Как пользоваться газовым оборудованием на автомобиле (инструкция по эксплуатации ГБО)

Как правильно эксплуатировать ГБО 2-4 поколения на авто

Соблюдение определенных правил при эксплуатации машины с ГБО является залогом её экономичной, безопасной, а также безотказной работы.

О том, как пользоваться газовым оборудованием на автомобиле и какие дополнительные меры безопасности нужно соблюдать пойдет речь в данной статье.

Схема включения ГБО

Подбор поколения газовой системы зависит от типа двигателя авто. Газобаллонная установка с 1-го по 3-е поколение ставиться как на инжекторные, так и карбюраторные машины. Современная система распределённой подачи топлива (4-ая генерация) подходит только для инжекторных моторов.

В зависимости от вида ДВС и способа подачи газа, включение ГБО разных поколений имеет ряд принципиальных отличий.

Карбюраторный двигатель

Пуск эжекционного оборудования (1,2,3 поколение) на карбюраторе происходит в принудительном режиме.

Функционал таких установок позволяет заводить авто сразу на газе. Однако для сохранения мембраны редуктора-испарителя, запуск не прогретого двигателя (при любом поколении) рекомендуется осуществлять на бензине, особенно если температура окружающей среды ниже 0°C.

Чтобы включить газовое оборудование на карбюраторной машине нужно, после прогрева мотора от 35°С и выше перевести клавишу газ/бензин в нейтральное положение «0».

Таким образом, гаснет красный светодиод на корпусе кнопке, что свидетельствует о выключении бензинового клапана. После чего происходит вырабатывание штатного топлива из поплавковой камеры карбюратора.

Если сразу активировать режим «газ», двигатель может заглохнуть. Так как в камеру сгорания поступит два вида топлива.

Затем, не дожидаясь топливного голодания ДВС (приходит с опытом), необходимо переключить тумблер в режим подачи газа «II». Загорается зеленая индикация, которая сигнализирует о включении газового клапана.

Чтобы обратно перейти с газа на бензин нужно переключить клавишу в положение «I», минуя нейтральную позицию.

После остановки ДВС кнопка автоматически отключает газовый клапан.

Для запуска мотора на газовом топливе, у карбюраторных коммутаторов существует функция предпусковой подачи. Работает она следующим образом, в положении переключателя «II», нужно включить зажигание, после смены зеленого цвета индикатора на жёлтый можно заводить авто.

Второе поколение на инжекторной системе

Коммутатор газовой системы для инжектора также имеет три положения:

  • «I» — принудительная работа на бензине
  • «0» — принудительный газовый режим
  • «II» — полуавтомат

У разных производителей порядок режимов может отличаться.

При полуавтоматическом положении переключателя происходит запуск автомобиля сразу с бензинового топлива. Сделано это для прогрева силовой установки и редуктора ГБО соответственно. После повышения оборотов двигателя (перегазовка), машина переходит на газ. Количество оборотов регулируется при помощи потенциометра.

Инструкция для 4-го поколения

Газовое оборудование четвертого поколения работает полностью в автоматическом режиме. При нажатии кнопки ГБО, автомобиль заводится на бензине, а после нагрева редуктора-испарителя включается газ. Обратный переход возможен прямо в движении, путем деактивации переключателя вида топлива.

Температура переключения программируется при настройке оборудования.

Чтобы принудительно завести двигатель, используя газ, система ГБО 4 имеет функцию аварийную пуска.

Основные правила использования газового оборудования на авто

Чтобы беспроблемно ездить на машине с газовым оборудованием важно правильно и вовремя его обслуживать, что сюда входит:

  1. качественное, своевременное ТО установки
  2. периодическое освидетельствование баллона ГБО
  3. соблюдение элементарных норм безопасности при эксплуатации

Техобслуживание газовой системы желательно проводить при пробеге от 7до 10 тысяч км. На практике цифра может меняться, сильно зависит от качества газа и используемых расходных материалов.

Своевременность замены фильтрующих элементов и проверка системы на герметичность это основные требования, которые необходимо соблюдать в машине с ГБО. Тем более что эти работы легко можно выполнить самостоятельно.

Особенно стоит обратить внимание, если автомобиль куплен с рук. Не зависимо от мнения предыдущего владельца, нужно проверить и заменить фильтры.

Кроме смены фильтров для ГБО 2 поколения требуется слив конденсата из испарителя.

Также для безопасности имеет большое значение переосвидетельствование газовой ёмкости. Периодичность для пропановых баллонов составляет один раз в 2 года, для метановых от 2-5 лет (зависит от материала изготовления).

Покупая б/у авто с газовой системой, не стоит забывать, что сосуды имеют свои сроки годности. Вся информация должна присутствовать в паспорте баллона (табличка на баке).

Ко всему прочему для правильной и безопасной эксплуатации машины с ГБО установкой нужно придерживаться некоторых правил:

  • при длительных стоянках не оставлять систему под давлением, обязательно перекрывать подачу топлива из баллона (особенно в закрытых помещениях);
  • любой ремонт, связанный с газовым оборудованием производить только после предварительно перекрытия запорной арматуры емкости и выработки газа из магистралей (кран мультиклапана/ вентиль);
  • при обнаружении утечек сразу прекратить движение, а также перекрыть подачу газа до устранения проблемы, исключив возможные искры и открытый огонь (например, курение).

Применимо к инжекторным авто:

  • избегать не правильных «прикуриваний» другого автомобиля, что может вывести из строя не только электронный блок управления двигателя машины, но и контроллер газового оборудования 4-го поколения;
  • во избежание выхода из строя штатной топливной системы, при установленном ГБО, нужно периодически ездить на бензине. В баке желательно оставлять запас бензина хотя бы 20-25% от объема.

Бензиновые форсунки (особенно актуально для машин с непосредственным впрыском) и наос охлаждаются при постоянной циркуляции бензина. Малое количество топлива может повлечь перегорание насоса или выход из строя форсунок.

Также не стоит специально отключать бензонасос. Манипуляции путем подключения насоса через реле или полной его деактивации (можно вынуть предохранитель) ни к чему хорошему не приведут. В экстренной ситуации, к примеру, обгон, газ может закончиться, а насос, даже если включится, скорее всего, не успеет создать нужное давление.

Все о ГБО в 2022 году: установка, регистрация, штрафы и другое

Установка ГБО входит в число самых популярных доработок автомобилей. Специальное оборудование позволяет машине работать не только на бензине или солярке, но и на газе. Благодаря такой модернизации в некоторых случаях водители могут сэкономить значительные средства на топливе.

История создания машин на газу начинается еще XIX веке, когда англичанин С. Браун создал двигатель, который мог работать на светильном газе. В СССР выпуск автомобилей с газогенераторами начался в 1930-х годах. Первыми такими машинами стали ГАЗ-АА и ЗИС-5.

Новости 16 июня 2020 Власти предложили увеличить скидку при переводе машин с бензина на газ

Статьи 20 апреля 2018 Минимальный вред: в России придумали замену электромобилям

С тех пор ГБО постоянно модернизировалось, становилось безопаснее, надежнее и инновационнее. На данный момент современные газовые установки насчитывают уже шесть поколений и могут работать практически со всеми имеющимися двигателями. Впрочем, сама процедура перевода машины на газ в России потребует от автовладельца изрядного терпения.

И ее вряд ли можно назвать легкой. Дело в том, что любой тюнинг, который автопроизводители не оформили как заводской, считается незаконным. Поэтому установку нештатного оборудования, которое не значится в одобрении типа транспортного средства, необходимо согласовывать с ГИБДД. Для этого водителю придется собрать приличный список документов, потратить немало денег и времени.

Плюсы и минусы ГБО

Плюсы:

  • Для большинства автомобилистов главным плюсом в установке ГБО является денежная выгода. Дело в том, что в России сжиженный газ гораздо дешевле бензина;
  • Увеличение срока службы и качества работы свечей зажигания из-за уменьшения образование нагара на них;
  • Автомобили на газу наносят гораздо меньшей вред экологии, нежели машина с бензиновыми или дизельными двигателями. Транспортные средства с ГБО нельзя считать полностью «зелеными», однако содержание окиси углерода, окислов азота и углеводородов в выхлопе у них все же меньше.

Минусы:

  • Немалые затраты на приобретение ГБО и его последующую установку;
  • Установка ГБО становится экономически не выгода, если автомобиль используется редко, а поездки совершаются на небольшие расстояния. Также это относится к компактным машинам с небольшим расходом топлива;
  • При установке ГБО на новый автомобиль в некоторых случаях можно лишиться гарантии на двигатель;
  • ГБО занимает много пространства в багажнике и салоне машины. Для малогабаритных машин это не очень удобно;
  • Потеря в мощности. Этого не удастся избежать, так как газ имеет другое октановое число при неизменной степени сжатия. Особенно это актуально для двигателей небольшого объема;
  • Значительная потеря времени из-за процедур легализации такого тюнинга;
  • Возможные трудности с дальнейшей продажей автомобиля;
  • Запрет на парковку в некоторых подземных паркингах и иных непроветриваемых помещениях.

Каким бывает газобаллонное оборудование

В баллоны закачивается топливный газ — пропан-бутан или метан. Большинство легковых машин в России ездят именно на пропан-бутановой смеси, которая получается при переработке нефти. Хранится газ в специальных баллонах в сжиженном состоянии под давлением 1,2-1,6 мПа (12-16 атмосфер). Обычно баллон устанавливают за сиденьями или в нише для запасного колеса.

Читать статью  Какое гбо 4 поколения лучше поставить

Метан используется значительно реже и в основном на грузовиках. Гораздо чаще он является топливом для домашних газовых плит или котлов в частных домах. Хранится этот газ в особо прочных баллонах большого размера. Нередко установка таких емкостей может занять много места в машине.

Главный плюс метана — цена, которая в три раза ниже бензина. Однако при этом многие водители жалуются на снижении мощности двигателей при езде на метане. Кроме этого, не на всех заправках можно пополнить баллоны таким газом.

Установка ГБО

Все узлы газового оборудования подбираются к каждому автомобилю индивидуально. Главный элемент такой установки — газовый баллон. Обычного его объем не уступает бензиновому баку в машине. Чаще всего баллоны устанавливают в нишу для хранения запасного колеса. Остальные узлы ГБО подбирают в зависимости от мощности двигателя. По такому принципу, например, устанавливают редуктор, газовые магистрали и мультиклапан.

При этом специалисты настоятельно рекомендуют приобретать для установки на машину все узлы и детали ГБО от одного производителя. Проводить установку рекомендуют в профильных сервисах, зарегистрированных в налоговых органах. Также нелишним будет узнать, есть ли у них необходимые сертификаты и другие бумаги, которые могут понадобиться в дальнейшем при регистрации в ГИБДД.

Впрочем, некоторые водители решаются на самостоятельную установку оборудования или отправляются к гаражным умельцам. Однако в этих случаях гарантий безопасности и качества никто не даст.

На какие автомобили нельзя устанавливать ГБО

Ранее считалось, что ГБО нельзя ставить с двигателями с непосредственным впрыском топлива. Дело в том, что большое количество электронных приборов затрудняло возможность использования газа, и никто не был застрахован от возможных поломок и сбоев.

Но новые поколения ГБО (пятое и шестое) при желании можно адаптировать и к таким двигателям. Другое дело, что для корректной работы системе необходимо смешивать газ с некоторым количеством бензина (процентное соотношение может варьироваться). В результате, это может оказаться экономически невыгодно для автовладельца.

Стоимость установки ГБО

Услуги по установке газового оборудования оказывают огромное количество компаний и сервисов. Только в Москве их число идет на сотни. Неудивительно, что цены на переоборудование машины могут сильно варьироваться в зависимости от компании и самого устанавливаемого оборудование. В среднем в столице перевод машины на газ в 2022 году обойдется от 50 000 до 100 000 руб.

Регистрация ГБО

В России с 2015 года действует Технический регламент Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств». Согласно этому документу, установка ГБО считается изменением в конструкции автомобиля и требует обязательной сертификации и регистрации. Поэтому просто так перевести машину на газ и ездить на ней по дорогам общего пользования не получится. Игнорирование этих требований грозит серьезными санкциями.

Чтобы не нарваться на штрафы, водителю придется запастись терпением, собрать необходимые документы и посетить различные инстанции. Также следует помнить о многочисленных мошенниках, которые обещают значительно упростить процедуру.

Пошаговая инструкция:

  1. Нужно отправиться в сертифицированную лабораторию. Там специалисты выполнят первичный осмотр машины и выдадут заключение о возможности установки ГБО;
  2. Далее автомобилисту необходимо посетить ГИБДД и получить там разрешение на проведение работ. Для этого будет необходимо написать соответствующее заявление;
  3. После получения всех необходимых разрешений можно ехать в сервисный центр для непосредственной установки ГБО. После работ водителю должны выдать справки, которые понадобятся для дальнейшей регистрации;
  4. Необходимо снова посетить ГИБДД и пройти заново техосмотр. После этого автовладелец получит новую диагностическую карту с отметкой об установке на автомобиль ГБО;
  5. Необходимо внести изменения в регистрационные документы автомобиля. Делается это также в ГИБДД. На это владельцу отводится 10 дней.

Полный список документов:

  1. Паспорт
  2. СТС
  3. ПТС
  4. Разрешение о внесении изменений в конструкцию автомобиля
  5. Заявление-декларация
  6. Диагностическая карта
  7. Сертификат сервисной станции
  8. Сертификат на ГБО и паспорт на сам баллон
  9. Заключение предварительной технической экспертизы конструкции машины
  10. Протокол технической экспертизы после изменений в конструкцию ТС
  11. Квитанция об уплате госпошлины.

Штрафы за ГБО в 2022 году

Водители, игнорирующие эти требования, могут быть оштрафованы на 500 руб. (ч. 1 ст. 12.5 КоАП «Управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых эксплуатация транспортных средств запрещена»). При повторном нарушении эта сумма вырастет до 5 тыс. руб., а водителю будет грозить лишение прав на срок от одного до трех месяцев.

Также машину могут снять с регистрации и изъять СТС. Чтобы этого не произошло, на переоборудованные машины необходимо одобрение проделанных работ по тюнингу, которые выдают в специализированных лабораториях.

Подробно про газ для авто

Современные двигатели могут работать от двух видов газа — среди доступных в свободной продаже и приемлемых по цене.

Первый — сжиженный нефтяной газ (СНГ). Он, по сути, является нефтяным продуктом, точно так же как бензин. Но в отличие от бензина это побочный продукт переработки нефти. Благодаря этому его стоимость фактически в два раза ниже по сравнению с бензином. Основным нефтяным газом, продающимся на АЗС, является смесь пропана и бутана, в соотношении 70-75%. Хранится газ в спец. баллонах в сжиженном состоянии под давлением —1,2 -1,6 мПа (12-16 атм.).

Вторым газом является – метан. Это основная составляющая природного ископаемого газа и так называемого био-газа (извлекается из продуктов жизнедеятельности домашних животных и органических отходов). Именно он является основным топливом для домашних газовых плит, котлов в частных домах и котелен. Хранить метан сложнее. Он не сжижается, и хранить его приходится в специальных толстостенных баллонах из легированной стали под давлением 20 мПа (200 атм.). Современные технологии позволяют изготавливать емкости для его хранения из композитных материалов. Это позволило снизить вес баллонов, но незначительно.

Какая система удобнее — работающая на метане или пропан-бутане? Основные плюсы и минусы обеих систем.

Особенность: автомобиль прогревается на бензине, при достижении температуры охлаждающей жидкости 40С, питание переключается на газ.

Особенность: Измеряется в кубических метрах. 1 куб.м метана = 1,2 л бензина.
Наиболее удобной альтернативой для легковых автомобилей является пропан-бутан. При относительно недорогой стоимости установки позволяет снизить расходы на 40%.
Метан — экономически более выгоден, но из-за громоздких, тяжелых баллонов его применение на легковых автомобилях проблематичное.

Главный аргумент противников – ГБО портит двигатель.

Миф о вреде, наносимом двигателю, зародился еще во времена Советского Союза. У кого-то из чиновников великого и могучего государства появилась неплохая мысль – надо экономит природные ресурсы! Был отдан приказ, чтобы по всем автохозяйствам страны бензиновые моторы перевели на газ. Но, к сожалению и водители, и их руководители не восприняли эту идею позитивно. Еще бы, они тотчас лишились серьезной статьи «левых» доходов. Если списать и слить бензин не составляло труда, с газом такой номер не проходил. Он менее востребован, стоит дешевле, да и из одной тары в другую не перельешь. И тут началась массовая фальсификация статистики эксплуатации автомобилей на газу. Посыпались отчеты и жалобы на автомобили, оборудованные ГБО – ломаются, моторы сгорают и т.д. Верить в это или нет — каждый решает сам.

Как газ влияет на работу двигателя?

Двигатель на газу выхаживает без капремонта в 1,5-2 раза больше работающего только на бензине.
Любой грамотный инженер подтвердит: так как камера сгорания наполняется более однородной смесью, при работе на газу происходит полное сгорание топлива. Кроме того, в отличие от бензиново-воздушной воздушной смеси, газово-воздушная не вымывает смазку в трущей паре – цилиндров и колец. Уменьшается накопление смолистых осадков и нагарообразование на деталях головки блока и поршнях. Меньше загрязняется моторное масло. Октановое число (100-110 единиц) не позволяет мотору детонировать ни на одном режиме работы. По сути, топливо сгорает более медленно (более плавно) и мотор работает тише и мягче. Уровень создаваемого двигателем шума снижается на 3-8 дБ.

Учитывая физические свойства газа, ввиду различной теплотворной способности, расход пропан-бутановой смеси должен быть больше расхода бензина. Теоретически расход газа можно определить сравнив энергию единицы объема для разных видов топлива:

• Пропан — 6100 ккал/л;
• Бутан — 6834 ккал/л;
• Бензин — 7718 ккал/л;
• Пропан-бутановая смесь (50%х50%) — 6470 ккал/л;
• Пропан-бутановая смесь (90%х10%) — 6175 ккал/л.

Таким образом, одному литру бензина соответствует 1.19л пропан-бутановой летней смеси или 1,25л пропан-бутановой зимней смеси.

На практике при правильной установке и регулировке расход газа может либо соответствовать расходу бензина, либо превышать расход бензина на 10-20%, в зависимости от условий (зима, активное вождение и т.д.), типа двигателя и газового оборудования.

Читать статью  Установка ГБО в Кургане – цена от производителя. Гарантия на ГБО под метан и пропан

Второй главный аргумент противников – ГБО это опасно

На установках первого и второго поколения опасность существовала. Негерметичность газопроводов можно было обнаружить только по запаху. На современных системах 4-5 поколений установлены датчики, позволяющие предотвратить любые предпосылки для утечки газа и, соответственно, его возгорания. В случае любого повреждения магистралей специальные клапана отключают питание системы. Таких систем безопасности нет для бензиновых магистралей. Ту же утечку бензина выявить моментально не всегда удается. Кроме того, баллоны регулярно проверяются, имеют граничный срок эксплуатации, в отличие от бензобака, который тоже может дать течь или быть поврежденным.

Газ или бензин в смеси с воздухом может загореться только при высокой концентрации в определенном объеме.

Для хранения автомобиля с газом в закрытом помещении на каждом трубопроводе, выходящем из баллона, предусмотрено не менее трех независимых друг от друга запорных устройств. На заправочном трубопроводе: вентиль на блоке арматуры, обратный клапан блока арматуры, заглушка заправочного устройства. На трубопроводе, питающем двигатель: вентиль блока арматуры, скоростной клапан, электромагнитный газовый клапан с фильтром и разгрузочное устройство редуктора.

В случае удара при аварии газовый баллон выдерживает нагрузки, многократно превышающие прочность бензобака. Ударопрочность метановых баллонов велика настолько, что легче разрушить весь автомобиль, нежели повредить емкость.

Только если в бензиновой магистрали давление создается электронасосом, то в газовой магистрали оно присутствует изначально, поскольку в баллоне топливо хранится под избыточным давлением. Мало того, его надо еще и понизить. Для этого используется редуктор, понижающий давление до необходимого уровня перед подачей в магистраль. В связи с тем, что понижение давления вызывает дополнительное поглощение тепла, редуктор подключают к системе охлаждения двигателя.

Для более стабильной работы ДВС на газово-воздушной смеси блок управления ГБО компенсирует угол опережения зажигания и алгоритмы впрыска топлива, основываясь на программе заводского блока управления двигателем. ГБО 4-го поколения позволяет сохранить динамические характеристики, близкие к «бензиновым».

Но, если система неправильно настроена + свечи дают искру для газово-воздушной смеси в тот же промежуток времени, что и для бензиново-воздушной, тогда возможны проблемы. Газ горит дольше. Соответственно, в момент, когда выпускные клапана уже начали открывается, процесс горения еще продолжается. В итоге перегрев клапанов, а в дальнейшем их прогорание.

В то же время, если все эти нюансы учтены, монтаж оборудования и его настройка производились с соблюдением всех рекомендаций производителя, мотор будет работать в штатных режимах. Тогда тепловой режим останется в норме и поломок, связанных с этим, не возникнет.

Необходимо периодически (при ТО) обращать внимание на правильность установки угла опережения зажигания (это касается и тех, кто ездит сугубо на бензине). При его неправильных значениях также может возникать детонация.

Поскольку электрическое сопротивление газо-воздушной смеси больше, чем у бензо-воздушной, вместе с ГБО желательно установить и специальные «газовые» свечи зажигания. Они имеют уменьшенный межэлектродный зазор, а также иные материалы изготовления центрального электрода или иное калильное число (большее, т.е. более «холодные»).

Иногда не слишком умные установщики ГБО предлагают своим клиентам «отключить» отсекатель в баллоне, чтобы в него помещалось больше газа. Ни в коем случае не соглашайтесь, поскольку те 10-20% объема баллона, которые остаются свободными, жизненно необходимы для компенсации увеличения объема газа в случае больших перепадов температур. Они же уберегут баллон от разрыва в случае его деформации в ДТП. Дополнительно нужно убедиться в том, что баллон оснащен предохранительным (обратным) клапаном, который стравливает повышенное давление (более 27 атм.).

Важно убедиться, что установщик использовал «правильные» LPG-шланги, предназначенные для сжиженного газа. Иногда, дабы сэкономить, мастера используют шланги для воды и прочие несоответствующие материалы. Последствия от такой экономии могут быть печальными.

От некачественного газа в первую очередь страдают форсунки, редуктор и газопроводы (в меньшей степени). Поэтому установщик должен обязательно учесть «национальные особенности» и, возможно, даже предложить установить иные форсунки вместо тех, которые идут в комплекте.

Не экономьте на оборудовании и избегайте кустарной установки, и тогда ГБО отлично уживется с двигателем Вашего автомобиля.

Преимущества газа
• октановое число газа (пропан-бутана, метана) — 105-112, но сгорает он более мягко, что приводит к меньшей нагрузке на поршни двигателя
• увеличение межремонтного периода работы двигателя в 1,5 раза (улучшаются условия смазки трущейся пары цилиндр — поршневые кольца, поскольку несгоревший бензин смывает масло со стенок цилиндров и уменьшается нагарообразование в камере сгорания головки блока цилиндров и на поршнях, поскольку сокращается количество углеродистых осадков)
• увеличение срока службы моторного масла в 1,5 — 2 раза
• снижение уровня шума работы двигателя на 3-8 дБ (минимум в два раза)
• увеличение срока службы свечей зажигания на 40%
• снижение токсичности выхлопных газов: СО — в 2-3 раза, N0 — в 1,2 раза, СН — в 1,3-1,9 раза

Недостатки газа
• невозможность запуска двигателя в холодное время года на газу
• снижение мощности двигателя на 7%
• увеличение металлоемкости автомобиля на 25-30 кг, баллон в багажнике занимает место, есть тороидальные баллоны, устанавливаемые в нишу запаски, но они дороже.
• на давление газа в баллоне оказывает влияние температура окружающей среды. Надо следить, чтобы машина не перегревалась. При полном заполнении баллона (паровая подушка отсутствует) даже незначительное повышение температуры может привести к резкому увеличению давления. Автомобильная арматура имеет специальное устройство, автоматически перекрывающее заправочный канал при достижении заполнения полезного объема баллона на 80%. При достижении указанного объема дальнейшая заправка баллона прекращается.
• необходима регулярно следить за ГБО (сливать конденсат, т.к. он разъедает мембрану, регулировать клапана через 10тыс.км. и т.д.)
• газ опасен. Опасна не только его утечка, но и авария автомобиля с ГБО тоже вызывает дополнительные опасения
• заправки с газом встречаются значительно реже, чем бензиновые
• летом двигатель греется интенсивнее

А есть ли реальный смысл?

Есть, но не для всех и не всегда. Существует ряд факторов, определяющих целесообразность установки ГБО в каждом конкретном случае. В первую очередь, конечно, всех интересует цена вопроса. Она сильно разнится в зависимости от марки и модели автомобиля, от оборудования и, конечно же, от самого установщика. Специализированные и сертифицированные станции берут больше, чем «гаражисты», но и за свою работу они несут полную ответственность.

Высчитать более или менее точное количество купюр, которые не упадут в кассу АЗС, а останутся в кармане (или в кошельке) водителя, крайне затруднительно. Все зависит от того, сколько километров автомобиль проезжает в месяц. Чтобы окупить затраты на установку ГБО примерно за год, нужно наматывать никак не меньше 1500 км в месяц, а то и 2000 км. Кроме того, перед установкой желательно выяснить, сколько газа будет потреблять автомобиль. В идеале расход газа не должен превышать потребление бензина больше, чем на 1-2 литра на «сотню» или не более, чем на 10%.

Абсолютно невыгодно устанавливать газобаллонное оборудование на автомобили А-класса и некоторые хэтчбеки В-класса. Они и сами по себе потребляют не очень много топлива, поэтому экономия от ГБО будет едва заметной, а место в багажнике, которого у таких авто и так в обрез, после установки баллона исчезнет почти полностью.

Важно знать и помнить, что после установки ГБО регистрационные документы на автомобиль нужно поменять, поскольку в его конструкцию были внесены серьезные изменения. Само собой, за переоформление документов нужно будет немного заплатить.

В странах ЕС при переходе на газ правительство не только не облагает водителей дополнительным сбором, но и дает скидки при регистрации, а также освобождает от уплаты транспортного сбора.

Техническое обслуживание ГБО

Можно выделить ежедневное обслуживание, а так же первое и второе техническое обслуживание, которое необходимо проводить на специализированных станциях.

Ежедневное техническое обслуживание включает в себя внешний осмотр оборудования с целью определения его состояния, надежности креплений деталей и узлов аппаратуры, а так же герметичности соединений всей системы. Кроме того, необходимо осуществить проверку работы двигателя на газу, на холостом хода, а так де при разной частоте вращения коленчатого вала. Все эти процедуры нужно совершать до выезда из гаража. После поездки вновь проверить герметичность газовой аппаратуры, очистить ее от пыли и грязи. Помимо этого понадобится слить образовавшийся конденсат, т.к. его накопление может вывести оборудование из строя.

Что касается первого технического обслуживания, то оно включает в себя все работы ежедневного обслуживания вкупе со смазочно-очистительными процедурами. Кроме того, в этом случае помимо внешнего осмотра состояния аппаратуры осуществляется проверка работы защитных клапанов газового баллона. Кроме того, потребуется смазать резьбу штоков наполнительного, расходного и магистрального вентилей. Необходимо так же очистить фильтрующие элементы магистрального фильтра и проверить герметичность всей газовой системы сжатым воздухом или инертным газом, надежность пуска, устойчивость работы двигателя при различной частоте вращения коленчатого вала. В некоторых случаях осуществляется регулировка содержания СО в тех газа, которые уже отработали.
В дополнение к ежедневному и первому техническому обслуживанию используется второе техническое обслуживание, включающее в себя операции контроля, диагностики и регулировки. Кроме того, на специальном стенде осуществляется проверка герметичности редуктора, клапанов и разгрузочного устройства и регулировка давления газа на первой и второй ступенях, хода штоков. Так же при необходимости проводят регулировку угла опережения зажигания при работе на газу. Помимо этого проверяется все крепления, и работа датчиков.
Один раз в год требуется проводить проверку газовой аппаратуры, магистрального вентиля и арматурыгазового баллона. После осуществления демонтажа узлы аппаратуры проверяют, промывают и при необходимости заменяют на новые. Перед тем, как осуществить ревизию газового оборудования, необходимо полностью освободить баллон от газа. Такие работы рекомендуется проводить перед наступлением зимнего периода.

Читать статью  Гбо На - Авто / мото услуги в Сумы.

Кроме того, существует и специальное техническое обслуживание, которое заключается в освидетельствовании газового баллона. Эту процедуру проводят на испытательных пунктах, которые имеют специальные разрешения на проведение данного вида работ. После этого газовый баллон окрашивают и на него ставят табличку с указанием даты проведения испытательных работ и даты последующей проверки.

Раз в 15 000 км необходимо менять фильтры, проверять герметичность системы и регулировать ее настройки. Раз в 30000 км, нужно чистить газовые форсунки, а раз в 60000 км следует разбирать газовый редуктор для проверки состояния мембраны и в случае необходимости заменить ее.

Любителям активной езды нужно помнить, что «крутить» двигатель, работающий на газу, выше 5000 об/мин крайне нежелательно, чтобы не допустить перегрева деталей силового агрегата. Впрочем, некоторые производители для таких случаев наделяют свое оборудование алгоритмом работы, при котором, в случае раскручивания мотора до оборотов выше 4000, происходит автоматическое переключение на бензин.

Самое главное условие для безопасной эксплуатации ГБО — отсутствие запаха газа. Если все соединения герметичны, его не будет. А вот если запах появился, это серьезный сигнал к тому, что использование системы нужно прекратить и не возобновлять до тех пор, пока ее не проверит специалист. Безопасность намного дороже сэкономленных денег.

Какие системы ГБО чаще устанавливают на автомобили?

1-е поколение ГБО (без обратной связи по лямбда-зонду) — запрещено с 2006 г. как не соответствующее экологическим нормам. Сейчас его все-же продолжают устанавливать на карбюраторные автомобили и на автомобили без лямбда-зондов.
2-е поколение уже давно морально устарело, и в большинстве случаев не совместимо с автомобилями, выпущенными после 2000 г.
3-е поколение ГБО иногда встречается на ввезенных авто из Европы.
4-е поколение оборудования сегодня самое распространенное. Более 90% установок приходится именно на него. ГБО-4 — это система с распределенным синхронизированным впрыском газа.
5-е поколение газобаллонного оборудования известно уже довольно давно (возможно, даже раньше 4-го), но особенно популярным не стало (в 2 раза выше стоимости систем 4-го поколения. Газ поступает в цилиндры в жидкой фазе, ГБО 5-го поколения очень требовательно к качеству газа). К преимуществам систем пятого поколения можно отнести отсутствие потери мощности и возможность запуска двигателя на газе при любых отрицательных температурах, поскольку исчезла необходимость испарять его перед подачей в двигатель.

На автомобили до 1999-2000 гг. выпуска можно установить практически любую систему ГБО, а для автомобилей после 2000 г. выпуска нужно применять системы исключительно 4-го и 5-го поколения.

Какая экономия от автомобиля на газе ?

Начнем с несложного расчета:

Допустим, в год Вы проезжайте 100 000км. Если расход бензина 10л/100км, то газа на 15% больше, значит 11,5л/100км. Допустим цена бензина АИ92 — 26р/л, а газа 9р/л.
В результате получаем, 260 000 рублей потратим на бензин, и 103500 рублей на газ.
Итого, 156 500 рублей экономии на 100тыс.км. пробега.

Кажется, что экономия очевидна, но не стоит забывать и про проблемы при эксплуатации на газе. Кроме этого, вычтите цену установки ГБО на автомобиль (около 25тыс.рублей).

Из вышесказанного просится вывод, что выгодно сэкономить на газе получится тем, кто очень много ездит (грузовые автомобили предприятий, маршрутки, такси и т.д.). Для обычной эксплуатации в городе при пробеге до 20тыс.км. за год экономия если и будет, то совсем не значительная.
Кроме этого, нет смысла устанавливать ГБО на автомобили с большим пробегом (больше 100 000км.).

Детальный расчет окупаемости установки ГБО для 4 цилиндрового двигателя.

Системы ГБО 4 и 5 поколения (именно такие и устанавливают на автомобили сейчас) имеют разницу в расходе между бензином и газом на 10-20% больше по отношению к первому. Утечка газа из системы равна нулю (ГБО на сертифицированной станции).

Вводные данные:
1. Стоимость установки ГБО на 4 цилиндровый автомобиль = 5500 грн.
2. Стоимость 1 литра сжиженного газа = 5,37 грн.
3. Стоимость 1 литра бензина А-95 = 11, 29 грн.
4. Разница между потреблением бензина и сжиженного газа равна на 20% больше по отношению к первому.
5. Автомобиль потребляет на 100 километров в смешанном режиме 11 литров бензина.

Рассчитываем увеличение потребления газа по отношению к бензину в литрах

11 литров + 20% = 13,2 литров сжиженного газа на 100 км.

Разница на приобретение бензина и сжиженного газа:

1. Затраты на приобретения топлива на 100 км.

11 литров бензина * 11,29 грн. за литр = 124,19 грн.
13,2 литров сжиженного газа * 5,37 грн. = 70,88 грн.

2. Разница затраченных денег на топливо на 100 км.

124,19 грн. – 70,88 грн.= 53,31 грн. (экономия)

Экономия на 1 километре составляет:

53,31 грн. / 100 км = 0,5331 грн./км.=53 коп/км.

Экономия на 1000 километрах пройденных на газу.

1000 км * 0,5331 грн. = 533,1 грн.

Километраж, который необходимо проехать для того чтобы окупить установку системы ГБО, стоимость ГБО — 5500 грн.

5500 грн. / 0,5331 грн. = 10317 км

Но данные расчет верен только при условии, что вы отказываетесь ездить и прогревать авто на бензине, но в реальности так не будете в связи с тем, что прогревать автомобиль то все равно надо, и какой-то пробег но на бензине будет. Из этого следует, что к окончательной цифре пробега, которую мы высчитали, как окупаемость системы ГБО надо добавить еще процентов 20 на растраты бензина:

10317 км. + 20% = 12384,4 километра

В расчетах не учтено следующее:

— стоимость технического осмотра и замена расходных материалов на авто каждые 10 тыс. км.;
— стоимость технического осмотра и замена расходных материалов газового оборудования каждые 10 тыс. км.;
— инфляция стоимости топлива, но этот показатель можно опустить, так как зависимость стоимости газа от бензина в основном всегда сохраняется неизменной, и если она и изменяется, то на небольшой период времени.

Следующий расчет должен приблизить максимально близко к реальной цифре пробега автомобиля до окупаемости установки системы ГБО.

Водные данные:
— Стоимость ТО автомобиля каждые 10 тыс. в среднем обходятся автолюбителю в 800 грн.
— Стоимость газового ТО составляет 250 грн.

Затраты на ТО составят в совокупности автомобильное ТО плюс газовое одни раз, так как пробег окупаемости составляет 12384,4 километра, как видно из формулы 15.

800 грн. + 250 грн. = 1050 грн.

К затратам на установку ГБО: 5500 грн., добавляем суммарные затраты на прохождение ТО:

5500 грн. + 1050 грн. = 6550 грн.

Зная среднюю стоимость экономии на 1 километре, рассчитываем окупаемость системы:

6550 грн. / 0,5331 грн. = 12286,62 километров

Добавляем к полученному результату, который показывает чистую езду только на газу, 20% на затраты по бензину:

12286,62 грн. + 20% = 14743,95 километров

Произведя все расчеты видно, что окупаемость установки системы ГБО на автомобиль с 4 цилиндровым двигателем составит 14743,95 километров.

Если в день на автомобиле проезжают в районе 100 километров, то в месяц пробег составит 3 тысячи километров. Получаем:

14743,95 километров / 3000 километров = 4,91 месяц

Округлив, получим, что окупаемость установки системы ГБО для 4 цилиндрового двигателя составит 5 месяцев.

Вывод:
1. Разумно ставить ГБО после окончания срока гарантии, т.е. после 3 лет эксплуатации. Иначе слет с гарантии не минуем.
2. Если уже говорить о том, что ГБО ставится, таки будет после окончания официальной гарантии, то планируемое время эксплуатации автомобиля хозяином, должно однозначно превышать 3 года, а в месяц пробег составит 3 тысячи километров.

Большинство поломок двигателей происходят не по причине их работы на газу, а в связи с неправильной настройкой системы и блока управления.

18 февраля 2014 Метки: гбо , двс , выгода , топливо , экономия , газ , метан , пропан-бутан , двигатель , бензин

Источник https://gbomotor.ru/poleznoe/kak-polzovatsya-gbo-na-avto

Источник https://www.autonews.ru/news/615411b29a7947ed9bad4ded

Источник https://www.drive2.ru/b/950616/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: