Сцепление, коробка перемены передач, карданная передача — Диагностика и ремонт автомобилей

Занятие 2.3.59. «Ремонт сцепления и карданной передачи»

Ремонтагрегатов и механизмов трансмиссии производится при возникновении необходимости и включает в себя восстановление работоспособности следующих агрегатов и узлов: сцепления, ко­робки передач, привода передних колес, карданной передачи, заднего ведущего моста.

Ремонт сцепления состоит в снятии его с автомобиля, проверке состояния деталей, замене изношенных деталей и установке сцеп­ления на автомобиль. Необходимость снятия сцепления с автомо­биля для ремонта возникает, когда восстановить его нормальную работу регулировкой привода не удается.

Перед снятием сцепления с автомобиля де­лают метки на маховике двигателя и кожухе нажимного диска, что при сборке позволит установить сцепление в прежнее поло­жение, не нарушая заводской балансировки. Чтобы избежать де­формации кожуха, болты его крепления к маховику отвертывают постепенно, поочередно ослабляя их и проворачивая маховик дви­гателя.

Сняв сцепление, необходимо осмотреть поверхности трения маховика и нажимного диска, обратив внимание на отсутствие ца­рапин, задиров, забоин и следов износа. Проверить осевое биение маховика, которое не должно превышать 0,2 мм. Проверить короб­ление нажимного диска и при его наличии прошлифовать рабочую поверхность. Поверхность трения диска после шлифования дол­жна быть плоской, допускаемая вогнутость не более 0,08 мм. Вы­пуклость не допускается, а чистота поверхности должна быть не ниже 1,6 мкм.

Для проверки состояния ведущей части сцепления надо уста­новить кожух в сборе с нажимным диском на приспособлении с промежуточным кольцом 4 (рис. 1) толщиной Н.

Рис. 1. Контроль сцепления:

1 — нажимная пружина; 2 — кожух сцепления; 3 — нажимной диск; 4 — промежуточное кольцо; Н — толщина кольца; Р — сила, действующая на лепестки пружины; А — расстояние от основания приспособления до концов лепестков пружины

Это приспособление имитирует маховик с ведомым диском. Закрепив кожух сцепления, выполнить три выключения, прикладывая к лепесткам нажимной пружи­ны нагрузку не более Р, и заме­рить величину отхода нажимно­го диска. Перемещению пружи­ны 1 должен соответствовать ход диска не менее величины В. За­мерить расстояние от основания приспособления до плоскости концов лепестков пружины. Оно должно находиться в пределах размера А (40. 43 мм для авто­мобилей ВАЗ) для нового сцепле­ния. В процессе работы сцепления за счет износа дисков сцепле­ния этот размер увеличивается. Если оно предельное или если уменьшилось перемещение нажимного диска, то кожух сцепле­ния в сборе с нажимным диском, диафрагменной пружиной и упорным фланцем следует заменить. Дисбаланс по массе вновь установленного комплекта не должен превышать 20 г/см.

Биение лепестков нажимной пружины, замеренное на диамет­ре нажимного кольца, должно быть не более 1,0 мм, а биение рабочей поверхности нажимного диска — не более 0,35 мм.

На нажимном диске автомобилей ГАЗ необходимо отрегулировать рычаги выключения сцепления, для чего, завер­тывая или отвертывая регулировочные сферические гайки опор­ных вилок, добиться заданного размера (51±0,25) мм с разни­цей по каждому рычагу не более 0,3 мм. Затем гайки раскернить.

Разбирать ведомый диск сцеп­ления и заменять его детали, ис­ключая фрикционные наклад­ки, не рекомендуется.

При износе или поломке де­талей ведомого диска (исключая износ рабочих поверхностей фрикционных накладок), поте­ре упругости пружинных плас­тин, короблении ведомого дис­ка (если его не удается выпра­вить), наличии трещин на плас­тине демпфера или ведомом дис­ке диск в сборе надо заменить.

Фрикционные накладки сле­дует заменять при появлении ра­стрескиваний, задирах и износе более допустимых значений.

Неисправности и проверка технического состояния карданной пе­редачи.Основными признаками неисправности карданной пере­дачи являются стуки при трогании автомобиля с места и при рез­ком изменении режима движения (при резком нажатии на педаль газа или ее отпускании), шум и вибрация при движении, атакже утечка смазки через уплотнения.

Проверка карданной передачи производится обыч­но визуально и по стукам при покачивании карданного вала ру­ками вблизи шарниров и поворотах его в одну и другую сторону до выбора люфтов, а также с помощью углового люфтомера. Кро­ме того, для уточнения неисправности карданной передачи мож­но прослушать шумы и стуки при ее работе, подняв автомобиль с помощником на подъемнике и попросив помощника завести дви­гатель и обеспечить необходимые для прослушивания шумов ре­жимы работы карданной передачи. Проверка креплений кардан­ной передачи осуществляется их подтяжкой. При наличии люфта в карданном шарнире более 0,1 мм или радиального люфта в под­шипнике промежуточной опоры более 0,05 мм карданная переда­ча нуждается в ремонте. При проверке карданной передачи угло­вым люфтомером суммарный люфт не должен превышать 4°, а люфт каждого карданного шарнира — 1,5°.

Читать статью  Как прокачать сцепление автомобиля одним человеком и с помощником

Ремонт карданной передачисостоит в снятии ее с автомобиля, разборке, замене вышедших из строя деталей, сборке и установке на автомобиль. Полная разборка снятой с автомобиля карданной передачи, как правило, не требуется. Обычно ограничиваются раз­боркой и ремонтом только вышедшего из строя ее элемента — изношенной крестовины с подшипниками, подшипника проме­жуточной опоры, эластичной муфты.

Замена деталей эластичного соединения переднего кардан­ного вала автомобиля ВАЗ-2105 со вторичным валом коробки передач (замена фланцев, эластичной муфты и деталей ее креп­ления) может производится непосредственно на автомобиле без снятия с него карданной передачи.

Основная литература:В.М. Вла­сов. Техническоеобслуживание и ремонт автомобилей: Гл.19 стр. 152-172.

Вопросы для составления конспекта:

1. В каких случаях производится ремонт агрегатов и механизмов трансмиссии?

2. В какой последовательности выполняется ремонт сцепления?

3. Каковы основные признаки неисправности карданной передачи?

4. Каким образом производится проверка технического состояния карданной передачи?

5. В какой последовательности выполняется ремонт карданной передачи?

Задание для закрепления изученной темы:

1. Выполнить задание для внеурочной самостоятельной работы №2.3.21 (варианты №4 и №5)

Сцепление, коробка перемены передач, карданная передача

Сцепление — механизм, работа которого основана на действии силы трения скольжения (фрикционная муфта); предназначен для передачи крутящего момента.

Обычно термин «сцепление» относится к компоненту трансмиссии транспортного средства, предназначенному для подключения или отключения соединения двигателя внутреннего сгорания с коробкой передач.

Сцепление служит для временного разобщения коленчатого вала двигателя с силовой передачей автомобиля, что необходимо при переключении шестерён в коробке передач и при торможении автомобиля вплоть до полной его остановки. Кроме того, сцепление даёт возможность плавно (без рывков) трогать автомобиль с места.

Коробка передач (коробка перемены передач, коробка переключения передач, коробка скоростей, КП, КПП) — агрегат (как правило -шестерёнчатый) различных промышленных механизмов (например, станков) и трансмиссий механических транспортных средств.

КП транспортных средств предназначена для изменения частоты и крутящего момента в более широких пределах, чем это может обеспечить двигатель транспортного средства. Как правило, это относится к двигателям внутреннего сгорания (ДВС), которые имеют недостаточную приспособляемость. Транспортные средства с паровыми или электрическими (трамвай, троллейбус) двигателями, имеющими высокую приспособляемость и обеспечивающими изменение частоты вращения и крутящего момента в более широких пределах, чем ДВС, обычно выполняются без КП. Также КП предназначена для обеспечения движения транспортного средства задним ходом и длительного отключения двигателя от движителя при пуске двигателя и работе его на стоянках.

Карданная передача (разговорное — «крестовина») — механизм, передающий крутящий момент между валами, пересекающимися в центре карданной передачи и имеющими возможность взаимного углового перемещения. Широко используется в различных областях человеческой деятельности, когда трудно обеспечить соосность вращающихся элементов. Подобные функции может выполнять также зубчатая муфта.

Название передача получила от имени Джероламо Кардано, который описал её в XVI в. (но не изобретал).

В автомобиле карданный вал служит для передачи крутящего момента от коробки передач (раздаточной коробки) к ведущим мостам в случае классической или полноприводной компоновки. Также используется в травмобезопасной рулевой колонке для соединения рулевого вала и рулевого исполнительного механизма (рулевого редуктора или рулевой рейки).

Карданная передача имеет существенный недостаток — несинхронность вращения валов (если один вал вращается равномерно, то другой — нет), увеличивающуюся при увеличении угла между валами. Это исключает возможность применения карданной передачи во многих устройствах, например, в трансмиссии переднеприводных автомобилей (где главная проблема в передаче крутящего момента на поворотные колеса). Отчасти этот недостаток может быть скомпенсирован использованием на одном валу парных шарниров, повёрнутых на четверть оборота друг относительно друга. Однако там, где требуется синхронность, как правило, используется не карданная передача, а шарнир равных угловых скоростей (ШРУС) — более совершенная, однако и более сложная конструкция того же назначения.

Читать статью  Замена сцепления: почему работа может стоить втрое дороже запчастей

Шарнир равных угловых скоростей (сокращённо ШРУС, на автомобильном сленге — «граната») обеспечивает передачу крутящего момента при углах поворота до 70 градусов относительно оси. ШРУСы изредка называют «гомокинетическими шарнирами» (от др.-греч. ouog -«равный, одинаковый» и Kivr|Gic; — «движение», «скорость»).

Используется в системах привода управляемых колёс легковых автомобилей с независимой подвеской и, реже, задних колёс.

Первые попытки реализовать передний привод осуществлялись при помощи обычных карданных шарниров. Однако, если колесо перемещается в вертикальной плоскости и одновременно является поворотным, наружному шарниру полуоси приходится работать в исключительно тяжелых условиях -с углами 30-35°. А уже при углах больших 10-12° в карданной передаче резко увеличиваются потери мощности, к тому же вращение передаётся неравномерно, растёт износ шарнира, быстро изнашиваются шины, а шестерни и валы трансмиссии начинают работать с большими перегрузками. Поэтому потребовался особый шарнир — шарнир равных угловых скоростей -лишённый таких недостатков, передающий вращение равномерно вне зависимости от угла между соединяемыми валами.

Карданная передача

Схема трансмиссии заднеприводного автомобиля

I — двигатель; II — сцепление; III — коробка передач; IV — карданная передача: 1 — эластичная муфта; 2 — шлицевое соединение; 3 — передний карданный вал; 4 — подвес¬ной подшипник; 5 — передний карданный шарнир; 6 — задний карданный вал; 7 — задний карданный шарнир; V — задний мост с главной передачей и дифференциалом : 8 — полуоси; 9 — ведущее (заднее) колесо

При заднеприводной компоновке крутящий момент от коробки передач к главной передаче передается посредством карданной передачи . Карданные шарниры, расположенные на карданном валу, дают возможность перемещаться главной передаче относительно коробки передач. При этом карданный вал может при необходимости автоматически изменять свою длину за счет использования в его конструкции шлицев. Такое конструктивное решение вызвано тем, что задний (ведущий) мост связан с кузовом элементами подвески, позволяющими ему менять свое положение относительно кузова. Поэтому использовать для передачи вращения обычный жесткий вал не представляется возможным.

Сцепление автомобиля

Главной задачей сцепления является кратковременное отключение двигателя от коробки переключения передач, а также плавное соединение этих агрегатов при работающем двигателе. Сцепление предотвращает резкое изменение нагрузки, обеспечивает ровное трогание автомобиля с места, а также предохраняет детали трансмиссии от перегрузок инерционным моментом, который создается вращающимися деталями мотора при резком замедлении вращения коленчатого вала.

Когда вы нажимаете на педаль сцепления, усилие через специальный шток и поршень передается жидкости (в качестве жидкости сцепления можно использовать обычную тормозную жидкость), которая направляет давление дальше — от поршня главного цилиндра на поршень рабочего цилиндра сцепления. Затем шток рабочего цилиндра передает это усилие приводной вилке сцепления и выжимному подшипнику. Они, в свою очередь, проводят его непосредственно на механизм сцепления.

Все детали сцепления возвращаются в первоначальное положение после того, как водитель отпускает педаль сцепления. Это происходит под воздействием специальных возвратных пружин.

Схема сцепления автомобиля

Рис. 13. Схема сцепления автомобиля

Водитель включает и выключает сцепление с помощью гидравлического привода, который состоит из следующих элементов:

главный цилиндр сцепления;

рабочий цилиндр сцепления;

вилка выключения (называется также приводная вилка сцепления);

шланги, по которым течет жидкость сцепления (трубопроводы).

В некоторых автомобилях (в частности, переднеприводных) используется не гидравлический, а механический привод сцепления. В данном случае педаль сцепления связана с приводной вилкой с помощью металлического троса.

Механизм сцепления — устройство, осуществляющее посредством силы трения передачу крутящего момента. Данный механизм позволяет кратковременно отсоединять двигатель от коробки передач и плавно их соединять. Составные части механизма сцепления находятся в металлическом картере, который связан с картером двигателя.

Основными элементами механизма сцепления являются:

  • · картер сцепления;
  • · кожух;
  • · ведущий диск (маховик коленчатого вала двигателя, от которого передается крутящий момент);
  • · нажимной диск с пружинами;
  • · ведомый диск с износостойкими фрикционными накладками.
Читать статью  Как правильно отрегулировать сцепление?

Ведомый диск связан с первичным валом коробки передач и постоянно прижат к маховику нажимным диском под силой мощных пружин. Между маховиком, нажимным и ведомым дисками возникает большая сила трения, благодаря чему эти детали при работе двигателя вращаются одновременно, представляя собой единое целое. Происходит это только при отжатой педали сцепления.

Чтобы автомобиль начал движение, нужно прижать ведомый диск, который связан с ведущими колесами, к вращающемуся маховику (то есть включить сцепление). Маховик вращается с угловой скоростью 20-25 об./с, колеса же не вращаются. Поэтому данный процесс выполняется в три этапа (педаль сцепления нажата, передача включена).

Вначале необходимо немного отпустить педаль сцепления: это позволит пружинам нажимного диска подвести к маховику двигателя ведомый диск сцепления так, чтобы они слегка соприкоснулись. Между диском и маховиком возникнет легкое трение, и диск начинает вращаться (а автомобиль, кстати, понемногу двигаться).

Далее следует отпустить педаль сцепления примерно до середины и несколько секунд подержать ее в таком положении. Это нужно, чтобы скорость вращения диска пришла в соответствие со скоростью вращения маховика. Автомобиль при этом ускоряет ход.

Затем педаль сцепления полностью отпускают. В результате оба диска (нажимной и ведомый), а также маховик двигателя вращаются с одинаковой скоростью, представляя собой единое целое. При этом крутящий момент целиком передается на колеса автомобиля через коробку переключения передач, и автомобиль двигается со скоростью, соответствующей включенной передаче.

При необходимости выключения сцепления (например, при переключении передач, движении автомобиля по инерции) водитель нажимает педаль сцепления. В результате нажимной диск отдаляется от маховика, освобождая ведомый диск. Нетрудно догадаться, что передача крутящего момента от двигателя к ведущим колесам (точнее, к коробке переключения передач) прекращается, и двигатель работает вхолостую (отсюда выражение: «мотор работает на холостых оборотах»). Учтите, что выключать сцепление (нажимать на педаль) также следует плавно.

Если автомобиль необходимо пустить накатом (например, при движении по наклонной дороге или после разгона), то для этого следует установить рычаг переключения передач в нейтральное положение. Порядок действий при этом следующий: нажать педаль сцепления, выключить передачу, отпустить педаль сцепления.

В случае обнаружения подтекания жидкости из системы гидравлического привода сцепления необходимо проверить состояние шлангов (трубопроводов). Кроме того, жидкость может вытекать из главного или рабочего цилиндра. После устранения течи нужно обязательно прокачать систему.

Уровень жидкости в системе следует проверять периодически — хотя бы раз в месяц. Помните, что при отсутствии жидкости нажатие педали сцепления будет бесполезным.

При шумной работе сцепления следует проверить крепление двигателя с коробкой передач. Иногда его достаточно подтянуть — и проблема решается.

Бывают случаи, когда сцепление выключается не полностью. Одна из распространенных причин — слишком свободный ход педали сцепления, который необходимо отрегулировать. Зачастую помогает прокачка гидравлического привода сцепления. Однако если вышли из строя диски, пружины или приводная вилка — предстоит сложный и дорогостоящий ремонт с заменой необходимых деталей.

Иногда сцепление пробуксовывает: двигатель работает на высоких оборотах, а крутящий момент передается слабо. Наиболее вероятной причиной является износ фрикционных накладок ведомого диска. Однако также это может быть вызвано лопнувшими пружинами либо недостаточно свободным ходом педали сцепления.

Шум, похожий на шелест, в работе сцепления, скорее всего, свидетельствует о неисправности выжимного подшипника (при нажатой педали шелест исчезает). В данном случае нужно заменить подшипник. Своими силами это делать сложно, так как необходимо снимать коробку передач: придется обращаться на станцию технического обслуживания.

Источник https://poisk-ru.ru/s29719t7.html

Источник https://vuzlit.com/983947/stseplenie_korobka_peremeny_peredach_kardannaya_peredacha

Источник https://studwood.net/2118374/tehnika/kardannaya_peredacha

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: