Отсчет пошел: Когда исчезнет бензиновый двигатель
Экология жизни. Наука и техника: Медленный дрейф мирового рынка в сторону электромобилей вот-вот превратится в мощное движение. Китай, на который приходится треть спроса на мировом автомобильном рынке, разрабатывает план прекращения продаж машин, использующих ископаемое топливо.
Когда исчезнет бензиновый двигатель
Медленный дрейф мирового рынка в сторону электромобилей вот-вот превратится в мощное движение. Китай, на который приходится треть спроса на мировом автомобильном рынке, разрабатывает план прекращения продаж машин, использующих ископаемое топливо.
Об этом в субботу на отраслевом форуме в Тяньцзине заявил заместитель министра промышленности и информационных технологий страны Синь Гобин. Вероятно, страна вместе с Норвегией, Францией и Великобританией полностью перейдет на электромобили еще при жизни большинства из тех, кто сейчас водит машину.
Это заявление важно, потому что самыми влиятельными игроками на мировом автомобильном рынке всегда были не компании, а правительства. Вот лишь пара примеров. Автомобили, потребляющие дизельное топливо, занимают примерно половину рынка в Европейском союзе и менее чем 1% в США, в основном из-за разницы в режимах налогообложения топлива и выбросов. На большинстве развитых рынков запрещены карбюраторы, так как впрыск топлива — изначально более дорогостоящая технология — позволяет добиться более низкого уровня выбросов.
Переход к электромобилям только начинается. По данным Bloomberg New Energy Finance, за весь 2016 год было продано 695 тыс. электромобилей. Всего в мире ежегодно продается 84 млн машин. С учетом автомобилей, проданных ранее, глобальный автопарк сейчас составляет примерно 1 млрд единиц.
В то же время, направление движения очевидно. Опубликованный в апреле план развития автомобильной индустрии Китая предусматривает, что будущий рост продаж машин в стране будет обеспечен за счет электромобилей и гибридов.
Это означает, что если продажи традиционных автомобилей сохранятся на текущем уровне, к 2025 году в Китае будет продаваться по 7 млн электромобилей и гибридов в год. По данным издания China Daily, только в этом году в стране будет построено только 800 тыс. зарядных станций.
Согласно распоряжениям правительства, со следующего года 8% продаж каждого автопроизводителя должно приходиться на машины с электрическими или гибридными силовыми агрегатами или выплачивать деньги, чтобы компенсировать разницу. К 2025 году доля продаж электромобилей должна вырасти до 20%.
По аналогичному пути идет Индия, которая, как ожидается обгонит Германию, а затем и Японию и к 2020 году станет третьим по величине автомобильным рынком в стране.
Исследовательский центр премьер-министра Наринды Моди NITI Aayog поставил цель к 2030 году довести долю электромобилей до 44% автопарка страны и агрессивно продвигает их с помощью налоговых льгот: ставка налога на покупку электромобиля в Индии на 31 процентный пункт ниже, чем на гибриды и машины с двигателем внутреннего сгорания.
Франция и Великобритания, шестой и седьмой по величине рынки мира, планируют поэтапно отказаться от продаж неэлектрических автомобилей к 2040 году, а Норвегия стремится достичь этого на 10 лет раньше.
По данным Bloomberg New Energy Finance, ни одна из этих целей не выглядит слишком амбициозной, учитывая быстрое снижение стоимости батарей. В США и ЕС электромобили достигнут ценового паритета с обычными автомобилями с точки зрения стоимости и эксплуатационных расходов в середине 2020-х годов.
Международное энергетическое агентство полагает, что использование нефти в качестве топлива для легковых машин уже более или менее достигло своего пика, при этом к 2040 году этот сектор обеспечит только 7% роста спроса на нефть.
Движение в сторону электрификации мирового автопарка ускорится, так как крупные автопроизводители стали тратить больше денег, выделяемых на исследования и разработки, а также на лоббистские усилия, именно на электромобили. До тех пор пока первая модель Tesla (NASDAQ: TSLA) не появилась в продаже девять лет назад, Mitsubishi Motors Corp. была единственной крупной автомобильной компанией, которая всерьез рассматривала перспективы появления полностью электрических автомобилей.
Теперь каждый крупный автопроизводитель разрабатывает машины на батареях, и даже такие скептики как Серджио Марчионне из Fiat Chrysler и Равиндра Чандра Бхаргава из Maruti Suzuki India в последние недели поделились своими планами в этой области.
Хотя запрет бензина мог бы стать ярким символом начала новой эры, маловероятно, что ископаемое топливо скоро в действительности будет объявлено вне закона на дорогах. Бензиновые и дизельные автомобили будут продаваться и в 2040 году и, вероятно, 2050-м и 2100-м. Однако по мере того как их стоимость будет увеличиваться, а инфраструктурные проблемы — расти, поскольку заправки будут закрываться или превращаться в зарядные станции, автомобили с двигателями внутреннего сгорания будут продаваться только энтузиастам — их будут покупать подобно тому, как сейчас покупают мощные спорткары и ретро-автомобили или собирают машины из запчастей.
Обычные машины еще не мертвы, но их годы сочтены. опубликовано econet.ru
Эксперты рассказали, что ждет автопром и авторынок России
Введение антироссийских санкций больно ударило и по отечественному авторынку, и по автопрому. Но с начала военной спецоперации прошло уже без малого пять месяцев — за это время были найдены кое-какие способы решения навалившихся проблем, которые если и не помогут привести отрасль в чувства, то хотя бы не дадут ей совсем уж загнуться. А что конкретно ждет автомобильную сферу в ближайшие 3—4 года, рассказали эксперты портала «АвтоВзгляд».
Так, автомобильный журналист Александр Пикуленко, выступавший на онлайн-конференции портала «АвтоВзгляд», считает, что автозаводы займутся бейдж-инжинирингом (то есть заменой одной торговой марки на другую) и сборкой «классических» российских авто: внедорожников LADA Niva, «УАЗиков», «Газелей».
А вообще страна располагает производственными мощностями на 3,5 млн. единиц в год. И если удастся привлечь иностранные компании (как JAC привлекли на завод «Москвич»), то мы получим довольно много машин.
— Ну, подумаешь, эмблема — да Бог с ним, какая на них эмблема, лишь бы ездили, — справедливо заметил г-н Пикуленко.
Что же касается авторынка, то его спасет от гибели параллельный импорт, благодаря которому в страну будут поступать «дорогие игрушки», а также подержанные «праворульки» из Японии. «Я был недавно во Владивостоке, видел, что там творится на таможенном складе», — отметил наш эксперт.
Того же мнения придерживается директор Передовой инженерной школы Московского Политеха Пабло Итурралде. По его словам, в России действительно появится много новых автомобилей, поставляемых из-за рубежа по схеме параллельного импорта. Другое дело, что они, вероятнее всего, будут слишком дорогими.
Эксперт напомнил об опыте Китая и Кореи. Эти страны, чтобы подержать родной автопром, в свое время ввели на ввозимые машины огромные таможенные пошлины. Остается надеяться, что Россия по тому же пути не пойдет. Ведь если импортные авто подорожают на 30%, то покупать их массово не перестанут. А если на 300% — то желание приобретать иномарку россиян пропадет у всех россиян поголовно.
Конец эпохи – названа дата прекращения производства автомобилей с ДВС
Большинство российских автомобилистов не верят в скорый конец ДВС и, как и 10−20 лет назад, крайне скептически относятся к электромобилям, приписывая им порой уже не существующие недостатки. Тем не менее дата «конца света» для бензинового и дизельного двигателя внутреннего сгорания уже названа — 2035 год. Именно с этого года в Европе будет запрещено продавать автомобили, использующие ископаемое топливо и ввозить их на территорию ЕС.
О запрете продажи таких машин с 2035 года объявила и вышедшая из ЕС Великобритания. Существующий парк автомобилей с ДВС на ископаемом топливе будет докатывать свой срок в условиях постоянно ужесточающихся экологических норм, вроде немецких ограничений зон для определенного экологического класса.
Фактически, если планы властей Евросоюза не будут скорректированы каким-нибудь мораторием, то очень скоро бензиновые и дизельные авто можно будет увидеть лишь в музеях да на слетах коллекционеров, а по дорогам Европы будут бегать электромобили и машины с ДВС на на синтетическом топливе и водороде.
Тем более, что уже к 2025 году в Европе планируют оснастить все основные магистрали зарядными станциями с максимальным расстоянием между ними не более чем в 60 километров и водородными заправками на максимальном расстоянии не более 150 километров друг от друга.
Двигатель
Европейские планы и российские реалии
Отмахнуться от этих планов, аргументируя тем, что России они не коснутся, не получится — коснутся и достаточно серьезно. Ведь решение Евросоюза напрямую определит производственную программу и планы по созданию новых моделей, их проектированию, производству запчастей и расходных материалов для вторичного рынка. Фактически, уже очень скоро может встать вопрос о рентабельности локализованных в России автозаводов.
Как заявлял в 2019 году изданию «Известия» руководитель «АСМ Холдинга» Александр Ковригин, в прошлом возглавлявший экономическое управление Минавтопром СССР, локализация производства в среднем составляет 40%, если не брать такие марки как Hyundai, АвтоВАЗ и Renault.
Для иностранных брендов российский рынок хоть и важен, но не критичен. Прежде всего — из-за своего объема, который по разным оценкам составляет 1,5−2 млн автомобилей в год. Другой фактор, отрицательно влияющий на рентабельность — налоговое законодательство.
Кроме того, нельзя сбрасывать со счетов антиавтомобильную политику, которую проводят власти крупных российских мегаполисов, что также не может не влиять на продажи.
Время на подготовку есть
У российской экономики есть время подготовиться, считает главный редактор российской версии портала об электромобилях InsideEVs сергей Иванов.
Большинство европейских автоконцернов делают оговорку, что готовы продлить производство и продажу машин в ДВС на нишевых рынках. Очевидно, имеется ввиду и Россия. Так что без бензиновых машин мы не останемся. Но надо понимать, что в развитие этого производства и в разработку новых бензиновых моделей никто вкладываться не будет. Хотите ездить на старых бензиновых машинах уровня двадцатилетней давности? Пожалуйста!, — сказал господин Иванов «Ридусу»
По его словам, сейчас насчет очень сложно говорить о том, как повлияют планы ЕС на локализованное в России производство. Однако, оно несомненно будет.
Речь идет о постепенном переходе на совершенно новые автомобильные платформы, которые требуют не только отказа от ДВС в пользу электромоторов, но и принципиально новых сборочных линий.
К счастью, время есть, и российские заводы иностранных брендов в любом случае столкнутся с необходимостью замены конвейерных линий по причине их износа. И когда лет через 20 придется их менять, — заменят на линии для электромобилей, – пояснил главред InsideEVs.
Как считает Дмитрий Баранов, ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент», у российских автопроизводителей есть больший запас по времени на переход к электромобилям и двигателям на неископаемом топливе
Россия не может игнорировать климатическую повестку и также борется с вредными выбросами, в том числе от транспорта, поэтому запрет на продажу автомобилей с ДВС может быть введён в стране, но произойдет это позже, — отметил господин Баранов.
По его словам, до объявленной даты пройдёт еще полтора десятилетия, за которое те отрасли, которых это мера касается, успеют подготовиться и внести необходимые изменения в свою работу.
Кроме того, запрет продажи автомобилей с ДВС не означает запрета на их производство (для других стран) и эксплуатацию, автоконцерны будут менять модельный ряд постепенно, как и потребители будут постепенно пересаживаться на автомобили с другими двигателями. В-третьих, до 2035 года ещё может многое произойти, и введение такого запрета может быть отодвинуто, — уверен эксперт.
Что немцу хорошо то русскому смерть?
Аргументы скептиков о том, что электромобиль непригоден для использования в России по причине плохих дорог или климата, наши собеседники отвергли.
Как отметил Сергей Иванов, по оценке KPMG, Россия отличается от остальной Европы тем, что у нас главной преградой к росту продаж электромобилей является не отсутствие инфраструктуры, а цена новых машин. И эта преграда, по его мнению, будет устранена с появлением доступных электромобилей, или большого предложения на рынке подержанных электрокаров. Кроме того, автоконцерны могут вернуться к схеме крупноузловой сборки, но здесь все будет зависеть от объема российского рынка и предложенных российскими властями условий.
Дмитрий Баранов в комментарии нашему издании выдвинул и парадоксальное предположение о том, что европейские ограничения могут привести к приходу в Россию новых производств
Объявление о данном запрете сейчас демонстрирует намерение ЕС в отношении этой продукции, даёт возможность начать соответствующую подготовку, включая внесение изменений в законодательство и налогообложение… Производство автомобилей с ДВС иностранных брендов для России в других странах может быть сохранено, но не исключено, что часть производств могут быть перенесены сюда, — предположил господин Баранов.
Другой и более реальный аргумент против электромобилей — отсутствие инфраструктуры, хотя положение о развитии электромобильности зафиксировано в дорожной карте НТИ Автонет еще в 2020 году в пунктов 7 и 8. «Создание системы мер по стимулированию использования экологически чистого транспорта».
Посчитать затраты на инфраструктуру очень сложно, так как на Западе они делятся между частными и государственными инвестициями, а в России нет прозрачности в распределении средств. Но в перспективе ближайших десятилетий нужно говорить не просто о постройке зарядных станций, а о перестройке всех национальных энергосистем. Нам понадобятся не столько дополнительные электростанции, сколько тотальная замена всех подстанций, — уверен Сергей Иванов.
Зарядка электромобиля
Естественный отбор
Модельный ряд современной России удручает тех, кто помнит веселое разнообразие автопарка 90-х и начала 2000-х, когда по дорогам страны колесили экзотические американцы, невиданные японские «праворульки» и импортированные «в серую» модели европейских марок, официально не продававшиеся в РФ.
Решение ЕС может привести к еще большему однообразию. Не считая Tesla, которая не продается в РФ официально, но доминирует в странах, где присутствует, самые серьезные позиции в области электромобильности у трех игроков.
Это группа Фольксваген, у которой уже есть актуальный модельный ряд. Это Renault-Nissan, чьи даже перспективные модели чуть уступают конкурентам по характеристикам, но выигрывают в цене. Плюс у них есть АвтоВАЗ, бросать который они не хотят. И это Hyundai-KIA, которые представили самую продвинутую из перечисленных платформ и также сильны в России — перечисляет Сергей Иванов.
Нефтяникам приготовится
Европейские нормы и тренды в области автомобильности отразятся не только на автопроме, но и на доходах от экспорта нефти. Уже после 2030 года снижение потребления нефтепродуктов по оценкам международных нефтяных компаний, таких как Total и Shell, станет ощутимым. Эта тенденция будет усиливаться задолго до указанного срока.
Запрет на продажу новых машин с ДВС не означает немедленный запрет на эксплуатацию старых. Но году к 2050 нам бы хорошо найти новый источник заработка, — считает господин Иванов.
Источник https://econet.ru/articles/172211-otschet-poshel-kogda-ischeznet-benzinovyy-dvigatel
Источник https://www.avtovzglyad.ru/avto/avtoprom/2022-07-08-eksperty-rasskazali-chto-zhdet-avtoprom-i-avtorynok-rossii/
Источник https://www.ridus.ru/news/358215