Экологические требования к эксплуатации СТОА — Совершенствование системы технического обслуживания и ремонта автомобилей на предприятии ООО Донавто с разработкой кузовного цеха

Привет студент

В процессе эксплуатации важно обеспечить поддержание на исходном уровне всех выходных параметров автомобилей. Практика показывает, что сохранение автомобильного парка в исправном состоянии дает эффект уменьшения загрязнения окружающей среды, соизмеримый с ужесточением стандартов на выпускаемые машины. Поэтому особенно важно помнить о снижении воздействия на окружающую среду при техническом обслуживании автомобилей.

Техническое обслуживание (ТО) представляет собой совокупность работ и операций технологического процесса для поддержания или восстановления работоспособности машины.

Экологические характеристики автомобиля после ТО зависят от качества проведения и результатов контрольно-диагностических, регулировочных, электротехнических, смазочно-очистительных, шинных, заправочных работ.

Контрольно-диагностические работы заключаются в контроле состояния или работоспособности агрегатов, механизмов, приборов, систем и машины в целом по внешним признакам (выходным параметрам) без разборки или вскрытия механизмов. Объектами таких работ являются ходовая часть, механизм управления, электрооборудование, ДВС (системы охлаждения, зажигания, питания, кривошипно-шатунный и распределительный механизмы), трансмиссия (сцепление, коробка перемены передач, задний мост, карданная передача).

Регулировочные работы включают операции по восстановлению путем регулировки работоспособности агрегатов, механизмов и систем машины с помощью предусмотренных в них соответствующих устройств до уровня, требуемого правилами ее технической эксплуатации или техническими условиями (например, частоты вращения коленчатого вала ДВС на холостом ходу, свободного хода педали сцепления и др. ).

Крепежные работы состоят из проверки состояния резьбовых соединений деталей (болтов, шпилек, шплинтов) и крепления их (подтяжки), постановки крепежных деталей взамен утерянных и замены негодных.

Электротехнические работы заключаются в проверке внешнего состояния источников электроэнергии (аккумуляторной батареи, генератора с реле-регулятором и выпрямителем переменного тока) и потребителей электроэнергии (приборов системы зажигания, стартера, приборов освещения и сигнализации, контрольно-измерительных приборов), очистки от пыли, грязи и следов окисления контактных соединений, устранения неисправностей в результате диагностирования систем электрооборудования машины.

Работы по системе питания ДВС включают проверку внешнего состояния приборов этой системы (карбюратора, топливного насоса, воздушного фильтра и др. ), герметичности трубопроводов, устранение неисправностей и регулировку по результатам диагностики.

Смазочно-очистительные работы включают периодическое пополнение и смену масла в картерах агрегатов (ДВС, коробке перемены передач и др. ), смазку подшипников и шарнирных соединений трансмиссии, ходовой части, рулевого управления и кузова, заправку машины специальными жидкостями (тормозной, амортизаторной), очистку всех фильтров, замену фильтрующих элементов и отстойников. системы смазки.

Шинные работы состоят из проверки внешнего состояния покрышек шин с целью установления необходимости ремонта, удаления из протектора покрышек застрявших острых предметов, проверки внутреннего давления и доведения его до необходимого. В случае необходимости эти работы могут включать перестановку и замену шин.

Контрольные работы после завершения обслуживания включают проверку работы ДВС, действия тормозов, рулевого управления и других агрегатов и механизмов.

Заправочные работы включают заправку топливного бака машины и пополнения жидкостью системы охлаждения ДВС.

В приведенном перечне работ по ТО следует особо выделить диагностирование машин по показателям мощности, экономичности и влияния на окружающую среду, поскольку, по данным соответствующих исследований, до 30 % автомобилей эксплуатируются со значительным недоиспользованием мощности и перерасходом топлива. Основными причинами этого являются термодинамические потери ДВС и механические потери в трансмиссии автомобиля.

После диагностирования и устранения выявленных неисправностей средняя максимальная сила тяги увеличивается, а средний контрольный расход топлива уменьшается на 13 %. Восстановление колесной мощности автомобиля повышает его среднюю скорость движения, производительность его работы и снижает расход топлива. Соответствующие расчеты показывают, что в городских условиях в результате восстановления мощности при ТО техническая скорость автомобиля может возрасти на 7—8 %, а его производительность и экономичность увеличиваются на 4—5 %.

Рис. 1. Общая схема технологического процесса при капитальном ремонте автомобилей

Вместе с тем качественная реализация указанных выше работ по ТО машин может быть достигнута только на основе специализированных (автотранспортных) предприятий, поскольку лишь на них эффективно используются современные механизированные и автоматизированные технологические процессы. К таким предприятиям относятся следующие:

• базы централизованного технического обслуживания (ЦБТО);

• станции технического обслуживания (СТО);

• автозаправочные станции (АЗС).

Необходимо отметить, что на первых трех предприятиях независимо от вида ТО первоочередными являются уборочно-моечные работы, одной из задач которых является подготовка машины к последующим операциям ТО.

В общем случае экологическая безопасность автотранспортных предприятий должна обеспечиваться применением малоотходных технологий и внедрением стратегии более чистого производства. Однако в России эта стратегия пока не является составной частью государственной политики в области охраны окружающей среды. Поэтому внедрение более чистого производства может происходить только в результате инициативной деятельности предприятия. Для проявления такой инициативы руководству и коллективу предприятия должны быть понятны цели, преследуемые стратегией более чистого производства. Одной из характерных особенностей стратегии более чистого производства является ее интегрированный подход, при котором предотвращение загрязнения окружающей среды осуществляется путем разработки технических мероприятий (проектов), взаимосвязанных с их экологическими и экономическими оценками, и установления порядка их реализации с целью как сокращения образования отходов, так и экономии ресурсов.

Читать статью  10 правил, которые сделают путешествие на автомобиле комфортным и безопасным

Для производственных процессов более чистое производство означает более эффективное использование сырья, воды и энергоресурсов, исключение из применения токсичных и опасных материалов и предотвращение возникновения отходов и выбросов в месте их возможного появления.

Для готовой продукции и услуг стратегия более чистого производства направлена на снижение их влияния на окружающую среду в течение всего жизненного цикла продукта и/или услуги — от добычи сырья, необходимого для изготовления продукта и оказания услуги, до износа и окончательной ликвидации продукта и услуги.

Таким образом, можно заключить, что более чистое производство — это постоянное и системное применение стратегии предотвращения возникновения отходов и загрязнения с целью исключения или снижения их вредного воздействия на здоровье людей, окружающую и природную среду. Для стратегии более чистого производства характерны следующие признаки:

• постоянное применение — внедрение более чистого производства является постоянно действующим мероприятием, направленным на непрерывное улучшение экологических и экономических показателей промышленного предприятия;

• интегрирующее применение — методы стратегии более чистого производства исследуют технологический процесс целиком, они направлены на все составляющие окружающей среды, так как отходы и загрязнения возникают во всех материальных и энергетических потоках производства;

• превентивный подход — более чистое производство реализуется с помощью предотвращающих мероприятий, внедряемых в производственные технологии;

• стратегический подход — повторяемый системный подход, который направлен на рассмотрение всех экономически выгодных для предприятия возможностей предотвращения возникновения загрязняющих отходов, и только к остающимся отходам и загрязнениям применяются концевые технологии.

В соответствии со стратегией более чистого производства поиск наиболее оптимальных путей предотвращения вредного воздействия производственных процессов и его последствий на окружающую среду должен осуществляться путем разработки различных предложений и всестороннего рассмотрения их возможных вариантов с учетом как экологических, так и экономических аспектов. При этом принципиально важным является то, что предотвращение образования отходов должно проводиться в месте их образования. Поэтому анализ образования загрязняющих отходов следует проводить с конца «трубы», продвигаясь к началу «трубы», т. е. к началу технологического процесса, при одновременном определении мест возможного появления отдельных видов отходов и загрязнений в технологическом процессе. При таком подходе предложения по сокращению образования загрязняющих отходов непосредственно у источников их возникновения становятся экономически более выгодными, чем просто выплата штрафов за загрязнение окружающей среды или строительство крупных дорогостоящих очистных сооружений в конце «трубы», рассчитанных на переработку больших объемов отходов.

На основании этого можно сформулировать один из основных принципов более чистого производства, заключающийся в том, что предотвращать загрязнение выгоднее, чем платить за него. Данный принцип подчеркивает также исключительную важность проведения экономической оценки любого предложения экологического характера. В результате стратегия более чистого производства позволяет промышленному предприятию перейти от уже сложившегося принципа «загрязнитель платит» к принципу «предотвращение загрязнения выгодно».

Другой принцип более чистого производства базируется на проведении мероприятий по экологически и экономически выгодным способам сокращения потребления сырья, энергии, воды и других природных ресурсов, а также использовании и переработке ресурсов с меньшим воздействием на окружающую среду.

Не менее важный принцип более чистого производства в отношении политики предприятия и охраны окружающей среды заключается в следующем: прежде чем вложить средства в дорогостоящее оборудование на «конце трубы», необходимо провести экономическую и экологическую оценку и реализацию предложений и проектов по улучшению экологической безопасности производства.

Защита окружающей среды при уборочно-моечных работах.

Уборочно-моечные и обтирочные работы заключаются во внутренней уборке кабины водителя, платформы грузового автомобиля или салона машины, наружной мойке шасси и кузова и протирке его наружных частей, включая боковые, передние и задние стекла, и являются основным источником загрязнения сточных вод автотранспортных предприятий.

Мойку наружных частей кузова и шасси машины производят холодной или теплой (25—30 °С) водой. При этом, чтобы не вызвать разрушения окраски, разница между температурой воды и обмываемой поверхностью не должна превышать 18—20 °С. При пользовании мойкой чистой водой ее расход достаточно велик. Для повышения качества мойки и уменьшения расхода воды (в 2—3 раза) используют специальные моющие вещества — водные растворы синтетических поверхностно-активных веществ (СПАВ). Водные растворы СПАВ на обмываемую поверхность наносят с помощью пистолета или пульверизатора, после чего эта поверхность ополаскивается чистой водой. Таким образом, при мойке машины в процессе ТО образуются сточные загрязненные воды, проблема очистки которых здесь выходит на первый план с позиции уменьшения воздействия ТО машины на окружающую среду. При этом в настоящее время обязательным является использование на предприятии системы замкнутого (оборотного) водообеспечения.

Читать статью  Toyota Safety Sense (TSS) — помощник безопасного вождения — Toyota Corolla Fielder Hybrid, 1.5 л, 2016 года на DRIVE2

Выбор методов и оборудования для очистки сточных вод должен осуществляться, исходя из их количества и концентрации примесей.

Сточные воды от отдельных производств на ремонтном предприятии, а также на предприятиях по производству автомобилей объединяются для последующей очистки по преобладающим загрязнителям с учетом их объемов (слабозагрязненные воды одного или нескольких видов примесей; циансодержащие; кислотно-щелочные стоки; стоки, содержащие нефтепродукты).

В настоящее время очистка сточных вод производится двумя методами: местная (локальная), когда очистные сооружения располагаются на предприятии, и общая, когда сточные воды от предприятия спускаются в канализацию, где они смешиваются с городскими сточными водами и очищаются перед сбросом в водоемы. В первом случае очистные сооружения, как правило, находятся в ведении предприятия, во втором — коммунальных служб. Местная очистка производится обязательно, если сточные воды предприятия могут нарушить работу городской канализации, например оказать разрушающее действие на материал труб и элементы очистных сооружений. Не допускается также спуск сточных вод предприятия в канализацию, если они содержат: более 500 мг/л взвешенных и всплывающих веществ; вещества, способные засорять сети или отлагаться на стенках труб; горючие примеси и растворенные газообразные вещества, способные образовывать взрывоопасные смеси; вредные вещества, препятствующие биологической очистке, имеющие температуру свыше 40 °С. Местной очистке могут подвергаться сточные воды от одного цеха или даже от отдельных видов технологического оборудования и процессов. И только после очистки такие сточные воды могут сбрасываться в городскую сеть.

Экологические требования к эксплуатации СТОА

Экологическая безопасность предприятий автосервиса может быть достигнута: путем повышения культуры производства; внедрения безотходных и ресурсосберегающих технологий ТО и ТР автомобилей, адекватных техническому уровню транспортных средств; использования экологически безопасных материалов для восстановления их работоспособности; устройства инженерных средств защиты окружающей среды для обеспечения соответствия санитарно-гигиеническим нормативам уровней загрязнения атмосферного воздуха, водных ресурсов и почвы.

Основными направлениями повышения экологической, санитарной безопасности на предприятиях автосервиса должны быть следующие:

— разработка и внедрение экологически безопасных, безотходных и ресурсосберегающих технологий ТО и ТР автомобилей; использование технологий ТО и ТР на объектах автосервиса, адекватных уровню экологической безопасности автотранспортных средств;

— введение управления охраной окружающей среды (согласно ГОСТ Р И СО серии 14000);

— разработка мероприятий по сокращению производственных выбросов, сбросов и отходов;

— использование экологически чистых материалов и технологий;

— сбор и утилизация собственных производственных отходов и оказание аналогичных услуг эксплуатационными предприятиями;

— разработка и введение системы экономического стимулирования действий персонала по повышению экологической безопасности объектов автосервиса и т.п.

На предприятии автосервиса (в зависимости от его масштабов) может быть создан отдел охраны окружающей среды либо введена должность эколога (инженера по охране окружающей среды). Эффективность работы предприятия по обеспечению собственной экологической безопасности в значительной степени зависит от работы персонала экологической службы, основными задачами которой являются:

— контроль за соблюдением в подразделениях предприятия действующего экологического законодательства, инструкций, стандартов и нормативов по охране окружающей среды;

— контроль за соблюдением технологических режимов природоохранных объектов, анализ их работы;

— контроль за эксплуатацией очистных и защитных сооружений;

— контроль за соблюдением экологических стандартов и нормативов, за состоянием окружающей среды в районе расположения предприятия;

— контроль за соответствием состояния технологического оборудования требованиям природоохранного законодательства;

— составление технологических регламентов, графиков аналитического контроля, инструкций и другой технической документации;

— разработка и внедрение мероприятий, направленных на выполнение требований экологического законодательства по соблюдению стандартов и нормативов в области охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов, создание экономики замкнутого цикла при проектировании, строительстве и эксплуатации новых объектов предприятия, а также расширении и реконструкции действующих производств;

— составление перспективных и текущих планов по охране окружающей среды, контроль за их выполнением; о разработка мер по улучшению охраны окружающей среды на основе изучения и обобщения передового опыта отечественных и зарубежных предприятий;

— обеспечение проведения экологической экспертизы ТЭО проектов, а также создаваемых новых технологий и устанавливаемого оборудования;

— участие в работе комиссий по проведению экологической экспертизы деятельности предприятия;

— расчет рисков для состояния окружающей среды, возникающих при реализации предприятием программ по очистке и других природоохранных мероприятий;

Читать статью  Установка сигнализации своими руками, мозгами, нервами… Главное — желание! — Subaru Impreza, 2.0 л, 2003 года на DRIVE2

— разработка мер по предотвращению загрязнения окружающей среды, предупреждению возможности аварий и катастроф;

— соблюдение экологических норм, обеспечивающих благоприятные условия труда;

— расследование причин и последствий выбросов вредных веществ в окружающую среду, подготовка предложения по их предупреждению;

— организация и проведение работ по созданию на предприятии эффективной системы экологической информации, распространяемой на всех уровнях управления, ознакомление работников предприятия с требованиями экологического законодательства;

— ведение учета показателей, характеризующих состояние окружающей среды, создание системы хранения сведений о несчастных случаях, данных экологического мониторинга, документации по ликвидации отходов и прочей информации экологического характера;

— составление установленной отчетности.

Решение поставленных задач предъявляет высокие требования к уровню профессиональной подготовки персонала экологической службы предприятия, который должен знать:

— экологическое законодательство, нормативные и методические материалы по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов, системы экологических стандартов и нормативов;

— технологические процессы ТО и ТР автомобилей, гаражного и другого оборудования, имеющегося на предприятии;

— устройство, принципы работы, эксплуатационные условия и требования к очистным сооружениям и оборудованию;

— производственную и организационную структуру предприятия и перспективы его развития;

— основы экономики, организации производства, труда и управления;

— средства контроля соответствия технического состояния оборудования предприятия требованиям охраны окружающей среды и рационального природопользования, действующим экологическим стандартам и нормативам;

— методы и устройство технических средств экологического мониторинга;

— порядок проведения экологической экспертизы предплановых, предпроектных и проектных материалов;

— порядок учета и составления отчетности по охране окружающей среды;

— передовой отечественный и зарубежный опыт в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов;

— правила и нормы охраны труда.

Действующими нормативными документами установлены следующие квалификационные требования к персоналу экологической службы предприятия:

— начальник отдела охраны окружающей среды — высшее профессиональное образование и стаж работы по специальности на инженерно-технических и руководящих должностях по охране окружающей среды не менее 5 лет;

— инженер по охране окружающей среды (эколог 1-й категории — высшее профессиональное образование и стаж работы в должности инженера по охране окружающей среды (эколога) 2-й категории не менее 3 лет;

— инженер по охране окружающей среды (эколог) 2-й категории — высшее профессиональное образование и стаж работы в должности инженера по охране окружающей среды (эколога) не менее 3 лет;

— инженер по охране окружающей среды (эколог) — высшее профессиональное образование без предъявления требований к стажу работы.

Экологическая безопасность при проведении технического обслуживания и ремонта автомобилей

Автор: Черкашенина Татьяна Викторовна
Должность: студент, 1 курс магистратура
Учебное заведение: ФГБОУВО «Иркутский Национальный исследовательский технический университет»,
Населённый пункт: город Иркутск
Наименование материала: статья
Тема: Экологическая безопасность при проведении технического обслуживания и ремонта автомобилей
Раздел: среднее профессиональное

Экологическая безопасность при проведении технического

обслуживания и ремонта автомобилей

Черкашенина Татьяна Викторовна

Студентка 1 курса магистратуры

Специальность «Техническая эксплуатация автомобилей»

ФГБОУВО «Иркутский Национальный исследовательский технический

Современные автомобили занимает важное место в экономике и жизни

глобальных экологических проблем. На сегодняшний день количество только

легковых автомобилей в мире приближается к отметке 1 миллиард, что не

очень благоприятно сказывается на окружающем нас мире.

среды. Техногенные воздействия автомобильного транспорта на природную

состоянием атмосферы, гидросферы и литосферы.

Использование автомобилей наносит ощутимый вред окружающей среде:

различных загрязнений в атмосфере происходит разрушение озонного слоя,

который предохраняет земную поверхность от солнечной радиации. С осадками

загрязняющие вещества возвращаются на Землю и попадают

почву. Сточными водами, которые содержат и тяжелые металлы – свинец,

ртуть, цинк, медь, кадмий загрязняются водные пространства и почва. Среди

эксплуатации определяется как основной источник негативного воздействия на

человека приведена на рис.1.

Рисунок 1 — Доля загрязнений от различных сфер деятельности человека

В связи с динамичным ростом автомобилизации и в особенности с ее

экономичных, эргономичных и экологичных автомобилей. В связи с этим —

проблемой, а обеспечение экологической безопасности – одним из важнейших

Промышленность

автомобильным транспортом, является одной из важнейших проблем, стоящих

собственно, его создание (проектирование и производство), эксплуатация и

утилизация. Каждый этап является предметом человеческой деятельности и

использования природных ресурсов, а, следовательно, оказывает техногенное

Источник https://privetstudent.com/referaty/referaty-po-ekologii/1425-podderzhanie-ekologicheskoy-bezopasnosti-avtomobilya-pri-tehnicheskom-obsluzhivanii.html

Источник https://studbooks.net/2381327/tehnika/ekologicheskie_trebovaniya_ekspluatatsii_stoa

Источник http://pedrazvitie.ru/servisy/publik/publ?id=27045

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: