Содержание

Льготная растаможка авто отменена. Что будет дальше?

Во время действия льгот в Украину ввезли от 120 до 150 тысяч подержанных автомобилей

Льготное растаможивание автомобилей в Украине вводилось с 1 апреля 2022 года «на период военного положения». Но уже в мае Кабинет министров Украины сдал назад, подав в Верховную Раду законопроект 7418 о внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и другие законодательные акты Украины о пересмотре отдельных льгот налогообложения. Мотивация очевидна: во время действия льгот в Украину ввезли от 120 до 150 тысяч подержанных автомобилей, в Минфине насчитали как минимум 1,3 млрд недополученных налогов. Особые чувства вызвали у чиновников случаи растаможивания авто премиум класса таможенной стоимостью более миллиона гривен. Конечно, мы тоже категорически против ввоза себе во время войны таких интересных игрушек, однако даже в Кабмине такие случаи назвали лишь «неединичными», но отнюдь не массовыми. Между тем, большинство ввозимых авто попадают в диапазон стоимости $5-10 тыс. с явным перегибом в сторону пяти.

В то же время в результате российской агрессии по разным оценкам уже сегодня в Украине уничтожено от 200 до 500 тыс. автомобилей. Более реалистичной кажется первая цифра, однако даже в этом случае намерения дать людям возможность приобрести что-то вместо поврежденного имущества кажутся оправданными. Поэтому сразу после регистрации законопроекта Кабмина, который просто отменял все льготы, в Раде появилось еще пять законопроектов с тем же названием, но с альтернативными предложениями. Пока они неактуальны, однако следует отметить, что большинство из них вызывало вопросы. Например, один из проектов предлагал оставить бесплатное растаможивание только для автомобилей стоимостью до $8000, другой — освободить от уплаты пошлины машины в возрасте от пяти лет и стоимостью до 10 тыс. евро, а в одном вообще содержалась норма, освобождающая от налогообложения исключительно пикапы. и универсалы стоимостью до 5 тысяч евро.

Однако 21 июня 2022 года Верховная Рада Украины большинством в 234 голоса сразу в двух чтениях проголосовала именно за «оригинальный» проект Кабмина, просто возвращающий налоги, действовавшие до полномасштабного вторжения войск РФ. То есть с 1 июля все вернется к старой схеме. Почему тогда это еще не конец?

Законопроекты, о которых упоминалось выше, вносились как альтернатива предложению Кабмина. А сам Кабмин еще 30 мая 2022 вынес на рассмотрение ВР еще три законопроекта, которые являются логическим продолжением проекта 7418 и вносят изменения в таможенный, налоговый и бюджетный кодексы.

Именно в этих переменах появилась абсолютная новая формула растаможивания автомобилей. Не самая простая, но и не такая сложная, как раньше. Схема следующая. Есть базовая ставка – от 1,54 до 0,53 в зависимости от возраста авто. Чем старше машина, тем эта ставка меньше, однако для авто в возрасте до 10 лет, поскольку для десятилетнего авто она составит минимум 0,53, а с 11 лет и старше – уже 0,7. Далее базовая ставка умножается на коэффициент, состоящий из трех факторов: объем двигателя, коэффициент типа двигателя (бензин – единица, дизель – 1,2, гибрид – 0,5), и так называемого коэффициента эксклюзивности – это касается только тех авто, которые признаны роскошью. Это все умножаем и получаем ставку налога. А дальше НДС начисляется по формуле:

базовая ставка х 3,5 х 20%,

Мало того, что это очень странный способ начисления НДС, который в этом случае от классического НДС оставил только название, в новом варианте начисления налогов вообще не учитывается стоимость авто. То есть для автомобиля стоимостью 5000 евро и 20 000 евро при одинаковых двигателях и годах выпуска и ставка, и акциз будут одинаковыми. В предыдущем варианте законопроекта еще содержался коэффициент мощности двигателя, то есть чем больше лошадок – тем больше пошлина, и отказ от этого постулата – это крайне прогрессивно. Вдобавок базовую ставку предлагается уменьшать ежегодно до 2026 года, но при этом для авто старше 10 лет она все равно останется не менее 0,7. Электромобили тем же законопроектом предлагается растаможивать с нулевой ставкой.

Станет ли такое растаможивание более привлекательным? По сравнению с тем, что снова будет действовать с 1 июля 2022 года, – бесспорно. Однако остается еще очень много вопросов – например, относительно коэффициента эксклюзивности, или как новая система отразится на импортерах новых авто, или почему «пропагандируют» покупку именно 10-летних авто.

Когда стоит ожидать ввода новой системы налогообложения? Произойти это может в любой момент, так что растаможивать сейчас авто по старой системе нет никакого смысла. Очевидно, с 1 июля на таможнях наступит полная тишина, поскольку желающих растаможить автомобиль по старой схеме будет крайне мало. Поэтому государство все равно не получит тех средств, о которых оно так жалело, оценивая результаты льготного периода, в то же время автомобили, которые действительно нужны ВСУ, ввозить будет очень тяжело. Так что, скорее всего, период возвращения к старой схеме будет недолгим.

Читать статью  ГИБДД: ввозимые с иностранными номерами автомобили нужно регистрировать в РФ - – автомобильный журнал

Следует ли привязывать введение новой системы к анонсированному растаможиванию через приложение «Дія»? Прямой корреляции здесь нет, но отсутствие такого фактора, как стоимость автомобиля, прямое доказательство того, что система пытается быть максимально прозрачной. Ведь именно с занижением стоимости авто чаще всего были связаны случаи коррупции на границах. Перевод всех операций по растаможке в цифру – это лишь во вторую очередь удобство для граждан, а в первую – именно борьба с коррупцией на таможнях. Все эти изменения логично вводить последовательно и взаимосвязано. Правда, соответствующего программного обеспечения для «Дії» пока нет, его могут внедрить только осенью, хотя более вероятно – в конце года. Поэтому, скорее всего, за новую систему налогообложения проголосуют без привязки к готовности «Дії», ведь старая схема сегодня не устраивает почти никого.

Кто и как может ввезти автомобиль без растаможки: вопросы и ответы

Закон о «нулевом растаможке» транспортных средств, вступил в силу 5 апреля 2022 года. Узнаем, кто может им воспользоваться.

Закон под названием «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и другие законодательные акты Украины об усовершенствовании законодательства на период действия военного положения» был принят Верховной Радой 24 марта 2022 года и получил номер № 2142-IX. Он позволяет без уплаты некоторых налогов ввозить в Украину транспортные средства с момента действия военного положения.

Сколько времени действует нулевая растаможка?

Военное положение действует в Украине с 24 февраля по 25 марта, затем оно продлено еще на 30 суток, то есть до 25 апреля. Таким образом, воспользоваться правом беспошлинного ввоза транспортных средств можно всего две с половиной недели – то есть до 25 апреля 2002 года. Конечно, Президент может продлить это состояние на тот период, пока угроза безопасности стране не пройдет, однако юридически оно закончится 25.04.2022. Зарегистрировать такие автомобили нужно не позднее, чем через 10 дней после ввоза.

Кто может воспользоваться правом беспошлинного ввоза?

Согласно статье 69.24 Налогового кодекса, внесенной Законом №2142-IX, физические лица освобождены от налогообложения налогом на добавленную стоимость, акцизным налогом. А в Таможенном кодексе статьей 9-11 эти товары освобождаются и от ввозной пошлины. Таким образом, никакие налоги при ввозе автомобилей платить не надо. Физические лица-предприниматели могут воспользоваться этим правом, но с уплатой акциза.

Какие автомобили нельзя ввозить по этому закону?

Запрет касается территорий, на которых они производятся или из которых они привезены. Это транспортные средства, имеющие происхождение из страны, признанной государством-оккупантом или агрессором по отношению к Украине, или ввозимые с территории государства-оккупанта (агрессора) и/или с оккупированной территории Украины. Таким образом, ввозить автомобиль из России и Крыма без растаможки невозможно. Беларусь пока не входит в список таких стран.

Какие транспортные средства ввозятся без таможенных платежей?

Перечень разрешенных для ввоза транспортных средств: автомобили легковые, кузова к ним, прицепы и полуприцепы, мотоциклы, транспортные средства, предназначенные для перевозки 10 человек и более, транспортные средства для перевозки грузов. В Законе не указано, новые автомобили или подержанные, то есть «нулевое растаможивание» касается всех. Хотя для подержанных автомобилей есть ограничения по возрасту, вызванные другими Законами Украины.

Какие ограничения по возрасту и экологии?

Ввозить в Украину без уплаты налогов можно любые транспортные средства, указанные выше. Однако если вы хотите зарегистрировать его и получить украинские номера, существуют некоторые ограничения. Так, согласно «Порядку государственной регистрации (перерегистрации) автомобилей», утвержденной постановлением КМУ от 23 декабря 2009 г. № 1371, невозможно зарегистрировать автобусы, переоборудованные из других ТС, машины с правым рулем (для нужд ВСУ такие ТС из Британии ввозят массово), без сертификата соответствия, без имеющихся или с поврежденными идентификационными номерами агрегатов (кузова, шасси, рамы, двигателя). Такие автомобили можно ввезти без налогов для разборки на запчасти.

Согласно Закону Украины «О дорожном движении» №3353-XII, для регистрации нужно предъявить сертификат соответствия. В нем должна быть указана экологическая норма, которой соответствует транспортное средство.

Регистрация разрешена:

  • Для легковых автомобилей – не ниже «Евро2», то есть изготовлены не раньше 1996 года. Таким образом, автомобилю может быть не больше 26 лет.
  • Для грузовых автомобилей существует норма не ниже «Евро5», их выпускали с 2009 года, то есть в возрасте до 13 лет.

Нужно ли после окончания военного положения доплачивать «растаможку»?

Нет. В Законе о «нулевой растаможке» говорится, что ввозимые автомобили будут использоваться для свободного обращения. То есть, если физическое лицо успеет ввезти автомобиль во время военного положения, доплачивать не надо будет. Автомобиль (или несколько) можно будет продать хоть на следующий день. Конечно, за продажу во время одного календарного года более одного автомобиля будет начисляться налог, который существовал и раньше. Бывшие «евробляхи», ранее ввезенные в Украину, можно быть легализовать таким образом только если их вывезти и завезти в Украину во время военного времени.

Читать статью  Минпромторг предложил повысить налог на старые автомобили — РБК

Что нужно платить при регистрации?

Кроме стоимости самого автомобиля за рубежом и расходов на транспортировку необходимо заплатить за оформление сертификата соответствия (2000 – 3000 грн).

При государственной регистрации в Сервисном центре МВД Украине необходимо оплатить 3-5% от стоимости автомобиля в Пенсионный Фонд, а также за номерные знаки, бланк свидетельства регистрации и номерные знаки. Если автомобиль стоит до 409 365 грн ($13 900 или 12 800 евро), то нужно уплатить в ПФ 3% от его стоимости, если в таможенной декларации написана сумма выше 719 491 грн ($24 500 или 22 500 евро), то – 5%. За машину стоимостью между 409 365 и 719 491 грн насчитывают 4% налога. Стоимость номеров и свидетельств с услугами СЦ МВД – около 450-600 грн.

Как и откуда пригнать автомобиль из-за границы?

Во время военного положения выезд из Украины военнообязанным мужчинам в возрасте 18-60 лет за границу запрещен (кроме некоторых исключений). Поэтому выехать на покупку автомобиля могут мужчины старше 60 лет или женщины. Также машину могут доставить специализированные компании на автовозе или иностранцы.

Что касается путей привоза, то морские порты Черного моря, откуда поступали автомобили из США, Кореи и Грузии, заблокированы. Их можно привезти через европейские порты (Германия, Греция, Польша или Литва), а затем доставить через Польшу, Словакию, Венгрию или Румынию. Впрочем, это гораздо дороже, чем через Одессу или Черноморск. Наиболее реальный путь – приобрести автомобиль в одной из стран Евросоюза через посредника, который вывезет машину через украинскую границу. Конечно, за это он возьмет определенную сумму.

Подешевеют ли автомобили из-за «нулевого растаможивания»

Конечно, ведь стоимость растаможки до вступления в силу этого Закона составляла около 30-35% от стоимости автомобиля. Правда, не все автомобили подешевеют одинаково. Из-за транспортных расходов не так сильно изменятся цены на автомобили из США и Кореи. Легковушки из Европы будут дешевле в зависимости от марки и модели. Коммерческие «бусы» и грузовики должны подешеветь существенно.

Растаможка авто из России в Украину: специфика и особенности

Украина, как большинство стран бывшего СССР, испытывает явный недостаток как в легковых, так и в грузовых автомобилях. Разница цен между подержанными иномарками в Европе составляет более 4 раз, а со странами СНГ, в том числе и Россией, такая разница в стоимости находится на уровне 100%.

Соответственно Украина вынуждена импортировать большую часть автопарка, хотя есть и свои производства авто, сборка машин на импортных заводах. Для облегчения ввоза авто в Украину было предпринято ряд мер, начиная от льготного периода ввоза бу иномарок и заканчивая организацией растаможки авто из России в Украину.

Принятие закона по «евробляхам»

Закон о Евробляхах

Общая ставка импортной пошлины на ввозимые автомобили из – за границы на территорию Украины составляет 25% от полной таможенной стоимости. Этот косвенный налог на владельцев иностранных авто был неподъёмным для большинства украинцев.

В ноябре 2018 года, Президентом Украины П.А, Порошенко были приняты законодательные акты (№№ 8487 и 8488), которые вводили в действие ряд льгот по растаможке импортируемых из Европы машин.

Этот закон известен более под названием «закон о евробляхах», так как европейские машины имели номера регистрации, которые на украинском языке называются «бляхами».

На основании этого закона льготный период ввоза иномарок был установлен на период с 24 ноября 2018 года по 22 февраля 2019 года. А ставка таможенной пошлины была на 50% ниже существующей. Благодаря такой норме рост числа импортируемых автомобилей из европейских стран за этот период составил более 1200%, т.е. в 12 раз.

Кроме льготного периода и снижения общего уровня таможенной пошлины, устанавливался норматив таможенных сборов, которые рассчитываются не как раньше — на базе объема двигателя, а за единицу ТС. Это существенно снизило общую таможенную стоимость импортируемой машины при ее ввозе на территорию Украины.

Таможенные пошлины

Таблица 1. Таможенные пошлины по новому «закону о евробляхах» №№ 8487 и 8488

Однако радость украинцев была недолгой. С 23 февраля 2019 года введенный «законом о евробляхах» льготный период и ставка таможенной пошлины прекратил свое действие. Снова украинцы стали платить за импортные автомашины таможенную пошлину в 25%.

Отмена нормы закона на запрет льготной растаможки авто из РФ на авто БУ

Почти одновременно с принятием и введением в действие закона о льготной растаможке авто из Евросоюза (закон о «евробляхах») в 2018 году, был принят аналогичный закон, касающийся импортных машин с территории РФ. Этот запрет на льготы для импорта автомашин из РФ был введен еще в 2016 году, принятый соответствующим постановлением Верховной Рады Украины.

Согласно нормам этого закона для новых автомобилей, не бу, российского производства установлен соответствующий повышенный коэффициент в пределах 10.5- 17.6%%. Для импортируемых из России автомобилей бу, но не ниже нормы Евро-2, установлена снова льгота в 6.4% от таможенной стоимости ввозимого легкового автотранспорта.

Порядок ввоза в Украину и растаможки автомобилей

Порядок ввоза авто в Украину

Общий порядок ввоза импортных, как новых, так и подержанных легковых автомобилей, установлен соответствующими законодательными актами.

Читать статью  Срок постановки на учет автомобиля после покупки в 2022 году

В частности это законы Украинской Республики ВР № 2612-VIII от 08.11.2018 года. Основные положения этого закона, касающиеся импорта авто из других стран, определяют такие базовые требования, как:

  • ввозимый на территорию автомобиль должен быть не ниже экологического стандарта Евро-2
  • ввоз автомобиля должен быть осуществлен только физическим лицом, который декларирует его для личного использования
  • льготы для тех, кто ввозит автомобили из признанных законами Украины стран-агрессоров, не предусмотрены.

Что касается порядка ввоза и растаможки автомобилей на территорию Украины, то он мало отличается от общепринятых европейских стандартов и выглядит следующим образом:

  1. Для прохождения оформления владельцы автомашин из таких стран, как Евросоюз, США и Грузия могут воспользоваться услугами любого таможенного поста или органа на границе Украины. Важным условием здесь является то, что автомобиль ввозится физическим лицом. Что касается порядка прохождения таможенных формальностей для импортируемых машин из России, то для этого существует перечень таможенных постов на границе Украины и РФ. Этот перечень имеется на сайте таможенного управления Украины.
  2. При въезде в таможенную зону Украины для оформления ТС необходимо внести финансовую гарантию и заполнить ПД (предварительную таможенную декларацию).
  3. До начала таможенного оформления автомашины владельцу рекомендуется получить «Сертификат соответствия» (т.е. пройти технический осмотр) на ввозимое ТС.
  4. Как только при пересечении границы будет заполнена ПД и оплачена финансовая гарантия, у автовладельца имеется в распоряжении 10 дней для того, чтобы закончить оформление по месту прибытия ТС. В том месте уже будет производиться государственная регистрация автомобиля.
  5. При окончательном таможенном оформлении по месту регистрации ТС владелец производит полный расчет по таможенным сборам и платежам. Они осуществляются по принятому в Украине международному стандарту EM- 40. Оплата пошлин выполняется по тому курсу гривны, который существует на дату подачи ПД (предварительной таможенной декларации).

После завершения оформления на руках у автовладельца имеется выпущенная («чистая») таможенная декларация и «Сертификат соответствия на автомобиль». С этими документами производится уже государственная регистрация ТС, получение номеров в соответствии с законами Украины.

Несколько способов растаможки автомобиля

Для того чтобы осуществить растаможку ТС в Украине, у автовладельцев есть еще несколько рабочих вариантов.

  • ввоз автомобиля не целым, а в виде его частей, т.е. по — агрегатный ввоз ТС. В этом случае стоимость таможенных сборов составит 12% в среднем, в отличии от полной таможенной стоимости в 25%. Экономия будет в 2 раза, правда, придется потом изрядно потратиться на сборку авто по привезенным разными путями агрегатов.
  • ввоз по наследству — когда авто оформляется как наследство, на как бы гражданина Украины, который потом передает авто уже реальному владельцу, по наследству.
  • ввоз авто под видом транспорта, принадлежащего иностранным представительствам коммерческой компании. В этом случае НДС в 20% не оплачивается
  • ввоз авто по льготам, предусмотренным для социально защищенных категорий граждан, включая инвалидов, ветеранов и пенсионеров.

Кроме этого, перечень схем, по которым можно оформлять автомобиль, включает и такие варианты, как ТС для дипломатических представительств, для работы некоммерческой гуманитарной организации.

Перечень документов

Перечень документов

Общий список документов, которые требуются таможенными органами для оформления импорта ТС, имеет европейский стандарт, и включает в себя:

  • технический паспорт или ПТС с ВИН — номерами двигателя, кузова, шасси.
  • Счёт-фактура, т.е. документ, официально подтверждающий сделку купли — продажи автомобиля. Это могут быть и коммерческие контракты, другие формы договоров с прилагаемыми к ним банковскими чеками, платежными поручениями и т.п.
  • Сертификат происхождения или сертификат производителя.
  • Сертификат соответствия до начала растаможки (не обязательно)
  • Копия экспортной таможенной декларации
  • Копия платёжки об оплате авто (желательно)
  • Сканированная копия паспорта гражданина Украины и его ИНН
  • Доверенность (если третье лицо ввозит автомобиль в пользу другого лица), его паспорт и ИНН.

Получение сертификата соответствия

Получение «Сертификата соответствия» на ввозимые на территорию Украины импортные автомобили принято использовать станции технического осмотра. Они имеют соответствующие лицензии от таможенного ведомства. Нередко такие СТО работают непосредственно при таможенных постах, где идет существенный трафик импортного авто — на границах с Польшей, Белоруссией в первую очередь.

Стоимость

Стоимость таможенных сборов и платежей, предусмотренных украинским таможенным законодательством для импортных автомобилей, во многом завит от страны происхождения, кубатуры двигателя, соответствия Евро стандартам, года выпуска и т.п. В целом полная стоимость оформления автомобиля состоит из следующих составных частей:

  • ввозная таможенная пошлина — в среднем 10% от начисленной таможенной стоимости. Для электромобилей она равна вообще 0%, а для пассажирских автобусов вместимостью более 10 человек, она равна 20%.
  • акцизный сбор, который находится в диапазоне от 50 до 200 евро за единицу автотранспорта, в зависимости от типа и его назначения.
  • НДС, который в Украине составляет 20%
  • сборы за оформление. Это примерно 100 евро за каждую единицу автотранспорта.

Расчет таможенных платежей

Рисунок 1. Пример расчета таможенных платежей при ввозе автомобиля на территорию Украины

Чтобы посчитать полную таможенную стоимость оформления, можно, например, воспользоваться специальными онлайн — калькуляторами. Они есть на сайтах многочисленных таможенных брокеров Украины, занимающихся ввозом импортного транспорта.

Несмотря на различные ограничения во внешней торговле между Россией и Украиной, поток заграничного автотранспорта в обоих направлениях не испытывает недостатка в новых автомобилях. Это ведет как к упрощению и унификации таможенных процедур по обе стороны границы, так и к сокращению времени на формальности и суммы таможенных сборов в том числе.

Видео о растаможке авто в Украине:

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.

Источник https://www.dsnews.ua/blog/pilgove-rozmitnennya-avto-skasovane-shcho-bude-dali-21062022-461367

Источник https://auto.24tv.ua/ru/vvoz_avto_v_ukrainu_bez_rastamozhki_zakon_5_aprelya_2022_n37650

Источник https://juristpomog.com/administrative/traffic-police/rastamozhka-avto-iz-rossii-v-ukrainu.html

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: