Наш проект: Как не остаться без бензина? Рассказываем, сколько по-настоящему вмещает бензобак | — новости Санкт-Петербурга

Сколько вмещает бензина бак автомобиля

Бензин «на нуле» — что делать? Можно в спешке искать ближайшую заправку, а можно спокойно проехать еще километров 50. Зато уж на АЗС вам нальют полный бак и еще литров 10 сверху. Как так получается? Ведь каждый водитель знает объем бензобака, он указан в инструкции к автомобилю! Давайте разбираться.

Ответить на вопросы, которые резонно возникают у автомобилистов, нам помог Игорь Князев, кандидат технических наук, заведующий кафедрой «Автомобили, конструкционные материалы и технологии» Сибирского государственного автомобильно-дорожного института (СибАДИ).

Бак «на вырост»

«Паспортная» вместимость топливного бака действительно может существенно отличаться от реальной, причем всегда в меньшую сторону. Производители специально предусматривают в баке резервное место: оно необходимо для увеличения объема бензина и паров топлива при повышении температуры воздуха.

«Если бак заполнен «под горлышко», то в жару есть риск, что топливо под внутренним давлением начнет где-то подтекать. Также лишнее место в баке оставляют для предотвращения утечки топлива, когда автомобиль припаркован на горке при полной заправке — этот запас называется резервной емкостью для увеличения, — говорит Игорь Князев. — Кроме того, бензобак — это лишь часть топливного отсека. Помимо непосредственно резервуара, где хранится бензин или дизель, он включает патрубки, соединяющие бак с заливной горловиной, куда мы вставляем «пистолет» на АЗС».

В зависимости от модели автомобиля патрубки могут вмещать от 2 до 5 дополнительных литров топлива. Именно поэтому, приехав на АЗС с пустым баком и заправившись «под крышечку», вы можете залить в автомобиль на несколько литров больше, чем ожидали.

На это недавно обратил внимание популярный автомобильный блогер Илья Стрекаловский, когда заправлялся на одной из петербургских АЗС.

Ликбез от «Горыныча». Топливный бак и его вместимость.

Вам приходилось заправлять в машину «полный бак»? Возникали сомнения в честности специалистов АЗС, когда количество оставшегося и заполненного топлива совокупно превышало «официальную» емкость топливного бака?

«Змей Горыныч» подробно изучил информацию из открытых источников и сегодня поделится с Вами точными данными, что, надеемся, избавит вас от подобных сомнений.

Итак, если реальная емкость топливного бака отличается от заявленной в документах на 5-10 литров, это нормально. Ведь реальный бак первоначально разрабатывают больше его номинальной емкости, указанной в руководстве пользователя. Важно точно установить фактическое отличие.

1. Что такое официальная емкость топливного бака (иначе — его «номинальная емкость»)?

«Номинальная емкость» легковых автомобилей разработана с учетом следующих данных:

  • расстояние езды автомобилей — около 600 км (при условии езды на автомобиле 5-6 часов в день со скоростью 100 км/ч без физической усталости, на основе 1 заправки в день);
  • скорость движения — на скорости 80-100км/ч;
  • преимущественная дорога: автомагистраль.

Данная величина рассчитывается с учетом эффективности использования топлива и веса кузова автомобиля. Варьируется в зависимости от его модели и объема двигателя.

2. Почему машина может проехать еще 50-60 км при горящей индикаторной топливной лампочке?

Этот индикатор изначально был разработана с резервной пропускной способностью (около 10 % от емкости топливного бака), чтобы водитель в условиях форс-мажора смог добраться до следующей сервисной зоны (АЗС), среднее расстояние между которыми обычно и составляет 50-60 км на скоростной трассе.

Читать статью  В машине пахнет бензином — почему и опасно ли это?

3. Почему фактическая емкость больше номинальной?

Если номинальная мощность топливного бака в среднем 65 л, его фактическая емкость — около 75л. Это связано с тем, что при производстве топливного бака производитель учитывал свободную емкость, которая составляет 10-15% от номинальной . Для чего это нужно?

Этот «запас» необходим для предотвращения выхода летучих органических соединений (VOC) в случае увеличения объема, вызванного повышением температуры воздуха. Если топливный бак залит «доверху», под воздействием повышения внутренней температуры и давления топливо может вытекать наружу.

Этот «резерв» оставляют для предотвращения утечки топлива из машины, припаркованном на наклонном месте при полном баке. Это так называемая «резервная емкость для увеличения».

Некоторые автопроизводители указывают этот резерв. Например, у группы VAG (Volkswagen, Audi, SEAT, Skoda и прочих) в зависимости от модели резервный запас топлива может составлять 10—13 % от паспортной емкости (примерно 7 литров).

Делается все это лишь с одной целью —чтобы владельцы машин не «угробили» их раньше времени, заставляя ремонтировать по гарантии. Ведь реально пустой бак может привести к нежелательным поломкам топливного насоса и прочих систем автомобиля. Рекомендуется до минимума топливо никогда не выкатывать.

Возможные «переливы» на АЗС

Причина переливов — вовсе не недобросовестность сотрудников и «скрученные» колонки, но реальная вместимость бака. Почти у всех автомобилей указанная в инструкции емкость бака не предусматривает залив топлива «под завязку». Если заправить до отстрела «пистолета», бак может вместить 45 литров (как указано в номинальной емкости). Если «цедить» — все 50—55 литров.

Самыми «точными» считаются «японцы» — их баки редко вмещают больше 10 % от заявленной емкости. В европейских машинах реальная вместимость баков может превышать номинальную на 20—25 %. У корейских, китайских и российских марок можно залить порядка 15% сверх «нормы».

Это интересно:

Эксперименты по проверке реальной вместимости топливных баков ряда автомобилей, проведенные украинскими специалистами в 2017 году:

Дизельные модели:

1. Citroёn Grand C4 PicassoПри 55-литровом баке (по ТТХ) и остаточном одном делении электронного датчика уровня топлива в бак было залито 51 л дизтоплива. Превышение – 2-4 л.
2. Renault Duster: 62 л топлива при заводских данных всего в 50 л. Превышение – 15-17* л.

1. VW Bora: залили чуть более 52 л бензина при заводских данных в 55 л. С учетом остатка превышение ТТХ может достигать на 3-5* л
2. Skoda Octavia A5: Реальный объем бака существенно превышал данные, заявленные в ТТХ. В него влили 62 л при норме в 55 л. Превышение – 12-14* л
3. Ford Mondeo: В 70-литровый бак Ford Mondeo с остаточным пробегом в 26 км поместилось почти 71 л бензина. Т.е. реальное превышение объема составляет 8-9* л.
Подробнее по ссылке

Объем топливного бака

Конструкция каждого автомобиля предусматривает специальную ёмкость – топливный бак. Среди его задач – не только обеспечить машину достаточным для длительной поездки количеством дизтоплива или бензина, но и предотвратить утечки топлива и выбросов вредных веществ. Баки должны быть полностью герметичными, но в зависимости от модели авто могут отличаться формой, материалом и объёмом. Причём, последняя характеристика – одна из основных, её необходимо знать и для определения расходов на заправку, и для планирования поездки.

Заправочный пистолет в бензобаке

Виды топливных емкостей и материалы изготовления

Единой формы и конструкции резервуаров для хранения топлива не существует. Для получения максимального объема топливных баков их геометрию делают сложной – и разной не только для отдельных марок, но и для каждой модели. Отличаются ёмкости и материалом, и оснащением.

Читать статью  Как экономить бензин на механике: 10 советов

Основные узлы бензобака

Список элементов оснащения отличается для разных транспортных средств. Но большинство из них универсальные, и совпадают для всех авто:

  1. Корпус – стальной, пластиковый или алюминиевый.
  2. Горловина, через которую заливают топливо.
  3. Крышка горловины, на которой может быть замок.
  4. Заборный патрубок, вместо которого может быть насос для перекачки топлива.
  5. Датчик для контроля уровня топлива.
  6. Трубка и клапан, входящие в систему вентиляции.
  7. Сливное отверстие или патрубок.

Стандартный набор оборудования может дополняться другими устройствами. У каждой модели – свой список, который описан в технической документации на транспортное средство. Его желательно изучить всем автовладельцам, чтобы избежать ошибок при эксплуатации машины.

Устройство и принцип работы системы вентиляции

Рассматривая особенности баков разных автомобилей, стоит уделить внимание системе вентиляции, которая решает несколько важных задач:

  • удалять из резервуара попавшие при заправке излишки воздуха;
  • поддерживать значение давления на уровне атмосферного и избежать разрежения, способного привести к деформации бака;
  • поддерживать безопасную температуру внутри.

У большинства современных автомобилей система вентиляции топливных баков закрытая. У резервуаров нет непосредственного выхода в атмосферу – для впуска воздуха применяется целый набор специальных приспособлений. При повышении разрежения отжимается пружина клапана. Внутрь начинает попадать воздух – до установки внутри давления, равного атмосферному.

Особенности конструкции топливных баков в современных автомобилях

Конструкторы, которые проектируют резервуары для топлива, в первую очередь учитывают герметичность. Из ёмкости не должны вытекать нефтепродукты и выходить испарения. Ещё один важный момент – защита от коррозии. Избежать появления ржавчины можно, применяя такие материалы:

  • качественную сталь, которая чаще применяется на грузовиках;
  • лёгкие сплавы или алюминий, которые можно встретить на легковых авто;
  • полимеры, благодаря которым получаются резервуары сложной конструкции.

Пластиковые баки считаются самыми удобными из-за полного отсутствия коррозии и меньшего веса. Минус пластика – высокая проницаемость для бензина и вероятность появления утечек. Компенсировать её можно, используя 2 слоя полимера.

Почему цифры в паспорте не точные

Настоящая емкость бака обычно больше, чем данные в документах на автомобиль. Поэтому, если в паспорте транспортного средства указано 60-65 л, реальный объём получается на уровне 70-75 л. Большинство производителей автомобилей добавляют около 10-15%.

Одна из причин отличий, из-за которых цифры в паспорте получаются неточными, заключаются в необходимости запаса для компенсации расширения топлива при изменении температуры. Давление внутри ёмкости не повышается, а топливо не вытекает. Вторая причина – защита от утечек топлива при наклонном положении автомобиля, а, значит, и бака.

Какие бывают объемы баков

Средний объем бензобака соответствует типу автомобилей:

  • для малолитражных авто значение находится в пределах 30-40 л;
  • для средних легковых машин – 50-80 л;
  • у малых грузовых – 90-160 л;
  • у грузового транспорта типа КАМАЗ – около 350 л.

Камаз

По рабочему объёму резервуара для хранения топлива можно узнать, какое расстояние сможет проехать машина после полной заправки. Хотя для этого понадобится знать ещё и параметры двигателя и учитывать режим движения – город, трасса, комбинированный.

Топливные баки машин легкового типа

У легкового транспорта вместимость баков в среднем составляет около 50 литров. Хотя, например, три похожих авто, Лада Веста, Kia Rio и Hyundai Solaris, получили резервуары разной ёмкости. У модели отечественного производства в бак поместится 55 л топлива, для обеих иномарок – 43 л.

Машина большего размера, которая тоже относится к легковым авто, может комплектоваться резервуаром ёмкостью 64 литра. А внедорожник Toyota Land Cruiser, который может потреблять и 15, и 20 л бензина – даже 93-литровым баком.

Ёмкости баков грузовых машин

Определить, сколько литров топлива помещается в резервуаре грузовика, сложнее. Даже примерных норм для таких автомобилей нет. Например, у разных модификаций автомобиля КАМАЗ объём находится в пределах 175-500 литров. Среднее значение – 350 л. Но есть модификации и с 600-литровыми резервуарами.

Читать статью  Газ или бензин

На больших грузовиках типа SCANIA 113 тоже установлены вместительные баки – на 300-500 л. Грузовое авто DAF XF комплектуется резервуаром на 870 литров. А MAN F90 с грузоподъёмностью до 48 тонн – баком объёмом до 1260 литров.

Как самому определить реальный объем

Знать примерный (с точностью около литра) объём бака для топлива нужно, чтобы не столкнуться с недоливом на автозаправке. Или с тем, что при заправке на счётчике окажется большее число, чем на самом деле помещается в резервуар такого размера. Способов определения ёмкости много – от применения народных методик до расчётов.

Народные хитрости

Приборов для измерения такого показателя не существует. Но на автомобильных форумах можно встретить советы по определению объёмов. Среди них – раскачивание автомобиля для оценки звука от всплеска и даже взвешивания автомобиля и его сравнению с паспортными данными.

Один из достаточно простых и точных, но не слишком быстрых вариантов – слив топлива, измерение его объёма и заливка обратно. Но есть методы, позволяющие определить объём быстрее и точнее. Например, с помощью приборной панели.

По приборам

При исправном состоянии топливного индикатора можно обойтись без расчета и ориентироваться только по приборам. Например, если аналоговая шкала разделена на 10 делений, а приблизительный объём резервуара составляет 50 литров (по паспортным данным), значит, каждая отметка обозначает 5 литров ёмкости. Это можно проверить, заправив машину на 5 литров и сверить изменение показаний прибора. Если после заправки стрелка сместилась не на 1 деление, а больше или меньше, объём пересчитывают.

Метод будет сравнительно точным, если машина стоит на полностью горизонтальной площадке. Кроме того, максимальный полезный объём с его помощью узнать получится не всегда – последнее деление шкалы обычно совпадает с цифрами паспорта.

Шкала уровеня бензина

С помощью диагностического режима

Ещё один способ подойдёт только для авто с приборной панелью Renault. Её устанавливают на всех машинах этой марки и некоторых моделях Ниссан. Для запуска диагностики выполняют такие действия:

  1. Перед запуском мотора зажать на 5 секунд кнопку сброса пробега за последние сутки.
  2. Включить зажигание и отпустить кнопку, когда стрелки прибора продолжили движение.
  3. С помощью той же кнопки переключить диагностический режим, выбрав иконку с изображением заправочной колонки.

Способ позволяет определить не объём бака, а количество оставшегося бензина или дизтоплива. Ёмкость резервуара станет известна, когда он будет полон. К литражу залитого топлива прибавляется начальная цифра.

С помощью датчика

При отсутствии специальных режимов приборной панели определить количество бензина или дизтоплива получится с помощью датчика. Он устанавливается прямо в бак и соединяется с управляющим устройством по беспроводной связи.

Прибор такого типа работает от батарейки и служит не меньше 5 лет. С его помощью в процессе эксплуатации автомобиля можно достаточно точно узнать, сколько осталось топлива. А, когда бак полон – объём резервуара с погрешностью меньше 1 литра.

С помощью расчетов

Последний способ вычисления требует полностью заправить бак. Затем следить за показаниями одометра и контролировать уровень топлива. Кроме ёмкости метод позволит определить реальное потребление горючего и контролировать его остаток при дальнейшей эксплуатации.

Источник https://www.fontanka.ru/longreads/skolko_benzina_v_benzobake/

Источник https://zg62.ru/publikacii/likbez-ot-gorynycha.-toplivnyj-bak-i-ego-vmestimost.html

Источник https://pobenzinu.ru/toplivnaya-sistema/obem-baka

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: