Гарантийный срок на выполненные работы по ремонту автомобиля
Подборка наиболее важных документов по запросу Гарантийный срок на выполненные работы по ремонту автомобиля (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика: Гарантийный срок на выполненные работы по ремонту автомобиля
Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 28.01.2022 N 01АП-8625/2021 по делу N А43-27880/2020
Требование: О взыскании убытков в виде стоимости работ по договору подряда, стоимости экспертного заключения.
Решение: Судом апелляционной инстанции решение суда первой инстанции оставлено без изменения. С действиями ответчика истец не согласен. ООО «Партнер» считает недостаток — случаем, на который распространяется гарантия продавца, а оплата за выполненные работы произведения с целью получения автомобиля. Полагает, что расходы по ремонту автомобиля и экспертизе должен нести ответчик в пределах гарантийного срока эксплуатации которого, выявлен недостаток.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Гарантийный срок на выполненные работы по ремонту автомобиля
Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Ситуация: Как получить страховое возмещение по ОСАГО в виде восстановительного ремонта?
(«Электронный журнал «Азбука права», 2022) Минимальный гарантийный срок на работы по восстановительному ремонту ТС составляет шесть месяцев, а на кузовные работы и работы, связанные с использованием лакокрасочных материалов, — 12 месяцев (п. 15.1 ст. 12 Закона N 40-ФЗ).
Нормативные акты: Гарантийный срок на выполненные работы по ремонту автомобиля
Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Федеральный закон от 25.04.2002 N 40-ФЗ
(ред. от 01.04.2022)
«Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» Минимальный гарантийный срок на работы по восстановительному ремонту поврежденного транспортного средства составляет 6 месяцев, а на кузовные работы и работы, связанные с использованием лакокрасочных материалов, 12 месяцев.
Гарантия на окраску — кто даст больше?
Покраска автомобиля является очень трудоемким и сложным видом работ на СТО. Качество работы напрямую зависит от используемых материалов и квалификации исполнителей. Однако клиент всегда хочет получить гарантию качества. Обычно сервисные центры дают гарантию на полгода-год. Но может гарантия на окрасочные работы быть больше? Есть ли бренды, готовые предложить более длительные гарантийные сроки?
Начнем с того, что такое гарантия на ремонт автомобилей и какими правилами она регулируется? Закон устанавливает минимальный гарантийный срок 6 месяцев, на основании пункта 3.4 Руководящего документа РД 37.009.026-92 «Положение о техническом обслуживании и ремонте автотранспортных средств, принадлежащих гражданам (легковые и грузовые автомобили, автобусы, минитрактора)» (утв. приказом по Департаменту автомобильной промышленности Минпрома РФ от 1 ноября 1992 г. № 43). То есть по закону гарантия на покраску не может быть меньше полугода. Некоторые сервисы на свой страх и риск расширяют ее до года, но это чаще всего связано с желанием привлечь больше клиентов, а там как масть ляжет.
Могут ли в период гарантийного срока проявиться какие-то недостатки? Да, могут. И не всегда в этом есть вина мастера. Дело в том, что работа проводится разнообразным набором материалов. Растворитель может быть одной фирмы, грунт – другой, а краска вообще третьей.
Могут ли в период гарантийного срока проявиться какие-то недостатки? Да, могут. И далеко не всегда в этом есть вина мастера. Дело в том, что работа проводится весьма разнообразным набором материалов. Растворитель может быть одной фирмы, грунт — другой, а краска — вообще третьей. Частенько бывает так, что краска используется качественная, а растворитель — самый дешевый. Логика ремонтника проста: растворитель — он и в Африке ацетон, зачем платить больше? Но как два химиката с разных сторон ценовой и технологических шкал будут взаимодействовать между собой — никто не знает, да и не думает об этом. Главное, чтобы разбадяжилось нормально, а там покрасим и забудем.
Совсем другое дело, когда все компоненты выпускаются одним и тем же производителем. Тут можно быть уверенным в том, что все компоненты провзаимодействуют между собой так, как надо. Правда, за такие комплексные системы приходится дорого платить, и на это готов не всякий сервис. Однако сейчас уже можно говорить о том, что производители высокого уровня готовы предложить гарантию сроком более одного года, что дает уверенность и СТО, и клиенту.
Одним из первых такую гарантию рискнула предложить компания «Европроект Групп» с брендом R-M. Причем сразу замахнулась на 10-летнюю гарантию, а это по нынешним временам почти пожизненный срок службы автомобиля. Пилотный проект запустили на базе компании AutoCorso в Москве. По словам ее генерального директора Андрея Кирпичева, нельзя просто так взять и сказать, теперь-то мы 10 лет качества гарантируем. «Сначала компания проходит аудит от поставщика материалов и оборудования, затем все работники по лакокраске пройдут курс обучения, получат сертификат, компания получит оборудование, с помощью которого будет производиться колеровка и окраска. И только после завершения этого цикла компания сможет заявить о десятилетней гарантии. И проводить ремонт обязательно строго по технологии R-M», — подчеркивает Андрей Кирпичев.
Сама гарантия распространяется на все поверхности, восстановленные в сервисе. Если проявилось разрушение связующей смолы, выход на поверхность цветовых пигментов (мелование), потеря блеска из-за помутнения, отслоение краски или лака, вздутия, пузыри и прочие подобные дефекты — это повод для гарантийного ремонта, который сервис проведет после изучения проблемы. В этом случае R-M, а точнее «Европроект Групп», полностью компенсирует все затраты, в том числе и на человеко-часы, а не только на материалы. Более того, если появилась рекламация, то компания, изучив прецедент, переобучит мастера, чтобы он более не допускал подобных ошибок. По словам руководителя отдела ЛКМ компании «Европроект Групп» Антона Притычкина, в 99 % случаев проблемы возникают из-за ошибки человека. «За мою практику были единичные случаи, когда были проблемы с материалами, в остальных были ошибки в работе, отклонения от технологического процесса — в общем, человеческий фактор. Естественно, в этом случае человека надо переподготовить, чтобы он более не допускал ошибок», — отметил Антон. Естественно, гарантия не распространяется на сколы, царапины, применение некачественной автохимии, на повреждения из-за кислотных дождей и прочих подобных воздействий.
Гарантию на ремонтные работы сроком более чем полгода предоставляет российское представительство концерна BASF на систему Glasurit. Официальных комментариев от представителей ООО «БАСФ Восток» получить не удалось. На сайте окрасочной системы Glasurit указана возможность пожизненной гарантии на индивидуальных условиях (с предварительным аудитом и обучением). В неофициальных беседах с сотрудниками концерна удалось узнать, что компания в России предлагает только полуторагодовую гарантию, но в Европе действительно применяется пожизненная система. Кстати, бренды R-M и Glasurit принадлежат концерну BASF. Специалисты утверждают, что при соблюдении технологии гарантийные случаи составляют доли процента от объема проведенных работ.
Еще одним крупным игроком на рынке систем окраски и цветоподбора является компания «Интерколор». В ее портфеле два бренда: Spies Hecker и Profi.Line. К сожалению, на запрос редакции о сроках и условиях гарантии компания ответ не предоставила. На сайте «Интерколора» информации найти тоже не удалось.
Авто на гарантии: вернуть деньги или добиться ремонта
Если новая машина оказалась с дефектом, надо выбирать – ремонт, возврат денег или обмен. Потребовать замену или деньги в течение 15 дней можно из-за любой мелочи, например, неработающего стеклоподъемника. Если две недели прошли, то можно воспользоваться гарантийным ремонтом. Дилеры могут отказывать из-за тюнинга, аварии или использования некачественного топлива, но если это никак не связано с поломкой, то отказ незаконный. Юристы объяснили, когда из-за ржавчины на кузове получится вернуть всю стоимость машины и что будет, если дилер затянет с ремонтом.
Вы купили машину из салона, но она оказалась с неполадкой. Закон дает 15 дней, чтобы вернуть деньги, требовать такую же машину, но новую (ст. 18 закона о защите прав потребителей «Права потребителя при обнаружении в товаре недостатков»). Или купить другую в этом же салоне, а цену пересчитать (например, доплатить недостающую сумму). При этом неважно, насколько серьезным окажется недостаток: правом можно воспользоваться, даже если не работает стеклоподъемник или не включается обогрев зеркал.
Гарантийный ремонт: что нужно знать
Можно обратиться к дилеру, чтобы авто бесплатно отремонтировали. Со дня покупки владелец может рассчитывать на бесплатный гарантийный ремонт. На каждый новый автомобиль дилер дает гарантию. Она зависит от производителя. Например, у BMW – 2 года. Большинство производителей ограничивают гарантию не только количеством лет, но и километражем. В основном это 100 000 км пробега (например, у Chery, Chevrolet, Ford, Honda, Lada и других). Некоторые дают гарантию на кузов от сквозной коррозии: Audi и Ford – 12 лет, а у отечественных авто – вдвое меньше. Если гарантию не установил сам производитель, то, согласно ст. 19 закона о защите прав потребителей, этот срок будет 2 года.
Гарантия означает, что ремонт будет бесплатным, если поломка произошла по вине производителя: из-за заводских дефектов или некачественной сборки. В сервисной книжке завод-изготовитель прописывает детали гарантии и условия, при которых владельцу ТС могут отказать в гарантийном ремонте. Как правило, это нарушение правил эксплуатации автомобиля, например, если обслуживание и ремонт проводились не у официального дилера. Скорее всего, не отремонтируют бесплатно машину, если на кузове просто появилась ржавчина, а не «сквозная коррозия», как обычно прописывают в документах.
Гарантии можно лишиться, если вы решили отремонтировать машину сами, а потом что-то сломалось, или после тюнинга. Еще одна из частых причин отказа – использование некачественного топлива. Но часто это просто уловка, говорит Галина Гамбург, руководитель практики имущественных и обязательственных отношений Национальная Юридическая Служба АМУЛЕКС Национальная Юридическая Служба АМУЛЕКС Федеральный рейтинг. × . Эксперт рассказывает, что у нее в практике был такой случай. Водителю отказали в гарантийном ремонте, потому что он якобы использовал плохой бензин. Доказать, что причина дефекта не связана с топливом, удалось только на втором круге дела, проведя повторную экспертизу. Вячеслав Балдин, адвокат АБ Адвокатское бюро Asterisk Адвокатское бюро Asterisk Федеральный рейтинг. группа Арбитражное судопроизводство (крупные споры — high market) группа ГЧП/Инфраструктурные проекты группа Банкротство (включая споры) (mid market) группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции 5 место По выручке на юриста (менее 30 юристов) 30 место По выручке × , резюмирует, что если качество топлива, тюнинг или авария не повлияли на производственный недостаток, то дилер (продавец) обязан произвести гарантийный ремонт.
Так, Роман Громов* купил у ООО «Динамика Архангельск Митсубиши» новую машину, а через несколько месяцев попал в аварию. Страховая решила, что автомобиль не подлежит восстановлению, но Громов ее починил и продал. На тот момент авто еще было на гарантии. Новый владелец Иван Карпенко* проводил техническое обслуживание у официального дилера, но когда у машины сломался двигатель, ему отказали в ремонте, ведь машина была в ДТП (негарантийный случай).
Карпенко провел независимую экспертизу, которая подтвердила, что авария и отказ двигателя никак не связаны, проблема носит производственный характер. Тогда он отремонтировал машину в другом сервисе, а затем обратился с иском к ООО «Динамика Архангельск Митсубиши» о взыскании 500 000 за ремонт, 62 000 руб. за эвакуацию, 16 000 руб. за оценку, 5000 руб. за моральный вред. Первая инстанция иск удовлетворила, апелляция решение «засилила». Дело дошло до ВС, который с нижестоящими судами согласился (№ 1-КГ19-13).
Пока действует гарантия, бремя доказывания лежит на продавце. Это он должен объяснить, почему возникшая неисправность не является производственным дефектом. Причем доказательства отсутствия вины производителя должны быть бесспорными, говорит Балдин. Если экспертиза говорит о том, что недостаток мог возникнуть по различным причинам, то суд должен разрешить дело в пользу покупателя. Так произошло по делу № 88-581/2020.
Если с гарантийным ремонтом затянули
Время, за которое дилер должен исправить поломку, ограничено. На ремонт по гарантии ему дается 45 дней (согласно п.1 ст.20 закона о защите прав потребителей «Устранение недостатков товара изготовителем»). Если этот срок прошел, то недостаток признается существенным. Тогда по закону о защите прав потребителей можно отказаться от договора купли-продажи, требовать возврата денег или обмена автомобиля. Нужно учитывать, с какого времени дилер рассчитывает 45-дневный срок, потому что на практике с этим возникают проблемы, особенно если машину надо транспортировать в другой город.
Срок устранения недостатков исчисляется с момента предъявления требований о ремонте, а не фактической доставки товара в ремонтную организацию.
Анастасия Гурина, адвокат АБ S&K Вертикаль S&K Вертикаль Федеральный рейтинг. группа Банкротство (включая споры) (mid market) группа Арбитражное судопроизводство (крупные споры — high market) группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции группа Семейное и наследственное право группа Частный капитал 3 место По выручке на юриста (более 30 юристов) 10 место По выручке 24 место По количеству юристов Профайл компании ×
Так, в 2013 году Виктор Максимов* купил автомобиль Hyundai у ООО «Флагман» за 1,6 млн руб. Импортером был ООО «Хенде Мотор СНГ». Гарантия на машину составила 5 лет или 120 000 км пробега (что наступит раньше). В 2015 году Максимов обнаружил недостатки лакокрасочного покрытия, а потом пришел в негодность и двигатель.
- 15 июля Максимов направил претензию об устранении поломок импортеру
- 17 августа ТС эвакуировали в сервисный центр
- 28 августа Максимову сообщили, что все сделали
- 31 августа он приехал в сервисный центр, чтобы забрать машину, но выяснилась, что она еще на ремонте
- 3 сентября машину вернули владельцу
После этого общество защиты прав потребителей и граждан «Гражданская позиция» в интересах Максимова обратилась с иском к ООО «Хендэ Мотор СНГ». Они просили заменить машину, взыскать неустойку (25 000 руб.), штраф и компенсацию морального вреда (100 000 руб.). Первая инстанция и апелляция сочли, что дилер уложился в 45-дневный срок, так как его надо считать с того дня, как авто забрали на ремонт. Их поправил ВС. Он указал, что считать нужно было с 15 июля, тогда получается 51 день. ВС вернул спор на новое рассмотрение в апелляцию (дело № 32-КГ16-31). Рассмотрев дело повторно, суд решил обязать «Хендэ Мотор СНГ» заменить Максимову автомобиль на такой же, а еще взыскать неустойку, штраф и компенсацию морального вреда – всего почти 620 000 руб. (дело № 33-1630).
Когда еще можно вернуть деньги или обменять авто
Если в гарантийном ремонте владельцу авто отказали или гарантия просто закончилась, то можно вернуть деньги или обменять авто в пределах срока службы машины (указывает производитель в сервисной книжке; если не установил, то 10 лет по ЗоЗПП) . Помимо нарушения сроков ремонта (о котором выше), это возможно в случаях, если:
- недостаток существенный;
- товар нельзя использовать в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем тридцать дней из-за неоднократного устранения недостатков.
Критерии существенности указаны в постановлении Пленума ВС от 28 июня 2012 года № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей», п. 13:
- недостаток нельзя устранить;
- расходы и потраченное время будут несоразмерны;
- обнаружено несколько дефектов или они повторно появились уже после ремонта.
Существенными суды признают неполадки, например, с автоматической коробкой передач. Аркадий Паромный* приобрел авто у ООО «ТК 103». После покупки начались проблемы (дело № 33-43192/2018). Машина дергалась, когда трогалась с места, набирала обороты, но не ускорялась. Тогда Паромный обратился к официальному дилеру для диагностики. Она показала неисправность коробки. Считая эту поломку существенной, Паромный обратился в автосалон, где купил машину, с претензией, чтобы вернуть деньги. Ему отказали. Тогда он направил иск к ООО «ТК 103». Первая инстанция ему отказала, но апелляция признала поломку КПП существенной и удовлетворила иск частично, взыскав в пользу покупателя деньги за машину, расходы на представителя и штраф (суммы вымараны из акта).
Неисправность двигателя тоже считается существенным недостатком. В KIA CEED Игоря Волохова* обнаружили производственный дефект катушки зажигания четвертого цилиндра. В итоге суды взыскали с дилера стоимость автомобиля, а также расходы на экспертизу и представителя, неустойку, штраф и компенсацию морального вреда. Всего 1,7 млн руб. (дело № 33-7626/2018).
Расторгнуть договор купли-продажи можно и из-за ржавчины, но если она появляется вновь и вновь. Олег Дьяков* в 2013 году купил у ООО «Авто-Спектр» KIA Sorento. Ему дали гарантию на машину 5 лет. Спустя два года на иномарке появились следы коррозии, по требованию Дьякова автомобиль подкрасили. Но через год ржавчина опять появилась. Тогда собственник обратился с претензией о возврате денег за машину к дилеру, а затем в суд. Две инстанции решили, что раз недостаток вновь проявляется, то его можно признать существенным. Они взыскали с ООО «Авто-Спектр» в том числе и стоимость автомобиля (дело № 33-21597/2018).
Если же говорить о том, является ли недостаток существенным, то тут важен вывод суда, устранимый он или нет. Этот вывод, скорее всего, будет основан на заключении эксперта. Если отремонтировать можно, то будет приниматься во внимание длительность и стоимость работ, а также то, появляется ли поломка вновь.
Галина Гамбург, руководитель практики имущественных и обязательственных отношений Национальная Юридическая Служба АМУЛЕКС Национальная Юридическая Служба АМУЛЕКС Федеральный рейтинг. ×
На практике бывает, что потребителям отказывают из-за несущественности недостатка. Так, Владислав Губкин* купил Ниву в «АвтоАвангард» за сумму около 500 000 руб. Спустя девять месяцев (а гарантия была два года) собственник пожаловался в автосалон на постоянно уменьшающийся уровень жидкости кондиционера, он хотел, чтобы специалисты это исправили. Но во время проверки никаких неисправностей обнаружено не было. Проблема повторялась, поэтому покупатель еще раз обратился в сервисный центр «АвтоАвангарда». И только на этот раз специалисты выявили дефект – негерметичность трубопровода. Губкин устал от того, что новая машина ломается, поэтому он попросил «АвтоАвангард» заменить машину на другую. А получив отказ, обратился в суд. Дело дошло до Верховного суда, который решил, что неполадку кондиционера никак нельзя признать существенным недостатком, то есть компания не обязана заменить машину (дело № 29-КГ20-3-К1).
Источник http://www.consultant.ru/law/podborki/garantijnyj_srok_na_vypolnennye_raboty_po_remontu_avtomobilya/
Источник https://kuzov-media.ru/articles/kuzovnoy-tsekh/garantiya-na-okrasku-kto-dast-bolshe/
Источник https://pravo.ru/auto/story/229712/