Требования к техническому состоянию автомобиля и его влияние на безопасность движения — Устройство, техническое обслуживание и ремонт автомобилей

Требования к техническому состоянию автомобиля и его влияние на безопасность движения

Критерии оценки безопасности эксплуатируемых автотранспортных средств (АТС) регламентируются статьями Федерального закона Российской Федерации «О техническом регулировании» и включают в себя:

  • • безопасность дорожного движения;
  • • экологическую безопасность;
  • • пожарную безопасность;
  • • взрывобезопасность;
  • • биологическую безопасность.

В нашей стране установлены три системы обязательных эксплуатационных требований к безопасности АТС, которые обязывают владельцев автомобилей принимать меры по восстановлению их работоспособности и безопасности.

Первая, предусмотренная Правилами дорожного движения, служит основанием для запрещения участия автомобилей в дорожном движении; вторая является основанием для запрещения эксплуатации АТС и применения санкций к собственнику (установлена «Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц. »). Третья определяет требования, предъявляемые при государственном техническом осмотре (установлена техническим регламентом «О безопасности колесных транспортных средств»).

Все эти требования универсальны для АТС разных изготовителей, не зависят от возраста автомобилей и обязательны для соблюдения на территории России всеми собственниками и должностными лицами, ответственными за безопасность автотранспорта. Оценка соответствия эксплуатируемых АТС требованиям технического регламента устанавливается национальными стандартами России.

Классификация эксплуатационных требований к безопасности АТС базируется на составе требований безопасности к техническому состоянию транспортных средств, включающем в себя:

Техническое состояние транспортных средств и его влияние на безопасность дорожного движения

Кухта, В. С. Техническое состояние транспортных средств и его влияние на безопасность дорожного движения / В. С. Кухта, Е. М. Джаналиев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 6 (140). — С. 51-55. — URL: https://moluch.ru/archive/140/39400/ (дата обращения: 11.07.2022).

В статье рассмотрены основные факторы, влияющие на транспортный процесс, произведен анализ неисправностей, оказывающих влияние на уровень дорожной безопасности транспортных средств.

Ключевые слова: дорожно-транспортное происшествие, неисправность, безопасность, транспортное средство

Усовершенствование автомобильных дорог и постепенное приспособление человеческого организма к движению с все большими скоростями позволяют достигнуть огромных скоростей. Развитие конструкции автомобилей, казалось бы, подтверждает это мнение. На протяжении двадцатого века максимальная скорость легкового автомобиля возросла с 30–40 до 120 –200 км-ч; гоночного со 100 до 300 км-ч, а на рекордных автомобилях достигнуты скорости, превышающие 1000 км-ч. Наибольшая скорость отечественных автомобилей возросла вдвое с 40–50 до 85–100 км-ч, скорость междугородних автобусов неуклонно приближается к скорости легкового автомобиля.

Увеличилась втрое и скорость, разрешаемая в городах с учетом требований безопасности. Рост скоростей со всей остротой постоянно ставил перед автомобилистами одну проблему за другой — необходимость эффективного торможения автомобиля, стабилизации колес, управляемости, послеаварийной и экологической безопасности, каждый раз требовался радикальный пересмотр конструкции автомобиля, иные методы управления им и параллельно существенное изменение условий движения, качества дорог и управления дорожными движениями, введение новых правил, организация технического обслуживания [1].

Автомобиль достиг такого уровня совершенства, когда он редко отказывает в исполнении команд водителя. Человек, хоть и развился физически и духовно, сохранил почти на прежнем уровне быстроту реакции. Пока человек молод, его реакция быстрее, но он подвержен азарту соревнования, увлечен скоростью. Когда он в летах его реакция замедляется. Но в любом возрасте он испытывает влияние: условий освещения, климата, пережитых незадолго до управления автомобилем радостей или огорчений, поглощенных пищи и лекарств, не говоря уже об алкоголе; важно отметить, что более половины дорожно-транспортных происшествий происходит по вине водителей.

Безопасность дорожного движения стала проблемой номер один в Республике Казахстан. Автомобили создавались на пользу и радость людям, но их развитие было таким стремительным и пошло по такому направлению, что вошло в резкое противоречие с развитием городов и дорог, с психофизиологическими возможностями людей, с необходимыми топливными и иными ресурсами. Безопасность движения зависит от множества факторов. Водитель может повлиять лишь на ходовые качества автомобиля — что, однако, весьма существенно, тогда как на его движение прямо или косвенно оказывают влияние все остальные факторы.

Техническая эксплуатация автомобилей определяет следующие факторы транспортного процесса:

  1. Материальные затраты на поддержание автомашин в работоспособном состоянии. Всего в Казахстане в год расходуется около 100 млн $ на поддержание автомобилей в работоспособном состоянии, в России — 1 млрд $, в США — около 25 млрд $, в мире — около 80 млрд $. По данным Американской автомобильной ассоциации (ААА) среднегодовые затраты в целом на эксплуатацию автомобиля в США составляют 1700 $.
  2. Трудовые затраты. Структура трудовых затрат за всю жизнь автомобиля определяется соотношением: изготовление — 2 %, ТЭА — 91 %, капитальный ремонт (КР) — 7 %. Трудоемкость изготовления автомобиля в России составляет около 150 нормо-часов, в то время, как в силу старения автопарков, трудоемкость ТО, текущего ремонта (ТР) и капитального ремонта (КР) превышает 1000 нормо-часов. В настоящее время в Казахстане в области ТЭА занято более 150 тыс. человек.
  3. Вредное влияние на человека и среду. Экологичность автомобиля определяется количеством и составом отработавших газов (ОГ) (самые вредные — СО, СnНm, NОх и бензапирен, а также свинец для этилированных бензинов), шумами, вибрациями, отработавшими техническими жидкостями.
  4. Безопасность дорожного движения. Ежегодно по вине автомобильного транспорта в Казахстане гибнет около 2 тыс. человек, в России — около 30 тыс. человек, в США — около 50 тыс. В среднем на каждые 200 тыс. км движения водитель попадает в ДТП с тяжелыми последствиями [2].
Читать статью  Консультация " Безопасность ребенка в автомобиле" | Консультация на тему: | Образовательная социальная сеть

Технически неисправные автомобили являются причиной около 10 % ДТП, в том числе по неисправностям (рис. 1.):

Рис. 1. Виды неисправностей

  1. Потребление топливно-энергетических ресурсов. Основной источник их для АТ — нефть, где расходуется около 70 % топлив нефтяного происхождения от общих расходов на транспортном комплексе. Неграмотная техническая эксплуатация автомобилей вызывает по прогнозам полуторный перерасход топливно-энергетических ресурсов.

Также важно отметить, что одной из важнейших проблем стоящих перед автомобильным транспортом, является повышение эксплуатационной надежности автомобилей, и снижение затрат на их содержание. Решение этой проблемы, с одной стороны, обеспечивается автомобильной промышленностью, за счет:

− выпуска автомобилей с большой надежностью и технологичностью (ремонтопригодностью).

С другой стороны за счет:

− совершенствования методов технической эксплуатации автомобилей;

− повышения производительности труда;

− снижения трудоемкости работ по техническому обслуживанию (ТО) и ремонту автомобилей;

− увеличения их межремонтных пробегов.

Это требует создания необходимой производственной базы для поддержания подвижного состава в исправном состоянии, широкого применения средств механизации и автоматизации производственных процессов, расширения строительства и улучшения качества дорог.

Требования к надежности транспортных средств повышаются из-за:

− роста скоростей и интенсивности движения,

− мощности, грузоподъемности и вместимости автомобилей,

− технологической и организационной связи автомобильного транспорта с обслуживающими предприятиями и другими видами транспорта.

Содержание автомобильного парка страны требует больших затрат, связанных с его ТО и ремонтом. Автомобильный транспорт расходует значительное количество запасных частей, материалов, использует при ТО и ремонте разнообразное технологическое оборудование и оснастку.

Автомобиль представляет собой сложную систему, совокупность совместно действующих элементов — систем и механизмов, обеспечивающих выполнение ее функций.

По отношению к автомобилю элементами являются агрегаты и механизмы, а по отношению к агрегатам и механизмам — детали. Автомобиль, агрегат, механизм, деталь могут объединяться общим понятием — объект или изделие. Современный автомобиль среднего класса состоит из 15–18 тыс. деталей, из которых 7–9 тыс. теряют свои первоначальные свойства при работе, причем 3–4 тыс. деталей имеют срок службы меньше, чем автомобиль, и являются объектом особого внимания при эксплуатации. Из них 150–300 деталей «критических» по надежности, чаще других требуют замены, вызывают наибольший простой автомобилей, трудовые и материальные затраты в эксплуатации и как следствие могут повлиять на безопасность дорожного движения.

В процессе эксплуатации автомобиль взаимодействует с окружающей средой, а его элементы взаимодействуют между собой. Это взаимодействие вызывает:

− их взаимные перемещения,

− химические преобразования и изменение в процессе работы физических величин и конструктивных параметров:

− взаимного расположения деталей, зазоров,

− электрических и других данных — что несет в себе опасность возникновения ДТП или вредного воздействия на экологию.

В процессе работы автомобиля параметры технического состояния изменяются от начальных или номинальных значений до предельных, что обуславливает соответствующее изменение диагностических параметров. Например, при работе тормозов в результате изнашивания тормозных накладок и барабанов происходит увеличение зазора между накладками и тормозными барабанами, что вызывает рост тормозного пути и возникновению «шума» [3].

Различают пять видов технического состояния автомобиля:

  1. Исправное состояние (исправность) — состояние автомобиля, при котором он соответствует всем требованиям нормативно-технической и конструкторской документации (НТКД).
  2. Неисправное состояние (неисправность) — состояние автомобиля, при котором он не соответствует хотя бы одному из требований НТКД.
  3. Работоспособное состояние (работоспособность) — состояние автомобиля, при котором значения всех параметров, характеризующих способность выполнять заданные функции, соответствуют требованиям НТКД.
  4. Неработоспособное состояние (неработоспособность) — состояние автомобиля, при котором значение хотя бы одного параметра, характеризующего способность выполнять заданные функции, не соответствует требованиям НТКД. Неработоспособный автомобиль всегда неисправен, а работоспособный может быть и неисправным.
  5. Предельное состояние — состояние автомобиля или его конструктивного элемента (КЭ), при котором его дальнейшая эксплуатация недопустима или нецелесообразна, наступает при превышении допустимых пределов эксплуатационных параметров. При достижении предельного состояния требуется ремонт КЭ или автомобиля в целом. Например, недопустимость и нецелесообразность эксплуатации автомобильного двигателя, достигшего предельного состояния, обусловлена возрастанием токсичности отработавших газов (ОГ), шумов, вибраций, расходов топлив, масел и т. д.

Надежность автомобиля — это свойство автомобиля выполнять заданные функции, сохраняя свои эксплуатационные показатели в заданных пределах в течение требуемого отрезка времени или наработки. А это значит, что надежность — это способность автомобиля работать без поломок и преждевременного износа деталей, нарушения регулировок механизмов и систем, то есть работать без остановок по техническим причинам в течение определенного времени (пробега).

Надежность в основном зависит:

− от запасов прочности деталей и рациональности конструкции узлов, определяющих работоспособность автомобиля;

− от стабильности регулировки механизма;

− от безотказности действия систем питания и зажигания двигателя;

− от совершенства технологии и качества изготовления как самого автомобиля, так и всех используемых на нем изделий и конструкционных материалов смежных изготовителей;

− от качества и своевременности технического обслуживания и ремонта автомобиля.

В свою очередь, надежность, как комплексный показатель, обусловливается:

Изменение технического состояния автомобилей, агрегатов и механизмов происходит под влиянием постоянно действующих причин, обусловленных работой самих механизмов, случайных причин, а также внешних условий, при которых работает или хранится автомобиль. К случайным причинам относятся скрытые дефекты и перегрузки конструкции, превосходящие допустимые пределы и др.

Основными постоянно действующими причинами изменения технического состояния деталей и автомобиля в целом являются:

− физико-химические изменения материала деталей (старение).

Знание основных причин изменения технического состояния важно как для совершенствования конструкции автомобилей, так и для выбора наиболее эффективных мероприятий по предупреждению неисправностей в эксплуатации.

Читать статью  Правила пожарной безопасности в гараже - Памятки населению по безопасности при пожаре - Главное управление МЧС России по Еврейской автономной области

В практике обычно выделяют изнашивание:

− абразивное (следствие режущего и царапающего действия твердых частиц);

− эрозионное (в результате воздействия потока жидкости или газа);

− усталостное (когда поверхностный слой материала в результате трения и циклической нагрузки становится хрупким и разрушается);

− окислительное (сочетание механического изнашивания и агрессивного действия среды);

− изнашивание при дретинге (при малых колебательных движениях);

− электроэрозионное изнашивание (под воздействием разряда при прохождении электрического тока).

Сегодня прослеживается однозначная тенденция у ведущих западных фирм в отрасли автомобилестроения снижение срока службы автомобиля. Можно вспомнить двигатели «миллионники» которые сегодня успешно ушли в историю автопрома. Причина этого простая, к моменту списания автомобиля в металлолом в большинстве случаях двигатель выработать свой моторесурс не успевал.

Вместе с тенденцией, которая зародилась в машиностроении примерно в конце восьмидесятых годов прошлого столетия, а сегодня здесь достигнут значительный результат — это значительный рост надёжности узлов автомобиля.

Эти два фактора свели на нет проведение капитальных ремонтов автомобилей, необходимость в капитальных ремонтах отпала.

Сегодня важнейшим фактором поддержания транспортных средств в технически исправном состоянии является техническое обслуживание автомобиля. Применение планово предупредительного ремонта автомобиля, несомненно, повысит безопасность дорожного движения.

Очень большое количество параметров в автомобиле сегодня контролирует компьютер. Сообщая водителю, что тот или иной параметр вышел за пределы установленные производителем автомобиля. Это позволяет предупреждать аварийную ситуацию на дороге.

Наиболее существенно влияет на безопасность дорожного движения состояния ходовой части автомобиля. Количество параметров контролируемых процессором автомобиля в ходовой части автомобиля минимально, а контроль износа трущихся пар полностью отсутствует.

Поэтому при проведении плановых ТО постоянно уделять внимание состоянию ходовой части автомобиля.

  1. Афанасьев Л. Л. Конструктивная безопасность автомобиля [Текст] / Л. Л. Афанасьев, А. Б. Дъяков, В. А. Иларионов. — М.: Машиностроение, 1983. — 212 с.
  2. Иларионов В. А. Правила дорожного движения и основы безопасного управления автомобилем [Текст]: учебник для ПТУ / В. А. Иларионов, А. И. Куперман, В. М. Мишурин. — М.: Транспорт, 1991. — 416 с.
  3. Допматовский Ю. А. Автомобиль в движении. — М.: Транспорт, 1987. — 283 с.

Основные термины (генерируются автоматически): автомобиль, состояние автомобиля, автомобильный транспорт, дорожное движение, Казахстан, исправное состояние, параметр, работоспособное состояние, Россия, скорость, США, техническое обслуживание, ходовая часть автомобиля.

Как техническое состояние автомобиля влияет на безопасность движения. Часть 1

Что грозит тем, кто не следит за своей машиной.

Живу за городом, поэтому много времени провожу за рулем, каждый день проезжаю минимум 150 километров. Когда стоишь в пробке, обращаешь внимание на автомобили которые находятся вокруг — и некоторые наблюдения немного угнетают. Вместо талона технического обслуживания появилась диагностическая карта. Она должна убрать с дорог общего пользования опасные и неисправные автомобили, но с её появлением ничего не изменилось. Поэтому, когда мне предложили выступить экспертом и написать пост в рамках всероссийского проекта «Тотальный экзамен», я с радостью использовал эту возможность. TOTAL совместно с KP.ru и Drive2.ru напоминают о важности соблюдения ПДД и предлагают любому желающему проверить свои знания. Лучшие получат призы, но об этом чуть позже.

Каждый день случаются аварии. В том числе из-за водителей, которые халатно подошли к обслуживанию своего автомобиля. Это при том, что в правилах дорожного движения есть список неисправностей, с которыми запрещено эксплуатировать автомобиль.

Тормозная система: тормозные диски

На многих автомобилях установлена система оповещения об износе колодок. Как правило, датчик износа колодки подает сигнал на приборную панель и у водителя есть примерно 800–1000 километров, чтобы найти время для посещения сервиса. То же самое нужно делать, как только при торможении появляется скрежет или любой другой посторонний звук. Однозначного ответа, насколько хватит комплекта новых колодок, нет. Все зависит от стиля вождения и состояния суппорта. Те, кто любит гонять или меняя колодки не обслуживает суппорт меняют колодки раз в 10–15 тыс. км. Те, кто ездит спокойно и обслуживает тормозную систему — 30–50 тыс. км.

Насторожитесь, если:
— Педаль тормоза стала непривычно реагировать на усилие;
— Ощутимо увеличился тормозной путь;
— Во время торможения бьёт руль;
— Во время торможения машину сносит.

Если отказали тормоза:
— Не паниковать и несколько раз сильно нажать на педаль тормоза, чтобы убедиться, что проблема действительно в тормозной системе.
— Включить пониженную передачу и таким образом сбавить скорость.

С ручной коробкой передач все просто. Если дорожная ситуация позволяет, можно опуститься до первой передачи, а с автоматической надо перейти в ручной режим, и переходить на пониженную передачу. Дальше нужно использовать ручной тормоз, который на современных автомобилях выглядит как обычная кнопка и уже не получится контролировать тормозное усилие. Нажимаете и ждёте результата. Если машину начинает заносить, отпускаете кнопку и выжимаете снова, как только автомобиль выровняется — и так до полной остановки. Во время экстренных маневров лучше включить аварийную сигнализацию, чтобы другие участники дорожного движения успели среагировать на ваши действия. Затем вызывать эвакуатор и отправляться в сервис.

Элементы подвески: рычаги, тяги, опоры, пружины и амортизаторы

Ходовая часть современного автомобиля состоит из многих элементов, которые в комплексе обеспечивают комфортное и безопасное передвижение. Выход из строя хотя бы одного элемента приводит к дальнейшему разрушению всей подвески. Как только появятся проблемы с управляемостью, нехарактерные звуки-стуки, лучше сразу обратиться в сервис.

Читать статью  Правила пожарной безопасности на АЗС: требования, нормы

Звучит вроде не так уж и страшно, но с регулярным постоянством наблюдаю стоящие на дороге машины с оторванным колесом. Чаще всего дело в шарнире равных угловых скоростей (ШРУС) или в шаровой опоре. И то и другое обездвижит машину в самый неподходящий момент. Пыльник, который защищает эти детали от влаги, пыли и грязи, не даёт уйти густой смазке, которая обволакивает детали. Любое повреждение пыльника приводит к нарушению герметичности и дальнейшему выходу детали из строя.

Если чувствуете, что колесо вот-вот оторвёт или уже оторвало:
— Выставить руль прямо, нажать на тормоз (если он всё ещё работает);
— Включить аварийку, выставить знак аварийной остановки;
— Вызвать эвакуатор.

Система вентиляции и кондиционирования: кондиционер

Пренебрежение элементарной процедурой по замене салонного фильтра может усложнить длительную поездку или даже привести к печальным последствиям. Салонный фильтр защищает от выхлопных газов других автомобилей, пыли, пуха и прочих частиц, что находятся в уличном воздухе. Со временем он забиваться и требует замены, но многие его в лучшем случае пылесосят. Появляется неприятный запах, потеют стекла. Если с первым многие свыкаются, то второе мешает обзору или заставляет отвлекаться от управления (протереть стёкла, повернуть ручку кондиционера на максимум, покрутить дефлекторы) и может привести к ДТП. Производители рекомендуют менять салонный фильтр раз в год или в 15.000 километров. Если вы сомневаетесь в этом регламенте, попросите мастера показать вам старый фильтр и все сразу станет ясно. Как правило, они забиты грязью и пылью.

Также забитый салонный фильтр может стать причиной поломки кондиционера. Когда фильтр не работает, грязь скапливается на постоянно мокром отопителе. Она начинает загнивать, давать неприятный запах и становится причиной коррозии отопителя. Когда очаги коррозии пробьют алюминиевую трубку, уйдёт фреон. Автолюбитель, который не привык следить за машиной скорее всего не обратит на это внимание: будет потеть и страдать. Здесь важно помнить, что при сильной жаре в салоне внимание водителя рассеивается, реакция ухудшается, а это тоже риск ДТП.

Система рулевого управления: гидравлическая и электрическая

У машины, за которой не следят могут появиться проблемы с рулевым управлением. Обычный люфт руля — уже веский повод обратиться в сервис. Чем больше люфт, тем сложнее управлять автомобилем. Случается, что выходит из строя усилитель руля, поворачивать его становится сложно — это ещё один повод срочно записаться на сервис.

Опасность выхода из строя рулевого управления на ходу заключается в том, что автомобиль становится непредсказуемом и неуправляемым в один миг. А в следующую секунду есть вероятность улететь в кювет или на встречную полосу. Как только почувствовали провалы в управлении надо сразу снижать скорость и останавливаться на обочине, если такая возможность конечно есть. И конечно включать аварийную сигнализацию, чтобы информировать других участников дорожного движения и не создавать помех для других транспортных средств. Потом вызывать эвакуатор и отправляться в сервис.

Электрооборудование

Современный автомобиль наполнен датчиками, косами, блоками управления и электронными системами. Всё рассчитано и вмешательства в систему обычно заканчиваются плачевно — доверяйте такие работы компетентным проверенным электрикам, даже если это элементарная процедура по добавлению провода для видеорегистратора. Отсутствия должного уровня квалификации специалиста может привести стать причиной возгорания. Обычно автомобиль успевает сгореть за 5-7 минут.

В классической схеме работы электрической цепи автомобиля генератор заряжает аккумуляторную батарею, которая дает питание всем системам транспортного средства, а она в свою очередь накапливает и держит электроэнергию. Выход из строя батареи или генератора может обездвижить автомобиль. Этого можно избежать, если заблаговременно обратить внимание на обслуживание этих элементов. Срок эффективной работы аккумулятора в европейской части России — 4–5 лет. Старайтесь не пренебрегать своевременной заменой аккумулятора.

Генератор может перестать работать из-за обрыва ремня, благодаря которому крутится его шкив. Также он может сломаться от времени. При первых признаках проблем записывайтесь в сервис. Вроде бы ничего страшного — подумают некоторые, но нет. Двигаться с неисправным генератором нельзя: когда аккумулятор разрядится, будет невозможно включить аварийный сигнал. Другой участник движения скорее всего не заметит такой автомобиль и влетит в него на скорости — причины читателю и так понятны.

Следуя этим простым рекомендациям, вы сможете не только поддерживать автомобиль в отличном состоянии, но обеспечите безопасную эксплуатацию на дорогах общего пользования.

Совсем скоро я опубликую вторую часть материала, а пока этого не случилось — освежите знания ПДД и дорожной безопасности на сайте «Тотального экзамена». Первые 200 человек с лучшими результатами получат 3000 ₽ или 2000 ₽ на покупки в интернет-магазине OZON.ru. Вот что нужно сделать:

— Сдать экзамен с 28 ноября по 4 декабря включительно.
— Выложить результаты теста на страничке ВКонтакте, в фейсбуке, одноклассниках или на DRIVE2 с хештегом #Totalныйэкзамен.
— Дождаться подведения итогов.

Источник https://studref.com/609774/tehnika/trebovaniya_tehnicheskomu_sostoyaniyu_avtomobilya_vliyanie_bezopasnost_dvizheniya

Источник https://moluch.ru/archive/140/39400/

Источник https://www.drive2.com/b/516200644227367826/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: