В чем отличие собственника от владельца ТС
Чтобы разграничить термины «собственник» и «владелец» необходимо ответить на вопрос: «Из чего складывается право собственности?» и для ответа на данный вопрос стоит обратиться к нормам Гражданского кодекса Российской Федерации.
I. Право собственности складывается из:
Собственник вправе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом
(ст.209 ГК РФ)
II. В разных НПА встречается термины «владелец ТС»:
- «владелец транспортного средства — собственник транспортного средства (за исключением лица, не достигшего возраста шестнадцати лет либо признанного недееспособным), илилицо, владеющее транспортным средством на праве хозяйственного ведения, на праве оперативного управления либо на основании договора лизинга, или один из родителей, усыновитель либо опекун (попечитель) лица, не достигшего возраста шестнадцати лет, являющегося собственником транспортного средства, или опекун недееспособного гражданина, являющегося собственником транспортного средства» (ФЗ «О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»)
- «владелец транспортного средства — собственник транспортного средства, а также лицо, владеющее транспортным средством на праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании (право аренды, доверенность на право управления транспортным средством, распоряжение соответствующего органа о передаче этому лицу транспортного средства и тому подобное)» (ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»)
То есть закон разделяет понятия «собственник» и «владелец», так как «владелец ТС» – не всегда собственник, как и «собственник» может не владеть своим ТС в определённый период.
«использование транспортного средства – эксплуатация* транспортного средства, связанная с его движением в пределах дорог (дорожном движении), а также на прилегающих к ним и предназначенных для движения транспортных средств территориях (во дворах, в жилых массивах, на стоянках транспортных средств, заправочных станциях и других территориях). Эксплуатация оборудования, установленного на транспортном средстве и непосредственно не связанного с участием транспортного средства в дорожном движении, не является использованием транспортного средства» (ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»)
*Под использованием транспортного средства следует понимать не только механическое (физическое) перемещение в пространстве, но и все действия, связанные с этим движением и иной эксплуатацией транспортного средства как источника повышенной опасности (Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 26.12.2017 № 58 «О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»)
Таким образом, в контексте тахографии «ВЛАДЕЛЬЦЫ ТС» – ЮЛ, ИП, ФЛ, эксплуатирующие ТС, то есть управляющие ТС на законном основании, например на основании договора лизинга.
Разберем наглядные примеры:
1. Собственником ТС является компания – ООО «Номер 1», которое компания сдает в аренду ИП Иванову И.И., следовательно, собственник ТС — ООО «Номер 1», владелец — ИП Иванов И.И.
Таким образом оснащать ТС тахографом в соответствии с законодательством РФ обязан владелец ТС — ИП Иванов И.И.
2. Собственником ТС является компания – ООО «Номер 1» и данная компания его же и эксплуатирует, управляет им. В данном случае собственник и владелец в одном лице. Оснащать ТС тахографом в соответствии с законодательством РФ обязано ООО «Номер 1».
Законный владелец автомобиля кто это
Статья 4. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:
1) владелец транспортного средства — собственник транспортного средства (за исключением лица, не достигшего возраста шестнадцати лет либо признанного недееспособным), или лицо, владеющее транспортным средством на праве хозяйственного ведения, на праве оперативного управления либо на основании договора лизинга, или один из родителей, усыновитель либо опекун (попечитель) лица, не достигшего возраста шестнадцати лет, являющегося собственником транспортного средства, или опекун недееспособного гражданина, являющегося собственником транспортного средства;
2) государственная регистрация транспортного средства — совокупность регистрационных действий и иных действий в соответствии с настоящим Федеральным законом;
3) идентификация транспортного средства — проводимое без разборки транспортного средства установление тождественности идентификационного номера транспортного средства или идентификационного номера основного компонента транспортного средства (кузова, рамы, кабины) и данных, содержащихся в документе, идентифицирующем транспортное средство, или в электронном паспорте транспортного средства (электронном паспорте шасси транспортного средства);
(в ред. Федерального закона от 30.07.2019 N 256-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
4) прицеп (полуприцеп) — несамоходное устройство, которое спроектировано и изготовлено для его буксировки транспортным средством;
5) регистрационный документ — документ, содержащий сведения о государственном учете транспортного средства, регистрационные данные транспортного средства и иные установленные регистрирующим органом данные;
6) регистрирующий орган — федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел;
7) транспортное средство — наземное самоходное устройство категорий «L», «M», «N» на колесном ходу с мощностью двигателя (двигателей) более 4 киловатт или с максимальной конструктивной скоростью более 50 километров в час, предназначенное для перевозки людей, грузов или оборудования, установленного на нем, а также прицеп (полуприцеп).
Право собственности на автомобиль не зависит от регистрации в ГИБДД
История такая. Мужчина купил машину, оформил договор и должен был за 10 дней поставить машину на учет в ГИБДД . Но на третий день попал в аварию.
Мужчина хотел получить деньги от страховой виновника, но не смог. Страховая решила, что он вовсе и не владелец, так как в ПТС указан другой человек. Договор купли-продажи как будто ничего не значит.
Автовладелец пошел по судам. Районный и областной встали на сторону страховой компании и не приняли договор как подтверждение права собственности. А Верховный дал всем по шапке и сказал, что нет: договор — подтверждение права собственности, со всеми вытекающими.
Надо отметить, что в последнее время Верховный суд только и делает, что говорит:
Итого: если купил машину, то официально становишься ее собственником, когда подписал договор и сел за руль. Если в ПТС указан прежний владелец, а автомобиль не снят с учета в ГИБДД , это не имеет значения.
Кто указан в договоре, тот имеет право делать всё, что может делать собственник. В том числе требовать возмещения ущерба со страховой или виновника ДТП . И хотя регистрация в ГИБДД обязательная и без нее нельзя законно пользоваться автомобилем, к праву собственности это не имеет отношения.
Вообще-то автомобили нужно регистрировать в ГИБДД . Что на это сказал суд?
Действительно, есть такое правило: если право собственности нужно зарегистрировать в госорганах, то покупатель станет владельцем такого имущества только после регистрации. В этом случае договора купли-продажи недостаточно.
Но… следите за руками… это требование касается только недвижимости , а машин не касается. Постановка на учет в ГИБДД — это не регистрация права собственности, а регистрация самого автомобиля.
В законе нет таких правил, чтобы право собственности на автомобиль как-то зависело от регистрации в ГИБДД . Нельзя ограничить законного владельца в правах только потому, что он не снял машину с учета и не указан в ПТС . И заставить кого-то нести ответственность за ущерб, если машина уже продана по договору, но еще не снята с учета, тоже нельзя.
Зачем вообще обращаться в страховую виновника и судиться? Можно обратиться в свою и получить возмещение.
Если человек только что купил машину, у него еще может не быть полиса ОСАГО . Например, он как раз ехал в страховую компанию или вообще не пользовался машиной, а ее повредили на стоянке. Для потерпевшего это неважно: даже без своего полиса можно получить возмещение в страховой виновника ДТП .
ОСАГО — это страхование ответственности. Если виновник застраховал свою ответственность и причинил кому-то ущерб, страховая должна его выплатить.
Если вообще ездить без полиса ОСАГО и нарушать закон, за это оштрафуют на 800 рублей, но не могут отказать потерпевшему в возмещении.
Эти разъяснения про право собственности и регистрацию важны только для ОСАГО ?
Это очень важные разъяснения, которые могут пригодиться в разных ситуациях:
Источник https://atoldrive.ru/press-tsentr/novosti-i-sobytiya/v-chem-otlichie-sobstvennika-ot-vladeltsa-ts/
Источник http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_304041/baabe5b69a3c031bfb8d485891bf8077d6809a94/
Источник https://journal.tinkoff.ru/omg/kto-vladeet-avto/