Как производится списание ГСМ без путевых листов
Списание ГСМ в затраты невозможно без их документального подтверждения. Основным документом, выполняющим эту функцию, считается путевой лист, однако он не является единственным способом зафиксировать понесенные затраты в учете. Организации, не являющиеся транспортными, могут использовать иные документы, соответствующие требованиям ФЗ-402 «О бухучете». О том, в каких случаях возможен учет ГСМ БЕЗ путевых листов и как это сделать правильно, публикуем ниже.
В каких случаях путевой лист не нужен
Бензин и другие ГСМ могут использоваться не только для транспортных нужд. Например, организация использует газонокосилку для ухода за территорией. Агрегат заправляется бензином. Очевидно, что использование путевого листа для подтверждения его расхода здесь лишено смысла. В подобных случаях пользуются технической документацией на агрегат, где указаны нормы расхода бензина за час работы, масел (обычно указывается на литр расхода топлива).
Другой вариант — опытным путем в присутствии комиссии устанавливают, сколько фактически сжигается ГСМ за единицу времени. Эти показатели и расчеты вносят в локальный НА, к примеру «Показатели работы газонокосилки». Если обрабатывается одна и та же территория, то ее площадь известна и можно определить количество времени, необходимое для покоса, расход бензина.
После выполнения работы на основании заказа-наряда или иного подтверждающего документа составляется акт на списание ГСМ. В нем указываются площадь скошенного участка, время работы агрегата, наименование и количество израсходованного бензина, его цена и стоимость, отнесенная в расходы. В акт вносится информация о том, что установленные нормы расхода ГСМ не превышены, расходы обоснованы и бензин подлежит списанию. Документ подписывается членами комиссии и заверяется руководителем.
Организации, не занимающиеся перевозками, но имеющие служебный, производственный транспорт, могут обходиться в учетной работе без путевых листов (Минфин, документ №03-03-06/1/354 от 16/06/11):
- При использовании системы ГЛОНАСС или иных подобных систем контроля. ПО позволяет делать распечатки – отчеты, отражающие все показатели движения машины.
- Если маршрут движения не меняется, например, автомобиль предназначен для ежедневного развоза работников. Число поездок, километраж, расход бензина будет постоянным, следовательно, можно применять списание по утвержденным нормам расхода ГСМ. Организация может разработать форму документа, контролирующего поездки и расход бензина, в течение месяца, самостоятельно.
Списание ГСМ осуществляется на основании этих документов актом на списание.
Кстати говоря! Перевозчики могут использовать тахографы, ГЛОНАСС, системы GPS как вспомогательный инструмент контроля расхода горючего.
Нюансы и проблемы
Отказ от использования путевых листов для подтверждения расходов по ГСМ воспринимается неоднозначно контролирующими органами и судьями. Минфин в письме №03-03-06/1/354 допускает такую возможность, оговаривает, что документы должны быть оформлены в соответствии с законодательством РФ. Порядок оформления первички по расходу ГСМ Минфин не устанавливает. Обязательные реквизиты документов содержит ФЗ-402 «О бухучете». Любой документ, соответствующий его требованиям и утвержденный в учетной политике (ПБУ1/2008 п.4), может использоваться для подтверждения расходов. Из этого следует, что акты на списание ГСМ и документы, подтверждающие работу нетранспортных агрегатов на бензине, являются достаточным основанием для списания, если они правильно оформлены и утверждены в организации как рабочие.
Что касается перевозок, то мнения судей различны. Так, ФАС ЗСО в постановлении №Ф04-2219/11 по делу №А27-10300/2010 от 17/05/11 г. делает вывод, что путевые листы для подтверждения расходов необходимы в любом случае, поскольку эти документы свидетельствуют о работе автомобиля фактически в производственных целях.
В то же время ФАС СЗО в постановлении №Ф07-2241/12 по делу №А42-3168/2011 от 12/04/12 г. говорится: путевой лист – не единственный документ, подтверждающий, что расходы на ГСМ экономически обоснованы. Поддерживает эту позицию и постановление 9-го ААС №09АП-12355/12 от 9/06/12 г. Организации, основной вид деятельности которых не относится к перевозкам, могут обойтись в своей работе без путевых листов, как унифицированных, так и самостоятельно разработанных.
Организация, не применяющая путевые листы, может столкнуться с необходимостью доказывать свою правоту контролирующим и судебным органам, особенно по вопросу включения топливных затрат в расчеты по налогу на прибыль.
Расчет затрат
Расчет стоимости израсходованного бензина без путевых листов, как указано выше, можно делать по факту расхода (на основе данных системы контроля, содержащихся в отчетах), либо по нормативу расхода, если маршрут движения автомобиля постоянен, либо используется агрегат, заправляемый ГСМ. Показатели расхода расцениваются наиболее часто по средней стоимости единицы топлива. Она исчисляется как сумма двух стоимостных показателей – остатка топлива и прихода за месяц, разделенная на сумму остатка и прихода того же топлива в литрах.
Пример: ООО «Рассвет» по данным БУ имеет сальдо по бензину определенной марки 25 л, по цене 41 руб. Приход текущего месяца составил 120 л по цене 39 руб.
Стоимость единицы бензина равна:
- 25 * 41 = 1025,00 руб.
- 120 * 39 = 4680,00 руб.
- 1025 + 4680 = 5705,00 руб.
- 25 + 120 = 145 л.
- 5705 / 145 = 39,34 руб.
Умножая стоимость единицы на фактически определенный системой контроля расход топлива, получим затраты.
Не представляют сложности и расчеты расхода ГСМ на работу агрегатов, о них подробно говорилось выше. Рассмотрим на примере учет ГСМ без путевок по нормативам, если речь идет о постоянных маршрутах. Нормы и формулы расчета, принятые Минтрансом как рекомендательные (документ АМ-23-Р от 14/03/08 г.), можно использовать в данном случае.
Пусть условно перевозки осуществляются автобусом, базовая норма расхода бензина по которому определена 15,2 л на 100 км. Автомобиль, проезжая по одному и тому же маршруту, увеличивает пробег на 50 км. Применим формулу из р.2 п. 8 норм Минтранса АМ-23-Р: Qн = 0,01 * Hs * S * (1 + 0,01 x D) + Hот * T.
Кроме нормы расхода на 100 км (Hs) и пробега (S), формула учитывает работу независимого отопителя (Hот – норма расхода топлива в час, Т-время его работы) и поправочный коэффициент D, как правило, в виде надбавки расхода топлива в зимний период. Рекомендуемые показатели, относящиеся к зимнему времени, содержатся в приложениях к документу Минтранса. В приведенном расчете они не применяются. Qн = 0,01 * 15,2 * 50 * (1 + 0,01) = 0,01 * 15,2 * 50 * 1,01= 0,01 * 760 * 1,01= 7,6*1,01= 7,68 л.
Расценим использованное топливо по средней стоимости и включим в затраты: 7,68 * 39,34 = 302,13 руб. Автобус перевозит работников основного производства, проводка: Дт 20 Кт 10/3 (субсчет «Топливо») 302,13 руб.
Можно разработать собственные нормы расхода топлива по результатам контрольных замеров членами созданной для этой цели комиссии и применять их в расчетах.
Приказ на списание
Приказ на списание ГСМ издается с учетом методики списания, принятой в организации. Если принято решение отказаться от путевых листов, в документе нужно в первую очередь отразить этот факт. Приведем образец приказа, отражающий применение технических средств контроля работы автомобиля, о которых шла речь выше.
Об установлении порядка расчета объемов расходования ГСМ
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. С 01.06.2019 рассчитывать объемы расходования ГСМ по фактическим показателям, с использованием технических средств, указанных в приложении к приказу.
2. В случае технических сбоев и поломок расчет производить по нормам в соответствии с распоряжением Минтранса России от 14.03.2008 №АМ-23-р, с учетом актуальных на момент использования документа поправок.
3. Инженерной службе обеспечивать мониторинг и своевременный ремонт технических средств контроля.
4. Заместителю руководителя по хозяйственной части обеспечивать контроль использования ГСМ по нормам в случае сбоев и поломок технических средств контроля.
Директор ООО «Рассвет» Красногоров М. П.
С приказом ознакомлены:
главный инженер Мартынов А.А.
заместитель директора по хозчасти Кривицкий О.И.
главный бухгалтер Михалкова Т.В.
Как списать бензин в баке при продаже автомобиля
Подборка наиболее важных документов по запросу Как списать бензин в баке при продаже автомобиля (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Как списать бензин в баке при продаже автомобиля
Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Готовое решение: Как учитывать продажу автомобиля, являющегося основным средством
(КонсультантПлюс, 2022) Как учесть при расчете налога на прибыль списание топлива в баке продаваемого автомобиля
Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
«Налог на прибыль организаций, доходы и расходы»
(10-е издание, переработанное и дополненное)
(Семенихин В.В.)
(«ГроссМедиа», «РОСБУХ», 2020) При этом затраты на приобретение бензина по топливным картам не признаются для целей налогового учета в полном размере ни в момент уплаты суммы авансовых платежей в счет предстоящей поставки бензина (приобретение карты), ни в момент отгрузки бензина покупателю в топливный бак и списания с топливных карт количества и стоимости проданного бензина. Это связано с тем, что заправка бензина в автомобильный бак на основании чека терминала автозаправочной станции подтверждает только факт приобретения материальных ценностей в виде бензина, но не подтверждает факт использования бензина определенным автомобилем для определенных целей.
Как списать бензин при продаже авто
Для удобного взаимодействия с нашим сайтом, предлагаем вам воспользоваться современными браузерами.
Почему нужно поменять браузер.
Ваш браузер не просто старый, а устаревший. Он не может предоставить все возможности, которые могут предоставить современные браузеры, а скорость его работы ниже в несколько раз!
Автомобиль продан с топливом в баке: как отразить выбытие топлива
Ситуация
Автомобиль реализован с топливом в баке
Организация реализует автомобиль с топливом в баке физическому лицу. Слить данное топливо не представляется возможным.
Возникли следующие вопросы:
1. Требуется ли на такую реализацию топлива лицензия?
2. Как можно определить количество топлива в баке транспортного средства при его реализации?
3. Каким образом следует отразить в бухгалтерском учете топливо, находящееся в баке транспортного средства, при реализации автомобиля?
1. Оптовая и розничная торговля нефтепродуктами подлежит лицензированию (п. 29 Перечня № 450 [1]).
Оптовая торговля нефтепродуктами – торговля нефтепродуктами (автомобильные бензины всех марок, дизельное топливо (за исключением топлива, вырабатываемого в соответствии с государственными программами по обеспечению производства дизельного биотоплива в Республике Беларусь, утверждаемыми в установленном порядке), реактивное топливо, осветительный керосин, печное топливо, мазут, нефтебитум), осуществляемая со складов хранения нефтепродуктов в целях последующего использования нефтепродуктов покупателями для собственного потребления либо в предпринимательской деятельности (абз. 2 п. 354 Положения № 450 [2]).
Розничная торговля нефтепродуктами – торговля нефтепродуктами (автомобильные бензины всех марок, дизельное топливо), осуществляемая только через топливораздаточные колонки автозаправочных станций в серийно установленные организацией-изготовителем топливные баки транспортных средств, металлические канистры, а также торговля указанными нефтепродуктами в условиях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществляемая в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь (абз. 4 п. 354 Положения № 450).
В приведенной ситуации отсутствует реализация топлива со складов хранения нефтепродуктов или через топливораздаточные колонки автозаправочных станций, поэтому, по мнению автора, лицензия на оптовую и розничную торговлю нефтепродуктами не требуется |*|.
2. Данные о наличии остатка горюче-смазочных материалов в баках транспортных средств, машин и механизмов на конец отчетного месяца, учтенные на субсчете «Топливо в баках транспортных средств», ежемесячно подтверждаются актом снятия остатков (п. 82 Инструкции № 133 [3]).
Определить количество топлива в баке транспортного средства при его реализации можно путем снятия остатков.
Замер остатка горюче-смазочных материалов в баках транспортных средств, машин и механизмов можно проводить с помощью метроштоков либо другим способом (например, при заполнении бака до полного объема).
3. В вопросе не сказано, указано ли топливо, находящееся в баке транспортного средства, отдельно в договоре купли-продажи.
Рассмотрим для начала ситуацию, когда топливо, находящееся в баке транспортного средства, отдельно в договоре купли-продажи автомобиля не указано.
Основные средства относятся к инвестиционным активам (абз. 3 части первой п. 2 Инструкции № 102 [4]).
Доходы и расходы, связанные с реализацией и прочим выбытием инвестиционных активов, включаются в состав доходов и расходов по инвестиционной деятельности, учитываемых на счете 91 «Прочие доходы и расходы» (абз. 2 п. 14 Инструкции № 102). В учете следует отразить (см. табл. 1):
Прибыль (убыток) от реализации основных средств определяется как положительная (отрицательная) разница между выручкой от их реализации на возмездной основе, уменьшенной на суммы налогов и сборов, исчисляемых из выручки, и их остаточной стоимостью, а также затратами по их реализации (п. 2 ст. 168 НК [5]).
По мнению автора, стоимость топлива |*|, находящегося в баке транспортного средства при реализации автомобиля, в рассматриваемой ситуации (когда топливо отдельно в договоре купли-продажи не указано) учитывается при налогообложении прибыли.
Мнение эксперта
Отметим, что отдельные специалисты в области бухучета высказывают точку зрения, что стоимость топлива при реализации автомобиля в рассматриваемой ситуации (когда топливо, находящееся в баке транспортного средства, отдельно в договоре купли-продажи не указано) не учитывается при налогообложении прибыли. Во избежание конфликтных ситуаций с контролирующими органами автор рекомендует указывать топливо, находящееся в баке транспортного средства, в договоре купли-продажи (приложениях к нему).
Теперь рассмотрим ситуацию, когда топливо, находящееся в баке транспортного средства, отдельно указано в договоре купли-продажи автомобиля (в договоре, спецификации товара (приложении к договору) сказано, что автомобиль поставляется с топливом в баке транспортного средства).
Если за топливо, находящееся в баке, взимается плата, то в учете его реализацию следует отразить записями (см. табл. 2):
Когда топливо, находящееся в баке транспортного средства, отдельно указано в договоре купли-продажи автомобиля, но за него не взимается плата, то, по мнению автора, стоимость топлива при реализации автомобиля следует отразить на счетах бухгалтерского учета следующим образом (см. табл. 3):
Источник https://assistentus.ru/buhuchet/kak-proizvoditsya-spisanie-gsm-bez-putevyh-listov/
Источник http://www.consultant.ru/law/podborki/kak_spisat_benzin_v_bake_pri_prodazhe_avtomobilya/
Источник https://www.gb.by/izdaniya/glavnyi-bukhgalter/avtomobil-prodan-s-toplivom-v-bake-kak-o