Нейтрализатор выхлопных газов автомобиля
Выхлопную систему современных транспортных средств производители дополнили каталитическим нейтрализатором (КН), основное предназначение которого заключается в дожигании выхлопных газов, которые производит данный автомобиль. Посредством реализации данной функции проявляется непосредственная забота об окружающей среде, ведь количество вредных выбросов, таким образом, существенно уменьшается.
Разновидности каталитических нейтрализаторов
На сегодняшний день катализаторы разделяются на две основные группы: керамические и металлические. Также отдельной разновидностью катализаторов являются сажевые фильтры. Каждый прибор имеет свои уникальные параметры и характеристики, на которые владельцы ТС непременно обращают внимание при осуществлении замены вышедшего из строя нейтрализатора выхлопных газов на новое и оригинальное оборудование.
Керамические катализаторы отличаются от иных устройств, в первую очередь, тем, что распложенный внутри картридж (наполнитель) произведён из керамики. Соты катализатора могут быть квадратной, круглой или треугольной формы, при этом они полностью сквозные. При условии правильной эксплуатации соты должны отлично просматриваться на свет. Если это не так, значит они забились.
Картридж керамического катализатора внешне напоминает решётку и как любое устройство имеет свои преимущества и недостатки. В первую очередь, что привлекает потребителей, так это доступная цена системы, а недостатком является хрупкость. Преждевременно изделие может сломаться от сильного удара или от погружения в воду, что в результате повлечёт за собой и проблемы с системой зажигания ТС. Керамический катализатор будет даже трудно сдать на утилизацию в скупке, в случае нарушения целостности корпуса.
Более прочными, нежели керамические, считаются металлические катализаторы. Данный вид устройств отличается своей надёжностью и долговечностью, ведь металлическая конструкция наполнителя более устойчива к влаге и различным механическим повреждениям. Цена на такие катализаторы значительно больше керамических модификаций.
Конструкция картриджа представляет собой спиралевидную ячеистую структуру, где соты соответственно сделаны из металла и имеют неправильную форму.
Самыми распространёнными причинами выхода оборудования из строя КН являются:
- использование топлива не наилучшего качества;
- значительный температурный нагрев;
- окончание отведённого производителем катализатору срока годности.
На автомобиле, где установлен металлический каталик можно без опасений ездить по неровным дорогам и даже ямам. Попадающие по КН камни сильно не повредят его корпус, единственное, могут оставить вмятину.
Для авто, которые работают на ДТ, разработаны сажевые фильтры. Они имеют квадратные ячейки, часть которых открыта, а иная часть нет, располагаются они через по порядку. Цена такого оборудования доступна, но при этом повредить их очень просто.
Конструкция авто катализаторов
Система отвода выхлопных газов, которыми сегодня оснащаются новые модели транспортных средств, отвечают за то, чтобы все отработанные газы соединились в один поток и как можно скорее покинули ТС без утечки. Конструкция такой системы имеет некоторые элементы, где каталитический нейтрализатор отработавших газов занимает значимое место.
Конструктивно каждый вид каталитического нейтрализатора отличается от иного по ряду причин, но в основном, современный КН выхлопной системы любого авто представлен двумя главными конструкциями преобразователей: сотами и керамическими бусинами. На практике производители, чаще всего, отдают предпочтение наполнителю из сот.
Учитывая это, конструкция такого авто катализатора состоит из:
- подложки: является высокопрочным материалом пористой структуры;
- внешней рубашки: основное предназначение которой заключается в обеспечении максимально возможной для каталитического материала площади;
- каталитического материала: это может быть платина, палладий, родий. Всё зависит от особенностей производственного процесса.
По правилам катализатор должен устанавливаться после приёмной трубы, но на практике также можно встретить фильтр, прикреплённый к фланцу устройства выпускного коллектора. Принцип функционирования КН достаточно простой, в связи с чем, каждый желающий может самостоятельно разобраться в данном вопросе.
Катализаторы авто оснащены корпусом, блоком-носителем и теплоизоляцией. Конструкция блока носителя представлена множеством сот-ячеек, которые покрываются специальным составом. Рассчитывать на эффективную работу данного состава можно только после того, как система будет хорошо прогрета, а именно будет достигнута температура в 300 градусов по шкале Цельсия. Сверху соты покрываются очень тонкой плёнкой (каталитический слой), которая изготовлена из платиноиридиевого сплава.
Устройство сдерживает оксиды углерода, углеводородов, сажи и иные элементы, находящиеся в выхлопных газах. Остатки вредных веществ, которые не сгорели сразу, далее соприкасаются с нагретой до максимума поверхностью каталитического слоя и догорают окончательно. В процессе горения непосредственно принимает участие имеющийся в отработанных газах остаток кислорода.
Выгодная сдача бу катализатора
В случае, если ваш каталик по ряду причин вышел из строя, его можно сдать в один из пунктов приёма катализаторов. Рынок данных услуг переполнен самыми различными предложениями, но выгодно продать старое устройство можно только при условии сотрудничества с проверенными компаниями.
Такие компании, в первую очередь, ведут данный вид деятельности легально, предоставляют выгодные условия всем своим клиентам, а также принимают катализаторы в любом виде: отечественного и зарубежного производства. В достойных для сотрудничества компаниях работают только специалисты своего дела, с многолетним опытом в данной сфере. Такие сотрудники способны быстро, качественно и грамотно оценить устройство, ведь в данном процессе используют исключительно современные технологии, новое и точное оборудование.
Компании, располагающие собственными основными средствами, могут гарантировать, что после изъятия благородных металлов, последние будут утилизированы по всем правилам. А владелец при этом получает достойное вознаграждение, которое может стать отличным финансовым стартом в процессе приобретения нового устройства или одного из его аналогов.
Как работает каталитический дожигатель?
Каталитические дожигатели, покрытые платиной
На дорогах нашей страны миллионы машин, и каждая из них является источником загрязнения атмосферы. В крупных городах больше автомобилей, поэтому их выхлопы могут больше навредить атмосфере.
Для решения этой проблемы были приняты законы о контроле над загрязнением воздуха, ограничивающие выброс вредных веществ, производимый автомобилями. За многие годы производители автомобили внесли много изменений в конструкцию двигателей и топливных систем для соответствия требованиям этих законов. Одно из таких изменений относится к 1975 г., когда было представлено интересное устройство под названием каталитический дожигатель выхлопных газов. Каталитический дожигатель предназначен для преобразования вредных веществ в менее вредные до их выхода из выхлопной системы автомобиля.
Каталитический дожигатель имеет очень простую конструкцию и огромное значение. В этой статье мы расскажем о том, какие вредные вещества производятся двигателем, и как каталитический дожигатель справляется с ними, снижая выбросы в атмосферу.
Расположение каталитического дожигателя в автомобиле
Вредные вещества, производимые двигателем
Для того, чтобы уменьшить выброс вредных веществ, двигатели современных автомобилей тщательно контролируют количество сжигаемого топлива. Они стараются поддерживать состав горючей смеси очень близким к стехиометрической точке, т.е. идеальному соотношению воздуха и топлива. В теории, при таком соотношении все топливо сгорает, благодаря кислороду, содержащемуся в воздухе. Для бензина стехиометрическое соотношение составляет приблизительно 14,7:1, т.е. на 1 кг бензина должен приходиться 14,7 кг воздуха. В действительности, во время езды состав топливной смеси немного отличается от идеального соотношения. Иногда смесь может быть бедной (отношение воздуха к топливу выше 14,7) или богатой (отношение воздуха к топливу ниже 14,7).
Выбросы двигателя включают следующие вещества:
- Газообразный азот (N2) — воздух на 78% состоит из азота, и большая его часть проходит через двигатель.
- Углекислый газ (СО2) — один из продуктов сгорания. Углерод, содержащийся в топливе, связывается с кислородом из воздуха.
- Пары воды (Н2О) — еще один продукт сгорания. Водород, содержащийся в топливе, связывается с кислородом из воздуха.
По большей части, эти выбросы не являются вредными, хотя считается, что углекислый газ способствует глобальному потеплению. В связи с тем, что процесс сгорания протекает в неидеальных условиях, двигатель также производит небольшое количество вредных выбросов. Каталитический дожигатель предназначен для их нейтрализации:
- Угарный газ (СО) — ядовитый газ без цвета и запаха.
- Углеводороды или летучие органические соединения (ЛОС) образуются из испарений несгоревшего топлива и приводят к возникновению смога.
- Оксиды азота (NO и NO2 или их общее обозначение NOx) приводят к образованию смога и кислотных дождей, которые могут оказывать неблагоприятное воздействие на слизистые оболочки.
Далее мы расскажем о том, что происходит внутри каталитического дожигателя.
Как каталитический дожигатель борется с загрязнением?
В химии катализатором называется вещество, которое вызывает или ускоряет химическую реакцию без его изменения. Катализатор принимает участие в реакции, но не являются ни реагентами, ни продуктами реакции. В теле человека энзимы являются естественными катализаторами, отвечающими за протекание большинства важных биохимических реакций [источник: Chemicool].
В каталитическом дожигателе задействовано два типа катализаторов: восстановительный катализатор и окислительный катализатор. Оба типа состоят из керамической структуры, покрытой металлическим катализатором, обычно платиной, родием и/или палладием. В связи с тем, что материалы являются чрезвычайно дорогими, требуется создать конструкцию, обеспечивающую максимальную площадь контакта катализатора с потоком выхлопных газов при минимальном количестве катализатора. В некоторых новых дожигателях используется смесь золота с более традиционными катализаторами. Золото дешевле других материалов и может повысить окисление — химическую реакцию, снижающую количество вредных веществ до 40% [источник: Kanellos].
Большинство современных автомобилей оснащены трехступенчатыми каталитическими дожигателями. Такая конструкция используется для контроля трех типов загрязняющих выбросов, с которыми борется дожигатель.
На первой ступени дожигателя используется восстановительный катализатор. В катализаторе используется платина и родий, снижающие выброс NOx. При контакте молекул NO и NO2 с катализатором, происходит восстановления кислорода для образования О2. Атомы азота связываются с другими восстановленными атомами азота для образования N2. Пример:
2NO => N2 + O2 или 2NO2 => N2 + 2O2
2NO => N2 + O2 или 2NO2 => N2 + 2O2
Конструкция катализатора с керамическим сотовым покрытием
На второй ступени дожигателя используется окислительный катализатор. Он снижает количество несгоревших углеводородов и угарного газа, сжигая (окисляя) их при участии платинового или палладиевого катализатора. Такой катализатор ускоряет реакцию СО и углеводородов с кислородом, содержащимся в выхлопе. Пример:
В каталитических дожигателях используется два основных типа конструкций — соты и керамическая подложка. В большинстве современных автомобилей используется сотовая конструкция.
Далее мы расскажем о третьей ступени каталитического дожигателя, а также о том, как повысить его КПД.
Борьба с загрязнением и повышение КПД
Третья ступень дожигателя включает систему контроля, которая отслеживает состав выхлопа для управления системой впрыска топлива. В автомобилях имеется датчик кислорода, расположенный ближе к двигателю, чем каталитический дожигатель. Этот датчик отслеживает содержание кислорода в выхлопе и передает информацию на компьютер двигателя. Компьютер двигателя может повышать или понижать содержание кислорода в выхлопе, регулируя отношение воздуха к топливу. Такая схема контроля позволяет компьютеру двигателя обеспечивать работу двигателя максимально приближенно к стехиометрической точке, а также обеспечивать достаточное содержание кислорода в выхлопе для сжигания несгоревших углеводородов и СО с использованием окислительного катализатора.
Каталитический значительно снижает выброс вредных веществ, но все же его можно существенно улучшить. Недостатком каталитического дожигателя является то, что он работает при достаточно высокой температуре. При холодном запуске двигателя, каталитический дожигатель практически не выполняет свою работу.
Одним из простых решений этой проблемы является установка дожигателя ближе к двигателю. При этом в дожигатель поступают более горячий выхлоп, и дожигатель прогревается быстрее, но эксплуатация при экстремально высоких температурах может сократить срок его службы. Большинство производителей автомобилей устанавливают дожигатель под передним пассажирским сидением, что достаточно далеко от двигателя, чтобы обеспечивать безопасную температуру работы.
Предварительный прогрев каталитического дожигателя также позволит снизить выброс вредных веществ. Для прогрева дожигателя проще всего использовать нагреватель с электросопротивлением. К сожалению, 12-вольтные электрические системы большинства автомобилей не обеспечивают достаточную мощность для быстрого прогрева каталитического дожигателя. Большинство водителей не станут ждать несколько минут перед запуском двигателя для прогрева дожигателя. В гибридных автомобилях используются большие высоковольтные аккумуляторы, которые могут обеспечить мощность, достаточную для быстрого прогрева каталитического дожигателя.
Каталитические дожигатели дизельных двигателей практически не справляются с устранением NOx. Это происходит из-за более низкой рабочей температуры по сравнению с бензиновым двигателем, а дожигатели работают лучше при высокой температуре. Некоторые ведущие автомобильные эксперты в сфере защиты окружающей среды разработали решение для этой проблемы. Они вводят раствор мочевины в выхлопную трубу, который испаряется, смешивается с выхлопом и приводит к химической реакции, снижающей выброс NOx. Мочевина, или карбамид, является органическим соединением, состоящим из углерода, азота, кислорода и водорода. Она получается из мочи млекопитающих и земноводных. Мочевина вступает в реакцию с NOx с выделением водяного пара и азота, нейтрализуя более 90% оксидов азота выхлопе [источник: Innovations Report].
Особенности эксплуатации автомобильного катализатора
Автомобильный катализатор — это что за устройство , как оно функционирует и по каким симптомам можно узнать о его неисправности? Подобный вопрос возникает у многих владельцев, решивших самостоятельно обслуживать автомобиль. Следует учитывать, что цена нового узла составляет несколько десятков тысяч рублей. Грамотная эксплуатация двигателя увеличивает срок службы нейтрализатора отработавших газов.
Общая информация про катализатор в автомобиле
Устройство предназначено для дожигания окиси углерода и остатков топлива до компонентов, безвредных для окружающей среды. Первые образцы механизма появились в 60-е гг. прошлого столетия. Установка на серийные машины (как с карбюраторными моторами, так и с оснащенными системой впрыска топлива) началась спустя 20 лет. С 2000-х гг. катализатор является обязательным компонентом выхлопных систем для новых автомобилей.
Расположение
Нейтрализатор находится в выхлопной системе до первичного глушителя (резонатора) шума отработавших газов. Для обеспечения экологических нормативов от Евро-4 узел перенесли ближе к выпускному коллектору (на части двигателей катализатор интегрирован в коллектор).
Подобная технология позволила быстрее прогревать сотовый наполнитель и сократить количество вредных выбросов в атмосферу при работе на обогащенной смеси.
Конструкция устройства
Каталитический нейтрализатор состоит из:
- внешнего кожуха из жаропрочной нержавеющей стали;
- входного и отводного патрубков (привариваются или соединяются с выхлопной трубой фланцами);
- монтажной оболочки, герметично соединенной с патрубками;
- пористой керамической вставки с адсорбирующим напылением (оксид алюминия и редкоземельные материалы платиновой группы или золото), установленной внутри монтажной оболочки;
- защитной прокладки между корпусами (для защиты от вибрации и компенсации разницы температурных деформаций);
- дополнительных элементов (например, монтажной скобы для крепления к днищу автомобиля).
Принцип работы
При сгорании топлива образуются экологически безвредные компоненты и одновременно выбрасываются токсичные газы:
- частицы топлива (углеводородные цепочки вида CHx) и оксиды азота NOx, формирующие облако смога;
- окись углерода CO, не имеющая запаха и являющаяся ядовитым веществом.
При попадании примесей в нейтрализатор происходит ряд химических реакций, катализатором которых является нагретый слой активного вещества (платины, родия или палладия). В результате распада ядовитых газов образуются азот и кислород (последний используется для дожигания паров топлива и окисления окиси углерода).
Расположенные до и после корпуса нейтрализатора датчики кислорода определяют состав газовой смеси и передают сигнал к блоку управления, который корректируют подачу топлива (для получения стехиометрического состава).
Преимущества эксплуатации
Основные преимущества нейтрализаторов отработавших газов:
- снижение вредных выбросов в атмосферу;
- уменьшение расхода топлива за счет автоматической регулировки состава смеси;
- выбрасываемые в воздух отработавшие газы не имеют запаха бензина.
Основные типы
Нейтрализаторы классифицируют в зависимости от количества дожигаемых компонентов выхлопных газов. Ранние образцы использовались на карбюраторных машинах и позволяли устранять только окись углерода. Последующие двухкомпонентные узлы соответствовали нормативам вплоть до Евро-2. Позднее в требованиях появился пункт, касающийся окислов азота, что потребовало доработки катализаторов.
Двухступенчатый
Нейтрализатор позволяет дожигать окись углерода и остатки топлива (углеводороды CHx) с образованием воды и углекислого газа. Изделие работает при температуре до +400°С и не обеспечивает разложение соединений азота. Изредка встречается на машинах, выпущенных в начале 2000-х гг. Большинство нейтрализаторов выработало ресурс и удалено владельцами.
Трехкомпонентный
Отличается возможностью переработки окислов азота. Для обеспечения реакций требуется прогрев керамической вставки до +600°С. Используется на бензиновых или дизельных силовых агрегатах, работающих на обедненных смесях (для снижения расхода горючего и уменьшения вредных выбросов).
Разновидности по материалу изготовления
Автомобильные каталитические нейтрализаторы разделяют на категории по конструкции наполнителя:
- стандартные керамические, рассчитанные на максимальную температуру газов до +850°С;
- металлические, отличающиеся повышенной прочностью;
- спортивные, рассчитанные на двигатели с повышенной мощностью и создающие пониженное сопротивление потоку.
Керамические
Внутри нейтрализатора установлена керамическая вставка с сотами, поверхность покрыта сплавом платины и родия либо платины и палладия. Конструкция обеспечивает повышенную поверхность соприкосновения газов с активными материалами.
За счет применения керамической основы (магниево-алюминиевого силиката) удалось снизить себестоимость производства, но узел имеет ресурс в пределах 100-150 тыс. км. При использовании топлива соответствующего качества и регулярном техническом обслуживании нейтрализаторы выдерживают до 300 тыс. км и более.
Недостатками изделий является низкая механическая прочность керамической вставки, которая разрушается от вибраций и температурных расширений. На материал оказывает негативное влияние моторное масло, которое выбрасывается из двигателя (например, при износе маслосъемных колпачков на стержнях клапанов).
При засорении сот поток газов замедляется, что приводит к падению мощности и затрудненному пуску холодного двигателя.
Металлические
В таких нейтрализаторах вместо керамики использована гофрированная фольга толщиной до 0,05 мм, прикрепленная к кожуху тугоплавким припоем. Конструкция выдерживает длительный нагрев до +1100 °С и не восприимчива к ударным нагрузкам. На поверхности фольги имеется адсорбирующий слой из окиси алюминия с покрытием из благородных металлов, обеспечивающих окислительные и восстановительные реакции.
Металлические нейтрализаторы имеют повышенную цену и используются при ремонте выхлопных систем автомобилей.
Спортивные
Катализаторы для гражданских машин создают сопротивление потоку выхлопных газов. На спортивных двигателях используют узлы с повышенной пропускной способностью за счет увеличения габаритов сот. Для обеспечения дожигания на поверхности нанесен увеличенный по толщине слой активного вещества.
Преимуществами изделий являются повышенная температурная стойкость и способность выдерживать ударные и вибрационные нагрузки. Нейтрализаторы могут использоваться в качестве ремонтных (может потребоваться перепрограммирование блока управления).
Особенности каталитического нейтрализатора дизельного двигателя
Двигатели с воспламенением от сжатия (как атмосферные, так и снабженные наддувом) отличаются сниженной термической нагрузкой. В отработавших газах присутствуют частички сажи и окислы азота. Поток выхлопа не в состоянии прогреть нейтрализатор до рабочей температуры, необходимой для разложения частиц NOx.
Для компенсации недостатка применяют систему рециркуляции газов EGR, но ужесточившиеся требования не позволяют уложить выхлоп в нормативы.
В моторах, выпущенных после 2017 г., применяют принудительный впрыск мочевины (система AdBlue) в поток газов перед нейтрализатором. Это вещество вступает в реакцию с окислами азота. Технология позволяет снизить содержание NOx на 90% и используется на моторах, соответствующих категории Евро-5+ и Евро-6.
В конструкцию нейтрализатора входит специальный фильтр Diesel Particulare Filter, улавливающий частицы сажи. Нагар периодически выжигается путем подачи дополнительного топлива, которое догорает в полости фильтра (процесс регенерации).
Приблизительный срок службы устройства
Период эксплуатации нейтрализатора зависит от качества изготовления наполнителя и используемого топлива.
Владельцы ряда машин сталкиваются с разрушением керамической вставки через 30-50 тыс. км пробега, но большинство катализаторов сохраняет работоспособность вплоть до 150-180 тыс. км.
На территории ЕС автомобили не требуют установки нового катализатора при пробегах больше 300 тыс. км.
Распространенные причины выхода из строя автомобильного катализатора
Нейтрализатор выходит из строя по следующим причинам:
- разрушение или оплавление керамики;
- засорение сот нагаром или посторонними частицами.
Разрушение
Под воздействием высоких температур и вибраций керамическая вставка начинает крошиться с образованием мелкой пыли и обломков. Частицы забивают соты и забрасываются в камеры сгорания потоками газов в момент перекрытия клапанов. Детонация двигателя негативно воздействуют на нейтрализатор, ударные волны разбивают перемычки и быстро выводят узел из строя.
Выплавление и выгорание
На состояние катализатора влияет процесс сгорания топлива. При попадании горючего температура в полости нейтрализатора превышает +1000°С, что приводит к оплавлению керамики и засорению сот. Проблема возникает при использовании бензина низкого качества, пропусках зажигания и при неправильной регулировке механизма газораспределения.
Образование нагара
В процессе эксплуатации на поверхности сот оседает нагар (например, от частиц моторного масла), который ухудшает условия дожигания вредных компонентов. Датчики кислорода передают в блок управления ошибочную информацию, что приводит к обеднению или обогащению смеси. Попадающее в нейтрализатор топливо сгорает и разрушает керамические соты, ускоряя выход узла из строя.
Появление инородных частиц
Инородные тела не могут попасть в герметичный корпус нейтрализатора, но при разрушении сот образуются мелкие фрагменты керамики. Обломки попадают в каналы и перекрывают проходное сечение. Из-за нарушения газообмена падает мощность мотора и растет расход топлива, которое частично сгорает в катализаторе и необратимо разрушает узел.
Особенности самостоятельной диагностики автомобильного катализатора
Владелец автомобиля может самостоятельно оценить состояние нейтрализатора и креплений узла к трубопроводам выхлопной системы.
Своевременная диагностика позволяет определить критически поврежденные катализаторы.
Для выполнения работ потребуется набор гаечных ключей и головок. Поскольку болты крепления обгорают под воздействием высоких температур, то понадобится специальная жидкость для отмачивания резьбы (например, WD-40).
Визуальный осмотр
Для осмотра необходимо вывернуть датчики кислорода и осветить внутреннее пространство светодиодным фонариком. Методика позволяет обнаружить разрушение керамики, но оценить состояние поверхности сот невозможно. Не допускается температурная деформация металлического корпуса (наблюдается при перегреве узла из-за сгорания попавшего внутрь топлива).
Температурный тест
Для его проведения понадобится адаптер ELM327, который подключают к диагностическому разъему. Устройство может собирать информацию от датчиков и передавать ее на сопряженный смартфон с установленным программным обеспечением Car Scanner ELM OBD2. Затем необходимо запустить двигатель и зайти в раздел контроля катализатора.
При нормальных условиях работы максимальная температура внутри нейтрализатора составит около +660°С (внутри устройства предусмотрен чувствительный элемент, непрерывно контролирующий степень нагрева).
Тест на разрушение сот
Программа Car Scanner ELM OBD2 позволяет оценить состояние керамического элемента по сигналам от вторичного датчика кислорода. Для исправного нейтрализатора значение составляет 0. По мере износа параметр увеличивается до 1,0 (сигнал о выходе узла из строя, включающий контрольный индикатор Check Engine). При нормальных условиях эксплуатации нижний порог сигнала от сенсора лежит в пределах от 0,05 до 0,2 (зависит от режима движения, температуры и влажности воздуха, качества заправленного топлива).
Проверка давления
Для оценки проходимости сот необходимо:
- Отвернуть первичный датчик кислорода (находится перед корпусом нейтрализатора).
- Установить резьбовую втулку с термостойким шлангом, соединенным с манометром.
- Запустить двигатель и довести обороты до 2,5-3,0 тыс. в минуту.
- Через 10-15 секунд заглушить мотор. Нормой считается давление в пределах 0,3-0,35 кг/см², рост параметра до 0,5 кг/см² и выше указывает на частичное засорение сотовой вставки нейтрализатора.
Ослабление болтов
Для быстрого тестирования в гаражных условиях необходимо ослабить болты крепления нейтрализатора к коллектору, а затем запустить двигатель. Если пуск происходит без затруднений, то следует детально осмотреть катализатор.
Методика не подходит для двигателей, оснащенных нейтрализатором, совмещенным с выпускным коллектором (разъединить детали можно только абразивным инструментом).
При тестировании возможно появление ошибок от датчиков кислорода из-за подтягивания атмосферного воздуха через образовавшиеся щели.
Действия при возникновении неполадок нейтрализатора
При разрушении наполнителя возможно включение предупредительного индикатора Check Engine, расположенного в комбинации приборов. Необходимо проверить состояние датчиков концентрации кислорода и соединительных жгутов. Если обнаруживается повреждение или выход из строя нейтрализатора, то владелец автомобиля может поменять узел или удалить керамическую вставку с перепрограммированием блока управления (необходим софт, не учитывающий корректировку состава смеси по сигналам от датчиков концентрации кислорода).
Нюансы замены
Перед снятием или заменой катализатора своими силами следует учесть, что вмешательство приводит к снятию автомобиля с гарантийного обслуживания. Корпус нейтрализатора аккуратно разрезают абразивным кругом, а затем удаляют керамический наполнитель. Материал можно сдать: иногда цена отходов компенсирует стоимость ремонта выхлопной системы. В полость устанавливают металлический пламегаситель, а затем заваривают корпус дуговой сваркой в среде защитного газа.
Ремонт
Изношенный катализатор не подлежит восстановлению. Владелец машины может:
- установить оригинальный нейтрализатор или коллектор (цена запасных частей достигает 100 тыс. руб.);
- использовать универсальный катализатор (обладает пониженной в 3-4 раза ценой, но не всегда соответствует требованиям завода-изготовителя двигателя);
- полностью отказаться от нейтрализатора (с последующим перепрограммированием блока управления).
Тонкости удаления катализатора из выхлопной системы
После удаления нейтрализатора необходимо установить вторичный датчик кислорода с обманкой (перфорированной емкостью, заполненной керамической крошкой с активным напылением). Поток газов проходит через наполнитель, имитируя нормальную работу нейтрализатора. Если производится перепрограммирование блока управления мотором, то обманка не требуется. После снятия катализатора выхлоп соответствует нормативам Евро-2 и ниже, что может создать проблемы при официальном прохождении технического осмотра в ряде стран Европы, но не в России.
Дополнительным недостатком выхлопной системы без нейтрализатора является повышенная температура потока газов, что приводит к ускоренному выходу из строя резонатора и глушителя.
Снятие катализатора не оказывает негативного воздействия на ресурс двигателя. Расход топлива зависит от версии установленной прошивки. Следует учесть, что модернизированная выхлопная система меняет звук работы двигателя (тональность становится ниже и громче), что устраивает не всех владельцев.
Промывка автомобильного катализатора своими руками
Удаление загрязнений позволяет продлить ресурс нейтрализатора только в случае обработки исправного узла. Если сотовый наполнитель оплавился или имеет механические повреждения, то восстановить работоспособность невозможно. Существуют методики химической и механической очистки (без демонтажа и со снятием изделия соответственно). Работы выполняют самостоятельно или в условиях сервиса.
Профилактическая
Профилактическая или химическая чистка подразумевает заправку в топливный бак специального реагента (например, раствора Hi-Gear HG3270). Пропорции смеси указаны на заводской этикетке. После пуска мотора жидкость попадает в цилиндры и выбрасывается с потоком выхлопных газов в нейтрализатор.
Активные компоненты растворяют налет на поверхности наполнителя и выбрасывают частицы в атмосферу.
Механическая
Данный процесс требует снятия автомобильного катализатора. Для удаления грязи применяют поток сжатого воздуха, наждачную бумагу с мелким зерном и растворитель (например, жидкость для промывки карбюраторов). Корпус нейтрализатора заполняют моющим препаратом, а затем прочищают потоком горячей воды и сжатым до 7-9 бар воздухом. Нагар с торцевых кромок наполнителя удаляют наждачной бумагой. Технология не позволяет полностью очистить внутренние поверхности сот. При выполнении работ следует контролировать давление воздуха (из-за риска разрушения керамики).
Отрицательные стороны автомобильного катализатора
Основным недостатком каталитического нейтрализатора является ограниченный срок службы, который сокращается при использовании топлива с присадками на основе свинца. По мере оплавления сот уменьшается проходное сечение каналов, что приводит к снижению мощности двигателя и росту расхода горючего. Дополнительной проблемой является разрушение наполнителя. Мелкодисперсная керамическая пыль может попасть в цилиндры в момент перекрытия клапанов.
Источник https://katalizatoroff.ru/neytralizator-vyhlopnyh-gazov-avtomobilya/
Источник https://www.exist.ru/Document/Articles/2072
Источник https://gdetoplivo.ru/electronika/osobennosti-ekspluatatsii-avtomobilnogo-katalizatora