто собирался устанавливать тахограф только через год.

    Примечание. Мне не удалось найти другие нормативные документы, которые бы оставляли в силе указанные сроки. Возможно, такие документы еще будут опубликованы до конца года и в этом случае данная статья будет обновлена.

    Если Вам уже попадались такие документы, то напишите о них в комментариях к данной статье.

    В заключение хочу напомнить, что ранее на пддмастер была опубликована подробная статья, в которой рассмотрены транспортные средства, для которых тахограф является обязательным:

    Также напоминаю, что с 1 января 2021 года ожидается введение довольно большого количества новых автомобильных нормативных документов. И речь о них пойдет в следующих статьях на pddmaster.ru, так что не пропустите.

    Удачи на дорогах!

    эксперт по автомобильному законодательству России. Более 11 лет занимается изучением автомобильных нормативных документов и консультациями водителей. Автор аналитических статей и обучающих курсов. Руководитель проекта ПДД Мастер (pddmaster.ru).

    Источник https://www.mostaho-tachograph.ru/info/news/prikaz-mintransa-rossii-440-zamenit-prikaz-36-s-01-yanvarya-2021-goda/

    Источник https://www.monitoring-auto.ru/blog/2021/04/pravila-perevozki-gruzov-chto-izmenilos-v-2021-godu/

    Источник https://pddmaster.ru/novoe/tahograf-0121.html

    Читать статью  Статья 67.1. Временные ограничения на пользование должником специальным правом КонсультантПлюс
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: