Audi отмечает 40-летие пятицилиндровых двигателей
Большинство автомобилей в наши дни оснащены скучными двигателями: рядные «четверки», «оппозитные» шестерки, V8, V12… Сплошные четные числа. Сегодня нам хочется поговорить о моторах с нечетным числом цилиндров, и хотя в последнее время экологические и экономические нормы вынуждают автопроизводителей все чаще обращаться к 3-цилиндровым моторам, они не станут участниками нашего обзора. Сосредоточимся на более эксклюзивных вещах.
Wright R-1820. Одни из самых красивых двигателей с нечетным количеcтвом цилиндров — это радиальные двигатели времен Второй мировой войны. 9-цилиндровый Wright R-1820 в количестве 4 штук приводил в действие тяжелый бомбардировщик Boeing B-17 по прозвищу «Летающая крепость». В зависимости от применения двигатель выдавал от 700 до 1 500 л. с. Единственная проблема с радиальными двигателями состояла в том, что они были непомерно огромны. На самом деле это совсем не проблема для самолета, но когда речь заходит об автомобиле… Тем не менее, многие умельцы умудрялись засовывать радиальные моторы в легковые машины, которые при этом выглядели довольно смешно.
Volkswagen VR5. Еще в 1983 году Oldsmobile разработал дизель V5, но так и не отправил его в производство. Таким образом VR5 от Volkswagen — это первый серийный блок, который использовал 5 цилиндров в V-конфигурации. Первая 2,3-литровая версия выдавала 150 л. с. и 205 Нм и устанавливалась на Passat, Golf и Bora. Это был странный нетрадиционный концепт, который при этом еще и фантастически звучал!
3-цилиндровый двухтактный мотор Saab. Для своих знаменитых двухтактных моторов Saab сначала использовал 2 цилиндра, но впоследствии перешел на продольно расположенную «тройку». Двигатель имел объем 748 кубических сантиметров и выдавал 33 л. с. Он устанавливался на Saab 93, Sonett обоих поколений, 95, 96 и некоторые другие модификации. Для Sonett были разработаны форсированные версии мощностью 58 л. с., и это поистине были спорткары конца 50-х годов.
Alfa Romeo JTD. Это семейство дизелей ведет свою историю с 1997 года. Разработаны Fiat Group совместно с подразделением GM Powertrain. Вершиной является 2,4-литровый 5-цилиндровый JTD, устанавливаемый на Alfa Romeo 159 и Brera. Он выдавал 210 л. с. и 400 Нм крутящего момента. В результате чип-тюнинга мощность можно поднять до 273 л. с., а момент — до 495 Нм. Очень быстрый дизель!
Volvo Modular. Конечно все знают о рядных пятицилиндровых моторах от Volvo. C запуска Volvo 850 в 1992 году эти двигатели были неотъемлемой частью шведской линейки и даже питали Ford Focus ST и RS. К сожалению, в 2014 году Volvo объявили, что прекращают их производство.
5-цилиндровые моторы Audi. История Audi тесно переплетается с 5 цилиндрами. Началось все в 1976 году с 2,1-литрового мотора с одним верхним распредвалом на Audi 100, однако гораздо интереснее присутствие этих двигателей в автоспорте. В абсолютно безумной «группе В» (для настоящих мужиков) классического ралли Audi S1 Sport Quattro E2 использовал 650-сильный 5-цилиндровый мотор, а к 1987 году инженеры готовили 1000-сильную версию, но ей не суждено было бороться на трассе, поскольку опасная «группа В» была упразднена. Немецкий «пятицилиндровик» популярен в европейских чемпионатах по дрэг-рейсингу: 2,2-литровый 20-клапанный 5-цилиндровый агрегат способен в экстремальных модификациях выдать более 1 мегаватта (1 340 л. с.).
7-цилиндровые моторы AGCO Sisu. Это единственный 7-цилиндровый двигатель, когда-либо использованный на сухопутном транспортном средстве (по крайней мере единственный на сегодняшний день). Кто-то не вполне нормальный из AGCO решил, что состыковать 3- и 4-цилиндровый дизели будет отличной идеей. И они заставили эту систему работать! Мотор устанавливается на сельхозтехнику, и именно ему многие люди Земли обязаны за хлеб на своем столе.
3-цилиндровый аксиальный двигатель Джона Делореана. Аксиальный двигатель — это тип двигателя с возвратно-поступательным движением поршней, в котором вместо обычного коленчатого вала используется шайбовый механизм. Поршни поочерёдно давят на наклонную шайбу, принуждая её вращаться вокруг своего центра. Гениальный инженер, изобретатель и конструктор Джон Делореан мечтал перевернуть автоиндустрию. Все знают его DMC-12 из кинофильма «Назад в будущее», в котором применено множество революционных решений. Но мало кто знает, что Делореан хотел дополнить уникальную машину уникальным мотором. Среди найденных после его смерти чертежей были и чертежи аксиального ДВС. Он использовал три цилиндра, расположенные в виде треугольника. Каждый из цилиндров имел двухсторонний поршень, что делало возможным две камеры сгорания на цилиндр. Таким образом мы получали 3-цилиндровый 6-поршневый мотор. Делореан задумал его в 1954 году, но начал разрабатывать лишь в 1979-м. По каким-то причинам рождение двигателя так и не состоялось…
Wärtsilä-Sulzer RT-Flex 96C. Серия громадных финских двигателей для морских судов. Перед вами 13-цилиндровая версия. Существует и 14-цилиндровый мотор, который является крупнейшим в мире поршневым двигателем внутреннего сгорания. Высота такого двигателя — 13,4 метров, длина — 27 метров, сухая масса — 2300 тонн, максимальная мощность — 108 920 лошадиных сил.
Lanz Eilbulldog. Культура немецких классических автомобилей не ограничивается «Мерседесами» и «Майбахами». Взгляните на Lanz Eilbulldog, который производился с 1921 по 1960 годы. Он использовал одноцилиндровый 10-литровый (. ) двигатель мощностью от 12 до 55 л. с. в зависимости от года выпуска. Это один из тракторов-работяг, вытянувший немецкую экономику. Он мог сжигать отработавшее масло, когда поблизости не было бензина. Просто взгляните, как заводится эта штука!
Поршни и поршневые кольца
Зазор между поршнем и стенкой цилиндра | ||
Новые | 0.025 мм | |
Предельный износ | 0.08 мм | |
Зазор поршневого кольца в канавке | ||
Новые | 0.02-0.07 мм | |
Компрессионные кольца | 0.02-0.07 мм | |
Маслосъемное кольцо | 0.02-0.06 мм | |
Предельный износ | 0.15 мм | |
Расточка цилиндра | ||
Максимальная овальность | 0.04 мм | |
Зазор в замке кольца | ||
Новое компрессионное | 0.30-0.40 мм | |
Новое маслосъемное | 0.25-0.50 мм | |
Предельный износ | 1.0 мм |
Audi отмечает 40-летие пятицилиндровых двигателей
40 лет назад, в августе 1976 года, компания Audi впервые представила свой первый серийный автомобиль, оснащенный бензиновым пятицилиндровым мотором.
Первой моделью марки, получившей подобный двигатель, стал седан Audi 100 второго поколения (C2). Инжекторный мотор имел рабочий объем 2144 см³ и развивал мощность в 136 л. с. при 5700 об/мин и максимальный крутящий момент в 185 Нм при 4200 об/мин.
В продажу «сотка», оснащенная этим двигателем поступила в марте 1977 года, с сентября 1979-го 5-цилиндровый мотор стал доступен на Audi 200, а в августе1982 года этот же двигатель «переехал» под капот Audi 100 третьего поколения (C3).
В 1978 году компания из Ингольштадта представила на «сотке» второго поколения свой первый пятицилиндровый дизель. Атмосферный мотор объемом 2.0 л выдавал смешные по нынешним временам 70 л. с. мощности и 123 Нм крутящего момента. Этот двигатель использовался также на Audi 100 (C3). В 1984 году вышла его турбированная версия мощностью 87 л. с.
В 1980 году модификацию с турбонаддувом получил также 2,1-литровый бензиновый мотор. Он развивал мощность в 170 л. с. при 5300 об/мин и максимальный крутящий момент в 265 Нм при 3300 об/мин. Двигатель дебютировал на модели Audi 200 5T (C2), считающейся первым автомобилем премиум-класса немецкой марки.
Следующей вехой в истории развития пятицилиндровых моторов марки Audi стал 1989 год. На автосалоне во Франкфурте компания представила Audi 100 TDI: первый в истории серийный автомобиль с 5-цилиндровым дизелем с турбонаддувом и прямым впрыском топлива. 2,5-литровый двигатель развивал 120 л. с. и 265 Нм. Мотор использовался также на «сотом» седане третьего и четвертого поколений – с 1994 года его мощность возросла до 140 л. с., а крутящий момент – до 290 Нм.
В том же году 5-цилиндровые моторы стали применяться также на более доступных моделях Audi. Первой стала A4 (B5). В конце 90-х, правда, подобные движки оказались полностью вытесненными моторами V6. Последними массовыми 5-цилиндровыми агрегатами стали 2.5 TDI на Audi A6 и 2.3Turbo на Audi S6 – их выпуск был прекращен в 1997 году.
В 2009 году состоялось их громкое возвращение. 2,5-литровый 5-цилиндровый бензиновый турбомотор с непосредственным впрыском топлива мощностью 340 л. с. стал устанавливаться на спорткупе Audi TT RS, а впоследствии – на «заряженные» хэтчбек RS 3 Sportback и кроссовер RS Q3.
Сегодня мотор 2.5 TFSI на Audi TT RS развивает 400 л. с. В нынешнем году он был седьмой раз подряд назван «Двигателем года» в своей категории в рамках одноименного международного конкурса.
Распределительный вал
Основные характеристики | |
Макс. осевое биение | 0.01 мм |
Макс. осевое перемещение | |
10-клапанный двигатель | 0.15 мм |
20-клапанный двигатель | 0.20 мм |
Рабочий зазор подшипника | |
10-клапанный двигатель | 0.1 мм |
20-клапанный двигатель | 0.2 мм |
Пятицилиндровый двигатель
На определенных оборотах вибрация становится более заметной и неравномерное перемещение переднего конца вала в эти моменты может вызывать проблемы, связанные с механизмами привода клапанов, а вообще, вибрация двигателя при наиболее неблагоприятных обстоятельствах может привести к поломке коленчатого вала в результате усталости материалов. Для предупреждения возникновения вибрации на тех оборотах, на которых вибрация особенно сильная, устанавливается гаситель крутильных колебаний. Гаситель колебаний изображен на рис. 12.7 и состоит из небольшого маховичка, соединенного через резину со ступицей, прикрепленной к переднему концу коленчатого вала.
В моменты возникновения вибрации постоянная скорость маховичка сглаживает ускорение и замедление вала. Амплитуда вибрации уменьшается благодаря поглощению резиной колебательной энергии. Гасители крутильных колебаний не нужны на двигателях с короткими и жесткими коленчатыми валами, какие бывают у четырехцилиндровых двигателей.
Момент открытия/закрытия клапанов (при подъеме 1 мм)
Код двигателя | PS | KV, NG | 7A |
Открытие впускного | 2° после ВМТ | ВМТ | 6° ВМТ |
Закрытие впускного | 31° после НМТ | 41° после НМТ | 38° после НМТ |
Открытие выпускного | 31° до НМТ | 41° до НМТ | 42° до НМТ |
Закрытие выпускного | 2° до ВМТ | 1° после ВМТ | 3° до ВМТ |
О двигателях Volkswagen Passat 3, 4 и 5 поколение (1988 — 2005)
Автомобиль Volkswagen Passat является популярной европейской моделью, относящейся к среднему D классу. Автомобиль увидел свет в 1973 году, со временем выходили все новые и новые поколения автомобиля, менялись и устанавливаемые на них двигатели.
В модельном ряду Volkswagen Passat располагается между Гольфом/Джеттой и более крупным Фаэтоном. В рамках данной статьи мы рассмотрим движки, которые ставили на третье, четвертое и пятое поколение автомобилей Volkswagen Passat, их характеристики и недостатки.
ДВИГАТЕЛЬ VOLKSWAGEN EA827
Движок EA827 имеющий рабочий объем 1.6 л., является уменьшенным вариантом двигателя 1.8 л. В двигателе предусмотрено использование короткоходного коленвала, имеющего ход 77.4 мм (в отличие от 86.4 мм), блок имеет прежнюю высоту. У головки блока цилиндров, используемой в данном двигателе, 8 клапанов SOHC 8V.
Есть и варианты в виде инжектора. У таких версий имеется система изменения фаз газораспределения на впускном валу. А так же присутствуют гидрокомпенсаторы, благодаря чему не нужно регулировать клапана. Работа ГРМ строится на основе ремня, поэтому нужно следить за его состоянием, так как в случае обрыва могут гнуться клапана. Под конец двухтысячных движок заменило свежее поколение силовых агрегатов 1.2 TSI серии EA111 и EA211 от Фольксваген.
Если вести речь о неисправностях и слабых местах двигателя, можно отметить следующие. Движок вибрирует. Это скорее специфика данного двигателя нежели какая-то неисправность. Исправить это можно перепрошивкой, и путем подъема холостых. Нарушения холостого хода. В этом случае необходима проверка форсунок, регулятора холостого хода (РХХ), и дроссельной заслонки.
Высокое потребление масла. Можно попробовать заменить маслосъемные колпачки или кольца. Движок шумит и стучит. Большинство подобных звуков возникает из-за гидрокомпенсаторов. Бывает, что возникают трещины впускного коллектора, что впоследствии вызывает троение. В таких случаях нужно будет менять коллектор.
ДВИГАТЕЛЬ VOLKSWAGEN-AUDI EA113
Двигатель серии ЕА113 TFSI объемом в два литра появился в 2004 году он разрабатывался на основе атмосферного двигателя, в котором применялся непосредственный впрыск горючего, VW 2.0 FSI. Основное отличие в этих двигателях — наличие турбонаддува. Кроме того, значительная мощность силового агрегата требует грамотной подготовки, двигатель TFSI использует не алюминиевый блок цилиндров, а блок из чугуна, блок имеет доработанный уравновешивающий механизм и два балансирных вала.
Также двигатель отличает наличие коленчатого вала, имеющего толстые упорные приливы, подстроенные для пониженной степени сжатия поршни на усиленных шатунах. Довершает все доработанная 16 клапанная двухвальная ГБЦ, имеющая новые распределительные валы, клапаны, усиленные пружинками, измененные впускные каналы.
Двигатель 2.0 TFSI имеет гидрокомпенсаторы, фазовращатели на впускном валу, непосредственный впрыск топлива, привод ГРМ использует ремень, со сроком службы около 90.000 км. Присутствует небольшая турбина BorgWarner К03 (с давлением 0.6 бар), обеспечивающая ровную полку момента начиная от 1800 об/мин. Более серьезные варианты комплектуются турбиной большей производительности — ККК К04.
Среди недостатков отмечают, как правило, следующие. Высокий расход масла. Можно решить путем замены клапанов ВКГ или через замену маслосъемных колпачков и колец. Двигатель может стучать или дизелить. Возможная причина, износ натяжителя цепи распредвалов.
Топ-5 автомобилей с пятицилиндровыми двигателями
5 автомобилей с пятицилиндровыми моторами, о которых мы с вами почти забыли.
Четырех, шести и восьмицилиндровые двигатели являются для нас (автомобилистов) обычным явлением. Но вот пятицилиндровые моторы в автопромышленности явление очень редкое. Впервые на мировой автоарене пятицилиндровый бензиновый мотор был представлен компанией «Ауди» на втором поколении автомобилей марки Audi 100. C тех пор в мире появилось немало авто-моделей с пятицилиндровыми моторами. К большому нашему сожалению многие потрясающие модели машин многими из нас совсем были позабыты. Давайте уважаемые читатели вместе вспомним о тех наиболее знаковых автомобилях на которых устанавливались 5-ти цилиндровые силовые агрегаты (двигатели).
Автомобильная компания «Ауди» в отличие от других автопроизводителей, выпустившая и установившая впервые на автомобиль Ауди 100 свой пятицилиндровый мотор, продолжает свою когда-то начатую традицию, она до сих пор продолжает оснащать некоторые свои модели машин силовыми агрегатами (двигателями), у которых пять цилиндров. Так например, в Ауди 100 2,5 TFSI установлен тот же 5-ти цилиндровый двигатель, который начиная с 2010 года 7 раз подряд признавался лучшим силовым агрегатом года.
Стоит здесь же отметить, что все новые Audi TT RS в наши дни до сих пор оснащаются таким же подобным мощным пятицилиндровым мотором.
Но компания «Ауди» не единственный автопроизводитель, который использовал для машин пятицилиндровые силовые агрегаты. Вот пять других моделей автомобилей, которые также имеют у себя моторы с пятью цилиндрами. И так друзья, можете с ними ознакомиться.
Компания «Хонда» известна многим автомобилистам своими впечатляющими четырехцилиндровыми двигателями, которые имеют потрясающее соотношение лошадиных сил на 1 литр объема мотора. Но знаете ли вы о том, что эта Японская компания оснащала свой автомобиль Acura Vigor 2,5-литровым 5-ти цилиндровым мотором? Нет.
Эту машину вряд ли кто из вас знает, так как этот автомобиль был очень редким даже на самом авто рынке США, для которого и выпускалась эта самая модель. Данная модель машины представляла из себя что-то среднее между моделью Honda Integra и моделью авто Legend.
Пятицилиндровый мотор в Acura Vigor был установлен продольно, как-будто эта машина была заднеприводной, хотя на самом деле данный автомобиль естественно был переднеприводным.
Мало кто знает из вас (нас) знает о том, что компания «Mercedes-Benz» в какое-то время оснащала свои некоторые дизельные модификации машин в кузове W123 пятицилиндровыми моторами. Это семейство двигателей считалось на то время одним из самых надежных. Некоторые эксперты считали и до сих пор считают, что благодаря этим силовым агрегатам популярность автомобилей Мерседес в кузове W123 в 1980-х годах значительно выросла.
Компания «Land Rover» использовала свои пятицилиндровые дизельные двигатели Td5 на своих популярных внедорожниках -Defender. С 1998 года этот Land Rover Defender поставлялся с турбированными дизельными 5-ти цилиндровыми агрегатами (двигателями). Производство данных моторов прекратилось в конце 2006 года.
Как и фирма «Ауди» автокомпания «Вольво» регулярно используют на своих моделях авто пятицилиндровые двигателя. Например, на той-же мощной версии авто Volvo 850, производившейся (выпускавшейся) с 1996 по 1997 год, стоял пятицилиндровый силовой агрегат (мотор). А на авто-модели Volvo 850 R устанавливался уже 2,3-литровый турбированный мотор и с теми же 5(пятью) цилиндрами.
В последнее время и в связи с выходом на рынок новой модели автомобиля Ford Focus RS, стала потихоньку забываться старая модель компании, которая оснащалась в то время 5-ти цилиндровым двигателем. Этот мотор имел такой же объем двигателя, как и другие 5-ти цилиндровые моторы автомашин Ауди, т.е.- 2,5 литра. Стоит друзья отметить, что этот 5-ти цилиндровый двигатель до сих пор используется (применяется) во многих современных автомобилях марки Форд.
Но с учетом мощности уже нового автомобиля Ford Focus RS к сожалению, публика (автомобилисты) быстро забудут об этой старой модели авто, в которой когда-то устанавливался очень даже неплохой силовой агрегат с 5(пятью) цилиндрами.
Посмотрите на 8 знаковых автомобилей с пятицилиндровым двигателем
От дизельного «Дефендера» до бешеного универсала Audi RS 2.
Audi Quattro
Дебютировавшее весной 1980 года на мотор-шоу в Женеве купе Audi Quattro по сей день остается одним из самых узнаваемых автомобилей компании из Ингольштадта.
Именно с этой машины берет начало одноименная фирменная система полного привода. И именно она принесла марке красивейшие победы в Чемпионате мира по ралли в 1983-м (Ханну Микола) и 1984-м (Стив Бломквист) годах.
В движение Audi Quattro, выпускавшуюся вплоть до распада Советского Союза, приводит рядная «турбопятерка» объемом от 2,1 до 2,2 литра и мощностью от 200 до 220 л.с.
Audi RS 2 Avant
Родоначальник спортивной линейки RS разрабатывался в тесном сотрудничестве с Porsche и был официально представлен во Франкфурте в 1993 году.
Благодаря впечатляющей отдаче (319 сил и 410 «ньютонов») наддувной «пятерки» объемом все те же 2,2 литра, первая сотная покорялась «сараю» за 4,8 секунды, а максималка достигала 262 км/ч.
За полтора года собрали лишь 2891 экземпляр.
Материалы по теме:
Volvo 850 T5-R
Моторная линейка 850-го семейства, производившегося с 1991 по 1997 годы, состоит исключительно из «пятигоршковых» моторов. Самый слабый из них обладает рабочим объемом в два литра и развивает 126 сил. Но давайте заглянем на противоположный полюс!
Из топовой для модели эпохальной «турбопятерки» с индексом B52324T4 (2,3 литра) мотористы умудрились выдуть аж 250 «лошадей». Седаны и универсалы с этим двигателем легко выезжают из семи секунд при разгоне до сотни.
Быстрые «вагоны» здесь:
Ford Focus RS
«Турбопятерки» Volvo оказались настолько удачными и живучими, что не уходили со сцены на протяжении пары десятилетий. Под капотом дебютировавшего в 2008 году хот-хэтча Ford Focus RS прописался (поперечно!) 2,5-литровый двигатель все того же семейства.
В распоряжении владельцев базовых версий «зажигалки» 305 сил и 440 Нм. Дебютировавшая в 2010 году и еще более злая модификация RS500 может похвастать показателями в 350 л.с. и 460 «ньютонов».
Volkswagen Bora
Под занавес девяностых ставку на пятицилиндровые двигатели сделали и ребята из Вольфсбурга. Причем выбрали крайне диковинную для «нечетных» моторов V-образную компоновку. Подобные «пятерки» устанавливали на модели Bora и Golf IV, а также родственный Seat Toledo.
Мощность 2,3-литрового «сердца», получившего обозначение VR5, зависела от числа клапанов (10 или 20) и варьировалась от 150 до 170 сил.
А нынче другие тренды:
Mercedes-Benz W123
Легендарный седан с индексом W123 – предтеча E-класса – стал первым в истории «Мерседесом», примерившим пять цилиндров. Причем речь идет о дизеле.
На ранних версиях трехлитровая «пятерка» с заводским индексом OM617 выдавала предельно скромные 80 сил. Чуть позже отдачу довели до 88 л.с. С наддувной же версии 300TD снимали вполне приличные 125 «лошадок».
А еще этот двигатель славится баснословной надежностью.
Но не всем везет одинаково:
Alfa Romeo 159
Еще одна дизельная «пятерка» отлично знакома фанатам итальянской техники. В распоряжении предшественников седана Alfa Romeo Giulia – моделей 156 и 159 – был фиатовский двигатель 2.4 Multijet.
Во времена ранних 156-х с мотора снимали 136 «лошадей», с появлением 159-й добились отдачи в 210 сил и 400 «ньютонов».
Привет с Аппенин:
Land Rover Defender
Разумеется, один из самых «долгоиграющих» и неубиваемых внедорожников планеты, выпускавшийся без серьезных конструктивных изменений практически семь десятилетий (1948 – 2016), не мог обойтись без неприхотливого дизельного мотора. И таким двигателем стал 2,5-литровый пятицилиндровый агрегат TD5 собственной разработки Land Rover.
В 2007 году «пятерку», развивавшую от 122 до 220 сил (в зависимости от версии) заменили на четырехцилиндровый «коммерческий» турбодизель Ford Duratorq.
Источник https://drajver.ru/vidy-i-marki/5-cilindrovyj-dvigatel.html
Источник https://1gai.ru/publ/517330-top-5-avtomobiley-s-pyaticilindrovymi-dvigatelyami.html
Источник https://ru.motor1.com/features/446971/five-pot-engine-cars/