Смазка тормозов
Что общего имеют тормозные механизмы и автомат Калашникова?:) Правильно! Их исправная работа требует периодической чистки — смазки!
Универсальные составы не подойдут! Требуется специализированная
смазка для тормозов.
При этом каждый элемент требует специфический состав в отдельности.
Вдаваться глубоко в тему не стану. Опишу проверенные оригинальные смазки тормозов автомобиля лидирующих производителей тормозных систем плюс некоторые заменители.
Описываемую смазку тормозов купить проблем не составит! Взамен автолюбитель получит исправные надежные механизмы на долгие годы.
Оптимальная периодичность обслуживания тормозов — ежегодно, минимальная — при замене колодок.
Смазка для поршня (цилиндра) тормозов.
Монтажная паста ATE Bremszylinder-Paste (тюбик 180 мл).
Наносится тонким слоем (удобно кисточкой) на поверхности цилиндра, наружные части поршня, сальник и внутреннюю часть пыльника поршня суппорта дискового тормоза. Используется также для смазки рабочих цилиндров, поршеньков и внутренней поверхности пыльников барабанного тормоза. Излишки смазки удаляются после монтажа. Высокотемпературная, устойчива к тормозным жидкостям, не вредит резине. Также используется при монтаже штуцеров (фитингов) тормозных трубок (шлангов).
Смазка для направляющих суппорта (направляющих пальцев скобы дискового суппорта).
Консистентная смазка для деталей тормозной системы фирмы TRW- Lucas PFG110 (тюбик 25 грамм).
Наносится тонким слоем на направляющие пальцы (штифты, болты), отверстия и под резиновые манжеты. Используется для смазки стояночного тормоза (тяговых элементов). Устойчива к гликолевым тормозным жидкостям (dot3, dot4, dot5.1), безвредна для резины, высокотемпературная. Усердствовать с большим количеством не стоит, иначе смазку выдавит.
ВНИМАНИЕ: на направляющие пальцы скоб открытого типа (тормозных систем ATE) смазка не наносится! Пальцы в резиновых втулках работают на сухую.
Универсальная высокотемпературная смазка для тормозов «антискрип».
Вариант первый: ATE Plastilube.
Вариант второй: российская смазка
ВМПАВТО МС 1600.
Объем упаковок различный. Предотвращают коррозию колодок в направляющих, облегчают их движение, избавляют от писка тормозов. Устойчивы к тормозным жидкостям и вымыванию. Используются для смазки противоскрипных пластин дискового тормоза, обратной стороны и направляющих тормозных колодок суппорта (скобы). Не путать с направляющими пальцами скобы! В барабанных тормозах смазываются места контакта колодок со щитком, механизм подвода колодок. Не следует допускать контакта с резиновыми пыльниками.
Смазка дисковых тормозов может осуществляться по схеме ниже (красный цвет — места нанесения первой описанной смазки, зеленый — второй, синий — универсальных смазок тормозов).
Смазка барабанных тормозов осуществляется следующим образом по схеме:
Однако, могут иметься некоторые особенности. Например, смазку передних дисковых суппортов и задних барабанных тормозных механизмов Тойота Авенсис описал отдельными статьями.
Достойных специализированных смазок тормозов, конечно, гораздо больше. Но достаточно иметь всего три (или даже два — для тормозов ATE) наименования, чтобы тормозная система работала безотказно.
Смазка для суппортов и направляющих: как и зачем?
Тормозной суппорт – исполнительный механизм системы, обеспечивающей плавную или экстренную остановку транспорта. Немного раньше мы уже рассматривали устройство, разные модификации этого элемента, а также процесс замены.
Теперь сосредоточимся на одной тонкости, которую иногда упускают при замене тормозной колодки каждого колеса. Это смазка направляющих пальцев и плавающей скобы. Рассмотрим, какой для этого нужен материал, и зачем это делать.
Зачем смазывать суппорт
Большинство бюджетных автомобилей оснащаются комбинированным типом тормозной системы. В таких транспортных средствах сзади устанавливаются барабаны, а спереди – дисковый вариант с суппортами. В основном они однотипные за исключением незначительных отличий (в основном формой конструкции или отдельных ее частей).
Большинство деталей механизма, когда активируется тормозная система, двигаются, поэтому их нужно смазывать. Помимо посторонних звуков несмазанные элементы в самый неподходящий момент просто заблокируются. Если этот механизм будет неисправен, движение на таком автомобиле становится невозможным. Хотя бы потому что это требование, указанное в правилах дорожного движения.
Что творится в суппортах во время работы
Среди элементов, воспринимающих самые высокие нагрузки, являются тормозные суппорты. Когда водитель жмет на тормоз, температура колодки и диска могут повыситься до 600 градусов. Конечно, это зависит от скорости транспортного средства.
Устройство этого механизма особенно тем, что при сильном нагреве оно также быстро охлаждается. Однако в процессе активации системы палец всегда подвергается сильному нагреву.
Кроме этого элемента в некоторых случаях плавающая скоба тоже может нагреться. Правда, такое чаще происходит при спусках по серпантинным горным дорогам. Но если водитель часто ускоряется и резко тормозит, он может подвергнуть суппорт такому перегреву.
Каким качественным бы ни было охлаждение механизма, ни один производитель не смог разработать такую систему, которая защищала бы деталь от воздействия влаги и мелких абразивных частиц в грязи. Для сохранения эффективности работы устройства в таких ситуациях важное условие – смазка подвижных элементов.
Чем смазывать тормозные суппорта
Стоит учесть, что не любой смазывающий материал подойдет для этой процедуры. Например, если после замены моторного масла часть жидкости осталась, ее нельзя использовать в данном случае.
Для этого производителями разработана специальная паста. В магазинах автозапчастей и расходных материалов можно найти как бюджетные, так и более дорогие смазки суппортов. Вот небольшой перечень самых распространенных:
- Один из самых бюджетных вариантов – МС1600. Паста реализуется в тюбиках по 5-100 грамм. Удобно, если нет необходимости приобретать материал с запасом;
- Для автомобилей, эксплуатируемых в сложных условиях, есть более эффективная смазка фирмы Liqui Moli. Материал отлично справляется с высокими температурами и повышенной влажностью;
- Если машина часто передвигается по серпантинным дорогам, TRW – неплохой вариант для такого транспорта;
- Для тормозной системы, установленной на авто для offroad-поездок, существует материал Permatex;
- Самый дорогой, но при этом отличающийся своей надежностью смазочный материал – от автопроизводителя VAG;
- Если при работе тормоза издают специфический шум, чем бы они ни были смазаны, отличный вариант для таких случаев – паста от Bosch.
На что следует опираться при выборе смазки? Не стоит отталкиваться от стоимости материала, потому что каждая из паст предназначена для своего типа транспорта, и проявит эффективность именно в тех условиях, для которых она создана. Но однозначно не стоит приобретать самую дешевую.
Как смазать суппорта
В процедуре смазки нет ничего сложного. Если автомобилист способен разобрать суппорт, а затем его правильно собрать, то и со смазкой он справится. Вот небольшая инструкция, как выполняется процедура:
- Разбираем суппорт (о том, как его снять и затем поставить на место, читайте здесь);
- Удаляем грязь и ржавчину;
- Если присутствует ржавчина (а она будет в подавляющем большинстве автомобилей), то удаление налета необходимо выполнить с применением механической обработки, а не какими-то средствами;
- Обезжириваем обрабатываемую поверхность;
- Смазываем пальцы суппорта, колодки с тыльной стороны и пластины скобы;
- Обычно если смазки наложено много, ее излишек выдавится наружу при монтаже детали;
- Смазать поршень оказывается еще проще – для этого используется не паста, а жидкость. Ее наносят при помощи обычного шприца;
- Собираем механизм обратно и устанавливаем на поворотный кулак.
Требования, предъявляемые к смазке суппортов
Итак, не каждый смазочный материал подойдет для обработки суппортов. Вот каким требованиям должен соответствовать материал:
- Должен выдерживать хотя бы нагрев до двух сотен градусов;
- Если температура на механизме достигнет около пяти сотен по Цельсию, то материал не должен оплавляться и вытекать из суппорта. В противном случае детали вместо пасты будут «обработаны» грязью;
- Не должна вымываться водой и быть устойчивой к воздействию автохимии, которая может использоваться при мойке или обработке колес, а также в самой тормозной системе (ТЖ);
- Нельзя, чтобы материал вступал в реакцию с резиновыми и пластиковыми элементами, разрушая их структуру.
Если учесть все эти факторы, становится ясным, почему для смазки этих элементов разработана специальная паста или жидкость. По этим причинам нельзя использовать литол или графитовую смазку – они вытекут сразу же после первого нажатия на педаль тормоза во время остановки машины.
Виды смазок тормозных суппортов
Существует два типа смазочных материалов для смазывания суппортов. Первая категория – универсальные. Они используются для обработки разных деталей. Второй тип имеют узкую направленность. Они относятся к категории профессиональных смазок, и применяются для каждой детали в отдельности.
В арсенале некоторых компаний можно найти такие типы смазочных материалов:
- Для тормозного цилиндра (закладывается под его пыльник);
- Противоскрипная паста, цель которой – устранять шумы для деталей, функция которых – направлять скобу во время ее перемещения;
- Материал, который наносится на противоскрипную пластину, а также на нерабочую часть тормозной колодки.
Такие смазки используют ведущие мировые автопроизводители. Помимо этих паст компании также реализуют растворы для очистки от ржавчины и тормозную жидкость.
К неплохому варианту бюджетного аналога можно отнести пасту американского производства, Slipkote 220-RDBC, а также отечественную продукцию MC1600. Оба материала обладают неплохими свойствами при контакте с водой и многими химическими веществами, а цена – доступна для большинства автомобилистов.
Какая смазка для суппортов лучше?
В первую очередь стоит обратить внимание на смазки, которые рекомендует использовать производитель. Если использовать неподходящий материал, во время торможения он может спечься и заблокировать устройство.
Самое главное условие – термическая устойчивость. В этом случае смазка не потеряет своих свойств даже в активном режиме. Если использовать материалы, которые не выдерживают высокий температурный режим, они быстро теряют свои свойства из-за высыхания.
Нередко материал, которым обрабатывается колодка, не предназначен для смазывания противоскрипных деталей или пальцев. Это обязательно будет указываться на упаковке с пастой.
Когда смазка неэффективна и требуется замена
Часто бывает так, что автомобилисты пытаются исправить поломку некоторых элементов суппорта их смазкой. Стоит учесть, что смазка только обеспечивает плавное перемещение элементов, но не устраняет выработку на них.
По этой причине, если детали начали стучать в результате сильного износа, правильно было бы не накладывать толстый слой пасты, а заменить механизм. Некоторые детали ремонтируются при помощи ремкомплекта.
И в завершение предлагаем посмотреть, как выглядит процедура на примере конкретного автомобиля:
Смазка при замене тормозных колодок
В тормозных механизмах допустимо использовать только такие смазки, которые отвечают жёстким требованиям производителя авто. Связано это с тем, что состав подвергается высокой тепловой нагрузке и воздействию солей, воды и тормозной жидкости. При этом смазки не должны вступать в реакцию с пластмассовыми деталями и эластомерными уплотнителями.
Для чего нужна тормозная смазка?
Результат применения тормозной смазки зависит от области ее нанесения. Покрытие направляющих в колодцах скоб суппорта приводит к увеличению плавности хода, снижению износа, уменьшению риска заклинивания и появления задиров.
Есть средства, способствующие устранению высокочастотных скрипов. Они позволяют снизить посторонний шум во время торможения. Также противоскрипные пасты защищают от коррозии.
Для облегчения разборки применяют составы от прикипания деталей. Они имеют медную либо никелевую основу и обладают противоскрипными свойствами.
Смазывание посадочных поверхностей облегчает сборку суппортов. При этом применение специальных средств для упрощения монтажа поршней в цилиндры способствует снижению риска возникновения коррозии.
Требования к смазкам
Смазка должна соответствовать таким требованиям:
- не застывать при низких температурах окружающей среды;
- быть инертной по отношению к воде и тормозной жидкости;
- иметь высокую рабочую температуру (150-180°С);
- не вступать в химическую реакцию с деталями тормозного механизма, не вызывать деформацию пыльников;
- температура каплепадения должна отсутствовать либо быть максимально высокой;
- проявлять химическую стойкость к агрессивным веществам;
- не вытекать и не плавиться на протяжении всего срока службы;
- иметь антикоррозийные свойства;
- не давать прикипать контактирующим поверхностям;
- не вымываться продолжительное время.
Во многих тормозных механизмах применяют каучук, в основе которого лежит сополимер этилена, пропилена и диенового мономера. Каучук обладает высокой чувствительностью к качеству смазки.
Что смазывать при замене тормозных колодок
Выполняя замену колодок переднего или заднего тормоза, нужно наносить смазочный материал на направляющие суппорта. Это позволит защитить их от закисания, деформации, коррозии, а также снизить механический износ. Если на автомобиле стоит тормозная система компании ATE с направляющими открытого типа, наносить спецсредства категорически запрещается.
Для снижения высокочастотного звука нужно нанести тонкий слой пасты между пластиной и нерабочей стороной колодки. Рекомендуется покрыть спецсредством и торцы расходника. Это позволяет предотвратить трение колодки о суппорт. Использовать колодочную смазку для направляющих запрещено — разбухнут резиновые пыльники. Герметичность будет утрачена, влага попадет внутрь, пойдёт процесс коррозии.
Смазка при замене тормозных колодок наносится и на удерживающие их пластины. Она позволяет уменьшить громкость посторонних звуков и защищает от ржавчины. Стоит наносить пасту не только на скобы, но и на посадочные места.
Для надежной работы дисковых тормозов рекомендуется смазывать поршень. Это позволит ему беспрепятственно двигаться внутри цилиндра. Важно, чтобы состав не вступал в реакцию с тормозной жидкостью. Более подробно влияние ТЖ на смазку рассмотрено в видео:
Для нанесения средства поршень снимать не обязательно. Высок риск разрыва манжеты, поэтому при обслуживании узла важно соотносить риск повреждения пыльника и необходимость менять смазку на поршне. При отсутствии должных навыков лучше обратиться в автосервис.
Крепежные соединения обрабатывайте спецсредствами. Потом будет проще разбирать механизм. Для предотвращения самопроизвольного откручивания или повреждения резьбы требуется контролировать момент затяжки с помощью динамометрического ключа.
Если замена колодок предполагает установку нового диска, поверхность под ним следует покрыть средством от прикипания. Подойдёт медная смазка в аэрозольных баллончиках. Факел распыления нужно направлять аккуратно, чтобы жидкость не попала на резиновые или пластиковые поверхности.
Чем смазывать суппорт
Средства для суппортов изготавливаются преимущественно на медной или керамической основе. В состав могут входить минеральные, полусинтетические и синтетические масла.
Molykote Cu−7439 Plus
Molykote Cu−7439 Plus делают из мелкодисперсного медного порошка. Пасту можно применять с суппортами автогигантов Land Rover, Honda, Subaru, Nissan. Molykote Cu−7439 имеет много преимуществ — о них рассказывает видео:
МС−1600
МС-1600 — лучшая отечественная паста. У неё широкий рабочий температурный диапазон — от -50°С до 1000°С. МС−1600 не вступает в химическую реакцию с ТЖ DOT 3, DOT 4, DOT 5.1. Взаимодействует с DOT 5.0.
XADO VeryLube
XADO VeryLube — спрей зеленого цвета с артикулом XB40019. Наносить его нужно слоями. Следует выдерживать каждый слой до момента, пока он полностью не высохнет. Стандартной емкости в 320 мл хватит для обработки всех суппортов на автомобиле.
SLIPKOTE 220‐R DBC
Лучшими противоизносными и антиокислительными свойствами обладает средство на основе синтетического очищенного масла — SLIPKOTE 220‐R DBC. Применяется с тормозными механизмами многих новых автомобилей. В рознице SLIPKOTE 220‐R DBC можно встретить в упаковке Toyota с артикулом 0888780609.
Как правильно наносить
Направляющие покрывайте тонким слоем. Небольшое количество вещества нужно заложить в колодец на скобе. После сборки следует проверить резиновый пыльник.
Прежде чем приступать к монтажу колодок, нужно нанести пасту между антискрипной пластиной и нерабочей стороной. Для равномерного распределения рекомендуется провести несколько полосок, которые потом расплющатся под давлением.
От выбора смазки и способа её нанесения зависит надежность работы тормозной системы машины. Поэтому нужно внимательно подходить к выбору средства и не использовать неподходящие смазочные вещества — даже если они гораздо дешевле.
Источник https://go4gu.ru/smazka-tormozov/
Источник https://avtotachki.com/smazka-dlya-supportov-i-napravlyayushhih-kak-chem-i-zachem/
Источник https://ddcar.ru/blog/poleznoe/smazka-pri-zamene-tormoznyh-kolodok